Что такое творческие способности?



Скачать 102.27 Kb.
Дата14.05.2016
Размер102.27 Kb.
Что такое творческие способности?

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

А что же такое творческие способности? В настоящее время существует несколько классификаций.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. /Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. с. 436./

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими особенностями:


  • быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);

  • гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;

  • оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми);

  • законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие виды творческих способностей /Лук А.Н. Психология творчества. – Наука, 1978. 125 стр./

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики), выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69/.

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности /Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ/.



  • способность рисковать

  • дивергентное мышление

  • гибкость в мышлении и действиях

  • скорость мышления

  • способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые

  • богатое воображение

  • восприятие неоднозначности вещей и явлений

  • высокие эстетические ценности

  • развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о сущности и особенностях творческих способностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей, которые формируют креативность (от лат. creatioсозидание) /Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4 изд. – М.: Российская Академия наук институт русского языка им. В.В. Виноградова, 2005./ – общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных активностях, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности: в сферах развитие воображения и развития качеств творческого мышления.

Подробнее компоненты творческих способностей можно определить так.

1. Беглость

• Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.

• Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.

• Ребенок задает много вопросов.

• У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.

• Ребенок употребляет большое количество слов при выражении своих мыслей.

• Ребенок работает быстро и продуктивно.

2. Гибкость

• Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа.

• Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.

• Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.

• Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.

• Ребенок думает о различных путях решения проблемы.



3. Оригинальность

• Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает ассиметричные рисунки и изображения.

• Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.

• Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).

• Ребенок получает удовлетворение от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.

• После того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.

• Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

4. Разработанность

• Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.

• Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений, и предлагает наиболее глубокое значение.

• Ребенок отказывается от чужой идеи или изменяет ее каким-либо образом.

• Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу (идею) других людей.

• Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.

• Ребенок изменяет правила игры.

5. Любознательность

• Ребенок спрашивает всех и обо всем.

• Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.

• Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.

• Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.

• Ребенок ищет разные возможности решения задачи.

• Ребенок изучает книги, игры, карты, картины и т.д., чтобы познать как можно больше.

6. Воображение

• Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел

• Ребенок представляет, как он будет решать проблему, которую он решает сам.

• Ребенок мечтает о различных местах и вещах.

• Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался.

• Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие.

• Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

7. Сложность

• Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.

• Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.

• Ребенок любит изучать что-то без чьей-либо помощи.

• Ребенку нравятся сложные задания.

• Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.

• Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

8. Склонность к риску

• Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.

• Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить.

• Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.

• Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.

• Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя, родители выражают ему свое неодобрение.

• Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет.

Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними, зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период – время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время самых широчайших возможностей к развитию.

Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко. Тогда этот процесс может достичь наибольшего результата: ребенок может стать способным, талантливым и даже гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент созревания», не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.



В целом дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница