«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада по средствам изобразительной деятельности»



Скачать 176.53 Kb.
Дата11.05.2016
Размер176.53 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ДЕТСИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 105»

Колхозная ул. 69, г. Краснодар, 350010, тел/факс(861)224-53-80

ТЕМА: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада по средствам изобразительной деятельности»

Автор опыта:

Дементьева Наталья николаевна

Воспитатель МБДОУ МО

«Детский сад № 105»
г.Краснодар 2014 г.

Содержание
Информационные сведения об опыте 3

Технология опыта 4

Результативность опыта 8

Библиографический опыт 10

Приложение № 1 12

Приложение № 2. Виды художественной деятельности 15

Приложение № 3. Тематическое планирование 17

Приложение № 4. Лист адаптации 23

Приложение № 5. Вопросы к родителям адаптационного периода у детей, начавших посещать детский сад. 24

Приложение № 6. Условия пребывания ребенка в ДОУ 26

Приложение № 7. Игры, используемые на занятиях 28

Приложение № 8. Рекомендации родителям для создания условий успешной адаптации детей к ДОУ 30

Приложение № 9. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение 35

Приложение № 10. Занятие во 2-й младшей группе по предмету «Лепка» на тему «В гости к солнышку» 39

Приложение № 11. Пальчиковые игры для детей в адаптационный период 42
Информация об опыте
Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации к детскому саду сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка. Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.



Актуальность выбранной темы заключается в необходимости тесного сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению, обеспечивающее малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что является залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Ведущая педагогическая идея опыта работы – способствование снижению уровня тревожности, сокращению срока адаптационного периода у детей и внедрение инновационных форм и методов изобразительной деятельности в обозначенный период.

Новизна выполненного педагогического опыта заключается в использовании инновационных методов и приёмов в изобразительной деятельности, способствующих успешной адаптации детей, развитию навыков и умений, необходимых для успешного перехода детей к последующему обучению в детском саду.

Основная цель работы педагога: изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:

    • Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ.

    • Доказать эффективное воздействие изобразительной деятельности на процесс успешной адаптации детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса.


Технология опыта

Анализируя собственный педагогический опыт, и изучив рекомендации современных методик по воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста, мы провели анализ педагогических средств, используемых для обеспечения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Возрастной период 2-3 лет является сензитивным для сенсорного развития. Учитывая это, мы исследовали, какой вид деятельности сочетает в себе способность обогащать познавательный опыт ребенка, снижать психоэмоциональное напряжение, вызывает интерес и радость.

С одной стороны, знакомясь с предметами и явлениями, ребенок осваивает свойства обследуемых объектов – форму, величину, строение, положение в пространстве, цвет. С другой стороны, воспринимая окружающий мир, приобретает первый чувственный опыт.

Изобразительная деятельность – один из способов усвоения сенсорных эталонов, и требует развития восприятия и ощущений. В то же самое время ребенок, рисуя, испытывает удовлетворение от осязательных и двигательных ощущений, радуется зрительному восприятию цветовых пятен.

Наибольшее влияние на формирование чувственно-эмоциональной сферы человека оказывает цвет. Воспринимая предметы действия с ним, ребенок не всегда вычленяет и осознает его форму, но непременно откликается на цвет. С помощью цвета можно снять психоэмоциональное напряжение.

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Но обычно, в семье редко учат тому, как надо пользоваться изобразительными средствами. Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду. Здесь, воспитатели, вызывая интерес к действию с бумагой и карандашом, успешно решает проблему адаптации. В этот период совершенно неважно, умеет ли малыш держать карандаш или кисть. Важно, что обращая внимание на след, оставшийся от движения карандаша или кисти, ребенок на некоторое время забывает о расставании с мамой.

Планирование и организация занятий по изобразительной деятельности мы осуществляем в соответствии с содержанием образовательной программы МБДОУ, разработанной на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, программы музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплуновой.

Свое внимание мы направляем на решение следующих задач:

1. Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу, обеспечить комфорт, защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие каждому ребенку.


  • Способствовать возникновению чувства привязанности и доверия, симпатии к взрослым, которые заботятся о ребенке.

  • Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном эмоционально
    - положительном отношении к нему.

Использовать невербальное педагогическое  общение,  позволяющее
взрослому передать свое отношение к ребенку.

2. Формировать способность устанавливать эмоциональный контакт
со взрослым, обеспечить развитие сотрудничества в процессе совместной
деятельности, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.


       

Формировать потребность в общении по поводу предметов, игрушек и


действий с ними.

Способствовать развитию интереса к окружающему его миру и самому


себе; поддержанию радости достижения успехов, преодоление трудностей («Я могу!», «Я хороший!»); развивать потребности в самостоятельности («Я сам!»).

3. Развивать коммуникативные умения и речь.

  • Побуждать слушать внимательно, соблюдать очередность, пользоваться
    наряду с жестами и мимикой словами, необходимыми для выражения желаний, налаживание взаимоотношений с окружающими.

4. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес
к изобразительной деятельности.

Учить использовать в рисовании разнообразные материалы и техники,


различные способы создания изображения, соединение в одном рисунке разных материалов с целью создания выразительности образов.

При организации общения с детьми мы  придерживались следующих принципов:



Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание работы определяются на основе комплексного, системного, динамического изучения ребенка, его диагностического обследования.

Принцип учета возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов.

Принцип уважительного отношения к результатам детского творчества.Использование детских работ в оформлении альбомов группы и учреждения.

Принцип доступности, повторяемости, концентричности материала.

Принцип систематичности, последовательности в работе.

Система работы по развитию навыков общения строилась по трем основным этапам, направления которых определились результатами диагностического психолого-педагогического изучения, а конкретное содержание каждого из них возрастными и индивидуально - типологическими особенностями детей.

Учитывая возраст детей, работа построена на основе предметной и игровой деятельности и предполагает использование индивидуальных занятий с каждым ребенком в сочетании с подгрупповыми.

Работу по данному направлению мы проводили следующим образом.



Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.

Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, часто берет ребенка на руки; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.

В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.

Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой («рассердился мишка»), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.

Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).

Для этого мы использовали различные приемы:



  • наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;

  • рассматривание картинок, картин, иллюстраций;

  • инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

  • дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.

На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).

Третий этап - индивидуальные занятия изобразительной деятельностью. На данном этапе реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.

На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование, рисование клеем, опилками на самоклеющейся пленке и др.).

Учитывая особенности восприятия и действий детей раннего возраста (отношение к рисованию как игре, неполнота изображения предмета, эмоциональное восприятие всего происходящего), основным методом работы является совместная деятельность воспитателя и ребенка – сотворчество воспитателя с детьми, что дает возможность воспринимать явление, образ в двух планах: незаконченное и окончательное, которое получилось благодаря их участию.

В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы:



  • показ предмета,

  • показ способов изображения,

  • метод «пассивных» движений,

  • словесное объяснение,

  • комментирование действий,

  • игровые приемы,

  • чтение стихов, потешек и другие.

Для создания выразительного художественного образа использовали интегрирование аппликации и рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу,  которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.

На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.



  • демонстрация рисунков на выставках в группе, учреждении;

  • оформление и рассматривание альбомов с детскими рисунками

Каждого малыша, приходящего в нашу группу, мы включаем в совместную изобразительную деятельность. Помогаем познать ребенку тайны волшебства пластилина,  красок и карандашей. В период адаптации дети рисуют «Травку для зайчика», «Листочки на деревьях», «Дождик, дождик», «Огоньки ночью» и так далее.

Ребята с первого занятия проявляют интерес к этой деятельности, радуются своим рисункам, показывают взрослым. Постепенно и плачущие дети присоединяются к общему процессу.

Сотрудничаем с семьей по вопросам адаптации малышей к новым условиям жизни, используя продуктивные виды деятельности. Знакомим родителей с тематикой занятий изобразительной деятельности, оформляем выставки детских работ, выставляем консультации по формированию интереса у детей раннего возраста к доступным средствам изображения в домашних условиях, о роли художественно-эстетического воспитания в развитии личности ребенка. 



Результативность опыта

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.

Цель нашей работы стало изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.

Теоретический анализ работ А.И. Баркан, А.И. Захарова, Р.Калининой, Л.Семеновой, Г.Яковлевой, Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной и др выявил основные психолого-педагогические характеристики детей младшего дошкольного возраста и специфика их эмоциональных состояний в период адаптации к ДОУ.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые владеют ребенком в этот период в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и положительные, например, радость, удивление, интерес от знакомства с новым – обстановкой, деятельностью.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. По своим результатам адаптация бывает разной: позитивной, негативной.

Учеными (Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева) было выделено три фазы адаптационного процесса: 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); 2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев); 3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

На основании теоретического материала, в практической части нашей работы мы рассматривали влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ. Наше исследование проходило на базе ДОУ №105 г. Краснодара. В исследовании приняли участие 14 детей 2,5 – 3 лет, недавно поступивших в 2 первые младшие группы детского сада.

В качестве методик мы применили анкетирование родителей и методику наблюдения, предложенную Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной, которые выделяют ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Анкетирования родителей показало, что 14% детей экспериментальной группы и 0% детей контрольной группы набрали 3 - 2,6 баллов, таким образом можно сказать, что они были готовы для поступления в детский сад. По 57% детей экспериментальной и контрольной групп набрали 2,5 - 2 баллов – они условно готовы, 29% детей экспериментальной группы и 43% детей контрольной группы были не готовы к поступлению в ДОУ. Они набрали 1,9 - 1,6 баллов.

Первая степень выраженности эмоциональных состояний была обнаружена в начале исследования у 14% детей и экспериментальной и контрольной групп. Вторая степень выраженности – у 57% детей экспериментальной, и 43% контрольной группы. Третья степень выраженности – у 29% детей экспериментальной группы, и 43% – контрольной группы.

Повторное диагностическое исследование показало, что в экспериментальной группе эмоциональное состояние детей проявилось в лучшей степени. Они более спокойны, склонны к радости, у них выше интерес к новому.

Первая степень выраженности эмоциональных состояний была обнаружена у 57% детей экспериментальной и 43% контрольной группы. Вторая степень выраженности – у 43% детей экспериментальной, и 29% контрольной группы. Третья степень выраженности – у 0% детей экспериментальной группы, и 29% – контрольной группы.

На занятиях использовались такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками), рисование красками на камне, рисование на крупе (песке), аппликация, лепка из теста.

В работе приведены примеры игр, которые помогут родителям и воспитателям. Важно, чтобы эта помощь была систематической, целенаправленной, только тогда эта работа может дать положительный результат.

Таким образом, исследование показало - художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.

Художественная деятельность является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Проведенная диагностика выявила, что адаптация дошкольников прошла более успешной в экспериментальной группе, где была проведена предварительная работа с родителями, а с детьми воспитатели углубленно занимались художественной деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.



Библиографический список.


  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1997. – 456 с.

  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 452 с.

  3. Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.– М.: Столетие, 1996. – 368 с.

  4. Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994. – 390 с.

  5. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания. / Е.В. Бондаревская. – М.: Педагогика. 2001. – 123 с.

  6. Божович Л.И., Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968.

  7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М.: Просвещение, 1996. – 278 с.

  8. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига, 2000.

  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1991.

  10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М.: Наука, 1956. –526 с.

  11. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.

  12. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.

  13. Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад… / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. – с.2-11.

  14. Камаров М.М. Психология педагогического мышления / М.М. Камаров. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 238 с.

  15. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. / Я.Л. Коломинский. – Минск: Политиздат, 1969. – 298 с.

  16. Компенсирующее дошкольное учреждение: опыт социальной адаптации детей с туберкулезной интоксикацией. Красноярск: КВПУ№2, 1997. – 103с.

  17. Куркина И. Адаптация без угроз и обещаний. // Детский сад со всех сторон. 2000. №6

  18. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. / В.И. Лубовский – М.: Педагогика, 1978.

  19. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

  20. Михайлова А. Новые программы для детского сада // Дошкольное воспитание. 1995. №8. – с.13-15.

  21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

  22. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

  23. Петровская А.В. Возрастная психология. / А.В. Петровская. – М.: Наука, 1979. – 348 с.

  24. Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.

  25. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; 2000.

  26. Прохорова А. Школа юных живописцев. Раннее развитие художественных способностей // «Мама и малыш», 2004, №5.

  27. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М.к.Акимова, Г.А.Берулава, Е.М.Борисова и др. / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

  28. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной М.: Педагогика, 1988. – 125 с.

  29. Репина Т.А. , Стеркина, Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. / Т.А. Репина Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение. 1990. – 160 с.

  30. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. / В.В. Рубцов. – М.: Педагогика, 1987. – 267 с.

  31. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / А.Г. Рузская. – М.: Карапуз, 1989. – с.189.

  32. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения.// Дошкольное воспитание, №3, 1998. с.85-94.

  33. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. / Е.О. Смирнова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 160 с.

  34. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание. –1998. – №5. – с.39-54.

  35. Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Букова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Педагогика, 1980. – 122 с.

  36. Шаграева О.А. Детская психология. / О.А. Шаграева. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 375 с.

  37. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.

Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 478 с.
Каталог: sites -> ds105.centerstart.ru -> files
sites -> 1. Предмет философии и структура философского знани
sites -> Анализ работы школы за 2010-2011 учебный год
sites -> Міністерство освіти і науки України Державний заклад „Луганський національний університет імені Тараса Шевченка”
sites -> 12 грудня 2014 р. ІV всеукраїнська науково-практична конференція “Андріївські читання”
sites -> Методичні рекомендації для проведення виховних заходів в загальноосвітніх навчальних закладах
sites -> Перечень вопросов, по которым участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) могут получить консультации
sites -> Что такое агрессивность?
files -> Дементьева Наталия Николаевна муниципальное бюджетное дошкольное
files -> Развитие речи в раннем детстве. Раннее детство исключительно важное время для развития речи ребенка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница