«Использование различных форм работы для развития воображения у детей 6-7 лет»



страница1/3
Дата14.05.2016
Размер0.8 Mb.
  1   2   3
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс

Педагогического творчества (2012/13 учебный год).

------------------------------------------------------------------------------------

Государственное БДОУ Детский сад № 72, комбинированного вида Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

Номинация конкурса: Дополнительное образование детей; способы развития дошкольников.
Тема: «Использование различных форм работы для развития воображения у детей 6-7 лет».

Автор работы: Кольберг Елена Александровна ГБДОУ Детский сад № 72 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

Место выполнения работы: ГБДОУ Детский сад № 72 г. Санкт-Петербург, просп. Луначарского д.39/2.

Оглавление


Введение……………………………………………………………………...с. 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения у дошкольников 6-7 лет……………………………………………………….с. 7

    1. Характеристика воображения как психического процесса………..с. 7

1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...с. 10

1.3. Характеристика игр и упражнений для развития воображения....с. 18

1.4. Роль педагога в развитии воображения дошкольников…………..с. 27

Глава 2. Опытно экспериментальная работа…………………………...с. 32

2.1. Условия проведения опытно экспериментальной работы…...с. 32

2.2. Констатирующий эксперимент………………………...………с. 32

2.3. Формирующий эксперимент………………………………..….с. 45

2.4. Сравнительная характеристика результатов опытно-экспериментальной работы…………..…………………………….с. 52

Заключение………………………………………………………………….с. 56

Список использованной литературы…………………………………….с. 57

Приложение 1……………………………………………………………....с. 63

Приложение 2…………………………………………………………..…..с. 65

Приложение 3……………………………………………………………..с. 68

Введение
Актуальность темы:

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. Так как мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен, мы как никогда нуждаемся в креативных личностях, которые бы могли неординарно и нестандартно мыслить. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении творческих процессов, в нахождении путей оптимизации. Воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Однако особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда как справедливо указывал Л.С. Выготский: закладываются основы развития этого процесса. Значение воображения и фантазии в жизни маленького ребенка, отмечали практически все психологи, изучавшие психическое развитие в антогенезе. Например В.Штерн и Д. Дьюи утверждали, что воображение ребенка намного богаче воображения взрослого.

Но, к сожалению, массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, т.к. в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способности к творчеству.

Выявленные для каждого возрастного этапа законы развития воображения могут лечь в основу построения новых программ обучения и выявления в них специальных заданий, нацеленных на активизацию творческих процессов и способностей.

Объект:

Процесс развития воображения у дошкольников.


Предмет:

Исследование игр и упражнений для развития воображения.



Цель:

Доказать, что использование специальных игр и упражнений является эффективным средством для развития воображения у детей.



Задачи:

  1. Теоретическая задача: исследовать проблему развития воображения дошкольников в психолого-педагогической литературе.

  2. Теоретическая задача: обосновать, что процесс воображения занимает важное место в общем развитии ребенка.

  3. Практическая задача: исследовать уровень развития воображения у детей подготовительной группы.

  4. Практическая задача: подобрать специальные игры и упражнения для развития воображения у детей 6-7 лет.

  5. Практическая задача: просвещать родителей о значении развития воображения у детей дошкольного возраста.

Индивидуальная задача: осуществить индивидуально-личностный подход в работе с детьми.

Гипотеза: Использование игр и упражнений может способствовать развитию воображения детей, если:

1)игры будут разнообразными

2)будут соответствовать возрасту

3)профессиональная компетенция воспитателя в организации игр данного вида будет на уровне.



Основные словарные понятия:

Возраст дошкольный – этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяются три периода: 1) возраст дошкольный младший – от 3 до 4 лет; 2) возраст дошкольный средний – от 4 до 5 лет; 3) возраст дошкольный старший – от 5 до 7 лет. В ходе игры – деятельности игровой – происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и пр. Существенным формированием личности становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребенка; из них выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному не коими правилами или образцами.

Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого-либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медиатывных образах. Одним из источников воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

Игра – активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности. Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыта видового сообщества молодыми животными. Впервые немецкий ученый К.Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка, и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения упражнение – это: 1)либо единственная процедура, в рамках коей выполняются все компоненты процесса учения – уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация; 2) либо одна из процедур – наряду с объяснением и заучиванием, предшествующим упражнению и обеспечивающим первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление; здесь упражнение обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации; в итоге это приводит к полному овладению действием и превращению его (в зависимости от достигнутой меры автоматизации) в умение или навык. Упражнение может выполняться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в ходе упражнений.

Развитие – 1. Усиление, укрепление. 2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятия уровня чего-либо. 4. Развертывание чего-либо в широких пределах, с полной энергией. 5. Расширение, распространение, углубление содержания или применения чего-либо. 6. Процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого – к сложному, от низшего – к высшему.




Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения у дошкольников 6-7 лет


    1. Характеристика воображения

как психического процесса
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций. Из психических процессов воображение тесно связано со всеми познавательными процессами, особенно с восприятием и мышлением. Образы, формирующиеся в воображении, строятся на основе реальных воспринимаемых объектов, но с элементами фантазии, вымысла. Воображение является сочетанием элементов реального мира в новых комбинациях.

Восприятие – это форма целостного психического отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Мышление – это наиболее обобщенная и опосредованная форма отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации. Проблемная ситуация в рамках мышления характеризуется полной определенностью, а при воображении – большей степенью неопределенности. Если в процессе мышления работает строгая система понятий, то в воображении – свободная, строго не регламентированная система.

Развитию мышления и воображения, следует уделить большее внимание в воспитании ребенка в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период ученые называют сенситивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Виды воображения:

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.

Воображение может быть воссоздающим и творческим.



Воссоздающее воображение – это создание субъективно новых образов (только для данного человека), это представление того, что существует реально, что известно другим людям, но в практике данного человека не встречалось. Образы воссоздающего воображения возникают на основе различных описаний, чертежей, схем. Например, при чтении нотных записей у музыканта возникает образ мелодии. Образы, основанные на словесном описании, формируются каждый раз, когда мы читаем художественную книгу. Образ описанного героя, возникший в нашем сознании, и является результатом деятельности воссоздающего воображения. К тому же этот вид воображения лежит в основе обучения.

В основе творческого воображения лежит создание объективно новых, оригинальных образов, которых еще нет в действительности. Продуктами творческого воображения являются произведения искусства, литературы, научные законы и др. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.

Первый способ – агглютинация, т.е. “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с Пальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

В зависимости от степени активности, различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. А в зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ, выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.




    1. Особенность развития воображения

у детей дошкольного возраста
Воображение складывается в процессе жизни ребенка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путем личных наблюдений ребенка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления, и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С. Выготский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь). Например, увидел весы – стал “продавцом”, увидел белый халат – стал играть в больницу. Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы вовсе не похожие на замещаемые. Так старшие дошкольники, в качестве игрового материала, используют природный материал (листья, шишки, палки, камешки и пр.).

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник “отрывается” в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий его участников.

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Датский сказочник ИБ СПАНГ ОЛЬСЕН писал: ”Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение…”.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С. Выготский, “эти два процесса развиваются взаимосвязано”.

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных. Следовательно, воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику “участвовать” в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Например, в игре ребенок спасает товарищей во время шторма, мужественно ведет корабль через рифы, преодолевает бурю. Это “участие” обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Подчеркнем, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

В игре дошкольник также понимает логику жизненных связей и следует ей. Он отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое, объясняя, что так не бывает.

Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Нередко дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление – серьезный повод для взрослого задуматься, какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения с взрослыми и со сверстниками.

В создании таких фантазий участвует развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Игры с вымышленными персонажами позволяют сделать вывод о недостаточном удовлетворении потребности в общении. Придумывать себе более сильных друзей, которые защищают ребенка, побуждают чувство неуверенности, страхи. Нередко описание вымышленных событий обусловлено стремлением быть признанным в группе сверстников, если реальными способами ребенок не может добиться этого признания. Таким образом, происходит становление механизма психологической защиты.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

Приемом антропоморфизма, одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок.

Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.

Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, не выразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например, ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.

Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.

В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только значительная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особенно ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпизоды в придуманных детьми сказочных историях не просто нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития. Так в словесном творчестве ребят проявляется процесс становления личностных смыслов.



Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста:

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
1.3. Характеристика игр и упражнений

для развития воображения


К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они осуществляются в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка. Но, необходимо помнить, что игра для ребенка не развлечение, а деятельность, возможность давать работу своему мозгу.

По игре можно определить характер ребенка: любит ли он командовать, смелый малыш или осторожный, есть ли в нем способность фантазировать, и как он реагирует на воспитание. Игра также поможет определить настроение ребенка.

Но прежде чем говорить об играх на развитие памяти и воображения, поговорим о неотъемлемых компонентах этих игр – игрушках.

Не каждый взрослый знает, какие игрушки покупать детям различного возраста. Л.ПЭРНУ, автор книги ”Я воспитываю ребенка”, предлагает разграничить игрушки соответственно возрасту:

- 1-4 месяца - малыш познает звуки и цвета. Это возраст погремушек с тремя - пятью красными, синими, зелеными шариками.

- 4-8 месяца - малыш учится пользоваться своими руками: щупает, царапает, тянет, опирается, отпускает. Ему нужны резиновые игрушки, которые издают звуки, когда их нажимают, погремушки.

- 8-12 месяцев – ребенку нравится бросать игрушки, как можно дальше и как можно чаще. Поэтому в этот период малышу подойдут резиновые или войлочные игрушки, которые не бьются. Также на столик можно положить заводные механические игрушки. Для купания в ванной понадобятся плавающие игрушки.

- 12-18 месяцев – малышу, начинающему делать первые шаги, придаст уверенности игрушка, которую можно толкать и катить перед собой, например деревянная лошадка. В этом возрасте ребенок уже может играть с кубиками.

- 18-24 месяца – малыш все трогает, везде бегает, поднимает шум, беспрерывно перетаскивает свои игрушки, а это прогресс, так как тащить труднее, чем толкать. Чтобы ребенку было интересней, можно дать ему ослика на колесах или деревянный поезд. Ребенку будут интересны кубики или “грузовик” с деревянными кирпичиками, музыкальная юла, чтобы создавать шум. Для спокойного времени, можно предложить складывать бочонки типа матрешки.

- 24-30 месяцев – в этом возрасте у мальчиков и девочек уже есть свои предпочтения. Например: мальчики в магазине обратят внимание на красивую пожарную машину или самолет, а девочки не пройдут мимо симпатичной куклы. Но есть игрушки, которые нравятся всем, и девочкам, и мальчикам – это игрушки, изображающие животных.

- 30-36 месяцев – в этом возрасте дети стремятся подражать родителям: мальчик хочет водить машину или звонить по телефону, девочка – готовить обед или гулять с куклой. Дети двух с половиной – трех лет любят трехколесный велосипед, лошадь-качалку, книжки с картинками и различные разборные игрушки.

- 3 года – этот возраст – начало развития воображения и фантазии. Девочка копирует медсестру, делает уколы своей кукле или играет роль продавщицы. Мальчик же стучит по барабану или играет на трубе и идет на “приступ крепости”. Детей все больше интересуют книги. Разглядывая картинки, дети сами начинают выдумывать истории. И девочки, и мальчики любят строительные игры, цветную мозаику, раскрашивание картинок. Но по-прежнему девочка отдает предпочтение куклам, а мальчик машинкам, особенно он любит грузовики, краны, бульдозеры, поезда.

- 4 года – теперь уже и девочки и мальчики, как большие, могут кататься на двухколесном велосипеде, быстро мчаться на самокате, играть с мячом или в игры, требующие терпения (лото, головоломки и т.д.). Дети с удовольствием слушают пластинки и более внимательно смотрят книги.

- 5-7 лет – игрушки и игры детей этого возраста становятся более сложными. Детям нравится играть в различные настольные игры. Мальчики любят строить замки и крепости из мелких деталей конструктора, все также интересуются машинками, но уже более сложными, так как они умеют их чинить, менять колеса и заводить. У девочек появляются более сложные сюжетно-ролевые игры. Также в этом возрасте детям очень интересны различные головоломки и ребусы.

Прежде чем перейти к описанию игр и упражнений на развитие воображения, надо сначала несколько слов сказать о памяти, так как она тесно взаимосвязана с другими психическими функциями человека – вниманием, воображением, мышлением, если не сказать, что память является их основой. Именно память обеспечивает целостность личности и ее развитие. Поэтому я предлагаю, сначала перейти к характеристике игр и упражнений на развитие памяти у детей 6-7 лет.

Характеристика игр и упражнений для развития воображения:

Игра “Найди сам”:

Игра хорошо развивает зрительную память детей. Для нее необходимо склеить четыре и три коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились две башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже два предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки ребенок может сразу после того, как предмет был спрятан, или, к примеру, через полчаса, или на следующий день.



Игра “Узнай предмет”:

Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать эта игра. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.



Игра “Делай, как я”:

Игра развивает двигательную память. На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и т.д., а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, взрослый повторяет за ним.



Игра “Чудесные слова”:

Игра развивает слуховую память. Необходимо подобрать двадцать слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться десять пар. Например, еда – ложка, окно – дверь, лицо – нос, яблоко – банан. Эти слова читаются ребенку три раза, причем пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить сам. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить ребенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Так как память является основой развития воссоздающего воображения, то было бы логично перейти к описанию игр и упражнений, направленных на развитие именно этого вида воображения.

Игры и упражнения для развития воссоздающего (предметного) воображения у детей 6-7 лет:

Игра “Следы”:

Можно предложить ребенку понаблюдать за тем, какие следы оставляет кошка, собака, птичка (это особенно хорошо видно на снегу). Пусть ребенок нарисует эти следы или следы других животных. А после этого пофантазируйте – какие следы оставляют Баба-Яга, или Водяной, или Кощей Бессмертный и т.д.



Игра “Танцы”:

После прочтения сказки “МОЙДОДЫР” предложите детям изобразить, как, пританцовывая, возвращался в дом самовар, чашки, тарелки, или после прочтения сказки про Муху-Цокотуху предложите станцевать, как на балу у Мухи танцевали кузнечики, стрекозы и т.д. Можно использовать другие произведения.



Игра “Письмо”:

Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Можно предложить детям написать своим друзьям рисованное письмо. Например, пусть ребенок напишет своему другу “пойдем вечером играть в футбол”, “подари мне на день рождения щенка”. А можно просто попросить детей написать письма-рисунки друг другу, а потом проверить, поймет ли адресат, что ему было передано в этом письме.



Упражнение №1:

Предложите детям несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим упражнением, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.



Упражнение №2:

Взрослый может попросить ребенка перечислить те образы, которые ассоциируются у него со следующими словами:



  • зима (например, снег, санки, лыжи, холод и т.д.),

  • время,

  • бедность,

  • жара,

  • терпение,

  • танец,

  • обед,

  • нежность,

  • счастье.

Но в жизни иногда приходится связывать между собой и внешне не логичные вещи. Следует потренироваться в нарабатывании этих навыков у старших дошкольников, предложив им найти ассоциации, внешне ни как не связанные со словом. Можно взять слова: книга, кошка, каша, кактус. Умение связывать нелогичные слова между собой очень поможет детям в школе для запоминания информации на уроках.

Упражнение №3:

Перед ребенком раскладывают пятнадцать-двадцать карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль и т.д.). Ребенку говорят: ”Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону”. Затем читается первое слово. После того как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Слова, к примеру, могут быть такими:


  • Пожар,

  • Завод,

  • Корова,

  • Стул,

  • Вода,

  • Ошибка,

  • Доброта и т.д.

Если память является средством развития ассоциаций, которые в свою очередь являются основой развития воссоздающего воображения, то мышление способствует развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование), которые способствуют развитию творческого воображения. В работе над развитием творческого мышления и воображения очень важна роль взрослого. Взрослый должен объяснить суть каждого задания, поощрять нестандартные и интересные решения.

Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения у детей 6-7 лет:

Игра “Пантомима”:

Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машина, чайник, самолет), или какое-либо действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание). Если с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в “угадайку”: ребенок угадывает, что вы изобразили, а затем наоборот – вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ребенка.



Игра “Сколько ты знаешь?”:

  1. Ребенок должен назвать как можно больше слов, обозначающих то, что может: давить, лететь, свистеть. Например лететь может: птица, пуля, самолет, ракета, парашют, планер и т.д.

  2. Ребенок должен придумать, что делать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома. Назвать все способы. Например: можно посмотреть в окно и на термометр; можно послушать прогноз погоды по радио или телевизору; можно понаблюдать за домашними животными; можно спросить у соседей и т.д.

  3. Спросить у ребенка как можно сообщить новость другому человеку. Пусть перечислит как можно больше способов. Например: можно передать словами; можно передать с помощью жестов; можно – азбукой Морзе и т.д.

Упражнение “Дополни фигуру”:

Детям предлагается пять кругов или пять квадратов. К каждому из них они должны что-то пририсовать, чтобы получилось пять законченных рисунков. Например, из первого кружка делают солнце, из второго – часы и тому подобное.



Упражнение “Гуляем по парку”:

Участники упражнения делятся на “скульпторов” и ”глину”. Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку и т.д. Скульптура замирает. И все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.



Упражнение “Укрась слово”:

Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное, и ставится задача, за одну минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше “украсила” свое слово.

Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, - это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения.

Е.А. Алябьева кроме игр и упражнений на развитие творческого воображения предлагает использовать следующие творческие игры:



1. Игры – путешествия:

Они включают в себя разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Игры-путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей.


2. Этюды:

Они дают взрослому представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.



3. Мини-этюды:

Чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты и доступны.



4. Игры-беседы:

Они спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или не живое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. В процессе беседы необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать.



5. Игры-импровизации:

Можно использовать на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбирают в соответствии с характером изображаемого объекта, действий. Взрослый только описывает ситуацию, но не чего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность.




    1. Роль педагога в развитии воображения у дошкольников

На протяжении первых семи лет жизни, ребенок проходит огромный путь развития.

Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда.

К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Данные преобразования в психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития.

К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту.

Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин).

Переходный период в 6-7 лет, называется кризисом 7 лет. Ребенок осознает себя дошкольником, но очень хочет стать школьником: меняется его отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Отмечено, что у детей, проявляющих признаки кризиса в поведении, меняется сюжет и содержание игр. Игры становятся более интеллектуальными.

Но даже если ребенок позиционирует себя будущим школьником, нельзя говорить о его готовности к школе не определив степень развития основных психических функций этого ребенка, восприятия, памяти, воображения и т.п.



Внимание – Шестилетний ребенок может длительное время заниматься не отвлекаясь только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но фактически у него еще не сформировалось произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому помощь педагога здесь необходима. Надо планомерно формировать этот вид внимания у детей.

Память – Характеристика памяти у детей 6-7 лет аналогична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро запоминает то, что ему интересно, т.е. у ребенка хорошо развита непроизвольная память. Но существует еще и произвольная память, которая просто необходима для будущей учебной деятельности. При развитии произвольной памяти также важна роль взрослого, т.к. без специального обучения дети редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения.

Воображение – Эта познавательная функция активно используется детьми 6-7 лет. Ребенок может сам сочинить сказку, придумать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию. Воображение имеет очень большое значение не только для учебной деятельности, но и для воспитания творческой личности. В развитии этой психической функции сложно переоценить помощь педагога. Ведь несмотря на кажущуюся самостоятельность ребенок сам не способен полностью организовать свою деятельность, оценить то, что получилось в результате.

Поэтому взрослый обязательно должен объяснить суть каждого задания, поощрять нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить уровень предложенных решений. Также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен, терпелив к ответам ребенка, сумел принять и спокойно обсудить даже такие варианты решений, которые на первый взгляд, кажутся недостаточными, глупыми или невероятными.

Главное условие успешности работы – это умение и желание ведущего играть с детьми. Хорошо, если и он сам получает удовольствие от игры не считая ее ненужным занятием, если он умеет заразительно смеяться, потому что естественные смех и радость всегда стоят рядом с любовью. Профессиональный ведущий никогда не боится выглядеть в глазах детей смешным или недостаточно серьезным. Если все эти качества у ведущего присутствуют, то занятия с детьми будут успешными и эффективными. Обычно занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется возрастом детей. С дошкольниками 6-7 лет занятия можно проводить 25-30 минут.

Для того чтобы работа с детьми по развитию воображения была действительно эффективной одних занятий в группе мало. Можно и нужно использовать другие варианты работы. Рассмотрим несколько из них:



- работа с родителями. Педагог должен пропагандировать игры, как средство развития детей. Надо просвещать родителей о методах и способах развития детей. Для этого подойдут родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации. Также можно использовать папки-передвижки с полезной информацией (их лучше устанавливать в раздевалке).

- распространение профессионально-педагогического опыта по развитию воображения у детей в педагогической среде. Для такого вида работы подойдут педагогические советы, семинары. Воспитатель может разрабатывать свои методические пособия по заданной теме, а также писать статьи.

Еще необходимо сказать о том, что воспитатель для ребенка – это чаще всего человек, с которого хочется брать пример, образец нравственности, доброты и понимания. Поэтому от того какие личностные качества преобладают у педагога во многом зависит результат обучения детей и взаимодействие с родителями.



Вывод:

Исходя из всего вышеперечисленного, мы узнали, что воображение – это высшая психическая функция человека, отражающая действительность. Воображение тесно связано со всеми познавательными процессами, особенно с восприятием, мышлением и памятью. Воображение складывается в процессе всей жизни ребенка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Также нам известно, что существует воссоздающее и творческое воображение. Для развития и одного и второго вида воображения можно использовать специальные игры и упражнения. Огромную роль в процессе обучения и воспитания ребенка играет взрослый. Он должен выступать в роли помощника и наставника, быть терпеливым и доброжелательным, так как лишь при эмоционально-положительном настрое ребенка, можно говорить о каких-либо его достижениях. В дошкольном периоде очень важна роль чуткого и знающего педагога, который всегда поможет, направит знания детей в нужное русло и что главное – научит правильно использовать свои знания.

Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста имеет очень важное значение для подготовки его к школе. Ведь ни какое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Но, к сожалению, далеко не у всех будущих первоклассников оно хорошо развито. За кажущимся его богатством может скрываться бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Поэтому в следующей главе мы попробуем изучить влияние игр и упражнений, направленных на развитие воображения у детей 6-7 лет.

Глава 2. Опытно экспериментальная работа
2.1. Условия проведения опытно-экспериментальной работы.
Эксперимент проводился на базе ГДОУ №72 Выборгского района. В проведении эксперимента участвовали дети подготовительной группы №5. Статус ОУ и группы – общеобразовательный. Общее количество детей – 17, из них 8 мальчиков и 9 девочек.
2.2. Констатирующий эксперимент
Цель: изучить уровень развития воображения (с помощью наблюдения за детьми в процессе сюжетно-ролевой игры, анализа продуктов ИЗО-деятельности детей и анализа условий эстетически-развивающей среды).

Задача: диагностировать уровень развития воображения у детей 6-7 лет.

Констатирующий эксперимент состоял из 4 серий:


  1. Наблюдение за детьми в процессе серии.

  2. Анализ продуктов ИЗО-деятельности детей, в частности рисунков по замыслу.

  3. Анализ эстетической среды в группе.

  4. Анализ содержания деятельности детей подготовительной группы на предмет наличия задач по развитию воображения.



Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Работа педагога-психолога по снижению уровня агрессивности детей с умственной отсталостью
article -> Развитие личностного потенциала ребенка в системе гуманистических отношений школьного сообщества
article -> Литература Приложение
article -> Ранняя юность определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
article -> Комплексный проект
article -> Сюжетно ролевая игра в гендерном воспитании детей среднего дошкольного возраста
article -> «Стресс + сессия = депрессия»
article -> «Проблема подростковой наркомании и алкоголизма. Пути решения проблемы»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница