В двух томах



страница1/16
Дата22.05.2016
Размер2.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ФРИДРИХ ШЛЕГЕЛЬ.

ЭСТЕТИКА ФИЛОСОФИЯ КРИТИКА

В ДВУХ ТОМАХ

том I


МОСКВА "ИСКУССТВО”.

1983


Вступительная статья, составление, перевод с немецкого Ю.Н.ПОПОВА

Примечания Ал.В, МИХАЙЛОВА и Ю, Н.ПОПОВА

Содержание

Ю. Н. Попов ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРННИЯ ФРИДРИХА ШЛЕГЕЛЯ

7

ДРЕЗДЕН-ЙЕНА


О ШКОЛАХ ГРЕЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

40

ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ГРЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ



51

О ГРАНИЦАХ ПРЕКРЛСНОГ-0

62

О ЦЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГРЕКОВ И РИМЛЯН



70

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГРЕЧЕСКОГО ПОЭГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

88

ОБ ИЗУЧЕНИИ ГРЕЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ



91

ГРЕКИ И РИМЛЯНЕ. ПРЕДИСЛОВИЕ

191

ИСТОРИЯ ПОЭЗИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН



199

БЕРЛИН-ЙЕНА I797-1S01


ГЕОРГ ФОРСТЕР

232


О ЛЕССИНГЕ

254


КРИТИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ

280


ФРАГМЕНТЫ

290


О"МЕЙСТЕРЕ"ГЕТЕ

317


О ФИЛОСОФИИ

336


ИДЕИ

358


РАЗГОВОР О ПОЭЗИИ

365


О ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖОВАННИ БОККАЧЧО

418


КОНЕЦ СТАТЬИ "О ЛЕССИНГЕ.

423


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

431


ПРИМЕЧАНИЯ

441
ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

ФРИДРИХА ШЛЕГЕЛЯ
Творчество Фридриха Шлегеля, иднейшего теоретика йенской "романтической школы", представляетсобой наиболее яркое программное выражение философско-эстетических

исканий немецкого романтизма вообще. "У каждого значительного духовного направления есть свои выдающиеся главенствующие характеры; таковым был Фридрих Шлегель для романтизма. Как в свое время ессинг, смело взошел он на ту вершину современной культуры, откуда можно свободно обозревать прошлое и будущее, с удивительной многосторонностью исследуя философию и поэзию, историю и искусство, классическую древность, равно как средние века и Восток",- писал в

1846 году выдающийся немецкий поэт Йозеф Эйхендорф в статье "К истории новой романтической поэзии в Германии" *.
В своей многосторонней деятельности критика, философа, эстетика,

историка культуры, теоретика литературы и изобразительного искус-

ства, языковеда, "филолога в высшем смысле слова" (Шеллинг) Ф. Шле-

гель был прежде всего инициатором, пролагателем новых путей. Он

внес в классическую филологию дух философско-исторического ис-

следования, сформулировал в конце 1790-х - начале 1800-х годов про-

граммные идеи философско-эстетической утопии йенского кружка ро-

мантиков - понятия "классическое" и "романтическое", "прогрессивная

универсальная поэзия", "ирония", "остроумие", ямифология", "энциклопе-

дия" и др. В статьях по изобразительному искусству начала 1800-х годов

Ф. Шлегель обратил внимание на дорафаэлевскую живопись, ставшую

образцом для немецких назарейцев и английских прерафаэлитов. Он

явился одним из основоположников индологии и сравнительно-исто-

рического языкознания ("О языке и мудрости индийцев", 1808). "Нелегко

было найти человека, действовавшего столь побуждающе своей лич-

ностью,-вспоминал натурфилософ шеллинговской школы X. Стеффенс.

живший в Йене в конце 1790-х годов,-глубоко и осмысленно схва-

тывал он всякий предмет, о котором ему сообщали" **.


• Eichendor!! J. Werke, Bd 3. Schriften zur Literatur- Munchcn, 1976, S. 30.
** Sieffens H. Lebenserinnerungen a"s dem Kreis der Romantik. Jena. 1908,

S. 183.


Необычайная подвижность мысли и восприятия Ф. Шлегеля поме-

шала его идеям обрести какую-либо окончательную форму и наложила

лечить незавершенное и на все его творчество. Пользуясь выражением

самого Шлегеля, прокат еде ('и я его можно было бы рассматривать как

"цепь фрагментов", как неизменно новые приступы к теме и перестройки

уже начатого. Многие опубликованные сочинения Ф. Шлегеля оста-

лись неоконченными (статья “О Лессинге", рецензия на годы учения

Вильгельма Mейстера" Гете, “История поэзии греков и римлян" и др.),

многое вообщее не было напечатано- его обширное рукописное насле-

дие, но существу, начало публиковаться с 1950-х годов (в издающемся

с 1958 года критическом издании его сочинений оно составит двенадцать

томов). Фрагмент как жанр вообще культивировался молодым Ф. Шле-

гелсм и его другом Новалисом, более всего отвечая представлениям

Иенских романтиков о принципиальной незавершенности всякого твор-

чества и познания (философским обоснованием этого явилась фихтев-

ская концепция, непрерывного становления).


Идеал открытого фрагментарного философствования, не связанного

жесткой формой какой-либо системы, утверждался Ф. Шлегелем на

протяжении всей его жизни; прообраз такого философствования он ви-

дел в творчестве Платона как адекватном выражении динамики инди-

видуального духовного развития. В одной из первых своих статей (“О Ди-

отиме", 1795) Шлегель писал: "Пока не найдена единственно истинная

система или пока она представлена еще не совершенно, систематический

метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессис-

темное лирическое философствование по крайней мере не настолько раз-

рушает целостность истины" (К-А. I, S. 98) *- Во фрагментах конца 90-х

годов эта мысль формулируется более лаконично: "Для духа одинаково

убийственно обладать системой, как и не иметь ее вовсе"; нужно "соеди-

нить то и другое" ("Фрагменты", 53). Наконец, в венских лекциях 1827

года, обозревая весь свой творческий путь, Ф. Шлегель констатиро-

вал: "Весьма неполно, вполне случайно и фрагментарно появилось в раз-

ные эпохи в моих... работах и произведениях то или иное из моей неза-

вершенной философии, все еще находящейся в становлении" (К.А, 10,

S. 180). Ф. Шлегель намеревался "генетически описать свое умозрение"

на основе своих многочисленных записных тетрадей (письмо брату Ав-

густу Вильгельму Шлегелю от 18 ноября 1909 года) и издать своего рода

философскую автобиографию в фрагментах под названием "философ-

ские годы учения". Замысел этот высказывался Ф. Шлегелем и в 1820-е

годы, однако остался неосуществленным.
Динамичность духовного облика Ф. Шлегсля отмечалась многими

его современниками. "Твоей натуре не подобает быть фиксированным


444.
* О принятые здесь и далее сокращениях см. в настоящем томе на с. 441-
где-либо" * (письмо жены Доротеи от 26 июня 1819 года), "Чувство тор-

жественной скорби наполняет нас, когда мы видим, что последнее про-

изведение Фридриха Шлегеля, этого неустанного искателя, внезапно

обрывается на слове aber (однако) - как если бы он еще не нашел всего

того, на что намекает это слово" **,-писал Томас Карлейль в 1831

году, через два года после смерти Ф. Шлегеля. Последние написанные

им перед смертью слова, которыми обрывается его рукопись дрезден-

ских лекций по философии: "абсолютное, вполне законченное и совер-

шенное познание, однако",- заключают в себе один из центральных

мотивов всей его творческой деятельности - то стремление к абсолют-

ному, "томление по бесконечности", и котором он писал брату Августу

Вильгельму в начале 1790-х годов и которое позволяет ощутить извест-

ное единство в его духовном развитии при всей разительной эволюции

его общественных и философских взглядов, частой смене его литератур-

но-эстетических теорий и программ. Пафос восстановления целостности

человека и культуры, возвращения к истокам гармонии и красоты про-

низывает творчество Ф. Шлегеля на протяжении всей его жизни.

Идеал, к которому стремился Ф. Шлегель, высказывался им с необы-

чайной категоричностью, в чем бы он ни видел его в разные периоды

своей жизни - в красоте греческой пластики и поэзии в период увлече-

ния идеями Винкельмана ("грекомания" первой половины 1790-х годов,

по ироническому замечанию Ф. Шиллера), в утопии новой всеобъем-

лющей культуры, "прогрессивной универсальной поэзии" (на рубеже

XVIII-XIX веков), в возвращении к национальным истокам жизни и

культуры (в 1810-е годы), в восстановлении цельности человеческого

сознания в единстве всех его способностей - волн, чувства, фантазии,

рассудка и т. д. (августиновскин платонизм 1820-х годов).
Мучительное переживание внутренней дисгармонии, разлада с собой

и миром, запечатлевшееся в письмах Ф. Шлегеля начала 90-х годоз

брату Августу Вильгельму * “перерастает в сознание внутренней рас-

колотост и проблематичности всей культуры нового времени. Резная

критика современной поэзии и культуры в программной статье ф. Шле-

геля середины 90-х годов кОб изучении греческой поэзии" фиксирует

многие тенденции художественного процесса, вполне развившиеся толь-

ко в XIX-XX веках. Современная поэзия, по характеристике Шлегеля,

не дает удовлетворения и завершенности, объективной и законченной кра-

соты, изображая нередко безобразное, внутренний разлад и отчаяние.

В ней отсутствует единая общезначимая эстетическая культура, одно-

временно существует "высшее" искусство (для образованных) и внизшее",

развлекательное искусство, где царит преходящая "мода" - "карика-

тура общественного вкусая. Современную поэзию отличают "хаоса и

"анархия", смешение науки и искусства, истины и красоты ("философия

поэтизирует, а поэзия философствует"), поэтических родов - лири-

ческого, драматического, эпического; п общей ее массе преобладает

"характерное, индивидуальное и интересное"; свойственное ей безоста-

новочное движение рефлексии порождает "неустанное стремление к

новому, пикантному и поразительному", к "шокирующему" - "отвра-

тительному", "авантюрному", “ужасному" (набросанный Шлегелем в

этой статье эстетический суголовный кодекс" - один из первых опытов

теории безобразного). Разорванности современной поэзии Шлегель

противопоставляет красоту и гармонию греческой поэзии; предельное

выражение этой противоположности он видит в высших образцах ан-

тичной и современной драмы - творчестве Софокла и Шекспира: тра-

гедия Софокла примиряет и успокаивает, трагедия Шекспира (и прежде

всего "Гамлет") сообщает "максимум отчаяния", оставляет в состоянии

неразрешенной напряженности, ^диссонанса".
Ранний романтизм проникнут эсхатологическим ожиданием новой

эпохи, обновления человечества, возвращения "золотого века". Это об-

новление мыслится прежде всего под знаком эстетики, ибо эстетика, по

определению Ф. Шлегеля, “это философия целостного человека" (КА,

18, S. 200). "У эстетики есть средоточие, и оно таково: человечество, кра-

сота, искусство; золотой век-вот центр этого цептрая (LN, 1382),

Уже в "Письмах об эстетическом воспитании" Ф. Шиллера, оказавших

сильное воздействие на Ф. Шлегеля, эстетическое воспитание рассмат-

ривается как основное средство формирования нового человека, а кра-

соте отводится центральная роль в примирении антиномий современной

культуры и восстановлении внутренней целостности человека. В статье

"Об изучении греческой поэзии" Ф. Шлсгсль пишет о грядущей "эстети-

ческой революции", призванной обновить моральный и общественный

климат эпохи через возвращение к "объективной красоте", непреходя-

щим образцом которой остается поэзия греков *.

Антитеза греческой и современной поэзии и культуры, проходящая

через статьи Шлегеля этого периода,- общее место немецкой эстетики

конца XVIII века, начиная с Винкельмана (К.- Г. Хайденрайх, Кр. Гар-

ве, Ф. Бутерверк, ф. Шиллер, Г. Форстер, В. Гумбольдт); греческое

искусство - воплощение типического и всеобщего ("идеализации", по

Винксльману), оно "прекрасно" н "объективно", его главная цель -

красота, которой подчинен всякий дидактический, исторический, фило-

софский интерес. Современное искусство служит познанию, оно "ин-

тересно" (понятие "интересного" обсуждалось в сочинении Бутерверка

"Параллели. О греческом и современном гении..."), стремится к индиви-

дуализации ("портретное искусство", по Випкельману) и оригиналь-

ности. Эти особенности искусства выводились из характера античной

и современной культуры: "естественная" и "цельная" античная культура

представляет собой свободное н гармоничное развитие всех природных

задатков человека ("совокупного влечения", по Ф. Шлегелю), "искусст-

венная" и односторонняя современная культура определяется господст-

вом "рассудка" и "направляющих понятий".


В споре "древних" и вновых", открытом Ф. Перро в конце XVII

века во Франции и проходящем через весь XVIII век, Ф. Шлегель сере-

дины 1790-х годов предстает как безусловный приверженец "древних":

история греков и римлян - это "естественная история нравственного и

духовного человека". Занятия древнегреческой поэзией и философией во

многом определили духовное становление молодого Шлегеля: в сем-

надцать лет его излюбленным чтением были Платон, греческие трагики

и Винкельман. Из традиции античной эстетики, прежде всего плато-

низма и его претворения у Шефтсбери н Гемстергейса, Шлегель вынес

убеждение в теснейшем единстве нравственных и эстетических начал,

добра и красоты ("красота - приятное явление добра, блага"). К Сок-

рату и Платону восходит и понятие иронии - одно из центральных в

концепции Шлегеля.
В статьях по классической филологии 90-х годов Ф. Шлегель, как

бы отвечая на призыв Гердера ("Но где же новый немецкий Винкельман,

который так же раскрыл бы нам храм греческой мудрости и поэзии,

как тот показал художникам тайну греков?" *), хотел сделать для исто-

рии и теории поэзии то же, что Винкельман сделал для изобразительного

циклического движения" (ср. название труда Коперника “0 революциях небесных

орбит", выражение "славная ренолюция" для обозначения восстановления мо-

нархии в Англии в конце XVII века н т. п. См, о понятии "революция" у Гердера

в кн.: Гердер. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. с. 636). У Ф. Шле-

геля эстетическая революция" - это переворот вкуса, но также и утверждению

вечных принципов античного искусства в новую эпоху "прогрессивного", то есть

бесконечного поступательного, движения.


искусства *, "История поэзии греков и римлян" Ф. Шлегеля (первая

часть ее вышла в 1798 году) мыслилась как своего рода параллель "Ис-

тории искусства древности" Вннкельмана. Актуальность изучения гре-

ческой поэзии вызвана прежде всего тем, что это единственный путь отыс-

кания объективных законов красоты и создания правильной эстети-

ческой теории-"первого органа эстетической революции" (именно в

силу преобладания рассудка н отвлеченных понятий в современной куль-

туре). "История греческий поэзии - исчерпывающая естественная ис-

тория прекрасного и искусства,- писал Ф. Шлегель брату 5 апреля

1794 года,- поэтому мое произведение (имеется в виду работа Ф. Шле-

геля по истории древнегреческой литературы.- О. П.)- эстетика.

Последняя еще не открыта, она представляет собой философский ре-

зультат истории эстетики и единственный ключ к ней..” **.
Признание канонической значимости греческой поэзии как целого

в законченной последовательности всех ступеней ее развития соединя-

ется с осознанием ее исторической неповторимости: сама "образцовость"

ее как “относительного максимума" эстетического совершенства, даю-

щего “законодательное созерцание" для теории искусства, обусловлена

этой исторической завершенностью. Гердеровский историзм - при-

знание неповторимого своеобразия каждой культуры и поэзии, в том

числе и античной, в ее обусловленности временем и местом (языком,

правами, темпераментом народа и т. д.) - был усвоен Шлегелем, но

затем как бы вытеснен винкельмановским нормативизмом. Одним из мо-

тивов этого "возвращения" к Винкельману было стремление избежать

релятивизма, потенциально заключенного в гердеровской концепции,

установить объективный критерий оценки художественного развития.

Так, в рецензии на "Письма для поощрения гуманности" Гердера (1796)

Ф. Шлстель писал: “B итоге отрицается, что можно сравнивать поэзию

различных времен и народов и даже что существует всеобщий критерий

оценки. Но разно это доказано? Если еще нет безупречного опыта раз-

деления сферы поэзии, разве оттого это разделение должно быть вообще

невозможным? Метод рассматривать всякий плод искусства без оценки,

только согласно его месту, времени и характеру привел ёе в конце кон-

цов лишь к тому результату, что все должно быть таковым, как оно

былой есть" (К.А, 2, S, 54).


Философско-нсторическое обоснование антитезы "древних" и “но вых", античной и новой культуры давалось в статье "О ценности изуче-

ния греков и римлян" (1794-1795} с помощью двух разнородных прин-

ципов: гердсровского принципа органически-циклического развития,

которым Ф. Шлегель объясняет античную культуру ("система кругово-

рота"), проходящую "органические" стадии зарождения, роста, созре-

вания, расцвета и увядания, и кантовско-фихтсвского принципа

бесконечного поступательного движения, приближения к идеалу как

сущности новой культуры. Переход от одной культуры к другой -

наиболее трудный пункт шлегелевской концепции - описывается им как

"скачок", и так же мыслится в статье "Об изучении греческой поэзии"

целительная "эстетическая революция" - "благодетельная катастрофа

будущего" *,


Антиномия "классического* {образцово-завершенного) и “прогрес-

сивного" (бесконечно развивающегося), иначе говоря, идеала и истори-

ческого развития,- одна из центральных проблем эстетики Шлегеля

этого периода. "Эстетическая революция" должна преодолеть кхаос"

поступательного движения новой культуры через почерпнутую у гре-

ков идею высшей красоты. Но возвращение к античности - не рестав-

рация ее; как Мориц, Гердер и В. Гумбольдт, Ф. Шлегель требует твор-

ческого подражания, не воспроизведения "буквы" и внешних форм гре-

ческой поэзии, но усвоения пронизывающего ее едуха" целого (Шле-

гель разделяет "объективное" и "местное" в греческой поэзии). Уже в

1794-1795 годы при безусловном признании античности как регулятив-

ного образца намечается идеал будущей культуры как ссннтеза сущест-

венно-античного с* существенно-современным" (письмо А.- В. Шлегелю

от 24 февраля 1794 года; "существенно-современное" для Ф. Шлегеля -

это дух творчества Данте и Шекспира). Предвестьем этой новой ступени

культуры и возрождения духа "объективной красоты" в эпоху "кризиса

интересного" является для Ф. Шлегеля середины 90-х годов творчество

Гете, стоящее ^посредине между интересным и прекрасным, между ма-

нерным и объективным" ("Об изучении греческой поэзии"). Требование

гармонии "античного и современного", "классического и романтического"

неоднократно повторяется Ф. Шлегелем в дальнейшем. Идея универ-
* Катастрофичность в ощущении истории и вера в ее внезапное изменение

вообще свойственна Шлегелю. Оптимистическая надежда на эстетическую рено-

люцмю не исключает и другой альтернативы - вырождения и гибели искусства.

В "Разгоаоре о поэзии" (*Речь о мифологии;?) говорится о том, что человечество

Должно погибнуть или омолодиться.
сального, всеохватывающего синтеза, включающего подчас самые разно-

родные вещи,- характерная черта романтического миросозерцания -

содержится уже в ранних сочинениях Ф. Шлегеля.

Переезд Ф. Шлегеля из Дрездена в Йену летом 1796 года как бы за-

вершает период его "грекомании” и погруженности в классическую фи-

лологию и открывает новую эпоху в его жизни и творчестве. Последняя

характеризуется интенсивными занятиями европейской литературой

(выработке более конструктивного отношения к ней способствовало, в

частности, знакомство Ф. Шлегеля со статьей Ф. Шиллера "О наивной

и сентиментальной поэзии"), сильным воздействием философских идей

И.- Г. Фихте, дружбой с Ноавлисом и Шлейермахером, изданием в

1798-1800 годы совместно с А.- В. Шлегелем журнала "Атеней" - глав-

ного органа романтической школы в Германии.
В многочисленных критических статьях и фрагментах второй поло-

вины 90-х годов Ф. Шлегель формулирует идеал универсальной новой

культуры, проникнутой духом “критики"* и непрерывного совершенст-

вования, соединяющей науку и искусство, поэзию и философию. Совре-

менники французской революции, романтики мечтают о радикальном

перевороте во всех областях культуры, о всеобъемлющей духовной ре-

волюции, ведущая роль в которой отводится немецкой поэзии и филосо-

фии (она олицетворяется у Ф, Шлегеля фигурами Гете и Фихте). "Фран-

цузская революция станет всеобщей только благодаря немцам" (КА,

18, S. 300). "Французская революция”, "Наукоучение" Фихте и "Мейстер"

Гете - три величайшие тенденции эпохи" ("Фрагменты", 216). В этих

словах показательно не только то, что создания философского и худо-

жественного творчества ставятся в один ряд с французской револю-

цией, но и то, что все три события, отмечаемые как величайшие, рас-

сматриваются лишь как “тенденции", то есть предвестья, предваритель-

ные опыты, еще не достигшие совершенства, "полезные юношеские уп-

ражнения человечества" ("Фрагменты", 426).
Носителем этой новой культуры выступает у Ф. Шлегеля много-

сторонняя, целостная, открытая всему миру свободная личность.

В статье "Георг Форстер" (1797) впервые у Ф. Шлегеля образцом "клас-

сического писателя" выступает современный прозаик - "общественный

писатель", "гражданин мира", проникнутый духом "свободного поступа-

тельного движения", "общительности", универсальности (сочинения его


*Слово "критика" после философских сочинений И. Канта приобрело как

бы магическое аначение для молодого поколения, "критический" означало созна-

тельно-творческий. осмысленно-продуктивный, а не только непродуктивно-

оценивающий.


затрагивают не какую-либо отдельную способность, но "всего человека"),

В центре характеристики Лессинга, как и Г. Форстера,- "величие его

индивидуальности", которая была "ценнее всех его талантов": личность

выше всех ее отдельных дарований и проявлений, всего созданного

ею - несовершенного ее отпечатка. Продуктивные аспекты отношения

этой личности к миру раскрываются Ф. Шлегелем в таких ключевых

понятиях, как "ирония", "рефлексия","цинизм" (критически непредвзя-

тое отношение к общепринятой, часто условной морали), "либеральность"

(свобода умонастроения), еиграэ, "остроумие" - понятие чрезвычайно

широкое, отнюдь не сводимое к шутке, остроте и т. п, и означающее спо-

собность творческого соединения, "комбинирования" разнородных пред-

ставлений, то есть способность продуктивного воображения, совершенно

необходимую для науки, философии и т. д. (в этом смысле Ф. Шлегель

говорит о научных открытиях как "остротах" своего рода) *.


В йенский период происходит интенсивное усвоение Ф. Шлегелем

философских идей Фихте, которого он ставил в этот период выше Спи-

нозы, Руссо, Канта; Шлегель намеревался выступить с полемическим


Каталог: data -> 2011
2011 -> Программа дисциплины «Российский и мировой рынок pr»
2011 -> Программа дисциплины Разработка управленческих решений для направления 080500. 62 «Менеджмент»
2011 -> Профессиональное самоопределение личности сущность профессионального самоопределения
2011 -> Агадуллина Елена Рафиковна
2011 -> Программа дисциплины «Основы социологии»
2011 -> Пояснительная записка. Требования к студентам Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно курсов
2011 -> Пояснительная записка. Аннотация
2011 -> Пояснительная записка Аннотация. Программа дисциплины «Психодиагностика» включает в себя : содержание дисциплины
2011 -> Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
2011 -> Индивидуальные ценности в структуре сознания


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница