Ііі о развити общества анализ известной части истории человечества



Скачать 260.95 Kb.
Дата14.05.2016
Размер260.95 Kb.
ТипГлава




Глава ІІІ

О РАЗВИТИ ОБЩЕСТВА


    1. Анализ известной части истории человечества

Если в физике, ботанике и биологии достоверно описаны процессы развития вещества, растений и насекомых, неоднократно происходившие от начала и до конца пе­ред глазами наблюдателей, то известная история развития человечества охватывает всего лишь часть полного цикла его развития. Полный цикл развития человечества на планете Земля пока ещё никто не брался обоснованно описать. Более того, даже известная часть истории человечества не имеет чёткого теоретического объяснения.

Так как начало становления человеческого общества вообще не зафиксировано в каких-либо исторических документах, то скупые исторические данные позволили классикам марксизма-ленинизма расставить их в соответствии с диалектической спиралью, образ которой теперь разрушен самим ходом совре­менной истории, ходом перестройки. Поэтому мы в своём анализе будем опираться на рассмотренные ранее процессы развития известных объектов Природы.

Человек, являясь элементарной частицей общества людей, как системы, может наблюдать общество только «изнутри», что, конечно, очень затрудняло возможность представить историю человечества с точки зрения внешнего наблюдателя. Теперь же, имея готовый график развития, нам будет гораздо проще сделать это. Но с какого момента начать отсчёт жизни человечества? Что является своеобразной половой клеткой (зародышем) человеческой общ­ности? Например, тот же К. Маркс писал: «Естественно сложившаяся пле­менная общность ... или, если хотите стадность, есть первая предпосыл­ка присвоения людьми объективных условий их жизни» [17.148]. На этот раз с ним можно согласиться, поэтому мы начнем наш анализ истории именно со стада диких предков человека.

На рис.22 изображен график, отражающий пройденную, с точки зрения внешнего наблюдателя, часть истории человечества. График показывает, что человеческое общество, как и любой другой объект, развивается путем чере­дования стадий взаимодействия с внешней средой (природой) и стадий внут­ренних перестроек, суть которых мы должны выяснить. Вертикальную ось графика сопоставим с массой благ, создаваемых обществом при взаимодействии с природой. На горизон­тальной оси, как и раньше, возьмем три точки, соответствующие разным стадиям внешнего проявления объекта (общества) по отношению к Природе.

Отрезок 1-2 на рис.22 соответствует стадии взаимодействия первобыт­ного стада с Природой, в течение которой развитие происходило за счет со­бирания дикорастущих плодов. Со временем возникла нехватка продуктов питания, что обусловило аграрную или неолитическую революцию, то есть переход к целенаправленно­му выращиванию и одомаш­ниванию диких животных и дикорастущих растений.

Немецкие философы пишут: «Эта, «аграрная ре­волюция», в результате ко­торой животные и плодо­родные земли стали средс­твом производства в руках человека, представляет со­бой самую великую револю­цию в развитии производи­тельных сил в эпоху от открытия способов добывания огня до про­мышленной революции ...» [15.85]. Во время этого перехода к новому способу взаимодействия с Природой общество находится в состоянии коллапса (от­резок 2-3), в котором масса производимых предметов потребления не увеличивалась. Закончив переход от кочевого образа жизни к оседлому, общест­во вступает в новую стадию взаимодействия с природой с помощью новых средств производства (отрезок 3-4).

Совершенно аналогично в конце отрезка 3-4 наступил предел в удов­летворении потребностей людей за счет целенаправленного выращивания продуктов природы. С этим пределом связана упомянутая выше промышлен­ная или машинная революция, означающая процесс перехода к переработке предметов природы с помощью машин (отрезок 4-5). На отрезке 5-6 общество находится на стадии машинного способа обра­ботки сырья.

Таким образом, в пройденной части истории развития человечест­ва можно выделить три внешние стадии взаимодействия общества с природой, когда главными средствами существования людей являлись соответственно: продукты природы; земля; машины, и две стадии внутренних перестроек общества в виде аграрной и промышленной революции, каждая из которых привела к резкому увеличению производи­тельных сил общества.

Как видите, на графике нет места общественно-экономическим формациям и социальным революциям. Эти термины обозначают события, которые происходят между людьми, как между составными частями общества, и ко­торые доступны лишь взгляду внутреннего наблюдателя. Давайте рассмотрим на рис.23 график развития общест­ва, построенный анало­гично графику на рис.15, совмещающем в себе графики внешних проявлений и внутренних перестроек. При этом кроме двух наклонных отрезков 2'-0 и 4'-(+1), изображающих рост зародышей нового способа взаимодействия с природой, нанесем на график еще два наклон­ных пунктирных отрезка, изображающих распад старых способов взаимодействия (как это было сделано на рис.21). Точки пересечения отрезков друг с другом обозначим также символами А и Б.

Будем считать, что процессы развития общества, с точки зрения внутреннего наблюдателя, тоже полностью соответствуют процессу развития других объектов природы, в частности, процессу развития насекомого, как системы.

Давайте вспомним, что жизнь насекомого тоже состоит из трех стадий его внешнего проявления, причем каждая стадия представляет собой жизнь совершенно самостоятельного организма. Применительно к обществу людей можно сказать, что составные отрезки 1-2, 2'-0-3-4 и 4'-(+1)-5-6 тоже представляют собой процессы раз­вития совершенно самостоятельных общественных организмов. Толь­ко частичками «вещества», из которого строятся эти организмы, явля­ются люди, а сами организмы называются государствами. В этом и сос­тоит вся специфичность такого объекта, как общество людей, по сравнению с дру­гими объектами Природы.

Теперь давайте подробно разберем значение отрезков графика на рис.23. Отрезок 1-2 представляет собой стадию взаимодействия с природой «половой клетки» зарождающейся общности - стада первобытных людей, выде­лившегося из царства разрозненных животных.

Немецкие философы пишут: «Первобытное человеческое стадо предс­тавляло собой однородный коллектив... Земля принадлежала всему коллек­тиву первобытных людей, кочевавшему по данной территории»[15,83]. С этим утверждением нельзя согласиться, так как в любом стаде или стае су­ществует жёсткая иерархия подчинения воле вожака. Что касает­ся земли, то сама земля, как почва для выращивания растений, стадо не ин­тересовала. Первобытные люди интересовались только тем, что на этой земле росло само по себе, и после съедания плодов стадо меняло место обитания, ведя кочевой образ жизни. Неравенство в стаде возникало не по отношению к земле, а по отношению к распределению дикорастущих плодов природы. Объектом собственности ста­да являлась территория, на которой эти плоды произрастали. Если же на этой стадии развития человечества подменить неравенство по отношению к распределению продуктов природы мнимым равенством по отношению к зем­ле, то конечно можно придумать идеалистический образ никогда не сущест­вовавшего первобытного коммунистического общества.

К сожалению, летопись в то время не велась и мы пока не будем гадать, ка­ким образом произошёл переход от точки 2 к точке 2', то есть к возникнове­нию земледелия и скотоводства. Но в точке А уже половина представителей бывшего общественного организма (стада или стад) занималась этими видами произ­водства, а вторая половина всё ещё осуществляла набеги на культурные посадки по сохранившейся привычке с помощью силы делить то, что произрастало вок­руг. Поэтому естественно складывается новая общность, новый обществен­ный организм (государство) для защиты от набегов кочевников.

Точка 0 показывает, что последние остатки прежней общности втянуты в новый общественный организм, существующий за счёт нового способа взаимодействия с природой (выращивание). В точке 0 коллапс раскрывается и далее общество развивается по внешнему отрезку 3-4.

Что же происходит на участке 3-4 внутри общества? Если на стадии коллапса развитие шло за счёт поглощения территории кочевников под куль­турные поля, то в точке 3 существует уже множество земельных участков, принадлежащих самостоятельным, но разрозненным хозяевам, и далее развитие идёт уже за счёт поглощения земель разорившихся собственников более сильными конкурентами. В точке 4 находится теоретический предел этого процесса сосредоточения или концентрации собственности в руках одного владельца. Достигнув этого предела, дальнейшее развитие данного общест­венного организма (государства), на базе данного способа взаимодействия с природой, прекращается. В этом предельном состоянии вся земля, как средс­тво производства, принадлежит одному хозяину, который по своему усмот­рению ведет управление всем государством из одного центра. Свободное предпринимательство этого единственного хозяина является жёстким планом работы для всех остальных членов общества.

Так как владельцы земли не могли лично обрабатывать огромные поля, которые стали их собственностью, то они применяли для обработки полей рабский физический труд привозимых рабов, приковывая их цепями к месту работы и заставляя под страхом голодной смерти заниматься прину­дительным трудом. Другого способа заставить человека работать за жалкие крохи, когда рядом было множество дикой свободной земли, не существовало. В точке 4 общество максимально разделилось на рабов и рабовладельцев.

В данном случае мы рассматриваем график развития применительно к территории существования одного стада. Если рассматривать гораздо боль­шую территорию, на которой существует множество стад (государств), то и в этом случае сохраняются все наши рассуждения с той разницей, что первокирпичиками глобальных общностей являются уже не люди, а государства, которые тоже объединяются в единый общественный организм, уничтожая границы между собой за счет мирных договоренностей или путем ведения войны. Примером такого глобального процесса может служить Римская им­перия, которая охватила огромные пространства. Она занимала бы на своем графике развития точку 4, так как была основана на рабстве. После того, как римского императора Юлия Цезаря предательски убил его соратник Прутт, Римская империя распалась на 10 государств. На примере Римской империи история показала нам катастрофические последствия достижения предела концентрации средств производства. Предел развития означает смерть общественного организма. К. Маркс писал, что всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню – таков был конечный результат римского мирового владычества. Поэтому рабство было отменено реформой, давшей начало феодальному строю и сделавшей бывших рабов и рабовладельцев соответственно крестьянами и феодалами, то есть частичны­ми собственниками одной и той же земли. Появившаяся заинтересованность крестьян в уменьшении времени на производство доли феодала и увеличении своей доли урожая, заставляла крестьян искать новые средства производства - машины, которые и стали основой перехода к промышленной обработке сырья.

Таким образом, реформа, отменившая рабство в точке 4, является точ­кой начала отсчета феодального строя и промышленной революции. Появле­ние владельцев машин в точке 4' графика означало появление зародышей но­вого способа взаимодействия с природой. Как правило, владельцы машин полностью откупались от феодальной зависимости и являлись полными, а не частичными собственниками новых средств производства. Поэтому в кон­курентной борьбе они легко подавляли на рынке наиболее слабую часть крестьянства. Разорившиеся крестьяне шли наниматься не в батраки к феода­лу, а в наёмные рабочие к нарождающемуся классу капиталистов, так как в период своего становления капиталисты давали рабочим гораздо большую плату за труд, чем феодалы. Происходил постепенный распад старого общест­венного организма (государства) по линии О-Б и одновременный рост нового общественного организма по линии 4'-Б.

На рис.23 хорошо видно, что феодальный строй, как пере­ходный период от старого к новому, сопровождается наличием четырёх классов людей в обществе: крестьян и феодалов (на О-Б), наёмных рабочих и капиталистов (на 4'-Б).

В точке Б графика новое и старое достигает количественного равенства между собой и окрепший класс буржуазии или капиталистов полностью разрушает старую систему организации общественного организма путём буржуазной революции. В результате революции новые собственники приходят к власти и достраивают новый общественный организм (буржуазное государство), по­этому точка Б означает конец феодального строя и начало капиталистичес­кой формации. На отрезке Б-(+1) идёт превращение остатков прежних крестьян в сельскохозяйственных или промышленных наёмных рабочих и в точке (+1) общество вновь состоит только из двух классов: капиталистов и наёмных рабочих (пролетариата).

В точке 5 существует множество капиталистов, которые ведут между собой жестокую конкурентную борьбу за выживание, что отражается и на жизни рабочих, так как капиталист, чтобы выжить на рынке самому, устанавливает рабочим в этот период самую низкую заработную плату и самый длинный рабочий день. В точке 6 конкурентная борьба снова заканчивается созданием до предела централизованной системы управления всеми средствами произ­водства единственного хозяина, но уже на базе нового способа взаимодейс­твия с природой. Для дальнейшего развития (за счёт присоединения и погло­щения чего-либо) империя переходит к поглощению соседних государств.

Таким образом, с точки зрения внутреннего наблюдателя, прожитый человечеством период развития состоит из периодов существования трёх, со­вершенно самостоятельных общественных организмов (государств), которые объединены тем, что каждое государство создавалось на той же самой тер­ритории и из тех же самых людей. Пределом развития конкретного об­щественного организма на базе определённого способа взаимодейс­твия с природой является предельная концентрация всех средств про­изводства в руках одного хозяина.



Начало распада старого, до предела централизованного, общест­венного организма и зарождение нового обусловлено переходом общества в состояние коллапса, т.е. проведением фе­одальной реформы по деконцентрации средств производства и пере­даче их всем производителям в частичную или полную собственность. Эта реформа высвобождает производителя из-под всеподавляющего пресса плана единственного хозяина и, тем самым, даёт ему возможность создать для облегчения своего труда средства производства новой ступени развития че­ловечества, нового способа его взаимодействия с природой.

Окончательная победа нового общественного организма над ста­рым достигается на стадии коллапса в ре­зультате социальной ре­волюции, в которой между собой борются за власть не противопо­ложные классы одного общественного организ­ма, не бедные и бога­тые, а имущие классы (собственники) новой и старой общности. Дру­гих социальных револю­ций в истории челове­чества не может быть. Всё другое - это разрушительные восстания бедных против богатых.

Исходя из вышес­казанного, на рис. 24 показано сопоставление фактического графика развития общества людей с общепринятыми понятиями общественных формаций в историческом матери­ализме. Как уже говорилось выше, точка 4 соответствует пределу концентра­ции земли, связанному с общеизвестным фактом существования периода ра­бовладения, названному рабовладельческой формацией. Период от феодальной реформы до буржуазной революции (отрезок 0-Б) общепринято называть феодализ­мом. Все то, что существовало после буржуазной революции (отрезок Б-(+1)) К. Маркс и Ф. Энгельс называли капитализмом.

Таким образом, достоверно известная классикам часть истории человечества уме­щается на участке графика от точки 4 до точки (+1). Нам осталось найти на графике то, что называлось первобытнообщинной формацией или первобытным комму­низмом. По мнению Ф. Энгельса история человечества, следовательно, и первичная формация, начинается с момента начала земледелия (производства), т.е. с точки 2'. Но ввиду явного отсутствия преемственности в таком переходе (по отношению к предыдущему периоду) в советской литературе, например, в философском словаре И.Т. Фролова говорилось, что «... при расширенном тол­ковании понятия первичной формации началом первобытно-общинного строя считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом - об­щество общинной коллективности, где уже наметилась классовая диффе­ренциация. Наибольшей структурной завершенности первобытные отно­шения достигли в период родового строя» [9,359].

В этой формулировке под первобытнообщинным строем понимается уже весь период времени от возникновения стада до распада родового строя. (Исходя из того, что племя состояло из фратрий, а фратрии из родов, это начало отсчёта истории иногда называли «племенным» или «родовым» строем.)

Таким образом, первичная формация, по определению И.Т.Фролова, должна занимать на графике область от его начала и не далее точки А, ко­торая представляет собой кульминацию борьбы уже даже не между класса­ми одного общественного организма, а между классами различных общест­венных организмов. Соответственно, до этой же точки на графике можно продол­жать первобытный коммунизм К.Маркса, хотя по его теории он существу­ет вплоть до точки 4. Фактически же, процесс развития на отрезке (-1)-А должен был полностью соответствовать феодальному процессу развития на отрезке 0-Б и, следовательно, был связан с передачей территорий в собственность отдельных индивидов (оседлостью), что вызвало развитие земледелия.

На графике остались не охваченными историческим материализмом отрезки А-0, 3-4 и 5-6. Что касается отрезка 5-6, то классики жили в период ранне­го капитализма, развивающегося в европейских странах, и только предпола­гали наличие предела концентрации капиталистических средств производства в точке 6, но не сопоставляли его с аналогичным пределом в точке 4. Тем более, они не выделяли будущий предел в виде самостоятельной формации, как это было сделано для рабства в точке 4. Только В.И.Ленин в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма», дал название «империализм» состоянию об­щества в точке 6, тоже не выделяя его в качестве формации, так как тогда получалось бы, что за капитализмом следует не коммунизм, а империализм. Но если империализм не выделять как формацию в точке 6, то тогда состоя­ние рабства в точке 4 тоже является не формацией, а всего лишь завершаю­щей стадией развития какой-то формации, которая занимала бы подобно капитализму всё пустое место (без названий) на графике, расположенное на отрезке А-0-3-4.

Если на участке А-4 выделить такую формацию, подобную капиталистической, зани­мающей, по мнению В.И.Ленина, отрезок Б-(+1)-5-6, то её уже нельзя называть рабовладельческой, т.к. рабство расцвело лишь в точке 4. Перед этой формацией необходимо выделить, как мы отмечали выше, такой же «феодальный» период (-1-А), какой имеет место перед капиталистической формацией. Этот первый «феодальный» период должен был бы следовать за пределом концентрации власти в точке 2, когда общ­ность существовала в форме стада (орды). В таком случае на графике вооб­ще не остается места для первобытно-общинной формации. Это еще раз под­черкивает, что первобытный коммунизм, как формация, был придуман ис­кусственно для вписывания истории в образ спирали.

Сегодня, имея перед глазами рис.24, мы можем сказать, что если придерживаться старого принципа разбиения процесса развития общества на последовательность формаций, то мы должны назвать новыми формациями точки 2 и 6, а также отрезки (-l)-A и А-0, придумав в каждой из них новое название собственникам средств производства, так как именно оно определяет название фор­маций.

Гораздо проще будет применять для описания процесса раз­вития общества термины, используемые ранее для других объектов Природы. Отрезки 1-2, 3-4, 5-6 удобнее всего будет называть первой, второй и третьей стадией или ступенью развития общества, а отрезки (-l)-0 и 0-(+1) - первой и второй переходной стадией (или стадией коллапсов) на известной ветви истории развития человечества, в периоды которых происходит социальная и техническая революция в обществе.


    1. Что такое социализм?

Что касается социалистического пути развития, то давайте проследим историю России с точки 4 (рис. 24), которая соответствует реформе отмены крепост­ного права в 1861 г. Общепринято, что в России не было рабства. Однако рабство в чистом виде существовало только там, где был постоянный приток дешёвой рабочей си­лы, насильственно захваченной в других странах. Собственники земли в Рос­сии не имели такой роскоши, но, продавая землю друг другу, вместе с зем­лей они продавали и живых людей - крепостных, прикрепленных к данной земле как вещь, как «механизм», необходимый для получения сельскохозяйс­твенной продукции с данной земли. В точке 4 царь выкупил землю у поме­щиков за деньги из государственной казны и, уже как государственную собственность, директивно закрепил землю за новыми собствен­никами (крестьянами) с постепенной выплатой ими денежного долга, в виде выкупных платежей.

Не имея возможности лично продавать свои продукты на рынке, крестьяне попали в полную зависимость от перекупщиков - бывших поме­щиков, ставших посредниками. Вместо разрушенной системы поступления прибыли в казну от поме­щиков, как товаропроизводителей, была введена система налогообложения новых собственников, в связи с чем стремительно разросся госу­дарственный аппарат чиновников. Именно тогда родилось выра­жение «один с сошкой, семеро с ложкой». Вследствие налогового пресса да­же к 1917 году (через 56 лет) машинный способ производства не получил в деревне широкого развития, хотя повсеместно шла дифференциация крестьян на кулаков и бедняков. Промышленность в России развивалась в основном на государственных предприятиях военно-промышленного комплекса, где пролетариат имел гораздо меньшую заработную плату, чем пролетариат ев­ропейских стран. Буржуазная революция в феврале 1917 года (точка Б) поставила крест на остатках самодержавия, но новый класс собственников был еще слабо организован по сравнению с партией пролетариата - РСДРП, которая одной из первых появилась в России.

Поэтому, когда в октябре 1917 года вспыхнуло пролетарское восста­ние, пообещавшее передачу земли крестьянам без выкупа, они встали на сторону рабочих и обеспечили победу восстанию. При этом, как мы уже отмечали выше, новая власть начала создавать новый общественный организм на базе собственности одного абстрактного капиталиста (го­сударства).

Таким образом социалистическая революция 1917 года занимает на графике место буржуазной революции в точке Б, в которой происходит борь­ба старого и нового собственника за власть, только вместо конкретных собс­твенников, власть перешла в руки абстрактного собственника (государства).

Мы убедились, что социализм это не первая стадия коммунистической формации, которая следует за капитализмом, но это и не вывих истории и не зигзаг, который мы совершили якобы по личной прихоти вождя мирового пролетариата В.И.Ленина. В.И.Ленин ничего бы не смог сделать, если бы его не поддержал народ, если бы то, что он делал, не вписалось в общую за­кономерность развития. Социализм, как государственный капитализм, зани­мает на графике вполне определенное место третьей ступени развития и существовал не за капитализмом, а вместо него, являясь равноправным вариан­том развития общества людей.

Нам остается только убедиться, что «социалистический» вариант разви­тия, как равноправный вариант, мог существовать и на других ступенях раз­вития человечества задолго до 1917 года. Подтверждением этого может служить фак­т, который еще не упоминался на страницах этой книги. К.Маркс, в самом начале построения своей теории общественного развития, принимал в ка­честве первой формации факт существования азиатского способа производс­тва, как прототипа первобытного коммунизма. «Однако уже в начале 80-х годов XIX века, когда у К.Маркса и Ф.Энгельса сложилось определение пер­вобытно-общинной и рабовладельческой формации, они не употребляли термин «азиатский способ производства», отказавшись и от самого этого понятия» [17,39]. В. Келле пишет: «В 60-е годы среди историков-марксис­тов как у нас, так и за рубежом развернулась широкая дискуссия об ази­атском способе производства... несмотря на обилие работ, дискуссия не привела к общему решению» [31.259].

Что же это за таинственная азиатская формация? К.Маркс писал, что «… в большинстве основных азиатских форм, объединяющее единое на­чало, стоящее над всеми ... мелкими общинами, выступает как высший собственник или единственный собственник» [33,463].

Эти термины нам уже знакомы и означают не что иное, как государс­твенную или «ничейную» собственность, которая является основой социа­листического варианта развития. Этот первобытный социализм мог возникнуть в точке А на рис.24 точно так же, как он возник в точке Б в 1917 году. Но «социализм» в теории К.Маркса может быть только лишь переходной формой от частной собственности к общей, а не основой первобытного коммунизма. Поэтому классики и отброси­ли факт существования такой социалистической общности, как не вписывающийся в начало спирали развития.


    1. О будущей ветви развития человечества


Выше мы рассмотрели известную часть истории человечества в виде графика на рис.22. Конец данного графика в точке 6 не означает конец процесса раз­вития человечества. Мы уже отмечали в третьем свойстве раздела 2.9, что конечная точка развития любого объекта является составной частью графика развития другой системы, в которой последняя стадия первого объекта является средним качественным состоянием. На рис.25 показан график, отражающий, в соответствии с найденной моделью процесса развития, по­рядок вхождения развива­ющегося объекта в объект более высокого порядка применительно к обществу людей. При этом выделенная ветвь (участок) развития 0-3-6 с отростками 1-2-3 и 4-5-6 представляет собой типичный график внутренних перестроек, на котором отрезок 1-2-3 представляет со­бой известную часть истории че­ловечества, рассмотренную в предыду­щем разделе на рис.22. Точки 1, 2, 3 на графике обозначают первые три (известные) ступени раз­вития общества людей. Точка 3 на рис.25 соответствует точке 6 на рис.22, т.е. фактически соответствует началу перестройки в СССР. Второй наклонный отрезок 4-5-6 является будущей ветвью развития общества людей на участке 0-3-6 и содержит в переходах от точки 4 к точке 5 и от точки 5 к точке 6 скрытые процессы сколлапсированных перестроек (технических и социальных революций). Исходя из общего подхода к любому графику развития, можно сказать, что на выделенном участке 0-3-6 пройденный отрезок развития 1-2-3 и будущий отрезок 4-5-6 представляют собой всего лишь два сколлапсированных процесса превращений материальной системы, разви­вающейся по отрезку 0-3-6. Далее точка 6 станет средней точкой дискретной линии (-1)-6-13, отрезками превращений в которой будут уже отрезки 0-3-6 и 7-10-13. И так далее.

Но не будем заглядывать слишком далеко. Давайте попробуем не уга­дать, а предсказать на основе установленной нами закономерности смысл будущей ветви развития человечества на отрезке 4-5-6, а значит и на отрез­ке 0-3-6.

Рис.25 ясно показывает, что сегодня человечество находится на переломном переходе от точки 3 к точке 4, на точке начала глобальной перестройки, гораздо более значительной, чем известные аграрная и промышленная революции, когда концентрации подвергались земля и машины. Переход 3-4 должен в принципе быть похожим на переход 0-1. Поэтому, чтобы выяснить, что же именно будет лежать в основе концентрации на отрезке 4-5-6, давайте еще раз проследим за процессом развития человечества в известной части истории 1-2-3, но уже по графику на рис.25.

В точке 0 жизнь на планете представляла собой царство разрозненных зверей, равномерно засе­ляющих всю поверхность планеты. Каждый зверь владел своим участком тер­ритории с плодами природы, обеспечивающими его существование. Любой другой зверь, оказавшийся на этой территории и поедавший плоды природы, являлся врагом, так как уменьшал количество плодов и фактически поку­шался на существование хозяина, на его жизнь. Поэтому отношения между индивидами были отталкивающими, враждебными, звериными. В точке 0 графика отсутствует какая либо общность людей.

Затем в точке 1 на поверхности планеты возникает множество зароды­шей общности - дикие стада. При этом территория каждого зверя вошла в общую тер­риторию стада, которое обладало уже гораздо большими возможностями, чем возможности зверя-одиночки. Во-первых, это способствовало отражению на­бегов других зверей. Во-вторых, это дало возможность повысить результа­тивность охоты за счет разделения функций (труда): одни гнали добычу, другие поджидали ее в засаде. Таким образом, получается, что процесс раз­вития в этот период сопровождался двумя противоположными процессами. С одной стороны шёл процесс концентрации средств существования в ру­ках вожака стаи, сопровождаемый кооперацией (объединением) раз­розненных зверей в одну централизованно управляемую стаю. С дру­гой стороны шёл процесс отчуждения первобытных людей от принадлежав­ших им ранее территорий (средств существования), так как между индивида­ми и прежней территорией теперь стоял её новый хозяин - вожак стаи.

Эти два процесса характерны для всего отрезка 1-2-3, составляющего прошедшую часть истории человечества. Так в точке 2 произошло полное от­чуждение производителей от земли, которая сконцентрировалась в руках од­ного собственника, а остальные члены общества стали рабами. В точке 3 в руках одного хозяина сконцентрировались все машины, а все производители стали наемными рабочими.

В точке 3 процессы отчуждения и концентрации теоретически должны достичь естественного предела, т.е. охватить всю территорию планеты, превратив всех людей Земли в наемных рабочих одного хозяина. Но так как в разных странах и на разных континентах скорость развития раз­лична, то одни страны уже давно прошли точку 3, а другие находятся еще далеко от нее. При идеальном ходе процесса развития в точке 3 достигает своего максимума разделение труда и обмен внутри общества. При этом практически всё общество представляет собой наемных рабочих, которым не­чего делить друг с другом. Их не разъединяет и не объединяет никакая собс­твенность, поскольку все средства производства находятся в собственности одного хозяина. Практически, все члены общества в точке 3 нейтральны по отношению друг к другу.

Если вспомнить процесс развития вещества, то мы увидим, что просле­живается полная аналогия развития вроде бы таких разных объектов (систем), как со­вокупность атомов и совокупность людей. В точке 0 графика на рис.25 ве­щество находилось бы в газообразном состоянии, а как вы помните, частицы газа представляют собой самостоятельные объекты и отталкиваются друг от друга так же, как враждующие звери-одиночки. В точке 3 вещество находи­лось бы в виде жидкости, частицы которой не отталкиваются и не притя­гиваются между собой, а находятся в нейтральном состоянии, так же как и наемные рабочие в человеческом обществе.

Вспомнив также, что согласно второго свойства развития превращение вещества можно было представить на рис.21, как возникновение, рост, а за­тем спад и исчезновение его нейтрального жидкого состояния, мы можем сделать вывод, что за точкой 3 на линии 0-3-6 в обществе тоже начнется спад и исчезнове­ние разделения труда, обмена и нейтрального отношения между членами общества. В точке 6 эти признаки должны исчезнуть вообще, но точка 6 должна принципиально отличаться от точки 0. По аналогии с процессом развития вещества мы можем утверждать, что по первому свойству развития в точке 6 нейтральное состояние должно тоже смениться «притяжением» лю­дей друг к другу с образованием единой общности, объединенной на ка­ких-то совершенно новых условиях.

Чтобы определить эти условия, давайте рассмотрим на рис. 25 точки 3 и 4, которые соответствуют моменту отделения своеобразной «половой клет­ки» - зародыша, развивающегося на отрезке 4-5-6. На рис.23 в аналогичной точке (графика пройденного пути развития человечества ) начиналась про­мышленная революция. Давайте, посмотрим, не произошло ли что-нибудь по­добное в тех странах, которые благополучно прошли мимо предела концент­рации на стадии машин и уже находятся в начале отрезка 4-5-6 на рис.25.

Например, Е. Плимак писал: «И капитализм сумел привести в дейс­твие немалые резервы. Он сделал технологический рывок (последняя фаза - так называемая микропроцессорная революция). Резко увеличились государственно-монополистические тенденции: без государственного, а те­перь и надгосударственного регулирования экономики вообще невозможно современное капиталистическое производство» [34.257].

Вот мы и нашли еще одно звено в цепочке различных способов взаи­модействия человека с природой (в цепочке технических революций), а это уже позволяет нам выяснить сущность самого процесса развития челове­чества. В чем же именно состоит этот процесс смены способов взаимодейс­твия человека с природой?

На исходной ступени развития человечества (в точке 1 рис.25) в про­цессе собирания диких плодов природы первобытный человек был сам для себя средством производства жизненных благ. Он сам управлял своими ру­ками, непосредственно воздействующими на природу. Весь процесс «производства» состоял в срывании и доставке плодов Природы до рта «производителя».

На стадии выращивания (точка 2) человек приступил к обработке зем­ли с помощью примитивных орудий труда - палки и камня. То есть в точке 2 между человеком и природой появилось промежуточное звено - орудие труда, а человек в процессе производства стал выполнять функцию привода этих примитивных орудий.

В процессе промышленной революции человек изобрел механический привод и поставил его вместо себя для привода прежних орудий труда. В ре­зультате этого получилась машина, а функция человека в процессе произ­водства стала состоять в приводе рычагов управления машиной с помощью рук (точка 3).

И, наконец, в процессе микропроцессорной революции функцию при­вода рычагов машины человек переложил на компьютер, а сам стал приво­дить в движение кнопки клавиатуры компьютера с помощью пальцев. Таким образом, уже только кончики пальцев стали соединять человека со средства­ми производства (точка 4).

Из описания сущности перехода от одного способа взаимодействия с природой к другому становится ясно, что сущность процесса раз­вития общества людей заключается во все большем отдалении, отчуж­дении человека от природы за счет «размещения» между человеком и природой все более и более совершенных средств производства.

А сущность каждой технической революции на участке 0-3-6, то есть сущность перехода к новой стадии или ступени развития человечества состоит в том, что при этом переходе человек перекладывает «на плечи» средств производства те производственные функции, которые он сам выполнял на предыдущей ступени развития.

Исходя из этой тенденции можно сказать, что сущность технической революции в точке 5 будет состоять в окончательном отсоединении, отрыве даже кончиков пальцев человека от средств производства, то есть от клавиа­туры компьютера. Уже сегодня создаются диалоговые компьютеры, которы­ми человек может управлять с помощью голоса, воздействующего на мемб­рану микрофона. В этой системе связи человека со средствами производства передаточным звеном, передающим движение от голосовых связок человека к мембране микрофона, является воздушная среда. Фактически, работа чело­века в этот период будет состоять в «сотрясании воздуха». Поэтому на пос­ледней ступени развития по линии 4-5-6 (в точке 6) будет исключена даже такая работа и человек, уже с помощью мысли, будет воздействовать на приёмное устройство, преоб­разующее мысль в сигналы управления средствами производства.

Перечисленные ступени развития человечества на линии 0-3-6 для наглядности сведе­ны в «таблицу ступеней развития производительных сил человечества», помещённую в конце книги (приложение 1).

Теперь, давайте снова вернёмся к точке 4 графика на рис.25 и снова используем её аналогию с точкой 1. Если в точке 0 на поверхности Земли существовали разрозненные звери, а в точке 1 появились стада, объединяю­щие первобытных людей между собой, то в точке 3 общность людей уже достигла предела своего объединения. Но теперь на поверхности планеты су­ществуют разрозненные средства производства - машины, которые в точке 4 образуют зародыш их общности, объединённой компьютером в единый производственный комп­лекс, а в точке 6 будет достигнута предельная концентрация всех средств производства в единое средство производства на всей планете.

Поэтому, исходя из того, что производительные силы человечества включают в себя людей и средства производства, можно считать, что исторический отрезок 0-3-6 представляет собой процесс концентрации производительных сил общества, включающий две пере­ходные стадии, первая из которых (на отрезке 1-2-3) состоит в кон­центрации людей в одно общество, а вторая (на отрезке 4-5-6) - в кон­центрации средств производства в единое для всей планеты средство производства.

В точке 6 каждый член общности людей (производитель) будет с помощью мысли взаимодействовать с этим единым средством производства, объединяющим всех людей в единую общность. Каждый член общества будет заинтересован во взаимодействии с этим средством других членов общества, поскольку для удовлетворе­ния каждой своей новой потребности человек должен будет так развить это средс­тво, чтобы оно было способно удовлетворить данную потребность. А так как средство производство одно на всех, то, значит, и все остальные члены об­щества тоже смогут удовлетворить такую же потребность. Таким образом, в точке 6 существует материальная база для отсутствия разделения труда.

А теперь давайте вспомним ещё раз часть формулировки К.Маркса о коммунистическом обществе: «... после того как исчезнет, порабощающее человека подчинение его разделению труда: когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда ...»[20,443].

В точке 6 выполняются все эти «заветы» за счёт создания материальной базы, позволяющей превратить процесс мышления человека в функцию человека в процессе производства любого предмета потребления на едином средстве производства, которое устраняет необходимость разделения труда и материального обмена. Такого состояния достигнет всё человечество в процессе естествен­ного продвижения по ступеням развития без всяких социалистических революций и коммунизма К.Маркса (как общества с распределением по потребностям), которых нет ни в начале, ни в конце развития чело­вечества на планете Земля. Но, точка 6 это опять же не последняя стадия развития че­ловечества. Это всего лишь среднее (нейтральное) качественное состояние человечества на линии (-1)-6-13. Это качественное состояние (6) характеризуется максимальным отчуждением человека от Природы, понимаемой теперь не в смысле биосферы на поверхности Земли (0), а Вселенной (-1). При этом в точке (-1) должно было произойти выделение «живого», т.е. биологического из «неживой» Природы, в точке 6 это отделение живого от неживого достигает своего максимума в виде единого средства производства, расположенного между человеком и Природой, а в точке 13 человечество должно будет опять слиться со Вселенной за счёт процесса «исчезновения» этого средства производства на участке 6-13. Это исчезновение произойдёт за счёт «срастания» средств производства с «организмом» человека и тогда «производство» средств существования будет осуществляться каждым индивидом за счёт нанотехнологий (на молекулярном уровне). В точке 13 жизнь в космосе означает, что сырьём для такого производства будет являться уже бесконечная космическая среда, которая сегодня называется вакуумом (пустотой).

Здесь уместно вспомнить слова космонавта СССР К.Феоктистова: «Мне близка мысль о том, что космическая эра, начавшаяся 30 лет назад, символизирует прорыв человека в новую среду обитания. И, возможно, подобно тому, как когда-то наши далекие предки вышли из океана на су­шу, прорыв в космос означает, что появится новая раса людей, для кото­рых ни вакуум, ни радиация, ни космические температуры не будут чу­жеродны. Вряд ли они будут похожи на нас ...» [35].

Но сегодня ещё очень и очень далеко до точки 13, когда окончательно раскроется тот космический коллапс, который представляет собой планета Земля, под атмосферой которой развивается человечество на отрезке (-1)-6-13, как цыплёнок под скорлупой яйца. В точке 13 «цыплёнок» вылупиться из «яйца» и жизнь выплеснется в новую бесконечную среду обитания.

Но сможет ли человечество благополучно пройти точку 6? Ведь, как мы убедились ранее, любой предел концентрации средств производства на вертикальном отрезке внешнего проявления (на рис.25 показаны только стадии внутренних перестроек) представляет собой период застоя, тупик развития, выходом из которого является «феодальная» реформа по деконцентрации и распылению старых средств производства. Эта реформа сопровождается распадом общности и последующей «буржуазной» революцией собственников новых средств производства. Будет ли счастлив человек в точке 6? Не будет ли этот новый глобальный предел концентрации просто рабством мысли? Ведь для сохранения целостности уникального средства производства в обществе будут контролироваться не только действия и поступки, но и мысли каждого человека. Какой характер будет носить глобальная «буржуазная» революция? Не будет ли она сопровождаться кровью и горем в космических масштабах?

В какой то мере это является ответом на вопрос: почему представители внеземного разума не вступают с нами в контакт? Ведь если будущее средство производства попадёт в руки современных предпринимателей, то они сделают всё, чтобы выжать из него максимальную прибыль. На современной стадии развития человечества это означает, что всё человечество будет поставлено в зависимость от обладателя этой «волшебной палочки», которая будет служить не свободе общества, а власти над обществом. Каждому овощу - своё время! (Пример такого поведения предпринимателей мы видели в нашей стране: кучка олигархов без тени смущения переписала на свои личные счета средства производства огромной страны. Такое всегда будет происходить, если в обществе нет соответствующей системы контроля за действиями членов общества.)



Будем надеяться, что глобальной концентрации и глобальной перестройки в точке 6 не произойдет и человечество пойдет по совершенно иному варианту развития, как в будущем, так и сегодня, при выходе из аналогичной тупиковой точки 3 графика на рис.25. Этот самый оптимальный вариант развития мы и рассмотрим ниже.
Каталог: book -> philosophy
philosophy -> Смысл жизни и акме: 10 лет поиска материалы VIII x симпозиумов Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чуковского Часть 1 Москва Смысл 2004
philosophy -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
philosophy -> Книгах «Диалектика теория познания. Историко-философские очерки.»
philosophy -> Мераб Мамардашвили Введение в философию, или То же самое, но в связи с романом Пруста «В поисках утраченного времени»
philosophy -> Бернард Эммануилович Быховский Сигер Брабантский
philosophy -> Анатолий Протопопов Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда
philosophy -> Александр Архипович Ивин
philosophy -> Память, история, забвение. Рикёр П
philosophy -> Николай Бердяев Смысл творчества (Опыт оправдания человека)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница