«Сравнительный анализ информационно-аналитических программ на региональных телеканалах в России»



страница1/7
Дата21.05.2016
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

41


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет медиакоммуникаций

Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»
Магистерская диссертация

на тему:


«Сравнительный анализ информационно-аналитических программ на региональных телеканалах в России».

Студентка группы № 743ж

Терновская Дарья Валерьевна

Научный руководитель:



к.п.н., профессор,

Шариков Александр Вячеславович

Москва, 2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………....................3

Глава 1. Информационно-аналитические программы на российском телевидении: история развития, тематика и проблематика

§1.1. История развития информационно-аналитических программ: жанровые особенности, тематика и проблематика …………………...12

§1.2. Представленность регионов России на ведущих телеканалах страны (2011-2012 гг.)…….......................................................................32

§1.3. Особенности подачи материалов в эфире информационно-аналитических программ: профессиональный и творческий аспекты.......................................................................................................41



Глава 2. Информационно-аналитические программы на региональных телеканалах в России: основные функции и контент

§2.1. Региональные телеканалы в системе российских СМИ: теоретический и исторический аспекты……………………………….50

§2.2. Особенности выпусков информационно-аналитических телепрограмм региональных вещателей: типология, критерии оценки……………………………………………………………………64

§2.3. Тенденции и перспективы развития информационно-аналитического вещания на региональном телевидении в России…………………………………………………………………….79



Заключение………………………………………………………………….89

Список используемой литературы…………………………………….....96

Приложения..................................................................................................120

ВВЕДЕНИЕ

В сегменте современной системы средств массовых коммуникаций происходят постоянные изменения: усовершенствуются уже существующие механизмы взаимоотношений общества и СМИ, трансформируются функции журналистики, меняется ее роль: в настоящее время средства массовой информации живут и функционируют в новых условиях развития медиарынка. В связи с быстрым развитием социальных сетей, блогов и интернет-СМИ степень доверия к телевидению среди образованных людей стала снижаться. При этом ТВ остается наиболее востребованным источником информации. К центральному телевидению обращаются 98% респондентов. На втором месте — региональное, местное ТВ (87%). Об этом говорят данные опросов ВЦИОМ в 2008-2011 гг.1



Актуальность данного исследования обусловлена динамичным развитием региональной тележурналистики, ростом числа местных телеканалов. Характерной особенностью происходящих сегодня культурных изменений и, как следствие трансформация функций современных СМИ, является регионализация социально-культурной сферы и медиапотребления соответственно.2 И хотя вопросы взаимосвязей «столица-провинция», «центр-регион» обсуждаются давно, именно сегодня этот аспект в эпоху развития новых медиа приобретает иную окраску. Интернет есть все еще не у всех и далеко не везде он настолько популярен, локальные новостные выпуски пользуются у жителей тех или иных регионов большим спросом, поскольку местная информация гораздо ближе к зрителю, она в большей степени соответствует его потребностям.3 В России, с ее огромными размерами территории и недостаточной развитостью горизонтальных связей между субъектами федеральное телевидение не может отразить полную картину происходящего в стране, поэтому региональные информационно-аналитические телепрограммы играют огромную роль в формировании информационного поля отдельной области, края.4 Кроме того, в выпусках информационно-аналитических программ создается специфическое символичное географическое пространство, которое может в значительной мере отличаться от существующей действительности. Географический еженедельный охват событий формируется так, чтобы привлечь внимание аудитории к освещаемым новостям и, соответственно, к территориям, где они происходят. Этот «новостной ландшафт» не постоянен, а его изменения продиктованы значимостью фактов на местах. Таким образом, представления зрителей о российских регионах часто искажаются.5

Актуальность темы и ее недостаточная научная разработанность определили выбор проблемы, объекта, предмета исследования и обусловили постановку его цели и задач.



Объект исследования: информационно-аналитическое телевещание в России.

Предмет исследования: специфика современных информационно-аналитических программ на региональных телеканалах в России.

Цель работы: выявить особенности и тенденции развития информационно-аналитических программ на региональных телеканалах в России.

Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:  



  1. Дать определение понятиям: «информационно-аналитическая программа», «региональная информационно-аналитическая телепрограмма».

  2. Проанализировать историю развития информационно-аналитических программ на федеральном и региональном телевидении.

  3. Определить типоформирующие признаки информационно-аналитических программ.

  4. Определить критерии оценки информационно-аналитических программ на региональных телеканалах.

  5. Проанализировать специфику региональных информационно-аналитических программ, выявить их сходства и различия.

  6. Определить функции информационно-аналитического вещания и способы их реализации в региональных выпусках.

  7. Определить, какие профессиональные навыки необходимы журналисту, работающему в сфере информационно-аналитического вещания на региональных телеканалах.

  8. Выявить закономерности и тенденции развития информационно-аналитических программ на региональных телеканалах в России.

Гипотеза исследования: региональные информационно-аналитические программы отличаются от федеральных, а также друг от друга по ряду количественных и качественных признаков.

В основе исследования лежат следующие теоретические методы: историко-хронологический подход, метод типологизации, системный подход, сравнительный анализ, функциональный анализ, этимологический анализ.

В работе автор использует следующие эмпирические методы: анализ выпусков информационно-аналитических телепрограмм, документов, материалов в печатных и интернет-изданиях, статистических данных, а также методы экспертных оценок и глубинных интервью.

Теоретической базой исследования стали работы Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, П. Бурдье, В.В. Егорова, Я.Н. Засурского, А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия, Г.В. Кузнецова, С.А. Муратова, Р.П. Овсепяна, И.А. Полуэхтовой, Е.П. Прохорова, В.Л. Цвика, А.В. Шарикова, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации в целом и телевидения в частности.

Понять закономерности развития СМИ в контексте современной массовой культуры помогли работы Г. Зиммеля, Г. Лассуэлла, Н. Лумана, Ю. Хабермаса и др.

Содержательные и функциональные особенности информационно-аналитических программ автор выделила на основе научных публикаций в периодических изданиях, таких как «СОЦИС», «Медиальманах», «Медиапрофи», «Журналистика и медиарынок», «Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии», статей в «Медиаскопе», а также данных, размещенных на официальных сайтах ВЦИОМ, «Левада-центра», Фонда «Общественное мнение», НАТ, «Тэфи-Регион», European Audiovisual Observatory и др.

В процессе работы были изучены диссертации следующих авторов: М.В. Грибок, Е.В. Гостровой, Н.В. Зверевой, Л.В. Солодовник. О специфике деятельности регионального тележурналиста в своей диссертации пишет Н.В. Зверева, анализируя специфику факторов, влияющих на работу журналиста, теоретические предпосылки формирования системы мотивации в региональных СМИ. М.В. Грибок проводит анализ формирования образов регионов России в федеральных информационных программах телевидения с помощью геоинформационных систем. Е.В. Гострова исследует информационно-аналитические телевизионные программы на примере передач федеральных каналов «Вести недели» (Россия 1) и «Намедни» (НТВ), определяет специфику на основании анализа их содержания, тематических и жанровых особенностей. Л.В. Солодовник исследует роль российских СМИ в системе формирующегося гражданского общества. Однако конкретных научных работ, посвященных анализу и специфике регионального информационно-аналитического телевещания, автор не обнаружила. Это, в свою очередь, еще раз подчеркивает актуальность и практическое значение исследования.



Эмпирическая база включает в себя публикации в СМИ, результаты экспертных оценок и интервью, данные статистики, а также видеозаписи еженедельных информационно-аналитических программ на федеральных и региональных телеканалах.

Новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка комплексно рассмотреть специфику информационно-аналитического вещания на региональных телеканалах. Автором выявлены основные типологические признаки информационно-аналитических программ на региональном телевидении. Обозначены особенности информационно-аналитического вещания, приемы и методы работы журналистов в данной сфере. Определены основные характеристики, позволяющие, исходя из системы общеизвестных информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров, выделить информационно-аналитические программы как особый синтетический тип представления информации. Обозначены функции и роль информационно-аналитических телепередач на региональных каналах в России.

Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет выявить специфику информационно-аналитического вещания как на отдельных локальных телеканалах, так в региональном секторе в целом. С учетом полученных данных можно спрогнозировать тенденции дальнейшего развития информационно-аналитического вещания. Кроме того, в условиях процесса цифровизации, завершение которого в России запланировано на 2015 год, телеканалам важно выработать правильную стратегию программирования эфира, включив в сетку вещания и качественные еженедельные обзоры происходящих событий в регионе, стране, мире. Данные этого исследования и разработанные критерии оценки информационно-аналитических программ помогут скоординировать работу журналистов, телеведущих, редакторов, участвующих в подготовке материалов для информационно-аналитических выпусков.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были представлены научному сообществу в виде восьми публичных выступлений и четырёх публикаций. Устные сообщения были сделаны на следующих научных и научно-учебных мероприятиях:

  1. Международная зимняя школа «Возможные стратегии общественных изменений». Самара, 30 января - 3 февраля 2012 г. Сообщение на тему: «Качество программ на региональном телевидении: критерии оценки».6

  2. Межвузовская студенческая конференция «Личность журналиста в современном мире». Москва, МГГУ им. М.А.Шолохова, 21 марта 2012 г. Сообщение на тему: «Место регионального телевидения в обществе массовой культуры».

  3. XI Международная конференция «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи». Санкт-Петербург, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, 5–7 марта 2012 г. Сообщение на тему: «Информационно-аналитические телепрограммы: основные функции и контент».

  4. Международная студенческая конференция «Европа-2012: перспективы и вызовы европеизации». Литва, Европейский гуманитарный университет, 18 – 20 мая 2012 г. Сообщение на тему «Информационно-аналитические программы: особенности и перспективы развития».7

  5. VII Международный журналистский форум «Диалог культур». Санкт-Петербург, Эрмитаж, 9 – 11 ноября 2012 г. Сообщение на тему: «Медиапотребление в регионах России».

  6. XII Международная конференция «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи». Санкт-Петербург, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, 11 – 13 марта 2013 г. Сообщение на тему: «Информационно-аналитические телепрограммы в России: на перекрестке интересов».

  7. 52-я Международная научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения». Санкт-Петербург, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, 17 – 19 апреля 2013 года. Сообщение на тему: «Информационно-аналитические телепрограммы в России: роль телеведущего и функции корреспондента».

  8. XX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Москва, МГУ, 8 – 12 апреля 2013 г. Сообщение на тему: «Медиапотребление в сельской местности: популярные СМИ и степень доверия к ним».

Результаты исследования были также отражены в следующих публикациях:

  1. Терновская Д.В. Информационно-аналитические телепрограммы в России: на перекрестке интересов // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: Материалы XII международной конференции студентов и аспирантов (11 – 13 марта 2013 года) / Под ред. Б. Я. Мисонжникова; сост. О. А. Никитина. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2013. – С. 534 – 536.

  2. Терновская Д.В. Информационно-аналитические телепрограммы в России: роль телеведущего и функции корреспондента. – Режим доступа: http://rus.jf.spbu.ru/conference/3090/3113.html (Дата обращения: 29.05.2013).

  3. Терновская Д.В. Информационно-аналитические программы на российских телеканалах: основные функции и контент // Молодые исследователи: Материалы X международной конференции студентов и аспирантов (3 – 5 марта 2011 года) / Под ред. Б. Я. Мисонжникова; сост. О. А. Никитина. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. – С. 188 – 190.

  4. Терновская Д.В. Место регионального телевидения в обществе массовой культуры. – Режим доступа: http://mic.org.ru/index.php/new/182-mesto-regionalnogo-televideniya-v-obshchestve-massovoj-kultury (Дата обращения: 29.05.2013).


Глава 1. Информационно-аналитические программы на российском телевидении: история развития, тематика и проблематика

§1.1. История развития информационно-аналитических программ: жанровые особенности, тематика и проблематика

Во второй половине XX века телевидение заняло лидирующее положение в системе средств массовой коммуникации, стало неотъемлемой частью повседневной жизни людей и значимым фактором общественного и культурного развития.8 Новейшая история отечественного телевидения делает нас свидетелями поистине революционных событий на экране.

Первые качественно сделанные программы вызвали интерес к телевидению в целом. Значимость этого СМИ очень быстро росла. 31 октября 1938 года вышла в эфир одна из первых общественно-политических передач Ленинградского телевидения, которая была посвящена 20-летию ВЛКСМ и длилась полтора часа. Первая крупная общественно-политическая программа МТЦ состоялась 11 ноября 1939 года и посвящена она была 20-летию Первой Конной армии. В студии собрались ветераны гражданской войны: прославленные бойцы и командиры, - среди них - легендарный командарм, маршал С.М. Буденный.

Концерты, записи демонстраций и выступлений политических лидеров, программы для детей, общественно-политические передачи - всё это транслировалось по телевизору, популярность которого росла быстрыми темпами. Об аналитике в то время речи не шло, как не было устоявшейся и общепринятой жанровой системы.

Стремительное развитие телевидения было прервано войной. Регулярное вещание возобновилось 15 декабря 1945 года. В тот период был принят Закон о пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы. Он поднимал вопрос восстановления и технического переоборудования телевизионного центра в Москве, а также строительства новых телецентров в ряде городов.

Появление ПТС, возможности писать внестудийные телепередачи, зарождение новой профессии диктора – это внесло свои коррективы в работу редакций. Во второй половине 50-х годов возникли учебные и научно-популярные передачи и кинопрограммы - новые важные направления телевизионного вещания.

Вторая половина двадцатого века – это иное видение и понимание телевидения в целом. От технической оснащенности взгляд вещателей и исследователей переносится на содержание, смыслы транслируемой информации. Именно тогда, по слова профессора Р.А. Борецкого, берет начало процесс создания периодических программ: ежемесячных, еженедельных. Так появилась идея программирования, которая стала одной из ключевых в процессе функционирования ТВ.9

Широкое распространение разнообразных форм телепередач наблюдается 60-е годы: «Глазами исследователя», «Мир сегодня», «Москва и москвичи», «Программа партии – программа твоей жизни», «Школа агрохимических знаний», «Экран международной жизни», «Новые книги», «Клуб кинопутешествий», «Клуб кинолюбителей», «Проспект молодости», «Горизонт», «Сельский клуб» и многие другие. «Знание», «В эфире – молодость», «Здоровье», «Кинопанорама», «Портреты мастеров искусств», «Кабачок «13 стульев», «Экран большой химии» пользовались у зрителей широкой популярностью. Телефильм «Загадка Н.Ф.И.» (1959 г.) о неизвестной странице из биографии М. Ю. Лермонтова, с явными чертами того, что называют ныне докудрамой; передача «Клуб веселых и находчивых» («КВН»), начавшаяся 8 ноября 1961 года; «Рассказы о героизме», «Телевизионное кафе», ставшее впоследствии «Голубым огоньком», – казалось, эти проекты вдохнули новую жизнь в существующую модель вещания.

3 декабря 1961 года появилась первая еженедельная новостная программа «Эстафета новостей», которая выходила в эфир в течение почти десяти лет. В первой половине 70-х годы в стране огромную популярность завоевала информационная программа «Время», которая оперативно сообщала о главных событиях дня в нашей стране и за ее пределами.10 Кроме того, появились новые телевизионные циклы. Многие существовавшие тогда рубрики должны были сосредоточить зрительское внимание на главных общегосударственных целях. Такими рубриками были, например, «Сельский час», «На вопросы телезрителей отвечает министр», «Семь дней завода» и т. д. При этом все большую площадь в программах Центрального телевидения занимали материалы, посвященные ленинской внешней политике КПСС. Одна из главных задач – показать благоприятное влияние мира социализма и Советского Союза на ход исторического развития и, как следствие, успешное существования государства.

В 60-70-е годы в передачах «9-я студия», еженедельная «Международная панорама», «Содружество» освещались преимущества социалистического сотрудничества стран, защищались принципы миролюбивой внешней политики правящей в то время партии. Во многом благодаря ведущим этих программ, политическим обозревателям А. Дружинину, В. Дунаеву, В. Зорину, А. Каверзневу, А. Овсянникову и многим другим, передачи завоевывали внимание и любовь зрителя, поскольку они поднимали значимые социально-политические вопросы в ином ракурсе – многогранно, широко представляя факты и комментарии. Речь о свободе журналистского слова не шла – так или иначе она была ограничена жестко обозначенными и исторически сложившимися идеологическими принципами. Тем не менее, у зрителя появилась возможность видеть панораму событий, происходящих в стране и мире.

В 70-е годы тематику и проблематику общественно-политического вещания определяли не только происходящие события, но и те ключевые задачи, которые перед советским народом ставило руководство Коммунистической партии. Свидетельство этому – статья-обращение, напечатанная в газете «Правда» в январе 1974-го года: «Направляя работу печати, телевидения, радио, партийные комитеты призваны нацеливать их на главные, узловые проблемы пятилетки, лучше использовать средства массовой информации и пропаганды для распространения нового, передового, борьбы с недостатками, для решения актуальных вопросов организации соревнования... Выступать боевым организатором всенародного соревнования, ярко отображать каждый день ударной вахты миллионов – боевая задача нашей печати, телевидения и радио».11

Телевидение в большей мере опиралось в то время на опыт газет, журналов и радио, что проявлялось, в частности, в переносе сложившейся в других видах СМИ системы журналистских жанров на экран. Тем не менее, процесс становления системы тележурналистики был в целом индивидуален. Формы представления новостей благодаря журналистам активно трансформировались согласно требованиям телевизионного стандарта подачи информации. Событийные репортажи со спортивных состязаний, очерки о строительстве электростанций, программы для детей – всё это получило широкое развитие во второй половине двадцатого века.

Одной из первых программ того времени, в которой нашлось место не только событийным репортажам, но и проблемным материалам, была «Комсомольский прожектор». Анатолий Григорьевич Лысенко вспоминает в своей книге о своей работе на ТВ. В частности, говорит о том, что «в те годы Москву не разрешали критиковать». Однако в случае выхода подобной информации в эфир на следующий же день требовали срочно исправить ситуацию – пригласить начальника, который бы удовлетворенно кивал головой в ответ на хвалебные слова ведущего передачи. 12 Жесткая вертикаль власти прослеживалась, вспоминает Анатолий Григорьевич, не только в политических структурах, но и во всех редакциях: «редактор, старший редактор, завотделом, зам. главного редактора, главный редактор. Попасть на прием к главному редактору – все равно, что к начальнику главка».13

В конце семидесятых годов газета «Правда» в статье «Всенародная аудитория» пишет: «важное значение имеет целенаправленное, продуманное формирование программ, «верстка» передач с учетом особенностей всех категорий зрителей...».14 В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» необходимость улучшить качество телевизионных программ была четко обозначена. Это обуславливалось быстрым развитием телевизионного вещания. Как следствие – возросшие требования зрителей, как к отдельным передачам, так и к содержанию эфира в целом, поскольку для населения телевидение становилось уже не роскошью, а необходимостью.

Вещание в то время было поделено на блоки: в будние дни утренний блок (8.00 – 12.00) адресуется тем, кто работал посменно, а также учащимся второй смены, домохозяйкам, пенсионерам и т. д. Выпуск информационной программы «Время» открывал этот блок. Далее после двухчасового перерыва (с 12.00 до 14.00) в сетке вещания стояли учебно-познавательные программы о литературе, искусстве, истории, художественные фильмы и телеспектакли.

Вечерний блок начинался в 18.00 с выпуска «Новостей». С 18.30 до 19.30 выходили общественно-политические передачи: «9-я студия», «Человек и закон», «Подвиг» и многие другие. Телевизионный вечерний блок был построен вокруг получасовой информационной программы «Время», выходившей ежедневно в 21.00. Первый ее выпуск пришелся на 1 января 1968 года. До этого существовали пятнадцатиминутные «Телевизионные новости». Но телезрители в своих письмах в редакцию регулярно обращались с просьбами увеличить продолжительность по времени информационную передачу, которая представляла собой своеобразную телегазету, сообщавшую о важнейших событиях прошедшего дня.

Для сюжетов того времени была характерна персонификация проблемы, поднимаемой в выпуске. Журналисты программы «Время» уделяли огромное внимание своему герою, стремились в коротком сюжете максимально раскрыть лучшие качества политика, рабочего, космонавта. Однако помимо локальных тем, в выпусках политические обозреватели телевидения и радио В. Бекетов, Л. Вознесенский, А. Дружинин, В. Дунаев, В. Зорин, А. Каверзнев, Ю. Летунов, А. Овсянников, А. Потапов, Ф. Сейфуль-Мулюков постоянно выступали с комментариями наиболее значительных событий, как в нашей стране, так и за ее пределами. Коллектив редакции постоянно стремился найти новые интересные темы, использовать изобразительно-выразительные средства для передачи сути явления.

События, происходящие за рубежом, были представлены в еженедельном обозрении «Международная панорама». Передача начиналась с обзора важнейших новостей недели. Собственные корреспонденты за рубежом рассказывали своему зрителю о политической и экономической жизни в других странах, об успехах национально-освободительного движения. Темы обеспечения мира и международной безопасности, претворения в жизнь принципов, закрепленных в Заключительном акте Общеевропейского совещания в Хельсинки, занимают важнейшее место в «Международной панораме». Материалы об «американском образе жизни», о теневых сторонах «общества потребления» и основной сути демократического государства вызывают многочисленные отклики зрителей. Серия репортажей о расизме и безработице в США (автор Л. Липовецкий), о пытках политзаключенных и преследовании инакомыслящих в Великобритании (автор Б. Калягин), о потогонной системе труда в Японии (автор В. Цветов), - подтверждение вышесказанному. Новости культурной жизни зарубежных стран завершали передачу.15 И все же общественно-политические и информационные передачи того времени не переставали быть основным оружием пропаганды и агитации. На Гостелерадио, как вспоминает А.Г. Лысенко, иногда попадались критические сюжеты. «Особой гласности тогда не было, но слышимость была. Потом появилась гласность, но не стало слышимости».16

Со временем программы стали вести не просто дикторы, а журналисты, – они строили диалог со зрителем, импровизировали, а не зачитывали готовый текст. Позже возникла еженедельная информационная программа «Семь дней», аналог программы «Итоги».

Журналистская молодежь сплотилась вокруг ночных информационной передачи «Телевизионной службы новостей» (ТСН). Они сильно отличались от традиционного «Времени» смелостью поиска информации и показа. Позднее в Ленинграде возникли знаменитые «600 секунд». Оттуда как раз вышли Александр Невзоров и Светлана Сорокина. На фоне датчика секунд, бегущих от 600 до 0, ведущие говорили о самых актуальных проблемах нашего общества.17

Далее была информационно-аналитическая программа «Прожектор перестройки», в которой поднимались проблемы в сфере экономики, политики, экологии, критиковалось партийное руководство. «Вся страна, затаив дыхание, видела как критикуют и камня на камне не оставляют от фамилии, которую в критическом контексте вчера просто произнести было невозможно», - вспоминает Эдуард Сагалаев.18 Эта программа, как и многие другие, стала следствием периода гласности в СССР  во времена М.С. Горбачева во второй половине 1980-х. Основная цель гласности заключалась в ослаблении цензуры.  Сергей Ломакин, советский и российский журналист, в газете «Музыкальная правда» вспоминал: «Свобода слова просто обрушилась на нас в период «гласности», и какой-то там совсем свирепой цензуры не было. К тому же уже эфирились «Прожектор перестройки» и молчановская «До и после полуночи».19 Газета «Известия» в то время писала о «Прожекторе Перестройки» следующее: «Трудно припомнить какую-то другую передачу Центрального телевидения, которая вызывала бы столь большой интерес. Наша газета дважды публиковала отклики телезрителей на эту передачу, но письма продолжают поступать. Еще больше их получает отдел писем ЦТ: уже поступило более 20 тысяч».20 Владимир Мукусев, один из ведущих «Взгляда», вспоминает: «сначала «Взгляд» назывался просто «еженедельной информационно-музыкально-публицистическо-развлекательной программой для молодежи». Когда был объявлен конкурс на лучшее название, нас просто завалили письмами: назовите «Ночной экспресс», «Телескоп»... и, наконец, «Взгляд». Мы были против: как же так, четыре согласных подряд! И вот, пока все обсуждали и ругались, Эдуард Сагалаев вызвал к себе режиссера Игоря Иванова и, несмотря на наши вопли, просто заказал ему заставку с названием «Взгляд». 21 Ведущие сидели в интерьерах холостяцкой квартиры. Эта задумка Анатолия Малкина. Его наравне с Кирой Прошутинской считают основателями и, так сказать, крестными отцом и матерью молодых «взглядовцев». «Тогда кухня была важным местом в культурной жизни людей, символом свободы слова, – вспоминает А. Лысенко. – Единственное, что понимали точно: надо всё согласовывать с программой «Время».22

Таким образом, программа «Взгляд», появившаяся в 1987 году, казалась, как сейчас модно говорить, инновационной. Молодые ведущие на экране, рассказывающие современной музыке и издержках постсоветского общества, а также заставка программы «желтым глаз на синем фоне» были символами перемен, воспринимались как начало разрушения устоев. Ведущие умело находили болевые точки, сенсации, динамично рассказывали о том, что происходило в стране, тем самым прорывая информационную блокаду, - как говорит В. Мукусев, «что поделаешь, какие времена – такие и герои».23

«Взгляд» изменил телевидение, заложил основу многих сегодняшних телепроектов, разрушил стереотипы. Теперь журналист при упоминании партии не должен был закрывать глаза и делать вид, что его всё устраивает. «Взгляд» показал, что можно говорить на темы, которые до этого были под запретом. В это время в статичной структуре Гостелерадио начали создаваться новые независимые телекомпании. «И плацдармом для реализации таких проектов стала молодежная редакция, получившая карт-бланш на эксперименты».24 «Это была первая передача, в которой люди заговорили человеческим языком, в котором ведущие перестали быть похожи на кандидатов в члены ЦК КПСС. До членов они все-таки как-то не дотягивали интеллектуальным выражением лица, но перестали они быть похожими, – вспоминает Анатолий Григорьевич Лысенко. – Появились самые нормальные люди, появились, может быть, не гигантские проблемы, а человеческие. Если вам кто-то расскажет, что в глубине души конструировал антисоветскую передачу свергающую, – нет, не правда это. Мы были нормальными либеральными коммунистами».25

С ноября 1989 года по воскресеньям, как пишет Н.А. Голядкин, вместо программы «Время» выходило часовое аналитическое обозрение «Семь дней», автором которого был Эдуард Сагалаев. «Новое мышление» не обошло стороной и консервативное «Время». В конце этой передачи регулярно начал выходить «Прожектор перестройки». Это был 10-минутный отчет на острые политические и социальные темы.26

Таким образом, в советский период существовало 2 реальности, как у Оруэлла: жизнь, которая происходила на самом деле, и жизнь, которую рисовали в официальных СМИ. С появлением новых программ, таких как «Международная панорама», «Девятая студия», «Семь дней», «Прожектор перестройки», «Взгляд», стало возможным представлять реальность во всех ее ракурсах, интересно и объективно, не просто перечисляя факты, а логично связывая их в контексте жанров телевизионной аналитики.27 Многогранное отражение происходящих событий в стране позволило аудитории выявить некие закономерности, лучше понять суть социальных явлений и феноменов. С помощью телевизионного экрана у зрителя появилась возможность взглянуть за пределы своего государства, познакомиться с культурой, политическими и экономическими особенностями других стран.

События на телевизионной арене 20-го столетия привели к тому, что к началу 90-х годов значимость аналитики возросла. Дикторский способ подачи новостей постепенно трансформировался в способность ведущего комментировать происходящие события, а не просто озвучивать факты.28 Именно в 90-е годы быстрыми темпами развивается тип еженедельных информационно-аналитических программ. Благодаря этому у ведущих и корреспондентов появилась возможность частично выражать индивидуальное мнение по поводу происходящих событий. 29

Во главу угла стал критерий профессионального мастерства, реализуемый в умении логично выстраивать взаимосвязи, проводить объективный анализ текущей ситуации в стране. Информационно-аналитические программы стали инструментом борьбы за внимание телезрителей, неотъемлемым элементом в сетке вещания многих телеканалов.

Авторская программа «Итоги» (январь 1992г.), «Воскресенье» (октябрь 1993г.), «19.59», «Зеркало», «Обозреватель», «Авторская программа Сергея Доренко» (все программы – 1996г.) – неполный список транслируемых в то время информационно-аналитических передач. В начале 21-го века на экраны выходят такие программы, как «Время», «Вести недели», «Личный вклад», «Мир за неделю», «Намедни», «Неделя», «Сегодня. Итоговая программа» и так далее.30

В конце 1994-го года Борис Ельцин издает указ о ликвидации канала «Останкино» и учреждении акционерного общества, получившего название «Общественное российское телевидение» (ОРТ). Появлялись новые частные телеканалы.31

В 1996 году в эфире телеканала РТР32 появляется программа «Зеркало». Это еженедельная информационно-аналитическая передача, которая в то время была визитной карточкой телеканала. «Зеркало» выходило в эфир по субботам в 20 часов 15 минут. Вел программу Николай Сванидзе. Он обсуждал главные темы недели с гостями в студии. Политики и журналисты, деятели культуры и экономисты, социологи и врачи, - серьезные темы были готовы обсуждать те, кто имел свое независимое мнение по поводу происходящего в стране и мире, а также был способен что-либо изменить.

В конце 90-х – начале 2000-х годов происходит переход от нейтрального освещения событий к аполитичности. И снова ведущий играет роль глашатая позиции телеканала, происходит смещение акцентов от комментаторов к дикторам. 33

Много лет программа «Время» была единственной общепризнанной передачей в телевизионном информационном вещании. Это продолжалось до тех пор, пока не появились иные новостные программы, например, «Вести» на канале РТР, который в те годы превращается в практически оппозиционное российское телевидение, которое возглавил Олег Попцов, в прошлом главный редактор журнала «Сельская молодежь». Светлана Сорокина из «600 секунд», практически весь коллектив из упраздненного ТСН, а также многие другие журналисты, операторы перешли работать на РТР. Это положило начало процессу распада некогда мощного монолита – Гостелерадио СССР.34

Рост количества аналитики в привычных новостных программах позволило зрителю убедиться в том, что мир куда более многозначен, чем нам его показывали ранее. Теперь можно было сопоставить отечественные и западные новости: у нас измеряли урожайность, выпуск швейных машин и темпы строительства очередного предприятия, за рубежом – ущербы от наводнений, землетрясений. Подобные катастрофы происходили там и раньше, но о них никто в России не сообщал.

Открывшиеся возможности, как пишет А.Г. Лысенко, породили «уродливый гибрид информации с аналитикой: ведущий сообщает что-то и одновременно либо хмыкает выразительно, либо мимикой покажет, что у него на сей счет свое мнение». По его словам, задача ведущего информационной программы – доносить информацию, у ведущего аналитической передачи – свои задачи; сегодня же ведущие уже не дикторы, но и не аналитики.35

Опередив «Вести недели» лишь на несколько дней, 9 сентября 2001 г. на канале НТВ стартовала воскресная информационно-аналитическая авторская программа «Намедни», до этого существовавшая как рубрика на Авторском ТВ. «Намедни» строилась по законам западной модели информационного вещания. Такие элементы, как «инфотейнмент», аполитичность и независимость стали отличительными чертами данного проекта, - об этом пишет Е.В. Гострова.36 Западный образец сказался не только на способе отражения информации, но и на выборе тем: комментарий журналиста являлся ценным элементом материала. Кроме того, программа сама конструировала своего зрителя. Однако стоит отметить, по словам А.С. Вартанова, прообразом «Намедни» стала отнюдь не западная концепция, а отечественная «Эстафета новостей» периода постперестройки.37

В противовес эмоциональности и некой свободы самовыражения на НТВ, на канале «Россия» начала выходить сдержанная информационно-аналитическая программа «Вести недели». Впервые передача вышла в эфир сразу же после президентских выборов - 16 сентября 2001 г. Каждое воскресенье в 20:00 в течение часа ведущий и корреспонденты «Вестей недели» освещали главные политические, экономические, культурные события недели. В отличие от «Намедни» «Вести недели» выходят и сейчас.

Отбор и группировка фактов в обеих программах происходила в соответствии с выбранной концепцией верстки, отвечающей задачам, стоящим перед корреспондентами и телеведущими, которые должны стремиться сохранить статус объективного источника: 38


  • освещать позиции правящих структур, отдельных социальных групп, общественных организаций;

  • осуществлять посредничество между зрителем и властью;

  • доносить информацию до аудитории, расставлять ориентиры в потоке информации.

В 2003 году, вопреки изложенным выше тенденциям, выходит в эфир программа «Неделя» с Марианной Максимовской на телеканале «Рен-ТВ». Критики сразу же отмечают, это иная подача новостей, независимый обзор событий, происходящих за неделю. Программа буквально сразу же становится популярной. Общественные темы и острые политические вопросы здесь обсуждаются открыто.

Вступив на коммерческие рельсы, современное отечественное ТВ значительно трансформировало свои функции. В условиях конкуренции и зависимости от рейтинга как гаранта дальнейшего выхода программы в эфир, на первое место стала функция развлечения, а не просвещения. 39 Подобная ситуация не могла не сказаться на качестве контента, коренным образом изменив отношение журналистов к профессии, содержание эфира, сместив акценты в сторону зрелищ и развлечений, инфотейнмента, который стал неотъемлемой частью даже выпусков новостей.40 В интервью журналу «Большой город» Марианна Максимовская, ведущая программы «Неделя с Марианны Максимовской», как раз говорит о том, что в тот период зрителя не интересовали многогранные стороны одного события, аудитория не стремилась разбираться, кто и в какой степени прав, - достаточно было просто знать где «черное», а где «белое». Например, война на Балканах в 1999 году. «Журналисты тогдашнего НТВ стараются соблюсти баланс: рассказывают и о бомбардировках НАТО и гибели мирного населения, и об этнических чистках Милошевича. Работали грамотно, а рейтинги упали. Уже в 1999 году уставшая от бурных лет перестройки аудитория не хотела разбираться в оттенках серого. Ей не нужны были 50 этих оттенков. Большинство хотело слышать, что  братья-славяне — это хорошо, а американские вояки — плохо».41 По словам М. Максимовской, в этот период активно развивается жанр репортажа. При этом именно баланс фактов и мнений становится необходимым условием, чтобы не превратиться в «желтое» СМИ. А.Г. Качкаева пишет: современные репортажи, несмотря на то, что «нащупывают свою стилистику», все же выполняют известную всем пропагандистскую функцию. При этом не важно, кто в главных ролях: политики из «Единой России» или активисты-оппозиционеры. «Иногда градус агрессии в эфире зашкаливал. От имени «правильного большинства» (духовные, нравственные, православные, патриотичные, чадолюбивые, гетеросексуальные) в государственных новостях и итоговых программах шельмовали «других» (оппозиционеры, блогеры, участники маршей и протеста, противники «закона подлецов», либералы, американские усыновители-убийцы, гомосексуалисты, благотворители)».42

Однако важно понимать: в телевизионном рейтинге мнение зрителей никак не представлено. Согласитесь, «передачу можно смотреть с отвращением, а любимую программу не посмотреть. «Нравится, но не смотрю» и «не нравится, но смотрю» - две весьма распространенные ситуации. Поэтому даже самый фантастический по величине рейтинг не означает ни высокого качества программы, ни зрительской любви к ней. Просто собрали толпу. Поглазеть».43

Эдуард Михайлович Сагалаев вспоминает: «В период перестройки было практически два канала — Первый, а уже потом, в 90-м, появилось Российское телевидение. А затем, после горбачевской эпохи, — НТВ, «ТВ-6. Москва». Если сравнивать это с сегодняшним телевидением, то у нас сейчас есть тысячи региональных компаний, около 30 федеральных и больше 200 спутниково-кабельных каналов. В этом смысле произошла революция, которая продолжается и будет продолжаться с внедрением цифровых технологий в наше ТВ. По этому поводу я, конечно же, испытываю чувство восторга».44  При этом у теледеятеля еще есть надежда на то, что сегодняшнее телевидение в России будет работать предельно честно, независимо и открыто. Это относится и к информационно-аналитическим программам, в которых должны подниматься не только текущие политические вопросы, но и давно назревшие социальные, культурные проблемы российского общества.

Таким образом, историю информационно-аналитического вещания можно условно разделить на шесть периодов, каждый из которых обусловлен политическими, экономическими, культурными процессами, происходящими в обществе.

Программа «Комсомольский прожектор», пожалуй, стала стартом информационно-аналитического вещания, поэтому 1950-е годы – и есть первый этап. Первые еженедельные новостные программы появляются уже в 60-х годах. Это и «Эстафета новостей», «Время», «Мир сегодня», а также «Москва и москвичи», «Экран международной жизни». В 1970-х начинают работать «9-я студия», «Международная панорама», «Содружество».

«Прожектор перестройки», «Взгляд», «600 секунд», «7 дней» - это всё явления конца 80-х годов, следствие периода «гласности». В 1990-е годы в России в эфир выходят «Намедни», «Итоги», «Воскресенье» , «19.59», а также «Зеркало», «Обозреватель», «Авторская программа Сергея Доренко». Многие из программ 80-90-х годов на слуху у зрителя до сих пор.

Таким образом, изменение политической ситуации в стране в 90-е годы, яркое проявление плюрализма мнений в самом обществе, появление новых социально значимых вопросов вносили коррективы в систему функций журналистики, трансформировали цели и задачи работы корреспондентов, редакторов и операторов, повышали степень объективности в журналистике и способствовали развитию аналитических жанров в СМИ. 45 Именно поэтому в 2000-е годы продолжаются эксперименты с формой, содержанием, подачей информации. В эфир выходит еще больше итоговых программ, чем когда-либо. Среди них – «Личный вклад», «Мир за неделю», «Неделя», «Сегодня. Итоговая программа», «Вести недели», «Воскресное время», «Неделя» с Марианной Максимовской, «Главное».




Каталог: data -> 2013
2013 -> Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
2013 -> Разработка требований к оценке социально-личностных компетенций и диагностике мотивационно-ценностной составляющей системных и инструментальных компетенций в рамках разработки системы методического обеспечения фгос, разрабатываемых с участием ниу
2013 -> Тема Введение в конфликтологию
2013 -> Проблема трансформации политического имиджа в неформальной политической коммуникации
2013 -> «Современные технологии организации внеурочной деятельности в образовательной области
2013 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600. 62 «Журналистика»
2013 -> Конкурсу «Юный психолог» иМежрегиональной олимпиаде школьников «Высшая проба»
2013 -> Высшая школа экономики отделение статистики, анализа данных и демографии факультета экономики Кафедра демографии
2013 -> Программа дисциплины «Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница