I. Информация об опыте. Условия возникновения и становления опыта



Скачать 238.5 Kb.
страница1/2
Дата11.05.2016
Размер238.5 Kb.
  1   2


Тема опыта: «Исследование проблемы влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста»

Автор опыта: Дитятева Л.В., социальный педагог МБДОУ «ЦРР – д/с № 48 «Сказка»

Раздел I. Информация об опыте.
Условия возникновения и становления опыта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 48 города Нарьян-Мара Ненецкого автономного округа представляет собой образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (от 1,5 года до 7 лет).

В нашем учреждении функционирует 8 групп, которые посещают 174 ребенка. Педагогический коллектив 28 человек, общее количество сотрудников 70 человек.

Контингент родителей воспитанников ДОУ разнороден и представлен разными социальными слоями: 50% - рабочих в ОАО «Нарьянмарстрой», 9% - служащие. Остальная часть распределяется на родителей – предпринимателей (5%), матерей – одиночек (13%), преподавателей (7%), родителей, занятых в сфере торговли (17 %).

В последнее время педагогам, воспитателям, приходится сталкиваться с искаженным поведением дошкольников: с одной стороны-необычайная скованность и недоразвитость речи, а с другой-высокая агрессивность. Нередко можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Подражая «героям» и «героиням» компьютерных игр, дети вступают в жестокую схватку со сверстниками и, не зная чувства меры, бьют друг друга до синяков. Одним словом дети ведут себя неадекватно. Такие дети, психически нормальны, растут в обеспеченных семьях, у них есть все: игрушки, игры, книги. Однако есть один нюанс: практически все они увлечены компьютерными играми. Взрослые не могут уделять должного внимания детям из-за занятости работой; большинству из них не хватает педагогической грамотности. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому автора опыта заинтересовала проблема влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста

Формирование опыта происходило в процессе работы в старших А и Б группах.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики, которая показала, что у детей старшей Б группы проявление агрессивности происходит чаще, чем в старшей А.

Опрос родителей в начале года показал, что в обеих группах нет должного контроля за содержанием и длительностью компьютерных игр, которые отрицательно влияют на личность ребенка.

Результаты исследования поведения детей в неорганизованной деятельности (свободной игре), на начало года показали, что у детей обеих групп выявлено наличие агрессивного поведения, однако процент выявленных, склонных к агрессивному поведению детей в старшей Б группе выше, чем в старшей А группе.

В ходе анализа результатов изучения состояния проблемы определилась необходимость проведения развивающей, просветительской работы.
Актуальность опыта.

В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офиса, медицинских учреждений, школ, детских садов. Введение компьютеров наряду с пользой порождает и ряд проблем, одна из которых - изучение позитивных и негативных последствий взаимодействия человека с компьютером. Особое место среди мультимедийных средств занимают компьютерные игры, которым в отечественной психологической литературе было уделено недостаточно внимания.

Исходя из выше сказанного, мы считаем, что наша тема «Исследование проблемы влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста» актуальна и на данный момент недостаточно изучена. Обусловлена интересом педагогов, родителей к данной проблеме,

Обнаруживается противоречие между необходимостью исключить пагубное воздействие компьютера на развитие и здоровье ребенка и с другой стороны растущее значение компьютерной грамотности в обществе.



Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в исследовании проблемы влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста и создании необходимых психолого-педагогических условий, содействующих исключения негативного влияния компьютерных игр. При проведении работы учитывается обязательное включение в эту работу педагогов, медицинских специалистов и родителей.



Длительность работы над опытом.

Работа по исследованию проблемы влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста была разделена на несколько этапов.



  1. Этап - начальный (констатирующий).

  2. этап - основной (формирующий).

  3. этап - заключительный (контрольный).

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, и определить влияние компьютерных игр агрессивного содержания на формирование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе была проведена развивающая, коррекционная, просветительская работа с педагогами, родителями и детьми.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Опыт проводился с педагогами, родителями и детьми, посещающими МДОУ ЦРР №48 «Сказка» г. Нарьян-Мара. В эксперименте принимало участие 40 детей в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет (старшая группа А и старшая группа Б), 20 педагогов ДОУ и 40 родителей.

Цель опыта: выяснить особенности влияния компьютерных игр на поведение ребенка.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- подобрать и подготовить диагностический материал для проведения, констатирующего эксперимента;

- определить влияние компьютерных игр агрессивного содержания на формирование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержательную сторону исследования составили следующие экспериментальные задания:

1. Методика исследования форм поведения ребенка в игре.

Цель: выявить наличие агрессивного поведения у детей.

2. Методика диагностики психических состояний, некоторых личностных особенностей дошкольников.

Цель: оценка степени развитости у детей черты личности, как агрессивность.

Для обследования детей нами были использованы наблюдение, модификация теста Розенцвейга, предложенные С.В.Велиевой.

3. Анализ биологического статуса ребенка по медицинским показателям (начало и конец года).

4. Опрос родителей об особенностях влияния компьютерных игр на поведение ребенка в семье.

5. Анкетирование педагогов об особенностях влияния компьютерных игр на поведение детей в детском саду.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен системой работы как в ДОУ, так и дома.



Теоретическая база.

Для решения проблемы развития логического мышления на всех уровнях исследования (от социально-логического до методического) необходима единая концептуальная основа, чётко обозначенные исходные позиции.

Информатизация дошкольного уровня образования в нашей стране началась с 1986г., когда в Москве был открыт первый детский сад с компьютерами, в котором была налажена систематическая планомерная работа. Начались первые комплексные междисциплинарные научные исследования. Результаты экспериментов сразу же анализировались и учитывались в дальнейших исследованиях и разработках.

У истоков этой работы стояли ученые и специалисты НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца), ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им. Ломоносова, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) и других организаций, объединившиеся позднее, в 1990 г., в независимую Ассоциацию «Компьютер и детство».

Информатизация дошкольного уровня образования существенно «моложе» информатизации средней и высшей школы. Ее историю можно разделить на три этапа. Сразу следует отметить неравномерность компьютеризации в разных регионах: в «информационно развитых» городах и районах некоторые образовательные учреждения находятся в стадии перехода от второго этапа к третьему, тогда как многие работники образования не дошли еще и до первого.

Для первого этапа была свойственна, с одной стороны осторожность в оценках целесообразности применения компьютеров («Не навреди!»), а с другой - наблюдалась некая эйфория и даже безответственность: было «модно» приобрести компьютер, а уж где взять программы, какие применять методики - вопрос как бы второй.

В результате критического анализа отечественного и зарубежного опыта информатизации образования было признано нецелесообразным приобщение дошкольников к «мини-информатике. При этом учитывалось, что даже самые упрощенные сведения о принципах программирования (например язык Лого) в условиях перегрузки детей занятиями, изживания в детских садах игры приведут к утрате связи познавательного интереса детей с их реальной повседневной деятельностью. Совершенно очевидно, что на ступени дошкольного возраста, необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике. Было избрано направление, подтвердившее впоследствии свою жизнеспособность: компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность – является для ребенка ведущей (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).

На втором этапе ведется комплексная разработка программно – методических средств, образцов игрового оборудования и дидактических пособий, осуществляются программы подготовки специалистов. Начинает формироваться уровневая база знаний.

В настоящее время компьютерные программы, методические, а также сертификационные рекомендации, разработанные специалистами Ассоциации «Компьютер и детство», используются в практической работе нескольких тысяч детских дошкольных учреждений в различных городах и поселках России, Украины, Беларуси, Молдовы, Киргизии, Литвы и других государств.

Третий этап информатизации дошкольного уровня образования приведет к радикальной перестройке содержания и методов дошкольного воспитания и обучения. Новые информационные технологии войдут в систему дидактики детского сада по ряду направлений: они станут новым средством игровой деятельности, умственного, речевого, физического развития детей, реализуют ряд задач диагностики и коррекции психического развития, обогатят новым содержанием общение детей друг с другом и воспитателями; войдут в систему с традиционными играми, игрушками, техническими средствами обучения, разнообразят ассортимент и содержание дидактических пособий.

Интуитивные поиски нижней возрастной границы применимости компьютерной техники привели к появлению персональных компьютеров в дошкольных учреждениях. В США, странах Западной Европы и Японии такая тенденция связана еще и с широким распространением дешевых домашних компьютеров и производством огромного числа компьютерных игр для досуга детей и взрослых.

Этот класс компьютерных программ насчитывает сотни наименований. Однако с точки зрения содержания большинство реализуют 3 – 4 идеи (погоня, лабиринт, имитация военных действий) и отличаются лишь внешним оформлением и элементами пользовательского сервиса. Рассчитаны они на широкий возрастной диапазон – от младших школьников до взрослых. В некоторые несложные игры с успехом играют и дети дошкольного возраста.

За рубежом для детей дошкольного возраста разрабатывается немало обучающих программ. В основном это внешне привлекательные программы по обучению чтению и письму, а также математике.
Новизна.
Новизна опыта состоит в создании и отборе автором системы диагностического инструментария, методических разработок рекомендаций, развивающих занятий с детьми; организации ознакомительной, просветительской работы с родителями, педагогами по данной проблеме.


Раздел II.

Технология описания опыта.
С развитием современной информационной технологии, система «человек и компьютер» быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества.

Это определило цель нашего исследования – изучить проблему влияние компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста.



Гипотезой исследования: компьютерные игры агрессивного содержания оказывают влияние на формирование агрессивности у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, увлеченных компьютерными играми агрессивного содержания.

Предметом исследования: влияние компьютерной игры на поведение ребенка старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были обозначены задачи исследования:



  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Изучить влияние компьютерной игры на поведение ребенка старшего дошкольного возраста в детском саду и семье.

  3. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей, по применению детских компьютерных игр в семье, с целью исключения отрицательного влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста.

  4. Разработать игры, для снятия агрессивности у детей.


Методы исследования:

  1. психолого-педагогическое обследование детей;

  2. анкетирование педагогов групп дошкольного учреждения;

  3. анкетирование родителей;

  4. проведение констатирующего эксперимента;


Практическая значимость исследования: материалы работы могут быть использованы педагогами (социальными педагогами, воспитателями, родителями детей, посещающих ДОУ) дошкольных учреждений с целью исключения негативного влияния компьютерных игр на поведение ребенка дошкольника
Экспериментальная база исследования: МБДОУ ЦРР № 48 «Сказка» г. Нарьян-Мара. В эксперименте приняли участие две группы детей в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 5 месяцев, 20 педагогов дошкольного учреждения, 40 родителей.

Организация образовательного процесса

С целью повышения эффективности данного исследования определена следующая система работы:



    1. Определение цели и задач деятельности, основополагающих принципов.

    2. Создание необходимых предметно-развивающих условий.

    3. Создание системы работы с родителями, педагогами и детьми.

    4. Оценка эффективности выбранных форм, методов и приемов.

Кроме этого в план работы было включено следущее:

- Развивающие групповые занятия социального педагога детского сада, с привлечением педагога-психолога, воспитателя по познавательному развитию, медсестры, с целью объяснить правила безопасной игры на компьютере и исключить негативное влияние на здоровье человека.

- В рамках просветительской и профилактической работы, с целью повышения компетентности в вопросах о негативном влиянии компьютера на детей дошкольного возраста для педагогов в течение года были проведены групповые консультации:

● Санитарные нормы и правила для детей 5-7 лет при работе на компьютере.

● Влияние компьютерных игр на психо-эмоциональную сферу ребенка.

● Информационные технологии для гиперактивных детей.

● Компьютер: вред или польза.

3. Просветительская и профилактическая работа с родителями велась через работу семейного клуба «Мастер класс», индивидуальные и коллективные консультации, газету «Энциклопедия сказочных новостей» детского сада.

В семейном клубе была проведена консультация с привлечением медицинского психолога «Компьютер и психическое здоровье дошкольников. Как избежать компьютерной зависимости».
Формы работы с родителями:


  • Консультация о подборе компьютерных игр для ребенка 4 -5 лет.

  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

  • Совместные игры, способствующие снятию агрессивных реакций - занятия с детьми и родителями во второй половине дня дома.

  • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на устранение негативного влияния компьютера.

  • Разъяснительная и образовательная работа



Раздел

Результативность опыта.
В нашей работе, сделана попытка, выявить и изучить эффективность

коррекционной работы по проблеме влияние компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста. В процессе проведения эксперимента нами были получены практические данные, подтверждающие заявленную в начале исследования гипотезу. На констатирующей стадии эксперимента мы установили, что уровень у детей двух экспериментальных групп неодинаков.

Анализ на начало года по результатам агрессивного поведения детей старшей А и старшей Б группы показал, что больше половины детей имеют низкий уровень агрессивности, однако в старшей группе Б, выявленных детей с агрессивными реакциями больше, чем в старшей А группе.

По результатам опроса родителей на начало года, выявлено, что дети старшей Б группы играют в компьютерные игры чаще и продолжительнее, чем их сверстники дети старшей А группы.

Результаты исследования поведения детей в неорганизованной деятельности (свободной игре) на начало года показали, что у детей обоих групп выявлено наличие агрессивного поведения, однако процент выявленных, склонных к агрессивному поведению детей в старшей Б группе выше, чем в старшей А группе.

В течение года с детьми проводились групповые развивающие занятия с объяснением правил безопасной игры на компьютере, исключающие вредное воздействие компьютерных игр на здоровье человека. Также велась просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами, через собрания, консультации, работу клуба «Мастер класс», газету «Энциклопедия сказочных новостей».

С помощью родителей, педагогов в детском саду создана видеотека компьютерных игр для детей дошкольного возраста.

На заключительной стадии эксперимента в двух группах состоялось повторное диагностирование. Полученные данные показали, что в обеих группах произошли изменения.

В результате, проведенного в конце года исследования на выявление агрессивности у детей старших А и Б групп, выявлено снижение уровня агрессивности в старшей Б группе.

Результаты работы не всегда проявляются быстро, однако мы уже смогли их почувствовать: у детей меньше проявляются нежелательные формы поведения, они стали более контактны между собой, более слажены в совместной деятельности

Мы считаем, что в процессе коррекционной работы на занятиях и в свободной деятельности детьми получены необходимые знания по элементарной компьютерной грамотности, которые они могут применять в домашних условиях при игре на компьютере.

Таким образом, полученные в результате исследования данные подтвердили наше предположение об эффективности, проведенной коррекционной работы по устранению влияния компьютерных игр на поведение детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим возникла необходимость разработки методических рекомендаций для педагогов и родителей, которые направлены на устранение влияния компьютерных игр на поведение детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящем исследовании реализована цель и решены все поставленные задачи. Данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту и открывает пути для дальнейшей работы над проблемой.

Библиография:

1. Алексеев О.Л. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей // Дошкольная педагогика. – 2006. - № .- С. 4-5.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия, 2 е международное издание Питер, 2000.

Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. / Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. – 592 с.

3. Васильева И.А. Психологические факторы компьютерной тревожности //Валеология. – 2007. - №2. – с. 56-62.

4. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.

5.Глушкова Е.К. Влияние внеучебных занятий с компьютером на функциональное состояние организма детей 7-13 лет // Гигиена и санитария. – 1993. - № 7. – С.52-54.

6.Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.- сост. Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

7. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2005.240 с.

8.Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /С. А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.

9. Кадушкина Е. Дети и средства массовой информации // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 4. – С. 16-19.

10. Каменская В.Г. Компьютер: вред или польза // Дошкольная педагогика. – 2004. - № 4. – С. 26-27.

11.Корчагина Ю. О зависимом поведении // Здоровье детей. – 2008. - № 4.

Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002 – 992с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

12. Кулик О. Информационные технологии для гиперактивных детей // Здоровье детей. – 2007. - № 9. – С. 17.

13. Милюкова Е.В. Влияние компьютера, как средства массовой информации, на появление и увеличение уровня агрессивности в поведении подростка / Е.В. Милюкова // Проблемы практической психологии. – Шадринск, 2000. – Ч.2. – С. 124-129.

14. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1992. – 303 с.

15.Настольная книга методиста детского сада. 2-е изд., доп. и перераб. / Автор-составитель Честнова Н.Ю. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672 с. (Серия «Сердце отдаю детям»)

16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.

17.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

18.Новые информационные технологии в дошкольном образовании, под редакцией Ю.М. Горвица. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998, 328 с., илл.

19. Нормирование длительности занятий дошкольников на компьютерах /Л. А. Леонова // Дети: здоровье, экология и будущее: Материалы конф. – Смоленск, 1994. – С. 85-86.

20. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).

Обсуждение проблемы влияния компьютерных игр на психику. //Вопросы психологии. – 2005. - №4. – с. 182-184.

21. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб.: «Речь», 2002. – 112 с. – (Практикум по психодиагностике).

Популярный энциклопедический словарь. – М. Большая Российская энцикл., 1999. – 1383 с.: ил.

22. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 192 с., илл. + 16 с.вкл.

23. Трофимова.М. Компьютерные дети // Здоровье школьника. – 2008. - №2. – с. 14-20.

24. Степанова М.И. Гигиенические требования к учебным занятиям с использованием компьютеров // Медицинская помощь. – 1994. - №4. – с. 20-24.

25. Степанова М.И. Осторожно: компьютер // Директор шк. – 1997. - №2. – С. 83-86.

26. Текшева Л., Храмцов П. О безопасном компьютере и удобной мебели // Здоровье детей. – 2007. - №6. – С.22-24.

27.Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т 1 / Под ред. проф. Д.Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996. – 824 с.

28. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред.И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 304 с.

29. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность / Художник А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: академия Холдинг, 2001. – 160 с.: ил. – (Серия: «Психологи – детям, психологи о детях»).

30.Чмыхова Е., Старостенкова Т. Компьютер и зрение: в плену стереотипов // Здоровье детей. – 2008. - №10. – С. 13-18.

33. Хризман Т., Васильева Е. Что могут дать компьютеры для изменения стиля поведения детей // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 12. – С.27-29.

31. Шиманская М.А. Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика. – 2005. С. 50-55.

32.Шишова Т. В. В плену у «умного ящика» ( о влиянии компьютерных игр на психику ребенка) // Нар. Образование. – 2002. – № 8. – С. 176-182.

33. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева, Н.В. Клюева и др. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – 480 с.: ил.

34. Яницкая Н. Дети в паутине // Ваша формула здоровья. – 2008. - №21.

35. http: //myafp. narod.ru/internet4.htmi

Приложение
Приложение 1: Анкета для родителей.

Основные показатели оценки деятельности ребенка на компьютере.

Приложение 2: Анкета для родителей.

Приложение 3:Анкета для педагогов детского сада.

Приложение 4: Анкета для детей старшего дошкольного возраста.

Приложение 5:Санитарно-гигиенические требования к организации игровых занятий с использованием компьютера.

Приложение 6: Методические рекомендации для педагогов детских садов, родителей, направленные на устранение негативного компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста.

Приложение 7: Таблица №1 Оценка поведения ребенка в неорганизованной деятельности (свободной игре) старшая А группа (сентябрь 2007 г.).

Приложение 8: Таблица №2 Оценка поведения ребенка в неорганизованной деятельности (свободной игре) старшая А группа (апрель 2008 г.)

Приложение 9: Оценка поведения ребенка в неорганизованной деятельности (свободной игре) старшая Б группа (сентябрь 2007 г.)

Приложение 10: Таблица №4 Оценка поведения ребенка в неорганизованной деятельности (свободной игре) старшая Б группа (апрель 2008 г.)

Приложение 11: Консультация для педагогов и родителей по теме «Как помочь агрессивному ребенку».

Приложение 12: Сравнительная таблица №5 по результатам исследования агрессивного поведения в неорганизованной деятельности (свободной игре) двух старших групп.

Приложение 13: Сравнительная таблица №9 по результатам исследования выявления агрессивного ребенка педагогами двух старших групп.

Приложение 14: Сравнительная таблица №14 по результатам исследования степени агрессивности (тест Розенцвейга) у детей двух старших групп.

Приложение 15: планирование занятий.

Приложение 16: гимнастика для глаз.

Приложение 1



Анкета для родителей.

Основные показатели оценки деятельности ребенка на компьютере.


  1. Эмоциональное отношение ребенка к компьютерной игре (во время и после игры).

  2. Предпочтение детьми компьютерных программ разных типов:

- обучающих (закрытых);

- развивающих (творческих, открытых).

- для взрослых.

3. Усвоение детьми элементарных навыков управления компьютером:

- осознанность соотношения действий управления изображением на экране;

- понимание символа-предмета;

- понимание абстрактных символов;

- умение пользоваться курсором, клавишами направления и другими клавишами;

- умение пользоваться «мышкой», другими средствами ввода информации.

4. Самостоятельность деятельности ребенка:

- играет самостоятельно;

- с небольшой помощью родителей, взрослых;

- только с помощью родителей.

5. Осознание ребенком смысла компьютерной игры:

- осознание игровых целей: понимает, принимает, ставит сам;

- умение понять и принять условие игры.

6. Успешность выполнения, завершения компьютерной игры:

- хаотичные пробы и ошибки;

- система пробующих действий (экспериментирование);

- осознание способов своих действий, действий по подсказке родителей.

7.Отношение ребенка к своим ошибкам:

- отрицательное;

- спокойное, деловое;

- безразличное.

8. Координация пальцев, руки.

9. Перенос опыта, полученного в процессе компьютерных игр, на другие виды деятельности.

10. Естественность поведения, позы, движений и речи ребенка в процессе занятия.

11.Специфика темпа работы ребенка, длительности сосредоточенной деятельности с программой.


Приложение 2
Анкета для родителей
1. Ваш возраст , пол (муж., жен.).

2. Есть ли у Вас дома компьютер?

3. Знаете ли Вы санитарные правила и нормы для детей 5-7 лет при работе на компьютере (рабочее место, освещение, режим работы, длительность). Да, нет, некоторые.

Соблюдаете ли их? (всегда, часто, от случая к случаю, никогда).



  1. Всегда ли Ваш ребенок играет под присмотром взрослых, родителей?

  2. В какие игры играет чаще: взрослые, детские, не знаю.

  3. Знаете ли Вы содержание игр: да, нет.

  4. Какие эмоции у ребенка наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам: доброжелательный интерес, агрессивность.

  5. Переносит ли ребенок в сюжетные игры поведение компьютерного героя? Какое чаще: положительное, отрицательное.

  6. Какое влияние, оказывают или могут оказать, компьютерные игры на личность Вашего ребенка?

Положительное: развитие памяти, внимания, логического мышление, речи, воображения, творчества, самостоятельности, другое.

Отрицательное: снижение остроты зрения, ухудшение осанки, быстрая утомляемость, упрямство, непослушание, капризы, ухудшение поведения.

Другое:

Приложение 3


Анкета для педагогов детского сада .

1. Ваш возраст

2. Есть ли у Вас дома компьютер?

3. Знаете ли Вы санитарные правила и нормы для детей 5-7 лет при работе на компьютере (рабочее место, освещение, режим работы, длительность). Да, нет, некоторые.

4. Укажите количество детей в Вашей группе, имеющих и грающих дома на компьютере.

5. Всегда ли дети играют под присмотром взрослых, родителей.

6. В какие игры играет чаще: взрослые, детские, не знаю.

7. Переносят ли дети в сюжетные игры в д/с поведение компьютерного героя: положительное, отрицательное.

8. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры:

доброжелательные, агрессивные, нейтральные, другие



  1. Есть ли разница в играх мальчиков и девочек?

  2. Какое влияние, оказывают или могут оказать, компьютерные игры на личность ребенка?

Положительное: развитие памяти, внимания, логического мышление, речи, воображения, творчества, самостоятельности, другое.

Отрицательное: снижение остроты зрения, ухудшение осанки, быстрая утомляемость, упрямство, непослушание, капризы, ухудшение поведения.

Другое:

Приложение 4


Анкета для детей старшего дошкольного возраста


  1. Возраст ребенка

  2. Фамилия, имя

  3. Есть ли у тебя дома компьютер? Умеешь ли ты пользоваться им? Разрешают ли тебе родители играть на компьютере?

  4. Ты играешь один, с братом, сестрой, родителями, друзьями?

  5. В какие игры ты играешь

  6. Как долго ты играешь

  7. Что интересного ты находишь в играх? Какие герои тебе нравятся?

  8. Если тебе родители предложат закончить или прервать игру, ты сразу согласишься

  9. Что тебе больше нравиться делать, играть на компьютере или с друзьями, сверстникам

Приложение 5


Санитарно-гигиенические требования к организации игровых занятий с использованием компьютера.

Требования к помещению:

- поверхность пола ровная, нескользкая, удобная для очистки, обладающая антистатическими свойствами;

- покрытие ковровыми изделиями не допускается, поскольку они способствуют накоплению статического электричества;

Требования к рабочему месту:

- рабочее место оборудуется с учетом длины тела ребенка (таблица).

Таблица

Размеры столов и стульев для детей 5-6 летнего возраста



Группа

мебели



Группа роста,

см


Высота над полом, см

края крышки стола со стороны сидящего

переднего края сиденья

Г

110-115

48,0

28,0

Д

115-130

54,0

32,0

Ж

свыше 130

60,0

36,0

- не допускается вместо стульев использование табуреток, скамеек без опоры для спины;

- при работе на ПК ребенок должен соблюдать правильную посадку.

В соответствии с ростом должны подбираться стол и стул. Край сиденья стула заходит на 3-5 см за край стола, обращенного к ребенку. Спина ребенка должна иметь опору. Голова слегка наклонена вперед (5-7 град). Предплечья опираются на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического мышечного напряжения с плечевого пояса и рук. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, - не менее 90 градусов;

- ребенок должен сидеть за рабочим столом с ПК так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась в центр или на 2/3 высоты экрана. Недопустимо заниматься, за ПК одновременно двоим и троим детям;

- оптимальное расстояние от глаза до экрана составляет 60-70 см, допустимое – не менее 50 см.



Требования к воздушной среде помещения:

- оптимальными параметрами температуры при почти неподвижном воздухе являются 19-20 °С, допустимыми – 18 – 22 °С, соответственно относительная влажность воздуха 62 – 55 и 39 – 31%;

- для повышения влажности воздуха необходимо использовать увлажнители или устанавливать емкости с водой типа аквариумов вблизи отопительных приборов;

Требования к освещению:

- должно быть естественным и искусственным;

- расстояние от окна до стола – не менее 1,5 м;

- солнечные лучи и блики не попадают в поле зрения ребенка и на экраны дисплея;



Режим занятий с использованием ПК:

- длительность работы на ПК не должна превышать 15 мин. Для детей 5 летнего возраста;

- занятия с использованием компьютера следует проводить не чаще 2 раз в неделю;

- после занятий с КП необходимо обеспечить детям отдых без лишнего эмоционального возбуждения.


Требования к размещению информации на экране ПК:

Скорость зрительного восприятия, анализа информации, успешность работы на ПК, работоспособность зависят от того, как размещаются элементы информации на экране видеотерминала. Выделяются три основные зоны:

ЗОНА 1 – с охватом ±15° от центральной плоскости (от линии взора) является зоной оптимального рабочего пространства. Желательно, чтобы средства отображения информации попадали в эту зону, так как работа с информацией в данной зоне наименее утомительна.

ЗОНА 2 – с охватом ±30° от центральной плоскости – несколько хуже оптимальной. Однако расположение информации в ней для детей допустимо.

ЗОНА 3 – с охватом ±60° от вышеуказанной точки отсчета – наименее благоприятна и не рекомендуется для использования в программах для детей.

Требования к офтальмотренажу

В связи с тем, что аккомодация глаз у детей дошкольного возраста резко ослаблена и полноценного развития достигает лишь к 12-14 годам, занятия с применением ПК могут вызвать зрительное утомление.

Наибольшее влияние по предупреждению зрительного утомления детей оказывают такие упражнения, которые одновременно вовлекают в двигательную деятельность глаза, голову и туловище.

Упражнения выполняются ребенком в положении «стоя» у рабочего места. Под счет «1, 2, 3, 4» ребенок в течение 1-1,5 мин. Поочередно фиксируют взгляд на зрительных метках. Для этого заранее подвешивают высоко на стены игрушки и картинки. Ребенку в середине 10-15 минутного периода работы на ПК, предлагается встать, отвлечь взор от экрана и перевести его с предметов на ближнем расстоянии на дистантное, т.е. на подвешенные далеко и высоко игрушки по стенам. Вместо игрушек можно использовать любые другие предметы.

Следует обратить внимание на то: при офтальмотренаже периодическое переключение глаза с ближнего расстояния на дальнее приводит к тренировке системы аккомодации глаза и способствует предупреждению или, по крайней мере снижению зрительного утомления.

Приложение 6


Методические рекомендации для педагогов детских садов, родителей, направленные на устранение негативного компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста.

Основываясь на данных проведенного нами исследования, мы разработали методические рекомендации для педагогов и родителей детского сада.

Нами предложено два блока рекомендаций, адресованных педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Первый блок рекомендаций адресован педагогам дошкольного учреждения. С целью коррегирования детской агрессии можно использовать в работе подвижные игры, способствующие снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой, а также психогимнастикой.

В работе с детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой, песком, глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед выпадами способствуют повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!».

Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Детям важно давать выход агрессивности. Для этого предлагаем:

- уголки психологической разгрузки;

- подраться с подушкой;

- использовать физические силовые упражнения;

- рвать бумагу;

- нарисовать того, кого хочешь побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

- использовать «мешочек для криков».



Второй блок рекомендаций адресован родителям.
Советы родителям.
Как выбрать игру для вашего ребенка

  1. Обратите внимание на то, чтобы игра была русифицирована.

  2. Системные требования детских игр, как правило, очень невысокие, вам нужно посмотреть, подойдет ли игра к вашей операционной системе.

  3. Желательно брать игры, где указан примерный возраст ребенка, на которого игра ориентирована.


Как познакомить ребенка с игрой

  1. Первый раз играйте вместе с ребенком, по ходу игры объясняйте, что нужно делать и как. Если ребенок еще не умеет читать, то тем более ему нужна ваша помощь, особенно если нет звуковой подсказки.

  2. Если в игре есть герои сказок или мультфильмов, желательно познакомиться с ними (героями) заранее.

  3. Также нужно объяснить ребенку стратегию игры: где лучше подпрыгнуть, где пробежать и почему, а также объяснить, какое значение имеют очки на экране: количество очков, количество жизней и т.д.

  4. Попробуйте поиграть сами и попросите ребенка подсказывать вам: вы увидите, как он будет рад вашим совместным успехам.


Компьютерные игры для детей.


  1. «В гостях у тигра»

Вы попадаете в гости к тигру и сами выбираете игру, в игре три уровня сложности, но начинать играть можно, когда ребенку исполнится четыре года, раньше только с помощью родителей, используя элементы игр. Усложнение игры интересно детям лет до семи. Нужно обратить внимание, что тигр громко и весело радуется своим успехам, что может вызвать негативную реакцию вашего ребенка. Достоинства: игра развивает все психические процессы ребенка: все виды памяти, мышление, восприятие, внимание. В игре нет описания правил, но есть клавиша «помощь», нажав на которую ребенок узнает следующий ход (иногда подсказка бывает неправильной). Игра очень интересная и полезная.

  1. «Гарфилд малышам»

Игра знакомит со звуками и буквами. Достоинства: понятное меню, звуковые подсказки, многочисленные игры со звуками, с использованием многих анализаторов (слуховой, зрительной). Для пятилетнего ребенка игра полностью подходит, особенно совместно с изучением азбуки и обучением чтению. Это понятная и полезная игра.

  1. «Болек и Лелек в детском саду»

Игра развивает все психические процессы. Достоинства: понятное меню, содержание диска соответствует рекламе, возраст ребенка – с четырех лет и далее. Ребенок может выбрать уровень сложности сам. Очень увлекательная игра для детей.

  1. «Гав! Два! Три!»

Игра, кроме развития мелкой моторики при управлении клавиатурой, развивает также устный счет (примеры в пределах двух десятков, так что возраст игрока должен быть 5 лет и выше). Если нужно закрепить навыки устного счета, то эта игра – что нужно.

  1. «Арифметика. Магазинчик домовенка Бу»

Звуковое оформление, все очень понятно рассказывают, что делать дальше. Игры и упражнения можно использовать и в четырехлетнем возрасте, но с помощью родителей. Достоинства: в игре есть элементы сюжета, сказки. Возникают проблемные ситуации, и игрок должен их решать. Сравнение, знакомство с цифрой и числом. Много игр по начальной арифметике. Хорошая, понятная игра.

  1. «Маленький искатель», «Маленький искатель в кукольном театре»

Игры очень простые и понятные, можно использовать для разного возраста детей – от 4 до 6 лет. Достоинства: отличаются от других игр графикой, используются не мультяшные персонажи, а детские игрушки и различные вещи. Много игр и заданий на обогащение общими знаниями, собрать целое из частей, развивает умение видеть детали. Игры интересные, необычные.

  1. «Маленькие роботы»

Возраст ребенка должен быть не меньше 5 лет, так как в игре используются сложные манипуляции по управлению героем, сложные задания для исполнения, как в плане моторики, так и в интеллектуальном плане. Мультфильм нашим детям не знаком, и герои не узнаваемы, воспринимаются лишь как герои игры. Начинать игру обязательно с родителями, пока ребенок не научится правильно манипулировать с управлением, есть возможность играть с ребенком, но против него. Однако нужно помнить: если вы будете все время выигрывать, у ребенка пропадет желание играть с вами.

  1. «Боб – строитель»

Переводная игра, нужно покупать только русскую версию, сделана по мотивам западного мультфильма (у нас он не известен), но как развивающая игра для детей 5-6 лет вполне подходит, направлена на развитие пространственного восприятия, прохождение разных по сложности лабиринтов, соблюдение и воспроизведение последовательности.

  1. «Смешарики. Калейдоскоп игр»

Игра сделана по мотивам нашего одноименного мультфильма. Достоинства: комплекс развивающих игр, понятное меню, веселая музыка, содержание совпадает с рекламой на обложке диска, а также рекомендуемый возраст соответствует сложности игр.

Психологическая классификация компьютерных игр.

Компью́терная игра́ (англ. Game) — компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнерами по игре или сама выступающая в качестве партнера. К компьютерным играм также относят видеоигры (игры для игровых приставок и игровых автоматов) и мобильные игры.

I. Ролевые компьютерные игры.

1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя.

2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя.

3. Руководительские игры.

II. Неролевые компьютерные игры.

1. Аркады.

2. Головоломки.

3. Игры на быстроту реакции.

4. Традиционно азартные игры.

Далее приведем некоторые пояснения к предложенной классификации.

I. Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность - наибольшее

влияние на психику играющего, наибольшая глубина "вхождения" в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе "затягивания" в игру, и степени "глубины" психологической зависимости.

1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя. Этот тип игр

характеризуется наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Специфика здесь в том, что вид "из глаз" провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Этот тип игр

характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль.

Играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями этого героя.

Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом "из глаз".

Если в случае с последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных "врагов". В случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель "себя" в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3. Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх

играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже "бог", который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс

ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим.

Вследствие этого "глубина погружения" в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.

II. Неролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте "прохождения" и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1. Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой

классификации. Такие игры еще называют "приставочными", т. к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность

играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых

играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Практически все неролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом - компьютерные варианты игрового репертуара казино.



Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку "войти" в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы "спасения человечества" в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Каталог: images -> doshkolnoe-obrazovanie
doshkolnoe-obrazovanie -> «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии»
doshkolnoe-obrazovanie -> Мдоу црр детский сад №48 «сказка» Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> «Развитие речи детей дошкольного возраста через реализацию деятельностного подхода в обучении»
doshkolnoe-obrazovanie -> Опыта: «Формирование межличностной толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством включения дошкольников в систему социальных отношений»
doshkolnoe-obrazovanie -> Дошкольное воспитание Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> Дошкольное воспитание Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> Дошкольное образование Тема опыта: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
doshkolnoe-obrazovanie -> «Развитие основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактической игры»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница