Т. В. Берковская система ценностей студенток: опыт гендерных исследований начала XXI века



Скачать 352.63 Kb.
Дата14.05.2016
Размер352.63 Kb.

Раздел 1
ЭСТАФЕТА НАУЧНОГО ПОИСКА:
НОВЫЕ ИМЕНА

Т. В. Берковская

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОК: ОПЫТ
ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НАЧАЛА XXI ВЕКА

Этнографы были первыми, кто обнаружил значительные различия в понимании представителями изучаемых ими народов и этносов социальных ролей, позиций, прав и обязанностей мужчин и женщин. Эти различия детализируются множеством факторов, как социальных, так и внесоциальных (географических, климатических, биологических и других). Но не этнографы, а социологи и философы первыми предложили решительно «развести» понятия биологического пола, называемого в английской науке привычным термином sex, от пола социального, для которого был избран давно известный в лексикологии и ставший очень популярным в период постмодернистской языковой революции термин gender («род»), переводимый на русский язык тем же словом «пол».


© Т. В. Берковская, 2002
Четверть века тому назад статья Ш. Ортнер «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным», вышедшая в сборнике «Женщина, культура, общество», составленном и отредактированном М. Розальдо и Л. Ламфере, а также исследования P. Унгер, А. Рич, Г. Рабин начала 70-х гг. открыли многолетнюю дискуссию по проблеме содержания понятия «гендер», которая не завершилась по сей день. В работах вышеперечисленных исследовательниц это понятие трактовалось как «набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности, причем таким образом, что возникает иерархически организованная система, уточняемая рядом властных вариаций»1. В конечном счете термин «гендер» в то время трактовался не просто как стратификационная категория, но именно как «знак позиции субординации» (А. Рич)2, и соотносился он со специфическим женским опытом. Новый термин был предложен к использованию в тех случаях, когда речь шла о социальных, культурных, психологических аспектах «женского» в сравнении с «мужским», то есть при выделении всего того, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, «кого общество определяет как женщин» (Р. Унгер)3. Именно поэтому гендерные исследования двадцатилетней давности были, по сути, «женскими исследованиями», и велись они женщинами-учеными, открыто заявляющими о своих феминистских пристрастиях. Такой точки зрения на зарождения гендерных исследований придерживается Н.Л. Пушкарева.

Е.Н. Цимбаева в своей работе «“Гендер” как категория исторического анализа» утверждает, что термин «гендер» впервые появился в американской историографии, когда в 1986 г. Дж. В. Скотт выпустила статью «Гендер: значимая категория исторического анализа»4. Термин не был безусловно признан всеми исследователями. Еще в начале 1990-х гг. он нередко заменялся более привычными — feminism и sexualities, но в настоящее время, когда феминизм не перестает быть массовым и популярным явлением даже в Северной Америке, лишенное негативного оттенка понятие «гендер» удачно заменяет его в историко-философской и культурологической литературе.

Однако изначальная нечеткость термина привела к неясности понятия, им обозначенного. Дж. В. Скотт дает такое определение данной категории: «Гендер — составной элемент социальных отношений, основанный на осознанных различиях между полами», при этом автор подчеркивает, что, хотя осознание половых различий и связанных с ними областей социальной сферы характерно для всех веков существования человечества, проблемы гендерного порядка недопустимо некритически переносить на отдельные исторические эпохи5. В сущности, недолгое развитие гендерных исследований привело к общепризнанному выводу, что применения термина следует ограничивать XIX – XX столетиями и, конечно, будущими периодами истории.

Итак, большинство исследователей во всех странах согласились с тем, что гендерный подход, или, точнее, учет гендерного фактора, абсолютно необходим при любых социальных исследованиях, а анализ самого гендера — тема важная, актуальная и необходимая. Осталось договориться о дефинициях, но это оказалось не так-то просто. Вплоть до сего дня в западной науке нет единства взглядов по вопросу о том, считать ли гендер мыслительным конструктом, то есть просто научной дефиницией, определяющей социально-культурные функции пола и позволяющей отличать эти функции от функций биологических, или конструктом социальным. В последнем случае выделяют три основные измерения гендера:



  1. индивидуальный, то есть гендерная идентичность (например, мальчик — девочка), а также продолжающееся в течение всей последующей социализации соотнесения себя с «женскими» и «мужскими» качествами;

  2. структурный: положение женщин и мужчин в структуре социальных институтов, включая экономику, политику, религию, образование, семью, медицину и т. д.;

  3. символический (или культурный) гендер, то есть то, что в каждой культуре в конкретное историческое время включается в образы «настоящий мужчина», «настоящая женщина» или «женственная (-ый)», «мужественный (-ая)» 6.

Если попытаться соотнести эти измерения с традиционными дисциплинами, то, вероятно, первое более тесно примыкает к психологии, второе — к социологии и третье — к культорологии, хотя, конечно, такое размежевание очень условно. Считается, что во всех измерениях «мужское» доминирует над «женским» в отношении власти, первичности, хорошести, правильности, предполагается наличие гендерных отношений или гендерной культурной системы в патриархатных обществах.

Толкования понятий гендерные и феминистские исследования неоднозначны и в определенной степени обусловлены социокультурными особенностями феминистских традиций и теоретическим контекстом. Следует развести эти понятия. Гендерные исследования ни в коей мере не являются частью изучения истории феминизма. Здесь речь идет отнюдь не о роли женщин в культуре, истории. Женщина – хранительница домашнего очага и воспитательница национального духа, женщина-политик, решающая судьбы мира, сама по себе не интересует исследователей гендера. Гендер — понятие, касающееся обоих полов. И сфера внимания исследователей гендера — тонкие социокультурные отличия, которые вытекают из разницы женского и мужского менталитетов, разницы, обусловленной традиционными отличиями воспитания, психики и образа жизни. И само по себе признание факта существования ментальных различий между полами можно считать немалым достижением в развитии современной науки.

Также необходимо отметить, что все же в английском научном языке термин «гендер» употребляется в узком и широком смыслах. Узкий предполагает анализ женской субординации. В широком смысле, вне феминистской теории, «гендер» используется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических (sex): особенности мужской и женской анатомии, сексуальности, гормонального баланса и т. д.7

В отечественных исследованиях «половые отношения» долго трактовались и как сексуальные, и как отношения между полами, в том числе и социальные (в научной литературе — социополовые). Введение термина «гендер» в начале 90-х в отечественную науку обосновывается тем, что возникла необходимость обойти всякие ложные коннотации с социалистическими программами и марксистской методологией и «создать ситуацию, когда людям будет интересно содержание незнакомого слова»8. В результате сегодня это понятие употребляется в разных смыслах:



  • как обозначения пола («гендер» часто отождествляется с «женщиной»)9;

  • обозначение «социального» пола: предлагается понятие «социогендерных исследований»10.

Так, Г.Г. Силласте считает, что утверждение о том, что слово гендер обозначает социальный пол (так полагают авторы рекламного буклета Московского центра гендерных исследований), является ошибочным. Так как в английском языке gender — это род, опыт рода и не более. Отсюда и необходимость для социолога говорить не о гендерных, а о социогендерных отношениях. Особенность социогендерных отношений состоит в том, что они, считая социальные факторы главными, определяющими положение женщин, вместе с тем рассматривают их в тесной взаимосвязи с признаками пола, расовыми, национальными, психологическими, социокультурными особенностями и традициями женщин в разных странах и у разных народов.

Итак, все больше исследователей и в России, и за рубежом вполне обоснованно проводят различие между понятиями gender и sex. Недифференцированность этих понятий позволяет манипулировать социальными проблемами женщин, в частности, изображать социальное как биологически предопределенное. Однако реально существующая в нашем обществе иерархия полов — результат не биологических различий между ними, а соответствующей политики, на протяжении многих лет проводимой тоталитарным государством. Поэтому, поддерживая позицию автора социогендерного подхода Г.Г. Силласте, нужно отметить, что при изучении женской проблематики акцент необходимо делать на исследовании социогендерных отношений как своеобразном комплексе социальной и биологической подсистем. В этом комплексе социальной подсистеме принадлежит исключительно важная роль.

Таким образом, мнение отечественных исследователей относительно проблемы содержания понятия «гендер» разделились: одни считают, что гендер — это социальный пол, и, следовательно, исследования следует называть гендерными; другая часть отстаивает точку зрения, что гендер (как и sex) — это просто пол, поэтому следует называть их социогендерными. Здесь проблема понятийного аппарата находится в связи с «великим и могучим» русским языком. К сожалению, «отсутствуют социолингвистические исследования, которые посвящены переводу не только с языка мужского на женский, но и с английского на русский»11. Дискуссия по этой проблеме в отечественной историографии ведется до сих пор, вопрос остается открытым. Но, в силу того, что эта область знания еще мало изучена и требует специальных исследований, а также опираясь на тот факт, что в научной литературе, в средствах массовой информации часто употребляют прилагательное «гендерный», в данной работе будем использовать именно этот термин.

В настоящее время жизненные ценности становятся важнейшими регуляторами социального поведения женщины. В данной статье отражены результаты изучения ценностных ориентаций студенток начала XXI века. Это одно из направлений гендерных исследований.

Существуют множество определений понятия «жизненная ценность». Так, в психологии «жизненные (социальные) ценности — это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты»12. В философии термин «ценность» трактуется как «понятие, которое используется для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов»13. Социологи же дают такое определение: «ценность — понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личный смысл для человека определенных явлений действительности». Ценность служит важнейшим фактором социальной регуляции поведения людей и их отношений14. Определение «ценности» в Большой советской энциклопедии сходно с философским пониманием категории ценности — «это термин, широко используемый в философии, социологии для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности»15. Таким образом, можно утверждать, что понятие «ценность» широко используется в различных науках. Ценность — это объекты и явления, значимые для общества, отдельных категорий и индивидов, а также ценности являются регуляторами поведения людей в силу того, что принятие ими решений в большей или меньшей степени зависит от их системы ценностей. В данной работе мы будем придерживаться определения жизненных ценностей, которое дала Л.Л. Рыбцова: как продукта социализации женщин, освоения ими общественно-политических, нравственных, эстетических, этических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемым к ним как членам общества. Социальные ценности самым тесным образом связаны, во-первых, с социально-экономической природой общества и объективными условиями предметной деятельности женщин; во-вторых, с социальными установками высшего уровня, соотносимыми с целостностью образа жизни, в сравнении с установками на частные социальные объекты и ситуации, регулирующие отдельные поступки16.

Социальные (жизненные) ценности, будучи отражением фундаментальных интересов женщин, выражают и субъективную общественную позицию женщин, их мировоззрение и нравственные принципы. В силу этого изучение ценностных ориентаций студенток, как представительниц современных женщин, является весьма актуальным. Кроме того, формирование системы ценностей студенток (и в целом женщин) означает становление их личности как активного субъекта социальной действительности. В конечном итоге именно женщины (а студентки в особенности — как будущие матери) — это доказано историей и наукой — оказывают решающее влияние на формирование духовного мира и культурных ценностей детей, семьи. К сожалению, современные социологические исследования крайне редко изучают ценности женщин, поэтому тема эта является перспективным, малоизученным направлением.

Так, Г.Г. Силласте считает, что семья для женщин — синоним счастья, они более высоко, чем раньше, стали оценивать роль супруга в достижении счастливой жизни, но резко возросла нравственная ценность личной свободы в женских представлениях о счастье. В ценностных ориентациях женщин возросло значение профессиональной карьеры17. Л.Л. Рыбцова делает вывод, что в системе жизненных ценностей современных женщин профессиональная деятельность занимает важное место. В то же время, особенность здесь заключается в том, что «смысл трудовой деятельности женщины видят прежде всего в повышении материального благосостояния семьи, профессиональная карьера для большинства жизненной ценностью не является»18. Основное место в системе жизненных ценностей женщин занимают семья и дети. В исследовании Л.А. Гусейновой работа оказывается на третьем месте, предпочтения отданы семье и друзьям19.

Итак, рассмотрев исследования, посвященные изучению жизненных ценностей женщин, можно сделать вывод о том, что для большинства женщин семья остается на первом месте. Это можно трактовать как положительное явление (как это делает Г.Г. Силласте), которое спасет от духовной нищеты; можно как Л.А. Гусейнова, которая утверждает, что это результат гендерных стереотипов, господствующих в обществе. Одно ясно: это отнюдь не плохо, так как семья — это наш «тыл», люди видят в семье убежище от невзгод и дискомфорта окружающего мира, причем все: и женщины, и мужчины (что и доказывают исследования Л.А. Гусейновой).

Для получения эмпирически обоснованной картины жизненных ценностей современных студенток было проведено социологическое исследование. В качестве генеральной совокупности были выбраны студентки первого и четвертого курсов исторического факультета Уральского государственного университета (356 человек). Было опрошено 183 студентки: из 207 первокурсниц — 106 человек, возраст до 20 лет, 97,2% респонденток не замужем, 2,8% уже состоят в незарегистрированном, неофициальном браке, детей у опрошенных нет; а из 149 студенток четвертого курса — 77 человек, возраст от 20 до 24 лет, 77,9% девушек не замужем, 14,3% — состоят в незарегистрированном браке, 7,8% — состоят в официальном браке, ребенок есть лишь у одной студентки из опрашиваемых. Выборочная совокупность формировалась способом гнездовой (серийной) выборки.

Для данного исследования сбор информации осуществлялся методом анкетного опроса, была разработана специальная анкета (см. Приложение). В данной анкете все вопросы разбиты на три блока: первый блок посвящен изучению места карьеры в жизненных ценностях женщины, второй — выяснению отношения респонденток к семье и браку, третий блок вопросов предназначен для выяснения того, чем женщина занимается в свободное время, или изучению досуга студентки.

При подготовке исследования были разработаны следующие рабочие гипотезы:


  • Жизненные ценности студенток четвертого и первого курсов имеют значительные отличия, так как первокурсницы, вчерашние школьницы, мало задумываются о месте карьеры в жизни женщины, большую часть своего свободного времени они посвящают развлечениям (посещение ночных клубов, кинотеатров, кафе), о создании семьи большинство таких студенток и не задумываются, понятие «семья» и «брак» насыщены для них символикой стереотипных представлений о смысле этого поступка, в целом их ценностные ориентации еще не устоялись, не сформировались в четкую «картинку». Студентки же четвертого курса более прагматичны, они знают, что им нужно от жизни и как этого достичь, эти девушки сориентированы на карьеру, хотя среди них есть небольшая группа студенток, которые отдают предпочтение дому, семье. Свое свободное время они посвящают не только развлекательному отдыху, но и заботятся о своем личностном росте (посещают музеи, театры). Их жизненные ценности сформировались полностью.

  • Гендерные стереотипы главенствуют в обществе. Например, в отношении девушек к возрасту, в котором женщина должна вступать в брак. Считается, что женщина, которая вышла замуж до 30 лет, — социально успешна. Эти правила и установки навязываются детям с малых лет, в процессе их социализации. И только в настоящее время девушки начинают принимать для себя новые ценности, не патриархальные, а эгалитарные (от франц. «эгалите» — равенство);

Исследование жизненных ценностей студенток показало следующие результаты: большинство первокурсниц (57,5%) повышение образовательного уровня рассматривает как условие получения престижной профессии, 38,7% — как самореализацию и 3,8% ответили, что для них высшее образование — это и саморазвитие, и возможность получения профессии. Студентки четвертого курса утверждают, что высшее образование — это в первую очередь самореализация (50,6% опрошенных), 42,9% считают, что это условие получения престижной профессии, 3,9% опрошенных не смогли выбрать один из вариантов и отмечают, что для них это и самореализация, и получение профессии, 2,6% опрошенных ответили, что им просто больше нечем заняться. Таким образом, поступая в вуз, первокурсницы сориентированы на получение престижной профессии, а студентки четвертого курса на первое место ставят развитие своей личности.

Обратимся к мнению студенток относительно работы в жизни женщины. Большинство респонденток (первый курс — 51,0%; четвертый курс — 61,0%) считают, что женщина должна работать неполный рабочий день, 46,2 и 31,2% опрошенных соответственно утверждают, что женщина должна работать целый рабочий день, и лишь 2,8 и 1,3% студенток отмечают, что место женщины дома, следовательно, она работать вообще не должна. Наиболее ценным в работе как первокурсницы, так и четверокурсницы видят то, что работа должна быть интересной (первое место), далее идет высокая оплата труда (второе), возможность профессионального роста (третье), четвертое место студентки единогласно отдают удобному времени работы, а далее мнения разделились: девушки первого курса считают, что на пятое место нужно поставить близость работы к месту жительства, а на шестое — условия труда, а студентки четвертого курса считают наоборот. Так как большинство девушек еще не имеют собственной семьи, то смысл трудовой деятельности они видят в укреплении личной экономической самостоятельности (52,8 и 50,6%), для 33,0% первокурсниц и 37,7% четверокурсниц все-таки важнее реализация своих способностей, желание быть в коллективе и соответственно отмечают 3,8 и 5,2% опрошенных, и 10,4% первокурсниц и 6,5% студенток четвертого курса смысл работы видят в повышении доходов семьи. Большинство из них хотело бы сделать хорошую профессиональную, деловую карьеру — для 51,9% первокурсниц и 58,4% четверокурсниц успешное развитие карьеры — это довольно важно для 46,2 и 33,8% соответственно — это очень важно и лишь для 1,9 и 5,2% — совсем неважно. Но в то же время действительно реально представляет картину того, что необходимо много работать, чтобы сделать карьеру, лишь малая часть респонденток, причем, как ни парадоксально это звучит, студентки первого курса более реально оценивают ситуацию, чем студентки четвертого курса. Так, для 26,4 и 20,7% опрашиваемых первокурсниц развитие карьеры — это очень важно и соответственно довольно важно, при этом они согласны с утверждением, что женщина должна работать целый день. У студенток четвертого курса процент согласных с этим значительно ниже: 14,3 и 13,5%. Большинство же девушек хотят сделать хорошую карьеру, при этом работая неполный рабочий день: первый курс — 18,8% (развитие карьеры очень важно, но женщина должна работать неполный день); 28,3% (развитие карьеры довольно важно, но при этом работая неполный день); четвертый курс — 16,4 и 4,2% (!) соответственно.

Таким образом, можно утверждать, что большинство студенток как первого, так и четвертого курса сориентированы на карьеру. Причем девушки хотят быть «бизнес-леди», традиционно приписывая этому образу следующие качества: материальная независимость (как от родителей, так и от мужа), честолюбие, успешность и в делах, и в личной жизни. Но при всем при этом девушки не задумываются о том, что чтобы достичь в жизни каких-либо успехов (причем, не важно, в какой из жизненных сфер пытаться это сделать), нужно много работать, самосовершенствоваться, расти и профессионально, и личностно. Это первая причина того, что большинство девушек, желая работать неполный рабочий день, хотят сделать карьеру. Вторая причина заключается в том, что в нашем обществе главенствуют гендерные стереотипы, а именно: женщина должна сидеть дома (ждать мужа, воспитывать детей), а если уж пошла работать — то трудовая деятельность должна занимать лишь первую половину дня женщины (то есть «до обеда»). Но, соглашаясь с традиционными точками зрения, мы забываем, что сидеть дома или заниматься развитием собственной карьеры — это выбор каждой конкретной женщины, и самое главное, чтобы она этот выбор сделала сама.

Обратимся ко второму блоку вопросов, который посвящен изучению важности для женщин такого института, как семьи. На вопрос «В каком возрасте женщина должна вступать в брак?» большинство студенток ответили, что в период 21–30 лет — 60,4% (первый курс), 74,0% (четвертый курс). 34,9% опрошенных первокурсниц и 19,5% — четверокурсниц отметили вариант «возраст не имеет значения»; 2,8 и 1,3% соответственно считают, что замуж лучше выходить до 20 лет, 5,2% опрошенных студенток четвертого курса заявляют, что женщина вообще не должна вступать в брак. Говоря о неофициальных, незарегистрированных браках можно отметить, что здесь мнения студенток опять совпадают: 78,3% (первый курс), 71,4% (четвертый курс) к незарегистрированным бракам относятся положительно, считают, что это хороший способ проверить чувства друг друга; 21,7 и 24,7% относятся положительно, но если это не касается их самих, они же сами хотели бы жить с мужчиной только в зарегистрированном браке; противников такого вида брака среди студенток первого курса нет, а вот среди респонденток четвертого курса 3,9% категорически против такого вида брака. Нужно заметить, что в России неофициальные браки стали популярны (как у молодежи, так и у людей среднего возраста), но большинство молодежи рассматривает такую форму брака, как пробный шаг, «период притирки». Большинство студенток очень романтично, они считают, что причиной вступления в брак женщины является большая любовь: 51,9% — первый курс, 45,5% — четвертый курс, а далее мнения студенток расходятся: так, 18,9% респонденток-первокурсниц отмечают такой причиной самоутверждение, то есть возможность перестать зависеть от родителей (все-таки возраст дает себя знать). Затрудняются ответить на этот вопрос, так как скорее всего не задумывались над этим, 15,1% первокурсниц и 18,2% — четверокурсниц. 13% (четвертый курс) опрашиваемых отмечают, что уже пришло время (возраст) (3,7% среди первокурсниц). Вариант «чтобы быть как все» выбрали 1% первокурсниц и 3,9% студенток четвертого курса. Также интересен вариант, который предложили сами студентки: причиной вступления женщины в брак является появление детей и постоянные сексуальные связи — 3,8% (первый курс), 5,2% (четвертый курс). Также необходимо отметить, что вариант «материальный расчет» выбрали лишь 5,6% опрошенных первокурсниц, а студентки четвертого курса такого варианта не выбрали вообще.

Итак, девушки, стремящиеся сделать удачную профессиональную карьеру, хотят выйти замуж по любви, причем их идеальный герой должен обладать следующими качествами: 1-е место — надежность, 2-е место — ум, первокурсницы на 3-е место ставят доброту, а состоятельность лишь на 4-е, а респондентки четвертого курса — наоборот, то есть мнения девушек разошлись. На 5-е место студентки ставят такое качество, как трудолюбие, на 6-е — здоровье, а красота — лишь на 8-м месте у первого курса и на 10-м месте — у четвертого курса. Эти сведения говорят о том, что для студенток очень важен дом, надежный «тыл», наличие которого они во многом связывают с определенными качествами мужа, прежде всего такими, как надежность, ум, доброта. Что же касается социального статуса мужа, то для большинства респонденток это очень важно — 61% (первый курс), 50,9% (четвертый курс), 35,1 и 47,2% — считают, что это не очень важно, и только для 3,9% опрошенных первокурсниц — это совсем не важно. Таким образом, у «бизнес-леди» и муж должен быть преуспевающим человеком. Но девушки не задумываются над тем, что такие браки очень часто распадаются: принципиальный конфликт в таком партнерстве — постоянная борьба двух лидеров, начиная с профессиональной сферы и заканчивая сексом.

Интересны ответы респонденток на намеренно провоцирующие вопросы. Студенткам предлагалось выразить согласие (несогласие) с рядом суждений, отражающих патриархальные и модернистские ценности. На суждение № 1 о том, что «Оба — муж и жена — должны участвовать в создании семейного дохода — вносить поровну», свое согласие выразили 52,8% опрашиваемых первокурсниц, 32,1% — не согласились, студентки четвертого же курса наоборот: 42,8% — не согласны, 39,0% — согласны. Получается, что первокурсницы более склонны к эгалитарному подходу, а четвертый курс более склонен к традиционным ценностям. С утверждением № 2 «Иметь работу — лучший способ для женщины быть независимой» согласились 78,3% студенток первого курса и 70,1% — четвертого курса. Здесь и первокурсницы, и четверокурсницы поддерживают эгалитарные ценности.

Утверждение № 3 «Быть домашней хозяйкой — такая же работа, как и трудиться за деньги» поддерживают 55,8% против 31,2% студенток четвертого курса, а у опрашиваемых первого курса мнения разделились почти поровну: согласны 44,3%, не согласны — 43,4%. Можно сделать вывод, что все-таки эгалитарный подход перевешивает, хотя перевес этот и небольшой.

На патриархальное утверждение № 4 «Иметь работу прекрасно, но что по-настоящему нужно женщине — это дом и дети» большинство респонденток (41,5% как первого, так и четвертого курса) ответили своим согласием, хотя 40,6% первокурсниц не согласились. Но вывод здесь один: девушки также склонны и к традиционным взглядам.

А с последним утверждением № 5 «Работающая женщина может обеспечить уют и тепло точно так же, как и неработающая», согласны 70,8 и 62,3% студенток — эгалитарный подход перевешивает.

Нужно отметить, что очень высок процент респондеток, которые затруднились ответить на эти вопросы (например, 4-е утверждение — на него затруднилось ответить 17,9% первокурсниц и 26% четверокурсниц). Это говорит лишь об одном: девушки еще не задумывались над вопросами семьи, не знают, по какому принципу будут строить свою семейную жизнь.

Что же касается «проверки» студенток через вышеуказанные утверждения, то можно сказать, что выводы получились противоречивыми. Так, поддерживая эгалитарные выражения, первокурсницы согласились с четвертым, традиционалистским утверждением (хотя здесь высока доля тех, кто затруднился ответить, и перевес с теми девушками, кто не согласился с этим утверждением, — в 1%). Студентки четвертого курса, поддерживающие эгалитарный подход во 2, 3 и 5-м утверждениях, оказались приверженцами консервативной точки зрения в 1-м и 4-м утверждениях.

Действительно, нужно отметить, что девушки в силу возраста и других причин еще не задумывались над вопросом о принципе существования их будущей семьи, но все-таки необходимо подчеркнуть, что все же эгалитарные ценности перевешивают консервативные.

Говоря о семье и браке, необходимо затронуть вопрос о детях. Каково же идеальное число детей, по мнению респондеток? Большинство ответили, что двое (66 и 70,1% опрошенных), далее 17% (первый курс) и 14,3% (четвертый курс) считают, что один ребенок, интересен ответ 2,8% первокурсниц и 1,3% четверокурсниц — сколько «Бог пошлет». Но иная картина сложилась при ответе на вопрос: «Сколько бы вы хотели иметь детей?». Двоих детей хотят иметь 61,3 и 53,2% опрашиваемых, одного — 24,6 и 16,9%, троих детей — 7,5 и 13%, а 1,9 и 13% — затруднились ответить, так как, вероятно, еще не задумывались над этим. Причем студентки отмечали, что в первую очередь желаемое число детей в семье зависит от материального благополучия (действительно, сейчас иметь детей — это большая роскошь), на 2-м месте — здоровье матери и отца, далее мнения респонденток расходятся: четвертый курс на 3-е место ставит жилищные условия, на 4-е — возможность дать ребенку образование, на 5-е — возможность дать ребенку воспитание, на 6-е — наличие хорошей медицинской помощи матери и ребенку (в этом с ними согласны первокурсницы). Первый же курс на 3-е место ставит возможность дать ребенку образование, на 4-е — воспитание и только на 5-е место — жилищные условия.

В целом, нужно отметить, что в нашем обществе гендерные стереотипы главенствуют, так как большинство девушек все же считают, что замуж нужно выйти от 20 до 30 лет, и лишь небольшая часть респонденток отмечает, что возраст не имеет значение. Эксперимент с консервативными и эгалитарными утверждениями показал, что студентки не задумывались над вопросом, на каких условиях, ценностях будет строиться их семья. Ясно лишь одно, стереотипный образ у девушек закрепился в сознании прочно, а именно: замуж нужно выйти до 30 лет, обязательно по большой любви и завести двоих детей.

Значение карьеры и семьи в жизненных ценностях женщины мы уже рассматривали. А как же обстоит дело с досугом? Чем современная женщина занимается в свободное время? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, обратимся к 3-му блоку вопросов в анкете. Итак, 27,4% (первый курс) и 14,2% (четвертый курс) студенток регулярно занимаются спортом: фитнесом, легкой атлетикой, теннисом, волейболом; 63,2 и 64,9% соответственно занимаются спортом, но не регулярно, от случая к случаю, и 9,4% первокурсниц и 20,9%(!) студенток 4-го курса вообще не занимаются спортом. Несмотря на то, что спортивный зал (зал тренажеров) стал одним из атрибутов имиджа современной женщины. Просмотром передач по телевидению, специально предназначенных для женщин, занимаются 72,7% четверокурсниц и 68,9% первокурсниц. Причем большинство респонденток смотрят передачу «Я сама» (АСВ — TV 6, Москва), далее идут: «Женские истории» (ОРТ), «Из жизни женщины» (4-й канал), «Женский взгляд» (НТВ). «Женские» журналы регулярно читают 66% (первый курс) и 63,6% (четвертый курс) опрошенных. Мнения студенток первого и четвертого курсов совпадают лишь на самом читаемом (популярном) журнале — «Cosmopolitan», на 2-е место четвертый курс ставит — «ELLE», 3-е место — «Лиза», первокурсницы распределили эти места наоборот. Разделились мнения девушек и относительно проведения свободного времени. Девушки четвертого курса в свободное время предпочитают смотреть телевизор, посещать ночные клубы, читать книги, посещать театры, читать журналы. Первокурсницы на 1-е место ставят посещение клубов, далее — чтение книг, просмотр телевизора, посещение кинотеатров.

На мужчин женщины смотрят не только как на будущих супругов (мужей), коллег, но и рассматривают их как друзей. Так, 89,6% первокурсниц и 90,9% студенток четвертого курса утверждают, что у них есть мужчины-друзья.

Говоря об общественной и политической активности женщин, можно считать, что лишь 21,7% (первый курс) и 11,7% (четвертый курс) являются членами общественных организаций. Хотя известно, что в каждой группе почти все студенты бюджетного отделения являются членами профсоюзной организации.

Итак, каков же, в представлении студенток, образ современной женщины на сегодняшний день? По их мнению, нашей современнице должны быть присущи следующие качества. Мнение студенток первого курса: во-первых, высокий уровень культуры и интеллекта; во-вторых, забота о внешности; в-третьих, успешное сочетание профессиональных и семейных обязанностей; в-четвертых, умение общаться с людьми; в-пятых, экономическая самостоятельность; в-шестых, успешное ведение дома и воспитание детей, и лишь на последнем месте стоит стремление сделать карьеру (!). Студентки четвертого курса на первое место вынесли успешное сочетание профессиональных и семейных обязанностей; на второе — высокий уровень культуры и интеллекта; на третье — заботу о внешности; на четвертое — умение общаться с людьми, на пятое — успешное ведение дома и воспитание детей, на шестое — экономическую самостоятельность, и только на седьмом месте (как и у первокурсниц!) – стремление сделать карьеру. Таким образом, для девушек первого курса наиболее важным в женщине является высокий уровень культуры и интеллекта; вероятно, поэтому они и продолжают после школы получать образование. Для студенток четвертого курса на первое место выходит такое качество, как успешное сочетание профессиональных и семейных обязанностей, — это говорит о том, что для старшекурсниц большое значение имеют семейная и профессиональная сферы деятельности.

Также нужно отметить, что тип города, в котором проживали студентки до учебы в университете, никак не влияет на их стремление сделать карьеру: в крупном городе проживало 63,2% первокурсниц и 61% четверокурсниц, в маленьком — 32,1 и 35,1% соответственно, в сельской местности — 4,7 и 3,9%. Так, для девушек, проживающих в крупном городе, развитие карьеры — это очень важно (28,3% — первый курс, 19,5% — четвертый курс) и довольно важно (33,1% — первый курс, 35,1% — четвертый курс), а для проживающих в маленьком городе развитие карьеры — это очень важно (17,9% — первый курс, 14,3% — четвертый курс), довольно важно (15 и 19,5%). То есть проценты соотношения примерно равны.

Итак, по результатам исследования можно сделать следующие выводы. Жизненные ценности студенток первого и четвертого курсов не отличаются, то есть рабочая гипотеза о различных ценностных установках первокурсниц и четверокурсниц не подтвердилась. Конечно, в некоторых вопросах мнения девушек не сошлись, но эти вопросы не имели принципиального значения (например, распределение мнений относительно занятий в свободное время или относительно передач по TV). По основным же вопросам мнения студенток совпадают (карьера в жизни женщины, причины вступления в брак и др.). Одной из причин этого явления можно назвать переоценку студенток четвертого курса: предполагалось, что это взрослые люди, ценностные ориентации которых четко определены. В реальности же изменения ценностных категорий у четверокурсниц не произошло. Их ценностные установки находятся на одном уровне с ценностями первокурсниц.

Вторая причина этого явления — неискренность ответов респонденток (особенно четвертого курса). Проблема достоверности сведений, полученных методом анкетного опроса, всегда стоит остро. Конечно, у такого метода сбора информации есть свои плюсы например, быстрый сбор сведений по большому кругу вопросов; 100%-я возвратность анкет, но есть и отрицательные моменты. Так, в силу личностных (психологических) причин большинство девушек, отвечая на вопросы, хотят показаться лучше, чем они есть на самом деле, и это желание усиливается, если рядом находятся другие люди (подруги, интервьюер), срабатывает так называемый «эффект третьего лица». А также причиной неискренности ответов может служить дефицит времени, которое отводится на заполнение анкеты. Таким образом, респондентки могли отвечать на вопросы «наугад», серьезно не задумываясь над поднимаемыми проблемами. В данном исследовании примером того, что респондентки хотят показаться лучше, чем есть на самом деле, являются ответы на вопрос о причинах вступления в брак. Так, материальный расчет считают причиной вступления женщины в брак лишь 5,6% первокурсниц, а студентки четвертого курса такой вариант среди ответов вообще не выбрали. Это легко объяснить тем, что в нашем обществе женщин (да и мужчин), создающих семью на основе материального расчета, считают корыстными, расчетливыми (к мужчинам прикрепилось даже прозвище альфонса). Некоторые таким людям завидуют, некоторые их жалеют, оправдывают их поступок для себя, но большинство — осуждают, и к такого рода бракам относятся отрицательно. Наше общество признает только браки по любви (особенности российской ментальности), и данное исследование это доказывает. Вопрос о достоверности сведений, получаемых методом анкетного опроса, можно поднять и относительно рейтинга качеств идеального мужчины: такое качество, как красота мужчины, стоит на 8-м месте у студенток первого курса и на 10-м (последнем) месте у студенток четвертого курса. И это не удивительно, так как в обществе господствует мнение, что «мужчина должен быть чуть красивее обезьяны», то есть красота для мужчины не основное качество, главное, чтобы он был умным, добрым, надежным, чтобы с ним «как за каменной стеной». Результаты исследования лишь подтверждают это мнение. Хотя в личной беседе многие студентки утверждали, что хотя красота и не является главным качеством мужчины, но на последнее место ее ставить тоже нельзя, так как все-таки хоть и «любит женщина ушами», но глаза у нее тоже есть. Таким образом, следует повторить, что эти данные являются наглядным примером того, что студентки, отвечая на вопросы, во многом хотят казаться лучше, чем есть на самом деле, следовательно, всегда нужно помнить о достоверности сведений, полученных методом анкетного опроса.

Возвращаясь к причинам того, почему рабочая гипотеза о различных ценностных установках студенток первого и четвертого курсов не подтвердилась, нужно отметить еще одну: большинство респонденток как первого, так и четвертого курсов просто не задумывались или серьезно, глубоко не осмыслили вопросы карьеры и семьи в жизни женщины: что выбрать — дом или работу, на каких принципах строить свои семейные отношения и др.

Вторая рабочая гипотеза, о господствующем положении в нашем обществе гендерных стереотипов, подтвердилась. Примером этого явления могут служить данные о том, в каком возрасте женщина должна выходить замуж. Так, большинство ответов — «от 20 до 30 лет», и лишь 34,9% (первый курс) и 19,5% (четвертый курс) опрошенных считают, что возраст здесь не имеет значение. Наше общество навязывает нам этот стереотип. Традиционно на Руси очень рано выходили замуж, и основной функцией женщины была функция матери, продолжательницы рода. В советское время замужество было необходимым условием для того, чтобы достичь каких-либо успехов (незамужних и холостых с небольшой неохотой выпускали за границу). Но если в настоящее время мужчина может жениться, когда захочет (возраст не имеет значение), то женщина обязательно должна выйти замуж до 30 лет, и результаты исследования это подтвердили. Таким образом, стереотипы оказывают большое влияние на ценностные ориентации девушек, хотя все же девушки начинают приобщаться к эгалитарным ценностям (это доказывает нам пример с провоцирующими утверждениями).

Необходимо также отметить, что аналитическая группировка признаков помогла выявить скрытую информацию. Так, получается парадоксальная ситуация: большинство девушек хотят работать неполный рабочий день, при этом мечтая сделать хорошую карьеру. Причину этого можно найти в том, что в настоящее время происходит процесс «вестернизации» нашего общества, мы во всем пытаемся равняться на Запад. Не остается без внимания тот факт, что за рубежом деловые женщины — это не редкость, а весьма распространенное явление. Поэтому большинство девушек и хотят сделать карьеру (хотя до сих пор к таким женщинам общество относится с настороженностью: считая, что они «забросили» семью). И эта причина сделать карьеру является основной, так как самореализация через карьеру или стремление заработать много денег неразрывно связаны с работой не только целый день, но иногда и работой сутками, без выходных. Также необходимо отметить, что в то же время гендерный стереотип о том, что женщина предназначена для дома, семьи, доминирует, и, следовательно, утверждение о том, что женщина должна работать неполный рабочий день, является определяющим. Происходит совмещение двух совершенно несовместимых понятий: карьера и неполный рабочий день. Таким образом, можно сделать вывод: студентки не определились в выборе жизненного сценария.

В настоящее время исследователи выделяют 3 основных типа женщин:


  • ориентированные на дом (традиционалистки);

  • ориентированные на профессиональную карьеру (бизнес-леди);

  • и на секс (play-girl).

В России первый тип, конечно же, доминирует, это наиболее традиционная и многочисленная группа. Но в настоящее время появляются женщины второго и третьего типа. Женщины второго типа стремятся сделать карьеру, ориентируются на западных бизнес-леди. Главной целью женщин третьего типа является найти богатого мужа и жить безбедно. В России ко второму и третьему типу женщин относятся осуждающе.

Тип женщин, который определился в результате проведенного исследования, можно назвать переходным, находящимся между первым и вторым типами — cross-road-girl («девушки на перекрестке»), женщины, выбирающие, куда идти: или в семью (традиционалистки) или делать карьеру (следовательно, стать бизнес-леди). Жизненные ценности этого типа девушек четко не устоялись, не определились. Девушки данного типа находятся, пожалуй, на самом сложном этапе: им нужно определить свой дальнейший жизненный сценарий — заняться развитием своей карьеры, посвятить жизнь семье, детям, а может, они пойдут каким-либо третьим путем, смогут сделать так, чтобы ни карьера, ни семья не оказались ущемленными, найдут компромиссный путь и наконец-то покончат с борьбой за доминирующее место карьеры и семьи в жизни женщины. И какой бы выбор девушки ни сделали, главное, чтобы на это решение не влияли гендерные стереотипы (общество в целом) или мужчины (в частности). Этот выбор женщина должна сделать сама.

Итак, в заключение можно сказать, что гендерные исследования — перспективное и малоизученное направление в науке. Принято считать, что на Западе эта проблематика гораздо более значима, актуальна и имеет бóльший общественно-политический вес по сравнению с Россией. Это вовсе не означает, что в России люди не думают о том, как женщине совместить работу и домашний труд, воспитание детей и продвижение по службе, как строить партнерские отношения с мужем, влиять на процесс принятия решений в обществе; что для нее лучше: сидеть дома и воспитывать детей, или стать бизнес-леди, заниматься наукой, или выйти замуж, найти богатого «спонсора» и находиться у него на содержании, или прожить всю жизнь одной. Но на Западе (особенно в США) эти вопросы выносятся на передний план, приобретают общественно-политическое значение. Например, политические партии включают в свои предвыборные программы вопросы об отношении к абортам. А в России каждый пытается решить соответствующие проблемы для себя сам, стараясь «не выметать сор из избы». Также нужно еще раз подчеркнуть, что «феминизм» и «гендер» — разные понятия. Идеологи феминизма выступают за расширение области приложения женского опыта, более широкое включение женщин в социум. Большинство людей в развитых странах вполне одобряют такие установки, однако само слово «феминизм» в общественном сознании имеет отрицательное значение. Даже многие американцы о феминистках имеют достаточно смутные представления, ассоциируя их с грубыми, некрасивыми, озлобленными женщинами, мужененавистницами. Но справедливости ради нужно отметить, что все же в этом виноваты сами феминистки, доведя свое движение до крайней формы. Гендерные же исследования предполагают изучение тех ментальных различий, которые вытекают из разницы между полами, они посвящены изучению не только места женщины в обществе, но и роли в нем мужчины. Гендерные исследования включают в себя широкий круг проблем: Какими станут взаимоотношения полов? Как будут строиться семейные отношения и сохранятся ли они вообще? Каковы будут качества, атрибутируемые современной женщине? Ответы на эти и другие вопросы еще только предстоит найти. В целом, исследование показало, что сегодня молодые девушки находятся в «переходном» состоянии. Общество навязывает женщине, да и мужчине тоже определенную схему полоролевого поведения. Но важно видеть в женщине личность, а не биологический субъект пола. Разумная и взвешенная гендерная дифференциация в обществе должна помочь выработке позиции терпимости и понимания права каждого быть другим.
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА

Уважаемая студентка!!!

Приглашаем Вас принять участие в опросе, посвященном изучению жизненных ценностей современных женщин. В современной России «женский вопрос» чрезвычайно актуализировался: положение женщины все более зависит от ситуации в стране, от того, как быстро и успешно идут экономическая реформа и реформа политической жизни, развитие демократии. В силу этого жизненные ценности приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения женщин. Поэтому надеемся, что к предлагаемым нами вопросам Вы отнесетесь серьезно и заинтересованно.

Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы только в обобщенном виде.

Спасибо за согласие ответить на наши вопросы.



Внимание! Отвечая на вопросы, выбирайте только один из предложенных вариантов, если нет других указаний.


  1. Начать мы хотели бы с простого: Вы являетесь студенткой Уральского государственного университета, получаете высшее образование. Повышение образовательного уровня Вы рассматриваете как…

    1. Условие получение престижной профессии.

    2. Самореализация / саморазвитие.

    3. Другие варианты_______________________________________________




  1. Должна ли, по Вашему мнению, женщина работать?

2.1 Да, причем целый рабочий день.

2.2 Да, но неполный рабочий день.

2.3 Нет, женщина должна сидеть дома.

2.4 Затрудняюсь ответить.




  1. Что, по Вашему мнению, является наиболее ценным в работе?
    (Выбирайте не более трех вариантов).

    1. Интересность работы.

    2. Высокая оплата труда.

    3. Возможность профессионального роста.

    4. Близость работы к месту жительства.

    5. Удобное время работы.

    6. Условия труда.

    7. Затрудняюсь ответить.

    8. Другие варианты____________________________________

4. Какой смысл Вы видите в трудовой деятельности?

4.1 Повышение доходов семьи.

4.2 Укрепление личной экономической самостоятельности.

4.3 Желание быть в коллективе.

4.4 Реализация своих способностей.

4.5 Другие варианты_______________________________________________
5. Для Вас успешное развитие карьеры — это…

5.1 Очень важно.

5.2 Довольно важно.

5.3 Совсем не важно.

5.4 Затрудняюсь ответить.
Мы обсудили с Вами место карьеры в жизни женщины,

сейчас хотелось бы поговорить о семье и браке.

6. Итак, в каком возрасте, по Вашему мнению, женщина должна вступить в брак?

6.1 До 18 лет.

6.2 18–20 лет.

6.3 21–30 лет.

6.4 Свыше 31 года.

6.5 Возраст не имеет значение.

6.6 Другие варианты_______________________________________________


7. По какой причине, по Вашему мнению, женщина вступает в брак
(в т.ч. неофициальный/незарегистрированный)?

7.1 Чтобы быть «как все», «не хуже других».

7.2 Пришло время (возраст).

7.3 Большая любовь.

7.4 Самоутверждение (перестать зависеть от родителей).

7.5 Материальный расчет.

7.6 Затрудняюсь ответить.

7.7 Другие варианты_______________________________________________


8. Как Вы относитесь к неофициальным/незарегистрированным бракам?

8.1 Положительно, считаю, что хороший способ проверить чувства друг друга.

8.2 Положительно, если это только касается не меня, сама же хочу жить с

мужчиной в зарегистрированном браке.

8.3 Категорически против.

8.4 Другие варианты_______________________________________________


9. Каким качеством должен обладать (-ет) Ваш муж (можно выбрать три любых варианта)?

9.1 Надежность.

9.2 Трудолюбие.

9.3 Щедрость.

9.4 Ум.

9.5 Здоровье.



9.6 Доброта.

9.7 Домовитость.

9.8 Сила.

9.9 Красота.

9.10 Состоятельность.

9.11 Другие варианты______________________________________________


10. Важно ли, по Вашему мнению, для женщин высокое социальное положение и успешность мужа?

10.1 Очень важно.

10.2 Не очень важно.

10.3 Совсем не важно.

10.4 Затрудняюсь ответить.
11. А теперь просим Вас выбрать, какие из перечисленных ниже суждений являются наиболее справедливыми, по Вашему мнению.


  1. « Оба — муж и жена — должны участвовать в создании семейного дохода — вносить поровну»:

    1. Согласна.

    2. Не согласна.

    3. Затрудняюсь ответить.

  2. «Иметь работу — лучший способ для женщин быть независимой»:

    1. Согласна.

    2. Не согласна.

    3. Затрудняюсь ответить.

  3. «Быть домашней хозяйкой — такая же работа, как и трудиться за деньги»:

    1. Согласна.

    2. Не согласна.

    3. Затрудняюсь ответить.

  4. «Иметь работу прекрасно, но что по настоящему нужно женщине — это дом и дети»:

    1. Согласна.

    2. Не согласна.

    3. Затрудняюсь ответить.

  5. «Работающая женщина может обеспечить дома уют и тепло точно так же, как и неработающая»:

    1. Согласна.

    2. Не согласна.

    3. Затрудняюсь ответить.

12. Каково, по Вашему мнению, идеальное число детей в семье?

12.1 Один ребенок.

12.2 Двое детей.

12.3 Трое детей.

12.4 Более трех детей.

12.5 Сколько «Бог пошлет».

12.6 Детей иметь вообще не нужно.

12.7 Затрудняюсь ответить.
13. Сколько Вы хотите иметь детей?

13.1 Одного ребенка.

13.2 Двое детей.

13.3 Троих детей.

13.4 Более трех детей.

13.5 Сколько «Бог пошлет».

13.6 Детей иметь вообще не нужно.

13.7 Затрудняюсь ответить.

14. Желаемое число детей в семье, по Вашему мнению, напрямую зависит от …
(выберите те варианты, которые считаете верными)

14.1 Материального благополучия.

14.2 Жилищных условий.

14.3 Здоровья матери и отца.

14.4 Возможности дать ребенку воспитание.

14.5 Возможности дать ребенку образование.

14.6 Наличия хорошей медицинской помощи матери и ребенку.

14.7 Затрудняюсь ответить.

14.8 Другие варианты______________________________________________
Следующий блок вопросов посвящен досугу женщины, итак …

15. Занимаетесь ли Вы спортом?

15.1 Да, регулярно (укажите, каким видом спорта Вы занимаетесь)

____________________________________________________________________

15.2 Да, но не регулярно / от раза к разу.

15.3 Нет.


16.Смотрите ли Вы передачи по ТV специально предназначенные для женщин?

16.1 Да.


16.2 Иногда.

16.3 Нет.


16* Внимание! Только для тех, кто на 16-й вопрос выбрал варианты «да» и «иногда».

Какие именно передачи для женщин Вы предпочитаете?

16*.1 «Я сама» (АСВ – ТV 6, Москва).

16*.2 «Из жизни женщин» (4 канал).

16*.3 «Что хочет женщина?» (РТР).

16*.4 «Моя семья» (РТР).

16*.5 «Женские истории» (ОРТ).

16*.6 «Женский взгляд » (НТВ).

16*.7 Другие варианты_____________________________________________
17. Какие женские журналы Вы читаете регулярно?

17.1 «Cosmopolitan».

17.2 «ELLE».

17.3 «She».

17.4 «Домашний очаг».

17.5 «Лиза».

17.6 «Крестьянка».

17.7 Другие варианты______________________________________________


18. Что Вы предпочитаете делать в свободное время
(можно выбрать не больше трех вариантов)?

18.1 Слушать радио.

18.2 Смотреть телевизор.

18.3 Читать газеты.

18.4 Читать журналы.

18.5 Читать книги.

18.6 Посещать музеи.

18.7 Посещать театры.

18.8 Посещать дискоклубы.

18.9 Посещать кинотеатры.

18.10 Другие варианты_____________________________________________
19. А теперь укажите, какими, по Вашему мнению, качествами должна обладать
современная женщина (можете выбрать столько вариантов, сколько считаете нужным).

19.1 Успешное сочетание профессиональных и семейных обязанностей.

19.2 Умение общаться с людьми.

19.3 Успешное ведение дома и воспитание детей.

19.4 Экономическая самостоятельность.

19.5 Высокий уровень культуры и интеллекта.

19.6 Стремление сделать карьеру.

19.7 Забота о внешности.

19.8 Другие варианты______________________________________________
Большое спасибо за ответы! А теперь, в заключение, расскажите немного о себе.

20. Ваш возраст?

20.1 До 20 лет.

20.2 20–24 года.

20.3 25 и более.
21. Ваше семейное положение?

21.1 Не замужем.

21.2 Состою в зарегистрированном браке.

21.3 Разведена.

21.4 Состою в незарегистрированном браке.
22. Есть ли у Вас дети?

22.1 Нет.

22.2 Один ребенок.

22.3 Двое детей.

22.4 Трое и более.
23. До учебы в университете Вы проживали …

23.1 В крупном городе.

23.2 В маленьком городе.

23.3 В сельской местности.


24. Есть ли у Вас друзья мужчины?

24.1 Да.


24.2 Нет.
25. Являетесь ли Вы членом каких-либо политических, общественных организаций?

25.1 Да.


25.2 Нет.
25* Внимание! Только для тех, кто положительно ответил на 25-й вопрос.

Членом какой именно организации Вы являетесь?

25*.1 Национальной организации.

25*.2 Политической организации.

25*.3 Профсоюзной организации.

25*.4 Научной, творческой организации, союза, общества.

25*.5 Организации защиты окружающей среды.

25*.6 Религиозной организации.

25*.7 Женской организации.

25*.8 Другие варианты_____________________________________________


Еще раз спасибо за встречу. До свидания.


1Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. 1998. № 6. С. 76.

2Там же.

3Там же.

4См. об этом: Цинбаева Е.Н. «Гендер» как категория исторического анализа // Вест. Моск. ун-та. Сер.8, История. 1999. № 3. С. 130.

5См.: Там же.

6Там же. С. 131.

7См.: Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. С. 174.

8Там же. С. 175.

9Там же.

10 См.: Ушакин С.А. Пол как идеологический продукт // Человек. 1997. № 2. С. 62–75.

11 Материалы конференции «Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития» / Сост. З. Хоткина, Т. Клименкова и др. М., 1996. С. 33.

12 См.: Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996. С. 212.

13 Человек: Философско-энциклопедический словарь. М., 2000. С. 410.

14 Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С. 609.

15 Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова, Т. 28. М., 1978. С. 491.

16 Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности студента // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 27.

17 Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиян в новой социокультурной ситуации / Социологические исследования. 1995. № 10. С. 88–94.

18 Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности студента // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 30.

19 Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации: гендерный аспект // Социологические исследования. 1999. № 5. С.130–133.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница