Выражение эмоциональных явлений Опознание эмоций по лицевой экспрессии 201



Скачать 171.25 Kb.
Дата17.05.2016
Размер171.25 Kb.
ТипГлава

200 Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

Опознание эмоций по лицевой экспрессии 201

Опознание эмоций по лицевой экспрессии

Неудачи физиогномики привели психологов к выводу о необходимости: а) снизить притязания и ограничиться ди­агностикой текущих эмоциональных процессов и состояний; б) разработать более объективные и, в то же время, более экологически валидные методы диагностики. Как мы виде­ли выше, согласно модели Нико Фрижды, идентификация эмоции включает: а) характеристику ситуации, воздейству­ющей на индивида; б) предвосхищение возможных действий или возможной реакции индивида; в) классификацию со­стояний другого человека в терминах личного опыта и воз­можностей (Frijda, 1970).



Рис. 4.5- Достаточно ли нам лица обычного человека, чтобы «прочесть» эмоции?



202 Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

Опознание эмоций по лицевой экспрессии

203



Отсюда и четыре основных методических варианта иден­тификации эмоций по лицевой экспрессии: 1) «принуди­тельный» выбор одного названия из небольшого набора (6—10) эмоциональных слов (так называемый «стандартный метод»); 2) ранжирование каждого выражения по неболь­шому набору (6—10) эмоциональных шкал; 3) предостав­ление участникам возможности создавать собственные обозначения для каждого выражения; 4) связывание выра­жений с небольшим набором коротких историй, каждая из которых описывает некое эмоциональное событие или си­туацию («метод Дэшилла»).

Более высокая точность лицевого выражения и идентифи­кации обеспечивалась методом кодирования мимического вы­ражения для объективной регистрации активности лицевых мышц — FAST (Facial Affect Scoring Technique), учитываю­щим особенности функционирования трех групп лицевых мышц, описанных еще в опытах Дюшена. При использова­нии этого метода лицо делится двумя горизонтальными ли­ниями на три части: а) область лба и бровей (фиксируются десять различных признаков, типа брови подняты и сведены вместе); б) область глаз и век (8 признаков, типа угол верхне­го века поднят); в) область рта и носа (10 признаков, типа верхняя губа поднята) (рис. 4.6о) (Ekman, 1972). Например, сравним две эмоции, мимическое выражение которых часто путают, — страх и удивление (см. табл. 4.2).



Таблица 4.2.

Страх

Удивление

1. Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба.

1. Брови высоко подняты и округлены. Горизонтальные морщины пересекают весь лоб.

2. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены.

2. Верхние веки подняты, а нижние опущена так, что над радужной оболочкой видна склера.

3. Рот раскрыт, губы растянуты и напряжены.

3. Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения и натяжения в области рта нет.

При этом выражение лица-мишени идентифицируется на основе сравнения с эталонами из набора фотографий FAST (см. рис. 4.2) без какой-либо словесной оценки. FAST позволяет провести анализ экспрессии на наличие в ней элементов вы­ражения шести базовых эмоций (Ekman, Friesen, 1975). Особен­но ценными считаются стандартизация набора фотографий, обеспечение нейтрализации факторов повторяемости, интен­сивности, пола, расовой принадлежности (в проекте JACFEE), дизайна и освещенности (Практикум по общей... / Под ред. АА Крылова, С А Маничева. 2000).



«Зоны лица»



Удивление







Отвращение


Страх


Грусть











Гнев

Рис. 4.6а. Изучение мимической эмоциональной реакции по методике FAST и FACS. Три части лица фиксируются и оце­ниваются раздельно (Ekman, Friesen, 1975)

В дальнейшем на основе FAST была создана новая про­цедура измерения эмоциональной экспрессии, построенная на регистрации (на основе показателей электрической про­водимости соответствующих мышц) специфической для



204 Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

Опознание эмоций по нелицевым признакам 205


каждой эмоции активности трех основных групп лицевых мышц, — FACS (Facial Action Coding System) (см. рис. 4.66), которая позволяет оценивать как статические, так и дина­мические характеристики эмоциональной экспрессии (Ектап, Friesen, 1978; Ектап, Rosenberg, 1997). Недавно на основе FACS Остер разработала систему Baby FACS, которая позволяет дифференцировать эмоциональное выражение даже у мла­денцев (Camras et a I., 2002).

Рис. 4.66. Подготовка участника эксперимента по изучению мимической эмоциональной реакции по методике объек­тивной регистрации активности трех групп лицевых мышц FACS (Ектап, Friesen, 1978)

Результаты исследований показывают, что хотя метод свободного обозначения дает значимо меньший уровень правильной идентификации ряда дискретных эмоций по срав­нению со стандартным методом, тем не менее этот уровень в разных культурах превышает случайное опознание {Ектап, 1994; Russel, 1994), что говорит о наличии 5—10 достаточно универсальных врожденных паттернов лицевого выражения,

которые имеют сходное значение в самых разных культурах (см. главу 9), но не доказывает универсальность самих «базо­вых» эмоций.



Рис. 4.7. Степенные ряды выраженности пяти базовых эмо­ций (сверху вниз — гнев, отвращение, радость, печаль и удив­ление) (Horstmann, 2002)



206 Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

Опознание эмоций по нелицевым признакам 207


Подавляющим большинством психологов это было воспри­нято как доказательство обоснованности эволюционной тео­рии Дарвина о биологических механизмах эмоциональной жизни человека, подобно приматам и другим представителям животного мира (Шовен, 1972; Matsumoto, 2001; Marcus, Kitayama, 1991). Здесь, однако, надо заметить, что признание биологи­чески заложенных задатков вовсе не ведет к признанию био­логической детерминированности свойств и процессов эмоциональной регуляции. Наша способность говорить обес­печивается врожденными анатомо-физиологическими задат­ками, однако определять речь конкретного индивида будет не столько это, сколько процесс социализации.

В заключение этой части надо отметить, что в качестве типичного или протипического выражения той или иной «базовой» эмоции воспринимаются наиболее выраженные экспрессивные формы (см. рис. 4.7), которые к тому же бы­стрее распознаются, что позволяет рассматривать скорость опознания как индекс типичности (Horstmann, 2002). В то же время эти данные лишь частично подтверждают гипотезу Кэррола и Рассела о том, что прототипические выражения проявляются в реальности не часто (Carrol, Russell, 1997).

Опознание эмоций по нелицевым признакам

Точность опознания эмоций по голосу (как правило, на основе прослушивания актерских аудиоизображений различ­ных эмоций) в большинстве исследований на эту тему ва­рьирует вокруг 50% случаев, что существенно выше •случайного опознания (Pittam, Scherer, 1993). Небольшое число проведенных на эту тему кросс-культурных исследований указывает на то, что опознание вокального выражения эмо­ции происходит и у представителей других культур, не вла­деющих данным языком. Это является аргументом в пользу того, что и голосовые, и, прежде всего, интонационные экспрессивные характеристики эмоций также носят универ­сальный характер (Frick, 1985). При этом состояния гнева, враждебности и доминирования у животных обычно выра­жаются грубым, громким звуком, в то время как состояния страха и беспомощности — высоким и тонким звуком, что

весьма напоминает звуковое сопровождение человеческих эмоций (Scherer, 1996).

В советской космической психологии и психолингвистике был проведен целый комплекс исследований паралингвисти-ческих характеристик эмоциональных состояний, в результате чего были выделены такие звуковысотные и частотные едини­цы, как форманты, позволяющие анализировать интонацию, темп и другие паралингвистические индикаторы, а главное — идентифицировать эмоциональные состояния (радость, страх, нежность, удивление, безразличие, гнев, печаль, презрение, стыд, обида) на основе аудиозаписи (Витт, 1964, 1981; Но­сенко, 1978). Правда, вне контекста точно различаются лишь эмоциональные от нейтральных фрагментов, для более точ­ной дифференцированной диагностики состояния необходи­ма была дополнительная информация.

Еще меньше изучены позы и жесты, хотя в этнографии и антропологии встречаются многочисленные примеры жестов и поз, характерных и для европейской культуры, в частности закрывание лица руками и заламывание рук (Eibl-Eibesfeldt, 1972). Чаще всего исследователи ограничиваются описанием движений рук, сопровождающих речь (Feyereisen, de Lannoy, 1991), хотя весь комплекс невербальных характеристик по­ведения имеет значение для выражения эмоциональных со­стояний (Hess, Kappas, Scherer, 1988).

Наибольшую популярность далеко за пределами психоло­гии эмоций приобрела классификация телесных движений Экмана и Фризена, различающая пять видов телесных движе­ний: 1) «эмблемы» — конвенциальные жесты, имеющие вполне определенный вербальный эквивалент в культуре, например, выражение согласия или несогласия; 2) «иллюстраторы» — движения, дополняющие вербальное сообщение (например, при объяснении пути до определенного места); 3) проявление эмоций и коммуникативных актов — экспрессивные движе­ния, которые могут быть как произвольные, так и непроиз­вольные; 4) «регуляторы» — движения, управляющие собственным телом и обеспечивающие контроль действий дру­гого человека; 5) «адаптеры» — движения, снимающие дис­комфорт, минимизируемые в публичной обстановке и максимизируемые в приватной (Ekman, Friesen, 1969).



208 Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

В частности, исследования диадного взаимодействия шест­надцатилетних подростков с матерями в процессе обсуждения предварительно выявлявшихся разногласий обнаруживают превосходство девушек по частоте и длительности улыбок, частоте речевых движений, частоте взглядов на мать. Там же проводилось сравнение эмоциональной экспрессии и теле­сных движений у индивидов с разным типом привязанности («безопасным», «прекращающим» или «озабоченным» — под­робнее см. главу 5). Как и предполагалось, «безопасные» вы­ражают большую длительность разговорных знаков и коммуникативных экспрессивных движений, по сравнению с «прекращающими», в то же время они значимо чаще про­являют знаки напряжения при взгляде на мать, по сравне­нию с обеими «небезопасно-привязанными» группами {Becker-Stoll, Delius, Scheitenberger, 2001). В целом, у «безопасных» заметна тенденция в выражении положительных эмоций и движений, позитивно направленных на развитие коммуникации, в то время как у обеих «небезопасно-привязанных» групп преоб­ладает общая тенденция к выражению негативных эмоций и движений, скорее направленных на торможение общения.

В первой главе обсуждалось наличие тенденции к действию, характерное для определенных эмоций {Arnold, 1960; Frijda, 1986). Так, гнев связан с тенденцией к нападению, а страх — с тенденцией к бегству. Наши мышцы напрягаются при гневе вовсе не так, как они напрягаются от смущения. Даже если эти тенденции не реализуются в реальном поведении, зача­точные элементы этих движений можно обнаружить.

Учитывая значительные индивидуальные вариации в уме­нии «читать» экспрессивные сообщения, Розенталь с кол­легами разработали тест чувствительности к невербальным знакам — PONS (the Profile Of Nonverbal Sensitivity), кото­рый оценивает способность человека понять значение инто­нации голоса, лица и телесных движений {Rosenthal et ai, 1979). Задания теста заключаются в просмотре фильма, в котором актер или актриса изображают различные эмоцио­нальные состояния. Иногда изображение сопровождается про­износимыми «стертыми» фразами (убраны тона и ритмы, которые позволяют различать слова). Затем наблюдатель дает



Опознание эмоций по нелицевым признакам 209

одну из двух возможных интерпретаций этой сцены. Как пра­вило, женщины получают более высокие показатели по этому тесту, за исключением профессионалов (психиатров, пси­хологов, учителей, актеров и т.п.), где различия не обнару­живаются. Также существует возрастная позитивная динамика показателей по тесту, ибо жизненный опыт помогает более точно идентифицировать даже слабо выраженные признаки эмоционального состояния {Rosnow, Rosenthal, 1989).



На основе описания эмоциональных состояний по фото­графиям (в инструкции участников просили описать эксп­рессивные признаки этих эмоций) Лабунская определила процентное соотношение различных проявлений базовых эмоций, которые представлены в таблице 4.3.

Таблица 4.3. Соотношение выразительных элементов в опи­саниях эмоциональных состояний (в %) {Лабунская, 1999)

Элементы

Радость

Удив­ление

Презре­ние

Стра­дание

Страх

Гнев

Мимика

55

77

52

70

45

49

Пантомимика, жесты

24

13

14

11

30

23

Интонация

9

8

7

4

4

13

Вегетативные изменения

2

1

8




12

8

Коммуникативные черты личности

10

1

18

15

9

7

Как мы видим, в основном в содержании описаний пре­обладают элементы мимики и пантомимики.

В свою очередь, каждая из этих эмоций была описана на основе 6 основных эталонов, характеризующих все разно­образие описания проявления данных эмоций (например, Для эталона экспрессии радости см. табл. 4.4).

К сожалению, в данной работе нет никаких указаний ни на конкретную процедуру проведения исследования и прин­ципы выделения элементов, ни на количество участников, ни на психометрические характеристики метода исследова-

Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения... 191

Глава 4

Выражение эмоциональных явлений и методы их изучения

Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения: история

вопроса Физиогномика

Опознание эмоций по лицевой экспрессии Опознание эмоций по нелицевым признакам Физиологические индикаторы эмоций Опросники, шкалы отношений и повествования Наблюдение как метод изучения эмоциональных явлений Имитация и понимание эмоций другого человека Социокультурный подход в понимании роли эмоционального

выражения

Как поймать столь быстро меняющиеся эмоциональные явления? Как найти достоверные индикаторы того, что че­ловек действительно испытывает то или иное состояние? Что мы имеем в виду, когда говорим, что другой человек испытывает эмоцию? Что мы имеем в виду, когда говорим, что «она в гневе»?

Как известно, эмоциональные процессы находят свое выражение как вовне — в поведении индивида, так и в его сознании и в организме. Здесь основное внимание будет посвящено выражению эмоций в поведении и, ^олее крат­ко, физиологическим индикаторам эмоциональных процес­сов и методам их изучения. Эмоциональная экспрессия выражается как в вербальном, так и в невербальном поведе­нии. В вербальном поведении различают словесные (или лин­гвистические) и паралингвистические (интонация, тембр, паузы, гладкость речи, интенсивность и частота) составляю­щие. В свою очередь, в невербальном поведении различают ми­мическую (лицевую) и пантомимическую (телесную — позы и жесты) компоненты. Естественно, что наибольшее внима-

ние в психологии уделялось мимическому выражению как наиболее тонкому и информативному индикатору эмоцио­нальной экспрессии. Иногда в пантомимическом выражении выделяют также такесику — физические контакты и проксе-мику — пространственную организацию общения.

Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения: история вопроса

Понятно, почему именно внешнее выражение эмоцио­нальных явлений стало первым и основным объектом науч­ного исследования. После Дарвина и Джемса—Ланге ни один из исследователей эмоций не мог даже представить другого подхода к эмпирическому исследованию эмоциональной сферы. Выбор заключался лишь в регистрации или физиоло­гических индикаторов (как это делали многие исследовате­ли, начиная с Вундта), или мимических и пантомимических проявлений эмоциональной жизни (как это делали многие другие, начиная с Титченера).

Правда, в первой психологической лаборатории Вундта в Лейпциге применяли как экспрессивный метод, основан­ный на регистрации выраженности органических реакций, главным образом дыхания и пульса, так и импрессивный, ос­нованный на интроспекции, то есть на том, как сам инди­вид воспринимает собственное состояние и относит ли его к эмоциональным или нет (Lehmann, 1899). В дальнейшем, однако, психологи перешли на использование эмоциональ­ной экспрессии и, прежде всего, лицевой экспрессии.

В 1920-е годы Боринг и Титченер пытаются определить эмоциональное выражение лица по рисункам отдельных его частей, используя при этом рисунки немецкого анатома Пи-дерита (см. рис 4.1а), который считал, что мышцы лица дей­ствуют согласованно с органами чувств и облегчают или затрудняют восприятие стимула (Boring, Titchener, 1923). В свою очередь Данлэп составляет изображения из верхних и нижних частей фотографий одного и того же человека в разных ситу­ациях, причем к выражению глаз в ситуации А прибавлялось выражение рта в ситуации Б, и наоборот (Dunlap, 1928).











Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...


192

Рис. 4.1а- Черты лица по Пидериту

Рот: 1) нормальный; 2) нежный; 3) скорбный; 4) очень не­довольный; 5) упрямый; 6) упрямый и недовольный; 7) вни­мательный; 8) недовольный и внимательный; 9) злобный или насмехающийся.

Глаза: 1) нормальные; 2) восторженные; 3) внимательные; 4) очень внимательные; 5) невнимательные, блуждающий взгляд.

Брови: 1) нормальные; 2) внимательные; 3) недовольные или задумчивые; 4) внимательные к чему-то неприятному.

Нос: 1) нормальный; 2) внимательный к чему-то неприят­ному (см.: Вудвортс Р.С., 1950, с. 529)

Интересно, что в современной психологии эмоций так­же продолжается экспериментальное изучение роли отдель­ных элементов лица (в частности бровей) в скорости и точности идентификации эмоционального состояния. Мно­гоэтапные исследования положения бровей в лицеобразном контексте и вне его (см. рис. 4.16) указывают на повышение скорости опознания для V-образного положения бровей (ти­пичного для прототипического гнева) в том случае, когда они даются в контексте лицеобразного изображения, а не вне его, хотя для идентификации стимула как угрожающего этот контекст не обязателен (Tipples, Atkinson, Young, 2002).



Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения... 193




194

Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

Не менее популярными были наборы фотографий акте­ров, изображающих различные эмоции. Особенно хороша серия фотографий Фруа-Виттмана (Frois-Wittmann, 1930). Именно на ее основе была построена знаменитая круговая шкала эмоций с двумя основными осями: удовольствие-неудовольствие и внимание—пренебрежение (Woodworth, Schlosberg, 1954).

Шульц (1906) пытался вызвать у своих испытуемых эмо­ции соответствующими эмоциогенными фотографиями, а Лэндис и Данлэп создавали эмоциогенные ситуации в ла­боратории (резкая сирена, выстрел из пистолета, участни­кам предлагалось раздавить руками улитку и т.п.) (Landis, 1924; Landis, Hunt, 1932; Dunlap, 1928).

В одном из экспериментов начала 1950-х годов участни­ков просили дать свободную интерпретацию снятых на ки­нопленку спонтанных выражений эмоций (Frijda, 1953). Участники в основном давали весьма многословные описа­ния типа: «Вы рассказываете ей какую-то печальную исто­рию», «Она выглядит так, как будто увидела какое-то ужасное существо» и т.п. То есть описание эмоционального выражения носило контекстуальный характер. Отсюда Фриж-да делает вывод о том, что опознать эмоцию — значит, п крайней мере частично, охарактеризовать ситуацию, воз­действующую на индивида (Frijda, 1970).

Другой аспект таких свободных описаний включал мно­жество атрибутивных характеристик типа: «У нее злой взгляд», «У нее холодное выражение лица», «Она на гран" взрыва» и т.п. Отсюда Фрижда делает другой вывод о том-что опознать эмоцию — значит, по крайней мере частично предвосхитить возможные действия или возможную реак цию индивида.

Последний аспект таких свободных описаний включал опи сание переживаний и/или возможностей действия как бы из нутри: «У нее такое внутреннее состояние, как будто она н знает, что делать». Отсюда Фрижда делает следующий выво. о том, что опознать эмоцию означает, по крайней мере час тично, классифицировать состояние другого человека в тер минах личного опыта и возможностей (там же).



Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения... 195

В результате те словесные «ярлыки», которые используют­ся участниками для описания выражения эмоций у объектов _ наблюдения, переносятся на весь набор этих возможностей. Вслед за Шлосбергом, используя серию фотографий, подоб­ную набору Фруа-Виттмана (62 фотографии актрисы «Нел­ли» и 68 актера «Джерома»), а также оценку эмоционального выражения по биполярным шкалам (40 шкал типа «кон­тролируемый—неконтролируемый», «индифферентный— включенный», «агрессивный—дружественный», «естествен­ный—искусственный» и т.д.), Фрижда получил пять измерений выражения эмоций в результате факторного ана­лиза (Varimax): а) приятное—неприятное; б) эмоциональ­ная интенсивность—контроль или индифферентность; в) упорство—зависимость; г) естественность—искусственность; д) внимание—отсутствие интереса. На эти пять факторов при­ходится почти 85% всего разброса данных.



В то же время, используя классическую методику Осгу­да (составление характеристик на каждое выражение из списка в 100 черт характера и эмоций), Фрижда получил 18 факторов, из который 10 главных оказались общими для актеров, но второстепенные различались (там же). В ре­зультате кластерного анализа образуется своеобразная иерархия эмоций, где общими для всех эмоций являются характеристики приятности, интенсивности, активности и степени проявленной внимательности, в то время как дру­гие характеристики являются специфическими для рассмат­риваемой группы эмоций.

По мнению Фрижды, исследования по измерению лице­вой экспрессии недооценивают возможности дифференци­рования, так как даже статичные фотографии позволяют различать гораздо больше эмоциональных явлений, чем это обычно возможно в реальности, ибо факторный анализ дает, ' по крайней мере, десять факторов или кластеров, большин­ство из которых являются биполярными. Указывая на слож­ность и неоднозначность эмоциональной (прежде всего ; лицевой) экспрессии и трудность узнавания эмоций без ин­формации о ситуации воздействия, Фрижда предупреждает Против любых попыток вывести измерения эмоций непос-
Каталог: op seminar
op seminar -> Абрахам маслоу: гуманистическая теория личности
op seminar -> Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
op seminar -> Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М., 1995. Поглощенность деятельностью
op seminar -> К. Г. Юнг Структура психического бытия человека
op seminar -> I бихевиоризм
op seminar -> История исследований и развитие проблематики психологии способностей
op seminar -> Об исторической гетерогенности вербального мышления
op seminar -> Вильгельм Вундт
op seminar -> Когнитивная психология
op seminar -> Гальперин П. Я. К проблеме внимания1


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница