I. Теоретические основы использования ролевых игр на уроках английского языка



Дата15.05.2016
Размер132 Kb.


Оглавление.
Стр.
Введение ……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы использования ролевых игр на уроках английского языка.



    1. История возникновения ролевых игр …………………………………4

    2. Структура ролевых игр ………………………………………………...6

    3. Функции ролевых игр ………………………………………………….8

    4. Обучающие возможности ролевых игр ……………………………..10

    5. Требования к ролевым играм ………………………………………...12

Глава II. Практическая часть …………………………………………………...14

Заключение ………………………………………………………………………21

Список использованных источников …………………………………………..23


Введение
Данная работа посвящена проблеме необходимости использования ролевой игры на уроках английского языка.

Актуальность данной проблемы заключается в творческом использовании ролевых игр для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Целью данной работы является обоснование основных принципов организации и проведения ролевой игры в процессе обучения английскому языку.

Для достижения этой цели в настоящей работе решались следующие задачи:



  1. проанализировать имеющуюся методическую литературу по проблеме использования ролевых игр на уроках английского языка;

  2. описать и проанализировать опыт в области использования ролевых игр;

  3. разработать рекомендации наиболее оптимальных путей проведения ролевых игр.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень знаний и умений по английскому языку у учащихся повысится, если педагоги в своей деятельности будут использовать ролевые игры.

В ходе работы над темой использовались следующие методы исследования:

- педагогическое наблюдение;

- беседа;

- апробация ролевых игр.
Глава I. Теоретические основы использования ролевых игр на уроках английского языка.



    1. История возникновения ролевых игр.

Термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского “мнимая ситуация”.

Невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. Для нас важно установить следующее. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На этом этапе развития возникают одновременно два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребёнка как члена общества. Первое из них заключается в том, что выделяются некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигательных координаций, мелких и точных движений, ловкости и т.д.) Второе изменение заключается в появлении символической игрушки. При её помощи дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они ещё не включены, но к которым стремятся.

Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребёнок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения. Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления.

По М.Ф.Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для учеников игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Её возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врождённых инстинктивных сил, а с вполне определёнными социальными условиями жизни ребёнка в обществе.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на чёткие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребёнок немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.


    1. Структура ролевых игр.

В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п.

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ её организации. При всём разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, то есть такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций (УРС), которые создаются искусственно.

Мясищев В.Н. выделяет следующие компоненты ситуации:


  1. субъект;

  2. объект (предмет разговора);

  3. отношение субъекта к предмету разговора;

  4. условия речевого акта.

По мере развития диалогических умений школьников степень развёрнутости каждого из компонентов УРС может уменьшаться. Выделяется 3 уровня развёрнутости УРС: первый - самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты УРС; второй - промежуточный, когда условия речевого акта домысливаются самими учащимися; третий -минимальный, где указывается только отношение субъекта к объекту. Соответственно выделенным уровням развёрнутости УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.

Итак, УРС является конструктивной основой ролевых игр. Моделируя общение, УРС как важнейший компонент в составе ролевой игры ставит учеников в “предлагаемые обстоятельства”, выполняя функцию стимула речевой активности, побуждает школьников к общению, то есть “запускает” механизм ролевой игры.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определённую роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.



    1. Функции ролевых игр.

В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - это, прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры -формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление полифункциональное. Рассмотрим, какие же функции она может выполнять.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение иностранному говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учёт роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению школьников в деятельность. Как подчеркивает И. А. Зимняя, “используемые в практике обучения иностранному языку приёмы организации речевого общения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению”. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.



Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, её всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Характеризуя детскую ролевую игру, Л.С. Выготский подчёркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желании подростка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию. Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.


    1. Обучающие возможности ролевых игр.

Ролевая игра также обладает большими обучающими возможностями. Давайте рассмотрим, в чём же они заключаются.



1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель
общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её
наиболее существенных чертах. Именно поэтому психолог Митина Л.М.
предлагала “поучиться у театра” при обучении иностранному языку.

В ролевых играх, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетается теснейшим образом.

2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-
побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива.
Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию.
Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен
обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения,
которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю
потребность в выражении мыслей. Психологи настаивают на тезисе:
“Пусть они (учащиеся) говорят то, что им хочется сказать”. В условиях
иноязычного общения важно, однако, чтобы учащиеся смогли выразить
то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение (словарный и
грамматический материал, навыки в пользовании ими) часто
заслоняют саму цель - общение и от учащихся и от учителей. В ролевой игре
точно обозначенные “предлагаемые обстоятельства” создают общий
побудительный фон, а конкретная роль сужает его до субъективного
мотива.

3.Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё “я”, но через “я” соответствующей роли. И здесь, как правило, проявляется весьма типичное отношение актёра к персонажу, которого он играет. Обычно актёры проявляют большую заинтересованность в них. Ясно ощущаемое личностное- ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус “актера”, что положительно сказывается на результате, и в конечном счёте на усвоении иностранного языка.



4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. Следует иметь в виду, что учебная пьеска строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц, отношений между ними.

Поэтому за каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности, которая “заземляет” её, делает неповторимой и значимой. При этом языковой материал, в который она обличена, “привязывается” к ситуации множеством ассоциативных нитей и прочно удерживается в памяти. Эмоция, сопутствующая реплике, придаёт ей естественную однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.

5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать как языковые, так и “актёрские” возможности учащихся, поручая одним более вербальные, другим - пантомимные роли, третьих же назначая на роли “суфлёров”, давая им право подсказывать на основе текста. При этом удачно найденный жест, “немое” действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей “труппой”. В результате учащимся с более слабой подготовкой удаётся преодолеть робость, смущение и со временем, возможно, полностью включиться в ролевую игру. Таким образом, при правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплочённого коллектива, и в этом её воспитывающее значение.

6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях.


    1. Требования к ролевым играм.

Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевых игр. Существуют определённые требования к проведению ролевых игр, а именно:



  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

  2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, чётко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

  4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

  5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.

  6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в её эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.

Роль учителя в процессе подготовки и проведения игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем.

Это совпадает с положениями современной дидактики, где уделяется большое внимание организации активной самостоятельной деятельности школьников по усвоению новых знаний, формированию навыков и умений. Учитель же управляет активной и сознательной деятельностью школьников по усвоению учебного материала.



7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.

В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

Обычно учитель берёт себе роль лишь вначале, когда школьники ещё не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
Глава II. Практическая часть.
При анализе уроков в форме ролевых игр я не могу не отметить тот факт, что видение ролевой игры будет разным у учителя и ученика. В силу ограниченности, а порой и недостаточной степени сформированности коммуникативной компетентности в родном языке, учащимся трудно представить тот объём и последовательность материала, использования которого от них ожидает учитель в ролевой игре на иностранном языке, так как в повседневной жизни, самовыражаясь в реальных ролях покупателя, пассажира, читателя библиотеки, больного, они обходятся в основном небольшим количеством типичных для данных сфер общения фраз. Скрытая от глаз учащихся методическая задача - наиболее точно и полно использовать изученный языковой материал, - понимается только учителем.

У учителя уходит от 1 до 1,5 часов только на подготовку ролевых карточек для одной учебной группы при наполняемости 15 человек. Но если ролевые карточки содержат лишь описание роли, в них нет указания на сюжет всей ролевой игры: не расписаны вербальные и невербальные действия участников, не указана последовательность фрагментов ролевой игры, нет ссылки на совместные игровые действия, то ознакомившись с такой ролевой карточкой, ученики не имеют точного и полного представления о роли из-за отсутствия зрительного образа персонажа. Ролевая карточка в лаконичном, сжатом виде отражает роль, в силу этого исполняемый образ лишён эмоционально-личностного колорита. Это ведёт к шаблонному и нединамичному исполнению роли. Социальные роли типа: “You are a shop assistant. Help your customers to choose some goods”, или “You are a buyer. You go to the shop to buy a present for your friend” лишены языковой и поведенческой подсказки, а это ещё одна трудность для учеников, так как посредством такой роли им трудно показать личностный характер своего персонажа и, исполняя подобную роль, они, хотя и используют необходимый речевой материал, “выполняют” её механически, оставаясь индифферентными.



Следствие такой работы - неуверенность учащихся в своих знаниях, необоснованные паузы во время игры, частые ошибки, утрата мотивации.

Выход из сложившейся ситуации - насыщение ролей качественными личностными характеристиками: accurate, careless, attentive, faithful, honest -вызовут больший интерес со стороны исполнителей, так как налицо речемыслительная задача: как, какими словами, поведенческими жестами передать особенности роли, чтобы остальные участники игры поняли это. Лишённое межличностного колорита общение не вызовет потребности в дальнейшей игре у участников и оставит чувство неудовлетворённости у учителя. Цель обучения иностранному языку в школе - не только дать учащимся какую-то сумму знаний, но и подготовить их к дальнейшей жизни. Отсюда следует, что ситуации общения должны быть приближены к реальной жизни, в которой мы постоянно пребываем в разном настроении, состоянии, ищем или избегаем общения. Таким образом, чтобы подготовить и провести ролевую игру действительно близкую к настоящей жизни, учителю и ученикам нужно много и тщательно готовиться.

Для меня основной задачей является совершенствование навыков учащихся в организации и проведении ролевых игр, упрочнение формирующихся игровых навыков, расширение игрового репертуара, овладение технологией игры.

В 2013-2014 учебном году были проведены наблюдения в 11-а классе для установления исходных количественных и качественных параметров речи учащихся. Характеристики речи учащихся оценивались с помощью наблюдений:

  1. Характер индивидуального высказывания:

1.общая характеристика высказывания как продукта говорения

(суммарное количество фраз, приходящихся на 1 ученика);
2.средняя длина высказывания (количество слов в предложении);
3.степ
ень разнообразия языковых конструкций (количество используемых оборотов речи);

4.связность фраз в высказывании (количество логических нарушений, противоречий).

В параметры, характеризующие индивидуальное высказывание, не включались:

  • среднее количество пауз в одном акте речевого взаимодействия;

  • абсолютный темп речи (количество слов в 1 минуту).

Темп речи менялся у всех учащихся в зависимости от исполняемой роли (иногда нужно говорить медленнее, запинаясь, иногда изобразить задумчивого человека). Поэтому довольно сложно получить статистические данные по указанным параметрам.

II. Характер речевого взаимодействия:

  1. связность совместного текста (количество нарушений);

  2. самостоятельность речевого взаимодействия;

  3. обращённость высказывания:

- контакт глаз;

- использование обращений, разговорных выражений, клише, направленных на поддержание внимания собеседника.

4. разнообразие диалогических единств.

III. Характер мотивационно-потребностной сферы:

1. степень эмоциональной вовлечённости в роль:

а) использование интонации, тембра голоса;

б) использование мимики, жестов;

в) привлечение возможных реквизитов.

2. желание участвовать в ролевых играх:

а) проявление желания;

б) запрос дополнительной лексики;

в) наличие отказов участвовать в тех или иных ролевых играх;

г) впечатление учащихся от новой для них формы организации уроков.

Результаты наблюдений представлены в следующих таблицах:

Характер индивидуального высказывания

Четверть

Суммарное

количество фраз

Средняя длина высказывания

Количество используемых оборотов речи

Количество логических нарушений

I

14

8

4

0,3

II

19

10

4,6

0,3

III

20

13

5

0,2

IV

23

14

7

0,1


Характер речевого взаимодействия

Четверть

Связность совместного текста

Самост-ть речевого взаимодействия

Обращённость высказывания

Разнообразие диалогических единств

I

1,5

2,1

4,2

2,7

II

1

2,6

5,3

3,7

III

0,6

2,8

6

3,9

IV

0,4

3

6,3

4


Характер мотивационно-потребностной сферы

Четверть

Исп-е интонации

Исп-е мимики

Привлеч-е возмож-х реквизитов

Проявл-е желания участвовать в игре

Запрос доп. лексики

Наличие отказов

Впеча-тление от игры

I

-

-

-

-

+

+

-

II

+

+

-

+

+

-

+

III

+

+

-

+

+

-

+

IV

+

+

+

+

+

-

+

Условные обозначения:

+ - наличие показателя;

- - отсутствие показателя.


На старшей ступени обучения, когда у большинства учащихся в достаточной степени сформировались навыки владения монологической и диалогической речью, а сами учащиеся психологически готовы к участию в ролевых играх и не отвергают их, было проведено несколько ролевых игр.

Изучаемые учениками темы о жизни и творчестве замечательных людей -представителей разных эпох, об особенностях национальной культуры, искусства и литературы, об охране природы и экологических проблемах в нашей стране и странах изучаемого языка, детальное знакомство с историей и современностью США позволяют обыграть их в ролевых играх.

К примеру, ролевая игра в форме телевизионной программы "Очевидное -невероятное" позволила учащимся высказаться от имени учёных разных стран, интересующихся всем необычным корреспондентов, обывателей о наблюдаемых ими неопознанных летающих объектах, встречах со снежным человеком, таинственных и порой необъяснимых происшествиях в районе Бер-муд.

Отдавалось предпочтение интеллектуально - соревновательным формам уроков в силу многих причин:



  1. дух соперничества, стремление познать себя в сравнении с себе подобными наиболее силён в этом возрасте;

  2. урок - соревнование легче подготовить, так как его форма - это в “чистом виде” форма телепрограммы, уроки - соревнования не требуют детального сценария;

  3. учащиеся исполняют “привычные” для них роли, так как ежедневно на уроках, спортивных состязаниях, в личной жизни они так или иначе соперничают друг с другом в своём стремлении выглядеть более значительными и весомыми, чем есть на самом деле.

Уроки РИ соревновательного типа позволяют знакомый материал представить как новый, благодаря иной постановке речемыслительной задачи “насытить” сухие строки учебников колоритной информацией из дополнительных источников.

Материал по знакомству с США отрабатывался в ролевой игре “Реклама”. Группа учащихся исполняла роли работников одного из российских рекламных агентств, которые получили по почте пакет рекламных объявлений с призывом к жителям нашей страны посетить США. Предложение поступило несколько неожиданно для агентства, которое уже свернуло очередной номер рекламного приложения. В нём явно недостаточно места для размещения всех предложений. Следовательно, нужно выбрать одну лучшую рекламу, обосновав свой выбор.

Ролевая игра “Посещение туристического бюро” позволила продолжить обсуждение изучаемой темы. Для привлечения большего количества учащихся в игру в туристическом бюро к услугам клиентов были разные отделы: отдел истории США, отдел культуры, отдел планирования индивидуальных маршрутов по стране, отдел национальной кухни и т.д., где “работали высококвалифицированные специалисты”, способные предоставить желающим посетить США всю имеющуюся в их распоряжении информацию. В качестве реквизита использовались географические карты, альбомы с видами достопримечательностей, буклеты, фотокопии банкнот.

Другая ролевая игра “Фоторобот” позволила “очевидцам” и “журналистам”, которые исследуют проблему снежного человека, составить на основе “собственных наблюдений” и описаний в прессе его портрет, дать его характеристику, предположительно указать места его обитания и условия жизни. При этом участниками игры довольно успешно решалась коммуникативная задача разного плана: описания, рассуждения, доказательства, что соответствовало завершающему этапу обучения иностранному языку в средней школе.

Сопоставив полученные в ходе обучения учащихся результаты, считаю важным отметить следующие моменты:

  1. учащиеся охотно принимали участие в игровой деятельности;

  2. подготовительный этап к РИ был нацелен на отработку известного лексико-грамматического материала, требуемого в игре, составление сценария, уточнение ролевых характеристик персонажей;

  3. презентация ролевой игры занимала 10-12 минут;

  4. основную часть подготовки ролевой игры составляло домашнее задание учащихся, которое они могли не спеша и более тщательно продумать, причём воспринимали подготовку к игре как творческое поручение, а не как обычную домашнюю работу;

  5. ученицы были более самостоятельны и освобождали учителя от части её функций, но иногда испытывали затруднения как вербального, так и невербального плана, в связи с чем обращались к учителю с уточняющими вопросами по игре;

  6. в результате обучения удалось добиться качественного и количественного прироста речевого продукта, учащиеся стали больше говорить в предложенной игровой ситуации общения, меньше допускать ошибок, больше употреблять разнообразных структур и клише, в их речи сократилось количество логических нарушений.


Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что являясь активным методом обучения, ролевые игры способствуют мотивации, создают условия реального общения, подготавливают учащихся к самостоятельной практической деятельности. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Таким образом, центром внимания партнёров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором.

Игра активизирует стремление учеников к контакту друг с другом, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра даёт возможность робким, стеснительным учащимся говорить и тем самым преодолеть барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а скромные предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активен в речевом общении.

В играх ученики овладевают такими элементами общения как умение завязать разговор, поддержать его, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или отвергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы.

Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на высказывание.

Уроки с применением ролевых игр обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся, способствуют осознанному освоению английского языка, речевых клише.



Список использованных источников.


  1. Выготский, А.С. Психология развития как феномен культуры. – М.:ТРИВОЛА, 1996.

  2. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт/Флинта, 1998.

  3. Калимулина, О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи. ИЯШ. – 2003. - №3.

  4. Китайгородская, Г.А. Научно-методическое пособие для преподавателей (Интенсивный курс). М. 1979.

  5. Колесникова, О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯШ. – 1989.

  6. Кравченко, Н.Г. Игровые учебные ситуации. Дис. канд. пед. наук. – Новосибирск, 1993.

  7. Матрон, Е.Д. Модели сюжетной ролевой игры на уроке по работе с газетой. ИЯШ. – 1990.

  8. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Совершенство, 1998.

  9. Рогова, Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

  10. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение, 1981.

  11. Филатов, В.М. Методическая типология ролевых игр. ИЯШ. – 1988. №2

  12. Филатов, В.М., Ерёмина, О.П. Лингвистическое обеспечение ролевых игр на уроках английского языка. ИЯШ. – 1992. - №5,6.




Каталог: wp-content -> uploads -> lessons
uploads -> Отчет об итогах работы за 2013 2014 учебный год
uploads -> Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
uploads -> -
uploads -> Тесты для диагностики уровня агрессивности у воспитанников, критерии эффективности психолого-педагогической работы; подробно описываются пути и средства достижения положительного результата
uploads -> «влияние компьютерных игр на проявление агрессивности у подростков»
uploads -> Причины появления агрессии у детей Телевизионные программы и компьютерные игры
lessons -> «Роль семьи в формировании личности ребенка» является
lessons -> Деревнина Елена Николаевна, воспитатель первой кв кат. Мбдоу №85 «Малиновка», г. Северодвинск Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, основная образовательная программа
lessons -> Пояснительная записка 3 Цель и задачи проекта 5 Целевая аудитория 6
lessons -> Особенности внимания и памяти у детей младших классов Игнатьева Виктория, мбоу сош№20, г. Невинномысск


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница