Дискурс успешности в российской медиакультуре 2000-х годов



Скачать 391.38 Kb.
страница1/3
Дата14.05.2016
Размер391.38 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3
На правах рукописи

 
  


 
 
 
 
 

МЕРЗЛЯКОВА ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВНА 
 
 


ДИСКУРС УСПЕШНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЕ

2000-х годов.

Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени



кандидата культурологии 
 
  
 
Москва 2012

Работа выполнена на кафедре истории и теории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»



Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор



ЗВЕРЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор



АСТАФЬЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Кандидат философских наук



ЧИСТЯКОВА ВИКТОРИЯ ОЛЕГОВНА

Ведущая организация:

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Защита состоится «19» марта 2012 года в ___ часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.06 в Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125993, Москва, ГСП-3, Миусская площадь, д. 6, ауд. ______.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета по адресу: 125993, Москва, ГСП-3. Миусская площадь, д.6.

Автореферат разослан «16» февраля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат культурологии С.А. Еремеева



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современных историко-культурных исследованиях большое внимание уделяется изучению тезауруса массовой культуры, базовых понятий, при помощи которых общество моделирует желательные сценарии поведения и стили жизни людей. В дискурсах российской массовой культуры 2000-х годов часто употребляются и обсуждаются понятия успеха и успешности. Стремление сделаться успешным человеком, быть воспринятым в таком качестве является одним из движущих мотивов поведения, который поддерживается различными социальными институтами: семьей, школой, работодателями. В культуре потребления личная успешность характеризует потенциальные возможности и желания ее идеального субъекта, чей образ конструируется и тиражируется посредством рекламы и других маркетинговых технологий.

Из сферы деловой культуры, оперировавшей понятием успешности субъекта в связи с оценкой его профессиональных качеств, понятие было перенесено в массовую культуру и стало применяться для разговора о самых разных жизненных ситуациях. В различных медиа – в печатных СМИ, на телевидении, радио, Интернет-сайтах – конструируются и воспроизводятся представления о возможных сценариях, ценностях, образах, соответствующих представлениям об успехе. Формирование стереотипов происходит как целенаправленно (в рекламных компаниях, заказных материалах в СМИ и т.д.), так и непреднамеренно (благодаря повышению случаев упоминания в СМИ).

Медийный дискурс успешности позволяет выявить представления разных социальных групп. В настоящей работе интерпретируются образы успешности, складывающиеся и воспроизводящиеся в медийной коммуникации. Анализ текстов, формирующих этот дискурс, позволяет выявить модели поведения, признаки и качества, расцениваемые в культуре как атрибуты успешности. Их изучение, в свою очередь, дает возможность выявить ценности и значения, которые актуализируются в российской культуре в 2000-е годы.

Степень изученности темы. Связанные с нашей проблематикой вопросы поднимались как в российской, так и в зарубежной науке последних лет. Однако комплексного исследования образов успешности в российских медиа не проводилось.

Социальные представления об успехе изучались в работах социологов (М.А. Александровой, П. Бенуа, О.И. Ефремовой, В.И. Карасика, Н.Д. Паршиной, А.Ю. Согомонова, Н.Р. Эренбург). Мы исходим из гипотезы о том, что успех является важным концептом современной культуры, отражается в медийном языке, может быть проанализирован на дискурсивном уровне. Такая посылка служила для исследований репрезентаций других культурных концептов (счастье, семья, богатство и т.д.) в текстах определенного типа и жанра (например, в текстах телевизионной рекламы). В этом направлении можно отметить работы Х.Н. Кафтанджиева, Е. Лапиной-Кратасюк, О.В. Туркиной.

Внимание культурологов и социологов привлекает вопрос об общих принципах организации медиакоммуникаций, которые претерпели существенные структурные изменения с приходом эпохи цифровых и интернет-технологий. В условиях интерактивности и возможности производства контента самими пользователями, складываются новые правила формирования и распространения социокультурных образов и установок. Эти процессы подробно описаны в работах М.Кастельса, А. Левинсона, Ф.Уэбстера, Р. Харрис.

Изучению успешности, личностного роста, самореализации посвящен ряд работ в области социальной психологии, (например, Ю.В. Артамошиной, М. Бэкингем, Ю.Э. Клейменовой), психологии личности, педагогики (С.Л. Белых, С. Вайн). Одним из важных понятий в психолого-педагогической литературе является ситуация успеха, которое описывает поведенческие контексты, формирующие у индивида чувство собственной успешности. Для психологии успешность является, прежде всего, субъективной характеристикой, зависящей от степени удовлетворения субъекта занимаемым положением.

Изучению природы социального успеха отводится важное место в социологических исследованиях. Выявление и интерпретация индивидуальных представлений сочетается в таких работах с аналитическими обобщениями, описанием трендов, актуальных для того или иного периода. Ряд работ в социологии культуры касается темы личного успеха как социально значимой ценности. Среди них большое значение имеют работы Д. Брукса, А. Левинсона, А.Ю. Согомонова. Можно выделить несколько ключевых теорий, анализирующих структуру представлений о социальном успехе. Это теории, основанные на идее демонстрационного потребления, связывающие представления об успехе с определенными социальными формациями. В этом направлении работали Т. Веблен, Г.Г. Дилигенский; концепции успеха как модели рационального выбора (Д. Фридман, Дж. Ритцер, М. Хетчер), описывающие соотношения личного выбора человека с ценностями, предписываемыми ему социальным окружением. Сюда же мы относим теорию обмена Дж. Хомаса, представляющую успех как повторяемое и возобновляемое действие, заслуживающее общественное одобрение и вознаграждение.

В лингвистических исследованиях изучаются проблемы словоупотребления и трансформации значений понятия успех, например, у Е.В. Ноженко. Среди работ в области маркетинга и рекламы можно отметить Д. Балыко, П. Карнауха, М. Розина, посвященные формированию стереотипических образов успешности в массовой культуре.



Повышенное внимание к проблемам личной успешности выразилось в написании множества популярных работ на эту тему, носящих публицистический характер.

Объектом исследования стали тексты российских медиа (как старых, так и новых средств массовой информации и коммуникации – периодической печати, телевидения, Интернета) периода 2000-х годов, в которых обсуждается проблематика личной успешности.

Предмет исследования – дискурс успешности. Под дискурсом успешности в данной работе понимается совокупность высказываний, связанных с репрезентацией образов личной успешности, объединенных общей темой, интенцией и определенными правилами производства значений. Говоря о дискурсе успешности, мы исходим из предпосылки, что объективно существующего «вовне» объекта успешность не существует, но что эта конструкция собирается каждый раз в дискурсе.

Хронологические рамки исследования. 2000-е годы стали периодом развития культуры потребления в российском обществе. Понятие успешности в этот период становится своего рода универсальным критерием оценки положения человека в социуме. В 2000-е получили развития принципиально новые типы СМК, связанные с развитием интернет-технологий. Это привело к существенном изменению медиаландшафта, дало возможность пользователям влиять на содержание материалов, быстро и открыто выражать свое отношение к текстам, создавать собственный контент, доступный неограниченному числу читателей. В середине 2000-х в отечественных СМИ складывается метафора «лихих 90-х», подчеркивающая не только хронологическое, но и социокультурное разделение эпох.

Цель данной работы – выявление устойчивых сценариев поведения, расценивающихся как успешные в российской медиакультуре 2000-х годов, изучение распространенных образов и представлений о личной успешности, и связанных с ними ценностей и значений.

Задачи исследования

  1. Определить границы предметного поля, обосновать проведение данного исследования как междисциплинарного.

  2. Выявить базовые характеристики понятий успех и успешность, актуализируемые в российской культуре в 2000-е годы. Определить круг близких понятий в дискурсивном пространстве медиа.

  3. Описать и обобщить комплекс высказываний о личном успехе и успешности, циркулирующих в медиа.

  4. Типологизировать полученные данные, проанализировать общие и специфические черты и инструменты формирования образа успешности в СМИ. Изучить стратегии репрезентации образов персональной успешности, основные и альтернативные модели биографического проектирования, оцениваемые как успешные в медиа.

Была сформулирована рабочая гипотеза о том, что исследуемое дискурсивное поле выходит за рамки конкретных понятий успех и успешность. Оно включает широкий круг значений и проблемных областей, артикулируемых в текстах медиа. Категория успешности (включающая в себя также смежные понятия, актуализируемые в текстах в связи с тематикой успеха) в культурном измерении функционирует как эквивалент категории власти в измерении политическом. В обществе, не имеющем четкого разделения на классы, формируемые по родовым, производственным или имущественным признакам, внутренние иерархии выстраиваются с опорой на общности разделяемых культурных значений. Процесс разделения социума на «своих» и «чужих» посредством принятия общих ценностей является одной из базовых характеристик любой культуры. Формирование и развитие общественного дискурса успешности, фиксация в медиа определенных стереотипических образов является средством формирования новых социальных отношений. Изучение представлений о социальной успешности позволяет лучше понять процессы формирования новых элит.

Источниковая база исследования. Вопрос создания репрезентативной выборки источников представлял особую задачу при проведении исследования. Многочисленные интертекстуальные связи создают сложную ткань современной медиакультуры, все более стирающей границы между сферами официального и неформального, частной и публичной жизни индивида. В качестве источников мы выбрали опубликованные материалы печатных СМИ и интернет-ресурсов; также в круг источников вошли программы российского телевидения, тематика которых связана с успехом и успешностью. Важную роль для понимания нашей проблематики играют публицистические тексты популярной литературы. Особую группу источников составляют словари и справочная литература.

Отбор источников проводился в соответствии со следующим критериями:



  1. Тематика. Эксплицитное формулирование темы успеха и успешности.

  2. Объем потенциальной аудитории и жанровая специфика. Источники были разделены на группы, транслирующие общие значения в расчете на массовую аудиторию, и группы, адресующие свои послания определенному кругу читателей. В этих группах текстов – своя жанровая специфика, свои формы и стили подачи материала.

Хронологические рамки этого исследования – 2000-е годы, поэтому в работе рассматривались тексты 1999-2011 годов. В середине 2000-х появлялось множество изданий и программ, часть которых была позднее закрыта, а часть включена в состав других проектов. Эта тенденция особенно проявилась в период 2008-2009 годов – во время первой волны экономического кризиса.

Печатные периодические издания. Идеи успеха и успешности связаны, прежде всего, с публичной и профессиональной реализацией субъекта. Одна из ключевых групп источников – материалы деловой прессы. Был отобран ряд газет и журналов – ежедневных («Ведомости», «Время новостей», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «РБК-daily»), еженедельных («Итоги», «Компания», «Профиль», «Русский Newsweek», «Секрет фирмы», «Эксперт»), и ежемесячных («Бизнес-журнал», «Большой бизнес», «Босс», «Деловые люди», «Карьера», «Свой бизнес», «РБК», “CEO”, “Forbes”), – формировавших российское поле деловой периодической печати в 2000-е годы. Все издания выходили тиражом более 100 тыс. экз. Все заявляли о себе в текстах аннотаций, подзаголовках, описаниях, как об изданиях для деловых людей. Некоторые включали отсылки к целевой аудитории уже в подзаголовке (например, «Большой бизнес. Журнал для тех, кто принимает решения», «Деловые люди. Для успешного бизнеса и качества жизни», «CEO. Журнал для топ-менеджеров»).

Близкую по аудитории группу источников составляют издания, не относящиеся к деловой культуре, но описывающие стиль жизни, потребительские и культурные запросы, характерные для людей с уровнем дохода выше среднего. Такие издания в 2000-е гг. часто претендовали на роль объединяющих площадок, способных консолидировать группу «новых элит» (к этому типу СМИ можно отнести «КоммерсантЪ Weekend», “Forbes Style”, “GQ”). Косвенно на общность аудиторий первых двух групп источников указывает и совпадение рекламы – одни и те же бренды, преимущественно рекламирующих товары премиум-класса. Общность потребительских, социальных, культурных контекстов, формирующих потенциальную группу успешных людей как адресатов издания, привела к включению в подборку источников изданий, которые не входят в число крупнотиражных изданий, но активно обсуждают идею личной успешности (например, журнал “Boscomagazine”).

Хотя выбранные нами издания по подписке могут быть доступны в любом регионе России, их читателями преимущественно являются жители крупных городов, в основном трудоспособного возраста, в сферу интересов которых могут входить темы, связанные с профессиональной реализацией, карьерным ростом, определенным стилем жизни. Представления об успешности в этой группе источников отражают ценности и приоритеты, распространенные преимущественно в крупных городах России.

Значения, ориентированные на более широкую аудиторию, транслируются общественно-политическими газетами и журналами. Эту группу источников характеризует большая доступность (как в плане цены, так и по стилистике). Издания включают широкий набор тем, развлекательную составляющую, светскую хронику с элементами сенсаций. Изданий такого рода, как общероссийских, так и региональных, очень много. Была отобрана группа репрезентативных, на наш взгляд, источников, к которую вошел ряд ежедневных и еженедельных газет («Аргументы и факты», «Большой город», «Известия», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Совершенно секретно»), популярных глянцевых журналов («7 дней», «Атмосфера», «Персона», «Караван историй»).



Телевидение. Телевидение – один из наиболее доступных каналов массовой коммуникации, как с технической точки зрения, так и по стилю подачи материала. Мы обращались к телевизионным программам в связи с несколькими аспектами поставленной проблемы – конструированием официальной государственной позиции в отношении того, кого следует называть успешным; создание образов тех, кого медиа называют успешными людьми. В эту группу источников вошли выпуски новостей и трансляции выступлений первых лиц государства, содержащих высказывания на тему успешности; ток-шоу, построенные в виде интервью; развлекательные программы, содержащие светскую хронику; программы в жанре «портреты персоны».

Программы спутникового и интернет-телевидения составили особую группу источников. Она характеризуется принципиальной диверсификацией аудитории. Был рассмотрен ряд телепрограмм в системе интернет- и спутникового телевидения. В 2010 году в сетке спутникового телевидения начал трансляцию телеканал «Успех», представляющий для нас особый интерес.



Интернет. Сегодня большинство изданий и телепроектов имеют свои полные или частичные версии в Интернете. Программы выкладываются в Сеть как производителями, так и заинтересованными пользователями. Статьи, опубликованные в печатной версии газет и журналов, обсуждаются в Интернете. Все сложнее проводить границу между онлайн и оффлайн медиасредой. Но существует ряд специфических типов интернет-источников. Это онлайн дневники, сообщества. В работе анализируются сообщества, позиционирующие себя как сообщества успешных людей, (например, «Сноб»).

Отдельную группу источников составили словари и справочная литература. Большое внимание в работе отводится вопросам словоупотребления, грамматическим и стилистическим аспектам использования носителями русского языка базовых слов, включаемых нами в область дискурса успешности. Словарные толкования указывают на закрепившиеся значения, разделяемые большей частью общества.



Художественная, популярная, публицистическая литература сформировала группу источников, куда вошли многочисленные руководства на тему «Как стать успешным» (например, С. Аделаджа, Л. Бриз, И. Богуславский); автобиографии известных предпринимателей (Р. Брэнсон, О. Тиньков, И.Хакамада и др); художественная литература, затрагивающая проблемы личной успешности ( например, Э. Гилберт, М. Нарышкин).

Тексты источников могут быть условно разделены на «внешние описания» и «самоописания». Тексты первой группы обсуждают вопросы, связанные с тематикой успешностьи с позиций внешнего наблюдателя. Например, специальные рубрики, посвященные определенному стилю жизни, издания в жанре «гид по стилю» (“GQ” с подзаголовком «Искусство быть мужчиной», “Коммерсант. Weekend” – «журнал о том, что делать»). Сюда же относятся журналы, представляющие деловую не узкопрофессиональную прессу. Особую подгруппу источников этой категории составляют экспертные тексты, обладающие чертами дидактического высказывания. Это своеобразные руководства к действию, претендующие на метаописание феноменов, связанных с успешностью.

В другую группу источников входят тексты, условно определенные как самоописания. К субъектам таких высказываний мы отнесли людей, рассуждающих в медиа об успешности как о составляющей части собственной идентичности (самоименование), и тех, кто часто упоминался в текстах первого типа («внешних описаниях»).

Теоретико-методологическая основа. В работе используются методы изучения культурных текстов, применяемые в междисциплинарных исследованиях представителями таких направлений как cultural studies и media studies. Эти методы позволяют провести многоплановое исследование реализующихся в медиасреде дискурсивных практик. Это дает возможность не только описать смыслы, вкладываемые в понятие успешность, но и выявить группы культурных концептов, формирующих поле актуальных значений общественного дискурса успешности.

Один из ведущих методов исследования – критический дискурс-анализ (Н. Фэрклоу, Р.Водак, Т. Ван Дейка, С. Тичер), рассматривающий язык сообщений в медийной среде, как средство поддержания властных отношений и социального контроля. Подход позволяет эффективно работать с текстами медиакультуры для интерпретации политических и идеологических смысловых конструкций, заложенных в высказываниях.



Научная новизна исследования. На сегодняшний день не существует комплексного исследования, в котором были бы выявлены и проанализированы значения, артикулируемые в российском медийном дискурсе об успешности. Работа посвящена вопросам современной аксиологии и отвечает на ряд значимых вопросов об актуальных ценностях российской культуры.

Основные результаты исследования, определяющие его научную новизну, заключаются в следующем:

Во-первых, впервые представлен комплексный анализ актуальных значений, образов, норм, практик, моделей поведения, связывающихся в текстах российских медиа 2000-х годов с идеей личного успеха и успешности. Даются развернутые определения дискурса успешности. Мы рассмотрели основное понятие (успех) и его актуальные значения во взаимосвязи с рядом ключевых слов (известность, свобода, богатство, власть, достижение и др), образов (успешные люди, лидеры, лузеры, победители, звезды, топ-менеджеры, VIP и т.д.) артикулированных в текстах стратегий поведения (карьерный рост, предпринимательство, дауншифтинг, фриланс и др.).

Во-вторых, анализ большого объема эмпирического материала позволяет говорить о действенных стратегиях репрезентации образов успешности в медиадискурсе (истории успеха, рейтинги, интервью, литании, вводится понятие businestainment для описания жанра репрезентации деловой успешности в медиа).

В-третьих, работа носит социально-практический характер, и ее результаты важны для разработок в области исследований медиа, маркетинговых технологий.

Теоретическая и практическая значимость. Изучая явления динамично изменяющейся современной культуры, исследователь вынужден работать в условиях быстрой трансформации внешних контекстов и минимальной временной дистанции по отношению к предмету исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке терминологического и методологического аппарата для описания феноменов актуальной культуры.

Работа была выполнена с учетом принципов междисциплинарного подхода к описанию и интерпретации предмета, что позволило комплексно изучить проблему успешности. Работа посвящена вопросам современной аксиологии и отвечает на ряд значимых вопросов об актуальных ценностях российской культуры 2000-х годов.

Исследование содержит большое количество эмпирического материала и примеров, иллюстрирующих и подтверждающих теоретические положения, раскрывающие базовые принципы формирования и репрезентации образов успешности в медиа. Это позволяет использовать описанные процедуры для анализа и критического осмысления стратегий построения персональных и групповых брендов в медиа, а также разрабатывать новые PR-технологии эффективных рекламных кампаний, что на сегодняшний день является востребованной областью социокультурного проектирования.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов и спецкурсов в области изучения традиционных и новых медиа, методам анализа текстов современной культуры, по персональному брендингу.



Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Понятия успеха и успешности могут быть рассмотрены как ключевые базовые функциональные характеристики культуры модернити, с помощью которых члены общества описывают и дают оценку положения индивида в социуме.

  2. Дискурс успешности обладает высоким идеологическим и властным потенциалом. Субъект успешности (тот, кто может быть назван успешным человеком) обладает правом голоса, экспертным статусом, материальными и символическими ресурсами, наделяющими его дополнительными авторитетом и полномочиями.

  3. Потенциал понятия успех в культурном и идеологическом проектировании высок за счет сочетания статичной, всегда позитивно оцениваемой составляющей, за которой стоит большой «кредит доверия» у большинства членов общества, и динамичной составляющей – нормы, ценности и базовые сценарии которой находятся в постоянном развитии и трансформации.

  4. Одной из базовых характеристик успешности является публичность. Успех может быть назван успехом только при наличии свидетелей, констатирующих успешность субъекта. Роль массмедиа в формировании коллективно разделяемых представлений об успехе чрезвычайно высока. Массовый характер распространения информации обеспечивает необходимый эффект публичности. Медиа выступают не только каналом трансляции, но одновременно и фактором формирования образа персональной успешности индивида.

Каталог: binary
binary -> Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии
binary -> Тематический план курса «теории личности в психологии» для студентов дневного отделения
binary -> Динамика когнитивного и личностного развития младших школьников в условиях семейной депривации
binary -> Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла
binary -> Особенности психологической готовности детей с отягощенным перинатальным анамнезом к обучению в школе
binary -> Особенности я-концепции и специфика самосознания незамужних бездетных женщин
binary -> Личностные особенности людей с зависимым поведением
binary -> Психологические особенности женщин с проблемой гендерной идентичности
binary -> Программа вступительного испытания в аспирантуру Направление подготовки 37. 06. 01 Психологические науки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница