Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков в последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность»



страница1/3
Дата13.05.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3
Иванова Наталья Михайловна

Учитель биологии высшей категории,

директор МОУ Васильевская СОШ Старицкого района
Воспитание  толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как  путь к преодолению межличностных конфликтов подростков

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность» (от лат.tolerantia – терпение, снисходительность). В Декларации  принципов терпимости, принятой ООН в 1995 г., это понятие рассматривается как «правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений» [1]. С нашей точки зрения, это определение можно уточнить:  важны не просто знания, а знания разных культурных и национальных традиций, не просто открытость, а проявление уважения к лицам другой национальности, свобода мысли и признание инакомыслия, других взглядов и убеждений. Совесть как категория этическая выражает способность человека к моральному самоконтролю.

Интерес к проблеме толерантности в нашей стране связан в первую очередь с развитием философии и этики ненасилия в 90-х годах ХХ столетия. Этику ненасилия проповедовали многие великие философы, писатели, общественные деятели: М.Ганди, Н.Рерих,  Ж.Ж.Руссо, Л.Толстой и др., понимая под этим высшее выражение духовной сущности личности, уважение и признание ценности существования каждого человека.

Проблема формирования толерантности, понимаемая как обучение разрешению конфликтов на основе ценностей ненасилия, заключается в достижении учащимися усвоения универсальных и вместе с тем внешне заданных для человека ценностей.

Существенную роль в решении обозначенной проблемы играет школа, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Моделирование в школе ситуаций конструктивного разрешения конфликтов предполагает четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретно-чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения и взаимодействия на уровне социально-группового сознания. Такое моделирование позволило бы  участникам учебно-воспитательного процесса соотносить собственные ценности с заданными извне, осуществлять самоопределение в процессе общения.

Особенно актуальна проблематика формирования толерантности у подростков, обучающихся в сельских школах в национальных округах, где издавна живут рядом коренные народы (в нашем случае буряты) и русские, где есть национальные (бурятские) и русские школы. Межнациональные отношения взрослых строятся на разумном уважении культуры другого народа, на сотрудничестве в трудовых делах, на взаимопонимании и взаимовыручке в сложных ситуациях.  Что же касается подростков, то и в ходе неформального общения, и во время формальных встреч (смотры, конкурсы, спортивные соревнования и т.п.) между ними зачастую возникают конфликты, основанные на непонимании особенностей национального характера, незнании культурных традиций, неумении решать спор конструктивно.

Воспитание терпимости, ненасилия среди школьников – непростая задача, затрагивающая жизненную позицию личности, ее интересы, специфику самопроявления в подростничестве. Задача осложняется тем, что зачастую в многонациональном социуме любые выяснения отношений в молодежной среде воспринимаются (или выдаются) взрослыми за межэтнические.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение  грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства.

Рассматривая толерантность как ненасилие в широком смысле, мы видим суть ее в умении соотносить и сочетать культурные ценности общества и индивидуальные ценностные ориентации, как альтернативу психологии насилия и насильственных способов взаимодействия. К ценностям ненасилия мы вслед за Баныкиной С.В.и Егоровым В.К. относим [2]:


  • признание безусловной ценности другого человека, его самоценности;

  • значимость самосовершенствования, саморазвития, самореализации;

  • доминирование альтруистической мотивации в сравнении с эгоистическими побуждениями, проявлениями.

Ценности ненасилия подразумевают ориентацию на сотрудничество, компромисс, поиски согласия и содружества в совместной творческой деятельности и выступают условиями толерантности отношений.

В узком смысле ненасилие рассматривается как активность,  проявляемая с целью удовлетворения какой-либо потребности с учетом потребностей партнера и согласования с ним совместных действий. Позиция ненасилия представляет собой устойчивую систему отношений человека к определенным сторонам действительности, которая проявляется в конкретном поведении и поступках.

Идея ненасилия, толерантности не предполагает безусловного примирения «всех со всеми», «услужливость» слабого сильному или безоговорочное принятие той или иной позиции. Это социально-уверенная позиция, включающая признание равного права сторон на независимость и успех, собственное мнение, самостоятельность, ответственность, ориентацию сознания людей на сближение позиций, согласование целей и интересов, поиск новых способов для их обеспечения.

Социальная позиция личности, как результат освоения разнообразного опыта взаимоотношений с людьми, проявляется в установках, взглядах, убеждениях человека, представляя единство субъективного и объективного. Она является совмещенной характеристикой самосознания и системы отношений и типа взаимодействия. В конфликтологии  выделяются  следующие особенности самосознания [3]:



  • конфронтационное: противопоставляет себя Миру, отчуждается от реальной действительности, индивидуализация сопровождается чувством одиночества, страхом, депрессией или агрессией;

  • неконфронтационное: характеризуется своевременным разрешением возникающих проблем; личность способна переживать себя как гармоничную целостность, быть в единстве с Миром, осуществлять процесс личностного саморазвития.

Несмотря на то, что опыт взаимоотношений у каждого индивидуален, можно выделить два типа отношений: с позиции насилия (насильственный) и  с позиции ненасилия (толерантный) и привести черты, характерные для этих типов (см. таблицу 1).

Таблица 1.  Черты, характерные для различных позиций во взаимоотношениях.



Позиция  насилия

Позиция ненасилия

недоверие

презрение

отвержение

отрицание

авторитарность

субъект-объектность

низкий уровень эмпатии

эгоистичность

отношения власти/подчинения


доверие

уважение


принятие

признание

демократичность

субъект-субъектность

высокий уровень эмпатии

гуманизм, альтруизм

отношения равенства и равноправия


Толерантное взаимодействие предполагает отсутствие открытых или скрытых форм принуждения, когда каждая сторона, сохраняя свою независимость, проявляет готовность к согласованию действий и достижению позитивного результата. Такое взаимодействие  возможно лишь при единстве ориентации как на самого себя,  так и на другого человека.

Сравнение толерантного  и насильственного типа взаимодействия дает основание считать, что в основе различий этих типов лежит различие направленности установки, целей, мотивации действий и поступков. Так, Баныкина С.В. и Степанов Е.И. [4] обращают внимание на то, что ненасильственное взаимодействие имеет установку на равенство и равноправие, его цели – в согласовании действий для удовлетворения потребностей и интересов всех участников общения, гуманистическая мотивация обеспечивает субъект-субъектный тип отношений, а тип общения – диалог. Насильственное взаимодействие отличается установкой на неравенство, целью является достижение односторонних преимуществ. Мотивация – в достижении социального контроля, группового давления. Преобладающий тип отношений – субъект-объектный, а тип общения – монологический, авторитарный.  Авторы [4]  отмечают, что тип взаимодействия накладывает отпечаток на речь, манеру поведения, позицию субъектов общения (взрослых и детей, учителей и учащихся).

При создании условий для формирования позиции ненасилия и толерантной установки в поведении в ходе учебно-воспитательного процесса особое значение должно придаваться организации и рефлексии развития личного опыта подростков в процессе тренинговых занятий, где возможно проигрывание различных жизненных ситуаций, требующих выбора. Основными психолого-педагогическими задачами деятельности педагогов в воспитании толерантности подростков должны стать:


  • развитие неконфронтационного сознания, умения находить альтернативные выходы в сложной ситуации взаимодействия;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к другому человеку: умение увидеть позитивные стороны личности или поступка, умения встать на место другого и обосновать свои действия, развитие логики аргументирования своего мнения и др.;

  • достижение психологической готовности к мотивации толерантного поведения.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается [5] как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

В Приморской средней общеобразовательной школе на протяжении нескольких лет действует программа «Школа толерантности», которая направлена на решение задачи преодоления межличностных конфликтов между подростками и формирование толерантных отношений. При разработке программы были использованы идеи А.Г.Асмолова, В.В Бойко, Р.Р Валитовой О.Я. Воробьевой, Г.В.Безюлевой, Г.М.Шеламовой, Г.У Солдатовой, Л.А.Шайгеровой, В.В Шалина, и др.

Основные цели программы:


  • освоение подростками начальных знаний о толерантности как позиции человека, базирующейся на стремлении к мирному сосуществованию независимо от национальных, религиозных и других факторов;

  • развитие у подростков умений признавать и уважать мнение, желание, интересы другого, принимать окружающий мир с многообразием культур и ценностей, национальных и религиозных традиций.

Подготовка программы включала выделение специфики межнационального общения в истории региона, этики делового общения в школе, культуры конфликта и его этапов, законодательные права на жизнь в мире со всеми и др. Программа рассчитана на 24 часа и реализуется через систему классных часов, деловых игр, дискуссий, проведение вечеров разных наций и народов Сибири, изучение быта народов Осинского района, создание национального музея быта, защита проектов бурятской, украинской, русской культуры и т.д.

Мониторинг ситуации с межличностными конфликтами в среде учащихся школы в последние годы указывает на определенную положительную динамику, что может рассматриваться как свидетельство результативности реализуемой нами программы.  

Литература   


  1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конфнренции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ,2001

  2. Баныкина С.В., Егоров В.К. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед. М.: АРКТИ, 2007. – 128 с.

  3. Кожухарь Г.С. Конфликты в сфере образования// Конфликтология – теория и практика. - №4.-2004.

  4. Баныкина С.В., Степанов Е.И. Современный подросток как субъект школьного социума/ Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. – Выпуск 19.

  5. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

«Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании и образовательной области технологии»

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между
20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление
– В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию.
Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен.
Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.
Можно выделит две группы методов понимания:

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий.

Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.

Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.


Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

. ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

. ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

. социально адаптированный ребенок.


Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение «Муравьиное братство»

7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки «Островок общения», работы учащихся по сохранению школьных традиций («Министерство школьных традиций», «Триумфальная арка»)

10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся («Клуб старшеклассников»).

В средних классах рекомендуется использовать интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).


Цели методики
- развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;

воспитание терпимости к инакомыслию;

- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

- воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.


Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:
- снимается страх перед самостоятельным высказыванием; - развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
- формируется умение ценить свою и чужую работу;
- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.

Занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга - информация-взаимодействие-восприятие
- позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.

В задачи игр этого блока входит: развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в школе.

Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели.


В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:
1. Слово педагога о толерантности o Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость). o Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия - определение понятий "Терпение, терпимость, толерантность".
2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости ко всему новому, необычному. o Воспитание способности видеть Другого o Игра "Смотрящий и видящий" . o Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений

"видеть Другого". Тест "Изменить себя или другого". o Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение

"Эгоцентрик". Упражнение "Дружеский шарж". o Способность "не видеть", "не замечать". o Игра "Почта комплиментов". o Рефлексия.
3. Воспитание способности "слышать Другого". o Упражнение "психология восприятия информации". o Упражнение "Поза и интонация". o Упражнение "Заговори, чтобы я увидел". o Рефлексия.
4. Воспитание способности "принимать Другого". o Игра-эксперимент "Ракурс. Аспект. Позиция". o Упражнение "А не странен ли кто?". "Что такое патагенное мышление?" o Упражнение "Аттракция". o Рефлексия.
5. Тренинг. Техника повышения социо-культурной толерантности и эмпатии.
Планируемые результаты
- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.

- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.

- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии
(Айзенка, Веймера и др.)

Предложения, сформулированные нами по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе и, на наш взгляд, соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности.

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Список использованной литературы

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //

Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //

Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001

№ 9, 2002 № 1.

4. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

5. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

6. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование,

2001, № 9; 2002, № 9.

7. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы

"Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ

Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования

2001, № 20.


Каталог: upload
upload -> Основы теории и практики связей с общественностью
upload -> Balachova T. N., Isurina G. L., Regentova A. U., Tsvetkova L. A bonner B. L., Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности
upload -> Основные Причины Появления Эректильной Дисфункции
upload -> Социальные теории лидерства: основные понятия и проблемы
upload -> Лидер как социальный тип: понятие и личностные особенности в западной исследовательской традиции
upload -> Лидерство как личностный феномен
upload -> -
upload -> Пирамида Маслоу плюс – новое слово в теории мотивации
upload -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница