Творческое самоопределение младших школьников на уроках искусства



страница1/13
Дата12.05.2016
Размер1.24 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

+

На правах рукописи

Малахова Наталья Николаевна




ТВОРЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСКУССТВА


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель

кандидат педагогических наук, доцент

Л.И.Боровиков.


Новосибирск – 2003



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


3

ГЛАВА 1. Проблемы творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства

16


1.1.

Творческое самоопределение младших школьников как проблема педагогической науки

16


1.2.

Психолого-педагогические предпосылки творческого самоопределения младших школьников в процессе обучения


30


1.3.

Уроки искусства как пространство творческого самоопределения младших школьников

43


ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий эффективной реализации системы творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства

63


2.1.

Констатирующее исследование готовности младших школьников к творческому самоопределению на уроках искусства


63


2.2.

Реализация системы творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства в условиях формирующего эксперимента


87


2.3.

Диагностика уровня личностно-психологической готовности учителя к реализации системы творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства

113


Заключение

126

Литература

130

Приложения

155

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, предопределили существенные изменения в содержании воспитательно-образовательных задач, стоящих перед современной общеобразовательной школой, шире – системой общего и дополнительного образования. Острая необходимость разработки теоретических и методических основ формирования самостоятельной, инициативной, творчески ориентированной личности становится в наши дни все более актуальной проблемой, особым образом выделенной в ряде государственных и нормативно-правовых документов («Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы», «Образовательная область «Искусство» в четырехлетней школе. Письмо Министерства образования РФ №581 от 11 апреля 2000 года» и др.)

Влияние творческой деятельности, организуемой учителем в процессе обучения на развитие личности ребенка, представляет собой сложную научно-практическую проблему, в решении которой необходимо опираться на исследования философов, социологов, психологов, педагогов (К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Андреева, Л.И.Анциферова, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Л.И.Божович, Ш.Бюлер, М.Кле, И.С.Кон, В.Т.Кудрявцев, А.Маслоу, И.И.Резвицкий, К.Роджерс, В.И.Слободчиков, Е.А.Трифонова, П.А.Флоренский, В.Франкл, Е.Л.Яковлева и др.). В современных условиях необходимо конкретизированное рассмотрение данной проблемы применительно к реальным возможностям развития Российской школы, её социокультурному, дидактическому и методическому потенциалу, уровню профессиональной готовности учителя к целенаправленному творческому развитию учащихся, формированию их как уникальной, самоценной, инициативной личности, самостоятельно реализующей свои жизненные и познавательно- творческие возможности в осваиваемых ею видах учебной и внеучебной деятельности.

Современная школа призвана готовить выпускника, способного к личностному, культурному и профессиональному самоопределению (Т.А.Араканцева, С.А.Баклушинский, Е.П.Белинская, М.Р.Гинзбург, Е.А.Климов, Г.П.Ников, М.Р.Парамонова, В.А.Петровский, Н.С.Пряжников, В.Ф.Сафин, Т.В.Снегирёва, О.А.Тихомандрицкая и др.), к успешной реализации себя в непрерывно меняющихся социальных условиях. Анализ научно-методической литературы, изучение практики работы со школьниками убеждает, что в настоящее время на передний план выдвигаются задачи, связанные с эффективным самоопределением растущей личности в различных видах творчески ориентированной деятельности.

Различным аспектам проблемы самоопределения личности посвящены исследования философов (Н.А.Бердяев, С.Кьеркегор, Н.А.Люрья, Ж.-П.Сартр, П.А.Флоренский, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.), психологов (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, М.Р.Гинзбург, И.С.Кон, А.Маслоу, В.А.Петровский, И.И.Резвицкий, Х.Ремшмидт, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, В.Франкл, И.И.Чеснокова и др.), педагогов (В.И.Андреев, Д.А.Иванов, И.Э.Кашекова, М.Р.Парамонова, С.А.Расчетина, Т.В.Снегирева, Е.А.Трифонова, А.Н.Тубельский, И.С.Якиманская и др.). Имеются определенные теоретические и практические наработки в области формирования у подрастающего поколения способности к личностному самоопределению (Л.И.Анцыферова, Л.И.Божович, М.Р.Гинзбург, И.С.Кон, Г.П.Ников, В.А.Петровский, И.И.Резвицкий, Х.Ремшмидт, В.Ф.Сафин, Т.В.Снегирева и др.), социальному (Г.М.Андреева, С.А.Баклушинский, Е.П.Белинская, Е.И.Головаха, Г.Г.Дубровина, Г.П.Ников, Г.П.Петрищева, В.Ф.Сафин, О.А.Тихомандрицкая и др.), профессиональному (Е.И.Головаха, Е.А.Климов, С.П.Крягжде, И.Д.Лаптева, М.Р.Парамонова, Н.С. Пряжников, И.В.Самоукина, Ф.Р.Филиппов и др.). Психолого-педагогические аспекты самоопределения личности в осваиваемых ею видах творческой деятельности остается, тем не менее, малоизученной в теоретическом и практическом отношении проблемой. Такой вид самоопределения личности мы фиксируем термином «творческое самоопределение». Проблема творческого самоопределения – это проблема, которую личность должна решать вновь и вновь, по мере приобретения опыта творческой деятельности. Однако творческое самоопределение специфическим образом реализуется на разных этапах онтогенеза личности. Мы определяем в качестве исследовательского приоритета младший школьный возраст.

Анализ психолого-педагогической литературы по общим вопросам теории и практики самоопределения растущей личности показывает, что эффект состоявшегося творческого самоопределения чрезвычайно сложен, противоречив многопланово детерминирован, индивидуально-личностен по своей сути. В педагогическом отношении творческое самоопределение младших школьников - это, прежде всего, динамический, разворачивающийся во времени процесс, начало которого - в опыте приобщения к творчеству в раннем детстве. Работа с младшими школьниками в этом смысле является естественным продолжением процесса творческого развития ребенка.

На разных этапах школьного обучения проблема самоопределения для учителя обнаруживается всякий раз в новом ракурсе, в контексте происходящих в ребенке внутренних изменений, личностно-психологических новообразований. Именно поэтому проблемой самоопределения личности ребенка современному учителю следует целенаправленно заниматься с самого начала обучения детей в школе. В практическом плане это может найти свое выражение в обретенном младшими школьниками опыте творческого самоопределения. Такой опыт положительно даст о себе знать на последующих этапах онтогенеза.

Творческая деятельность младших школьников неоднократно являлась предметом психолого-педагогического исследования (Д.Б.Богоявленская, Л.И.Боровиков, Д.Б.Кабалевский, Т.В.Кудрявцев, А.А.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, А.Ж.Овчинникова, А.Г.Схиртладзе, Е.М.Торшилова, Б.П.Юсов, Е.Л.Яковлева и др.). Организуемая на уроках и во внеурочной работе творческая деятельность младших школьников есть наиболее доступный для этого возраста вид деятельности. Это та деятельность, где ребенок естественным образом может самоутвердиться, с наибольшей полнотой раскрыть себя как творческую личность, реализуя инициативу, приобретая при этом социально значимые характеристики поведения и мышления. Самоопределение младших школьников в учебной и внеучебной творчески ориентированной деятельности является не только ситуативно значимой задачей. Это и возможность стратегического обеспечения процесса развития творческой личности. Поэтому, опыт творческого самоопределения, сформированный в период школьного обучения, может стать источником дальнейшего успешного интеллектуально-познавательного и социально-психологического развития личности.

Проблеме закономерностей, механизмов, принципов и условий развития творческих качеств личности в младшем школьном возрасте посвящены работы многих психологов и педагогов (Д.Н.Абрамян, Е.А.Басин, Л.С.Выготский, В.Л.Дранков, И.П.Калошина, А.А.Мелик-Пашаев, Г.В.Ожиганова, Е.М.Подгорных, А.Г.Схиртладзе, Е.М.Торшилова, Е.Л.Яковлева и др.). Уникальным средством эффективного раскрытия творческого потенциала ребенка является искусство. Психолого-педагогические аспекты эффективного использования искусства как средства развития личности в направлении реализации ее способности к творческому самовыражению нашли отражение в трудах А.А.Мелик-Пашаева, Б.М.Неменского, А.Ж.Овчинниковой, А.Г.Схиртладзе, Е.М.Торштловой, Б.П.Юсова и др. Однако специфика творческого самоопределения младших школьников еще не стала предметом самостоятельного педагогического исследования, раскрывающего место и роль искусства в решении столь ответственной социально-педагогической задачи.

Ключевой концептуальной идеей, которую мы стремились реализовать в своей опытно-экспериментальной работе послужила мысль известного отечественного психолога Алексея Николаевича Леонтьева о личностно-смысловых механизмах регуляции деятельности индивида в его взаимоотношениях с искусством. «Искусство, – пишет А.Н.Леонтьев, есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности» (119, с.237).

Конечно, процесс смыслостроительства в жизни человека, в том числе и в жизнедеятельности младшего школьника не сводим только к общению с искусством. Исследователи Д.А.Леонтьев, В.С.Мухина, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков выделяют три класса ситуаций, лежащих в основе смыслообразования: критические жизненные ситуации, ситуации диалогического общения, и, наконец, ситуации воздействия искусства на личность. В отличие от первых двух типов ситуаций, в которых личностно-смысловой опыт приобретается в результате воздействия жизненных императивов, общение с искусством позволяет сделать это безболезненно, без необходимости преодоления кризисных жизненных ситуаций.

Практика показывает, что личностно-смысловые преобразования, происходящие у индивида под воздействием контакта с искусством, могут не являться для него жизненно необходимыми сегодня. Однако, они вооружают растущую личность ценным опытом – механизмами преодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, обеспечивают его средствами осмысления, переживания и преодоления будущих критических жизненных ситуаций (М.М.Бахтин, Д.А.Леонтьев, А.М.Лобок и др.). Следовательно, формирование личностного смысла при общении с искусством выступает содержательным элементом культуры творческого самоопределения личности.

Главной социальной функцией образования является передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. В содержательной характеристике результатов обучения в современной школе ученые и педагоги-практики все более часто используют термин «опыт» (Н.Р.Битянова, В.А.Гуружапов, В.В.Давыдов, Д.А.Иванов, В.Т.Кудрявцев, И.Э.Кашекова, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, А.Н.Тубельский и др.). Опыт представляет собой «деятельность, воплощенную в знаниях, умениях, творчестве и отношении к миру» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). В контексте изложенного мы и употребляем термин «опыт творческого самоопределения младших школьников».

Центральным моментом в осуществляемой разработке педагогических основ творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства мы определили целенаправленную, систематическую, последовательную работу учителя по созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих обретение учащимися личностно-смысловых оснований для творческого самоопределения. Приобретаемые в обучении знания и представления, формирующиеся умения, обогащение опыта творческой деятельности выступали для нас обобщенным показателем успешного пути младших школьников к своему самоопределению.



Основным противоречием, которое мы стремились разрешить в своем исследовании является противоречие между все более возрастающими личностно-психологическими и познавательными возможностями для творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства и реальным отсутствием теоретической и методической базы для педагогически эффективного достижения таких результатов. Вытекающая из противоречия проблема поиска оптимального содержания, способов и психолого-педагогических условий, обеспечивающих обретение учащимися личностно-смысловых оснований для творческого самоопределения на уроках искусства, определила выбор темы исследования: «Творческое самоопределение младших школьников на уроках искусства».

Объект исследования: процесс творчески ориентированного обучения учащихся на уроках искусства в начальной школе.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие творческое самоопределение младших школьников на уроках искусства.

Гипотеза исследования. В основу исследования было положено предположение о том, что обретение младшими школьниками на уроках искусства опыта творческого самоопределения будет эффективным, если:

  1. на основе последовательного, поэтапного развития самостоятельности учащихся в творчески ориентированных видах учебно-познавательной деятельности обеспечивается повышение личностной значимости обучения;

  2. художественно-творческое развитие младших школьников осуществляется во взаимосвязи с приобретением ими индивидуального фонда произвольно регулируемых обобщенных художественно-образных представлений;

3) учитель организует процесс обучения на уроках искусства как постижение учащимися личностных смыслов изучаемых культурно-художественных явлений.

Задачи исследования:

  1. Определить основные структурные компоненты опыта творческого самоопределения младших школьников.

  2. На основе анализа научно-методической литературы и практического опыта выявить психолого-педагогические предпосылки эффективного творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства.

  3. Спроектировать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное обретение младшими школьниками на уроках искусства опыта творческого самоопределения.

  4. Определить уровни личностно-психологической готовности младших школьников к работе в режиме творческого самоопределения.

  5. Разработать педагогически эффективную методику диагностики исходного уровня личностно-психологической готовности учителя к реализации задач творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства.

Методологической и теоретической основой исследования явились диалектико-материалистическое положение о социальной обусловленности процесса формирования личности, идеи деятельностного подхода к развитию личности (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.), теоретические принципы и закономерности дидактики (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, В.С.Леднев, М.И.Махмутов и др.); теория личностно-ориентированного подхода в обучении (Н.А.Алексеев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.); теория познавательной активности личности (А.Бине, Д.Брунер, Е.И.Игнатьев, В.И.Секун, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукина и др.); теории самоопределения личности (М.Р.Гинзбург, Е.А.Климов, В.Ф.Сафин и др.), исследования психологических механизмов творчества и художественно-эстетического развития ребенка (Л.С.Выготский, А.А.Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.), идеи и концепции художественно-эстетического развития учащихся средствами комплексного воздействия искусств (И.В.Кошмина, Л.П.Маслова, А.Ж.Овчинникова, А.Г.Схиртладзе, Т.В.Фуртаева, Г.П.Шевченко, Б.П.Юсов и др.).

Для реализации задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования, включающий методы теоретического уровня (анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование, проектирование); эмпирического уровня (наблюдение, анкетирование, письменные экспресс-опросы, беседа, опытно-экспериментальная работа, анализ творческих работ учащихся, изучение и анализ материалов передового педагогического опыта, методы экспертной оценки и психолого-педагогической диагностики). Производился статистический анализ результатов исследования с использованием * критерия Фишера и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1996 – 1997 гг.) – изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, выдвижение первоначальной гипотезы, разработка теоретических основ творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства, составление программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1998 – 2001 гг.) – сбор и осмысление эмпирического материала, опытно-экспериментальная работа по целенаправленному обучению младших школьников способам решения проблемно-творческих ситуаций, направленных на расширение и обогащение художественно-образных представлений и опыта творческого самоопределения, оценка эффективности обучения.

Третий этап (2001 – 2003 гг.) – обобщение и описание результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование теоретических выводов, подготовка методических рекомендаций.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились муниципальные образовательные учреждения средние общеобразовательные школы №193 и №156 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, муниципальное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «Центральный» г. Новосибирска.

Научная новизна исследования:

– раскрыт педагогически закономерный характер обретения младшими школьниками опыта творческого самоопределения на основе взаимосвязи развития самостоятельности творчески ориентированной деятельности и сознательно приобретаемых учащимися обобщенных, произвольно регулируемых художественно-образных представлений;

– в структуре обретаемого младшими школьниками на уроках искусства опыта творческого самоопределения выявлены следующие основные компоненты, обеспечивающие его целостность: познавательно-аналитический, деятельностно-практический, эмоционально-оценочный;

– экспериментально обоснована возможность педагогически последовательного преобразования у младших школьников на уроках искусства учебно-познавательной деятельности в учебно-творческую через серию постоянно усложняющихся ситуаций творческого самоопределения.



Теоретическая значимость исследования:

– педагогическое содержание понятия «творческое самоопределение младших школьников на уроках искусства» определяется как целенаправленно организуемый процесс обретения младшими школьниками личностного смысла изучаемых явлений искусства;

– теоретически обоснована целесообразность формирования у младших школьников на уроках искусства опыта творческого самоопределения как целостного смыслообразующего основания учебно-познавательного процесса;

– выявлены основные уровни (высокий, средний, низкий) готовности младших школьников к творческому самоопределению; важнейшим источником развития такой готовности на уроках искусства определяется актуализация стремления учащихся к творческому самовыражению; критериями оценки достигаемого уровня готовности младших школьников к творческому самоопределению являются: непрерывно возрастающая самостоятельность в творчески ориентированных видах учебно-познавательной деятельности, аргументированность суждений, индивидуальная значимость и ценность творчества;

– педагогически последовательное обретение младшими школьниками опыта творческого самоопределения предполагает поэтапную дифференциацию учебно-воспитательных задач. На подготовительном этапе осуществляется общая ориентация учащихся на творческую деятельность; на основном этапе обеспечивается формирование основных структурных компонентов опыта творческого самоопределения; на пролонгированном этапе проверяется степень прочности полученных результатов.

Практическая значимость исследования:

– разработана и экспериментально апробирована система творческого самоопределения младших школьников, ориентированная на актуальные задачи деятельности учреждений общего и дополнительного образования.

– на основе теоретического и экспериментального материала создана программа учебного курса «Эстетика: язык искусства» для учащихся начальной школы (1 -3 классы) и среднего звена (5 – 6 классы).

– для практического использования предложены методики диагностики уровня готовности младших школьников к творческому самоопределению и личностно-психологической предрасположенности учителя к реализации задач творческого самоопределения младших школьников на уроках искусства;

– разработаны рекомендации учителям начальной школы, учителям искусства, педагогам дополнительного образования по обеспечению условий эффективного решения задач творческого самоопределения младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования: осуществлялась в процессе организации опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях г. Новосибирска, в ходе повышения квалификации учителей в рамках авторского спецкурса «Творческое самоопределение младших школьников средствами искусства» (Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования), через публикацию материалов и выступления на международной научно-практической конференции «Образование. Карьера. Региональные проблемы управления» (Томск, 1999), всероссийской научно-практической конференции «Образовательная выставка: ресурсы развития системы образования» (Новосибирск, 2002), межрегиональном симпозиуме «Образовательная выставка: ресурсы педагогического профессионализма» (Новосибирск, 1999), региональной научно-практической конференции «Образование и здоровье» (Тюмень, 2002), областной научно-практической конференции «Технологичность образовательного процесса и профессиональная культура педагога» (Новосибирск, 1999), областных Рождественских образовательных чтениях (Новосибирск, 1999), городской научно-методической конференции «Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление» (Новосибирск, 1999), Третьих городских педагогических чтениях (Новосибирск, 1999).

Уроки искусства, ориентированные на творческое самоопределение младших школьников отмечены дипломом победителя на Всероссийском конкурсе "Урок искусства" (Москва, 1999) и дипломом лауреата на городском конкурсе «Урок года» в номинации «Искусство» (Новосибирск, 2002).



Обоснованность и достоверность результатов обеспечиваются надежностью исходных методологических положений, длительностью опытно-экспериментальной работы, применением совокупности взаимодополняющих методов исследования, соответствующих цели и задачам исследования.

На защиту выносятся положзения:

о педагогической целесообразности приоритетного решения задач творческого самоопределения младших школьников на основе повышения личностной значимости учебно-познавательной деятельности.

– о закономерном характере обретения младшими школьниками опыта творческого самоопределения на основе взаимосвязи процесса развития самостоятельности творчески ориентированной деятельности и обобщенных, произвольно регулируемых художественно-образных представлений, выступающих в качестве целостного смыслообразующего основания процесса обучения на уроках искусства.

– о возможности педагогически последовательного преобразования у младших школьников на уроках искусства учебно-познавательной деятельности в учебно-творческую на основе приобретения ими опыта творческого самоопределения. Взаимосвязь учебного познания и творческого развития осуществляется через серию постоянно усложняющихся ситуаций творческого самоопределения, способствующих формированию у учащихся навыков рефлексивного анализа художественных впечатлений, самостоятельных творческих проявлений, коммуникативного взаимодействия по поводу искусства, творчества, познавательной деятельности в сфере искусства, совместной творческой деятельности со сверстниками, взрослыми (учителем).

– об определяющей роли личностно-психологической готовности учителя к системно-целостному решению задач творческого самоопределения учащихся на уроках искусства. В качестве основных компонентов структуры личностно-психологической готовности при этом выступают следующие характеристики: адекватное понимание и принятие задач творческого самоопределения, способность к эмпатии и сотрудническому взаимодействию с учащимися, потребность в творческом самосовершенствовании.


Каталог: jirbis -> files -> upload -> jirbis data2 -> base -> Avtoreferaty -> Dissertation
Dissertation -> Процесс профессионального самоопределения городской молодежи
Dissertation -> Индивидуализация проблемных ситуаций в учебном процессе вуза
Dissertation -> Медведева ирина львовна
Avtoreferaty -> Состояние билиарной системы, иммунофизиологические особенности у лиц пожилого возраста 03. 00. 13 Физиология 14. 00. 05 Внутренние болезни
Dissertation -> Компьютерное творчество в процессе становления информационного общества
Avtoreferaty -> Акулич евгений Михайлович
Dissertation -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Тюмень 2002


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница