Использование коррекционно развивающих игр на уроке



Скачать 242.5 Kb.
страница1/3
Дата13.05.2016
Размер242.5 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(автор Н.В.Губанова)

Использование коррекционно – развивающих игр на уроке.
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости поиска новых технологий в их обучении и развитии. Несмотря на то, что были созданы в общеобразовательных школах специальные коррекционные классы VII вида, эта проблема не теряет своей остроты. По свидетельству специальных психолого – педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20 – 30 % учащихся, а около 70 – 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Структура и содержание образования в коррекционных классах имеют известные особенности. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, дети с задержкой психического развития испытывают трудности в усвоении учебного материала и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя, надежду на достойное место в жизни. Это вызывает у учителей, работающих в коррекционных классах, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет руководство учебно–познавательной деятельностью учащихся. Несмотря на то, что проблема обучения детей группы риска обозначилась уже давно, до сих пор учителя не имеют достаточно методик работы с такими детьми, классы коррекционно – развивающего обучения не оснащены в полной мере специальным учебным материалом.

Предлагаемая мною работа позволяет учителю при минимальной затрате средств и времени организовать на каждом уроке работу по развитию у детей с задержкой психического развития отдельных психических процессов (памяти, внимания, восприятия и др.), сформировать операционные компоненты учебно–познавательной деятельности, пробудить интерес к процессу обучения, развить эмоционально–волевую сферу ребенка.

Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении всего младшего школьного возраста. В играх ученики начальной школы так же, как и дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Именно это открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейшего потенциала игры в целях оптимизации процесса образования школьников – утверждают Ш.А.Амонашвили (1988 ), Л.С.Выготский (1966), С.А.Шмаков (1994), Д.Б.Эльконин (1978).

Сегодня в научно – педагогической литературе можно найти много разнообразных и достаточно развернутых рекомендаций по использованию игр в учебно – воспитательной практике, но эти игры направлены, как правило, именно на обучение младшего школьника, на выработку основных знаний, умений и навыков, то есть эти игры преимущественно направлены на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. Однако у детей с ЗПР выработка учебных умений и навыков тормозится недоразвитием познавательных процессов, несформированностью общеучебной деятельности. Я полагаю, что использование коррекционно – развивающих игр позволяет на каждом уроке ликвидировать именно эти отставания, создавать базу для лучшего усвоения материала. Кроме того, дидактические игры, как правило, строятся на использовании учебного материала, что отпугивает от них детей со стойкой неуспешностью в обучении. Применение коррекционно- развивающих игр позволяет использовать не учебный материал, и лишь когда ребенок поверит в себя, переходить на учебный. Предложенная в работе система игр позволяет открыть резервы в использовании игры при коррекции недостатков социально – личностного развития и недостатков в познавательной деятельности младших школьников, имеющих задержку психического развития, которые пока используются в неполной мере.

Главной отличительной особенностью детей с задержкой психического развития является то, что интеллектуальное и эмоциональное развитие этих детей не соответствует их календарному возрасту. Это выражается в следующих индивидуальных особенностях:



  • недостаточность общего кругозора, знаний об окружающем мире, которые накапливаются у нормально развивающегося ребенка в соответствии с возрастом;

  • несформированность некоторых представлений, необходимых для усвоения школьной программы, понятий о цвете, количестве, форме, первичные классификации (больше – меньше, выше – ниже и т.п. )

  • отсутствие навыков умственной деятельности: умения сосредотачиваться, слушать и воспринимать услышанное, контролировать и планировать свои действия;

  • преобладание игровых интересов и слабость учебной мотивации. Дети с низким уровнем познавательной активности, как правило, не хотят идти в школу, а если и говорят о своем желании стать учениками, то привлекает их в школе не содержание школьной жизни, а сугубо внешние атрибуты: портфель, товарищи, школьная форма и т.д. У них преобладают игровые интересы, которые доминировали в дошкольном периоде их развития. Именно поэтому использование на уроке игр зарекомендовало себя как действенное средство "подтягивания" развития детей, так как опираясь на интерес и привычную для ребенка игровую деятельность учитель одновременно ставит ребенка перед все более и более сложными условиями и целями деятельности. Например, сходные по целям ( совершенствование пространственной ориентации), но различные по игровым действиям и правилам игры могут быть одинаково успешно использованы на уроках математики, русского языка, физической культуры или ручного труда. Построенные на не учебном материале с последовательным усложнением их содержания, игры каждый раз будут являться субъективно новыми для ученика, а следовательно, и каждый раз по-новому привлекательными, интересными.

Анализ особенностей познавательной деятельности неуспевающих школьников показал, что у них имеются два основных отличия от успевающих:

1) отличается уровень познавательной активности;

2) отличается умение осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

1). Различие в уровнях познавательной активности проявляется в том, что "успевающие" проявляют более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого; умеют сформулировать вопросы, чтобы прояснить для себя то, что непонятно. Дети с ЗПР, поставленные перед необходимостью решения какой либо познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на отвлеченные темы или говорят первое, что приходит в голову. При этом для них более важным является не прояснение для себя какой–либо информации, а оценка их ответа взрослыми, и, соответственно, вопросы, которые они задают, - не о сути задачи, а об их ответе: "Так?" Однако если детей специально побуждают задавать вопросы о том, что им не понятно, то они "научаются спрашивать" и начинают достаточно часто обращаться к взрослым за разъяснениями, даже если раньше это не было им свойственно.

Таким образом, одно из направлений психолого-педагогической коррекции при нарушении учебной деятельности – это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития. А ведь именно игра вызывает у ребенка наибольшую заинтересованность, подъем творческих сил, активности, в то же время вырабатывает необходимые учебные навыки.

Можно выделить несколько условий для развития познавательной активности учащихся:



  • эмоциональное подкрепление изучаемого материала;

  • обучение различным стратегиям умственных действий;

- укрепление положительной самооценки ребенка.

Первое из обязательных условий для развития познавательной активности детей – именно эмоциональное подкрепление. Когда ребенок проявляет интерес к чему–либо, следует помочь ему этот интерес реализовать. Для этого лучше всего "присоединиться" к его интересу и исследовать вместе с ним факт или явление, которые привлекли его внимание. В ходе такого совместного исследования может быть реализовано второе условие для развития познавательной активности – обучение различным стратегиям умственных действий, иными словами, как думать; как задавать вопросы – другим или себе, чтобы что–то лучше понять; а также избавление от страха сделать ошибку, потому что ошибка – это тоже шаг на пути к познанию. И это не обязательно делать на материале именно школьной программы – можно использовать любые сферы окружающей жизни, и лишь по мере овладения умственными действиями вводить учебный материал. В случае если у ребенка уже сложилось стойкое негативное отношение и к школе, и к процессу обучения, то на первых этапах психолого –педагогической коррекции , может быть, лучше вообще исключить учебный материал из занятий по развитию познавательных способностей. Играя, ребенок не "зацикливается" на ошибке, не боится ее, а стремясь достигнуть цели, исправляет.

Одна из главных задач психолого -педагогической коррекции – восстановить у ребенка желание учиться. Речь идет именно о восстановлении, потому что, как показывают психолого-педагогические исследования, существует врожденная "фундаментальная человеческая потребность извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле".

Идея о "произвольном контроле" является ключом к пониманию причины, по которой эта замечательная потребность у ребенка может снижаться. Такой причиной является насильственное ограничение, жесткий внешний контроль в познавательной деятельности ребенка, часто усугубляемый негативными оценками его личности и ума при ошибочных действиях, которые ошибочными являются только с точки зрения взрослого не умеющего или не желающего вникнуть в ход детского рассуждения.

При построении внутреннего образа окружающего мира (а именно расширением и уточнением этого образа занимается школа) любой человек стремится к согласованию своих представлений и соответствию их реальности, что проверяется действиями, основанными на этих представлениях. Осознание своего образа мира и реальности, естественно, ведет к желанию избавиться от этого несоответствия. И здесь наблюдаются две принципиально различные позиции. Одни люди самостоятельно ищут такие несоответствия, им доставляет удовольствие процесс прояснения сути вещей, которых они не понимают, это "будоражит их ум". Другие – наоборот, боятся осознать свою ошибку, стараются защититься от этого осознания, уходят от решения проблем, что ведет к интеллектуальной пассивности.

Поэтому при восстановлении желания учиться путь психолого- педагогической коррекции – поощрение готовности к поиску противоречий несоответствий, создание таких условий, при которых сам поиск доставлял бы удовольствие не зависимо от результата. Как это сделать – решает специалист в каждом случае индивидуально. Природа здесь дает подсказку: в жизни ребенка существует деятельность, которая доставляет удовольствие сама по себе, независимо от цели – это игра. Вообще у нормально развивающегося ребенка – дошкольника игра и познавательная активность практически неразделимы. В психолого-педагогической коррекции школьников с нарушениями учебной деятельности следует вернуться на предыдущую ступеньку возрастного развития и еще раз пройти по ней, чтобы легче было двигаться дальше, но вернуться учитывая теперешнее состояние ребенка и подбирая игровой материал в соответствии с интересами и возможностями ребенка.

Третье условие для развития познавательной активности – укрепление положительной самооценки ребенка. Иногда у детей с ЗПР складывается негативное представление о своих способностях. Из психолого-педагогических исследований отношения таких детей к решению познавательных задач известно. что часть детей, оказавшись перед необходимостью проявить познавательную активность, реагируют высказываниями типа "Я не могу", "Я глупый", "Я не знаю , как это делать" и т.д.

Представление ребенка о самом себе всегда страдает при повторяющихся неудачах, поэтому и при психолого-педагогической и при педагогической коррекции важно уделять особое внимание подбору заданий и упражнений. Необходимо, чтобы в них включалось достаточное количество таких заданий, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, и при этом они не были бы слишком легкими – чтобы он мог получить опыт преодоления трудностей. Реакция взрослого на ошибку должна иметь форму помощи, а не порицания.

2). Другое отличие школьников с ЗПР – в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Эти дети даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослых. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции также начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".

Ретроспективный анализ опыта реализации коррекционной функции детской игры показывает, что у истоков этой проблемы стоят З.Фрейд и другие представители психоаналитической школы, которые высоко оценили игру как метод познания и коррекции развития личности ребенка.

Осмысление опыта игротерапии и теории детской игры позволило отечественным психологам и педагогам рассматривать последнюю как универсальный инструмент оптимизации развития детей и решения коррекционно – развивающих задач ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Учителю рекомендуется использовать в своей педагогической практике те элементы игротерапии, которые, с одной стороны просты по технике, а с другой – действенны с точки зрения воспитания у младших школьников адекватных поведенческих установок, нормализации их отношении между собой, совершенствования коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения.

В то же время для педагога начальной школы игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьнозначимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

С этих позиций, например, рассматриваются детские игры в работах П.Ф.Каптерева. Особое внимание учителей он обращает на значение игр в деле воспитания таких качеств и свойств личности школьника, как внимание, наблюдательность, сообразительность, находчивость, творчество, в развитии органов чувств, в совершенствовании мышления и логических операций (анализа, синтеза, индукции, дедукции и др.). Подчеркивая особую важность использования игры для детей имеющих неуспешность в обучении, П.Ф.Каптерев писал: "Детей, отстающих в развитии от других по разным причинам …тугих на развитие, медленных в соображениях …не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, таких детей много … Такие дети в школе без игр вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет настолько искусен, что занятие по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры, требующей непременного участия телесной деятельности, к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей, он может руководить их развитием и оказывать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благоприятным образом на всей их последующей жизни." (1999, с. 210)

Рассматривая вклад игры в познавательное развитие детей, современные ученые, педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько "механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка". В этом контексте игра становится "генератором" процесса психолого – педагогической коррекции трудностей в познавательной деятельности детей (И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова и др.).

При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воздействия, которое пробуждает у учеников усилие мысли, легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С.А.Шмаков (1994) считает, что само название используемых с этой целью игр – "интеллектуальные", "умственные", "обучающие", "коррекционные", "дидактические" – звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к развитию ума и активизации познавательных способностей детей. Такие игры могут быть построены как на учебном , так и не учебном материале и включены педагогом в структуру любого урока на любом его этапе и по любому предмету. Большинство этих игр основано на состязательности ("Кто больше?", "Кто самый наблюдательный?", "Кто точнее назовет?") и может проводить в виде индивидуального или группового первенства учеников.

Кроме того, использование коррекционно – развивающих игр на уроке зачастую позволяет повысить двигательную активность детей на уроке, снять эмоциональное и статическое напряжение.



Функции коррекционно – развивающих игр на уроке.
Назревшая проблема обучения и развития детей с ЗПР диктует новое назначение начального обучения школьников. А именно: формирование учебной деятельности – основной формы жизнедеятельности младшего школьника, в которой выращивается, созревает личность, - при попутном исправлении, коррекции того, что было упущено в личностном развитии в предшествующем детстве.

Поэтому главной целью является направленное формирование целостной учебной деятельности, развитие тесно связанных с ней интеллектуальных и познавательных сил таких учащихся . На первый план выходят не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения , углубления и обновления знаний.

Особая роль в приобретении такой способности самостоятельно "доходить" до знаний отводится общеучебным интеллектуальным умениям.

Несформированность общеучебных интеллектуальных умений низводит интеллектуальную деятельность школьника к формальному усвоению материала: например, к репродуктивным пересказам текстов, зубрежке. Эти умения формируются только в личном опыте ученика. Но приобретение этого опыта, освоение умений могут и должны быть организованы учителем, и одной из основных форм может стать игровая деятельность.

Для эффективной работы учителя, следует выделить наиболее значимые общеучебные интеллектуальные умения, приоритетные для формирования учебной деятельности (с учетом трех ее основных функций: информационно–ориентировочной, операционно–исполнительской и контрольно–оценочной.):
– наблюдение, слушание, чтение –

умения, обеспечивающие восприятие и понимание материала в связи с поставленными учебными задачами, целями (информационно – ориентированные умения), помогают ученикам понимать воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний информацию в соответствии с учебными задачами.


– классификация, обобщение –

умения, связанные с операционно–исполнительной функцией учебной деятельности и обеспечивающие логическую переработку изучаемого материала. Эти умения находятся в прямом соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности – анализа, синтеза, абстракции и обобщения.


– самоконтроль –

умение, которое обслуживает контрольно – коррекционную функцию учебной деятельности и обеспечивает слежение за ходом и результатом совершаемых учебно–познавательных действий.

Оптимальный, проверенный практикой путь развития названных умений заключается не в усиленной и изолированной тренировке каждого из них, а в создании дидактических условий, которые помогли бы их становлению в сочетании. Наиболее эффективно эти условия и создаются в игре.

Использование в работе по формированию общеучебных интеллектуальных умений дидактических игр имеет как минимум двойной педагогический эффект.

Во – первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр, и тот "ансамбль" умений, которые ими исподволь отрабатываются в форме игры.

Во – вторых, значимым представляется и само строение игр как разновидности "игр с правилами", естественно и закономерно подводящее ребенка к учебной деятельности.

Помощь детям риска в достижении определенного уровня школьной зрелости в системе коррекционно–развивающего обучения и конкретно в работе по формированию учебной деятельности и коррекции ее надостатков заключается в усилении прямого пути воздействия на учащихся, т.е. с помощью непосредственно игровых заданий, в которых осуществляется формирование учебной деятельности.

Данная работа приводит систему игровых заданий, рассчитанных на активную и действенную помощь школьнику со стороны учителя в овладении учебной деятельностью в ее целостности и полноте, а так же позволяет учителю организовать работу по развитию познавательных способностей.
Система коррекционно – развивающих игр на уроке в специальном коррекционном классе VII вида
Частота обращения к коррекционно-развивающим играм диктуется типичными для класса трудностями и индивидуальными потребностями учеников. Эффективность применения развивающих игр будет выше, если педагог при составлении коррекционно – развивающей программы будет учитывать актуальный уровень развития и потенциальные возможности всех и каждого учеников.

Игры направлены на формирование целостной учебной деятельности.

Игры первого вида – это игры, в которых ученикам для группировки "посредством рук и зрения" предлагаются сначала реальные объекты – геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в поле их непосредственного визуального восприятия в классе, на улице. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить. Затем дети сами определяют основание для группировки и объясняют его.


  1. Игра " Аукцион"

Ведущий предлагает "участникам аукциона" назвать как можно больше предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например "белый" ("круглый", "быстрый"…). Слова следует называть по очереди, не повторяясь и ожидая знака "аукциониста". Тот, в свою очередь, строго придерживается правил "торгов" и тогда, когда основной поток слов начнет иссякать, а паузы между ними станут все более длительными начнет отсчет: "Белый….- раз! Белый…- два! Белый… ". Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: " …три!" –и победителем игры считается тот, кто назвал последнее слово.

Игра так же позволяет обогатить словарь учащихся.

Условия игры могут варьироваться :


  • назовите слова , начинающиеся со слога МА-,….

  • выберите из "Словаря" названия предметов, которые могут быть охарактеризованы , например, словом "далекий" и т. д.

В других играх этого вида задача, стоящая перед учениками, усложняется, и поиск основания для классификации объектов ими осуществляется уже самостоятельно.





  1. Игра " Разноцветные пуговицы"

( название условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и по форме, размеру, количеству отверстий и т.д. )

Педагог предлагает игрокам разделить собранную совместными усилиями "богатую коллекцию" пуговиц сначала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как дети выполнят игровое задание, с ними необходимо обсудить основание, по которому были выделены группы, и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию (основаниям).


" Группировку зрением" дети проводят в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки). Проиллюстрируем принцип составления таких игр на примере следующей игры:
3. Игра "Бабочки"

Для проведения игры необходимо подготовить 18 карточек с изображением бабочек, которые отличаются друг от друга цветом крыльев, формой пятен на крыльях и характером края крыла; три листа белой бумаги, три полоски и квадрат из серой бумаги.

В ходе игры ученикам необходимо правильно рассадить бабочек на "полянки" (листы белой бумаги ) и "мостики" ( серые полоски и квадрат ) в соответствии с заданными педагогом условиями.

Задание 1. Сначала педагог предлагает расположить всех насекомых на двух листах – "полянках" так, чтобы на одном оказались все насекомые с красными крыльями. После того, как задание будет выполнено, он просит игроков объяснить, какие бабочки на какой "полянке" расположились.

Задание 2. Разложить бабочек на два белых листа – "полянки" и соединяющую их серую полоску – "мостик" так, чтобы на одном белом листе оказались все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, а на другом – все насекомые с желтыми крыльями. Дети должны сами догадаться, какие насекомые должны расположиться на "мостике". Бабочек, которые не подходят ни к одной из "полянок" и ни к одному "мостику", положить отдельно.

Задание 3. Разложить насекомых на трех "полянках" и соединяющих их "мостиках" так, чтобы на первой "полянке" были все насекомые с красными крыльями, а на второй – все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, на третьей – Все насекомые – все насекомые с ровными краями на крыльях (на листы бумаги кладутся карточки с соответствующими символами). Догадаться и найти тех насекомых, которых надо посадить на каждый из "мостиков". Насекомых, которые не подходят ни к одной "полянке", ни к одному "мостику", положить отдельно.

По окончании выполнения задания 3 ученикам вновь предлагается как можно точнее и короче рассказать, какие насекомые на какой "полянке" и на каком мостике находятся.

По аналогии с этой игрой может быть проведена и другая – с использованием геометрических фигур разного цвета, разного размера, с разным количеством углов. При распределении фигур детям можно предложить называть эти геометрические фигуры.

Такие игры помогают учителю познакомить детей с возможностью включения одного и того же объекта в разные классы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. Тем самым преодолевается формирование "однолинейности" мышления, прикованности к какой – либо одной стороне рассматриавемого объекта.

Кроме того, игры первого вида должны помочь учителю обратить внимание детей на то, что признаки по которым может быть проведена классификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним проявлениям (цвет, форма, величина и др.). Он учит их группировать объекты по материалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п., подводя к наиболее сложному виду группировки – смысловой (или категориальной), в основе которой лежит выделение родо–видовых отношений между объектами. Например, подборку картинок животных и птиц разделить на две группы. Дети предлагают основания для классификации сами или с помощью учителя. Возможны варианты: домашние – дикие, хищники – травоядные, живущие в наших лесах – животные жарких стран и т.д.


Игры второго вида направлены на развитие у учеников умений анализировать слуховые сигналы и определенным образом группировать их. Игры направлены также на развитие вербального внимания.
1. Игра "Слухачи".

ученикам предлагается послушать звуки, которые "живут" в классе, затем переключить внимание на звуки, "живущие" внутри школы, исключая классную комнату, затем – на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, со спортивной площадки и т.д. По окончании цепочки переключений слухового внимания и группировки доносящихся звуков учитель обсуждает все услышанные звуки с детьми.


Постепенно следует подводить детей к группировке речевых звуков – слов по формально – структурным или смысловым признакам. Например, в игре "Угадай , кого позову " дети учатся различать слова по ритмическому рисунку и слоговой структуре, а в игре "Летает – не летает " – основой группировки служит значение слов.
2. Игра "Угадай, кого позову".

Педагог предлагает встать тем ученикам, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например, учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать : Се – ре – жа, Ма – ри – на, Ок – са – на и др. Вместо имен ученикам можно предложить называть предметы, которые они видят в классе, овощи, мебель, и т.д.
3. Игра "Летает – не летает"

Педагог объясняет правила игры: " Я буду называть предмет и говорить слово "летает", например голубь летает, самолет летает и т.д. Если я назову предмет, который летает вы поднимаете руки вверх.

Если я назову не летающий предмет, вы хлопаете в ладоши.

Аналогично проводится игра "Трава, кусты, деревья":


4. Игра "Трава, кусты, деревья".

Ее можно проводить во время физкультминутки. Если ведущий говорит: "деревья " дети встают , поднимают руки вверх и поднимаясь на носках , тянутся вверх; если ведущий говорит: "кусты" – дети вытягивают руки перед грудью на уровне плеч, а если "трава" – дети приседают. Ведущий свои команды сопровождает действиями, которые могут быть и правильными и обманывающими. Дети же должны слушать команды и выполнять их.


Игровая задача может быть значительно усложнена, если классифицировать поступающую на слух информацию ученикам придется по самостоятельно найденному основанию, как в игре "Скажи пятое".

5. Игра "Скажи пятое"

Водящий обращается к кому–либо с предложением: "Скажи пятое". При этом он должен быстро назвать подряд четыре названия растений (или птиц, продуктов, предметов одежды и др.), а тот, к кому водящий обращается, должен успеть, как только он закончит, немедленно назвать пятое. Повторять сказанное водящим нельзя. Если ответ последует вовремя, то тот, кто ответил, становится водящим; если нет – водящий остается прежним. Игра позволяет также развивать и уточнять активный словарь учеников.


Игры третьего вида нацелены на развитие сочетания умений чтения, классификации и самоконтроля.
1. Игра "Слова, слоги, буквы "

Вариант 1. на отдельных карточках или на доске педагог заранее пишет следующие слова: дым, дал, рот, бок, рак, рыл, вал, бык, выл, вол, сон, бак, сын, сад, мох, маг, мыл. Дети должны распределить слова на три равные группы, разложив карточки или записав каждую группу в свой столбик.

Победителями в игре являются те, кто верно найдет основание для классификации и допустит меньше ошибок

при распределении слов по группам ( основание для классификации – одинаковая гласная в каждом слове ).

Вариант 2. В этой игре в качестве игрового материала используются слова с разным количеством слогов. Записав их на доске, учитель просит детей распределить слова на три группы. Побеждает тот, кто быстро и правильно справится с предложенным заданием (основание для классификации – количество слогов в каждом слове ).

Вариант 3. Игру можно использовать при работе с непроверяемыми написаниями.

На доске записаны слова : Т…трад.., з…вод, м…двед.., гор…д, м..роз, к…р…ндаш, с…бака, к..рова.

Учитель просит придумать для этих слов как можно больше групп. Вот несколько примеров:



  • классификация по пропущенной букве :

тетрадь, медведь – "е" "ь"

мороз, город, собака, корова - "о"

завод, карандаш – "а".


  • тетрадь, завод, медведь, город, мороз, карандаш –оканчиваются на парный согласный, а собака, корова – на гласный

  • тетрадь, завод, город, мороз, карандаш - отвечают на вопрос "что?" , а медведь, собака, корова – на вопрос "кто?"

  • по количеству слогов.

Все игры, в ходе которых дети совершают классификационные действия, предполагают обязательное органичное включение в них контрольно – корректировочных действий. Сначала внешний, идущий от учителя и организующий деятельность детей в ходе игры контроль и постепенный переход к взаимо- и самоконтролю помогают объективно оценить ход и результат каждой игры, правильность действий игроков и определить победителей.


Формирование у учащихся комплекса умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее, находя частное в общем и общее в частном, устанавливать родо – видовые отношения – суть дидактических игр четвертого вида. Выполнение этих действий требует от детей высокого уровня операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, которые в то же время и сами являются основой формирования подлинно научных знаний, обеспечивая перевод полученной информации из системы конкретного мышления в систему абстрактного мышления. В таких играх педагог стремится научить детей выделять наиболее значимые, существенные признаки в предметах и явлениях и на этой основе познавать их главное, составляющее внутреннее единство, скрытое за разнообразием внешних выражений, несущественных признаков, т.е. "поднять" их от ситуативных обобщений к метаобобщениям – понятиям.
1. Игра "Раз – два "

Для этой игры потребуется комплект предметных картинок, которые учитель распределяет произвольным образом на больших картах по 4 – 6 штук. На счет "раз" учитель открывает одну карту и ученики должны определить какие картинки относятся к одной группе и определить эту группу.

Например, если на картинках изображены огурец, мак, диван и капуста, играющий быстро должен сказать :"Овощи!". Картинки берет себе тот игрок, кто первым ответил. В дальнейшем он должен дополнять свою серию картинок. А следующий игрок определяет свою группу картинок. Например: посуда. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек и не ошибется.
Обобщение признаков предметов, явлений ученики осуществляют в играх пятого вида. Их игровым материалом являются представленные в той или иной форме загадки. Определение загадки позволяет рассматривать ее, как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных действий, активизирует логическое мышление. Важно и то, что загадка всегда является описанием не конкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений). Следовательно, чтобы ее отгадать, требуется не только знание признаков предмета, но и умение видеть среди них существенные, установить их иерархию, соотнести слово с существенными признаками, составляющими содержание понятия и закрепленными в слове.

Например, в игре "Отгадай загадку – посмотри отгадку" учитель ставит перед детьми шкатулку и предлагает поиграть: "Эта шкатулка не простая, в ней загадки спрятались. Если загадку правильно отгадаете, отгадку на картинке увидите". Количество и тематика загадок, которые учитель предлагает детям для отгадывания в ходе одной игры. определяются им самим и зависят от задач конкретного урока, знаний и интересов учеников. Желательно подбирать такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения, например:

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.


Игры шестого вида способствуют становлению у детей умений обобщать прочитанный материал, а также проверять правильность его обобщения. Такие игры по своему содержанию уже близки к собственно учебным заданиям, но при умелой методической инструментовке могут проходить очень интересно и с пользой для учеников.
1. Игра "Придумай название".

Для проведения игры понадобятся тексты небольших, но интересных по содержанию рассказов. Дети читают рассказ и стараются придумать как можно больше заглавий к нему. Заглавие должно быть кратким, выразительным и возможно более точно отражать содержание рассказа или одну из основных его идей. Когда название придумано, организуется их обсуждение и выбор лучших, самых интересных.



2.Игра "Подбери пословицу"

Учитель предлагает детям прочитать текст и выбрать из предложенных пословиц ту, которая, по их мнению, лучше передает смысл прочитанного текста. Свой выбор ученик должен объяснить.

Таким образом, проводимые в определенной системе развивающие игры, обеспечивают единство и взаимосвязь в формировании информационно – ориентировочной, операционно–исполнительной и контрольно – корректировочной функции учебной деятельности.

Кроме непосредственной реализации этой задачи, все игры в значительно степени будут эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка путем совершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций, речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, и т.п.



Игры, направленные на развитие познавательных способностей детей с задержкой психического развития.

Хотя подобное деление весьма условно, т.к. каждая игра выполняет сразу несколько функций.



Игры, направленные на развитие восприятия.

У учащихся с ЗПР процесс восприятия часто ограничен только узнаванием и последующим называнием предмета. Они не владеют техникой восприятия, не выделяют главные, существенные детали, но "выхватывают" второстепенные, у них нет целостного восприятия сюжетной картинки. При описании картинки они перечисляют отдельные детали, часто второстепенные, не видят внутренней связи. Восприятие детей с ЗПР отличается низкой дифференциацией, они часто путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э и др.

В процессе обучения школьника надо стремиться чтобы "восприятие становилось думающим" (Д.Б.Эльконин). Восприятие должно становиться более анализирующим, более дифференцирующим, принимать характер организованного наблюдения, должна усиливаться роль слова в восприятии предметов и явлений.

Психолого-педагогические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие должно перейти в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
Игра "Сколько раз встречается"

Игра улучшает скорость и точность восприятия.

Вариант 1. Учитель предлагает детям рассмотреть картинку, на которой прозвольным образом расположены различные предметы (куклы, машинки, и др.). Картинка демонстрируется ограниченное время. Перед ее демонстрацией учитель предлагает детям сосчитать сколько машинок встречается на этой картинке. Когда картинка убирается, дети отвечают сколько они нашли машинок. Постепенно игру можно усложнять, например, уже после демонстрации спросить детей о том, сколько из этих машин было красных, грузовых и т.д.

Игра развивает не только восприятие, но память и внимание.

Вариант 2. Учитель предлагает детям в небольшом тексте (по выбору учителя) за определенное время ответить:

-сколько раз встречается буква "а" (или любая другая)

-сколько раз встречается "."

-сколько названий животных встретилось в тексте и др.


Игра " Геометрические фигуры"

Игра направлена на развитие восприятия формы предметов.

На плакате, на доске предлагаются карточки с рисунками геометрических фигур.















Задание учащимся:



  • Определите, сколько на картинке треугольников,

  • Определите, сколько на картинке кружков, и т. д.

Задание можно усложнить, предложив детям нарисовать с помощью трафаретов такую же картинку. Если дети справляются легко, можно предложить нарисовать по памяти.


Ира " Волшебный мешочек "

В мешочек из плотной ткани укладываются различные предметы и дети по очереди на ощупь должны определить, какой предмет им попался.

В 1классе в мешочек могут быть сложены вырезанные из картона буквы. Ученик с завязанными глазами вынимает букву, ощупывает ее и называет. Из букв, которые дети достали из "волшебного мешочка" можно предложить сложить слово.
Игры на развитие памяти.

У детей с ЗПР, как правило, память развита значительно хуже, чем у их сверстников. У них преобладает наглядно – образная память, смысловая практически не развита, снижен объем запоминаемого материала, низкая точность запоминания, нарушена продуктивность запоминания. Наглядно представленный материал дети запоминают лучше, чем словесный, поэтому словесный материал должен подкрепляться опорами.

У этих детей очень долго ведущей остается механическая память, они не умеют дифференцировать задачи запоминания, поэтому надо учить выделять главное, существенное, обучать продуктивным приемам запоминания, учить устанавливать логические связи, выявлять последовательность. Чаще всего эти дети медленно запоминают и быстро забывают учебный материал. Однако установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает потерю интереса и не дает желаемого результата. Повысить интерес ребенка позволяет использование игр.

В процессе обучения "память ребенка должна становиться мыслящей" (Д.Б.Эльконин). Поэтому в процессе работы по развитию памяти выделяют следующие направления:

- развивать объем и точность запоминания, улучшать продуктивность запоминания;

-усиливать роль и увеличивать удельный вес словесно–логического запоминания (по сравнению с наглядно – образным);

-научить ребенка сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).


  1. Игра "Кто больше"

Игра развивает вербальную память.

Учитель читает 10 слов, дети должны запомнить как можно больше слов и записать их.

Например: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.


  1. Игра " Что за чем"

Игра развивает логическую , смысловую память. Учитель читает детям группу логически связанных слов, определяет с детьми, в какой связи находятся эти слова. Затем учитель читает первое слово, а дети записывают второе

Например:

листок – книга

долька – апельсин

ученик – класс

капля – река

Дети определяют, что первое слово обозначает часть целого. Учитель читает вразбивку первые слова, а ученики записывают второе слово.
Игра усложняется, если учитель предлагает учащимся три слова, объединенных по смыслу. При этом так же обращается внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь – берлога.

Затем учитель читает вслух группу слов :

весна – солнце – ручей

река – рыболов – уха

мост – река – вода

пчела – улей – мед

дуб – желудь – свинья

Учитель называет первое слово, а ученик должен вспомнить два других.




  1. Игра " Поймай злодея"

Игра развивает зрительную память, тренирует процессы припоминания, развивает внимание.

Дети – миллиционеры, которые ловят преступника.

"Портрет" преступника изображен на карточке геометрическими фигурами разного цвета. Учитель на какое – то время показывает детям "портрет" и предлагает его хорошо запомнить, т. к. взять с собой его нельзя.












Потом портрет убирается и учитель задает детям вопросы о том, как выглядит преступник.



  • какой формы у него глаза?

  • какого они цвета?

  • какой формы нос ? и т. д.

После того, как ребята вспомнили как "выглядит преступник", портрет демонстрируется еще раз и дети проверяют себя.


Игры на развитие внимания

Преобладающим видом внимания у детей с задержкой психического развития очень долго остается непроизвольное внимание. Это объясняется тем, что у них преобладает наглядно–образный характер мыслительной деятельности.

Рост произвольного внимания у хорошо успевающих детей происходит интенсивно с 1 класса, а у слабоуспевающих лишь небольшой рост наблюдается к концу 3 класса. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием мотивации учения, которая у детей с ЗПР обычно развита плохо. Кроме того, у детей с ЗПР значительно меньше возрастной нормы объем внимания, слабее распределение внимания, низкая устойчивость внимания, они не могут быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Использование в ходе урока игр позволяет повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.




  1. Игра " Найди отличия ".

Игра развивает внимание, память , наблюдательность.

Вариант 1. Детям предлагается найти отличия (сходства) на двух картинках.

Вариант 2. На уроке игру удобнее проводить в следующем виде:

на магнитную доску выставляются несколько картинок.

Дети смотрят на них какое – то время.

Затем они закрывают глаза и учитель вносит изменения в порядок следования картинок, заменяет одну из них и т.д. Дети по сигналу открывают глаза , находят изменения и исправляют их.

Вариант 3. На доске записаны слова. Дети их читают и запоминают. Затем закрывают глаза . Учитель вносит изменения. По сигналу дети открывают глаза и находят изменения.

Например: сын, стол, стул, соло.

После изменения: сон, стул, стол, солома.

Количество слов и количество изменений учитель подбирает учитывая уровень подготовленности класса.




  1. Игра "Где ошибся Незнайка"

Игра развивает внимание и орфографическую зоркость.

На доске или на индивидуальных карточках записан текст с ошибками, которые дети должны найти и исправить.

Если игра вызывает затруднения, сначала можно предложить детям находить ошибки в составлении узоров.
Итак, использование на каждом уроке развивающе–коррекционных игр позволяет у каждого ребенка развивать познавательные способности, формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки, позволяет каждому ребенку проявить себя в доступной для него деятельности, повышает заинтересованность в достижении целей, позволяет чаще менять вид деятельности ребенка на уроке.

Использование игр на уроке позволяет учителю:

- научить детей классифицировать предметы, явления и т.д.


  • обобщать и дифференцировать предметы, явления, понятия;

  • научить планировать свою деятельность;

  • научить детей самоконтролю;

  • развить познавательные способности каждого ребенка;

  • создать положительную мотивацию обучения;

  • развить волевую сферу ребенка

  • создать на уроке обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ребенка;

  • учитывать на уроке потенциальные возможности и уровень развития всех и каждого из учеников класса.


Открытый урок по ознакомлению с окружающим миром

во 2 классе.
Тема : Деревья весной.
Цель : 1. Знакомство детей с весенними изменениями в жизни деревьев.

2. Развитие логического мышления на основе анализа и синтеза.

3. Развитие внимания .

4. Развитие координации движений в ходе физкультминуток.

5. Привитие детям любви к родной природе.
Ход урока :
Сегодня мы с вами снова отправляемся в лес к госпоже Весне. Вот только она нас что-то не встречает?

Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем ?


"Дорогие ребята!

Никак не дает мне зима занять мое место в природе. Очень сильные у нее в этом году помощники: снегопады, вьюги да морозы. Трудно мне одной с ними справиться. Вот и хочу попросить вас о помощи.

Морозы заставляют людей забыть о приметах весны, вьюги да метели даже все картинки о весне разорвали. Спрятала зима ключ, который дорогу ручейкам да теплу открывает.

Помогите мне с проказами зимы справиться и я в долгу не останусь – подарю вам еще одну примету весны."
Давайте поможем Весне.

Возьмите разорванные вьюгами картинки и сложите их. Они помогут вам приметы весны вспомнить.

( У каждого ребенка на парте картинка, разрезанная на несколько частей. Количество частей определено возможностями ребенка. Игра развивает логическое мышление, наблюдательность).

Рассматривая картинки, дети вспоминают приметы:

- солнышко поднимается выше, стало теплее,

- как бы не холодно было по ночам, а днем с сосулек капает,

- скоро начнет проседать снег,

- появятся первые проталинки,

- зажурчат ручейки,

- на проталинках начнут просыпаться насекомые: жучки, паучки, червячки.

- прилетят первые вестники весны – грачи, а за ними и остальные потянутся: скворцы, жаворонки, зяблики.

- поменяют звери теплые зимние шубы на более легкие летные, да и цвет шубки поменяют.

- проснутся от долгого зимнего сна медведь, ежик, барсук.
Молодцы, не сумели морозы заставить вас забыть приметы весны.
2.Помогите теперь Весне ключ волшебный добыть.

Прислала Весна карту, да только куда по ней идти вы сами должны догадаться.

Я покажу вам картинку с изображением животного, а вы должны его описать так, чтобы юный следопыт догадался, что это за зверь или птица. Если угадаете всех зверей и птиц, получите план, по которому искать ключ будете. Пройдете по дорожке и узнаете, в каком домике спрятан волшебный ключ.

(Игра позволяет научить детей давать определения объектам, выделять существенные признаки, а также соотносить слово с существенными понятиями, развивает логическое мышление).

В ходе игры дети описывают и угадывают зверей :

медведь, белка, заяц, сова, лиса.
Соблюдая эту последовательность, дети двигаются по "волшебным тропинкам" (см. рисунок – схему) и находят, что

ключ спрятан в зеленом домике.


Хорошо мы с вами поработали, можно и отдохнуть.
Физкультминутка.

Проговариваем текст , сопровождая его движениями.

Каждый раз пропускаем одно слово, заменяя его движением, до тех пор, пока не останутся одни движения.
Журчит, журчит ручей в овраге,

весне привет журчит.
Дети получают ключ , на котором загадка :
На ветках плотные комочки,

в них дремлют клейкие листочки
Правильно, это почки. Вы наверно уже догадались, что тема нашего урока сегодня : " Деревья весной".

Еще совсем недавно мы с вами рассматривали веточку дерева и казалось , что дерево мертвое. Мы с вами принесли веточки разных деревьев в класс и у нас начались чудеса. Веточки начали оживать. Значит, не умерло дерево на зиму, только уснуло. А как вы думаете, почему на наших веточках начали набухать почки. а на улице деревья еще не проснулись? (Дети отвечают)



  • Правильно, в классе тепло и мы их поставили в воду, чтобы начал свое движение по веточкам сок. Сок принес к листочкам питательные вещества, спрятанные деревом с осени и увидели мы с вами маленькое чудо – первый проклюнувшийся листочек. Помните, когда это произошло?

  • 6 марта.

А сегодня мы видим уже маленькие клейкие листочки.

( Рассматриваем листочки ).

Мы с вами принесли веточки разных деревьев ( тополь и береза ) в один день, а когда на них появились листочки ?

-Сначала появились листочки на березке, а потом на тополе.

Каждое дерево весной проснется в свое время. Одни деревья раньше, другие – позже. Поэтому будьте внимательны и понаблюдайте, какие деревья когда проснутся.

Физкультминутка.

А сейчас давайте потренируемся быть внимательными. Госпожа Весна хочет проверить, умеете ли вы быть внимательными в лесу? Представьте, что вы в лесу. Какие там деревья? Высокие. А кусты? Пониже. А трава? Совсем маленькая.

Поэтому, если я скажу " дерево", вы встаете на носочки и тянетесь вверх, если – "куст", опускаете руки, а если – "трава", то приседаете. А я постараюсь вас запутать. Будьте внимательны?


Молодцы !

Госпожа Весна прислала вам еще одно чудо весны. Земля еще укутана снегом и хозяйничают по ночам морозы, а на иве и вербе появились серебристые пуховички. Это цветет ива или верба. Соцветия ивы и вербы сбрасывают со своих цветочных почек твердые, буроватые чешуйки – колпачки и появляются освободившиеся от зимней одежды серебристо – серые мохнатые "барашки". Почему это происходит?

Просто цветочная сережка начинает расти и сдвигает колпачок к вершине или в сторону, а потом он совсем отпадет. Каждая сережка сложена из туго сжатых цветков. Каждый цветок покрыт белыми пушистыми ресничками, поэтому соцветие кажется пушистым. Это говорит о том, что ива уже пробудилась от зимнего сна.

( Одну пуховку отделить от ствола, рассмотреть ).


Постепенно проснуться все деревья .

На одних сначала появятся листочки, на других цвет , и покроются деревья яркой зеленью, закружат над ними пчелы и бабочки, начнут вить гнезда птицы – вступит в свои права госпожа Весна. А сумеете ли вы узнать, где какое дерево по его листочкам.

Приглашает вас Весна поиграть в весеннем саду.
Игра "С чьей ветки детки?"

Для игры на магнитной доске вывешены изображения деревьев наших лесов: ель, сосна, дуб, береза, липа, рябина, осина. Учитель показывает "листочки и семена", а дети угадывают, какому дереву они принадлежат.


Вы все молодцы, и госпожа Весна рада, что у нее такие помощники.

Вы подготовили загадки о весне. Давайте подарим их госпоже Весне, чтобы никто не забыл ее примет.

( Каждый ребенок подготовил и оформил одну загадку о весне и нарисовал отгадку.)

Дети по очереди загадывают загадки, отгадывают их. Все загадки соединяются вместе и получается книжка.


Итог:

Сегодня на уроке вы узнали, как меняются растения весной. Что же с ними происходит?

- набухают и распускаются почки,

но деревья просыпаются в разное время,

- на одних деревьях появляются почки , а на других цветы.

Домашнее задание:

Вспомните, какими красками рисует Весна и помогите ей раскрасить картинку. Особенное внимание обратите на деревья, прежде чем их раскрасить вспомните, о чем мы сегодня говорили на уроке.


Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема : " Правило проверки безударных гласных в корне слова."
Цель : - развитие умения проверять написание бездарных в корне ( овладение способами проверки ) .


  • развитие логического мышления : развитие умения классифицировать предметы, выделять отличительные признаки предметов,

  • расширение и уточнение словаря учащихся.

1.Повторение.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, в какой части слова нам могут встретиться безударные гласные. Давайте вспомним.

( В приставке, суффиксе, в корне ).

В какой части слова можно проверить безударную гласную?

( В корне слова, а в приставке, суффиксе гласную нужно запомнить).


Все ли безударные гласные надо проверять?

( нет, надо проверять гласные а, о, и, е, я ).

Давайте на минутке чистописания красиво и правильно запишем эти буквы, чтобы они стали для нас сигнальными маячками.

2. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке вы будете учиться находить в слове гласную букву , которую нужно проверять, и подбирать проверочное слово.
Но сначала, для разминки, давайте вспомним слова, которые нельзя проверить – словарные слова – их надо запомнить.

Б..лото, м..лина, м..л..ко, м..л..ток, м..шина,

р..бота.

Сначала прочитываем, четко проговаривая пропущенные буквы.

На какие две группы можно разделить эти слова?

( Одни пишутся с буквой о , другие с буквой а ).

Запишите слова в два столбика.

Проверка вставленных букв.

А что общего у всех этих слов? ( Все они состоят из трех слогов)
3. Упражнения в проверке безударных гласных.
Сегодня мы с вами отправляемся в чудесную страну гномов.

Гномы очень грамотный народ, надеюсь, что к концу нашего путешествия вы тоже научитесь правильно писать безударные гласные в корне слова.

У входа в страну гномов нас встречает снеговик. Он очень расстроен тем, что не может отправить письмо Деду Морозу, потому что не знает, как пишется слово "снеговик".

на доске : сн..говик

Давайте поможем снеговику.

Что для этого надо сделать ?

1.найти в слове ударный слог

2. выделить корень

Где стоит безударная гласная? ( в корне )

Как же нам помочь снеговику?

(Надо найти родственные слова )

Сн..говик - снег, снежный, подснежник, снежинка, снегопад

Во всех словах выделяем корень, ставим ударение, проверочные слова подчеркнуть.

Объяснить , почему проверочными являются именно эти слова ?

3. Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне

4. Теперь в корне проверяемого слова напишем туже букву, что и в проверочном: снеговик

( на доске открывается опора с алгоритмом действий )

Снеговик вас очень благодарит за помощь и дарит вам свою загадку:

Он загадал слово в котором приставка такая же, как в слове залез,

корень- как в слове морозец,

суффикс – как в слове горка,

окончание – как в слове снежки.

Какое это слово ? ( заморозки )

Что обозначает это слово ?
Теперь дорога в страну гномов открыта, но дорога не простая, пройдет по ней тот, кто справится с разбором предложения.
Мороз затянул речушку тонким ледком.
Выделяем трудные места.

( Дети красным карандашом расставляют "маячки" под теми буквами, написание которых расходится с произношением).

Дети находят безударные гласные в корне слова и проверяют их написание по алгоритму.

Разбираем предложение по членам предложения и частям речи.


Пробираясь по заснеженной дороге мы проверяли слова подбирая к ним однокоренные, а как еще можно проверить безударную гласную в корне ?

( изменяя слово )

На пути нам встретилось много интересного. Давайте запишем:

гора, поля, сады, река.

Как их можно проверить? ( Изменить число )

Записываем по образцу:

горы – гора.
Мы с вами пришли в страну гномов. В их мире все маленькое и гномы просят вас помочь им написать некоторые названия предметов, а проверочные слова вы легко найдете в нашем мире.

Лесок, пенек, денек, тропинка, зверьки, листочки.
Записываем по образцу:

лес - лесок
Физкультминутка:

Давайте погуляем по зимнему лесу. Что мы обычно делаем, когда гуляем зимой?

Бросаем снежки, перелезаем сугробы , съезжаем с горы на лыжах, греемся.( Дети отвечают и показывают).

(Учитель показывает движение, называя его. Дети должны внимательно слушать, что говорит учитель и правильно выполнять движения, не сбиваясь, когда учитель показывает неправильно.)

Выполняем движения по команде, не ошибаемся.
Пока мы гуляли в лесу, случилось несчастье: потерялись детеныши самых разных зверей. Спасти их можно только написав правильно названия. В этом вам помогут родители малышей:

на доске:

в…лчата - ….( волки)

л…сята - ….( лисы)

к…тята - ….( кошки)

с…вята - ….( совы)

з…йчата - ….( зайцы)

сл…нята - …(слон)

т…грята - …( тигры)

б…льчата - …( белки)

(Проверочные слова дети подбирают самостоятельно)

Дети называют проверочное слово и какую букву вставили.

Если буква вставлена верно, на доску вывешивается картинка с изображением этого животного.

Пришла пора возвращаться нам домой. Каких зверей мы не сможем взять в наш лес?

Дети называют: слонят и тигрят. Объясняют , почему.

Посмотрите внимательно на этих малышей.

Кто здесь лишний и почему?

Лишние совята, т.к. сова – птица и котята, т.к. кошка – домашнее животное.


Итак, на сегодняшнем уроке вы учились проверять безударные гласные. Давайте повторим, что для этого надо сделать. Повторяем алгоритм действий.

Читаем правило стр. 88

Гномы предлагают вам свое задание:

учебник стр. 89 упр. 235


Подведение итогов. Объявление оценок.


Каталог: docs -> materiali k urokam
docs -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «психология развития»
docs -> Агрессивное поведение дошкольников и его преодоление
docs -> Агрессивное поведение детей и подростков
docs -> Лекция для специалистов доу и родителей «Профилактика агрессивного поведения дошкольников»
docs -> Консультация для родителей: «Если ваш ребенок дерется…» в группе раннего возраста
materiali k urokam -> Методическая разработка Хабирьялова Рината Рафкатовича, воспитателя моу специальной (коррекционной) школы-интерната №9
materiali k urokam -> Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида»
materiali k urokam -> Учителя математики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница