Учебно-методическое пособие для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»



страница1/47
Дата14.05.2016
Размер3.6 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


Учебно-методический комплекс

по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для обеспечения повышения квалификации тренеров-преподавателей и учителей

Оглавление


Оглавление 2

Раздел 1. 1 Учебно-методический комплекс по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для обеспечения повышения квалификации тренеров-преподавателей и учителей 3

Учебно-методическое пособие для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» 3

ВВЕДЕНИЕ 3

Блок 1 Концептуальные основы реализации курса «Основы православной культуры и светской этики» 19

Блок 2 Организационно-методический блок, определяющий пути, направления и технологии реализации педагогического сопровождения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 132

Концепция педагогического сопровождения курса ОРКиСЭ 132

Принципы организации совместной деятельности учителя и ученика в рамках реализации курса ОРКиСЭ 159

Формирование социальных компетенций в ходе организации совместной учебной деятельности 181

Особенности использования диалоговых форм в урочных и внеурочных формах образовательной деятельности 198

Блок 3 Нравственно-гуманистический блок, определяющий пути формирования общечеловеческих, общегосударственных и духовно-нравственных ценностей 208

Методологические основы формирования ценностей в учебном пространстве 208

Содержательные и методические аспекты формирования общечеловеческих, общегосударственных и духовно-нравственных ценностей у школьников 234

Условияформированиядуховно-нравственных ценностей у учащихся 308

Блок 4. Технологический блок (методика взаимодействия педагогов, классных руководителей, учащихся, родителей) 328

Методика взаимодействия учителей и учащихся в ходе освоения курса ОРКСЭ 328

Методы взаимодействия образовательного учреждения и родителей в ходе реализации курса ОРКСЭ в начальной школе 419

Блок № 5 Компетентностный блок,направленный на формирование педагогических компетенций и мотивации педагога к реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ 449

Особенности профессиональной деятельности педагога по реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» 449

Направления развития готовности педагога к реализации курса ОРК и СЭ 471

Средства и способы повышения эффективности деятельности педагога, направленныена реализацию курса ОРК И СЭ 494

Приложения 546

Приложение 1. Словарь терминов 546

Приложение 2. Примерное положение об общественных слушаниях в муниципальной общеобразовательной школе 550

Приложение 3. Примерное положение об общественной приемной управляющего совета школы 557

Пояснительная записка к учебно-методическому пособию для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» с аннотированным перечнем материалов 561

1. Особенности учебно-методического пособия для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» 567

2. Характеристика основных учебных модулей 696

3. Аннотированный список материалов 716

Программа повышения квалификации тренеров-преподавателей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» 737

Учебный план повышения квалификации тренеров-преподавателей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» 749

Описание учебно-методического комплекса для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» 755

1. Описание программы повышения квалификации для тренеров-преподавателей обеспечивающих процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» 758

2. Описание учебно-методического пособия для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» 769

3. Описание основных учебных модулей 853



Раздел 1.2 Примерный учебно-тематический план на 72 часа. 877

Раздел 1.3 КИМы для итоговой аттестации не менее 500 слушателей 880

Задание 1 884

Задание 2 885

Задание 3 886

Задание 4 887

Задание 1 888

Задание 2 888

Задание 3 889

Задание 4 890


Раздел 1. 1 Учебно-методический комплекс по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для обеспечения повышения квалификации тренеров-преподавателей и учителей




Учебно-методическое пособие для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»

ВВЕДЕНИЕ

Специфика развития современного российского общества и сопровождающее его в течение последних десятилетий реформирование различных социальных институтов - в первую очередь отечественной системы образования - выдвинули на первый план многие проблемы, которые раньше не привлекали к себе большого внимания и находились на периферии социально-гуманитарных исследований и педагогических практик. К таким проблемам можно отнести необходимость корректировки мировоззренческих, ценностно-ориентированных комплексов и разнообразных картин мира, присущих молодому поколению россиян, которое будет определять лицо России в недалёком будущем.

Потребность в указанной корректировке определяется как изменением социальной среды, в которой воспитывается молодое поколение нашей страны (глобализированной, мультикультуральной, транзитивной, модернизированной), так и обусловленными данным фактом глубинными изменениями ценностных ориентаций общества, кризисом социокультурной идентичности, нарастанием социальной аномии, нарушением межпоколенческих связей и традиций, межэтнической напряженностью.

Усложнение социальной структуры общества, выраженная социокультурная дезадаптация большого числа людей объективно привели к возрастанию потребности в вере, в уважении к прошлому своей страны, к достижениям ее культуры, к поиску новых оснований моральной детерминации. В этих условиях ценностно-ориентированное образование, введение новых культурно-значимых курсов, способствующих самоопределению личности в ситуации повышенных социальных рисков, может расцениваться не только как необходимое, но и как своевременное.

Современная образовательная реальность испытывает сегодня неблагоприятные последствия кризисных явлений в общественном сознании, усилившихся в условиях мировоззренческой неопределённости последней трети ХХ в. Они выражаются в усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.

Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение. Идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Научные исследования свидетельствую об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии "странных духовных образований" (Г.Л. Смирнов), когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимо (о. А.В.Кураев).

Обилие экспансивной, агрессивной, навязчивой, раздражающе яркой информации, которая обрушивается на молодежь, будоражит инстинкты, дает возможность "разрядиться" без душевного напряжения, провоцирует (особенно подростков) жить упрощенно и "без комплексов". Подражая новым героям, молодой человек становится как бы сильным и независимым, он нравится самому себе.

В настоящее время одновременно с ослаблением основного института социализации - семейного - наблюдается нарастание в подростковой и молодежной среде алкоголизма, наркомании, токсикомании, в массовых проявлениях девиантного поведения, самоубийствах.

Вместе с тем имеются и другие факторы, оказывающие влияние на образовательную реальность.

Современная культурно-историческая ситуация все более усложняется. Сегодня трудно провести черту между традициями, духовно-нравственным наследием прошлого и современностью. Даже собственный опыт, полученный 10-15 лет назад, успевает безнадёжно устареть, не говоря уже об опыте жизни старшего поколения. Подростки очень избирательно относятся к опыту старшего поколения, они к тому же ориентированы на своих более продвинутых сверстников. Это делает разрыв поколений ещё более выраженным, а межпоколенную передачу ценностей – проблематичной.

Но вместе с тем причудливым образом всплывает потребность в опыте очень далёких предков, который в условиях этно-религиозных ренессансов оказывается исключительно актуальным и востребованным. Современная урбанизированная семья, естественно, не располагает таким опытом, поэтому для молодёжи и подростков характерна тяга к новым авторитетам - этно-конфессиональным сообществам разного толка.

Объективная реальность смены типов культурно-исторического наследования стала важнейшей причиной кризиса не только семейного воспитания в его традиционном понимании, но и системы образования и воспитания в целом. Ведь они также нацелены на трансляцию знаний, умений, навыков, систем ценностей, культурных образцов, стремящихся закрепить опыт предшествующих поколений.

Современная ситуация смены отношений между поколениями делает культурную границу между ними очень зыбкой и подвижной. Все становятся в позицию воспитуемых и обучающихся.И взрослые, и дети в равной степени должны овладевать опытом жизни в новых для всех – и старших, и младших – условиях жизни.

Мир к тому же живёт в эпоху смены культурных форм передачи коллективного опыта поколений. Люди старшего поколения, педагоги, воспитатели и родители, сформировались как личности в условиях господства книжно-письменной культуры. Они воспитывались на классическом романе XIX века с его эстетикой языка, культурой эмоций и чувств, многообразием способов выражения переживаний, на его этических принципах и рефлексивных началах. Представители старшего поколения разделяли убеждение в том, что человек, не прочитавший произведения Толстого, Чехова, Тургенева, Шекспира, не может считать себя и быть культурным человеком. Взрослые формировались также на традиционном толстом учебнике, в котором, как и в романе, автор ведёт повествование, а читатель пассивно следует за ходом его мысли, лишённый возможности изменить что-либо в сюжете или подаче материала.

Люди книжно-письменной культуры мыслят категориями повествовательности, плавной и связанной речи, последовательного, назидательного и логичного изложения. Они выстраивают единую линию урока и воспитательного процесса, планируют их, тщательно стараясь предвидеть все нюансы и исключить случайности. Им очень хочется вести детей по заранее разработанному плану, чётко, поэтапно, «от автора», ставя и достигая определённые воспитательные и образовательные цели.

Современные дети - представители иной, экранно-клиповой культуры,которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современных коммуникаций. Они не воспитывались на романе, а знакомились с его содержанием через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае – через экранизации и небольшие хрестоматии. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. Мы ещё не знаем всех последствий экранно-клиповой революции, «интернетизации» всего мира, но это сегодняшняя реальность, не считаться с которой нельзя.

Это дети компьютерной эры, кнопочного стиля жизни, кратких команд и свободы выбора программ, веера вариантов ответов. Они уходят от связной повествовательной линии, у них есть возможность создать свой гипертекст, в любой момент изменить ход и результаты компьютерной игры. Учащиеся работают на компьютере в режиме нелинейности, непредсказуемости, случайности. Их интересует не пассивное воспроизведение, а моделирование, проектирование, конструирование.

Контакты со старшими у подростков в этих условиях довольно ограничены, зачастую имеют прагматическую направленность, касающуюся финансовых вопросов или обслуживания их потребностей. Они мало связаны с поддержанием семейной атмосферы, с участием в семейных праздниках и торжествах, с укреплением традиций семьи, с заботой о её членах. У них имеется гораздо больше возможностей иметь собственный легальный, а зачастую и нелегальный заработок, что делает их практически автономными по отношению к старшим членам семьи.

Во многих семьях эта проблема решается на пути овладения взрослыми достижениями информационно-коммуникационной революции. Ведь сегодня человек, не владеющий компьютерной грамотностью, чувствует себя так, как неграмотный в индустриальном обществе. Более того, если старшее поколение сможет говорить с подростками на языке информационно-коммуникативных технологий, возможно, оно будет более эффективно направлять интеллектуальные поиски и творческую энергию ребёнка, способствовать развитию интереса к учебным программам на электронных носителях, расширяя тем самым и собственный кругозор. Только преодолевая конфликт поколений, школа и семья могут осуществлять воспитание вообще, в том числе и воспитание на определённых духовно-нравственных основаниях.

Но, с другой стороны, эффективность школы и семьи как силы, противостоящей негативным тенденциям нарастания ксенофобских, националистических, а то и фашистских настроений, оказывается недостаточной. Представители старшего поколения никогда не жили в условиях открытости миру, которая их страшит и нередко вполне обоснованно беспокоит.

Семья и школа в ряде случаев способствует воспроизводству и распространению в детской и подростковой среде этнических и религиозных предрассудков и стереотипов в отношении т.н. «чужих». Семейное и общинное воспитание далеко не всегда направлено на открытый диалог с людьми иной культуры, оно редко ставит своей главной задачей формирование поликультурной личности. В результате не создается общий фундамент глубинного взаимопонимания, культурные традиции замыкаются на себе, не выходят на общероссийский, европейский и мировой уровень межкультурной коммуникации. Часто можно видеть, что жители одного и того же поселка, но разных этносов или верований, обитают как бы в несоприкасающихся мирах, переносят друг на друга архаические представления об их обычаях и духовных ценностях.

У нас выросло целое поколение молодёжи, не владеющей практическими навыками жизни в ситуации мультикультурализма, не способной и не стремящейся к ведению конструктивного межкультурного и межконфессионального диалога по отношению к «иному» в широком смысле слова. Во многом это результат определённого семейного воспитания, особенно в тех семьях, которые культивируют этнические и конфессиональные ценности. Вероятно, духовно-нравственное воспитание в таких условиях должно предполагать идеологию межконфессионального и межкультурного диалога, толерантности, уважения разнообразия, тем более, что такой подход позволяет решать и другие задачи.

Личность, способная к ведению такого диалога, обладающая активной жизненной позицией в вопросе этнической и религиозной толерантности, формируется одновременно и как гражданин правового демократического государства, как член гражданского общества, уважающий права и свободы человека, независимо от его этнокультурной и религиозной принадлежности. И наоборот, отсутствие толерантности в обществе способствует его сползанию в состояние хаоса вследствие вспышек насилия и экстремизма, от чего в первую очередь будут страдать именно семьи. Эти важнейшие ценности могут составить основу духовно-нравственного воспитания детей и подростков, но для этого необходимо очень тесное взаимодействие семьи и школы.

Иной статус сегодня имеет и само детство. Дети изучают, понимают и применяют свои конституционные права, находятся под защитой российского законодательства и международного права, осознают свою самоценность в обществе. Это также жизнь семьи в современном урбанизированном обществе, в которую не «вписывается» более одного-двух детей.

Среди главных задач системы образования в существующих образовательных условиях можно назвать необходимость разрешения следующих противоречий.

С одной стороны, в ходе социально-экономических и политических реформ открываются новые возможности для поступательного развития страны, с другой стороны - нарастают негативные явления в общественной среде (усиление криминогенности общества, рост преступности, насилия, открытая пропаганда распущенности нравов). В этих условиях необходимо усиление внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания подрастающего поколения на основе чётко определённых ценностей, но, в то же время, мы являемся свидетелями ослабления воспитывающей функции школы. Традиционно отечественному образованию присуща гуманистическая направленность, ориентация на реализацию высших, духовных ценностей, но для подрастающего поколения приоритетными являются ценности, связанные с усилением индивидуализма и прагматизма.

Огромное большинство этих вызовов носит объективный и внепедагогический характер, а потому поиск ответов на них лежит в более широкой плоскости, чем отношения «семья – школа». Но задача школы – осмыслить эти вызовы, соединить усилия всех заинтересованных сторон в решении назревших проблем воспитания школьников, а также попытаться найти на них собственный достойный ответ.

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» позволяет воспитать толерантное отношение к «иному» и «другому», привить уважение к прошлому нашей родины, ее традициям, которые невозможно представить без деятельности различных конфессий, без системы религиозных ценностей, без вклада Церкви в национальную историю.

Реализация данного курса в условиях современного образовательного процесса, находящегося в ситуации реформирования, требует от педагогического сообщества целенаправленных усилий и отказа от предвзятого, субъективно-окрашенного к нему отношения. Здесь неуместны как профетические, традиционалистские, так и поверхностно-критические мотивации и оценки. На первый план должен выйти педагогический профессионализм и четкое понимание целей осуществляемого образовательного проекта.

С другой стороны, Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» должна учитывать современные проблемы духовно-нравственного развития российской молодёжи, без чего невозможна его эффективная реализация. Фактически, речь идет не столько о рассмотрении молодежи как автономном субъекте социокультурных (в том числе и конфессиональных) отношений, сколько об учете той социальной (прежде всего, - семейной) среды, в которой происходит ее становление и развитие.

Наконец, проблема реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» тесно связана с необходимостью переосмысления роли религиозной культуры в контексте современного общества, для которого характерно единство противоположных процессов – воцерковления и секуляризации общественного сознания. В этих условиях роль тех специалистов, которые будут апробировать данный курс в различных (очень часто - неиндифферентных, враждебных, нетолерантных) социальных средах, колоссальна: от их профессиональной компетенции, знаний, взвешенной позиции и умения постоянно учиться во многом зависит успех данного образовательного проекта и тот резонанс, который он будет иметь в российском социуме.

«Основы религиозной культуры и светской этики» достаточно специфический предмет не только в силу своей выраженной мировоззренческой направленности и межпредметной укорененности, но и в силу своей вынужденной конфессиональной и светской интегративности, целевой спецификации, направленной на воспитание толерантных установок и повышение адаптивного потенциала учащихся.

Его преподавание связано с целым рядом трудностей. Прежде всего трудности обусловлены явно недостаточным уровнем общего образования учащихся, низким уровнем гуманитарной подготовки самих учителей, слабой мотивированностью тех и других, отождествлением процесса усвоения содержания основ религиозной культуры с конфессиональным самоопределением индивида, с катехизацией. Отсюда перед преподавателями встают как минимум две задачи: определить предметную область ОРК и СЭ, учитывая корреляционные связи данного курса с другими дисциплинами и с особенностями религиозного мировоззрения, и установить меру упрощения подачи материала.

Курс ОРК и СЭ ценностно ориентирован,поэтому преподавание данного предмета не должно сводиться к простому использованию репродуктивных приемов, а учащиеся не должны быть ориентированы на простой пересказ услышанного.

Задачей курса ОРК и СЭ является не столько усвоение учащимися определенного минимума знаний, сколько развитие их ценностной детерминации, связанной с самопознанием и духовно-нравственным самоопределением. Поэтому главной особенностью курса является достаточно высокий для школьного образования уровень теоретических обобщений с их историко-культурной и конфессиональной интерпретацией, с личностной направленностью, учитывающей личные интересы и потребности учащихся. Преподаватель должен быть готов к тому, что ему придется работать в малокомплектных группах, или даже с отдельным учеником, реализуя даже в этой педагогической ситуации все заявленное содержание данной образовательной программы. Данное требование будет реализовано тогда, когда проблематика курса ОРК и СЭ будет рассматриваться с учетом СОВРЕМЕННЫХ контекстов существования религиозной культуры и СОВРЕМЕННОГО уровня знаний учащихся, живущих в достаточно сложных социокультурных условиях постперестроечной России. Это предполагает не только знание учителем субкультурных доминант поведения и ценностных предпочтений своих учеников, но и активное использование диалогических форм преподавания, исключающих простые формы ретрансляции знаний.

Преподаватель курса ОРК и СЭ должен опираться, прежде всего, на проблемную подачу материала, подчеркивая вариативность толкования и понимания того, что составляет содержание данного курса. Имеет смысл акцентировать личностное значение рассматриваемых проблем, те драматические мировоззренческие коллизии, которые сопровождали становление ценностей религиозной культуры, или формирование понятий нормативной светской этики. Специфика курса такова, что его содержание не может выстраиваться как простая характеристика тех или иных феноменов, проведенная с одной единственной «истинной» позиции. Ученик должен почувствовать многомерность и сложность того материала, с которым он соприкоснулся, значимость тех религиозно-культурных и светских явлений, которые образуют базис современной культуры и помогают человеку в сложном процессе его духовного самоопределения.

В процессе усвоения материалов курса ОРК и СЭ учащиеся должны утвердиться в сложности предлагаемых к рассмотрению вопросов, о неоднозначночти полученных результатов, о возможности личностных аргументированных позиций и о многомерности мира религиозной культуры, где вероучительные догматы выступают важным, но не единственным смысловым элементом. Ученик должен осознать значимость данного курса лично для него, для решения лично его жизненных проблем, или проблем близких ему людей. Такая «персонологическая» нагруженность может помочь в усвоении очень сложного содержания «Основ религиозной культуры и светской этики», сообщить ему личностно ориентированный характер, корреспондированностью не только с жизненно важными духовными поисками ученика, но и с процессами его мировоззренческого самоопределения.

Особое значение в процессе преподавания курса ОРК и СЭ имеет приучение учащихся к самостоятельности мышления: сложные мировоззренческие вопросы можно успешно решить, только используя свой собственный опыт их эмоционального переживания и «присваивания». В этом случае особое значение приобретают интерпретационные процедуры, нацеленные на развитие у учащихся самостоятельности мышления и ответственности за предлагаемое решение: содержание курса ОРК и СЭ больше, чем в любом ином случае, предполагает воспроизведение не «чужой» позиции, но выработку своей собственной. Его цель – объяснение роли и места человека в мире, цели его существования на земле, поиск тех экзистенциальных и духовных ценностей, которые помогут индивиду оставаться самим собой или стать лучше в любых, даже самых неблагоприятных ситуациях. Это требует умения учителя использовать в процессе преподавания курса ОРК и СЭ примеров, драматических коллизий из школьной жизни, которые могут помочь учащимся лучше понять значение рассматриваемых вопросов для их собственного повседневного бытия.

Данное требование нацелено на осознание учениками своей культурной идентичности, принадлежности к определенной традиции, определенной культурной общности, на основе которых формируются адекватные ценностно-адаптационные механизмы, определенная «культурная грамотность», культурный лексикон, способствующий их духовному самовыражению.

Преподавание курса ОРК и СЭ требует особой эрудированности. Поэтому следует изначально планировать большую внеклассную работу и специальные часы, отведенные самому преподавателю для овладения содержанием данного курса.

В рамках курса ОРК и СЭ огромное значение имеет правильно подобранная литература и хорошо усвоенные источники, в том числе адаптированные соответствующим образом сакральные книги. Проверке этого усвоения должна быть посвящена специально организованная деятельность преподавателя. Сложности этой работы очевидны, тем не менее, необходимо требовать от учеников (в рамках их возможностей) комментирования наиболее значимых источников с учетом различных подходов и точек зрения. Религиозная культура – это прежде всего КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА со всеми вытекающими отсюда последствиями. Работа учеников с адаптированными текстами нацелена на формирование у них убежденности в практическом значении получаемых знаний, в приобщении к ценностям культуры мирового уровня, на повышение их культуры мышления, культуры говорения, на активизацию ПРОГОВАРИВАНИЯ усвоенных знаний. Поэтому такое значение имеет отбор текстов для усвоения и интерпретации содержащихся в них жизненно важных для учащихся идей, заповедей, поучений, примеров.

«Бытие» и «событийность» - два крайних полюса курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Это накладывает на преподавателя особую роль: он должен показать определенную ЦЕЛОСТНОСТЬ преподаваемого им знания (что будет сделать крайне трудно, учитывая чрезвычайную «дробность» программы данного курса) и его актуальность для выработки личных жизненных стратегий учащихся. Данный курс, то., не может оценивать токо как «исключительно общеобразовательный»: отсюда такое огромное значение имеет отбор тем, которые выносятся для изучения и обсуждения на уроках. Учащиеся в определенном смысле в рамках данного курса работают как бы с опережением: они знакомятся с проблемами, которые будут подробно изучены в других образовательных дисциплинах (истории, обществоведении, МХК), или станут актуальными и осознаются как особо значимые в других (не образовательных) ситуациях Это задает специфический ракурс: ученики должны усвоить парадигмальное знание, которое не только будет постоянно востребуемым, но и даст учащимся возможность выработать адекватные стратегии духовно-нравственного самоопределения в сложных современных условиях.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ курса ОРК и СЭ определяются:

- спецификой содержания самого этого курса, его комплексным (религиозно-светским) характером и поликонфессиональной направленностью, мировоззренческим и компенсаторным функционалом;

- системой целей и задач его реализации; его перспективами в российском образовательном пространстве;

- спецификой социокультурной среды, в которой осуществляется его Реализация;

- системой методов, выбранных для его осуществления, совокупностью методологических установок и мировоззренческих парадигм, на основе которых данные методы реализуются.

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ курса ОРК и СЭ во многом связана с:

- неготовностью общества (семьи) к восприятию и реализации на практике данного курса;

-неготовностью (профессиональной, информационной, мировоззренческой, методологической, личностной) педагогических кадров (педагогического сообщества) к осуществлению данного курса;

- сложностью корреспондирования духовно-религиозной и морально-светской (конфессиональной и внеконфессиональной) проблематики в рамках одного образовательного проекта;

- поликонфессионализмом и мультикультуральностью современного российского общества в условиях кризиса национально-культурной идентичности.

Понятно, что указанные проблемы требуют достаточного времени для своего преодоления. Учитывая современную ситуацию, курс ОРК и СЭ можно рассматривать как своеобразный паллиатив, направленный на преодоление мировоззренческого кризиса и кризиса морали, на повышение статуса отечественной культуры, более глубокое знакомство с ее религиозными основаниями и символическими кодами, на облегчение процессов личностного самоопределения в ситуации повышенных социальных рисков.

Вышесказанное обусловливает требования к тем учебникам и учебным пособиям, которые рекомендуются к использованию в рамках преподавании курса ОРК и СЭ. На сегодняшний день нет ни одного учебника или учебного пособия, которые бы полностью отвечали требованиям реализации данной образовательной программы. С одной стороны, этим обусловлена необходимость использования при подготовке нескольких учебных изданий, дополняющих друг друга. С другой стороны, выбор учебника связан с теми задачами, которые непосредственно решает учитель с учетом особенностей образовательной ситуации, личностных характеристик учащихся, уровнем своей собственной профессиональной подготовки

Учебники и учебные пособия по курсу ОРК и СЭ могут быть разделены на несколько групп.


  1. Работы, которые писались без учета нормативов и дидактических единиц преподавания данного курса, были связаны с первым опытом преподавания факультативных курсов по изучению религиозной культуры и чаще всего отражали авторскую позицию разработчиков учебных пособий.

Использование текстов этих учебных пособий должно осуществляться с существенными комментариями и дополнениями.

  1. Учебники и учебные пособия, отражающие нормативные подходы к отбору, структурированию и трактовке материала и содержащие достаточно сжатое изложение курса.

  2. Учебники и учебные пособия выраженной конфессиональной направленности, которые требуют определенной адаптации к светской образовательной среде.

Указанные группы учебников могут быть использованы в равной мере, но с соответствующими профессиональными комментариями.

Учитывая особенности курса ОРК и СЭ и его специфические цели, вопросы, используемые преподавателем для текущего контроля за знаниями учеников, могут быть трех видов.



  1. Вопросы, связанные с репродукцией полученных сведений, с пропедевтикой, общеобразовательной направленностью.

  2. Вопросы проблемные, требующие самостоятельности, нестандартности мышления, интегрированности знаний учащихся, нетрадиционных подходов и интерпретаций.

  3. Вопросы, нацеленные на проверку аналитических и текстологических навыков учащихся, на уровень их конфессионального самоопределения.

Вопросы должны отражать аксиологическую, мировоззренческую направленность курса ОРК и СЭ, а ответы на них предполагать проверку как парадигмального, так и «ситуационного» (актуального) знания учащихся, их понимания того, что происходит с человеком в сложном современном мире, а также значения духовно-нравственных идеалов для самоопределения личности

Каталог: storage -> files
files -> Шумилиной Надежды Николаевны с. Кизильское. 2010г. Содержание. Психологические упражнения Формы групповой деятельности с педагогами. Психолого-педагогическое занятие
files -> Обществознание
files -> Основные задачи
files -> Рабочая программа По дисциплине: Психология управления (гсэ. В. 02) Для специальности
files -> Исследовательская работа на тему "имена собственные в пословицах и поговорках"
files -> «Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам» Евграфовой
files -> Основная образовательная программа основного общего образования для образовательных организаций Республики Дагестан
files -> Приоритетный национальный проект
files -> Воспитатели: Государева Р. В


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница