Социальные аспекты девиации несовершеннолетних



страница1/8
Дата15.05.2016
Размер1.41 Mb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8

Федеральное агентство по образованию

Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)


Д.Э. Пилиева

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)


Владикавказ 2010

Д.Э. Пилиева

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

Владикавказ 2010

ББК 60.56 (2 Рос.Сев.)

301


Пилиева Д.Э.

Социальные аспекты девиации несовершеннолетних (опыт социально - демографического анализа) (Северо-Кавказский горно-металлургический институт, государственный технологический университет); Науч. ред. К.С. Дзагоев. Владикавказ: Терек, 2010 – 153с.


В монографии рассматриваются основные теоретические подходы к проблемам отклоняющегося поведения детей и подростков в зарубежной и отечественной социологической литературе.

Выявляются социальные аспекты девиации несовершеннолетних в Республике Северная Осетия – Алания и предлагается технологическая модель системы профилактики отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.

Монография предназначена для преподавателей аспирантов и студентов, изучающих общетеоретическую социологию, социологию девиантного поведения, социологию детства, теорию и методику социальной работы с детьми, а также для работников социальных служб, деятельность которых связана с детьми.


Б.Б.К.60.56.301 (2 Рос. Сев.)


Работа публикуется в авторской редакции, орфографии и пунктуации
Сдано в печать ….

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3
Глава 1. Основные теоретические подходы к понятию «девиантное поведение» 7
Глава 2. Объективные и субъективные факторы появления и развития

девиантного поведения несовершеннолетних 40


Глава 3. Система социального контроля как важнейший фактор

предупреждения девиантного поведения 79


Глава 4. Современные технологии социальной реабилитации

несовершеннолетних девиантов 123


Заключение 147
Рекомендации
Список литературы 154

ВВЕДЕНИЕ


Проблемы девиантного поведения несовершеннолетних являются актуальными как в научном, так и в практическом отношении. Процесс реформирования российского общества сопровождается обширной социальной трансформацией, которая охватила все сферы его жизнедеятельности, затронула интересы всех слоев и групп населения, вызвала серьезные изменения в социальных отношениях, сознании и самочувствии людей. Все более обостряются противоречия между реформационными действиями в экономике и их социальными последствиями. Растет социальная дифференциация общества по имущественному признаку, чрезмерная поляризация доходов. В настоящее время у черты бедности находится почти треть населения страны.

Неудовлетворенность широких слоев населения своим материальным положением, несопряженность целей преобразований в обществе с личными жизненными интересами ведут к ухудшению социального самочувствия населения, социальному напряжению, порождают отчуждение и обособленность. Это подрывает нормативные основы человеческого общежития, влечет за собой такие асоциальные явления, как моральная деградация, бездуховность, правонарушения, преступность, девиантность (как негативная форма поведения, проявление нравственных пороков).

Особую опасность для общества представляет катастрофический рост девиантности поведения детей и подростков, у которых еще не сформировались устойчивые убеждения, цельное мировоззрение. Девиантное поведение детей и подростков нарастает и в благополучных, материально обеспеченных семьях. Не случайно основной процент детей, попавших в алкогольную и наркотическую зависимость - из материально благополучных семей.

В Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) в 2009 г. несовершеннолетних правонарушителей было около 800, среди них - около 200 бездомных, дальнейшая судьба которых легко предсказуема - это путь в преступный мир.

Нарастание девиации в последнее десятилетие зависело и от увеличения числа безнадзорных детей, что тесно связано со значительным числом беженцев и вынужденных переселенцев. На начало 2001 г. насчитывалось 782,2 тыс. вынужденных переселенцев и 26,5 тыс. беженцев, 242,6 тыс. из них - несовершеннолетние.1 В отдельные годы их число составляло более 1 млн. человек, среди них почти 300 тыс. подростков. В приемники-распределители для несовершеннолетних попадало 12-15 тысяч детей-беженцев из стран СНГ и районов межнациональных конфликтов.2 По данным пресс-центра МВД РСО-Алания, в процентном отношении удельный вес юных правонарушителей из числа беженцев значительно превышает (на 17,8 %) аналогичные показатели среди сверстников из числа постоянных жителей республики.

Причины девиантного поведения весьма многочисленны и они имеют сложную, многоплановую и противоречивую природу, требующую всестороннего исследования, разработки системы разнообразных социально-экономических, медико-психологических, воспитательно-социализирующих и др. мер, направленных на предупреждение, ограничение и преодоление девиации. Изучение причин появления девиации позволит выявить основные факторы, определяющие этот процесс и создать механизм, способный эффективно решать проблемы исправления девиантного поведения несовершеннолетних, организовывать их социальную и морально-психологическую реабилитацию.

Важную роль в борьбе с девиацией призваны сыграть социальные институты общества (государство, политические партии, общественные организации и движения и др.). Как устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, они влияют на сознание и поведение детей и подростков, осуществляют контроль и за отклоняющимся поведением. Научный анализ, обобщение опыта сотрудничества государственных и общественных организаций в решении социальных проблем несовершеннолетних, в том числе предотвращения и смягчения девиантного поведения, позволит выявить и выделить формы и инструменты воздействия на девиантов в желательном для общества направлении.

Одним из факторов предупреждения и преодоления девиантного поведения является социально-реабилитационная работа. Расширяется сеть реабилитационных учреждений по профилактике, предупреждению и коррекции девиантного поведения, осуществлению системы контроля и социально-нормативного регулирования поведения несовершеннолетних, совершенствуются технологии их деятельности. Изучение и обобщение опыта работы в этом направлении послужит обогащению практики преодоления девиации, совершенствованию профилактической и предупредительной работы с несовершеннолетними.

Совокупность этих обстоятельств обусловила актуальность темы настоящего монографического исследования, его структуру, предметное пространство и исследовательские задачи.
Глава 1. Основные теоретические подходы к понятию «девиантное поведение»

Дезинтеграционные процессы в обществе и сложнейшее переплетение противоборствующих сил и тенденций устраивают своего рода экзамен на жизнеспособность практически всем социальным институтам и структурам. Такого фундаментального вызова и критического переосмысления не смогли избежать и институты, в непосредственные функции которых входит воспитание подрастающих поколений, организация контроля за преемственностью в социальном опыте, традициях, нормах поведения и др. Особую тревогу для безопасности общества вызывает нарастание девиантного (отклоняющегося) поведения детей и подростков. Тяжелейший кризис, переживаемый российским обществом, особенно болезненно отражается именно на судьбах молодых поколений, делающих первые шаги по пути жизненного самоопределения. Это актуализирует изучение социальной природы девиантного поведения детей и подростков. Не вдаваясь в подробное изложение всех аспектов девиации, мы пытаемся осветить лишь ту ее часть, которая является порождением кризисных явлений в современном российском обществе и соответствует поставленным в монографическом исследовании задачам.

Как направление в социологии, отклоняющееся поведение зарождается на стыке ХIХ и ХХ веков. Э. Дюркгейм, выдвинул концепцию аномии, под которой понималось состояние общества без четкой моральной регуляции поведения индивидов. По его мнению, на определенном этапе своего развития общество может оказаться в моральном вакууме, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реально существующим отношениям, а новые еще не успели утвердиться.3 Социологическое объяснение девиации, предложенное Э. Дюркгеймом, сводится к тому, что основной причиной девиантного поведения является социальная дезорганизация. Он обосновал необходимость социологического подхода в изучении социальной патологии.

Существенно развил и модернизировал понятие аномии Р. Мертон. Так, объясняя отклоняющееся поведение с теоретических позиций концепции аномии, он выводит его из результата конфликта или несогласованности между целями, выдвигаемыми обществом и законными средствами, которые оно предлагает для их осуществления, что побуждает к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей.4 Люди, которые не приспособлены к жизнедеятельности в обществе, являются «чужаками», они могут быть отнесены к числу членов общества (в отличии от «населения») фиктивно. Они отказались от предписанных культурой целей, и их поведение не соответствует институциональным нормам. Их существование представляет собой проблему для членов общества. Под эту категорию попадают лица, ушедшие от реального мира в свой внутренний болезненный мир отверженных, бродяг, алкоголиков и наркоманов.5 Практика свидетельствует, что социально одобряемые средства достижения таких целей, как, например, образование, богатство, недостаточны для большинства населения. Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.

Мы разделяем точку зрения Я.И. Гилинского,6 трактующего девиантное поведение как несоответствие поступков и действий отдельных людей официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Этот подход складывается на принципе, согласно которому девиантное поведение порождается в основном социальными факторами. Эту мысль он еще более конкретизирует во втором значении понятия, в котором оно истолковывается как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам. Рассматривая эту концепцию основополагающей для решения задач, поставленных в монографическом исследовании, представляется целесообразным раскрыть механизм формирования девиантного поведения через взаимодействие социальной среды и человека. Такой методологический подход, на наш взгляд, в последующем послужит ориентиром в поисках наиболее эффективных форм практического решения проблем профилактики девиантного поведения, а также социально-культурной реабилитации детей и подростков, находившихся в специальных исправительных учреждениях.

Взаимоотношения общества и личности никогда не были простыми и однозначными. Само общество на современном этапе представляет собой противоречивое единство множества структурообразующих элементов, находящихся в сложных связях, взаимодействиях и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с интересами и потребностями социальных субъектов. К этому можно добавить, что, несмотря на сложнейший и противоречивый ход современных социальных процессов, человеческое общество – это целостная система, которая в своих основных сферах – экономической, политической, социальной и духовной, обеспечивает жизнедеятельность и развитие общества.

Одной из важнейших социальных закономерностей является значительная обусловленность содержания и направленности образа мышления, поведения и действий людей социальными процессами, обстоятельствами и условиями, которые в свою очередь являются результатом действий и взаимодействий самих людей. Эту закономерность и избрали мы в качестве исходного пункта в объяснении девиантного поведения подростков.

Подход к человеку как продукту общественного развития и субъекту социальной системы прочно утвердился в социальных науках и социологических исследованиях. Но эта концепция в каждом конкретном исследовании требует значительных теоретических обобщений и эмпирического подкрепления. Это подтверждается и тем, что поведение личности, квалифицируемое в социологической литературе как комплекс взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой, может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и общепринятыми социальными нормами общества. Если это поведение личности не учитывает интересы других индивидов, то, по мнению М. Вебера, оно вообще может нарушить равновесие общества.7

Главенствующей доминантой в изучении девиантного поведения личности следует признать ее социальную позицию как сложнейшую социально-психологическую доминанту. Она формируется в процессе жизнедеятельности во взаимодействии с другими социальными субъектами и окружающей средой, путем социализации и адаптации к ценностям, нормам и образу жизни других людей, социальных групп и общностей. Саму же эту позицию личности в системе доминант можно рассматривать в двух ракурсах: во-первых, как проявление внутренней сути личности через призму ее собственной жизнедеятельности и образа жизни, системы потребностей, интересов и ценностей, социального статуса и социальной роли, демографических, социокультурных и других особенностей личности, во-вторых, как содержание и характер влияния ближайшего окружения (семьи, школы, друзей, приятелей) на личность в различные периоды ее становления и развития.

В тяжелейших условиях российского рынка понижение статуса большинства групп населения и их маргинализация порождает многомерную и многоплановую девиацию среди всех социально-демографических групп населения, в том числе детей и подростков. Многообразие противоречий в социальной структуре общества и ее элементах (социальные группы, общности, социальные институты), в социальных процессах и явлениях порождает широкое многообразие в сфере отклоняющегося поведения и преступности, а также в социальном статусе субъектов девиантного поведения.

В формировании личности важную роль играет, во-первых, совокупный фактор социально-экономических, культурно-исторических условий жизни: природа, структура и содержание интересов, ценностей и установок; образ мышления, поведения и действий; социально-демографические и этнокультурные особенности. Во-вторых, уровень социального статуса и его социотворческая наполняемость, степень интегрированности и идентификации личности на разных этапах ее жизнедеятельности в ближайшее социокультурное окружение. В-третьих, социальная ориентированность личности во многом складывается через систему общественных отношений, социальную структуру, социальные институты, традиции, ценности и нормы поведения окружающей среды и всего общества.

Все эти детерминанты можно подразделять на социально позитивные, дисгармоничные (дисфункциональные) и деструктивные (деформированные). В социальной сфере дезорганизация подразумевается как на уровне структурно-функционального содержания отдельных элементов и сфер общественных отношений, так и в их совокупном единстве в системе общественных отношений в целом. При этом структурная и содержательная характеристики социальных групп и социальных общностей обусловлены системой макросоциальных общественных отношений.

В социологической литературе общество, как социальная система, рассматривается в некоторых теоретико-методологических концепциях иерархического структурирования. В соответствии с решаемыми в данном монографическом исследовании задачами мы рассмотрим два подхода: фундаменталистскую модель и модель социального организма. Первый подход основан на признании диалектического единства и целостного общества, в котором приоритетную и доминирующую роль играет экономическая структура со сложившимся определенным образом способом производства и отношений собственности на средства производства. Этот подход связан с именем К. Маркса и его последователей – сторонников исторического материализма и экономического детерминизма. Обоснование другого подхода к обществу как к «социальному организму» принадлежит Э. Дюркгейму, который исходит из того, что в основе его возникновения и развития лежит общественное разделение труда, кооперация и взаимодействие его членов, порождающие социальную солидарность как духовно-культурное начало, объединяющее людей. В этой совокупности экономическая и социальная доминанты детерминируют довольно жестко культуру, менее динамичную и консервативную, чем две первые.8 В развитии этого подхода значительный научно-практический интерес представляет взгляд П. Сорокина, который рассматривал общество как органическую целостность, лишенную единой и строгой иерархии структур и абсолютного детерминирующего начала. Согласно его концепции, в обществе все вышеперечисленные жизненные сферы находятся в постоянных динамических взаимосвязях и взаимодействиях. В результате в различных конкретно-исторических условиях образуются разные сочетания взаимозависимостей и иерархических построений. Содержанием же исторического развития, по его мнению, является смена определенных типов культур.

Концептуальная основа данного монографического исследования выстраивается из признания принципа причинной взаимосвязи и взаимозависимости экономической, политической, социальной и духовной сфер жизнеобеспечения общества как единого целого, а также концепции конкретно-исторической структурализации общества и системности влияния социальных факторов в процессе детерминации личности и ее поведения.

В роли субъектов общественных отношений, определяющих процесс формирования личности, выступают: социум как единое целое, классы, социальные группы, слои, страты, общности, национально-этнические общности, социальные институты (государство, право, мораль, наука, религия и т.д.). Каждый из этих структурообразующих элементов характеризуется определенным уровнем количественного и качественного развития, где качественная сторона выражает содержание, соотношение, внутреннее единство или дифференциацию структур общества. При этом определяющими качественными показателями общественного развития являются: степень целостности, гармоничности системы, а в ней уровень удовлетворенности потребностей и интересов различных групп населения; степень социального равенства как исходной позиции для реализации своего социотворческого потенциала; степень социальной солидарности, согласия и мира, в том числе и в сфере духовно-культурной жизни и межэтнических отношений.

Совокупным показателем количественных характеристик развития общества выступает уровень его экономического и социального развития, как возможности удовлетворения жизненных потребностей большинства населения. Таким образом, социальный статус личности и ее социальное окружение являются теми важнейшими доминантами, которые определяют направленность, структуру и содержание включенности личности в социальное взаимодействие, ее поведение.

Само поведение личности проявляется через деятельность, в которой выявляются конкретная позиция человека, его ценностные ориентации и установки. Через эту форму деятельности человек входит в реальное взаимодействие с объектами на уровне социального процесса, который оказывает детерминирующее воздействие на поведение личности. Следовательно, в социологических исследованиях концепция человека как социального существа, субъекта и объекта социальной жизни является исходным пунктом. В этом качестве существование конкретного индивида рассматривается через его взаимодействие с другими социальными субъектами, а его формирование в социуме происходит путем социализации, осмысления и восприятия ценностей, образцов и норм поведения, отношения к своему окружению.

Основы, из которых вытекает вся социальная жизнь, Г. Тард видел во взаимодействии индивидуальных сознаний. Социальный процесс при этом всегда оказывается определяющим по отношению к субъекту и выполняемым им функциям. По мнению Г. Тарда, основные социальные факторы надо «требовать от междумозговой психологии, т.е. той, которая изучает происхождение сознательных отношений между несколькими, прежде всего двумя индивидуумами. Разнообразные группировки и комбинации этих основных социальных факторов и образуют затем так называемые простые социальные явления, составляющие необходимую основу всех социальных отношений».9

В отличие от Г. Тарда, Э. Дюркгейм полагал, что индивиды являются продуктом общества, которое будучи особой социальной системой и производит этих индивидов. Абсолютизируя роль социального факта, т.е. определенного социального события в жизни людей, Э. Дюркгейм полагал, что «если способ поведения, существующий вне индивидуальных сознаний, делается общим, то он может стать таким лишь с помощью принуждения. Каждый социальный факт имеет наклонность сделаться общим потому, что он социальный, т.е. обязательный».10

Тех же позиций придерживался Ч. Кули, полагая, что общество - не просто сумма индивидов, а нечто большее. Общество он рассматривал как развивающийся социальный процесс взаимодействия социальных групп и отдельных личностей. При этом в развитии личности Ч. Кули огромное значение придавал первичным группам, в которых и осуществляется непосредственное взаимодействие ее членов друг с другом, определяя их «первичность» из их функции формирования «социальной природы и идеала индивидуума».11

Современный криминолог Ли Д.А. о роли первичного коллектива (семейного, учебного, трудового, неформального) в социализации личности отмечает, что это – общество в миниатюре, именно здесь можно увидеть, как происходит взаимодействие личности и общества. «Даже в самом малом коллективе каждый его член получает и исполняет свою роль. В семье, например, это мать, отец, сын, дочь, или родители – дети; в трудовом коллективе – начальник – подчиненный. Однако каждый человек – универсальный актер, он исполняет множество ролей – может быть одновременно отцом, начальником, продавцом, и проч. Следовательно, человек является членом не одного, а нескольких коллективов, как формальных, так и неформальных. Иными словами, социальных ролей множество, которое постоянно увеличивается с развитием общества, с его движением по пути научно-технического и культурного, духовного прогресса».12 Эту взаимосвязь личности и общества можно выразить следующим образом: коллектив является результатом взаимодействия составляющих его членов, а личность несет на себе печать своего коллектива, который, формируя личность, сам формируется из составляющих его неповторимых индивидуальностей. При этом «личность не растворяется, не тонет в коллективе, а реализуется, самоутверждается и реализует свой социотворческий потенциал. Таким образом, будучи носителем той или иной функции, человек вместе с тем играет и свою индивидуально-неповторимую роль».

Такое поведение можно рассматривать как «фундамент, почву, на которой базируются и складываются социальные процессы и явления (феномены). Здесь можно говорить о поведении родителей в семье как основе процесса воспитания детей, о поведении учителя как основе обучения и воспитания. Словом, в основе всех социальных процессов и явлений лежит человеческое поведение и поэтому в изучении социального явления, процесса нужно искать те или иные аспекты, ракурсы человеческого поведения».13 Такого же мнения придерживается Дж. Г. Мид, считая, что человеческое существование – это бытие с другими, включающее взаимную поддержку: участие, солидарность, общительность. Социальная реальность и социальный мир - это никогда не прекращающееся взаимодействие людей. При этом субъект-субъектные отношения, образующие социальную реальность, являются доминирующими по сравнению с субъект–объективными отношениями. Реализовываясь в различных формах социальной коммуникации, взаимодействие определяет поведение участников. При этом ролевая структура субъекта взаимодействия определяется не индивидуальными запросами, желаниями и особенностями, а зависит от условий самого взаимодействия. Таким образом, взаимодействие (общение) является первичным и независимым от субъекта явлением. По его мнению, люди в процессе взаимодействия подобны актерам, играя лишь роли, определенные им спецификой социальной ситуации взаимодействия и по отношению к этому взаимодействию субъект признается вторичным. Мы полагаем, что представители интеракционистского направления, справедливо отдавая дань процессу взаимодействия в формировании определенного образа поведения и действия личности, все же недооценивают и принижают роль самого индивида и свободу проявления его воли.

Ряд других теоретиков социального действия рассматривают взаимодействие детерминирующим фактором, объясняющим структурно-содержательную «конструкцию» как личности, так и общества. Так, Т. Парсонс, Э. Шилз в своей коллективной монографии «На пути к общей теории действия» отмечали: «Во взаимодействии мы находим тот основной процесс, который в его конкретных различных формах реализации и приспособления составляет существо того, что на специфически человеческом уровне - уровне действия, мы называем личностью и социальной системой».14

В социальном взаимодействии важная роль придается группе как целостному организму, которая более значима, чем сумма составляющих его членов. В каждой группе со временем формируются определенные ценности, нормы поведения, привычки, стереотипы, которые отличают эту группу от других подобных групп, а у ее членов складывается корпоративное сознание причастности к ней. Это позволяет группе управлять поведением своих членов в достижении групповых целей, которые могут иметь самый разнообразный характер.

Как существо социальное и субъект общественной жизни, человек нуждается в контактах с себе подобными, благодаря чему он удовлетворяет потребности и интересы в наиболее жизненно важных сферах – материальной, духовной, личной защищенности. Групповая солидарность помогает ее членам преодолеть отрицательные факторы. Групповая атмосфера воздействует на ее членов как бы успокаивающе, вселяет в них дух сопереживания, соучастия. Все это порождает у человека психологию конформизма, механизм которого зиждется на потребности в одобрении, поддержке. И если соблюдение групповых норм вызывает одобрение и повышение престижа, то невыполнение общепринятых норм группы ведет, напротив, к социально-психологическому давлению, отчуждению и отторжению «виновника».

Важным моментом внутригруппового взаимодействия и поведенческих норм является стремление к достижению консенсуса. Подобное социально-психологическое состояние группы является результатом публичного подчинения, а не частным выбором. По этому поводу можно вспомнить высказывания социологов о том, что: по своей природе люди стремятся к групповому единству и согласию (В. Вуд); человеческое поведение тяготеет к солидарности и интеграции (Т. Парсонс); люди слушают тех, от кого зависят, кому доверяют (Ч. Пауэрс); в группе сглаживаются индивидуальные различия, и этот механизм является основой единства реакции коллектива (В.М. Бехтерев), группа удовлетворяет жажду постоянного получения новой информации, заглушает чувство одиночества и непонимания (Н.В. Кофырин).

Все эти высказывания сводятся к тому, что стремление к групповому единству и групповой солидарности является естественной потребностью всякого человека. Но это стремление более всего выражено в поведении тех людей, которые по каким-либо причинам объективного или субъективного характера (недружелюбной или неблагополучной социальной среды; физической слабости и морально-психологической уязвимости) нуждаются в защите, в укреплении своих жизненных позиций. К этой категории людей в большей мере относятся дети и подростки. И хотя по мере взросления иерархия их интересов и потребностей меняется, на любом этапе своего жизненного цикла они нуждаются в общении со своими сверстниками. И ни к какой другой когорте они не восприимчивы так, как к своей подростковой среде, будь она с положительными или отрицательными ориентациями и установками. На этом жизненном этапе у подростков ведущим оказывается групповой мотив, групповая солидарность и поведение - соблюдение образа жизни, норм поведения группы и ее моды. В результате исследований, проведенных Н.В. Кофыриным, выявлен широкий спектр молодежно-подростковых групп: дружеские компании одноклассников, группы по досуговому занятию, группы по месту жительства, криминогенные и преступные. Состав их разнообразен: школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, неучащиеся, неработающие.15

В ряде социологических исследовании справедливо обосновывается вывод о том, что наиболее сильным среди всех групповых общностей является влияние неформальной группы.16 Она занимает как бы промежуточную позицию между семьей и школой, между семьей и социальной системой в целом. Управляя переходом мировоззрения подростков от частных ценностей к общественным, группы сверстников выполняют функцию обеспечения своих членов определенным способом поведения, самоидентификации и самоутверждения.

Для подростка общение со сверстниками имеет превалирующее значение. Для него важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них престижное положение. Это подтверждается и результатами наших исследований, проведенных в 2008 году на тему; «Твоя жизнь до 16 лет (для опроса школьников 4 - 8 классов)» и «Автобиография малолетнего правонарушителя». Так, на вопрос о том, насколько для них авторитет среди друзей значим, юные правонарушители, состоящие на учете в детской комнате милиции и их более благополучные сверстники из числа учащихся среднеобразовательных школ г. Владикавказа, ответили следующим образом (табл. 1):

Т а б л и ц а 1

Ответы


Дети - правонарушители

Учащиеся школ

Необходим

32,8

29,6

Важен

47,6

52,2

Не важен

14,8

11,6

Затрудняюсь ответить

4,8

6,6


Каталог: Portals
Portals -> Лекции По Методико-биологическим основам безопасности жизнедеятельности Факультет
Portals -> «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27. 06. 2003 г. №28-51-513/6
Portals -> Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей c тотальным недоразвитием психических функций
Portals -> Тренинг коммуникации
Portals -> Тренинг ассертивности
Portals -> Бизнес букс
Portals -> 3 Ценности и личность потребителя Изучаемые вопросы. 5 Личные ценности и их изучение
Portals -> Психологические последствия информатизации
Portals -> 3 Обучение потребителей Изучаемые вопросы. 3 Цели обучения потребителей
Portals -> Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница