Учебно-методический комплекс по курсу «История политических и правовых учений» подготовлен для организации учебного процесса студентов 1 курса очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки «История» (квалификация



Дата12.05.2016
Размер218 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет истории

Программа дисциплины История правовых и политических учений


для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Автор программы:

Марей Александр Владимирович, к.ю.н., доц., fijodalgo@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры практической философии «___»____________ 2012г

Зав. кафедрой: Филиппов А.Ф.
Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 2012г

Председатель Драгалина-Черная, Е.Г.


Утверждена УС факультета философии «___»_____________2012г.

Ученый секретарь И.В. Макарова ________________________


Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Учебно-методический комплекс по курсу «История политических и правовых учений» подготовлен для организации учебного процесса студентов 1 курса очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки «История» (квалификация «бакалавр»). Методические материалы составлены на основе требований Образовательного стандарта ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки «История» от 02.07.2010.

Учебно-методический комплекс включает: программу курса, планы семинарских занятий, вопросы итоговой аттестации, возможные темы курсовых работ. Список источников и литературы рекомендован для всех форм работы студента. Контрольные вопросы по курсу ориентируют на изучение основных разделов дисциплины. Следует учесть, что степень усвоения обязательных для изучения источников и литературы будет влиять на оценку подготовки к семинарским занятиям и аттестациям. Для углубленного исследования наиболее важных вопросов курса предложены дополнительные источники и литература, которые можно использовать для выполнения сообщений (докладов) на семинарских занятиях.

Учебно-методический комплекс подготовлен для реализации цели формирования у студентов знаний в области истории государства и права, гуманитарной сферы, гражданского общества. Это необходимо для современного профессионала, осознающего социальные последствия своей профессиональной деятельности.

ПРОГРАММА КУРСА

АННОТАЦИЯ


Дисциплина «История политических и правовых учений» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.4 «Политическая история») дисциплин подготовки студентов по направлению «История» и предусмотрена учебным планом специальности для студентов 1 курса очной формы обучения (3-й и 4-й модули).

Дисциплина реализуется кафедрой практической философии. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с основами философии права и государства в ее историческом развитии, с ее основными закономерностями и эволюционными траекториями, с процессами складывания основных существующих на настоящий момент правовых и политических систем.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

Общенаучные:



  • способность применять знания истории правовых и политических учений в профессиональной деятельности (ОНК-2);

  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК-4);

Инструментальные:

  • способность осваивать специальную литературу на нескольких языках (ИК-8);

  • способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-9);

Социально-личностные и общекультурные:

  • способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого (СЛК-1);

  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способность к социальной адаптации (СЛК-4);

Профессиональные:

  • способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всемирной и российской истории (ПК-1);

  • способность понимать существо исторических процессов и явлений; роль человека в историческом процессе, особенности социальной, политической и экономической организации общества и развития культуры в различные исторические эпохи (ПК-5);

  • способность к критическому восприятию концепций различных научных школ исторической науки (ПК-8);

  • способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-12)

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме опросов на семинарских занятиях, промежуточный контроль в форме реферата и итоговый контроль в форме зачета с оценкой. Предусмотрена возможность написания студентами курсовых работ в ходе изучения курса «История политических и правовых учений».


Дисциплина изучается в течение двух модулей года обучения. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (32 часа), семинары (12 часов), самостоятельная работа студента (64 часа).



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «История политических и правовых учений» имеет своей целью подготовить специалиста с развитым правосознанием, обладающего знаниями о роли и влиянии интеллектуального и идейно-теоретического обеспечения правовых проектов прошлого и настоящего и способного к творческому осмыслению и практическому применению опыту прошлого в своей профессиональной деятельности, а также обладающего общенаучными, социально-личностными, общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми для реализации профессиональной деятельности (см. п.3 Образовательного стандарта ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки «История»).

Задачи дисциплины:



  • сформировать у студентов правосознание, осознание исторического развития государственных институтов управления;

  • сформировать у студентов представления об основных этапах становления и развития правовой и политической мысли преимущественно в рамках европейской интеллектуальной системы в ее историческом развитии;

  • раскрыть перед студентами предпосылки и последствия трансформации базовых правовых и политических идей;

  • развить навыки самостоятельного анализа памятников правовой и политической мысли, умение применять технику юридического мышления при работе с документами.

  • развить навыки характеристики проблемного поля и современного состояния научных исследований в области истории правовых и политических теорий;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:




    1. Знать:

  • эмпирические, теоретические и операционные элементы, составляющие системы правового регулирования;

  • основные этапы и закономерности развития государства и права зарубежных стран;

  • основные памятники правовой мысли России и зарубежных стран;

  • правовые системы мира, их основные отличия;




    1. Уметь:

  • анализировать правовые и политические тексты, конституционные и законодательные акты;

  • проводить научную экспертизу наиболее значимых правовых решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта, создавать собственные правовые тексты и моделировать правовые отношения;

  • грамотно и аргументировано излагать свою позицию по поводу ключевых вопросов правовой и политической теории;




    1. Владеть:

- знаниями об основных правовых и политических системах мира и их исторических основаниях;

- методами политического и юридического анализа применительно к памятникам правовой и политической мысли разных эпох;

- навыками профессионального воздействия на процесс формирования современного политического пространства в рамках перехода от информационного общества к обществу знаний;
Настоящая программа разработана с учетом новейших исследовательских разработок в области истории и теории правовой мысли, проводимых как отечественными, так и зарубежными исследователями. Круг проблем, лежащих в основе дисциплины «История политических и правовых учений» относится к междисциплинарным, что отразилось в содержании курса: в него интегрируются знания из различных научных областей (истории, лингвистики, юриспруденции, политологии, экономики). Изучение дисциплины предполагает формирование у студентов понимания эволюционного развития основных форм политической и правовой организации социумов современного мира.

Объем требований для подготовки к семинарам определяется программой курса и отражен в темах практических занятий. При подготовке к промежуточной и итоговой аттестациям следует руководствоваться списками вопросов и тем, включенных в программу. Студентам стоит обратить особое внимание на рекомендованную основную и дополнительную литературу для изучения курса.


Итоговая оценка и ее критерии

Итоговая оценка за дисциплину формируется из оценок за аудиторную работу студентов, выполненный ими реферат и оценку за зачет и расчитывается по следующей формуле:

Где:

F – итоговая оценка за дисциплину

A – оценка за аудиторную работу студентов (работа на семинарах)

R – оценка за реферат

Z – оценка за зачет

0,7; 0,4; 0,6; 0,3 – числовые коэффициенты, используемые при расчете

В ответах на семинарах, зачете, а также при оценке реферата оцениваются общая логика ответа, степень владения студентом материалом, заданным на изучение к семинару, понимание им обсуждаемой проблемы.

Зачет по дисциплине принимается устно, по вопросам, включенным в список «Темы контрольных вопросов». В каждый зачетный билет входит один вопрос. В случае, если зачет принимается в письменной форме, принимающему его преподавателю категорически рекомендуется проводить обсуждения письменных ответов со студентами, проясняя в устной беседе степень их владения материалом и умение выстраивать устную речь.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название темы

Кол-во часов лекций

Кол-во часов семинаров

1

История правовых учений: теоретические и методологические аспекты преподавания курса.

2




2

Политические и правовые учения Древней Греции.

6

4

3

Политические и правовые учения Древнего Рима.

6

2

4

Политические и правовые идеи раннего христианства.

6

4

5

Политические и правовые учения в Средние Века в Европе и на Руси.

12

2




ИТОГО:

32

12


Тема 1. Предмет, методики изучения и структура курса “История политических и правовых учений” (2 часа)
История политических и правовых учений как наука. Предмет истории политических и правовых учений как историко-правовой дисциплины. История изучения дисциплины в отечественных и зарубежных университетах. Роль и место истории политических и правовых учений в системе историко-юридических и отраслевых дисциплин. Методологические проблемы истории политических и правовых учений. Структура и периодизация курса. Значение данной дисциплины для подготовки юристов.

Право как неотъемлемая часть истории и культуры. Понятие историко-культурной традиции. Выделение основных историко-культурных традиций, отразившихся в истории политической и правовой мысли: древневосточная (Египет, Израиль, Индия и Китай), европейская, мусульманская. Особенности европейской политико-правовой традиции: исторические (древняя Греция, древний Рим и христианство как основы), культурно-лингвистические (греческий и латинский языки как общее языковое прошлое), культурно-конфессиональные (христианство как основная религия, иудаизм и ислам как постоянные соседи).
Тема 2. Политические и правовые учения древней Греции (6 часов)
А) Досократики и зарождение естественно-правовых теорий.

Гераклит: Понятие «логос» и деление людей по принципу способности его понимания; правление «лучших»; справедливость и закон; роль закона в жизни общества; оптимальная форма правления. Демокрит: Государство как “общее дело” граждан; политический идеал; роль закона в общественной жизни. Софисты: старшие (Протагор, Горгий, Гиппий) и младшие (Пол Агригентский, Фрасимах); учение о формах государства и способах управления обществом; отношение к закону.

Б) Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ: важность биографии Сократа для понимания его философии; основные моменты его философской и политико-правовой теории: понятие «полиса» как целостного взаимодополняющего сообщества профессионалов, концепция профессионализации всякого труда, в том числе, и управления полисом; критика демократии как правления массы; представители школы Сократа: Ксенофонт, Платон.

Платон. Три периода творчества, основные произведения: «Государство», «Законы», «Политик» и т.д.; теория эйдосов и ее приложение к политико-правовым конструкциям – концепция власти философов; учение о происхождении государства и его формах; причины смены форм; критика тирании как наихудшей политической организации общества; проекты идеальных вариантов государства в трактатах «Государство» и «Законы»; роль закона; представление об организации и значении правосудия.

Аристотель. Основные вехи биографии, основные произведения; теория политики как продолжения этики; проблема этичности политики и права. Теория происхождения государства через общение; классификация форм государства; учение о смешанной форме, как наилучшей; полития - идеальный вариант организации общества; виды справедливости: уравнивающая и распределяющая; тождество справедливости и права; сочетание относительного и абсолютного равенства; теория естественного права, отношение А. к проблемам рабства, войны и мира.

В) Политико-правовые учения периода эллинизма.

Эпикур и его последователи. Древняя и средняя Стоя: Зенон и Панетий; основные идеи: теории монизма и космополитизма. Полибий. Учение о круговороте политических форм; смешанная форма правления и ее элементы; обычай и закон как основные начала государственной жизни.


Тема 3. Политические и правовые учения древнего Рима (6 часов)

А) Марк Туллий Цицерон.

Политическая биография; основные жанры творчества: речи, философские и политико-правовые трактаты, письма; основные произведения: диалоги «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Теория государства и права: определение государства как народного достояния (res publica) и объединения людей в вопросах права; понятие естественного состояния людей; концепция происхождения государства, ее сходства и различия с теорией Аристотеля; классификация форм государства и ее критерии; определение права и его классификация, синкретизм права и закона в теории Цицерона; теория естественного права и опирающихся на него прав человека; право собственности; проблемы соразмерности преступления и наказания за него.



Б) Политические и правовые идеи римских юристов.

Римская юриспруденция: основные этапы развития; понимание права как «искусства доброго и справедливого»; формирование дихотомии «справедливого права» и «строгого права»; попытки классификации права; естественно-правовые теории Гая и Ульпиана; публично-правовые конструкции римских юристов: понятие закона как повеления народа; проблема соотношения принцепса и закона: «Все что нравится принцепсу, имеет силу закона» и «Принцепс свободен от соблюдения законов»; развитие этих тезисов в правовой доктрине Рима периода Домината, Византийской империи и средневековой Европы.



В) Римская Стоя.

Основные представители Римской (или Поздней) Стои: Луций Анней Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – краткие биографические сведения; общая характеристика философии римских стоиков: сильное влияние философии Панетия, общий эклектичный характер их философии. Теория монизма и требования жить в согласии с природой; образ мудреца как человека, этически совершенного, свободного от внешних и внутренних обстоятельств; понятие одинаковости всех проступков и равенства наказаний за них, полемика с Цицероном; этические и политические воззрения стоиков в сопоставлении с идеалами раннего христианства (поддельная переписка Сенеки с апостолом Павлом); теория космополитизма в философии Марка Аврелия; преломление этой теории в римской политической и правовой культуре.



Тема 4. Политические и правовые идеи раннего христианства (6 часов)
А) Нравственные, социальные и политические идеалы раннего христианства от Нового Завета до Евсевия Иеронима.

Христианство: краткий исторический очерк; жизнь Христа и первые апостолы; формирование канона Нового Завета; проповедь христианства в пределах Римской империи и проблемы, порожденные ей; гонения Диоклетиана и религиозные реформы Константина.

Концепция власти в Новом Завете: формирование идеи двух царств, Земного и Небесного (Ин.18.33 – 36, Кол.3.11); идея равенства людей перед Богом и перед законом; необходимость повиновения земной власти (Рим.13.1 – 13.9), ее установленность от Бога; функции земной власти: сбор налогов, охрана правопорядка, поддержание государства, наказание преступников.

Развитие идей Нового Завета в произведениях отцов Церкви.

Иоанн Златоуст: Понятие царской власти; теория трех элементов государственной власти; концепция власти как экзистенциально отдельной сущности, установленной Богом и регулирующей жизнь в государстве; концепция государства как толпы, одухотворенной и направляемой властью; понятие духовной власти, власти святителей Церкви; симфония духовной и светской властей; проблема соотношения царства и священства.

Амвросий Медиоланский: царство и священство, вопрос о статусе царя и его соотношении с духовными владыками; отношение к ересям и понятие свободы совести: ереси не должны искореняться силой, «но лишь убеждением, разумом и любовью».

Евсевий Иероним: биографическая справка; перевод Библии на латынь – значение этого события для христианского мира; роль латыни как общего языка для эпохи Рима и Средних Веков; появление проблемы ересей – различных трактовок Библии (а позднее – различных переводов ее на национальные языки).


Б) Политические и правовые идеи Аврелия Августина.

Биографическая справка: важность фигуры Августина для формирования христианского вероучения, в особенности – западного; манихейство Августина и его влияние на позднейшие его труды; основные сочинения: «О граде Божьем», «Исповедь», «Трактат о свободной воле», «124 книги толкования на Евангелие от св. Иоанна» и т.д.

Теория свободы воли и доктрина «невидимой Церкви»: обязанность человека отвечать за свои поступки, как за результаты реализации своей воли; существование двух Церквей – «внешней», формальной и «внутренней» – невидимой, являющейся собранием истинных христиан; единственный путь попадания туда – использовав свободу воли, отказаться от этой свободы, выбрав «жизнь по Богу».

Учение Августина о благодати: три вида благодати (предшествующая, сотрудничающая и упорствующая); необходимость благодати для попадания в разряд «истинных христиан».

Доктрина двух градов: понятие града как civitas, т.е., как общины, как разряда людей; отличие двух градов: живущие по Богу (странствующие по земле, но имеющие цель на небе) и живущие по человеку (ищущие земного мира, но раздираемые войнами); основатели градов – Каин и Авель; Рим как образ града земного; определенность и предопределенность состава градов; развитие тезиса о предопределении в политико-богословских теориях Реформации; развитие теории о двух градах в трудах Фомы Аквинского.

Теория государства: государство и справедливость; образ государства без справедливости как «шайки разбойников»; понимание народа как разумной толпы, жаждущей обладания некими вещами; отношение Августина к проблемам рабства, преступления, наказания и ереси; теория справедливой войны.



Тема 5. Политические и правовые учения в Средние Века в Европе и на Руси (12 часов)
А) Политико-правовая мысль в варварских королевствах

«Долгая античность». Основы духовной и, конкретнее, политико-правовой культуры Средних веков: перевод Библии на латынь; труды Иоанна Златоуста, Тертуллиана, Августина, Григория Великого и т.д.; создание Кодекса Феодосия, Бревиария Алариха и Свода цивильного права Юстиниана; «геласианское Возрождение» в Церкви: фигура Дионисия Малого, появление нового календаря и составление свода церковного права; «Утешение философией» Боэция, «Variae» Кассиодора и т.д.

Остготское королевство. Историческая справка: фигуры Теодориха Великого и Флавия Магна Кассиодора Сенатора.

Политико-правовые идеи: осознанное подражание Византии и отказ от построения собственной империи; формирование нового идеала монархической власти – идея суверенного царства (regnum), складывание философского идеала короля (rex) и концепция христианской королевской власти.



Вестготское королевство. Историческая справка: фигуры Эвриха, Рекареда Католика, Рецесвинта, Вамбы, Эрвигия; роль образованного духовенства в становлении вестготской монархии: Исидор Севильский, Браулион и Тайон Сарагосские, Евгений и Юлиан Толедские и т.д. Культурные и политико-правовые основы вестготской традиции: Рим (прежде всего – Цицерон и антиквары) и Библия (особенно – Ветхий Завет); патристическая традиция.

Политико-правовые идеи: построение идеальной «анти-Византии»; образ идеального правителя: творец законов и «добрый правитель» в противоположность тирану-узурпатору; формирование представления о короле как о помазаннике Божьем (и развитие этой теории в византийской и западноевропейской традициях); образ идеального закона; понятия преступления и наказания в соборном законодательстве и в «Вестготской правде».


Б) Политико-правовая мысль Византии и Древней Руси.

Правовая и политическая доктрина Византийской империи: основные исторические вехи Византийской империи VI – XV вв.; имперский проект Юстиниана и его крах, концепция единого культурного, языкового, правового и политического пространства; концепция Церкви как опоры императорской власти; Константин Багрянородный и «Искусство управления государством»; «Советы и рассказы Кекавмена, византийского полководца»;

Митрополит Киевский Иларион. «Слово о законе и благодати»: развитие идей апостола Павла («Послание к римлянам») – Закон как отражение Ветхого Завета и Благодать как наполнение Нового; первичность Благодати по отношению к Закону; отсюда – первичность русского народа по отношению к иудеям; образ князя как носителя верховной власти: его права и обязанности перед народом; Церковь в лице епископов как поддерживающая князя и подчиняющаяся ему сила; «правда» как основа реализации власти.
В) Политико-правовая мысль высокого Средневековья в Западной Европе.

Феномен ренессанса XII века: историческая справка; возникновение и развитие европейских университетов, борьба папства и империи; правовые и политические идеи университетских юристов: от Болонской школы до Бартола и Бальда; концепция естественного права; понятия закона и обычая в рамках феодального права; теория происхождения императорской власти; проблема царства и священства в рассмотрении юристов; теория сословного представительства; развитие схоластики.

Фома Аквинский. Биографическая сводка: обострение проблемы ересей в Европе XIII в., образование ордена проповедников или доминиканцев, карьера Фомы в ордене.

Основные политико-правовые идеи: учение о трех элементах государственной власти; виды монархии, обоснование преимуществ политической монархии перед абсолютной; влияние на учение Фомы идей зарождавшегося европейского парламентаризма; учение о трех градах как развитие тезисов Августина; проблема взаимоотношений духовной и светской властей, доктрина двух мечей; право народа на оказание сопротивления верховной власти и условия, необходимые для его реализации; теория естественного права, классификация законов на четыре вида; проблема ересей.



Марсилий Падуанский. Происхождение политической власти; подчинение церковной власти светской; сословная структура общества; роль закона в жизни государства; различие между законодательной и исполнительной властью; избирательная монархия как лучшая форма организации власти.
Г) Вторая схоластика в Испании. Идеи Саламанкской школы.
Открытие Нового Света и кризис средневекового мировоззрения; евангелизаторская миссия испанцев в Новом Свете: завещание королевы Изабеллы; спор о душах индейцев и титулах владения;

Франсиско де Витория. Биографическая справка, основные произведения. Основные идеи: «вторая схоластика», развитие и продолжение учения Фомы Аквинского; естественное право как «участие Вечного закона в разумном создании»; отсюда – необходимость понимания человеческой природы для постижения велений естественного права; необходимый характер естественного права, его независимость от желаний и воли человека и опора на Бога; естественное право как источник земных позитивных законов; общественная природа человека и его стремление к объединению; монархия как наилучшая форма правления; ограничение папской власти только духовными делами; выявление основ международного права и доктрина справедливой войны; использование тезисов Фр. де Витория в догматическом обосновании Конкисты.

Франсиско Суарес. Биографическая справка, основные произведения. Основные идеи: двоичность природы человека, подчинение телесной природы природе духовной; понимание духовной природы человека как сочетания бытия, добра и истины, и отсюда понимание зла как лишения или уменьшения добра; развитие тезиса Аврелия Августина о двойственности зла: зло как вина (culpa) и зло как наказание (poena); право как расширение или применение моральной философии; тесная связь права и богословия; источник права и первый законодатель – Бог; производный характер земных законов по отношению к закону небесному; уголовное право как максимально отражающее этические характеристики собственно права, человеческой свободы и ответственности; понятия вины и наказания; международное право: концепция справедливой войны.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Правовая и политическая мысль Древнего мира
I. Человек и государство в философии Платона (2 часа)


  1. Смысл существования государства в философии Платона.

  2. Правление знающих. Философы в системе платоновских сословий

  3. Проблемы семьи и собственности в идеальном полисе Платона.

  4. Проблемы правильного воспитания и образование молодежи в платоновском государстве.


Источники и литература

Источники

Платон. Государство. – СПб.: «Наука», 2005 (или любое другое издание)

(Произведения Платона на сайте «Философия в России» Электронный ресурс. http://www.philosophy.ru/library/plato/01/0.html)
Литература

Основная

Асмус В.Ф. Учение Платона об обществе и государстве.// Он же. Античная философия. – М., 1998. – С.234-257 (см. на сайте Студенческого научного общества. Электр. ресурс http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus/4-7.htm )

Батиев, Л.В. Закон и справедливость в философии Платона.// Правоведение. -2005. - № 5. - С. 164-174

Коркунов Н.М. История философии права. – СПб., 1915. – С.25-42 (электр. ресурс: http://civil.consultant.ru/reprint/books/94/ )

Нерсесянц В.С. Платон. М.: Мысль, 1984. С. 34-68;
Дополнительная

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. М., 1993.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. М., 1992.

Рассел, Б. История западной философии. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001. (Кн.1, главы XIII – XVIII) (Электронный ресурс: http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html);

Сморгунова В.Ю. Человек и политика в философии Платона // Проблема человека в истории науки и философии. Л., 1990. С. 40-55.
II. Воздаяние и распределение. Проблема справедливости в обществе в произведениях Аристотеля (2 часа)


  1. Полис Аристотеля как высший уровень общественной коммуникации. Теория происхождения государства.

  2. Понятие справедливости и ее классификация.

  3. Справедливость, право и закон в теории Аристотеля

  4. Этичность политики и права: проблема сочетания нравственного и политического начал


Источники и литература

Источники

Аристотель. Политика.// Он же. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – С. 376–644 (или любое другое полное издание)

(«Политика» Аристотеля в электронной библиотеке М.Н. Грачева. Электр. ресурс: http://grachev62.narod.ru/aristotel/contents.html; на сайте «Философия в России» (фрагменты): http://www.philosophy.ru/library/aristotle/polit/index.html)
Литература

Основная

Батиев, Л.В. Закон и право в философии Аристотеля.//Правоведение. -2004. - № 3. - С. 165-178

Кашников Б.Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: опыт реконструкции.// Этическая мысль. Вып.2. – М.: ИФ РАН, 2001. – С.89-114

Кравцов Н.А. Учение Аристотеля о политике и праве // Правоведение. – 2001. – № 5. - С. 234-250

Скворцов О.Ю. Идея справедливости и ее понятийные интерпретации в политико-правовом учении Аристотеля // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1991. № 1. С. 53-55.
Дополнительная

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Демократия и гражданство // Вопросы философии. 1996. № 7

Рассел, Б. История западной философии. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001. (Кн.1, главы XX-XXII)

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, изд-во НГУ, 1995.

Хайруллин В.И. Категория справедливости в истории политико-правовой мысли. – М., 2009.

Sen, A. The Idea of Justice. – Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press, 2009. – 468 p.
III. Разумное право и концепт res publica в произведениях Марка Туллия Цицерона (2 часа)


  1. Разум как первооснова права. Естественное право как единое для всех разумных существ.

  2. Государство как правовое объединение. Развитие идей Аристотеля в древнем Риме.

  3. Идеальный правитель как идеальный гражданин: эволюция политического идеала.


Источники и литература

Источники

Цицерон Марк Туллий. Диалоги. О государстве; О законах. М., 1966 (репринтное переиздание в 1994) («Политика» Аристотеля в электронной биб-ке М.Н. Грачева. Электр. ресурс: http://grachev62.narod.ru/ciceron/Ogl.html; на сайте «История древнего Рима»: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/republ1-f.htm)


Литература

Основная

Камалутдинов К.Я. К характеристике политико-правовых взглядов Цицерона.// Из истории социально-этических и политико-правовых идей. Саратов, 1990. С. 52-63.

Камалутдинов К.Я. Цицерон о роли и месте princeps в политической системе римского общества (по материалам трактата «О государстве»).// Исследования по зарубежной истории. – Смоленск, 2000. – С.196-204.

Утченко С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина.// Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., "Наука", 1993 (Литературные памятники). С. 159-174.

Чернышев Ю.Г. Теория смешанной конституции у Цицерона и система принципата.// Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1996. № 1. С. 95-101.
Дополнительная

Деревкин А.А. Учение Цицерона о государстве и праве. - М., 1985.

Сергеев Д.Д. Представления о государстве и государственной власти римских писателей эпохи Августа.// Античный мир. Проблемы истории и культуры. Сборник научных статей к 65-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова./ под ред. И.Я. Фроянова. – СПб., 1998. – С.294-308

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Хайруллин В.И. Категория справедливости в истории политико-правовой мысли. – М., 2009.

Шалимов О.А. Образ идеального правителя в Древнем Риме в середине I – начале II в. н.э. М., 2000.
IV. Идеальный муж VS идеальный правитель. Два этических и общественно-политических идеала в воззрениях римских стоиков и юристов (2 часа)


  1. Участие неучастием и противостояние непротивлением: идеальный «мудрец» стоиков в отношениях с обществом и властью.

  2. Естественное право: право разума или право природы?

  3. «Что угодно принцепсу имеет силу закона» или должен ли правитель повиноваться собственным законам?


Источники и литература

Источники

Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., Изд-во "Наука", 1977. («Нравственные письма» Сенеки на сайте «История древнего Рима»: http://ancientrome.ru/antlitr/seneca/epist/epist-f.htm; на сайте «PSYLIB»: http://psylib.org.ua/books/senek03/index.htm; в электронной библиотеке Якова Кротова: http://krotov.info/acts/01/2/seneca_000.htm)

Дигесты Юстиниана. Книга I.// Дигесты Юстиниана. Перевод с латинского./ отв. ред. Л.Л. Кофанов. – Т.1. – М.: Статут, 2002. – С.83 – 187.
Литература

Основная

Гаджикурбанова П.А. Специфика стоической трактовки добродетели (понятие "надлежащего по обстоятельствам"). // Этическая мысль. Вып. 5. М.: ИФ РАН, 2004.

Гаджикурбанова П.А. Стоическая теория аффектов. // Этическая мысль. Вып. 6. М.: ИФ РАН, 2005.

Коркунов Н.М. История философии права. – СПб., 1915. – С.58-62; 66-78


Дополнительная

Гринцер Н.П. Римский профиль греческой философии.// Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000, с. 9-38.

Покровский И.А. История римского права. – М.: Статут, 2004.

V. «Жить по Богу, а не по человеку».

Учение Аврелия Августина о двух градах. (2 часа)


  1. Два града. Образ жизни или тип политической организации?

  2. Народ, государство и Церковь. Критика Августином политической концепции Цицерона

  3. Закон Божий и законы человеческие: проблема существования естественного права.

  4. Проблема справедливой войны в творчестве Августина.


Источники и литература

Источники

Аврелий Августин. О граде Божьем.// Он же. Творения. – Том 3–4. – СПб.: Алетейя, 1998. (трактат «О граде Божьем» на сайте православной энциклопедии «Азбука веры»: http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o_grade)


Литература

Основная

Четвернин В.А. Политическое учение Блаженного Августина // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980. С. 12-20.

Чичерин Б.Н. История политических учений. – Т.1. – СПб.: РХГА, 2006. – С.117-126
Дополнительная

Коноплев И.А. «Два града» блаженного Августина // Человек. М., 1998. Вып. 1. С. 67-81.

Кюнг, Г. Великие христианские мыслители. – СПб., 2000. – 442 с.

Лобье П. де. Три града. Социальное учение христианства. – СПб., 2001. – 412 с.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М., 1979.

Правовая и политическая мысль Средних Веков
VII. Власть как бремя и благодать как спасение. «Слово о законе и благодати митрополита Илариона» (2 часа)


  1. Закон и Благодать в жизни человека: проблема соотношения

  2. Понятия права и правды в их взаимосвязи

  3. Князь и Церковь: модель взаимоотношений


Источники и литература

Источники

Иларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати // Златоструй. Древняя Русь X-XIII в. М., 1990. – С.106 – 121. («Слово о законе и благодати» на сайте Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868; в электронной библиотеке «Вехи»: http://www.vehi.net/oldrussian/slovo.html#_ednref1)


Литература

Основная

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990. С. 24 – 57.

Золотухина Н.М. «Слово о Законе и Благодати - первый русский политический трактат Киевского писателя Илариона».// Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии. М. 1984. С.36-51

Погосбекян Д.Р. Политические и правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Илариона (XI в.): автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. – М., 2003.

Погосбекян Д.Р. Проблемы права и нравственности в первом политическом трактате «Слово о Законе и Благодати» // Государство и право. №6. М., 2002. С. 98-103.
Дополнительная

Введение христианства на Руси. М., 1987.

Лихачев Д. С. Великое наследие. «Слово о законе и благодати митрополита Илариона».// Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987.

Погосбекян Д.Р. Политико-правовая тематика в «Слове о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона.// Вестник Университета Российской академии образования. №3. М., 2001. С. 68-80.

Рогов В.А. «Закон» и «обычай» в древнерусской терминологии. Фемис. Ежегодник истории права и правоведения. М. 2001. Вып.2.

Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права (Очерки IX – середины XVII вв.). – М.: МГИУ, 2006.



ЛИТЕРАТУРА



Обязательная:

Графский В.Г. История политических и правовых учений: уч. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Проспект, 2006.

История политических и правовых учений./ под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2003.

История политических и правовых учений./ под ред. В.С. Нерсесянца.: в 5 т. – Тт.1 – 5. – М.: Наука, 1985-1995.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. Политические и правовые учения в России. XI-XX вв. - М., 1995.

Коркунов Н.М. История философии права. – СПб., 1915.

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: уч. для ВУЗов. – М.: Норма, 2009.

Чичерин Б.Н. История политических учений. – Т.1-3: СПб.: РХГА, 2006-2010.
Дополнительная литература:

Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 1998.

Асмус В.Ф. Платон. - М., 1975.

Ауров О.В. О римских истоках идеала короля-законодателя в Вестготской Испании сер. VII в.// Centaurus / Кентавр. Studia classica et mediaevalia. – Вып.4. – М.: РГГУ, 2008. – С.86-115

Ауров О.В. Вестготские короли-ариане после эпохи Иордана (характер идеологии и символика власти).// Вспомогательные исторические дисциплины. Вып.31. – СПб., 2010. – С.73-103.

Баскин Ю.Я. Святоотеческая литература о власти и государстве.// Правоведение. 1997. № 1 (216). С. 52-69.

Батиев Л.В. Закон и право в философии Аристотеля.//Правоведение. -2004. - № 3. - С. 165-178

Батиев Л.В. Закон и справедливость в философии Платона. //Правоведение. -2005. - № 5. - С. 164 – 174

Батиев Л.В. Правовое учение Августина. //Правоведение. -2008. - № 1. - С. 165 – 175

Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности, СПБ, 1884

Бронзов А.А. Учение Фомы Аквинского о нравственности: 2-е изд.. – М., 2011

Гаджикурбанова П.А. Специфика стоической трактовки добродетели (понятие "надлежащего по обстоятельствам"). // Этическая мысль. Вып. 5. М.: ИФ РАН, 2004.

Гаджикурбанова П.А. Стоическая теория аффектов. // Этическая мысль. Вып. 6. М.: ИФ РАН, 2005.

Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.// Вопросы философии, 1994, № 1.

Гринцер Н.П. Римский профиль греческой философии.// Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000, с. 9-38.

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII вв. - М., 1990.

Громов Н.М. Максим Грек. - М., 1983.



Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Демократия и гражданство // Вопросы философии. 1996. № 7

Деревкин А.А. Учение Цицерона о государстве и праве. - М., 1985.

Доватур А. Политика и Полития Аристотеля. - М.-Л., 1965.

Замаляев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. - М., 1987.

Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политической мысли. - М., 1985.

Золотухина Н.М. «Слово о Законе и Благодати - первый русский политический трактат Киевского писателя Илариона» // Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии. М. 1984. С.36-51

Кашников Б.Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: опыт реконструкции.// Этическая мысль. Вып.2. – М.: ИФ РАН, 2001. – С.89-114

Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. - М., 1947.

Ковтун И.П. Древнеримская философия права: воззрения Сенеки и Цицерона.// Политика и право. Вып.2. – Благовещенск, 2001. – С.14-22

Кравцов Н.А. Учение Аристотеля о политике и праве // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2001, № 5. - С. 234-250.

Лихачев Д. С. Великое наследие. «Слово о законе и благодати митрополита Илариона».// Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987.

Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.

Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V-IV вв. до н.э.): Аристотель // История государства и права. - М.: Юрист, 2008, № 16. - С. 36-40

Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V-IV вв. до н.э.): Платон // История государства и права. - М.: Юрист, 2008, № 15. - С. 30-34

Львов А.В. Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях (Аристотель, Цицерон). Дисс. на соискание уч. степени канд. юрид. наук. – М., 2000.

Львов А.В. Влияние учения Аристотеля и Цицерона об идеальном гражданине на политические воззрения мыслителей эпохи Возрождения // Право и права человека. Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. - М.: Логос, 2004, Кн. 7. - С. 259-271

Мецгер Б. Текстология Нового Завета, М., 1996

Мирзаева С.Б. Полибий. - М., 1986.

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М., 1979.

Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 1971.

Нерсесянц В.С.Платон. - М., 1989.

Новгородцев П.И. Конспект к лекциям по истории философии права. - М., 1908.

Плавинская Н.Ю. Монархия и республика Монтескье // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995. С. 193-202.

Платон и его эпоха: к 2400-летию со дня рождения./ отв.ред. Ф.Х. Кэссиди. – М.: Наука, 1979.

Погосбекян Д.Р. Политические и правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Илариона (XI в.): автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. – М., 2003.

Погосбекян Д.Р. Проблемы права и нравственности в первом политическом трактате «Слово о Законе и Благодати» // Государство и право. №6. М., 2002. С. 98-103.

Погосбекян Д.Р. Политико-правовая тематика в «Слове о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона.// Вестник Университета Российской академии образования. №3. М., 2001. С. 68-80.

Покровский И.А. История римского права. – М.: Статут, 2004.

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. – М.: Статут, 2002.

Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения. - М., 1984.

Рассел, Б. История западной философии. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001

Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половине XV вв. М., 1977.

Рогов В.А. «Закон» и «обычай» в древнерусской терминологии.// Фемис. Ежегодник истории права и правоведения. М. 2001. Вып.2.

Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права (Очерки IX – середины XVII вв.). – М.: МГИУ, 2006.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, изд-во НГУ, 1995.

Серегин А.В. Античные мыслители о монархической форме правления.// Правоведение. – 2006. – №5. – С.160-168.

Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. - М., 1969.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. - М., 1977.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. – М.: Мысль, 1972.

Хайруллин В.И. Категория справедливости в истории политико-правовой мысли. – М., 2009.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981.

Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового времени. - М., 1987. (=М., 2007)

Шапп Я. О свободе, морали и праве.// Государство и право. – 2002. – №5. – С.85-92.

Шкаренков П.П. Королевская власть в Остготской Италии по «Variae» Кассиодора: Миф, образ, реальность. М.: РГГУ, 2003г.

Шкаренков П.П. Римская традиция образа идеального правителя в Остготской Италии.// Вестник древней истории. 2008. № 4. С. 157–172.

Шкаренков П.П. Rex Theodericus princeps: формирование концепции королевской власти в Остготской Италии.// Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 7 / ИВИ РАН. М., 2001. С. 184–206.

Шкаренков П.П. «Vita Epiphani» Эннодия: риторический дискурс и формирование символического образа власти в остготской Италии.// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2008. № 12. С. 81–114.

Юсим М.А. Этика Макиавелли. - М., 1990.

Åkerlund, E. Suárez's Ideas on Natural Law in the Light of His Philosophical Anthropology and Moral Psychology.// The Nature of Rights: Moral and Political Aspects of Rights in Late Medieval and Early Modern Philosophy./ ed. Virpi Mäkinen. – Helsinki, 2010. – 165-196.

Cambridge History of Political Thought: Vol.1 – 3. – Cambridge, 2008

Coleman, J. The History of Political Thought: 2 vol. – Oxford, 2000

Corts Grau, J. Historia de la filosofia del derecho. – Madrid, 1968.

Fasso, G. Historia de la filosofia del derecho: Vol.1-2. – Madrid, 1982.

Sen, A. The Idea of Justice. – Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press, 2009. – 468 p.



Sgarbi, M. Francisco Suárez and His Heritage, Milano, 2010.

Vinx L. Hans Kelsen Pure Theory of Law. Legality and Legitimacy. – Oxford, 2007.


ТЕМЫ АТТЕСТАЦИОННЫХ РАБОТ





  1. Град Божий Аврелия Августина и идеальное государство Марка Туллия Цицерона: сравнительный анализ.

  2. Закон как основа государства: сравнительный анализ диалогов «Законы» Платона и «О законах» Цицерона.

  3. Правитель и закон в произведениях Цицерона и римских юристов.

  4. Понятия справедливости и естественного закона от досократиков до римских стоиков.

  5. Идеальный полис в произведениях Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.

  6. Проблемы правильного воспитания молодежи в произведениях Платона и Цицерона.

  7. Развитие концепции справедливой власти от Нового Завета до трактата «О граде Божьем» Аврелия Августина.

  8. Образ праведного мужа: сравнительный анализ учений римских стоиков и ранних христиан.

  9. Справедливость и закон в произведениях римских мыслителей от Цицерона до Марка Аврелия.

  10. Сравнительный анализ общественного устройства идеального государства у Платона и Цицерона.

  11. От монархии к смешанной форме правления: сравнительный анализ взглядов Аристотеля, Полибия и Цицерона.

  12. Афинская полития как воплощение идеального типа полиса: сравнительный анализ «Афинской политии» и «Политики» Аристотеля.

  13. Формирование концепции справедливой войны в произведениях мыслителей Древнего мира от Аристотеля до Аврелия Августина.

  14. Закон, право и мораль: сравнительный анализ воззрений Фомы Аквинского и митрополита Илариона.

  15. Власть как обязанность и власть как бремя: от посланий апостола Павла к «Слову о законе и благодати» митрополита Илариона.

  16. Теория суверенитета как развитие римской концепции государства (по произведениям Цицерона, римских юристов и Жана Бодена)

  17. Соотношение понятий «закон», «преступление» и «грех» (по произведениям апостола Павла, Аврелия Августина и Фомы Аквинского)

  18. Сравнительный анализ образа идеального правителя в произведениях Цицерона, Августина и Фомы Аквинского.

  19. Проблемы соотношения политики и этики (по произведениям Аристотеля и Никколо Макиавелли).

  20. Право как должное и как справедливое: концепция права в произведениях римских юристов (по «Дигестам» Юстиниана)

  21. «Горняя слава и венец»: образ идеального короля в вестготской политической теологии (по «Вестготской правде»)

  22. «Восстановление империи»: правовой и политический идеал Юстиниана I (по «Дигестам» Юстиниана)

  23. Свободен ли принцепс от действия закона? (по Кодексу Феодосия, «Дигестам» Юстиниана, произведениям византийских авторов)

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ





  1. Теория государства в древнегреческой политико-правовой мысли архаического периода.

  2. Соотношение понятий «право», «закон» и «справедливость» в творчестве софистов.

  3. Мир «идей» в концепции Платона.

  4. Человек и государство в теории Платона.

  5. Человек и государство в концепции Аристотеля.

  6. Соотношение понятий «государство», «право» и «закон» в произведениях Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.

  7. Историко-политическая концепция Полибия.

  8. Основные идеи движения стоиков.

  9. Государство и право в теории стоиков: от Зенона до Марка Аврелия.

  10. Марк Туллий Цицерон: основные вехи политической биографии.

  11. Феномен государства в трактовке Цицерона.

  12. Право как основа государства. Сравнительный анализ концепций происхождения государства у Аристотеля и Цицерона.

  13. Государство как форма человеческого общежития: от Платона до Цицерона.

  14. Власть и община: проблема взаимоотношений христиан с властью в трактовке апостола Павла.

  15. Теория свободной воли Аврелия Августина: политико-правовое значение.

  16. Государство в трактовке Августина.

  17. Концепции государства у Августина и Цицерона: сравнительный анализ.

  18. Право, закон, преступление и наказание в понимании Августина.

  19. Общие тенденции развития политико-правовой мысли Европы периода раннего Средневековья.

  20. Концепции государства и власти в творчестве Аквината.

  21. Право и закон в концепции Аквината: проблема классификации.

  22. Закон, право и благодать: сравнительный анализ концепций Фомы Аквинского и митрополита Иллариона



Каталог: data -> 2012
2012 -> Некоторые проблемы социальной адаптации увольняемых в запас военнослужащих
2012 -> Программа дисциплины Общая психология для направления 031900. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра
2012 -> Школы в сложных социальных контекстах: «тонущие» и «борющиеся»1
2012 -> «Этнокультурные ресурсы экологичной экономики и психологического здоровья»
2012 -> Секция история, теория и методология психологии индивидуальности
2012 -> Анализ структуры бизнес-конфликтов в российских сми при помощи поисковых алгоритмов
2012 -> Программа дисциплины «Маркетинговые коммуникации в публичном пространстве: пр, event marketing»
2012 -> Программа дисциплины «Психология» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
2012 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Юридическая психология для направления/ специальности 030501 «Юриспруденция» подготовки специалиста
2012 -> Программа дисциплины «Организационная психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница