Бродяжничество как форма девиантного поведения молодежи
Характеристика бродяжничества
В социальной опеки и призрении нуждается также такая категория детей, как <бродяжки>. В отечественной литературе под термином "бродяжничество" принято понимать систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.
Бродяга не приемлет ни целей этого общества, ни предлагаемых (или навязываемых) этим обществом средств их достижения. Ему вообще не находится места в этой жизни. Выброшенного на задворки жизни, дурно пахнущего, плохо одетого и слоняющегося без дела человека окружающие воспринимают как психа, помешанного или очень странного субъекта. Он смущает и озадачивает сытую толпу, но никогда не бунтует против нее. Политика эскапизма, бегства из окружающего мира его вполне устраивает и даже приносит удовлетворение. Размышления над портретом ретритиста всегда будет вызывать из памяти создание Ч.Чаплина - бессмертный образ бродяги Чарли: его бьют, но он увертывается. Его запихивают в машину, но он остается жив, он улыбается и продолжает жить. Если обстоятельства позволяют, он непременно дает сдачи. Его тянут в светлое будущее, подчиняют функции, а ему хочется просто жить.
«Дети улицы» еще недостаточно изучены, но результаты некоторых исследований, указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей - это эмансипационные побеги, около 30% у девушек - демонстративные побеги; анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой. Как показывают некоторые исследования, повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14 - 15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной город (чаще всего потому, что легче оказалось проникнуть в стоящий у платформы поезд). Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей.
Продолжая подражать взрослым, ребенок с одинаковым упоением воспроизводит как <хорошие>, так и <плохие> социальные образцы. Разделить их, провести ценностный анализ, понять, что такое зло и добро, человек не может даже в раннем подростковом возрасте, потому что у нет правильного понимания природы общественных ценностей. Стало быть, подражание <плохим взрослым> для него не является злом как таковым, поскольку и понимания сущности злого (а не интуитивного его ощущения, которое существует, как догадка, у любого ребенка) у него нет. Вот почему бродяжничество, увлечение блатной субкультурой, курением, спиртными напитками, воровством и матерщиной для подростка в 9-13 лет рассматривается как совершенно нормальное явление, которое нельзя судить с позиций доброго-злого. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет активный процесс переработки и осмысления усвоенного материала, но применить его на практике подростки еще не умеют. Произвольный контроль за собственными действиями у маленького человечка очень нестабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего надзора со стороны авторитетного социализатора он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках <правильного> поведения. Дети из неблагополучных семей лишены такого надзора, они-то и пополняют главным образом криминальную статистику.
Кравченко А.И. Социология девиантности. – М: Наука, 2000
Филатова Е. В. Теория социальной работы. – Кемерово: Импульс, 2003
Поделитесь с Вашими друзьями: |