Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания изобразительного искусства



страница1/12
Дата21.05.2016
Размер2.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания

изобразительного искусства

  1. Художественные материалы и техники в практике обучения изобрази­
    тельному искусству.

  2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.
    Сравнительный анализ.

  3. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
    безобразное в жизни и в искусстве.

  4. Методы научно- педагогических исследовании в области методики
    преподавания изобразительного искусства.

  5. Диагностика художественного развития учащихся средней школы.

  6. Особенности педагогического общения на уроках ИЗО в школе.

  7. Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном
    образовании и воспитании школьников.

  8. Содержание образования по изобразительному искусству в школе.

  9. Изобразительный, музыкальный, литературный ряд на уроках ИЗО в
    школе.

10.Методы педагогической драматургии в обучении ИЗО. 11 .Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12.Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

  1. Структура программы обучений изобразительному искусству
    Б.М.Неменского.

  2. Внекласснач работа по изобразительному и декоративно-прикладному
    искусству в школе.

15. Учебные и творческие задачи при работе над натюрмортом.
16.Реализация проблемного метода обучения на уроках ИЗО.

17.Формирование художественно-творческой активности школьников на

уроках ИЗО. 18.Принципы и методы обучения ИЗО относительно концепции "Приобщение к

мировой художественной культуре"

19.Уроки-беседы по изобразительному искусству и методика их проведения. 20.Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в

общеобразовательной школе.

21. Развитие воображения и фантазии на уроках изобразительного искусства. 22.Фронтальная, коллективная и индивидуальная формы организации обучения на

уроках ИЗО в школе. 23.Основные дидактические принципы преподавания ИЗО в школе, с позиции

концепции "Школа рисунка - графическая грамота". 24.Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках и

во внеклассной работе с учащимися общеобразовательной школы. 25.Педагогические технологии и методики обучения изобразительному

искусству. Определения понятий.

МЕТОДИКА 1. Художественные материалы и техники в практике обучения ИЗО.

Техники художественные - в соответствии с изобразительными видами искусства техники художественные делятся на живописные, графические и скульптурные (пластические).

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных

материалов.

Среди изобразительных видов искусства живопись - наиболее популярный вид, не смотря на то что графика - самый распространенный. Секрет популярности живописи специалисты объясняют тем, что ей доступно изображение чрезвычайно разнообразного круга явлений, впечатлений, эффектов, весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полет фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и оттенки настроений. Живопись воплощает образы в красках, во всем их блеске и богатстве и при любом освещении.

Основные разновидности живописной техники принято обозначать по разновидностям sxd деталей нередко оказывается невозможной. Когда акварель употребляется с белилами или накладывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, свойства этого материала меняются, приближаясь к гуаши.



Гуашь (от итал. «водяная краска») - 1. Красочный материал, сравнительно близка мягким сортам акварельных красок, но существенно отличается от них примесью белил в самой краске и большей кроющей способностью. Гуашью работают преимущественно по бумаге, разбавляя краски водою. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись гуашью ведется плотным, непрозрачным слоем. При высыхании гуашь светлеет

2. Гуашь - техника, которую в отличии от акварели принято рекомендовать начинающим: благодаря ее кроющей способности, ею легче пользоваться при исправлении ошибок и поиске выразительного колористического решения.



Мозаика - разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ - смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей и т.д. Изображение составляется из укрепленных на цементе или специальной мастике и затем отшлифованных. По способу предназначенном ей месте (стена, свод, и пр.) или на отдельной плитке, которая затем вделывается в стену.

Графика (от греч. «пишу», «рисую») - один из видов изобразительного искусства, обладающий художественными особенностями, определяющими его место в ряду других искусств и в жизни человека. Основным средством выражения графики является рисунок. Цвет в графике ограничен избранной техникой и цветом основы (в большинстве случаев бумага - белая, тонированная, окрашенная или цветная, реже - пергамент, шелк).

К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и др. рисующие материалы; также тушь, перо, палочка; реже - акварель, гуашь, те. техники, которые многие «музейщики» и реставраторы относят к графическим.

Материалы, которыми выполняется графическая работа, являются и техникой. Обычно под произведением указывается техника (например, бумага, пастель).

Пластические искусства - то же, что пространственные, визуальные (зрительные), изящные искусства С некоторой долей условности пластические искусства делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные, или тектонические: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.

Скульптура (или в рамках школьной программы - лепка), (от лат. «ваять», «высекать») - вид изобразительного искусства.

Художественная выразительность скульптуры определяется выбором материала (мрамор, гранит, бронза, дерево, в рамках школьных уроков - пластилин, бумага, гипс, глина), способом обработки (высекание или лепка), особенностями формообразования и стиля. 2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.Сравнительный анализ.



Программа Ь.М.Нсменскш о «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2005 г.

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный

ТРУД

Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.

При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических

навыков и навыков художественного воспитания.

Концепция и задачи Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной:


  • формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры;

  • обеспечение поступательного художественного развития ребенка;

  • развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства;

  • усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-
    ценностных критериев жизни;

  • развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности
    детей.

Основные виды деятельности:

  • Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • лепка;

  • аппликация;

  • объемно-пространственное моделирование;

  • проектно-конструктивная деятельность;

  • художественное фотографирование и видеосъемка;

  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;

  • обсуждение работ товарищей,результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Программа В.С.Кучина. «Изобразительное искусство. 1-9 классы» (автор IM '.Кучин, К.В.Шорохов, Э.И.Кубышкина и др.) (М.:

Дрофа, 2004.

Программа и ее особенности

Основная теоретическая и методическая база обучения - классическая школа реализма, рисования с натуры.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, но можно добавить 1 час из вариативной части Базисного учебного плана.

Концепция и задачи:

1 формирование духовной культуры личности;

2) овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по

1

2

представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 3) развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству? Основные виды деятельности:



  • Рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя изображение объектов действительности, а также рисование их по памяти и по
    представлению.;

  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

  • декоративная работа;




  • лепка;

  • аппликация с элементами дизайна;

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Программа Т.Я.Шпикаловой.«№образительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» (авторы: Е.В.Алексеенко,

С.И.Ьоюва, Г.А.Велнчкииа и др. Научный руководитель I .Я.Шпика лова) (М.: Просвещение., 2003).

Программа и ее особенности

Раскрываются доступные пониманию учащихся исконные художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического

искусства.

традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью.

Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом», на предметах произведений мастеров родного края; учатся понимать, что

искусство своего региона и Отечества - путь к познанию искусства любых эпох и народов.

1 час - изобразительная деятельность, 1 час - изобразительной области «технология» или из Вариативной части Базисного учебного плана.

«Изобразительное искусство. 5-9 классы», (авторы Т.Я.Шпикалова, Т.Я.Ершова, В.И.Колякина и др. Научный руководитель

Т.Я.Шпикалова) (М. Просвещение, 2005).

Продолжает и развивает связи с программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 - 4 классы» .



Концепция и задачи:

  • Формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами интегрированного курса изобразительного
    искусства и художественного труда на народных традициях;

  • содействие проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию их собственными силами нравственно-
    эстетической среды с искусством с учетом многообразия его видов;

  • формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры
    в связи с историей, бытом и жизнью народа;

  • формирование особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения
    искусства России.

Основные виды деятельности:

  • Рисование с натуры, по памяти и по представлению;

  • выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм;

  • выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический натюрморт, орнамент);

  • выполнение декоративных композиций-импровизаций;

  • моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги;

  • лепка;

  • художественная роспись;

  • аппликация;

  • работа с тканью;

  • работа с природными материалами.

3. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

Основой познания образовательной области «Искусство» является эстетика.



Эстетика как область чувственного отношения к миру, эмоциональная основа художественного творчества, понимает искусство как создание

специфических идейно-эстетических ценностей, основанных на идейно-эстетических отношениях человека к действительности.

Точки соприкосновения с эстетикой в первую очередь имеют следующие виды деятельности:


  • художественное творчество

  • художественная критика

  • наука об искусстве

  • эстетическая жизнь человека.

Красота -одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и (или) внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение. Независимо от субъективных приоритетов при восприятии красоты формы, цвета или звука характер эстетического ощущения определяется пропорциями, ритмом, взаимосвязанностью частей и целого. Человека эстетически волнует также организованность как преодоление дезаргонизованности. Поэтому часто понятие красоты и гармонии взаимосвязаны.

Гармония (от греч. Звучание, согласие, противоположность хаосу) - философско-эстетическая категория, означающая высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее критериям совершенства и красоты. Гармония всегда относительна и исторически конкретна. Как диалектическое единство реального и идеального, она представляет в качестве одного из важнейших критериев эстетической оценки.

Эстетику, которую чаще всего называют наукой о прекрасном, наукой о «творчестве по законам красоты», всегда определяло отношение к прекрасному как совершенству.

Высшей степенью красоты, выражением ее сущностного начала является прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства как обладающее высшей эстетической ценностью. В разные исторические периоды мыслители по-разному трактовали понятие «прекрасное». По Платону, прекрасное - это вечная, Божественная идея. Фома

Аквинский рассматривал источник прекрасного в Боге. По мнению Юма; «прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту» Красота как эстетическое понятие, относящееся только ко внешним проявлениям является разновидностью прекрасного. Однако прекрасное обозначает высшую степень, как во внешнем, так и во внутреннем выражении, а красивое

2

3

характеризует только внешнюю сторону явлений.

Противоположность прекрасному - безобразное выражает негативную эстетическую

ценность. Парадокс безобразного в искусстве состоит в том, что действительно безобразный предмет может быть изображен прекрасно. Аристотель, впервые обративший внимание на парадоксальность проблемы взаимоотношений прекрасного и безобразного, подчеркнул разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Поэтому эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением может сопровождаться чувством отвращения к самому предмету изображения. Диалектика противоречия может проявляться также во взаимоотношениях между

внешней и внутренней красотой изображаемого явления. Следует все же отметить, что само представление о безобразном всегда социально исторично. 4. Методы научно-педагогических исследований в обласи методики преподавания изобразительного искусства.

Поисково-исследовательская деятельность учителя — это инновационная деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их

обоснованием, изучением, доведением до уровня технологии. В отличие от внедренческо-исследовательских эти идеи имеют источником

практику самого исследователя. Разработка идеи производится учителем самостоятельно, на основе своего собственного теоретического

запаса, опыта и интуиции.

Поисково-исследовательская деятельность подразделяется на два направления: выработка новых концептуальных идей и разработка новых

образовательных технологий. Что касается уровня ее осуществления, то она может совершаться тоже и на методологическом, и на

теоретическом, и на технологическом уровнях.

Здесь огромную роль играют научные возможности учителя. Это комплексное образование, включающее в себя способности к творческо-

поисковой деятельности (креативность, творческость, любопытство, умение определять зону незнания и др.), методологическую подготовку

(знание теории и технологии педагогического исследования), а также желание ею заниматься. Научные возможности — это потенциал

учителя в сфере обнаружения теории в практике и на основе практики. Это принципиально иная деятельность, чем внедренческо-

исследовательская. Она требует более высокой методологической подготовки учителя.



Технологически поисково-исследовательская деятельность но выработке концептуальных идей включает в себя:

  • рефлексию сложившейся деятельности учителя в системе деятельности образовательного учреждения;

  • сопоставление и анализ этой деятельности с позиций теории;

  • выявление противоречия между наукой и практикой, между своей научно-теоретической подготовкой и результатами личного опыта;

  • формулирование проблемы и цели как средства снятия обнаруженного противоречия;

  • разработка гипотезы как новой концептуальной идеи, заменяющей отжившую, не работающую, не дающую результата;

  • поиск теоретического обоснования новой концептуальной идеи;

  • систематизация фактов педагогического опыта как практического доказательства плодотворности новой идеи;

  • проектирование педагогического процесса системы на основе новой концептуальной идеи;

  • выработка критериев эффективности применения идеи на практике;

  • подбор методов измерения критериев эффективности идеи;

  • опытно-экспериментальная проверка новой концептуальной идеи;

  • "срезы" эффективности применения идеи на разных этапах опытно-экспериментальной работы;

  • обработка эмпирических данных;

  • приведение в соответствие теоретического обоснования новой идеи и выводов, полученных
    экспериментальным путем;

  • выявление "узких" мест в опытно-экспериментальной работе;

  • разработка условий, при которых новая идея эффективна, и "ограничителей", не способствующих этому;

  • разработка методических рекомендаций по реализации новой концептуальной идеи в практике образовательного учреждения;

  • публикация материалов, выступление по итогам поисково-исследовательской работы.

Таким путем разрабатываются новые типы образовательных учреждений, концепции их развития, авторские программы и методики

обучения. Такая работа не всем под силу. Она требует большого знания, умения обобщать факты и сводить теорию с практикой, большой

интуиции, предсказательных способностей.

Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью

установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.



Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного

процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают

реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта

применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ

учащихся, педагогической документации.

Сейчас мы можем воспользоваться интернетом, где находиться достаточно много ресурсов,педагогические форумы,сайты,где отражены

основные роблемы, новые педагогические технологии и находки.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает

конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее

намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное

наблюдение - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают

влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Наблюдение за учащимися во время уроков с целью выявления их психологических особенностей, отношени к предмету, интересы для

улучшения уебно-творческого процесса.



Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с

целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по

заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов

собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании

исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы

записываются открыто.



Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Этот

метод широко используется в диагностике художественного развития учящихся.



3

4

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащих»: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. И (учение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопрои чводимость педагогических явлений и процессов. Выделяют следующие этапы эксперимента:


  • теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

  • методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

  • собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение
    реакций испытуемых);

  • аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических
    рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.



S. Диагностика художественного развития учащихся средней школы.

Каталог: Library
Library -> Лингво-страноведческий аспект видеосерии
Library -> Психологических наук, профессор О. Л. Карабанова; доктор психологических
Library -> Психолингвистики
Library -> Занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач) Занятие Тема: «Сущность конфликта и его причины»
Library -> М. В. Ломоносова юркина Л. В. Методы психологических и педагогических исследований москва 2006 ббк -15 в 24 Юркина Л. В. Методы психологических и педагогических исследований Учебное пособие
Library -> История психологии” (А. Н. Ждан, 2001 г.)
Library -> Гештальтпсихология
Library -> Н. В. Ильина факторы, влияющие на выбор канала и средства деловой коммуникации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница