Социальное служение русской православной церкви в конце XIX- начале XX вв.



страница1/3
Дата15.05.2016
Размер243 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3




На правах рукописи
СТЕПАНОВ

ИГОРЬ ИЛЬИЧ

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в конце XIX– начале XX вв.

(на примере Рязанской епархии)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени


кандидата исторических наук

Москва - 2012

Диссертация выполнена на кафедре истории России Рязанского государственного университета им. С.Есенина

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Зубанова Светлана Геннадиевна

Официальные оппоненты: профессор кафедры истории Отечества

ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

доктор исторических наук, профессор

Ляпунова Наталия Валентиновна

профессор кафедры теории и истории государства и права ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»,

кандидат исторических наук,

доктор юридических наук, профессор

Пашенцев Дмитрий Алексеевич


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный

областной университет»

Защита диссертации состоится «1» ноября 2012 г. в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.136.03 при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, д. 9, ауд. 204.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова по адресу: г. Москва, ул. В. Радищевская, д. 16-18.

Автореферат разослан «29» сентября 2012 г.

Учёный секретарь Диссертационного

совета, доктор исторических наук, профессор А.А. Орлов



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется её многофакторностью. Наличие большого количества нерешенных социальных проблем в современном российском обществе и активная помощь государству со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ) в решении этих проблем делает рассматриваемую тему особенно своевременной и значимой.

Призванием исторической науки является забота о приращении исторических знаний о прошлом, и, в частности, о развитии системы социальной помощи населению, доли участия в этом процессе государства, общества и Церкви.

Изучение практики социального служения РПЦ в российском государстве в конце XIX– начале XX вв. расширяет знания об истории нашей страны, истории её народов и их религиозной культуре, традициях социального служения, а также позволяет с учетом современных условий применять имеющийся опыт.

Опыт социального служения РПЦ должен изучаться конкретно и обстоятельно, по мнению автора, в преломлении на местном уровне. Необходимо убедиться в том, что та или иная форма социального служения на практике, действительно, была эффективной и способствовала оказанию различных видов помощи населению, несла позитивный заряд духовно-нравственного совершенствования, способствовала развитию отечественной культуры. В данной работе социальное служение РПЦ рассматривается на примере Рязанского края.

Исследование данной темы диссертации актуализируется тем, что среди современных исторических исследований отсутствуют самостоятельные работы, посвященные социальному служению РПЦ в Рязанской епархии в конце XIX – начале XX вв. В связи с этим необходимо восполнить пробел в изучении, анализе и обобщении трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике с учетом указанных временных и территориальных рамок.

История социального служения в Рязанской епархии в рассматриваемый период имеет актуальное значение для понимания процессов, которые на современном этапе развития характеризуют социальную деятельность РПЦ, в условиях, когда государство практически делегировало Церкви целый ряд направлений и сфер социальной деятельности.


Таким образом, актуальность данной темы исследования определяется:

  • потребностью исторической науки в приращении знаний о развитии российского государства, общества и Православной Церкви, а также об опыте соработничества государства и Церкви, имеющем важное значение для развития культурной, социально-экономической и политической жизни нашего государства в целом;

  • многоплановостью, спецификой и сложностью решения социальных проблем российского общества в период конца XIX – начала XX вв.;

  • отсутствием в исторической литературе специальных работ по заявленной теме и неизученностью социального служения в Рязанской епархии;

  • потребностью в обобщенных, систематизированных сведениях по данному вопросу и необходимостью выработки единой позиции ученых и практиков в отношении теории вопроса, а также определения понятия «социальное служение»;

  • потребностью в оценке социальной деятельности РПЦ, политики российской государственной власти по отношению к Церкви в Рязанской области - для понимания отношений, складывающихся между российским государством и различными вероисповеданиями на современном этапе развития, в условиях, когда государство выстраивает отношения с конфессиями, действующими на территории России;

  • необходимостью оценки исторического опыта в качестве основания для модернизации нормативно-правовой базы государства по вопросам социальной деятельности РПЦ и взаимодействия Церкви и современного государства;

  • потребностью глубокого научного исследования системы социального служения, сложившейся в нашей стране в конце XIX– начале XX вв.;

  • непреходящей научной и социально-политической значимостью изучения истории взаимоотношений государства, общества и Церкви, являющейся составной частью российской истории и истории российской культуры;

  • дискуссионностью заявленной темы исследования;

  • социальной и политической потребностью посредством науки извлекать из прошлого опыт и формулировать исторические уроки с целью избежать повторения допущенных ранее ошибок.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX века по 1917 гг. Нижняя временная граница определяется расцветом социального служения Русской Православной Церкви во всех его направлениях, видах и формах, включая исполнение делегированных государством функций. Верхняя граница хронологических рамок обусловлена завершением этапа огосударствленной социальной деятельности РПЦ: после вступления в новую историческую эпоху в России не осталось места даже для самых социально-значимых проявлений социального служения, миссионерской деятельности РПЦ.

Объектом исследования является Рязанская епархия как единица административного управления РПЦ, объединяющая епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри данной территории в конце XIX – начале XX вв.

Предмет исследования: содержание и организация социального служения РПЦ в Рязанской епархии, определение его места и роли в государственной и общественной жизни России в исследуемый период.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении положительных и отрицательных тенденций в развитии церковно-государственных отношений в изучаемый период в их взаимосвязи с социальной активностью РПЦ и теми конкретными формами, которые она принимала в исследуемый период на примере Рязанской епархии.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:



- дать характеристику источникам и литературе, имеющим отношение к теме диссертационного исследования;

- систематизировать научные данные по исследуемой проблеме, определить содержание социального служения РПЦ в Рязанской епархии в указанный исторический период;

- сопоставить данные по практике социального служения Рязанской епархии в заявленный период с современными задачами соработничества государства и церкви;

- раскрыть специфику направлений, видов, форм, содержания и эффективности социального служения церкви в социальной, культурной, духовно-нравственной жизни общества;

- охарактеризовать материальное и правовое положение православной церкви и ее место в структуре российского общества вообще и на примере Рязанской епархии;

- выявить роль РПЦ как организатора сословной взаимопомощи на примере рязанского духовенства;

- рассмотреть социальную помощь, организованную и оказывавшуюся духовенством бедным учащимся учебных заведений, находившихся в ведении Церкви, на примере Рязанской епархии;

- определить значение церковно-приходской благотворительности для оказания необходимой социальной поддержки нуждающимся на примере Рязанской епархии;

- изучить благотворительную деятельность православных церковных братств Рязанской епархии;

- исследовать социальное служение православных монастырей Рязанской епархии;

- обобщить и оценить значение церковно-приходской и монастырской благотворительности для нуждающихся слоев населения;

- определить степень и роль участия РПЦ в деле становления народного образования на примере Рязанской епархии;

- изучить, проанализировать и выявить особенности организации православной церковью социальной помощи пострадавшим в годы народных бедствий (голода, войн, эпидемий) на примере Рязанской епархии;

- cформулировать выводы, извлеченные исторические уроки и разработанные практические рекомендации по использованию опыта РПЦ в Рязанской епархии в деле социального служения с учетом современных условий.



Методологическую и теоретическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных исторических принципов и методов исследования.

В работе была использована комплексная методология исследования, включившая в себя:



  • обзор источников и их систематизацию;

  • исторический анализ событий;

  • ценностный подход к оценке исторических событий;

  • сравнительный анализ оценки событий с точки зрения участия в них разных представителей общества, включая религиозных деятелей рассматриваемого периода.

В данном диссертационном исследовании при решении поставленных задач, автор придерживался основных принципов исторической науки: объективности, историзма, системности, признания причинно-следственных связей событий и явлений, важной роли объективных факторов социального подхода.

В исследовании были использованы такие методы как классификационный, актуализации и периодизации, а также проблемно-хронологический подход.

В качестве конкретных методов работы были использованы следующие исторические методы исследования: сравнительный, аналитический, типологический, хронологический и метод периодизации.

Принцип историзма позволил не проецировать современные взгляды и оценки на события и явления изучаемого периода. Системно-аналитический метод позволил рассматривать историческую реальность как совокупность взаимодействующих объектов, аспектов, идей.

В исследовании использована также совокупность специальных методов архивоведения и источниковедения.

Степень научной разработанности проблемы в исторической литературе. При подготовке диссертации автор опирался на публикации отечественных и некоторых доступных зарубежных историков – светских и церковных: Е.Е. Голубинского, А.П. Доброклонского, С.Г. Рункевича, Н.А.Руновского, П.В. Знаменского, В.О. Ключевского, В.Ф. Барсова, Ф.В. Благовидова, Б.В. Титлинова, В.Н. Кудрявцева, А.А. Папкова, А.С. Пругавина, м.Макария (Булгакова), Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, А.В. Карташова, А. Шмемана, Н. Тальберга, И. К. Смолича, Г. Флоровского, А.С. Сенина, Д. Поспеловского, Ю. Освальта, С.В. Римского, А.Ю. Полунова, А.В. Сушко, Н.П. Сенько, М.И.Одинцова, К.А. Соловьев, Т.Б. Черемицыной, А.П. Афиногентовой, Л.В. Субботиной, И.С. Волкова, А.И. Пешкова, В.В. Панюковой, В.П. Сидорова, М.В. Никулина, С.И. Алексеевой, О.В. Князевой, Т.А. Дубровской, О.Н.Субаевой, О.В. Решетникова, С.Г. Зубановой, В.А. Федорова, А.В. Штепы, Н.П. Рузановой, о.Л.Л. Махно, А.В. Логинова, Н.Д. Патюлиной.

В первую очередь – это исследования, в которых изучалось положение РПЦ в российском обществе, отношение государственной власти к Православной Церкви в период империи, а также работы, посвященные различным аспектам социального служения.

Отдельно рассмотрены в работе диссертационные исследования, которые можно рассматривать как неопубликованные, индивидуальные монографические работы.

Отмечая значительный вклад отечественных и зарубежных специалистов в разработку различных аспектов заявленной темы исследования, приходится констатировать, что в исторической литературе отсутствует системное описание сущности, принципов, направлений, форм и методов, а также эволюции социального служения РПЦ в Российской империи на территории Рязанской епархии в конце XIX – начале XX вв.

Несмотря на то, что в конце XX-начале XXI веков появились серьезные работы по некоторым аспектам социального служения РПЦ, в них, однако, как правило, отсутствует социально-исторический аспект исследования социального служения и анализ государственно-церковных отношений в данный период.

Всесторонне тема социального служения РПЦ в Рязанской епархии в конце XIX – начале XX вв. в исторической науке не освещалась. На сегодняшний день нет научного труда, освещающего роль Рязанской епархии в истории социального служения Русской Православной Церкви.

Учитывая актуальность и значимость темы, её недостаточную разработанность в исторической науке, наличие неопубликованных документов и материалов, необходимость нового подхода к осмыслению исторического опыта, возникает потребность в продолжении научного поиска в данном направлении.

Источниковая база исследования. Решение задач, поставленных в диссертации, потребовало обращения к разнообразному кругу опубликованных и не опубликованных источников.

Использованные в диссертации опубликованные источники условно можно разделить на несколько групп.



В первую группу источников вошли официальные документы - законы, своды законов, уставы, уложения, постановления правительства, царские указы и манифесты, а также епархиальные распоряжения.

Вторая группа источников представлена опубликованными документами и статистическими материалами, раскрывающими материальное положение приходов РПЦ, осуществлявших различные социальные проекты.

Третья группа использованных в диссертации источников – это материалы периодической печати России XIX века, а также современные научные, научно-публицистические и краеведческие периодические издания.

Четвертую группу опубликованных источников составила справочная литература и энциклопедические издания.

Что касается неопубликованных документов, то они представлены архивными документами и материалами. Диссертация написана на основе документов 3-х российских архивов (РГИА, РГАДА, ГАРФ, ГАРО) и опубликованных источников.

Особую ценность представляют архивы Рязанской области: в первую очередь, это фонды: Рязанского епархиального миссионерского совета г. Рязани (Ф. 957), Совета дома трудолюбия и призрения неимущих г. Рязани (Ф. 261), Уездных комитетов попечительства о народной трезвости (Касимовского (Ф.879), Михайловского (Ф.878), Спасского (Ф.146), Рязанского (Ф.145); Рязанской Духовной Консистории (Ф.627), Рязанского Губернского присутствия по делам духовенства (Ф. 958), Правления эмеритальной кассы рязанского духовенства (Ф. 868), Рязанского губернского епархиального училищного совета (Ф.632), Рязанского дома трудолюбия и призрения неимущих (Ф.261), Рязанского губернского попечительства детских приютов (Ф.68), Комитетов по сбору и распределению пожертвований в пользу пострадавших от неурожая (Пронский уездный комитет и рязанский епархиальный комитет) - Ф. 1125 и др. Заметим, что в диссертации имеется значительное количество архивных документов, которые диссертант вводит в научный оборот впервые.

Представленные в работе архивные документы и материалы являются репрезентативными, они отражают реальные факты и события, позволяют раскрыть различные стороны избранной проблемы и служат основой для объективного освещения темы диссертации.



Научная новизна диссертационной работы определяется, прежде всего, тем, что впервые в отечественной исторической науке изучена самостоятельная научная проблема социального служения Русской Православной Церкви в Рязанской епархии в конце XIX - начале XX вв.:

  • впервые в исторической науке комплексно проанализирована научная проблвма – влияние духовно-нравственной православной традиции на культуру российского общества; систематизирован разнообразный исторический материал по содержанию и организации социального служения в епархии, позволивший получить обобщенное представление о состоянии социального служения в России в целом и о социально-исторической роли епархии в решении социальных проблем общества;

  • в научный оборот введены новые архивные документы и материалы по данной проблематике, характеризующиеся своей репрезентативностью, раскрываются основные этапы развития историографии и источниковой базы исследования;

  • сформулировано авторское определение «социальное служение епархиального уровня», предложена и обоснована классификация социального служения, дана оценка современной практике социального служения в соотнесении ее с исторической традицией;

  • обосновано утверждение о том, что социальное служение РПЦ, особенно в чрезвычайных ситуациях, связанных с периодами испытаний и войн, являлось часто практически единственным видом социальной помощи населению;

  • сформулированы исторические уроки и практические рекомендации, направленные на использование соответствующего исторического опыта в современных условиях. В частности, на основании обобщения исторических данных и фактов сформулированы рекомендации относительно необходимости соблюдения компетентностных границ государства и РПЦ в выборе сфер и видов социальной деятельности;

  • обосновано, что от характера государственно-церковных отношений в разные исторические периоды зависел масштаб социальных компетенций духовенства как социальной группы; степень близости или отчуждения Церкви и государства влияла на формирование различных направлений, видов и форм социального служения РПЦ (в том числе – на уровне епархии);

  • содержание диссертационной работы, выводы и обобщения, а также практические рекомендации и сформулированные исторические уроки дают, на наш взгляд, основание для признания её темы в качестве новой самостоятельной научной проблемы;

  • впервые в отечественной исторической литературе данное диссертационное исследование носит комплексный характер, в котором исторический аспект тесно сочетается с государствоведческими, социально-экономическими, культурологическими, духовно-нравственными, психологическими и иными аспектами проблемы.

Обширная источниковая база диссертации, включающая в себя большой комплекс опубликованных документов, эпистолярные источники, публицистику, российскую периодическую печать, а также значительный корпус архивных документов, ранее недоступных или малоизвестных исследователям, делает данную диссертационную работу подчеркнуто значимым научным исследованием.

Выводы и обобщения, предложенные в диссертации, являются, на наш взгляд, научным вкладом в данное направление отечественной исторической науки.



Практическая значимость диссертации. Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов исследования:

  • История России – это научная область конкретного применения результатов данного исследования. Вместе с тем, результаты работы могут быть полезны таким отраслям научного знания, как: история государства и права России, экономика социальной сферы, культурология, психология, педагогика и теология.

  • Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке монографий и элективных учебных пособий; они могут найти применение в учебном процессе в высшей школе при чтении лекций, проведении практических занятий, при подготовке и написании дипломных, курсовых работ, учебников и учебных пособий, прежде всего, по курсу «История России». Большой фактологический материал диссертации, её выводы и обобщения могут также быть полезными при проведении занятий по таким учебным предметам, как: «Основы православной культуры», «Религиоведение», «История и теория религий», «История РПЦ», «История социального служения РПЦ», «Теологии».

Практическая значимость диссертации определяется также возможностью использования результатов проведенного анализа:

  • В современной социальной практике РПЦ по различным направлениям и во всем многообразии форм; в процессе совершенствования форм и методов социальной работы;

  • В ходе дальнейшего изучения социального служения РПЦ в контексте взаимоотношений государства и Церкви, а также при изучении государственно-церковных отношений в области социальной политики;

  • В продолжении конструктивного диалога между государством и РПЦ по различным аспектам социальной политики;

  • В разработке теории, истории, методологии и практики социального служения РПЦ (частности, в рамках епархии), а также при создании новых – совместных – форм социальной деятельности в рамках соработничества государства и Церкви;

  • В совершенствовании форм и методов современной молодежной политики; в работе с молодежью по привлечению ее к участию в волонтерской деятельности, в благотворительных акциях; в решении задач, связанных с использованием духовного наследия России в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в современном обществе;

  • В применении исторически сложившихся в РПЦ форм духовно-нравственного попечения и воспитания общества, а также в формировании системы духовно-нравственных принципов современного общества;

  • При разработке нормативной базы, обеспечивающей правовое регулирование социальной деятельности РПЦ и участия в ней российских граждан.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в статьях периодических изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, и в других публикациях.

Результаты исследований, полученные автором диссертации, получили отражение также в ряде выступлений на международных и региональных научных конференциях.

Материалы диссертации использовались в учебных курсах по специальности и направлению подготовки «Теология» (Рязанский государственный университет).

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех разделов, заключения, примечаний, списка использованных литературы и источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность темы, хронологические и географические рамки, выявлены предмет и объект диссертации, определяется цель и задачи исследования, методологическая основа, дается характеристика источников и литературы, формулируются положения, выносимые на защиту. показаны научная новизна проблемы, апробация результатов исследования и его практическая значимость.

В первом разделе «Теоретические основы исследования социального служения РПЦ в Рязанской епархии в конце XIX – начале XX вв.» изучены различные подходы исследователей к определению понятия «социальное служение»; сформулировано авторское определение «социальное служение епархиального уровня»; представлена и обоснована периодизация исследований, касающихся данной проблематики, которая включает пять периодов; рассматриваются историография, а также состояние источников по теме диссертации.

Научный интерес историков к проблеме социального служения РПЦ и конкретно – Рязанской епархии определяется значимостью места и роли вероисповеднического компонента в государственной и общественной жизни России.

Понятие «социальное служение» определяется как общественное, служение, относящееся к жизни людей и их связям в обществе, в данном контексте как «непрестанное служение Богу и людям»1. Понятийный аспект данной темы раскрывается такими категориями, как: «социальное служение – социальная деятельность, социальная работа», социальная активность, социальная среда, социальное положение, социальная помощь, социальные конфликты, общественное неравенство, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. В настоящее время РПЦ рассматривает церковное социальное служение как благотворительную социальную работу, которая с апостольских времен являлась второй важнейшей, после совершения богослужений, стороной христианской жизни.

В данном, теоретическом, разделе диссертации нашла место полемика автора диссертации с авторами некоторых высказываний и определений, характеризующих теоретические аспекты научной проблемы социального служения РПЦ. Так, например, автор выражает несогласие с теми исследовательскими подходами, которые излишне теоретизируют область социального служения РПЦ, используют достаточно сложную терминологию в обозначении направлений социального служения (микродименциональная диакония и макродименциональная диакония). Вместе с тем, автор в целом соглашается с принятой классификацией социального служения, предложенной научно-исторической школой профессора Зубановой С.Г.

Обосновывая актуальность рассматриваемой темы, автор обращается к современному опыту регламентации социального служения РПЦ: в разделе диссертации дана оценка одному из последних церковных документов от 4 февраля 2011 года, названном «О принципах организации социальной работы в РПЦ», который касается новой складывающейся системы социальной деятельности Церкви. В том числе, автор обосновывает свою позицию относительно нецелесообразности синонимической замены в указанном документе понятия «социальное служение», предполагающего безвозмездную, благотворительную деятельность, на понятие «социальная работа», представляющее собой обозначение конкретной профессии специалиста.

Поскольку автор придерживается утверждения о том, что социальные компетенции РПЦ находятся в прямой зависимости от характера государственно-церковных отношений, в данном разделе диссертации характеризуется иерархическая структура РПЦ и ее взаимоотношения с государственными органами, а также основания для реализации Церковью делегированных ей полномочий.

В работе отмечается, что Православная Церковь в Российской империи в соответствии с российским законодательством имела главенствующее и первенствующее положение в обществе. При этом российская власть превратила Церковь, по справедливому замечанию многих исследователей, в часть государственного аппарата, регламентируя ее деятельность. Государство, осуществляя опеку Церкви, тем самым ограничивало ее деятельность так же в социальной сфере, не позволяя ей более адресно влиять на социальные проблемы.

С другой стороны, отмечается в диссертации, именно на имперский период в России приходится быстрый и динамичный рост и развитие Православной Церкви. Складывалась достаточно устойчивая, особенно в XIX веке, тенденция – государственная власть создавала условия для подчинения Церкви государству, условия для ее процветания, чтобы использовать это в собственных целях – укрепить положение государственной власти в обществе.

Проблема государственно-церковных отношений в сфере социальной политики в исследуемый период получила отражение в епархиальной жизни. В полной мере, по мнению автора, это относится и к истории РПЦ на территории Рязанской епархии. В тоже время в развитии Русской Православной Церкви на территории Рязанской епархии имелись и определенные особенности. В ходе исследования было установлено, что на территории Рязанской губернии в рассматриваемый нами период православие сохраняло свои лидирующие позиции, о чем свидетельствуют статистические данные за вторую половину XIX – начало XX вв. На территории губернии происходил рост православных храмов и часовен, развивалась жизнь монастырей, развитие получила широкая сеть духовных учебных заведений.

Однако, отмечается в разделе диссертации, со всей очевидностью можно констатировать тот факт, что уровень подготовки священно- и церковнослужителей к началу XX вв. в целом в РПЦ не был высоким. Причиной тому, по мнению автора диссертации, явилось излишнее неканоническое служение Церкви, которое включало многочисленные делегированные государством функции: за решением различных социальных проблем общества у духовенства не оставалось достаточного времени для качественной богослужебной деятельности, повышения собственного интеллектуального уровня. Это приводило к подрыву авторитета священнослужителей в глазах общества.

Исследование разных аспектов историографии данной проблемы автор настоящей диссертации предлагает классифицировать по периодам. Первый историографический период - с начала XIX века до его 70-х гг. В это время отечественными церковными и светскими историками проведена большая работа по сбору и опубликованию материалов, имеющих характер исторических очерков, справочных данных, Уставов различных заведений общественного призрения и образования2.

Ближе к середине века появляется ряд работ, имеющих прямое отношение к исследуемой нами проблеме. В контексте дискуссий о положении духовенства в России, в 1855 году вышла в свет книга А.Смирнова «История славяно-греко-латинской Академии»3; за границей появились работы священника И.С.Балюстина «Описание сельского духовенства» и профессора Ростиславова Д.И. «О православном белом и черном духовенстве в России»4. Обе работы критически характеризуют деятельность духовного сословия в условиях Российской империи на основе личных наблюдений.

Работы А. Прыжова и И.Н. Бочечкарова5 посвящены проблеме церковной благотворительности, исследованию причин появления нуждающихся категорий населения.

Исследования этого историографического периода имеют односторонний, часто субъективный характер, лишены глубоко научного исторического анализа.



Второй историографический период с 70-х гг. XIX века до 1917 года характеризуется тем, что в исторической науке был сделан значительный шаг по сбору, обработке и публикации официальных документов и обширных фактических материалов, появляются энциклопедические издания, а также библиографические указатели. Вышли в свет работы Е.Е. Голубинского6, профессора Новороссийского университета А.П. Доброклонского7, в которой большое место отведено истории распространения православной веры в Поволжье и других регионах, подробно описано состояние церковного управления, духовного просвещения и религиозно-нравственного состояния общества.

Работа Рункевича С.Г.8 отличается богатым фактическим материалом и попыткой научного осмысления социальных аспектов истории. Н.А.Руновский9 исследовал процесс подготовки церковных реформ 50-70-х гг. XIX века.

Среди исследователей второго историографического периода особенно популярно обращение к проблеме государственно-церковных отношений10, Интерес представляет предложенный Знаменским П.В. анализ приходской жизни: гражданские права церковно- и священнослужителей, наследственность духовного звания, способы содержания духовенства, правительственные меры по улучшению бытовых условий служителей РПЦ. Сочинения Т.В. Барсова, Ф.В. Благовидова, П.В. Верховского, Б.В. Титлинова, И.А. Чистовича посвящены различным аспектам церковной жизни и процессам укрепления союза самодержавия и православия11. Н.П.Розанов и П.А. Заведеев12 рассматривают вопросы истории русского проповедничества и делают выводы о роли проповеди в формировании духовно-нравственных качеств общества.

Преобразования второй половины XIX –начала XX вв., которые не затрагивали сословного характера средней духовной школы, не способной качественно давать общее и специальное богословское образование одновременно, исследует Белявский Б.В.13.

На основе неопубликованных документов Священного Синода и Министерства Народного Просвещения Ф.В. Благовидов14 проанализировал деятельность духовного сословия в сфере начального образования.

Темой, неизменно привлекающей большой исследовательский интерес в данный период является тема обоснования, становления и развития церковной и светской благотворительности. Семитомный сборник, выходивший под редакцией П.Семенова и И.Е.Андриевского с 1880 по 1886 год15, содержит сведения по приходской благотворительности разных епархий, в его третьем томе представлены статистические сведения о благотворительности.

Статистическая информация, касающаяся общей численности благотворительных обществ, братств, попечительств и т.п. в Российской империи также представлена в энциклопедическом словаре «Россия», вышедшем в 1898 году16.

Интерес представляют опубликованные отчеты и обзоры, содержащие данные по истории церкви17, статистические работы18, сборники, посвященные развитию благотворительности в России19.

Изучением проблемы христианской благотворительности как формы социального служения Православной Церкви занимались как церковные, так и светские авторы. Пример работы автора духовного сословия, которому характерно обращение к внутренней мотивации благотворительности в нравственно-духовном аспекте, является работа И. Рождественского «Общественная и частная благотворительность в духе Евангельском» и труд протоиерея Г. Смирнова-Платонова, в котором отмечается, что христианское общество немыслимо без проявлений частной и общественной благотворительности, и задача священника – руководить ею20. Церковные авторы обращали внимание на то, что церковь может и должна служить важным звеном системы социальной помощи21.

Лабутин И.К., Никитин Е.А., Ульгорн Г.22 В своих трудах отмечали, что в дохристианском мире благотворительность не имела систематического и обоснованного основания, а потому была примитивна, стихийна и преследовала зачастую свои корыстные цели, и только с появлением христианства благотворительность обрела свое рациональное и нравственное обоснование как центр социальной деятельности любого христианина, общины, Церкви. Авторы подчеркивали ключевое значение христианских заповедей любви и нестяжания для становления и развития института благотворительности.

В начале XX века некоторые церковные авторы стали выступать за повышение общественной значимости церковных приходов, придании им большей самостоятельности как основы активизации деятельности прихожан, в том числе и в области призрения23. Их усилиями вопросы приходской благотворительности стали очень популярны. Основные направления по вопросам участия РПЦ в общественной жизни, возрождения благотворительных и образовательных традиций православного прихода обобщил А.А. Папков24.

Рязанов К., который резюмирует, что, хотя правительство откликнулось на потребности общества, оно не смогло разглядеть упадок «религиозного одушевления», отсутствие сознания необходимости попечительств и у паствы, и у пастырей25. Две эти позиции отражают содержание оживленной дискуссии по вопросам приходской деятельности.

Не менее актуально встал вопрос о значении православных монастырей в системе общественного призрения26. В начале XX века эту тему разрабатывал А.С. Пругавин27.

Увеличивается интерес к конкретным персоналиям – представителям духовного сословия, как приходского, так и высшего, особенно потрудившегося на благо Церкви и Отечества. В 1870-е годы появилось значительное количество биографических работ, посвященных наиболее ярким представителям приходского духовенства28, их служению. В 1894-1895 гг. вышли в свет две монографии Я. Горожанского29 об нижегородском архиерее – епископе Дамаскине (Семенове-Рудневе) и о его вкладе в дело народного просвещения, развития отечественной науки, а так же исследование А. Беляева о московских митрополитах30.

О сущности социального служения церкви, об участии в благотворительных делах писали в своих сочинениях русские религиозные философы. Так, Н.А. Бердяев считал, что истинная православная духовность направлена не только на личное спасение, но и на социальное преобразование, ибо социальная жизнь целиком зависит от содержания нравственных приоритетов, от духовного состояния людей31.

В.В. Розанов подчеркивал, что именно церковь может сыграть особую роль в социальном призрении, потому что в православном русском храме такие слабости как дряхлость, немощь, убожество и нищета, считаются определенной добродетелью и даже заслугой перед Богом32. По мнению известного русского философа В.С. Соловьева, имущие должны нести религиозную и нравственную обязанность заботы о неимущих и «побуждать их к этому всевозможными нравственными средствами составляет обязанность служителей религии»33.

Видный представитель религиозной философии С.Н.Булгаков считал, что равнодушное отношение к современным социальным проблемам, как к несущественным, со стороны Церкви совершенно искажает евангельское учение о любви и помощи к ближнему34.

В.О.Ключевский в своей работе «Добрые люди древней Руси» приходит к выводу, что «благотворительность больше родит потребностей, чем устраняет нужд»35.

Интерес представляет и работы А. Карташова, И. Кашкарова, в которых исследуются патриотизм защитников Отечества с христианских позиций36. Роль Церкви в организации социальной помощи в годы Первой мировой войны исследована историком С. Г. Рункевичем37.

Таким образом, второй историографический период характеризуется выходом в свет отдельных исследований, обобщающих и систематизирующих исторический материал. Обзоры событий преимущественно касаются вопросов духовного управления и практически не обращены к истории духовного сословия и его взаимодействие с православным обществом. Работы характеризуются описательностью, детализацией фактов и отсутствием научных обобщений, оценок, выводов, глубокого научного исторического анализа.

В период с 1917 по 1922 гг. никакой объективной научной разработки интересующей нас темы исследователями не проводилось.

Третий историографический период: начало 20-х гг. – середине 50-х гг. XX века. По причине изменения политических и идеологических идеалов, работы отечественных историков этого периода отмечены идеологическими штампами, прослеживается приоритет классовых подходов в ущерб исторической объективности.38

В 30-е гг. в трудах исследователей РПЦ изображалась как структурное идеологическое подразделение самодержавия, рассматривалась с позиции классовой борьбы. Книги Б. Кандидова и И. Эльвина посвящены деятельности Церкви в период Первой мировой войны с подчеркнуто резким отрицательным отношением авторов к церковной деятельности, в частности, благотворительности39.

Однако, в этот период существенная работа по интересующей нас тематике проводилась за рубежом40, в среде русской эмиграции: появляются труды А.Шмемана, Н.Тальберга, И.Смолича, Г. Флоровского. Предмет их исследований был в большей мере богословским, с одной стороны, а с другой, отсутствие возможности работать в России с архивными материалами существенно снижало уровень исследовательской объективности.

Анализу государственно-церковных отношений в период от петровских реформ вплоть до прихода к власти большевиков посвящена работа И.К.Смолича41, который впервые обратился к проблеме социальной роли монастырей на Руси, в частности, он описал ту особую роль, которую стали играть, начиная со второй половины XIX века, женские обители в области призрения42.

Отметим, что работы советских историков данного периода отличает тенденциозно-идеологизированный характер, работы зарубежных исследователей посвящены в большей мере вопросам богословско-философского характера и имеют недостаточную источниковую базу.

Четвертый историографический период: середина 50-х гг. – 80 –е гг. XX века логически продолжил предшествующий исследовательский этап. Особенностью заключительного десятилетия ХХ века является наличие диссертаций по проблемам государственно-церковных отношений, положения духовного сословия в царской России, роли православия в духовной жизни общества и социального служения Русской Православной Церкви. Появились работы С.П. Бабинской43, В.Р. Лейкиной-Свирской44, М.П. Новикова45; диссертационные исследования О.Ф. Козлова, Я.Н. Щапова, Д.Е. Мануйловой46,, Н.Ю. Титова, О.М. Лисюткиной.

Некоторые авторы данного историографического периода освещали тему значения русского православия в государственном и культурном становлении России47.

В середине 50-80х гг. XX века за рубежом продолжает активно издаваться русская литература, запрещенная в России48: вышли в свет сочинения иеромонаха Иоанна Кологривова, И. Концевича, С. Нилуса.

Все исследовательские работы, выполненные в указанный историографический период в СССР и касающиеся интересующей нас научной проблемы, характеризуются тенденциозностью и идеологизированностью.



Пятый период историографии – с конца 80-х гг. - до настоящего времени. С распадом СССР в 1991 году и отходом от марксистской идеологии начинается постсоветский период российской истории. Исследователи по-новому интерпретируют историю огосударствленной Церкви, особенно эпохи второй половины XIX – начала XX вв. (А.С. Сенин, Д. Поспеловский, Ю. Освальт, С.В. Римский, А.Ю. Полунов, А.В. Сушко).

Проблемы государственно-церковных отношений в разных аспектах освещены в работах Н.П.Сенько, М.И.Одинцова, К.А. Соловьев, Т.Б. Черемицыной, А.П.Афиногентовой, Л.В.Субботиной, И.С.Волкова, А.И.Пешкова, В.В.Панюковой, В.П.Сидорова, М.В.Никулина, С.И. Алексеевой, О.В. Князевой. В числе авторов, которые непосредственно занимались в последние два десятилетия проблемой социального служения РПЦ назовем: Т.А. Дубровскую, О.Н.Субаеву, О.В.Решетникова, С.Г. Зубанову, В.А. Федорова, Штепу, Н.П.Рузанову, о.Л.Л. Махно, А.В. Логинова, Н.Д. Патюлину и других.49 Д.А. Пашенцев в диссертации «Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви во 2-ой половине XIX – начале XX вв.»50 выделил три уровня осуществления церковной благотворительности: Синодальный, епархиальный и местный (приходской).

Н.В. Вантеева рассматривает51 благотворительность православной Церкви как элемент государственной политики. Диссертация Т.Н. Арцыбашевой посвящена изучению культуры монастырей52.

Исследование истории социального попечения, поступательное развитие которого было прервано революционными событиями, проведено Павловой И.П.53

Итак, историографический анализ позволяет утверждать, что многие аспекты проблемы социального служения РПЦ в Российской империи нашли отражение в научной литературе. Однако этот же обзор показывает, что исследования по заявленной теме в обозначенных хронологических и географических рамках отсутствуют.

Периодические издания хорошо передают атмосферу исторического времени, как бы воссоздавая атмосферу прошлого, позволяют ярче увидеть проблемы формирования и реализации вероисповедной политики российской государственной власти.

Исследователям доступны многие журналы и газеты XIX века. Диссертантом были использованы «Рязанские епархиальные ведомости» за различные годы издания.

Большой аналитический и информационный материал по изучаемой проблеме содержат современные российские научные, научно-публицистические и краеведческие журналы «Отечественная история», «Вопросы истории», «Российская история», «Вопросы социологии», «Религия и право», «Славяноведение», «Родина», «Журнал Московской Патриархии» и др.

Справочная литература, энциклопедические издания являются непременным «спутником» любого научного исследования. Не является исключением и настоящая диссертация.54

Важнейшим источником в изучении истории социального служения РПЦ являются неопубликованные архивные документы и материалы.

Учитывая, что отечественными исследователями достаточно полно использованы документы центральных российских архивов, автор считал крайне необходимым ввести в научный оборот, прежде всего, документы и материалы, хранящиеся в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО). Данное обстоятельство определялось убеждением автора диссертации в том, что детальное и объективное освещение истории социального служения РПЦ возможно только в её преломлении на местном уровне, поскольку это позволяет увидеть, как на практике реализовывались конкретные направления, формы и методы социальной деятельности Церкви в различных сферах общественной жизни.

Итак, актуальность настоящей диссертационной работы, обоснованный объект и предмет исследования, обоснованные хронологические рамки, наличие понятийного аппарата, научная новизна и практическая значимость диссертации, обширная источниковая и историографическая база – всё это дает основание для признания заявленной темы в качестве новой самостоятельной научной проблемы в исторической науке.

В целом, исследователям удалось собрать и систематизировать некоторые архивные сведения по истории социального служению РПЦ в разных регионах страны в разные исторические периоды. Также проделана значительная работа по созданию теории социального служения РПЦ в контексте государственно-церковных отношений. Заметим, вместе с тем, что у исследователей нет единых подходов к трактовке понятия «социальное служение». Поэтому нами предложены авторские обоснования к определению этого социально-значимого современного феномена общественной жизни. Кроме того, на сегодняшний день нет исследовательских работ по истории социального служения Рязанской епархии, что еще раз подтверждает значимость данной работы.

Историческая наука не имеет пока исследования, содержащего максимально полный анализ состояния и деятельности РПЦ в изучаемый период, а так же в связи с почти вековой закрытостью тем религиозно-церковного содержания все еще остается неразработанной научно-исследовательская лексика по этим вопросам.

Положение РПЦ в государственной системе дореволюционной России, социальное служение Церкви в области просвещения и благотворительности в некоторых своих аспектах становились предметом исследования как дореволюционных, советских и современных авторов России и Зарубежья.

Специальное исследование о социальном служение РПЦ в рассматриваемый период на материале Рязанской епархии еще не производилось, тем не менее, некоторые аспекты этой проблемы получили свое освещение в региональной литературе и научных работах.



Каталог: sites -> default -> files
files -> Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
files -> Пояснительная записка Настоящая программа является программой вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01. «Общая психология, психология личности, история психологии»
files -> 1. Предмет философии и структура философского знани
files -> Міністерство освіти і науки України Державний заклад „Луганський національний університет імені Тараса Шевченка”
files -> 12 грудня 2014 р. ІV всеукраїнська науково-практична конференція “Андріївські читання”
files -> Методичні рекомендації для проведення виховних заходів в загальноосвітніх навчальних закладах
files -> Перечень вопросов, по которым участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) могут получить консультации
files -> Что такое агрессивность?
files -> А. Зайцев Научный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов Художник обложки В. Шимкевич Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева Оригинал-макет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница