Тайна феномена дежа вю: опыт феноменологического анализа



страница1/7
Дата22.05.2016
Размер1.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Курган А.А.

Тайна феномена дежа вю:

опыт феноменологического анализа
Я вопрошал и исследовал самого себя.

Гераклит
Оглавление


Введение

Глава первая. Явление дежа вю

Характерные черты дежа вю на основе свидетельств

Предварительное определение дежа вю

История изучения феномена дежа вю

Дежа вю и сон

Структура и виды дежа вю

Мгновенное дежа вю

Длящееся дежа вю

Мнемоническое дежа вю

Проблема времени в дежа вю



Глава вторая. Время дежа вю

Экзистенциальная концепция времени

Структура времени в дежа вю

Идеальный тип сознания-дежа-вю

Фактическая причина дежа вю

Глава третья. Происхождение дежа вю

Первобытное сознание сквозь призму дежа вю

Синкретизм

Размытая индивидуальность

Цельность переживания

Сон


Память

Время


Дежа вю в мифологии

Смысл дежа вю



Заключение

Приложение 1. Свидетельства дежа вю

Литература


Предисловие к Интернет публикации.
Первоначально данный текст задумывался для книжной публикации. Но работа с издательством достаточно медлительна и инертна, а интерес к анализируемому феномену столь высок, что автор решил обнародовать текст самостоятельно. Несмотря на то, что первая публикация автора на эту тему произошла уже достаточно давно ("Опыт феноменологии "дежа вю" // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований: Материалы региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2006. С. 180-185.), до широкой публики книга дошла лишь сейчас.

Отличие данного варианта текста от бумажного незначительно. Здесь исключена лишь вспомогательная глава, где эксплицировалась история понимания времени в античности. Основное развитие мысли, касающееся дежа вю, сохранено без изменений. К тому же, свидетельства дежа вю, с которых начинался бумажный вариант книги, теперь, для удобства знакомых с дежа вю читателей, помещены в конце книги в приложении, и к ним можно обращаться по усмотрению читателя. Если же читатель не нуждается в знакомстве с опытом других, то может просто ознакомиться с анализом данных свидетельств.


Введение
В данном исследовании речь пойдет о феномене называемом "дежа вю". Он открыт не так давно, но наверно каждый взрослый человек имеет о нем какое-то представление, и на вопрос: переживали ли Вы "дежа вю"? – ответит положительно. Допустим, Вы оказались в неизвестном Вам месте, в котором до этого ни разу не были. Вы рассматриваете здесь какие-то предметы, дома, людей. И вдруг, в какое-то мгновение вы замечаете, что здесь уже были, уже видели этот дом, улицу. Но вы точно знаете, что находитесь в этом месте впервые. Так может вы видели его по телевизору, на открытке, на фотографии, или оно вам снилось? Это состояние длилось с вами всего какое-то мгновение, но вам показалось, что это мгновение вы уже переживали. Описанная ситуация и получила французское название "дежа вю", что означает буквально "уже виденное".

По сути, эта книга состоит из двух частей. Первая – презентативная, где рассматривается обыденный опыт "дежа вю" и психологические его трактовки. Здесь мы лишь знакомимся с данным явлением, и анализируем то, что может нам положительного сказать о нем обыденный эмпирический опыт. Вторая же часть содержит философское рассмотрение времени и на его основе выстраивается философская концепция "дежа вю". Таким образом, мы рассматриваем "дежа вю" на двух уровнях: психологическом и философском. Сама природа феномена призывает нас объединить эти два подхода. Ибо первый подход вообще вносит ясность в предмет нашего разговора, выявляет его особенности и условия, в каких он нам является. Тем самым здесь формулируется ряд проблем связанных с "дежа вю", на которые до сих пор никто не ответил исчерпывающе. Второй же подход призван решить эти проблемы и компенсировать недостатки первого.

На протяжении всей работы, мы будем стараться избавиться от предрассудков и недоразумений, связанных с исследуемым феноменом. Мы должны будем, как можно яснее осветить сам феномен, не руководствуясь никакой предзаданной теорией и концепцией. Само дежа вю должно показать себя. Наша задача состоит лишь в том, чтобы точнее приглядываться к нему, не упуская ни одного существенного момента.

Название первой главы "Явление дежа вю" предполагает, что в ней мы познакомимся с тем, что известно под этим именем. Некоторый предмет или наше собственное состояние является нам так, что мы можем описать его, иначе о нем не следует и говорить. В первой части будет описано "дежа вю" (далее термин будет употребляться без кавычек, кроме специальных случаев). Но любое описание, предполагает определенное понимание того, что описывается. Даже говоря, что дежа вю – это переживание, мы уже как-то его характеризуем и определяем, встаем к нему на какую-то позицию, точку зрения, ведь "переживание" – это не какой-то внешний предмет, но это наше переживание, оно как-то касается сознания. Но пока мы не определим, что такое дежа вю, то не сможем понять, о чем идет речь, ведь под дежа вю понимают различные явления. В этой главе мы и собираемся описать дежа вю так, чтобы точно определить, что подразумевается под этим выражением. Поняв, о чем идет речь, можно будет сопоставить свое личное переживание с тем, что здесь означено как дежа вю, и решить, совпадают описания или нет. Однако описание дежа вю предполагает и выделение его существенных черт, что уже является в некоторой степени толкованием, и здесь мы уже не только будем описывать, но и поможем читателю понять, как происходит его собственное дежа вю и чем оно отличается от переживаний других людей. Ведь дежа вю – достаточно распространенное явление. Психологи утверждают, что 97% людей хотя бы раз в жизни испытывали это чувство. Будет важно также отграничить настоящее дежа вю от состояний, которые по недоразумению подпали под этот термин. А раз мы отделяем дежа вю от других состояний, то мы и выделяем некоторые существенные признаки, которые сопутствуют каждому переживанию дежа вю, иначе оно бы таковым не являлось, и невозможно было бы отделить его от других феноменов. От того, каковы эти существенные признаки и зависит дальнейшее исследование, ведь именно существенные признаки делают дежа вю тем, что оно есть, а значит и способны указать нам на смысл данного явления.



Глава первая. Явление дежа вю
Характерные черты дежа вю на основе свидетельств
Содержание данной главы основано на анализе непосредственных свидетельств дежа вю, полученных нами посредством опроса и обсуждения феномена дежа вю на форумах в Интернете. Свидетельства помещены в "Приложение 1" в конце книги.

Главная отличительная черта дежа вю – повторение, в нем нечто повторяется. Повторяется какое-то состояние или ситуация, и это повторение потому и выглядит необычно, что выделяется из общего потока нашей жизни, наших переживаний. Если наши обычные состояния и бывают похожи, то мы все же не испытываем некоего мистического чувства постоянно живя своей обычной жизнью, в то время как дежа вю сразу заявляет о себе, выделяясь из общего фона нашего повседневного опыта. То, что в дежа вю нечто повторяется, признают все его испытавшие. Это первый и самый существенный факт. А вот по поводу того, что именно повторяется в дежа вю, уже существуют разные мнения и опыты. Большинство говорит, что в дежа вю повторяется нечто визуальное, т.е. "уже виденное": картина, пейзаж, вещь и т.п. (характерное свидетельство: №1). У других дежа вю связано со слухом, у них повторяется нечто "уже слышанное": мелодия, звук, голос и т.п. (характерный пример: №52). У некоторых, повторяются чувства, эмоции, умения, навыки действия и т.п. (характерное свидетельство: №53). И, наконец, самый существенный, на наш взгляд опыт, когда столкнувшиеся с дежа вю утверждают, что у них повторяется состояние целиком и полностью. Попробуем присмотреться пристальней и представить себя в этом состоянии, к тому же возможно многие переживали то же самое. Если направить внимание на само переживание дежа вю, то можно заметить, что причиной, заставившей вас произнести: "Я это уже видел! Я здесь уже был!", - стал вовсе не тот пейзаж, например, дом, на который вы смотрели в мгновение дежа вю и не какая-то его деталь, но само ваше состояние в этот момент. То, на что в это мгновение был направлен ваш взор, совершенно случайно, и никакого фатализма с собою не несет. Вы можете никогда больше этот дом и не увидеть, и никакую роль в вашей жизни этот предмет не сыграет. Само ваше состояние стало причиной вашего удивления и ощущения дежа вю. Ибо, в то самое мгновение вы не только смотрите на дом, но и сидите в определенной позе, у вас так-то сложены руки, болит живот, чешется затылок, плохое настроение и т.п. Но и по поводу всего перечисленного вы тогда могли бы сказать: "Я все это уже чувствовал, переживал". Причем вы переживали это именно во всей совокупности вашего состояния. Ибо вы не только видели этот дом, но вашему созерцанию сопутствовали определенные состояния ваших рецепторов, психики, может быть, вы напевали мелодию и т.д. И все это вместе, и именно так вместе, как будто уже с вами было, и именно так было (свидетельства №: 20, 36, 51, 62). Таков опыт респондентов в связи с предметом, с тем нечто, которое повторяется в дежа вю. Но это не единственный момент, в котором расходятся свидетельства.

Приведенные свидетельства говорят, что опыт дежа вю отличается по длительности. У большинства людей дежа вю происходит мгновенно: неожиданно вспыхивает, озаряет всё вокруг как уже бывшее и тут же мгновенно гаснет (например, свидетельство: №15). Однако, не редки случаи, когда состояние дежа вю продолжается в течение какого-то времени, от нескольких секунд до нескольких минут (свидетельства №: 21, 30, 35, 36, 43, 65, 71, 74). Еще рано делать подробный анализ этих видов дежа вю, поэтому пока мы ограничимся лишь указанием на них.

Далее, раз в дежа вю повторяется некая ситуация, то эта ситуация должна была когда-то в прошлом переживаться. И здесь, некоторые уверены, что с ними именно эта (или очень похожая) ситуация уже случалась в реальной жизни в прошлом (свидетельства №: 7, 51, 58, 59). Есть прецеденты такой трактовки дежа вю и в художественной литературе. Например, у Чарльза Диккенса в 39-ой главе "Дэвида Копперфильда": "У нас всех есть немного чувственного опыта, который иногда посещает нас, то, что мы говорим и делаем сейчас, уже было сказано и сделано раньше – в отдаленном время в нашем бывшем окружении, в тени прошедших лет, теми же лицами, объектами, и при тех же обстоятельствах – от сюда наше совершенное знание того, что будет сказано дальше, так будто мы это внезапно вспомнили!"

Другие утверждают, что пережитая в дежа вю ситуация никогда с ними раньше не происходила в жизни (№: 8, 21, 24, 38, 40, 50, 52, 54). Третьи, полагают, что эта ситуация была с ними в другой жизни или же в "параллельной" реальности (№: 9, 16, 29, 50, 61, 59, 72). Например, Лев Николаевич Толстой в письме к своему приятелю описал свой случай дежа вю. На охоте, когда он гнал зайца, копыто коня попало в яму, седока вышвырнуло из седла, он сильно ударился о землю и в этот момент вдруг ясно вспомнил, что двести лет назад, будучи совсем другим человеком, он так же вылетел из седла.

Однако, естественно трудно что-либо достоверное (подтвержденное опытом или наукой) утверждать о существовании этой второй реальности, тем более что ссылка на дополнительную реальность ничего не объясняет в феномене дежа вю, а скорее уводит размышление в эфемерные и беспочвенные области. И, наконец, еще одна многочисленная группа опрошенных, полагает, исходя из собственного опыта (из припоминания), что переживаемая в дежа вю ситуация ранее являлась им во сне (№: 1, 4, 6, 10, 15, 17, 18, 27, 28, 39, 45, 47, 48, 49, 53, 64, 67, 69, 70).

В большинстве приведенных нами случаев, есть указания на то, что дежа вю происходит в повседневной, обыденной жизни, и не связано с какими-то неординарными событиями (например, №: 6, 31, 34, 42, 43, 70). Но если из данного обстоятельства делать вывод, что дежа вю происходит именно из-за монотонной жизни, из-за постоянно повторяющихся событий, то почему эта монотонность не у всех сопровождается дежа вю, а у некоторых людей наоборот бывает в ситуациях, которые они считают необычными и экстраординарными? Выходит, что повседневность не является причиной дежа вю, несмотря на то, что дежа вю как-то связано с повседневностью. Но как? Сейчас для этого вопроса мы еще не подготовлены, поэтому рассмотрим его в своем месте.

Некоторые респонденты отмечали, что дежа вю у них в основном происходило в детстве или в молодости (например, №: 22, 25, 60, 67, 75). Видимо это не случайное замечание, однако, на данном этапе исследования, у нас нет соответствующих предпосылок, чтобы интерпретировать этот факт в правильном ключе. В этом же смысле, свидетельства о частоте (например, в №: 24, 61) или редкости явления дежа вю в жизни того или иного человека, также трудно принять за существенный признак дежа вю, так как это в большой степени субъективный показатель и вполне может быть вызван факторами, не имеющими к дежа вю непосредственного отношения.

В приведенных выше цитатах нам встречался и другой вид свидетельств, которые можно отнести скорее к домыслам и толкованиям, нежели к фактам. Например, связь дежа вю с интуицией или ясновидением (№: 5, 19,73). Указание на то, что причиной дежа вю является параллельность трех временных измерений и цикличность времени (№ 3, 12, 42, 55, 74). Что дежа вю является свидетельством судьбы или же того, что человек движется в нужном направлении своего жизненного пути (№: 40, 44, 45, 68). Сейчас мы не можем ни опровергнуть, ни подтвердить эти домыслы, так как без нужного анализа, который нам только предстоит проделать, они являются ничем не обоснованными предположениями, и если всё же их авторов такое толкование устраивает, то мы не можем ограничиться подобными утверждениями, так как нас может удовлетворить только четкое и достоверное понятие о дежа вю и его смысле.
Предварительное определение дежа вю
На основе выделенных основных черт, мы теперь можем сформулировать предварительное определение исследуемого внутреннего переживания, ведь то, что дежа вю является неким состоянием души, а не внешним объектом, уже стало очевидно. Предварительное, потому что окончательное и полное определение будет возможно лишь, когда будет проведен подробный анализ дежа вю, и с очевидностью выявлена его структура.

Итак, в дежа вю нечто повторяется. Повторяется некоторая ситуация или само состояние человека? Повторяется то, что он "уже видел" или "уже слышал", "уже думал", "уже чувствовал" и т.д., или же повторяется состояние человека целиком? Это существенный момент, поэтому, чтобы двинуться дальше, мы должны рассмотреть его более подробно. В некоторых из свидетельств, отмечалось, что в дежа вю повторяется именно само состояние человека. Вот, например, в этом: "Есть такое понятие, или непонятное состояние... когда есть ощущение, что с тобой это уже происходило, что видел, слышал... именно всё происходящее вокруг... Если кто сталкивался, прокомментируйте... есть ли объяснение этому?" Здесь человек, даже не зная самого названия "дежа вю", делает акцент именно на целостности переживания. Или, например, в этом свидетельстве: "Бывает и такое явление. Но только я не "вижу" будущее, а вот например еду в автобусе и вся обстановка кажется не просто знакомой, а абсолютно идентичной какой-то. Такое бывает редко". Именно эта абсолютная идентичность повторяющихся состояний и является существенным признаком дежа вю. Однако, как же тогда быть со свидетельствами, в которых говорится про лишь "уже слышанное", "уже чувствованное"? Как соотносятся эти разные точки зрения? Приглядимся пристальней.

Если полагают, что в дежа вю переживают только "уже виденное", то при этом впадают в противоречие с сущностью данного состояния. Ибо человеческое сознание не устроено по образцу кино или фотографии, где изображение может существовать обособленно от звука и других восприятий. Ведь, например, когда вы находитесь на перроне и перед вашим взглядом проносятся вагоны поезда, то при этом странно было бы слышать звук едущей машины или топот шагов, в этот момент вы непосредственно слышите звук движения поезда, стук колес о рельсы и т.д. Так же и в дежа вю невозможно только видеть нечто повторяющееся, иначе это было бы немое кино или фотография, но только не живой процесс восприятия действительности. Такое заблуждение, а точнее просто недомыслие, возникает из-за того, что глаза – это, конечно, наш основной орган чувств и большую долю информации о внешнем мире мы получаем при помощи видения, а не слушанья, осязания и т.д. Поэтому в первую очередь мы обращаем внимание на то, что видим, забывая при этом, как работают другие наши органы чувств. Отсюда и такие метафоры как: внутреннее видение, рас-смотрение вопроса (ведь вопрос собственно нельзя видеть, его можно лишь проговаривать и мыслить) и т.д. Отсюда: там, где повторяется нечто увиденное, там же и нечто услышанное, почувствованное и т.д. – в общем, всё целиком состояние человека в данный момент дежа вю.

Взгляните на предмет, который вы постоянно видите в повседневности. Встаньте к нему в такое же положение, в каком вы обычно его наблюдаете; воссоздайте все условия от освещенности, до угла зрения. Потом, зафиксировав все эти показатели, взгляните на этот предмет через какой-то промежуток времени из точно такого же положения. Что получится? Получится, что вы видите этот предмет точно так же, как видели его недавно. Но дежа вю при этом не происходит. Можете повторить этот опыт, посмотрите, например, на фотографию, ведь то, что на ней, не меняется с течением времени. Сядьте на стул, зафиксируйте свой взгляд, чтобы он смотрел на фотографию точно также как, как вы недавно на нее смотрели. Происходит дежа вю? Нет, и оно не может произойти, потому что дежа вю это не только "уже виденное", но так или иначе в нем повторяется все ваше состояние. Разница лишь в том, что в ситуациях дежа вю, мы склонны обращать внимание на ощущения отдельных наших рецепторов (органов чувств) в ущерб другим. Поэтому-то дежа вю в основном и связывают с визуальным повторением предмета, потому что глаза это наш основной орган чувств, и зрительное восприятие способно затмить другие, особенно если эти другие в момент дежа вю не привлекают к себе внимание переживающего дежа вю.

Получается, что даже если человек не отдает себе отчет, в том, что в дежа вю повторяется полностью его состояние, то это лишь из-за недостатка внимания к остальным своим органам чувств. Так же, например, происходит, когда мы помним, что что-то видели в далеком прошлом, но не помним при этом: стояли ли мы, или сидели, – потому что просто не обращали внимания на это обстоятельство.

Мы тем самым уточняем наше определение, ибо у нас к дежа вю добавился существенный признак: дежа вю – это такое переживание, в котором полностью повторяется состояние сознания, в которое включены и соматические переживания. Состояние, в которое попадает человек в дежа вю, оказывается абсолютно идентичным с прошлым состоянием. И даже если человек утверждает, что в дежа вю он только лишь слышал или видел нечто похожее, то все же само его состояние в этот момент базируется на абсолютной идентичности, которая в данном случае первична. Более подробно эти вариации идентичности, как лишь "уже виденное", лишь "уже слышанное", и почему они происходят, мы рассмотрим позже. Остается вопрос: откуда же берется это второе состояние? Либо оно случалось с нами в прошлом в реальности, либо снилось нам, либо пришло из какой-то параллельной реальности или прошлой жизни. Чтобы ответить на это вопрос, нам нужно сначала рассмотреть историю изучения дежа вю, ведь возможно в науке уже есть ответ на этот вопрос, и значит нам пришлось бы открывать то, что давно уже известно.

Некоторые из респондентов, утверждали, что они не могут найти в существующих научных теориях адекватного ответа на вопрос о сущности их переживания дежа вю. Однако каждый год мы слышим из СМИ, что ученые изучают дежа вю всё новыми и новыми способами и с различных аспектов. Но почему же до сих пор нет исчерпывающего ответа на вопрос о смысле дежа вю? Чтобы ответить на это, нам нужно обратиться к истории изучения этого феномена. Затем, проанализировав научные концепции дежа вю, мы дадим ответ на вопрос: почему психология и физиология до сих пор не только не приблизилась к смыслу дежа вю, но и, судя по отзывам переживших данное явление, даже не всегда могут адекватно его описать.

Обращение к истории изучения поможет нам более точно сформулировать определение исследуемого явления, укажет на некоторые полезные факты, а так же познакомит нас с кругом терминов, которые применялись в описании дежа вю, и мы сможем определить истинны ли эти теории и адекватны ли эти термины. Приступая к историческому обзору, перед нами не стоит цель освятить все имеющиеся концепции в их полноте, потому что по объему это могло бы составить отдельное произведение. Для нас важно схватить саму суть подхода этих исследований. К тому же существуют, хоть и немного, специальные исследования об истории изучения дежа вю, и дублировать их здесь в полном объеме не имеет смысла (см. например, вышедшую не так давно книгу "Дежа вю – объяснения нет").1 Ценность предшествующих теорий важна ровно настолько, насколько они представляются важными с точки зрения предварительного определения, которое мы только что выявили. Но так же будет интересно рассмотреть, в чем были не правы создатели этих теорий.


История изучения феномена дежа вю
Большинство источников приписывает открытие дежа вю как особого феномена психики французскому психологу Эмилю Буараку (1851-1917). Он впервые употребил этот термин (deja vu - уже виденное) в своей книге "Психология будущего". До этого исторического события загадочное явление характеризировалось либо как "ложное узнавание", либо "парамнезия" (обманы памяти при нарушении сознания), либо "промнезия" (синоним "дежа вю"). Однако некоторые издания приписывают открытие дежа вю другому автору, например, в одной газете читаем: "Но открыл и описал столь странное явление, а также придумал ему название в 1900 году французский медик Флоренс Арно. Он же определил, что феномен существует не только в зрительных ощущениях. Он может принимать форму deja entendu (уже слышанного), deja lu (уже читанного) или deja eprouve (уже испытанного)".2 То, что переживание, которое мы исследуем, было открыто под именем "дежа вю" в определенный исторический период, вовсе не значит, что его не существовало до этого открытия под другими названиями. Однако то, что его начали исследовать именно в этот исторический период, может оказаться вовсе не случайным фактом. Ведь чтобы распознать некоторый ряд явлений именно как дежа вю, человеческое сознание должно быть прежде определенным образом ориентировано на именно такую классификацию этих явлений, а не на какую-либо иную. Ведь в сущностном аспекте сознание ученых устроено так же, как сознание остальных людей, и мы знаем на собственном опыте: то, что мы замечаем и понимаем в одном своем состоянии, для нас незаметно в другом. Получается, что люди науки, чтобы открыть дежа вю, должны были быть в состоянии, которое не было доступно ученым до них. Точно так же как сознание людей трактующих дежа вю как припоминание сна, отличается от сознания людей трактующих его как память о прошлых жизнях. И, тем не менее, во всех этих точках зрения, имеется нечто общее, это общее мы выявили выше как существенные признаки.

После открытия дежа вю Эмилем Буараком оно изучалось не очень активно, в основном им занимались психологи и физиологи. Так, в 1878 году в одном немецком психологическом журнале появилась статья, которая делала предположение, что ощущение deja vu возникает, когда процессы "восприятия" и "осознания", которые обычно происходят одновременно, так или иначе рассогласовываются. Причиной этого, как утверждается в статье, может быть усталость. Такая точка зрения существует и по сей день. Спустя одиннадцать лет в 1889 году физиолог из Университета Кларка в Вустере (штат Массачусетс) Уильям Х. Бернхам выдвинул противоположную идею. Дежа вю, по его мнению, возникает, когда нервная система находится в хорошо отдохнувшем состоянии. Он писал: "Когда мы видим странный объект, его незнакомый вид в значительной степени обусловлен трудностью, с которой мы сталкиваемся при осознании его характеристик. <...> [Но] когда мозговые центры "окончательно отдохнули", восприятие странной сцены может протекать настолько легко, что вид происходящего покажется знакомым".3 Эта точка зрения так же актуальна сегодня. Но любая теория, чтобы претендовать на истинность, должна учитывать все имеющиеся факты проявления исследуемого предмета. В данном случае исследователь не учел, что дежа вю бывает в основном в повседневности, где не бывает странных объектов. Так же неубедительной выглядит ссылка на усталость, иначе получалось бы, что всегда, когда мы устаем, мы испытываем дежа вю, но это не так, а значит нельзя считать усталость здесь существенным показателем и причиной дежа вю.

Далее, в 1896 г. Артур Аллин, профессор психологии в Университете штата Колорадо в Булдере, в своей объемной статье, попытался выдвинуть несколько предположений. Изучив ряд возможных объяснений, он заключил, что ситуации deja vu кажутся знакомыми, потому что напоминают нам о фрагментах забытых сновидений; наши эмоциональные реакции на новый образ могут порождать ложное чувство узнавания; deja vu возникает, когда наше внимание внезапно на короткий момент отвлекается во время нашего первого знакомства с новым объектом. Предположение, что дежа вю вызывает непроизвольное припоминание сна на наш взгляд продуктивно, но в данном случае оно не подтверждено. Однако в этом объяснении так же присутствует ссылка на "новый образ", что отвергает свидетельства о повседневности дежа вю. Поэтому "новый образ" может либо быть в дежа вю либо не быть, на само состояние это нисколько не влияет и тем более не обуславливает его.

Как мы можем видеть, пока что рассуждения ученых движутся на основе необоснованных фактов. Посмотрим, как толковали дежа вю такие законодатели психологических исследований как Фрейд и Юнг. Оба полагали, что эффект дежа вю, так или иначе, связан с припоминанием снов. Однако в том, как ситуация происходящая в дежа вю оказалась во сне, который нам снился задолго до дежа вю, их точки зрения разнятся.



В работе "Толкование сновидений" Фрейд, приводя обширный биографический материал людей разных званий и профессий, утверждает, что на ситуацию в момент дежа вю накладывается припоминание очень похожего некогда увиденного сна, притом, что все увиденное во сне было ранее явлено в реальном опыте. Он пишет: "То, что весь материал, образующий содержание сновидения, так или иначе, происходит от реальных переживаний и в сновидении лишь воспроизводится, вспоминается, это, по крайней мере, должно быть признано бесспорнейшим фактом"4. И далее: "Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидения имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему, но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается затем в неизвестности, из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, спустя долгое время, новое переживание переносит мнимо утерянное воспоминание на более раннее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидении человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрствующем состоянии". Получается, сон способен лишь генерировать весь предыдущий опыт, но не может содержать в себе будущее человека. Фрейд иллюстрирует это положение примером из жизни одного ученого, который мы здесь приведем целиком, дабы с очевидностью окунуться в сам ход размышления Фрейда: "Особенно характерный пример такого рода рассказывает Дельбеф из собственного опыта. Ему приснился двор его дома, покрытый снегом; под снегом он нашел двух полузамерзших ящериц. Любя животных, он поднял их, согрел и отнес их в нору возле стены. Туда же положил несколько листьев папоротника, который они, как он знал, очень любили. Во сне он знал название растения: Asplenium ruta muralis. Сновидение продолжалось и, к удивлению Дельбефа, показало ему двух новых зверьков, растянувшихся на остатках папоротника. Он поднял глаза на дорогу, увидел пятую, шестую ящерицу, и скоро вся дорога была усеяна ящерицами, которые направлялись все в ту же нору возле стены. Действительные познания Дельбефа включали в себя очень мало латинских ботанических терминов: asplenium он совсем не знал. Но, к превеликому своему удивлению, убедился, что действительно имеется такой папоротник. Его настоящее название: Asplenium ruta muraria, - сновидение несколько исказило его. О случайном совпадении думать было трудно, и для Дельбефа так и осталось загадочным, откуда он во сне взял этот термин. Приснилось ему все это в 1862 году; шестнадцать лет спустя философ, будучи в гостях у одного своего друга, увидел у него небольшой альбом с засушенными цветами, какие продают в Швейцарии туристам. В нем пробуждается вдруг воспоминание, он открывает альбом, находит в нем asplenium и в подписи под цветком узнает свой собственный почерк. Все стало сразу понятным. Сестра его друга в 1800 г. – за два года до сновидения с ящерицами – посетила во время своего свадебного путешествия Дельбефа. У нее был с собой купленный для брата гербарий, и Дельбеф из любезности подписал под диктовку специалиста-ботаника латинское название под каждым растением".5 Таким образом, Фрейд склонен считать, что проблема дежа вю в том, что в сновидениях мы помним несравнимо больше, чем в состоянии бодрствования. Тем самым, когда происходит дежа вю, мы просто не можем вспомнить, что сон, причиной припоминания которого стал эффект дежа вю, на самом деле имеет под собой реальную основу. Однако при этом Фрейд отмечает одну черту сновидения, которую мы упомянули при анализе свидетельств дежа вю: "Третьей и наиболее непонятной особенностью памяти в сновидении является выбор воспроизводимого материала: сновидение использует не как в бодрственном состоянии лишь наиболее выдающееся, а наоборот, также и самое безразличное и ничтожное".6 Подобное фрейдовскому толкование дежа вю составляет и теория "криптомнезии" (скрытое воспоминание). Она гласит, что все данности сознания (переживания, воспоминания, фантазия и т.д.) имеют свой источник в подсознании, которое является хранилищем прошлого опыта, как отдельного человека, так и всего человечества. Таким образом, когда человеку кажется, что он выдумывает что-то новое, на самом деле он лишь припоминает нечто из своего прошлого опыта, или же из опыта человечества, который также отложен в подсознании. Однако из этого факта, Фрейд делает лишь тот вывод, что когда сновидение припоминается в дежа вю, мы не можем вспомнить тот момент нашего прошлого реального опыта, который был лишь воспроизведен сновидением. К тому же, если следовать такой логике, непонятно, почему наш прошлый опыт, чтобы быть вспомненным в дежа вю, должен обязательно быть опосредствован сновидением? Что мешает нам в дежа вю просто вспомнить, где и когда мы были реально в похожем состоянии? На эти вопросы Фрейд не дает ответов, аргументируя свою позицию лишь тем, что во сне душа лучше способна помнить то, что с нами происходило, чем мы способны помнить бодрствуя. Мы же рассмотрим эти вопросы более подробно в другом месте, когда связь дежа вю со сном явится для нас в четком свете.

На вопрос же о том, что во сне может явиться прошлая жизнь, Фрейд отвечает своей теорией пренатального (то, что было до рождения) воспоминания. В книге "The Uncanny" он прямо связывает воспоминания о "прежней жизни" с тягой к материнскому лону. Этот тайный, запретный вход есть врата в бывший дом: туда, где жил некоторое время каждый из нас. Есть шутливое выражение: "Любовь – это тоска по дому". Если вам снится место или страна, и вы во сне говорите себе: "Тут всё мне знакомо, я тут был!" – значит, речь идёт о художественном образе, символизирующем гениталии матери или всё её тело. Таковы представления Фрейда о возможном происхождении дежа вю, теперь обратимся к Юнгу



Юнг также придерживался мнения, что дежа вю вызывает припоминание сна, однако из этого припоминания он сделал вывод, что существует другая жизнь. Дежа вю впервые посетило его в 12 лет. И с тех пор он был убежден в том, что живет параллельной жизнью и отчасти пребывает в XVIII веке. Регулярные экскурсы в собственное прошлое неизменно приводили великого психиатра в полнейшее замешательство. Его поразила, например, зарисовка, на которой был изображён доктор Стакльбергер, живший в XVIII веке: ботинки с пряжками на герое картинки Юнг тут же признал своими "У меня возникло яркое убеждение, – пишет он, – в том, что я когда-то носил эти ботинки. Я буквально чувствовал их у себя на ногах! Каждый раз подобные вещи приводили меня в состояние дикого возбуждения. Часто рука моя помимо воли выводила цифру "1776" вместо "1876" – при этом я ощущал необъяснимую ностальгию". "Юнг вспоминает о странном случае, происшедшем с ним по пути в Найроби. На острой скале, возвышавшейся над железной дорогой, по которой шёл поезд, он увидел тоненькую фигурку человека, опиравшегося на копьё: "Эта картина из совершенно, казалось бы, чужого мира заворожила меня: я испытал состояние deja vu. Когда-то я был здесь, я хорошо знал эту жизнь, отделённую от меня всего лишь отрезком времени. В одно мгновение я словно вернулся вдруг в свою тайную, прочно забытую молодость: да, этот темнокожий человек ждал меня здесь последние две тысячи лет. Чувство исторической принадлежности этой земле я пронёс через всё путешествие по дикой Африке".7 Вот как Юнг интерпретирует исходя из своей концепции, случай произошедший с Ницше: "Я сам обнаружил потрясающий пример такого рода в книге Ницше 'Так говорил Заратустра", где автор воспроизводит почти слово в слово происшест­вие, описанное в одном корабельном вахтенном журнале за 1686 год. По сча­стливой случайности я прочел эту морскую историю в книге, вышедшей в свет, если мне не изменяет память, в 1835 году (за полвека до того, как Ницше взялся за перо). Обнаружив аналогичное описание в "Заратустре", я обратил внимание на необычный стиль, отличающийся от свойственного Ницше. Я убежден, что Ницше тоже попало в руки то старинное издание, хотя он и не сослался на него. Я написал сестре Ницше, тогда здравствующей, и она под­твердила, что читала с братом эту книгу, когда ему было одиннадцать лет. Судя по всему, Ницше и представить не мог, что занимается плагиатом. Я уверен, что та история через пятьдесят лет неожиданно впорхнула в его сознание. Подобная ситуация, в которой человек не отдает себе отчет, характерна для подлинного воспоминания. Почти то же может случиться с музыкантом. Услышанный им в детстве деревенский напев или популярную песенку он может, будучи в зрелом возрасте, вставить в качестве ведущей темы в сочиняемую симфонию. Это идея или образ вернулась из подсознания в сознающий разум".8 Тем самым Юнг склоняется к двум видам происхождения дежа вю: во-первых, дежа вю есть припоминание сна, который воспроизводит событие прошлой жизни, во-вторых, дежа вю является неявным воспоминанием реального прошлого опыта. Предположение о сне как причине дежа вю на наш взгляд уже ближе к истине, чем теории физиологов, но с оговоркой, что сон был не лишь приблизительным, а полностью идентичным. Мы получили новое существенное дополнение в описание феномена дежа вю, а именно то, что причину появления дежа вю нужно искать в отношении между сном и реальностью, но прежде чем заняться этим вопросом проследим историю изучения дежа вю дальше.

После открытия и первых толкований дежа вю в девятнадцатом веке, двадцатый век стремился зафиксировать дежа вю экспериментально и на уровне физиологии. Так, в 1955 году психиатр Уайлдер Пенфилд провел эксперимент, во время которого воздействовал на височные доли пациентов разрядами тока. Результатом этого стало то, что около 8% из них переживали несуществующие воспоминания. Это был первый случай в истории, когда дежа вю было вызвано искусственно. Здесь мы наблюдаем ту особенность психологического исследования, на которое указывал видный психолог Пиаже: "Психологическое объяснение обязательно предполагает сведение высшего к низшему, сведение, органический характер которого обеспечивает незаменимую модель (которая может привести даже к физикализму)".9 Как следствие, такие исследования вместо того, чтобы отвечать на вопрос о смысле изучаемого явления, углубляются в бессмысленную фактологию, не согласующуюся с сутью феномена: "Все согласны с тем, что психотерапия может в некоторых случаях воздействовать на соматическое заболевание, но это нисколько не решает вопрос о том, что является причиной: сознание или нервная деятельность, которая в данном случае просто осознается субъектом".10

В 1975 г. видный физиолог Бернард Л. Паселла предположил, что deja vu происходит, когда "Я" впадает в регрессивную панику, сканируя стадии жизни, нисходя исторически к комплексным первичным - дообъектным - ранним либидинозным объектным репрезентациям матери. Данная теория практически воспроизводит фрейдовскую концепцию пренатального воспоминания.

Далее: "В 1989 г. в одной из первых экспериментальных работ, в которых делалась попытка вызвать нечто вроде deja vu, когнитивные психологи Ларри Л. Джакоби и Кевин Уайтхауз из Университета им. Вашингтона в Cент-Луисе демонстрировали испытуемым длинный список слов на экране. Через день или через неделю им показывался другой длинный список слов, половина из которых присутствовала в первом списке. Испытуемым было предложено выделить те слова, которые они видели во время первого сеанса. Ученые обнаружили, что при высвечивании слова в течение чрезвычайно короткого, воспринимаемого полубессознательно промежутка времени (20 миллисекунд) незадолго до его "официального" появления на экране во время второго сеанса испытуемые, как правило, ошибочно утверждали, что оно было в первом списке. Эти результаты по крайней мере косвенно подтверждают точку зрения, что, если мы что-то замечаем неосознанно, а затем рассматриваем внимательно, оно может ошибочно показаться знакомым".11 Но этот эксперимент не может ни подтвердить, ни опровергнуть, что дежа вю является припоминанием некой ситуации. Некое припоминание здесь могло быть вызвано лишь тем, что слова транслировались с одной и той же ритмической последовательностью, а ритм и мог как раз привести в замешательство сознание. Ученые ориентируется на визуальный ряд, но как мы выяснили: взгляд не существен для дежа вю, важно само состояние человека, а то, что он видит как раз основано на том состоянии абсолютной идентичности, которое и производит эффект повторения. Тем самым ложное припоминание в данном случае могло быть вызвано вовсе измененным порядком слов, но одним и тем же ритмом их трансляции, и это обстоятельство не связано с дежа вю.

В 1990 году Герман Сно (Herman Sno), психиатр из Нидерландов, предположил, что следы памяти хранятся в головном мозгу человека в виде неких голограмм. В отличие, скажем, от фотографии, во фрагменте голограммы содержится вся информация, которая необходима для восстановления целого изображения. Но четкость воспроизведения картинки зависит от объема фрагмента. Сно утверждает, что чувство "уже виденного" происходит из-за совпадения детали сложившейся ситуации с фрагментом памяти, благодаря чему память обманывается и посредством воображения восстанавливает всю картину. Как видим, данная теория так же учитывает лишь один аспект дежа вю – визуальное восприятие. При этом абсолютная идентичность состояния не берется в расчет. Здесь мы видим знакомую картину: в состоянии выделяют один аспект, не учитывая всей совокупности переживания. И на этом одном аспекте строится вся теория. Но тем самым данная теория не может ни подтвердить возникновение дежа вю из прошлого опыта, ни опровергнуть, ибо анализируется не сам феномен, но какая-то ограниченная его часть.

Нейропсихиатр Пьер Глур, на основе экспериментов проводившихся в 1990-х годах, утверждал, что память функционирует через особые системы "узнавания" (familiarity) и "восстановления" (retrieval). В 1997 г. он опубликовал результаты своих исследований и на их основе утверждал, что феномен deja vu происходит в редкие моменты, когда наша система узнавания активизирована, а наша система восстановления – нет. Некоторые ученые считают, правда, что система восстановления просто рассогласована, что напоминает о теории усталости, которую мы рассмотрели выше.

Наконец, следует рассмотреть современную ситуацию в изучении дежа вю. В 2002 г., австрийский врач Йозеф Шпат из Института Людвига Больтцманна в Вене, работая с пациентами, страдающими эпилепсией, утверждал, что deja vu появляется тогда, когда у человека в процессе восприятия на какое-то время оказывается "выключен" гиппокамп, и действует только парагиппокамп, который и выдает ошибочно новую ситуацию за уже пережитую. Данное обстоятельство и вызывает у человека ощущение, что происходящее в данный момент уже было однажды. Допустим, эта теория верна, но как быть с тем фактом, что большинство переживших дежа вю утверждают, что ясно или смутно в момент дежа вю вспоминают сон? Эта теория не учитывает весь круг фактов, а раз так, то она как минимум – неточна. К тому же не понятно, как сведение состояния сознания к физиологии может вскрыть смысл происходящей ситуации?

Уве Вольфрадт из Германии, коллега Йозефа Шпата полагает, что, возможно, в процесс дежа вю вовлечены и многие другие участки головного мозга, а не только гиппокамп и парагиппокамп. Дежа вю может вызывать сильное чувство самоотчуждения, нереальности происходящего, вместе с измененным ощущением времени. Сюда же можно отнести и ряд гештальт — теорий, которые остановились на точке зрения ложного узнавания.

Сегодня американский психолог Браун хочет пролить свет на ряд вопросов связанных с дежа вю. Почему ощущения deja vu возникают с возрастом все реже? И почему большинство переживаний deja vu, как кажется, происходит, когда люди находятся в светской обстановке? Они собираются исследовать дежа вю по старой традиции в лаборатории, проводя эксперименты над испытуемыми. Здесь мы видим хотя бы признание различных опытов дежа вю, а не попытку свети их к одному единственному качеству. Однако может ли эксперимент, то есть сведение всей совокупности сознания опытным путем к какому-то одному аспекту, быть плодотворным в сфере, которая издавна считается трансцендентальной, т.е. независимой от опыта и данных опыта?

Последователь Юнга психоаналитик Артур Т. Фанкхаузер из Швейцарии, считает, что дежа вю открывает для нас наш внутренний мир, при этом он отмечает, что ситуации переживаний deja vu часто бывают очень скучными. Он задается вопросом: "Почему бессознательное выбирает такие банальные детали, чтобы мы размышляли о них?"

Не трудно заметить, что чем дольше ученые исследуют дежа вю, тем больший круг вопросов охватывают их исследования. От ограниченности первых теорий современные исследователи приходят к фактам, которые нельзя не учитывать. Мы видели, что первые теории совершенно не учитывали те свойства, которые были выделены на основе свидетельств. Теперь ученые понимают, что загадку дежа вю нельзя решить каким-то одним предположением и узким экспериментом. А главное в том, что до сих пор не было исследования, которое бы ответило на вопрос о смысле дежа вю и учитывало бы все его свойства. Резюмируя, можно сказать, что сегодня существует несколько попыток объяснить это явление:


Каталог: lib
lib -> Лингво-страноведческий аспект видеосерии
lib -> А. М. Татлыбаевой Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N. Y.: Harper & Row, 1970; спб.: Евразия, 1999 Терминологическая правка В. Данченко Предисловие Эта книга
lib -> Психология журналистики
lib -> Книга охватывает наиболее значимые теории личности в современной психологии. Содержание Предисловие к русскому изданию
lib -> Гуманистическое направление: Абрахам Маслоу
lib -> Н. Г. Чернышевского коповой андрей сергеевич агрессивное поведение подростков монография
lib -> Анна А. Корниенко Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка
lib -> А. И. Герцена Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов нарушения поведения учеников вспомогательной школы
lib -> Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница