Вариант Детерминирование поведения личности в деловом общении



Скачать 216.51 Kb.
Дата14.05.2016
Размер216.51 Kb.
ТипКонтрольная работа
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА «философии, истории и права»




Контрольная работа

по дисциплине «Деловое общение»



на тему «Вариант 9. Детерминирование поведения личности в деловом общении»
Студент: Мукина Анна Николаевна

№ личного дела: 09ффд10459

Группа: 3ФкП-3

Преподаватель: Смехнова Г. П.



Барнаул 2012

Содержание


Введение 3

1. Сущность факторов детерминации личности 5

2. Понятие социальных стереотипов 14

3. Тест 19

Заключение 19

Список используемой литературы 21




Введение



Темой данной контрольной работы является «Детерминирование поведения личности в деловом общении».

Цель работы заключается в раскрытии процесса динамики детерминации личности, а также в пояснении ключевых понятий темы, таких как «социальный стереотип», «ролевое поведение», «макросреда», «микросреда», «имидж» и т.д.

Задачи работы состоят в ответе на два основных теоретических вопроса темы:

  1. Рассмотрите сущность факторов детерминации личности.

  2. Понятие социальных стереотипов.

а также один практический, заключающийся в анализе терминов «имидж» и «харизма».

Актуальность темы выражается в том, что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств и особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении.

Овладение приемами и навыками делового общения предполагает знакомство с некоторыми сугубо теоретическими положениями, без знания которых трудно рассчитывать на собственную поведенческую реакцию, адекватную конкретной ситуации. К их числу относится ряд категорий общей и социальной психологии, имеющих прямое отношение к объяснению человеческих поступков, их движущих сил и внутренних механизмов.

Любая личность представляет собой своеобразный эффект биологического, психологического и социального в человеке. Это постоянно проявляется в его связях с социальным окружением.

Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макроуровне и микроуровне. Под макроуровнем имеется в виду «широкая» социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но, конечно, в первую очередь следует отметить роль влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Нельзя не упомянуть здесь воздействия государства в целом и тех или иных его органов на личность.

Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности. Именно в сознательной целенаправленной деятельности личность формируется, совершенствуется и проявляет себя. Будучи членом различных социальных групп и общества в целом, каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, общаясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Воздействует личность и на макросреду. Голосуя за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в каких-либо демонстрациях или забастовках, личность выступает как субъект политической деятельности, оказывая влияние на преобразование макросреды. Более того, личность — это субъект исторического процесса, ибо каждый человек выступает в нем как действующее лицо.

Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) — местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей.



1. Сущность факторов детерминации личности


Согласно З. Фрейду, все проявления деятельности психической не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины - физиологические или психические [1, c. 112]. Т.е. существуют определенные факторы, детерминирующие поведение личности. Рассмотрим их подробнее.

Представленная ниже схема позволяет выявить динамику процесса детерминации поведения личности.





Рис. 1.1 – Динамика процесса детерминации поведения личности

Смысл предлагаемой схемы: отразить обстоятельство, что вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении. Рассмотрим ключевые понятия данной схемы: «Я», «социальные стереотипы», «макро- и микросреда личности», «ролевое поведение» и т.д.



«Я» — это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формирования сознания у отдельного индивида, подобное выделение в принципе невозможно [2, c. 99].

Содержание нашего «Я» во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены, и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положительных, с точки зрения его самооценки, импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но в первую очередь с теми, кто способствует процессу нашего самоутверждения, обеспечивает нам высокую самооценку.

Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше «Я» проявляет себя в повседневной действительности. Здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта проблемы.


  1. Каждый акт нашего самосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов: разум, воля, чувства. Разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оценку, воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем, совсем не хочется [2, c. 104].

  2. Не следует забывать, что эти три компонента проецируемо соотносимы не только с внешним миром, но самим "Я" как таковым. В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три «Я»:

Я-образ — это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное «Я» — это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, «Я»-образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти — Наполеон, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству — Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.

Если в реальном «Я» волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я»-образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант - буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.) [2, c. 105].

Термин «имидж» придумали политики, понимая под этим умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная профессия «имиджмейкеры», т. е. создатели имиджа, услугами представителей которой наряду с политиками широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего «Я», это как бы «Я» — внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж «считывается» за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего по внешнему облику другого человека. Женщины лучше мужчин управляют своим имиджем, поскольку привыкли следить за своей внешностью.

Итак, каждый человек как бы формирует свой внешний образ он «считывается» другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Из чего же складывается имидж человека при первом знакомстве? Прежде всего, это одежда и обувь а также прическа. Они первыми сигнализируют о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Огромное значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т д. Особенно важное значение имеет походка. И наконец, нельзя не учитывать роль такого фактора, как запах. Учет перечисленных выше внешних индикаторов позволяет выглядеть сильным и привлекательным, позволяет при первом знакомстве сформировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения в будущем [2, c. 107].

Наиболее существенные точки зрения ориентации в реальных жизненных ситуациях целостные образы социальных явлений именуются знаковыми системами, или значениями. Усвоенные индивидом значения играют роль эталонов, регуляторов поведения. Частным видом значений являются социальные стереотипы.

Социальные стереотипы — это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы [2, c. 115]. Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций. Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего «Я».

Любой акт делового общения, детерминированный рассмот­ренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. «Роль» - это способ поведения, задаваемый обществом [1, c. 113]. Она складывается из двух переменных - базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится «играть» не­сколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха яв­ляется не только всесторонний и глубокий анализ деловой си­туации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего «Я». Большинство проживает всю жизнь, так и не использовав возможность полного контроля над собст­венными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это един­ственное, что подвластно нашей воле. Следовательно, необходимо постоянно развивать позитив­ное мышление. Позитивное восприятие действительности оз­начает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их су­ществования.

Базовые психологические установки нашего «Я» формиру­ются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают в себя как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепен­ному накоплению и усилению положительного самовосприятия [2, c. 120].

Возможны четыре вида установок по отношению к окру­жающим:



  • «Я хороший - ты хороший». Это самая нравственная и про­дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».

  • «Я хороший - ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спи­хивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или под­чиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что амо­рально и малопродуктивно.

  • «Я плохой - ты хороший». Такая установка типична для лю­дей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессиль­ными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как парази­ты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в со­стоянии депрессии.

  • «Я плохой - ты плохой». Эта установка ведет к саморазложе­нию личности, порождает чувство безнадежности и потерю ин­тереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят.

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности. Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер. Один из возможных подходов к проблеме культурно-исторического фона человеческого поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном [2, c. 108].

Глобальной тенденцией развития современной макросреды следует считать переход средств массовых коммуникаций на принципиально новый уровень манипулирования сознанием масс. Благодаря телесериалам, рекламным роликам, развлекательным программам, компьютерным играм и т.д. Современный обыватель одновременно живет как бы в двух мирах: реальном и вымышленном, виртуальном.

На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды:


  • демографический — плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.;

  • природно-экологический, в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки и т.д.;

  • научно-технический фактор — этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т.д.;

  • экономический, включая уровень и структуру доходов, темпы инфляции, безработицу и т. д;

  • политико-правовой, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека;

  • социокультурный — обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.

Не менее существенную роль в детерминации человеческого доведения в деловом общении играет микросреда личности — та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно выделить два момента: а) личность испытывает воздействие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением [2, c. 110].

Иными словами, микросреда — это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.



Социальная группа — важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы. Социальная группа — это более или менее устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность [4, c. 224].

Решающая роль в детерминации человеческого поведения в рамках микросреды принадлежит рабочей группе. Именно здесь происходит разрешение противоречия между индивидуальными и общественными интересами, устанавливаются реальные границы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности. Высокая социальная мобильность, широкие возможности в обогащении социального опыта — существенная особенность самореализации личности в рамках современного общества, которой не следует пренебрегать.

Не менее устойчивой тенденцией современного, исключительно динамичного общества является неуклонный рост непосредственных контактов между личностью и макросредой. На фоне некоторого снижения общеобразовательного и культурного уровня значительной части населения стремительно возрастает роль электронных средств распространения информации. Воспринимаемая информация существенно дополняет сведения, получаемые в процессе делового общения с окружающими людьми. В ряде случаев подобное «замещение» приводит к тому, что некоторые социальные группы, утрачивают информативные функции в отношении своих членов. Подобная тенденция приводит к нивелировке личности, постепенному вытеснению профессиональных и групповых черт из социально-типических черт личности. По мере внедрения рыночных отношений микросреда личности все чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает скорее форму проявления социально-типического, а не его содержание.

2. Понятие социальных стереотипов


В процессе своей жизнедеятельности каждый человек стремится найти некие устойчивые образы, формы и шаблоны, которые помогли бы упорядочить, систематизировать и объединить его опыт. Именно эти обобщенные образы и действия, поведение и сознание, повторяясь и вызывая к себе устойчивое отношение людей, ученые называет стереотипами.

Социальные стереотипы — упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп [5]. Социальный стереотип возникает в процессе совместной, устойчивой, повторяющейся деятельности людей и обеспечивает ее воспроизводство, выражаясь в привычно выполняемых действиях, правилах, нормах, традициях, обычаях общественной жизни. Социальный стереотип выражает типичное, закрепленное в сознании и поступках человека отношение к многообразным явлениям общественной жизни, другим людям и их общностям. Он аккумулирует предшествующий опыт индивида и различных социальных групп, сложившийся под влиянием социально-исторических условий, других компонентов социальной среды в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту.

Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой люди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами. Или чем меньше группа, чем менее она влиятельна, тем больше ее члены оперируют стереотипами [3, c. 31].

Социальный стереотип далеко не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль,
искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.

В основном, различают автостереотипы, отражающие представления людей о самих себе, и гетеростереотипы, отражающие представления о другом народе, другой социальной группе. Например, то, что у своего народа считается проявлением расчётливости, у другого народа – проявлением жадности. Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, таким образом, влияя на формирование таких черт характера, которые отражены в заданном стереотипе.

Стереотипы могут быть индивидуальными и социальными, которые выражают представления о целой группе людей. Для социальных стереотипов свойственна достаточно высокая стойкость. Очень часто они передаются из поколения в поколение, даже если далеки от реальности.

Все стереотипы можно также разделить на стереотипы поведения и стереотипы сознания. Стереотипы поведения – это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы. Они находятся в тесной связи со стереотипами сознания. Стереотипы сознания, как фиксирующие идеальные представления ценностно-нормативной системы, выступают основой для формирования стереотипов поведения. Стереотипы сознания создают модели поведения, стереотипы поведения внедряют эти модели в жизнь [3, c. 32].



Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Например: женщины — слабый пол; предназначение женщины — быть матерью и женой; женщины глупее мужчин, или даже «все бабы — дуры»; женщина не может быть руководителем; все женщины хотят одного — выйти замуж; умная женщина не может быть счастлива в личной жизни; мужчины — сильный пол; мужчины не плачут. Профессиональные стереотипы — это обобщенные убеждения человека относительно членов какой-либо профессиональной группы. Например: Психолог — человек, все знающий о другом человеке и его душе, «видящий людей насквозь». Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. Например: американцы — честолюбивы; прибалтийцы — медлительны; англичане — консервативны; японцы—трудолюбивы; французы — любвеобильны; китайцы — предприимчивы. Возрастные стереотипы: все дети — чисты душой; все подростки — «трудные»; молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»); сорокалетние мужчины пребывают в кризисе; пожилые люди — консерваторы; старики — ворчуны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.).

Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций. Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего «Я».

Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей [2, c. 115].



1) Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, Через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.

2) Социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.

3) Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, ЧТО вполне соответствует компонентам человеческого «Я».

4) Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше.

Ограниченность личного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами. Рассматриваемые ниже приемы активно используются средствами массовой информации для формирования общественного мнения и, вместе с тем, не безынтересны с точки зрения практики делового общения [2, c. 117].



  • Навешивание ярлыков: человека «подгоняют» под стереотип типа «демагог», «популист», «бабник», «пьяница» и т.д. Успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками.

  • «Блистательная неопределенность», использование стереотипов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызывающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как «демократия», «права человека», «общечеловеческие ценности», «в интересах закона» и т.д. Вариант для общения с руководством: "Ваше решение недемократично (нарушает права человека, социальную справедливость)!».

  • Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Преобладает волевой аспект. Сюда относятся суждения типа «по многочисленным просьбам трудящихся»..., «все россияне единодушно поддерживают...» и т.д. Для делового общения подходят аргументы типа «в коллективе есть мнение...», «коллектив считает, что…».

  • Перенос: использование старых символов, уже имеющих определенную ценность. В деловом общении ссылка на авторитетную личность возможна в нескольких вариантах:

    1. персонифицированном — ссылка на конкретное руководящее лицо;

    2. обезличенном — «Там знают!»; «Сам в курсе»; «И тогда я позвонил, вы понимаете, кому...»; «Обсуждаем проблему и тут зашел сам...» и т.д.;

    3. использование цитат – «Еще Сократ говорил, что...».

    4. Простонародность, или «свой парень». Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными. Используется для формирования имиджа руководителя.

Определение истинности или ложности социального стереотипа обычно строится на анализе конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным в одном случае, в другом может оказаться ложным
и, следовательно, неэффективным при ориентации субъекта в окружающем мире [3, c. 33]. Основные приемы выявления стереотипов:

  • обнаружение устойчивых тем разговоров, например, среди знакомых;

  • проведение опросов, интервью, анкетирования;

  • метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином явлении;

  • метод выявления ассоциаций, когда группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.

Деперсонификация общения, возникающая благодаря стереотипам в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «встречают по одежке...» означает, что «встречают по стереотипу, а провожают - по уму!». Особенно актуальна эта проблема в системе отношений «руководитель – подчиненный» [2, c. 118].

3. Тест


Укажите, какое из перечисленных определений относится к понятию «имидж», а какое к понятию «харизма». Что общего и особенного в этих социально-психологических феноменах:

  1. образ, слепок, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера, делегируемая партнерам по общению;

  2. феномен, противопоставляемый легально-рациональному авторитету, означает такой авторитет, которым наделяют лидера последователи, верящие в то, что его притязания на власть проистекают из его экстраординарного дара.

Ответ: Под первое определение больше подходит термин «имидж», что означает целенаправленно сформированный образ, призванный оказывать эмоциально-психическое влияние на кого-либо (обычно с определенной целью) [5]. Имидж подчеркивает те или иные человеческие качества, гипертрофируя их иногда до невероятной степени.

Второе определение характеризует термин «харизма». Хари́зма (греч. «милость», «божественный дар», «благодать») — набор качеств, характеризующих способность личности оказывать ментально-психологическое действие подчиняющего характера. Присуща пророкам, царям, политикам, полководцам, актерам, руководителям и т.п. Обычно под харизмой понимают эмоционально-психические способности человека, благодаря которым его оценивают как одарённого особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на людей [5]. Чтобы феномен харизмы проявлялся, она должна быть востребована ситуацией, подпитываться энергией лидера и восприниматься людьми, на которых направлено ее «излучение».

Иными словами, имидж – искусственно созданный образ, а харизма – в большинстве случаев врожденный набор качеств человека. Харизма делает имидж человека более влиятельным по отношению к обществу.

Заключение

По проделанной работе можно сделать следующие краткие выводы.



К факторам, детерминирующим поведение личности, прежде всего стоит отнести:

  • «Я» — это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Содержание нашего «Я» во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены. Мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но в первую очередь с теми, кто способствует процессу нашего самоутверждения, обеспечивает нам высокую самооценку:

    1. Я-образ — это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле.

    2. Реальное «Я» — это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве.

    3. Имидж — это целенаправленно сформированный образ, призванный оказывать эмоциально-психическое влияние на кого-либо (обычно с определенной целью).

  • Социальные стереотипы — это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций.

  • Макросреда — совокупность всех природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека и различных социальных групп.

  • Микросреда та часть природной и социальной среды, с которой непосредственно взаимодействуют личность или другие субъекты в процессе своей жизнедеятельности:

    1. Социальная группа — это более или менее устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность.

    2. Рабочая группа (коллектив) - это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.

  • Ролевое поведение (от фр. role — значение, род, степень участия лица в каком-либо деле) — поведение, заданное той или иной социальной ролью.

Все вышеперечисленные факторы тесно связаны между собой и влияют, как на физическое, так и на психологическое состояние личности в процессе делового общения.


Список используемой литературы





  1. Андреева Г.М., Социальная психология / Под ред. Г.М.Андреевой. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.

  2. Лавриненко В.Н., Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

  3. Мокшанцев Р., Социальная психология: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Р.Мошканцева, А.Мошканецевой. – Издательство: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. – 401 с.

  4. Свенцицкий А.Л., Социальная психология / Под ред. А.В.Свенцицкого. - Издательства: ТК Велби, Проспект, 2009 г. – 336 с.

  5. Википедия. Свободная энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org






Каталог: uploads -> files
files -> Иностранныестудент ы вмедицинскомвузеросси и: интериоризация профессиональных ценностей 14. 00. 52 социология медицины
files -> Формы поведения человека экстремальных ситуациях
files -> Перечень теоретических вопросов выносимых на Комплексный экзамен по специальности 050711 «Социальная педагогика с дополнительной подготовкой в области психологии»
files -> Программа учебной дисциплины «Логика» Раздел логика как наука лекции 2 часа. Практические занятия нет
files -> Неэкспериментальные методы Диагностические методы экспериментальные методы формирующие экспериментальные методы литература
files -> Дисциплины «Психиатрия, медицинская психология»
files -> С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании
files -> Методические рекомендации к курсу психодиагностика для студентов специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница