Использование фольклорного материала в курсе сольфеджио



Дата14.05.2016
Размер53.5 Kb.
Коршун Марина Юрьевна,

филиал ГПОУ «Саратовский областной колледж

искусств» в г. Балаково
Использование фольклорного материала в курсе сольфеджио
В русской народной песенной культуре заложены ценнейшие пласты народной мудрости. Испокон веков русский народ выражал в народной песне свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Они были основаны на многовековом жизненном опыте и мудрости русского народа, и передавались из поколения в поколение в своеобразной художественной форме.

Сегодня происходит глобальная переоценка многих нравственных ценностей и идет активный поиск новых, более эффективных методов образования и воспитания подрастающего поколения. А художественное и эстетическое воспитание не может и не должно развиваться без такой необходимой составляющей, как русская народная национальная культура.

Привлечение фольклорного материала в сочетании с применением специфических методов и приемов способствует формированию у студентов ряд общекультурных и профессиональных компетенций. Включение традиционных русских народных песен в качестве учебного материала некоторых тем курса сольфеджио развивает такие общекультурные компетенции, как:


  • воспитание интереса и любви к народной музыкальной культуре;

  • расширение кругозора;

  • способность ориентироваться в специальной литературе;

  • способность осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода.

Всестороннее развитие слуховых и вокальных навыков на аутентичных образцах формирует следующие профессиональные компетенции:

  • способность анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения;

  • умение проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций;

  • выстраивать концепцию и драматургию музыкального произведения;

  • совершенствование мелодического, гармонического, тембрового, фонетического слуха, кратковременной и долговременной музыкальной памяти, музыкального мышления, овладение умением на слух определять структуру и композицию напева, а также приемов его варьирования;

  • обучение навыкам ансамблевого интонирования и импровизационного музицирования.

Цель доклада: исследовать использование элементов фольклора в курсе сольфеджио. Основная задача: показать влияние ценнейшего высокохудожественного фольклорного материала на эстетический уровень студентов, их музыкальный кругозор и исполнительские практические навыки.

Использование фольклорного материала на уроках сольфеджио мало распространенная форма работы в настоящее время. Главная предпосылка для включения в курс сольфеджио фольклорного материала – стремление привлечь внимание студентов к русской национальной музыкальной культуре, вызвать интерес к народному искусству, привить любовь к ансамблевому пению русских народных песен.

Изучение интонационных и ритмических закономерностей русского музыкального фольклора начинается с ознакомления со спецификой песенных традиций, с рассказа об отношении самих народных певцов к песне, о возможном обрядовом контексте исполнения песен. Одноголосный фольклорный материал помогает студентам привыкнуть к самому факту «реального» бытия русских аутентичных песен, восхититься оригинальностью народного мышления, получить первое представление о жанровой системе русского фольклора, узнать о существовании разных диалектов. Образцы многоголосной фактуры служат для практического изучения разновидностей и привития навыков ансамблевого музицирования. Если выбранная для изучения песня – обрядовая, то преподаватель дает студентам информацию о данном обряде, раскрывает ее ритуальный магический смысл, показывает взаимосвязи специфики текста, мелодических, артикуляционных, тембровых особенностей, фактурного ее оформления.

Для данных занятий можно использовать:



  • интонационные упражнения на основе разновидностей мажора и минора, пение простых интервалов, трех- и четырехзвучных аккордов в основном виде и с обращениями;

  • ритмические упражнения в любых рамерах;

  • устные и письменные одноголосные диктанты с голоса и с инструментом на материале игровых, плясовых и протяжных русских народных песен;

  • двух – трехголосные диктанты на фольклорном материале;

  • слуховой анализ – определение на слух различных видов ладов в звукорядах и мелодиях, мелодических и гармонических интервалов, аккордов вне тональности.

В процессе использования русского народного фольклорного материала возможно обращение к аудиозаписям данного материала. Это оттачивает музыкальный слух студентов, совершенствует память, наблюдательность, мышление, вызывает интерес к социокультурному контексту, гендерной специфике, помогает воссоздать, «домыслить» образ исполнителя и параллельно с певцом «сопережить» песню. Сравнение аудиозаписей с аналогичными расшифровками позволяет отслеживать, анализировать и соотносить слуховые и зрительные впечатления, демонстрирует преимущества и недостатки разных способов научной архивации и систематизации народной музыки.

Работу с аудиозаписями можно вести в несколько этапов:



  1. Выбранный пример прослушивается в аудиозаписи несколько раз. В процессе его слухового освоения выявляются фонетические особенности песенного диалекта, определяется на слух структура и композиция напева, особенности его ладового и интонационного строя, приемы варьирования напева, вид фактуры совместного пения исполнителей.

  2. Закрепленные слуховым опытом и обсужденные с преподавателем музыкальные и фонетические особенности примера фиксируются в письменном виде. В тетрадь заносятся: звукоряд, основные попевки и часто встречающиеся ритмические рисунки, самые сложные интонационные обороты и ритмы, специфические артикуляционные приемы, диалектные слова и выражения, для многоголосных образцов – фактурные комплексы.

  3. Далее, все записанное в тетради озвучивается студентами: ритмично (на диалекте) проговаривается текст; пропеваются мелодические обороты; прохлопываются ритмические рисунки. Наиболее трудные для воспроизведения фрагменты выучиваются наизусть в процессе определенных форм работы.

При освоении метроритма дирижерский жест не используется. Сначала можно предложить обозначать каждую метрическую долю легким прикосновением к столу. Когда закономерности метроритма музыкального образца будут четко усвоены и закреплены, метрические доли при его воспроизведении не отмечаются вообще.

Сложные в ладоинтонационном отношении попевки и фрагменты фраз пропеваются в виде специальных предложенных преподавателем упражнений, помогающих отточить воспроизведение некоторых мелодических фраз с неравномерно темперированными интервалами. Если выбранный пример многоголосный, то в нем выучиваются все его партии, и перечисленные виды работ проделываются на примере каждой из партий. Сложные в фактурном отношении фразы рекомендуется пропеть несколько раз со сменой выбора студентами голосов. Для выстраивания чистого строя можно предложить студентам пропевать фразы в замедленном темпе с ферматой на смене каждого созвучия для того, чтобы успевать прослушать возникающие вертикали и подстроиться к ансамблю. Выбранный пример может разучивается дома наизусть целиком, со всеми музыкальными и ритмическими вариантами, полной текстовой версией.

Когда песня выучена, в классе следует дальнейшая работа над ней. На основе данной песни студенты выполняют творческие задания: в процессе исполнения произвольно меняются партиями, импровизируют, придумывают интонационные и ритмические упражнения с использованием фонетических, артикуляционных, композиционных особенностей изучаемого песенного материала. Другие виды практических заданий связаны с авторской музыкальной обработкой песни. Например, придумать инструментальное сопровождение к ней, или, взяв за основу изученный образец, создать оригинальное сочинение для любого исполнительского состава. По мере закрепления в слуховом опыте фонических моделей русского певческого диалекта и практического освоения некоторых ее музыкальных образцов, студентам предлагается чтение с листа нотных примеров в данном стиле, пропеваемые на занятиях сольно или ансамблем.

Результаты практической работы с фольклорным материалом могут демонстрироваться на контрольных занятиях в конце семестра. В контрольные требования, связанные с изучением русского песенного фольклора, могут входить следующие виды заданий:



  • пение с листа разнообразных в ладоинтонационном и ритмическом отношении примеров;

  • музыкальная расшифровка несложных одно- или двухголосных образцов;

  • определение на слух фонических свойств созвучий терцовой и нетерцовой природы (интервалов, аккордов) в их последовательности;

  • мелодическое и ритмическое варьирование предложенных мелодических моделей.

Так же преподаватель предлагает студентам для самостоятельной расшифровки в качестве специфической формы диктанта несколько аудиозаписей других русских народных песен.

Для того чтобы студенты прониклись любовью к неброской красоте русских песен, прочувствовали самобытность архаики их образов, осознанно насладились спецификой разнообразных исполнительских приемов народных певцов, музыкальные примеры должны быть снабжены комментариями этнографического и этномузыковедческого характера. При обращении к комментариям студенты получат знания о своеобразии некоторых обрядов, познакомятся с особенностями напевов и текстов, смогут прояснить многозначность символики, зашифрованной в поэтических образах.



Сегодня мы с большим интересом относимся к русским народным старинным праздникам, традициям, обрядам, песням, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Именно в них народ сохранил для нас свои самые ценные культурные достижения. Русское народное песенное творчество – неисчерпаемый источник духовных сил. Ведь в чем бы ни выражал себя наш народ: в танце, в песне, в искусной вышивке, ясно одно – это идет из самой глубины русской души. Фольклорное богатство русского народа это и есть его духовное богатство.

Сольфеджио на современном этапе – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество. Оно направлено, прежде всего, на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром. Анализируя историю развития сольфеджио, отметим, что XXI век – это преподавание сольфеджио на новом уровне: применение всех музыкальных форм работы для улучшения занятий по дисциплине.
Список использованной литературы


  1. Ворошилова, О. В. Русские фольклорные традиции / О.В. Ворошилова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 66 с.

  2. Галямова, Н. Н. Современные тенденции преподавания сольфеджио в XXI веке / Н. Н. Галямова. – М.: Музыка, 2011. – 76 с.

  3. Картавцева, М. Т. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио / М.Т. Картавцева. – М.: Музыка, 1998. – 68 с.

  4. Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа / Л.В. Кокуева. – М.: Современник,1998. – 70 с.

  5. Толкачева, С. В. Фольклорное сольфеджио на материале русских песен Удмуртии / С.В. Толкачева. – Ижевск: Удмуртский университет, 2013. – 60 с.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница