Экранные искусства в эмоционально-интеллектуальном развитии школьников



Скачать 42.51 Kb.
Дата14.05.2016
Размер42.51 Kb.
Опубликовано в:
Усов Ю.Н. Экранные искусства в эмоционально-интеллектуальном развитии школьников//Современные подходы к теории эстетического воспитания. М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 1999. С.139-141.

Усов Ю.Н.,

доктор педагогических наук, Москва

ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ

РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ

Экранные искусства — кино, ТВ, видео — представляют в современной культуре особый вид эстетического воздействия и по-своему влияют на школьника, на художественную и пе­дагогическую деятельность. Особенность этого воздействия в том, что восприятие звукопластического образа, развернутого в конкретном временном пространстве, требует особых перцеп­тивных навыков — быстрой реакции на аудиовизуальный текст. острой зрительной памяти, усовершенствованного "аппарата" способности анализа и синтеза экранного повествования.

Развитие перцептивных навыков школьников осуществля­ется в условиях специальных учебных занятий и просмотров, а также в практике видеосъемки. Содержание данного процес­са определяется задачей формирования особого вида мышле­ния — аудиовизуального. Для него характерна познавательная деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соот­несении и образных обобщениях таких перцептивных единиц, как кадр, внутрикадровая композиция, элементы сцен, эпи-

139


зодов, различных пространственных измерений. Эти единицы содержат многомерный объем звукозрительной информации о мире, преломленной сознанием художника и представленной экраном в различных измерениях звукозрительного повество­вания.

Особым видом художественно-творческой деятельности, ос­нованной на невербальном общении, является видеосъемка, позволяющая учащимся самим создавать пространственно-вре­менную реальность. В условиях этой деятельности поток звуко­зрительных образов заменяет школьнику общепринятое устное и письменное слово, помогает передавать свое отношение к миру в форме "видеописьменности" и одновременно совершен­ствует его перцептивные способности — умения соотносить дискретные части текста, выстраивать образные обобщения, свою концепцию мира на уровне эмоциональных, ассоциатив­ных, семантических связей.

Объектом интересов учащихся в системе занятий и ви­деосъемки может быть не только экранное пространство, ко­торое осваивается зрителем во время восприятия, но резуль­тат восприятия — пространство, создаваемое зрителем в своем сознании на основе соотнесения перцептивных единиц. Это пространство представляет собой особое энергетическое поле личных ассоциаций, чувств, мыслей, духовной, нравственной жизни. Оно содержит энергию эмоциональных и интеллектуаль­ных взаимосвязей между зрителем и экраном. Эту энергию можно зафиксировать в монтажной записи, производимой уча­щимися во время просмотра, в результатах видеосъемки, в других формах, передающих и развивающих:


  • внутреннюю работу сознания при "чтении" экранного текста;

  • ориентированность на восприятие пространственно- вре­менного измерения экранной реальности;

  • способность при встрече с экранным произведением найти "код" для чтения и интерпретации экранного текста.

Опытно-экспериментальная работа позволила создать сво­еобразную технологию развития аудиовизуального мышления. Она реализуется на трех основных уровнях, по-своему повто­ряющих концепцию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина:


  • осмысление перцептивных действии, рассмотрение структуры аудиовизуального восприятия и его ключевых поня­тий в практической деятельности;

  • закрепление определенных рефлекторных реакций, алго­ритмов восприятия в системе тренировочных упражнений, раз­вивающих воображение, зрительную память, логическое, об­разное, ассоциативное мышление;

— выход за пределы сложившихся стереотипов, использу-­
емых алгоритмов — к интуитивному созданию своих программ
восприятия экранного повествования; реализация навыков
восприятия, анализа и синтеза конкретного художественного
текста на невербальном уровне.

Теория, методика, программа занятий, учебные пособия для всех возрастных групп, разработанные сотрудниками лаборатории экранных искусств ИХО РАО Л.М.Баженовой, Е.А.Бондаренко, О.А. Калмановской, Ю.Н. Усовым, рассмат­ривают кино, ТВ, видео как комплексное средство эмоциональ­но-интеллектуального развития школьников. В них реализуют­ся актуальные сегодня педагогические задачи:



  • использовать коммуникативные возможности экранных искусств в эмоционально-интеллектуальном развитии, в худо­жественно-творческой деятельности, стимулирующей самовы­ражение учащихся и образное, философское осмысление дей­ствительности;

  • целенаправленно совершенствовать различные виды мыш­ления: образного, логического, творческого, интуитивного;




  • развивать эстетическое сознание школьника — навыки художественного восприятия и интерпретации его результатов, эстетической оценки аудиовизуальной информации;

  • интегрировать навыки освоения окружающего мира, по­лучаемые на уроках истории, литературы, художественно-эс­тетического и математического циклов, логики, компьютерной культуры, а также — в процессе анализа и синтеза аудиовизу­альной информации, многообразно представляемой современ­ному школьнику на кино- и телеэкране.

141

140

Каталог: mdo -> lit
mdo -> Развитие двигательной активности детей через разнообразные подвижные игры
mdo -> Детская агрессивность
mdo -> Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
mdo -> Введение в фгос педагога-психолога
mdo -> 1а. Ключевые характеристики и основные показатели мдоу детский сад комбинированного вида №100 Полное название
lit -> Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи
lit -> Психофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной культуры личности (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В
lit -> Концептуальные основы формирования информационной культуры личности (2002)
lit -> Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница