Статика и динамика духовно-нравственного кризиса: логико-социологический анализ диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук



страница1/21
Дата22.05.2016
Размер3.49 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. Ломоносова

На правах рукописи

Таланова Ксения Сергеевна



СТАТИКА И ДИНАМИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА:
ЛОГИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Диссертация на соискание ученой степени


кандидата социологических наук

Специальность: 22.00.04 – Социальные структуры,
социальные институты и процессы.

Научный руководитель:

доктор социологических наук,

профессор Мамедов А.К.


Москва – 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

Москва – 2014 1

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА 15

§1. Определение и сущнось кризиса 15

§2. Духовность как социологическая категория. Архитектоника духовной сферы 30

§3. Аксиологический анализ духовно-нравственного кризиса 49

Глава II.
СТАТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА 69

§1. Модель морального кризиса Э. Дюркгейма как теоретическое отражение статических характеристик духовно-нравственного кризиса 69

§2. Интегралистская модель социокультурного кризиса П.Сорокина как корректирующая модель духовно-нравственного кризиса 86

§3. Разработка статической модели духовного кризиса в современном российском обществе 101

Глава III.
ДИНАМИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОГО КРИЗИСА 115

§1. Духовно-нравственный кризис в контексте социальных трансформаций 115

§2. Динамика духовно-нравственного кризиса в аспекте соотношения порядка и хаоса 134

§3. Построение динамической модели духовно-нравтсвенного кризиса 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168

БИБЛИОГРАФИЯ 174

ПРИЛОЖЕНИЯ 248

Приложение 1. Определения сущности кризиса 248

Приложение 2. Типология ценностей Г.Мюнстерберга 249



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования

Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Этот факт не требует доказательств, он очевиден и признается всеми, кто высказывает свои позиции и мнения о современных реалиях духовной жизни общества. После обрушения советской системы ценностей в российском обществе пока не восстановлены общие этические идеалы, способные составить базу для духовности, способной объединить и сплотить общество в новых исторических условиях, перед лицом новых глобальных угроз.

Более двух десятков лет мы в области мировоззрения не выработали серьезной альтернативы заимствованным идеологическим установкам, в основе которых лежат стандарты общества потребления, ориентирующие человека на сугубо прагматическое и индивидуалистическое отношение к миру и окружающим людям, обществу и государству. Между тем, уже очевидно, что эти установки не приживаются на российской почве, они несовместимы с основами традиционной духовности народов России. Но эта традиционная духовность лишь начинает путь своего возрождения, который еще далек от завершения.

Духовно-нравственная деградация современного общества, в том числе российского, констатируется многими авторами как общепризнанный «междисциплинарный» факт1. Культурологи и искусствоведы признают, что «у нас сформировалась тотально аморальная система»2. Философы связывают переживаемый российским обществом духовный кризис с повышением степени свободы, так как свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего3. Экономисты поясняют, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека»4. Психологи утверждают, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания»5.

О духовном кризисе общества заявляют и представители традиционных религий России. Так, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) в одном из публичных выступлений заявил, что «…в течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных условиях жизни общества, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей»6.

Социологи акцентируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков - его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции7. По мнению В. И. Добренькова, сегодня, когда Россия находится во всеобъемлющем кризисе, когда население отчуждено от власти, парализовано производство, прогрессирует социальное неравенство, порваны исконно русские идеалы справедливости, бескорыстия, добра, очень важно проанализировать социокультурный базис реформ, приведших к таким катастрофическим последствиям8.

В целом проблематизация духовно-нравственного кризиса в современной России достигла высокого уровня, наличие кризисных явлений в духовной сфере жизни общества является сегодня бесспорным и общепризнанным фактом. Вместе с тем социологических исследований посвященных кризису духовности, в настоящее время нет, методология социологического исследования статики и динамики духовного кризиса пока не разработана.

Аномальный характер духовно-нравственного кризиса как временного состояния общества, проявляющегося в состоянии социальных связей и отношений, не вызывает сомнений. Духовный кризис несет в себе угрозы личности, государству и национальной безопасности, что выражается в повышении числе случаев суицида, девиантном поведении, которое приобретает массовый характер; проблемах личностной и групповой идентичности, повышении напряженности в межгрупповых отношениях, в том числе межэтнических и межнациональных, что особенно опасно для России как многонационального и поликонфессиональого социума; снижении у людей мотивации к труду, учебы, социально конструктивной деятельности.

Состояние духовно-нравственного кризиса не является стабильным и неизменным. Сам по себе кризис есть временное и неустойчивое состояние системы, чреватое ее распадом через углубление и ускорение деструктивных процессов, затрагивающих все социальные институты.

Вместе с тем выход из духовно-нравственного кризиса может быть достигнут осознанными усилиями социального субъекта при обязательном условии понимания не только причин, проявлений и последствий этого кризиса, но также его статики и динамики. Иными словами, необходимо объективно оценивать состояние системы с точки зрения того, в какой фазе кризиса она находится, в каком направлении и с какой интенсивностью будет развиваться кризис, каков прогноз его развития.

Между тем, если относительно проявлений, причин и последствий духовно-нравственного кризиса в научной литературе существует целый ряд подходов и позиций,

то статика и динамика духовного кризиса практически не изучены. Настоящее исследование призвано хотя бы отчасти заполнить этот пробел, чем объясняется актуальность предпринимаемого исследования.

Итак, актуальность проблематики диссертационного исследования обусловлена

а) аномальным характером духовно-нравственного кризиса как временного состояния общества, чреватого необратимыми деструктивными процессами, затрагивающими целый ряд социальных институтов;

б) остротой содержащихся в духовно-нравственном кризисе угроз личности, государству, национальной безопасности;

в) высокой динамикой показателей духовно-нравственного кризиса в России на современном этапе, необходимостью научного осмысления новейших тенденций в данной сфере;

г) отсутствием разработанной методологии социологического исследования духовно-нравственного кризиса, существованием ряда принципиальных методологических трудностей проведения социологического исследования статики и динамики духовного кризиса, вызванной этим необходимостью разработки методологии социологического исследования духовно-нравственного кризиса.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является духовно-нравственный кризис как аномальный феномен общественной жизни. Особенностью объекта исследования является то, что носителем духовно-нравственного кризиса является не отдельная социальная группа, а все общество в целом.

Предметом исследования является статика и динамика духовно-нравственного кризиса в современной России.

Степень разработанности темы.

Теоретическую основу настоящей работы составляют работы ученых-социологов в области теоретической социологии и методологии социологического исследования; фундаментальные труды, посвященные вопросам социальной структуры, социальных институтов и процессов, в том числе работы таких авторов, как Ю.В. Аверин, С.А. Белановский, М. Вебер, Е.В. Дмитриева, Э. Дюркгейм, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, О.М. Маслова, А.Ю. Мягков, Н.В.Панина, Т. Парсонс, Дж. Роулз, П. Сорокин, В.А. Ядов и др.

Рассматривая духовно-нравственный кризис как аномальное социальное явление, мы опираемся на теоретический фундамент исследования социальной аномии, содержащийся в трудах Э. Дюркгейма9, Р. Мертона10, И. Гофмана11 и др.

В литературе достаточно глубоко разработаны причины, следствия и проявления духовно-нравственного кризиса в современной России. Так, В.А. Руденко рассматривает духовный кризис современного российского общества как следствие догоняющей модернизации, а непосредственные его причины, по ее мнению, коренятся в происходящей трансформации социальных институтов и переоценке базовых ценностей общества12. С.Г. Кара-Мурза связывает духовно-нравственный кризис в российском обществе с распадом СССР и советского строя13, В.А. Туев сводит причины духовно-нравственного кризиса с вестернизацией и утратой самобытной российской культуры, переориентацией общества на удовлетворение материальных потребностей человека; Т.И. Заславская - в обособлении правящей элиты общества от управляемого ею общества. Некоторые российские ученые говорят о современных кризисных явления как продолжении деструктивных процессов в духовной и культурной жизни, которые идут давно.

В контексте анализа последствий духовно-нравственного кризиса А.Д. Матвиенко показывает, как «заидеологизированность» морали порождает этический негативизм и политизацию всего общественного организма14. По мнению К.К. Колина духовно-нравственный кризис влечет за собой обострения основных глобальных проблем современности, чем ставит под удар существование и развитие цивилизации»15.

В качестве проявлений духовно-нравственного кризиса ученые обозначают глубокие трансформационные преобразования в социально-экономической, политической и социокультурной жизни общества»16. Так, Ю.И. Ардашова употребляет по отношению к ней определение «немилосердная»17; Ю.В.Яковец отмечает такие проявления духовно-нравсвенного кризиса, как «моральная вседозволенность, сексуальная распущенность, преступность, обесценение человеческой жизни и достоинства в России и других бывших социалистических странах»18. В.А. Руденко пишет об «агрессивном презрении к духовности, о потребительстве, социально-политической и гражданской индифферентности, о безразличии к собственной стране, отсутствии интереса к ее прошлому, даже ее активном неприятии19.

В целом по теме духовно-нравственного кризиса существует большое число публикаций, принадлежащих как отечественным, так и зарубежным авторам. Однако подавляющее большинство этих работ носят не социологический характер. Хорошо описывая феноменологию кризиса, вскрывая его духовные, экономические, культурные причины, раскрывая его последствия, авторы этих работ при этом оставляют за пределами своего внимания социологические аспекты кризиса, а также не ставят перед собой цель изучения его статики и динамики.

Признавая высокую научную ценность исследований, осуществленных перечисленными авторами, вместе с тем необходимо отметить, что в целом анализ научной литературы, посвященной духовно-нравственному кризису, показывает преобладание работ публицистической направленности, посвященных тем или иным аспектам духовно-нравственного кризиса, изобилующих оценочными высказываниями. При этом ощущается дефицит системных исследований духовно-нравственного кризиса как аномального социального феномена с учетом современного состояния, а также работ, посвященных разработке теоретического и методологического подхода к социологическому исследованию духовно-нравственного кризиса. Выводы и положения, содержащиеся в трудах упомянутых ученых, требуют дальнейшего развития, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, а ряд теоретических положений нуждается в корректировке в свете происшедших социальных изменений и развития духовно-нравственного кризиса как аномального социального явления, сущностные особенности которого необходимо исследовать в контексте социальных процессов современного этапа развития российского общества.



Цель исследования состоит в том, чтобы, с учетом наиболее перспективных научных походов, релевантных теме и проблематике исследования, выработать теоретико-методологические принципы построения статической и динамической модели духовно-нравственного кризиса, применимой в условиях современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие духовно-нравственного кризиса, выявив его сущностные характеристики, для чего:

а) проанализировать существующие определения кризиса, установить сущность социального кризиса;

б) установить определяющие признаки духовности как социологической категории, исследовать архитектонику духовной сферы;

в) раскрыть ценностные аспекты духовно-нравственного кризиса;

- выработать теоретико-методологические основания подхода к построению статической модели духовно-нравственного кризиса, для чего:

а) проанализировать предложенную Э. Дюркгеймом концепцию морального кризиса и оценить возможность ее использования в качестве теоретической модели духовно-нравственного кризиса;

б) осуществить анализ интегралистской модели социокультурного кризиса П.А.Сорокина и оценить возможность ее использования в качестве корректирующей модели духовно-нравственного кризиса;

в) выработать теоретические и методологические принципы разработки статической модели духовного кризиса в современном российском обществе;

- выработать теоретико-методологические основания подхода к построению динамической модели духовно-нравственного кризиса, для чего:

а) раскрыть феноменологию духовно-нравственного кризиса в контексте социальных трансформаций;

б) исследовать динамику духовно-нравственного кризиса в аспекте соотношения порядка и хаоса;

в) выработать принципиальные теоретико-методологические установки для построения динамической модели духовно-нравственного кризиса.



Теоретико-методологическая основа исследования.

Социологическое исследование духовно-нравственного кризиса должно опираться на положения и методы ряда частных социологических теорий, в том числе социологии культуры, социологии образования; социологии религии, социологии семьи и др. Социологический подход к исследованию духовно-нравственного кризиса предполагает междисциплинарное изучение этой проблемы, использование результатов всех наук и социальных практик, имеющих дело с теми или иными специфическими его проявлениями, в том числе культурологии, социальной психологии.

В своем исследовании автор опирается на идеи и концепции Э. Дюргейма, П. Сорокина, М. Вебера, И.А. Гундарова20, Дж. Мида, Ч. Кули, Е.А. Попова21, Н. Смелзера, М.И. Туган-Барановского, А. Колберга, Р. Штейнера, Г.В. Осипова, А.И. Ковалева и др.

Междисциплинарный характер проблемы предполагает также опору на положения таких научных дисциплин как социальная философия, юриспруденция, история, социальная психология, культурология, религиоведение и др.

В силу особенностей носителя проблемы духовно-нравственного кризиса (в этой роли выступает все общество) в качестве наиболее адекватного метода получения эмпирических данных использовался концептуальный анализ материалов СМИ и интернет-дискуссий на темы, релевантные объекту исследования.

В обосновании методологического подхода, используемого в исследовании, особо следует остановиться на категориях статики и динамики, положенных в основу данного подхода. В настоящее время эти категории широко используются для характеристики социальных явлений и процессов. Под статикой (от греч. statike – «равновесие») понимается уравновешенное состояние системы, которое может сохраняться относительно независимо от внешних изменений, при этом основные параметры системы остаются неизменными. Под динамикой (от греч. dynamis – «сила») понимается обычно совокупность внутренних и внешних факторов, обусловливающих изменение системы, переход ее в иное качество, а также самих этих изменений, прогноз его развития. В связи с этим возникает естественный вопрос: какое содержание укладывается в понятия статики и динамики духовно-нравственного кризиса.

На первый взгляд, понятие статики духовно-нравственного кризиса является парадоксальным. Ведь кризис – это, по своей сути, состояние неустойчивости, чреватое изменениями, переходом системы в иное качество. Можно ли вообще говорить о статике какого-либо кризиса? Однако при ближайшем рассмотрении становится понято, что, поскольку духовно-нравственный кризис выступает в качестве объекта исследования, постольку он должен рассматриваться со стороны своих сущностных характеристик, раскрывающих причины, внутренние закономерности и механизмы, которые вступают в силу в условиях духовно-нравственного кризиса. Таким образом, о статике духовно-нравственного кризиса возможно и целесообразно говорить как в теоретическом плане, в аспекте разработки теоретической модели кризиса, так и в эмпирическом плане, фиксируя относительно устойчивые показатели кризисного состояния духовной сферы общества, выражающие сопротивление по отношению к усилиям, направленным на преодоление кризиса.

Что же касается динамики духовно-нравственного кризиса, то эта категория охватывает область изменений, происходящих в сфере духовной жизни общества, переживающего духовно-нравственный кризис. Эти изменения могут детерминироваться как внешними, так и внутренними причинами, они могут носить как имманентно-поступательный характер (развертывание «программы» кризиса), так и спонтанно-имерджентный (флуктуации, происходящие в неравновесных условиях среды). Динамика может быть как негативной, так и позитивной. Построение динамической теоретической модели объекта исследования предполагает научно обоснованный прогноз его дальнейшего развития, причем этот прогноз должен отражать вариативность возможных сценариев, а также включать в себя рекомендации по выбору оптимального сценария и его реализации.

Существенную роль в осмыслении духовно-нравственного кризиса как макроявления присущего современному периоду развития российского общества сыграл анализ фундаментальной исторической, социально-психологической, педагогической, юридической, психологической и социологической литературы, научных статей, справочные и статистические документальные источники, публикации СМИ, а также материалы социологических исследований. При этом использовались принципы и методы социально-исторического, социокультурного, социально-психологического анализа, а также общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальных явлений; метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения; метод контекстуального анализа теоретических источников, формально-логический анализ отдельных аспектов исследуемой проблемы, логико-дедуктивный метод, методы дифференциации и интеграции, абстрагирования.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в постановке проблемы исследования, определении его цели и задач, связанных с разработкой теоретического и методологического подходов к социологическому анализу духовно-нравственного кризиса и определении его статики и динамики, состояния и особенностей проявления в условиях современной России.

Кроме того, научная новизна исследования обусловлена рядом конкретных научных результатов, полученных лично автором, в том числе:

- на базе сравнительного анализа определений кризиса предложен типологизирующий подход в систематизации этих определений, в основу которого положена группировка их по двум кластерам: а) определения, акцентирующие аномальные, дисфункциональные и в целом негативные характеристики системы, находящейся в состоянии кризиса, б) определения, нацеливающие на совершение шагов, необходимых для преодоления кризиса;

- раскрыто понятие духовного как характеристики личности и поведения человека; как элемента культурного и этического дискурсов; в его соотнесенности с целеполаганием и системой ценностей индивидуума; в контексте приобщения к духовному через культурные практики;

- осуществлен анализ архитектоники духовной сферы, в ее структуре выделены четыре компонента: культура, религия, наука, образование, объединенные вокруг центрального стержня, в роли которого выступает общественное сознание в форме индивидуального и массового сознания;

- выявлены причины современного духовно-нравственного кризиса в России, в том числе такие как: трансформация социальных институтов и переоценка базовых ценностей общества в условиях догоняющей модернизации; исторически предшествовавшее неоднократное разрушение традиционных ценностно-нравственных устоев российского общества, стагнация духовно-нравственной жизни общества в 1970 – 1980 гг.; недостаточное внимание духовно-нравственному воспитанию в государственных программах постперестроечной эпохи; ускоренная вестернизация, прагматизация и консумеризация деятельностной парадигмы (переориентация ее на удовлетворение материально-физических потребностей); резкая замена коллективистской парадигмы индивидуалистической;

- определены основные понятия, участвующие в описании динамики духовно-нравственного кризиса: причина кризиса; повод к кризису; генезис кризиса; дисфункции социальных институтов, порождаемые кризисом;

- выработан универсальный критерий кризисного состояния социального института: социальный институт находится в состоянии кризиса, если и только если количество его дисфункций превышает количество его функций.

- установлен показатель глубины кризиса - степень необратимости наступивших деформаций;

- установлены параметры оценки кризиса: глубина поражения общества; широта распространения кризиса в обществе; степень глубины депрессивного состояния общества; степень выраженности регрессивной динамики.

– на базе результатов проведенного теоретического исследования выработаны принципиальные основы преодоления духовно-нравственного кризиса в России в современных условиях.

На основании результатов и выводов исследования получены следующие теоретические положения, которые выносятся на защиту.

1. Духовно-нравственный кризис сопутствует социальным трансформациям, имеющим энтропийную направленность. Он носит системный характер, охватывая все социальные группы и оказывая негативное воздействие на все подсистемы общества. Вместе с тем кризис может сыграть мобилизационную роль в развитии общества, пробуждая здоровые силы общества к построению нового интегрального социокультурного порядка.

2. Суть духовно-нравственного кризиса связана с утратой либо деформацией идеала как центрального элемента общественно признанной системы ценностей.

3. Духовно-нравственный кризис в современной России является частью общецивилизационного кризиса, но вместе с тем имеет ряд специфических причин и проявлений. Основной, фундаментальной причиной духовно-нравственного кризиса в России послужили попытки насаждения чувственной суперсистемы (по П.А.Сорокину) западного образца, не соответствующе цивилизационной специфике России.

4. Необходимым условием выхода общества из духовно-нравственного кризиса является активная целенаправленная деятельность социального субъекта с опорой на духовные и этические ценности. Попытки выхода из кризиса с опорой на прагматические ценности потребления являются контрпродуктивными.



Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование содержит анализ и обобщение современных представлений отечественных и зарубежных специалистов по проблемам духовно-нравственного кризиса, в нем систематизированы понятийно-категориальный аппарат и оценочные данные об этом феномене применительно к современному состоянию российского общества; обоснованы положения о взаимосвязи между статикой и динамикой духовно-нравственного кризиса и практикуемой в обществе системой форм и методов воздействия на сознание общества и состояние духовной сферы жизни общества. На основе выводов исследования выработаны практические рекомендации, которые могут быть эффективно использованы при формировании стратегических направлений разработки национальной политики в духовной сфере.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в системе многоуровневой подготовке и переподготовке специалистов по социологии, социальной работе, социальной педагогике.



Апробация выводов диссертации:

Полученные в результате проведенного исследования научно-обоснованные выводы и теоретико-методологический подход, организующий специфику социологического познания исследуемого социального феномена, получили свое отражение в научных публикациях автора, выступлениях на научных конференция, участии в «Круглых столах» по проблематике исследования.



Структура диссертационного исследования.

Структура работы определяется последовательностью целей и задач. Данная диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографии и приложений.



Публикации

Таланова К.С. Дефиниция и типология ценностей // Социология, 2013, №2, с.89-93 (0,4 п.л.)

Таланова К.С. Интегралистская модель социокультурного кризиса П.Сорокина // Социология, 2013, №3, с.79-91 (1,0 п.л.)

Таланова К.С. Модель морального кризиса по Э.Дюркгейму // Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология”, 2014, №1, (с. 238-255) (1,0 п.л.)

Таланова К.С. Ценностное ядро духовно-нравственного кризиса: дефиниции, типологии, система ценностей // Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология”, 2014, №3, с. (0,6 п.л.)

Елешев С.О., Таланова К.С. Результаты социологического исследования «Ценностные ориентации современной российской молодежи, особенности процесса их формирования и осуществления молодежной политики» и Результаты социологического опроса экспертов «Особенности осуществления молодежной политики в Российской Федерации» //Социологические исследования социальных проблем современного российского общества, 2014, №1, с.64-156




Каталог: media -> dissertations -> dissertation
media -> Занятие №6. Учебные материалы Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер Межгрупповой конфликт
media -> Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
media -> Психология социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями в россии
media -> Адаптация иностранных студентов подготовительных факультетов
media -> -
dissertation -> Коммуникационная концепция связей с общественностью: модели, технологии, синергетический эффект
dissertation -> Информационные технологии в контексте постмодернистской философии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
dissertation -> Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница