«влияние компьютерных игр на проявление агрессивности у подростков»



Скачать 114.5 Kb.
Дата11.05.2016
Размер114.5 Kb.
МКОУ «Поротниковская средняя общеобразовательная школа»

«ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

Автор:

Соколов Давид,

учащийся 7 класса


Научный руководитель:



Щукина Любовь Леонидовна,

учитель биологии и экологии МКОУ «Поротниковская сош», высшей квалификационной категории



Поротниково 2013

Оглавление.
1. Введение. 3

2. Основная часть. 4

3. Результаты исследований. 12

4. Выводы. 15

5. Заключение. 16

6. Список используемой литературы. 17

7. Приложения 18

1. Введение.

В наше время стремительно развиваются информационные и компьютерные технологии. Нынешние дети и подростки живут в мире отличном от того, в котором выросли их родители. Почти каждый ребенок в возрасте от 10 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки. Тревожным сигналом, является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие, расизм.

Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит новые вопросы: о том, какое влияние они оказывают на развитие ребенка. Игры любят все. Игра является наилучшей средой для обучения любому виду деятельности. Однако, компьютерные игры это не просто деятельность: это деятельность конструирования миров. Игры дают возможность игроку активно действовать в своем сконструированном мире. Подобное достоинство может стать и недостатком: некоторые люди чувствуют, что в ходе игры меняются больше, чем это им нужно. Снаружи они остаются прежними, а изнутри постепенно и незаметно становятся другими. Проблема влияния компьютерных игр на подростков приобрела широкое общественное внимание.

Цель исследования - исследовать влияния компьютерных игр на проявление агрессивности подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, играя в компьютерные игры, у школьников повышается агрессия.

Объект исследования — обучающиеся 7-11 классов МКОУ «Поротниковская сош» с разной степенью увлеченности компьютерными играми.
Предмет исследования – агрессивность подростков.

В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:



  1. Изучить информацию о влияние компьютерных игр на здоровье школьников;

  2. провести опрос учащихся;

  3. провести исследование агрессивности обучающихся увлеченных компьютерными играми;

  4. сделать вывод о влиянии компьютерных игр на проявление агрессивности подростков.


2. Основная часть.
Компьютерные игры - чудо XX века, о них не мечтали фантасты, они не имеют своей предыстории. Но они покорили человечество: играют все - от малышей до людей преклонного возраста. Компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грёз, но что ожидает людей там? Последствия увлеченности такими играми осуждаются в средствах массовой информации, причем, как правило, с негативных позиций, не всегда благосклонны к компьютерным играм учителя.

Когда ребенок оказывается в пространстве компьютерной игры, куда поведет его эта игра?. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры-приклечения, стратегические игры, на последнем месте -логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкостъ, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии.

В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к создание собственного мира, уход от реальности. По мнению некоторых ученых, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то общения, вызванная компьютером (если она действительно имеет место), представляется наиболее драматичной. Большинство игр созданы по типу соревнования пользователя с компьютером или другим игроком; практически отсутствуют игры, требующие кооперативного взаимодействия. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.

Эмоциональная сфера и социальные контакты. Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены пользователи в возрасте от 10 до 13 лет. Оказалось, что они гораздо чаще играют в компьютерные игры, чаще всего играют в одиночку. Учащиеся, не увлеченные компьютером, чаще посещают кружки, разные массовые мероприятия, выполняют различные поручения.

Опасность физических и психических расстройств. Анализ литературы показывает, что в группе подростков, занимающихся компьютером, не обнаружено серьезных нарушений психической деятельности или симптомов «компьютерной» зависимости. Имеются лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.

Проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений имеет в обществе широкий резонанс и, видимо, поэтому выступает как одна из центральных тем психологических исследований. Опубликовано большое число работ о влиянии компьютерных игр на формирование агрессивности у детей и подростков, анализ которых позволяет констатировать сильное расхождение мнений: одни авторы доказывают, что компьютерные игры агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, другие отрицают эту взаимосвязь. Если же анализировать с учетом возраста испытуемых, то данные окажутся следующими: действительно, игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность у детей, но только младшего школьного возраста (6–9 лет).

Тот же факт получен при изучении влияния на детей телепрограмм и рекламных роликов с элементами насилия.



Интересы. Исследования показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература), подростки из «компьютерной» группы меньше читают и мастерят. Кроме того, они больше смотрят видео и телевизор и, как это ни парадоксально, больше занимаются спортом.

Считается, что компьютерные игры агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, Взаимосвязь компьютерных игр с агрессивностью можно трактовать двояко: либо агрессивное поведение игрока вызвано агрессивным содержанием компьютерной игры, либо, наоборот- агрессивные дети и подростки предпочитают компьютерные игры с агрессивным содержанием.

Анализируя психологические особенности так называемых DOOM-образных игр, можно отметить , что любой, кто видел эти игры, согласится с тем, что гуманизма в них мало. И дело даже не в страшных чудовищах - не они самый агрессивный компонент игры. Виртуальные миры обречены от рождения. Они существуют лишь до того момента, пока в них не проник игрок и не уничтожил всех его обитателей. Даже играя в командную ролевую игру, главная цель, каждого - уничтожить противника. Почти каждое мгновение такой игры - тяжелый и упорный труд. Различия в оценке этих игр отражают разную субъективную сложность картины мира в области агрессии: одни люди могут отличить игровое поведение от реального, другие - нет. Взросление обычно увеличивает эту способность: маленький ребенок часто переносит в реальную жизнь эмоциональные отношения к партнеру, возникшие в ролевой игре. Если не противопоставлять виртуальную реальность настоящей, а рассматривать их как части одной жизни, то компьютерные игры становятся тренажером для обучения тому, как управлять агрессивностью. Когда игрок сменит игру на какое-либо другое занятие, навык останется и будет приносить пользу. Таким образом, компьютерные игры формируют привычку использовать компьютер в качестве инструмента управления агрессией.

Можно отметить ещё и следующие положительные моменты использования DOOM-образных игр - это навыки быстрого, точного и тонкого движения рук. Ловкость игрока сосредоточивается в кончиках пальцев. Причем сейчас появляются «двурукие» игры. Возможно, в будущем этот навык потребуется для управления транспортными средствами или сложным технологическим оборудованием. Другой навык более востребован уже сейчас. Это навык «управления автоматизированной системой». Труд оператора сложной автоматизированной системы является высоко напряженным и ответственным. И нет ничего в повседневной жизни современных детей, что так хорошо готовит их к операторскому труду, чем DOOM-образные игры. Мало того, что для игрока он становится комфортным, ребенок учится получать от него удовольствие.

Наименьшее зло, как считает общество, представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку представить себя руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления. Игрок не видит все поле сразу и вынужден строить его образ. Размер образа превышает обьем сознания, поэтому работа с образом переживается как рост влияния бессознательных импульсов на процесс принятия решения, что можно описать словом «интуиция». Стратегическая игра - это работа с черным ящиком. Игрок одержит победу только тогда, когда узнает все правила, заложенные в программу, научится прогнозировать ход игры, учитывать достаточное количество разных параметров. Раньше такие навыки системного аналитика были необходимы только элите, сейчас потребность в таких специалистах резко возросла. Отметим основные положительные аспекты компьютерных игр другой тематики. Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Азартные игры, в противовес им, требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления. Спортивные и конвейерные («Тетрис») игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Игры типа преследование-избегание («Пакман», «Диг-Даг») включают в игровой процесс интуитивный компонент мышления и эмоционально-чувственное восприятия.

Методика «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки)

Агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Мы в своем исследовании использовали опросник Басса-Дарки. А. Басс, восприняв, разделил понятия агрессию и враждебность и определил последнюю как: «. . . реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Результаты методики призваны выявить взаимосвязь между увлеченностью компьютерными играми и агрессивностью среди школьников.
Создавая свой опросник, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная - агрессия, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Методика «Диагностика состояния агрессии» использовалась для того, чтобы определить зависимость уровня агрессивности в характере подростков от степени их увлеченности компьютерными играми. Интерес в данном исследовании представляют шкалы, отвечающие за уровень агрессивности, а именно: шкала «Физическая агрессия», «Раздражительность», «Вербальная агрессия».

Эксперементальная часть проходила в 2 этапа.

1 этап. Проведение опроса учащихся, чтобы выяснить какое количество времени в день они играют в компьютерные игры и что при этом чувствуют.
2 этап. Учащиеся играли 1,5 часа в свои любимые игры «s.t.a.l.k.e.r», «Асфальт», «far cpu», «Coll of dutu contra 1.6», «Наруто Аватар-анг». Затем учащиеся тестировались.
3 этап. Через неделю после 1 этапа учащиеся играли в интеллектуальные компьютерные игры «Шашки» и «Шахматы», также 1,5 часа, после окончании игр вновь тестировалсь.
Результаты по методике «Диагностика состояния агрессии» были обработаны, сведены в таблицу.

3. Результаты исследований.
Проведение опроса учащихся показало, что в среднем они играют в компьютерные игры 2-3 часа в день и никакого повышения агрессии они за собой не наблюдали, кроме 1 человека.

Сравнив результаты уровня агрессивности при игре в компьютерные игры «стрелялки», «гонки», «бродилки» с показателями при игре в «шашки» и «шахматы» выявили, что:



  1. показатели физической агрессии снизились с 27 баллов до 12, что составляет 56%;

  2. показатели косвенной агрессии снизились с 19 баллов до 11, что составляет 43%;

  3. показатели раздражимости снизились с 28 баллов до 18, что составляет 36%;

  4. показатели негативизма снизились с 15 баллов до 8, что составляет 47%;

  5. показатели обиды снизились с 18 баллов до 12, что составляет 34%;

  6. показатели подозрительности снизились с 30 баллов до 17, что составляет 44%;

  7. показатели вербальной агрессии снизились с 29 баллов до 17, что составляет 42%;

  8. показатели чувства вины повысились с 12 баллов до 22, т.е в 1,8 раза.



4. Выводы
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что компьютерные игры типов «стрелялки», «гонки», «бродилки» повышали все критерии агрессивности. Достаточно низким при этом был критерий чувства вины. А компьютерные игры «шашки» и «шахматы» наоборот снизили все показатели проявления агрессивности у подростков, даже критерий чувства вины повысился в 1,8 раза.

Эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что, играя в компьютерные игры, у школьников повышается агрессия.



5. Заключение
Результаты нашего исследования доказали, что компьютерные игры способствуют проявлению агрессивности у подростков.

Вышесказанное позволяет сформулировать рекомендации для родителей современных подростков. Ниже приводится текст обращения к родителям.

«Дорогие родители! Совсем запретить пользоваться компьютером не выход и нужно делать все постепенно и с умом, а не просто запретить и все. Для начала, можно максимально уменьшить его негативное влияние. Вот несколько советов как это можно сделать.

1. Больше общайтесь с ребенком. Статистика свидетельствует, что в большинстве компьютероманами становятся дети, у которых общение с родителями сводится к 15-20 минутам в день.

2. Войдите в доверие ребенка, так что бы он не боялся и рассказывал вам, в какие игры играет и какие больше всего любит. Тогда вы сможете плавно рассказывать ему о негативном влияние таких игр, и например, заинтриговать его какой-то другой интересной игрой, необязательно компьютерной, которая будет менее опасна для него. Ведь существуют много разных интересных не компьютерных игр.
3. Больше уделяйте внимания ребенку, играйте в игры вместе с ним. И так, постепенно заменяйте компьютерные игры настольными играми. Главное побольше общения, внимания. Возможно, ребенок внезапно сам увлечется спортом или запишется в какой-то творческий кружок, когда влияние компьютера ослабнет. Единственно что, от вас требуется так это играть и принимать участие в играх с вашим ребенком. Ведь в настольные игры не поиграешь один! Это одна из причин, почему дети больше играют в компьютерные игры, ведь там есть с кем играть - с искусственным интеллектом. Родители стали мало уделять времени для своего ребенка и играть с ним, многие сами становятся причиной тому, что ребенок начинает играть в компьютерные игры - покупают ему компьютер и тот молча сидит и играет, одним словом никому не мешает. Родители начали меньше играть с детьми в настольные игры, в солдатиков, в машинки, в куклы и т.д., да во что угодно, кроме компьютерных игр. Причина для всех одна и та же - стремление зарабатывать все больше и больше. Переключитесь с себя на ребенка.

4. Станьте лучшим другом для своего ребенка. Время от времени (чем чаще, тем лучше) интересуйтесь его делами, самочувствием, интересами, происходящем в сегодняшнем дне и т.д. Если ребенок вам ничего не рассказывает, то вы ничего не добьетесь положительного. Крики, злость, наказания - не помогут, а только навредят. Лучший выход из этой ситуации - стать другом своему ребенку. На время, станьте для него не родителями, а друзьями. Не кричите, и не ругайте своего ребенка, и ни в коем случае не вините его ни в чем. Когда у вас получиться стать друзьями с вашим ребенком, то он будет вам все рассказывать, начиная с того, как начался день, что делал на протяжении дня, с кем общался и т.д.


5. Разнообразьте жизнь ребенка. Многие дети могут быть не заинтересованными в компьютерных играх, а могут проводить сутками, ночами в чатах и заниматься виртуальным общением и знакомствами. В таком случае ребенку явно не хватает живого общения, то ли от своих родителей, то ли нет своих реальных друзей. Запишите своего ребенка на какой-то интересный кружок. Это может быть как спортивная секция - футбол, баскетбол, теннис, волейбол, плавание и т.д. Или же что-то творческое для души - пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д. Главное выбирайте кружок не тот, что вам нравиться и вам по душе, а тот, который ребенок сам выберет. Дайте ребенку свободу выбора и не навязывайте, а только предложите ему и предоставьте право выбора.

6. Литература

1. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004.


2. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.
3. Краткий психологический словарь. Сост. Л. А. Карпенко, под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. 2005.
4. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 2004.
5. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.
6. Хоперская О. Осторожно, компьютер! // Природа и человек. Свет. - № 8. – 2000.
7. Шлимович Б. Компьютеры и дети. // Наука и жизнь. - № 11. – 1998.

7. Приложения

Приложение №1 «Показатели критериев агрессии»

1 критерий - Физическая агрессия


2 критерий - Косвенная агрессия
3 критерий - Раздражение

4 критерий - Негативизм

5 критерий - Обида

6 критерий - Подозрительность

7 критерий -Вербальная агрессия

8 критерий - Чувство вины



Приложение №2 «Опрос учащихся»


классы

ФИО

Название игры

Жанр игры

8

Щербаков Иван

s.t.a.l.k.e.r

стреляла

9

Баранов Валера

Асфальт far cpu

Гонка стреляла

10

Соколов Данил

Coll of dutu contra 1.6

стреляла

11

Притуло Василий

Наруто аватар-анг

бродила

6

Шайморданов Александр

contra 1.6 s.t.a.l.k.e.r

стреляла



Приложение №3 «Опрос учащихся»



ФИО

Сколько времени играют в день (часы)

Какое чувство испытывают после игры

Щербаков Иван

2-3

Ничего особенного

Баранов Валера

1-2

Ничего особенного иногда агрессию

Соколов Данил

2-3

Ничего особенного

Притуло Василий

3-4

Ничего особенного иногда агрессию

Шайморданов Александр

2-5

Агрессию радость

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»
2015 -> Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
2015 -> -
2015 -> Причины появления агрессии у детей Телевизионные программы и компьютерные игры
2015 -> Программа коррекционно-профилактических мероприятий по снижению агрессивности у молодежи
2015 -> Лекция «Адаптация убд лвк к мирной жизни»
2015 -> Адаптация первоклассников
2015 -> Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
2015 -> Зависимости


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница