Cистема символов в дизайне современного костюма: теория, методология, практика



страница1/3
Дата21.05.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3



На правах рукописи

МАКАРОВА Татьяна Львовна


CИСТЕМА СИМВОЛОВ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн

(Искусствоведение)


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора искусствоведения

Москва – 2013 г.

Работа выполнена в ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт

технической эстетики» и ФГБОУ ВПО «Московский государственный

университет дизайна и технологий»




Научный консультант:

Петушкова Галина Ивановна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой «Дизайн костюма»

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологий»



Официальные оппоненты:


Савельева Ирина Николаевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры дизайна ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»




Семёнова Виктория Викторовна,

доктор технических наук по специальности 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн, профессор кафедры «Дизайн костюма» Института дизайна ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна», Вице-президент «Союза дизайнеров России»






Ефимов Андрей Владимирович,

заслуженный деятель искусств РФ, доктор архитектуры, профессор, заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды» ГОУ ВПО «Московский архитектурный институт (Государственная академия)»



Ведущая организация:


ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», кафедра дизайна

Защита диссертации состоится 11 октября 2013 г. в 11.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 217.003.01 в ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики» по адресу: 129223, Москва, Проспект Мира, д. 119, Всероссийский выставочный центр Российской Федерации, стр. 312, ВНИИТЭ.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики».

Автореферат разослан и размещен на сайте МИНОБРНАУКИ ВАК и ФГБНУ ВНИИТЭ 11.07.2013 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук Манолова О. Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. В дизайне конца XX – начала XXI вв. активно используются символы для построения современного костюма и его рекламного образа. Анализ коллекций дизайнеров свидетельствует о создании новых модных образов костюма, основанных на использовании ряда символов, известных в культурах мира с древности. Символ в семиотике, философии, эстетике, филологии – «коммуникационная модель», связанная с единым «смысловым пространством культуры».

Дизайн костюма и его рекламного образа актуализирует всё новые и новые символы, их сочетания в разных образах, которые эстетически не всегда привлекательны, что вызвано недостатками проектирования. Мода постмодернистского периода имеет ретроспективный и театральный, «игровой» характер, сочетает в разных комбинациях модные образы разных десятилетий, смешивает их характеристики и рождает то прекрасные и оригинальные, то китчевые и эклектические «образования».

Процесс смешения элементов символических систем продолжается во всех объектах современного дизайна: костюм полифоничен, а использование базовых форм силуэтов практически в равных пропорциях – черта современной моды. Трудно прогнозировать модные тренды, опираясь только на знание о символах традиционных культур, при невозможности использовать только уже известные подходы прочтения актуальной формы силуэта. Это осложняет предпроектный анализ при создании коллекций дизайн-объектов и анализ перспектив внедрения готового проекта в производство. Для выявления модного тренда требуются новые способы анализа рекламного образа костюма: в многообразии форм и цветов необходима опора на систему элементов современного костюма.

Всё это даёт основание считать современный костюм многогранным явлением проектной культуры, которое требует глубокого исследования.

В то же время, в теории дизайна недостаточно исследована эта область, нет ответа на ряд важных вопросов, имеющих значение для теории, методологии, практики использования символов: каковы элементы системы символов в дизайне современного костюма как составляющей проектной культуры? Каковы взаимосвязи символов в семантическом поле современной моды?

В условиях роста конкуренции повышается роль символов не только в дизайне костюма (в т. ч. как способа создания имиджа), но и в современном графическом дизайне и дизайне среды. При проектировании коллекции дизайн-объектов, на этапе предпроектного анализа, требуется выявить, что актуально, какой образ будет перспективным, востребованным у целевой аудитории, какие символы используются дизайнерами в данный период моды и как функционируют в рамках модного процесса.

Символы становятся не только элементами образа, но и способом выражения ценностей фирмы, привлечения целевой аудитории к компании. Как видно из презентованной на международных фестивалях («Cannes lions», «Red apple» и других) маркетинговой продукции, удачно выстроенный рекламный образ повышает лояльность к бренду: транслируемые настроения, эмоции, ассоциации играют важную роль в выборе товара потребителем. Здесь противоречивость в выборе символов для смыслообразования является значительным риском не только для фирмы, но и для карьеры дизайнера (примерами служат неудачные коллекции, плакаты, ролики, банкротства рекламных фирм и Домов моды). Проблемы семантики языка символов в практике современного искусства и дизайна и различения гармоничной и дисгармоничной символик в дизайне современного костюма и его рекламного образа глубоко не проработаны.

Согласно результатам исследований учёных (Пирс Ч., Фреге Г., Моррис Ч., Эко У.), символ имеет два аспекта: форму и смысл. В ХХ веке научные школы глубоко проработали вопрос о формообразовании в дизайне современного костюма и заявили семиотический подход к костюму, понимая его как систему неких знаков. Но глубокой проработки многогранной проблемы смыслообразования в дизайне костюма до сих пор нет. Не изучены коммуникативно-знаковая сущность костюма и её трансформации, не разработана система символов современного костюма, не обозначены её элементы как своеобразный метаязык: в науке о дизайне костюма до сих пор нет теории о единой системе символов.

Актуальные разработки в области методологии системного анализа иконического материала современного костюма не отражают методологию единой системы символов, с учётом механизмов функционирования этой системы, которые неизвестны.

Для практического использования указанных выше теории и методологии системы символов в дизайне современного костюма не созданы технические и технологические разработки: нет компьютерных программ, баз данных; нет методических рекомендаций и образовательных программ для дизайнеров. Это затрудняет процесс предпроектного анализа, проектирования и прогнозирования модных трендов в области дизайна современного костюма.



Актуальность темы связана с изменениями в дизайне в условиях современного постиндустриального общества и обусловлена:

  • высокой скоростью развития технологий тиражирования объектов, образов, символов современного дизайна и увеличением количества фирм-производителей продуктов дизайна;

  • необходимостью повышения качества модной продукции, которая должна быть более конкурентоспособной в культурном контексте своего времени;

  • комплексным воздействием на людей через дизайн, в том числе, за счёт тиражирования продукции, при этом заметным явлением стала большая свобода в использовании деструктивных образов: происходит подмена гармоничных (живых, созидательных и ярких) образов деструктивными, разрушающими психику человека;

  • низкой культурой оперирования знаками и символами в современном костюме (попытки создания в образе дизайн-продукта единого смысла из противоположных по смыслу символов);

  • необходимостью повышения уровня качества дизайн-образования, разработкой актуальных образовательных программ на базе новых научных подходов.

Всё это определило цель исследования, в котором основой стала идея о том, что в дизайне современного костюма символ имеет первостепенное значение как инвариант смысла целого образа, который выстраивается из характерных символов как базовых элементов общекультурных кодов.

Целью диссертационного исследования является разработка теории системы символов в дизайне современного костюма, методологии анализа и проектирования модных трендов с использованием разработанной системы символов и практики применения технологий, основанных на новой теории.

Задачи диссертационного исследования:

  1. Осуществить анализ теории и практики современного дизайна и обосновать актуальность проблемы символа в семантике костюма как объекта дизайна.

  2. Осуществить теоретико-методологический анализ современных научных подходов к решению проблемы символа в семантике современного костюма как инварианта его образа.

  3. Проанализировать достижения семиотической теории в её историческом развитии с целью построения теоретико-методологической основы диссертационного исследования.

  4. На базе семиотической теории обосновать теоретико-методологическую концепцию системы символов в дизайне современного костюма в единстве аспектов синтактики, семантики и прагматики.

  5. Проанализировать основные теоретические положения социальных и гуманитарных наук об изобразительных символах, выявить общие для разных культур символы для разработки теоретической концепции системы символов в дизайне современного костюма.

  6. На основе полученных результатов предложить методику анализа иконического материала современного (женского, европейского) костюма. Разработать экспериментальную «Систему символов костюма», выявить статистические закономерности её функционирования в период 1981 – 2010 гг.

  7. Разработать теорию «Системы символов костюма» в единстве семиотических аспектов синтактики, семантики и прагматики: определить структуру, свойства и механизмы функционирования этой системы.

  8. Разработать математическую модель исследования трендов «Системы символов костюма» и на её базе методику определения трендов «Системы символов костюма».

  9. На основе применения разработанной методики определения трендов «Системы символов костюма» выявить причины возникновения и значение гармоничной и деструктивной символик в дизайне современного костюма.

  10. На основании апробации разработанной методики определить актуальные и перспективные тренды в дизайне современного костюма.

  11. Разработать методические рекомендации для дизайнеров по применению «Системы символов костюма» в дизайне современного костюма.

  12. Разработать программу и базу данных с результатами исследования.

  13. Выявить перспективы использования разработанной системы символов на основе апробации и внедрения результатов работы в разных областях дизайн-проектирования, а также в учебном процессе (практика применения, т. е. прагматический аспект «Системы символов костюма»).

  14. Разработать образовательные программы, УМК дисциплин по специальности «Дизайн», практикумы и учебные пособия на базе новой теории системы символов костюма и методологии анализа и проектирования модных трендов с использованием разработанной «Системы символов костюма».

Объектом диссертационного исследования является иконический материал современного (женского, европейского) костюма класса прет-а-порте, который представлен в официальных изданиях о моде.

Предмет диссертационного исследования: символы в дизайне современного костюма как система (в единстве трёх семиотических аспектов: синтактики, семантики и прагматики): их структурные отношения и механизмы исторического развития.

Временные границы исследования. В диссертации исследуется современный костюм конца 20 – начала 21 века: с 1981 по 2010 гг. Данный период выбран как время развития постмодернизма, полистилизма, эклектики, быстрой смены модных трендов.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что символы в дизайне современного костюма представляют собой целостную систему и на базе этой системы возможно разработать теорию и методологию системы символов костюма в единстве аспектов синтактики, семантики и прагматики; для практического применения новой теории и методологии системы символов костюма возможно создать технические и технологические разработки.

Степень научной разработанности темы. Структура диссертационной работы базируется на комплексном взаимодействии различных отраслей и направлений науки, рассматриваемых с позиций искусствоведения (теории дизайна костюма), поэтому выделены достижения учёных, важные для решения поставленных задач.

Используются основные принципы дизайн-проектирования, системного и средового подхода к дизайну, которые выявлены такими авторами, как: Глазычев В.Л., Грашин А.А., Сидоренко В.Ф., Иконников А.В., Минервин Г.Б., Хан-Магомедов С.О., Назаров Ю.В., Лаврентьев А.Н., Михайлов С.М., Бесчастнов Н.П., Воронов Н. В., Фоменко А.Н. и другие.

Для обоснования теоретических положений диссертации рассмотрены научные работы по семиотике дизайна, которые базируются на научных достижениях учёных (социологов, философов, культурологов, археологов, этнографов, семиотиков, психологов), которыми поставлен вопрос о знаковых системах, смыслообразовании, современных модификациях «мифа», анализе «текстов» современной культуры. Здесь важны для нашей темы следующие основные положения: 1) в области поэтики и семиотики фольклора славянских народов: «трансформация функций этнографических фактов при переходе из одной социальной группы в другую» (Богатырёв П.Г.); 2) в области реконструкции смысловой системы моды: «мода как миф» (Барт Р.); 3) в области анализа специфики различных культурных «текстов» эпохи постмодернизма: понятия деконструкция, гиперреальность, симуляция, симулякры (Бодрийар Ж.).

В области теории, методологии и практики формообразования костюма современный костюм понимается как знаковая система элементов, их структурных отношений и механизмов исторического развития в пределах определённых циклов. Здесь важно отметить ключевые теоретические разработки: 1) обозначены основные знаковые формы в костюме XX в. и определены циклы их смен; впервые применены методы теории вероятности и математической статистики, что позволило говорить о прогнозе модных тенденций (Козлова Т.В.); 2) выявлена генетическая природа смены геометрических симметрийных преобразований исходных форм-знаков и установлены механизмы их системного развития на протяжении XIX-XX вв., что позволило осуществлять статистическую экстраполяцию развития этих систем в будущем (Петушкова Г.И.). В работах аспирантов МГТУ им. А. Н. Косыгина в области теории дизайна костюма развиты такие положения, как: системность, цикличность развития, знаковость современного костюма (Жученкова С.Н.; Заболотская Е.А., Ильичева Е.В.). Продолжили научные поиски: Белько Т.В. (бионические принципы проектирования костюма и взаимосвязь циклов его развития с циклами солнечной активности); Смурова Л.В. (принципы фрактальной гармонизации костюма), Егоричева Е.В., Филатова Н.А. (взаимосвязи циклов развития модных форм костюма с экономическими, социальными и другими циклами, соотнесение модных циклов с числами ряда Фибоначчи); Каллагова И.В. (имиджи костюма на базе основных «типов личности» разных эпох), Упине А.М. (дизайн костюма как средство формирования имиджа).

Современный костюм – многогранное явление проектной культуры, которое требует глубокого исследования. Вопросы о семиотической природе языка дизайна рассмотрены в работах Степучева Р.А., автора (костюм), Жердева Е.В.  (промышленный дизайн), Стор И.Н. (графический дизайн), – согласно которым в теорию дизайна введены семиотические понятия и сформулированы некоторые теоретические положения, которые характеризуют визуальный язык разных дизайн-объектов. Эти научные результаты показали перспективность дальнейшей семантизации знания о современном костюме как объекте дизайна.

Таким образом, семиотический подход к дизайну костюма заявлен, но его реализации в полной мере на сегодня нет. В теории дизайна недостаточно исследована эта область как системное явление и нет ответа на ряд важных вопросов, которые имеют значение как для дизайнеров и дизайн-образования, так и для потребителя: какие символы используются дизайнерами в данный период моды и какие смыслы имеют, каким образом функционируют в рамках модного процесса; каким образом гармонично сочетаются базовые символы древних культур мира в современном костюме; каковы элементы межкультурной системы символов в дизайне костюма как составляющей современной проектной культуры; каковы взаимосвязи символов в семантическом поле современной моды; что есть гармоничная и деструктивная символика модного образа, как её описать, на чём она построена, каковы её функции; в чём причины возникновения деструктивных образов в дизайн-проектах, казалось бы, направленных на гармонизацию окружающей среды; в каких случаях деструктивная символика целесообразна, как грамотно её использовать.

Все эти вопросы требуют системной проработки, что возможно через создание семиотической парадигмы анализа современного костюма, в которой будут обобщены и истолкованы с единых позиций гуманитарных, социальных, естественных и точных наук знания о символах как архетипических кодах мировой культуры, как базы развития современной проектной культуры, объектом которой является современный костюм.

Методологической основой диссертационного исследования послужили принципы историко-эстетического и искусствоведческого анализа, сформулированные в работах Аверинцева С.С., Бахтина М.М., Лосева А.Ф. В частности, принцип конкретности гуманитарного знания как понимания-интерпретации, соотнесения с другими текстами и переосмысления в новом контексте (Бахтин М.М.). В качестве общекультурологического основания автор опирается на концепцию универсализма как мировоззренческую установку на культурный синтез, на «всемирность» истории и единство линии человеческой культуры (Ясперс К.).

Решение конкретных задач обеспечило системное применение ряда методов: приёмы сравнительно-сопоставительных процедур применялись для формирования репрезентативной выборки изображений костюма; использовались принципы формально-композиционного анализа и методика художественно-конструкторского анализа, разработанные во ВНИИТЭ: системно учитывалось взаимодействие всех участников знакового процесса (семиозиса): человека, костюма и объектов «среды» (как художественного пространства, в которое помещена манекенщица) в рекламных изображениях современного костюма; в процессе изучения костюма применены приёмы сравнительно-исторического, культурно-исторического и историко-типологического методов, что позволило выявить тенденции его развития; в процессе изучения системы «Костюм – «Среда» использовались элементы средового подхода; система символов костюма как культурологическое и художественное явление рассматривалась с позиций системного подхода. В процессе исследования применялись эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент; для их обработки применены методы теории вероятностей и математической статистики. При разработке авторских дизайн-проектов на базе результатов исследования применялись методы проектного и композиционного формотворчества.



Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке системы символов костюма (ССК), в которой обобщены общенаучные данные: о базовых символах культур мира; о психологическом воздействии на человека символов и образов искусства и дизайна; об архетипах бессознательного, о гармоничных и деструктивных образах; о формообразовании и смыслообразовании в дизайне костюма:

1. Разработана система символов в дизайне современного (женского, европейского) костюма на уровне теории, методологии, практики, теоретически и методологически обосновано, разработано и экспериментально подтверждено новое направление в дизайн-проектировании костюма: разработка, изучение системы символов костюма – ССК и её использование для формирования образа с определённым смыслом, то есть разработки гармоничных символов и образов, грамотного использования деструктивных символов и образов (термины введены автором).

2. Впервые предложена новая научная парадигма: теория, методология и практика разработанной «Системы символов костюма» (ССК), – которая объединяет в себе данные гуманитарно-социальной и естественно-научной теории с точки зрения семиотического подхода к современному костюму: анализу и проектированию костюма в контексте единой культуры мира, которая формируется в постмодернистский период и архетипическими кодами которой являются наиболее гармоничные и «устойчивые» в мировой культуре символы.

3. В результате комплексного анализа теоретической базы отечественной и зарубежной семиотики в её историческом развитии выявлены основные термины и положения, ставшие основой для построения теоретической концепции системы символов в дизайне современного костюма как оригинального языка символов, который характеризует семантическое поле современной моды.

4. Построена единая система символов в дизайне современного костюма – система гармоничных структур, известных как основа (базовых) архетипических кодов в разных культурах мира. Впервые произведена семантизация элементов системы символов современного костюма.

5. Разработана методика анализа иконического материала современного (женского, европейского) костюма. В результате статистического исследования по разработанной методике подтверждена гипотеза о характере функционирования системы символов в дизайне современного костюма; разработана базовая «Система символов костюма» (ССК) из 52 элементов: 45 изобразительных и 7 цветовых символов (групп цветов), а также ряда уровней и подсистем ССК. Выявлены статистические закономерности функционирования данной системы в период 1981 – 2010 гг.

6. Предложена единая система символов современного костюма как оригинальный язык в единстве трёх семиотических аспектов: синтактики, семантики и прагматики.

Определён синтаксический аспект циклической закономерности смены символов ССК: доказано, что символы ССК переходят из одной подсистемы ССК в другую, образуя своеобразный «круговорот» через все подсистемы ССК.

Выявлен и рассмотрен процесс смыслообразования в ССК, разработаны: семантические карты символов ССК, а также гармоничных и деструктивных образов; таблицы сочетаний лексем семантического поля ССК (смысловых и стилевых); разработаны классификации основных символов для каждой подсистемы ССК.

7. Разработана целостная теория системы символов в дизайне современного (женского, европейского) костюма (ССК) в единстве семиотических аспектов синтактики, семантики и прагматики, в которой для описания семантического поля современной моды: 1) предложен тезаурус ССК: в научную теорию и практику введены новые понятия, характеризующие процесс формо- и смыслообразования (семантика, синтактика, прагматика) в костюме; 2) определены структура, свойства и механизмы функционирования «Системы символов костюма» как системного явления: определено семантическое поле ССК, выделены его основные свойства; установлено, что в ССК существуют антонимические и синонимические отношения между символами.

Сформулирована концепция и разработана блок-схема цикла смыслового взаимодействия групп символов ССК: разрушение одних образных систем и образование других: гармоничные символы являются признаком расцвета модной тенденции (образа, стиля, самого Дома моды) и движения в направлении гармоничного развития, деструктивные – её увядания.

8. Определены причины появления и значение гармоничных и деструктивных символов-лидеров периода. Выявлены причины возникновения деструктивной символики и определена её роль как маркера конца цикла развития модной тенденции.

9. Разработана математическая модель исследования трендов ССК и на её базе методика определения трендов ССК, которые позволяют анализировать изменения ССК и создавать перспективные сочетания символов.

10. Проведена апробация разработанной методики определения трендов в ССК: выявлены тренды развития ССК на 2013 – 2020 гг.; сделан прогноз развития наиболее значимых символов в четырёх подсистемах ССК: от костюма до фона его изображения (т. е. в системе «Костюм – «Среда», спроецированной на рекламное изображение).

11. Разработаны методические рекомендации для дизайнеров по применению «Системы символов костюма» (ССК) в исследованиях и проектировании трендов в дизайне современного костюма.

12. Разработаны программа и компьютерная база данных с результатами исследования (в т. ч. карты гармоничных и деструктивных символов, вероятностная модель развития ССК на период 2013 – 2020 гг.).

13. Проведены апробация и внедрение результатов работы в дизайн-проектировании: теоретические положения «Системы символов костюма» апробированы в разных областях проектной деятельности и выявлены перспективы использования разработанной системы символов на основе апробации результатов работы.

14. Разработаны образовательные программы, учебно-методические комплексы дисциплин по специальности «Дизайн», практикумы и учебные пособия на базе новой теории системы символов костюма и методологии анализа и проектирования модных трендов с использованием разработанной «Системы символов костюма».



Каталог: vniite
vniite -> Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом социально-психологического климата в коллективе
vniite -> Эргономика в решении проблем гуманизации городской среды
vniite -> Оптимизация работы психолога с подростками, вступившими в конфликт с законом
vniite -> Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов
vniite -> Психолого-эргономические и физиологические основания определения перспектив трудоустройства подростков с эписиндромом
vniite -> Комплексное психофизиологическое исследование, оценка и корректировка прослушиваемой музыки на работе
vniite -> Система музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека
vniite -> Психолого-эргономические составляющие успешности служебной деятельности младшего командира военно-учебного заведения
vniite -> Критериально-профессиографическая модель оценки инновационного потенциала субъекта труда
vniite -> Особенности профессиограммы труда психолога служебной деятельности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница