Исследование социально-психологических установок сотрудников банка в зависимости от специфики их деятельности



Скачать 368.78 Kb.
страница1/3
Дата21.05.2016
Размер368.78 Kb.
#29921
ТипИсследование
  1   2   3
Исследование социально-психологических установок сотрудников банка в зависимости от специфики их деятельности

Горохова М.Ю., к.псх.н.,доцент

Устюжанинова Е.Н.,к.псх.н., доцент

Красненкова Н.С., аспирант
При исследовании успешности личности и эффективности ее деятельности важнейшее место занимает проблема социально-психологической установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социально-психологических установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и, главное, деятельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо, прежде всего, проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив? Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки (Обуховский, 1972).

Основателем отечественной теории установки является Д. Н. Узнадзе. Установка (аттитюд) — согласно Д. Н. Узнадзе, — готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка к периоду, что ему предшествует. В активное взаимодействие с действительностью вступает непосредственно сам субъект, а не отдельные акты его психической деятельности. Поведение и жиз­недеятельность субъекта вытекают из наличия у него потребностей. Для их удовлетворения необходима определенная ситуация. Наличие потребностей и ситуации вызывает особое состояние, которое харак­теризует его склонность, направленность, готовность совершать оп­ределенные действия. Это состояние и есть установка. Д.Н. Узнадзе харак­теризует установку как модификацию живого существа, соответству­ющую объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях. Это - личностный фактор, конкрет­ная определенность личности в каждый данный момент. Были выде­лены формы взаимосвязи человека с действительностью: 1) формы связи живого организма с предметами внешнего мира; 2) формы ди­станционной взаимосвязи индивида и предмета; 3) форма сознатель­ного отношения человека к действительности.

Бесспорный интерес для социальной психологии представляет введение в арсенал научно­го исследования категории поведения. Разные виды установок реали­зуются двумя выделенными Узнадзе формами поведения: экстерогенными и интерогенными. К экстерогенным формам поведения отно­сятся потребление, обслуживание, труд, занятие. К интерогенным – эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество (Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966). Одно из важных положений теории уста­новки заключается в том, что существуют разные формы психичес­кой активности. Главные из них – установка и объективация. Объек­тивация понимается как задержка или прекращение реализации име­ющейся установки, приостановка соответствующей деятельности. Акт объективации включает в себя идентификацию того, что пережи­вается сейчас, с тем, что переживалось только что перед этим, созна­ние их тождества, закрепляемого актом номинации в речи. В этом акте заключено познавательное отношение к миру, он равнозначен механизму сознания. Предметами объективации являются: душев­ный мир, который помогает индивиду выделять в процессе поведе­ния мешающие ему предметы, а также социальные требования и «Я». В способности объективации заключен механизм выхода за пределы личного, в сферу другого человека. Намечается переход от психоло­гии личности к социальной психологии личности.

По концепции Д. Н. Узнадзе, существуют следующие виды установки: 1) первичная установка, которая создается на основе единства актуальной потребности и объективной ситуации; такая установка обусловливает возникновение всех видов деятельности и переживаний; 2) фиксированная установка, которая возникает на основе многократного повторения и вследствие этого упрочения первичной (актуальной) установки; фиксированная установка приобретает большой личностный вес в случае, когда она образуется на основе единства потребности, имеющей большую личностную значимость, и соответствующей ситуации (фиксированные установки могут быть нереализованными и диффузными). Основным признаком фиксированной установки является ее диспозиционный характер: в соответствующей ситуации она представляет собой потенциальную возможность возникновения определенной деятельности. Указанные виды установки представляют собой составные компоненты структуры целостной (глобальной) установки.

По теории установки, множественность психической жизни формируется в одну целостную структуру конкретным субъектом, который в каждый момент своей активности характеризуется определенной установкой или такой настроенностью, таким динамическим состоянием, которое обеспечивает возникновение психических действий, необходимых для правильного отражения среды и формирования актуализированных переживаний в одну целостную структуру деятельности. Структура же деятельности дана в единстве со структурой установки, которая объединяет как первичную, актуальную, так и фиксированную установки. Включенная в деятельность и организованная в виде одной целостности множественность переживаний представляет собой проявление установки. Поэтому в каждый данный момент личность как субъект активной деятельности характеризуется установкой и системой данных в единстве с этой установкой психических свойств и переживаний, объединенных структурой деятельности на почве установки.

Структура деятельности в каждый данный момент формируется и под влиянием находящейся в единстве с общими законами специфической для индивида фиксированной установки, являющейся диспозицией. Поэтому описываемая структура всегда выступает и как общая, и как индивидуальная, что является основой решения, как проблемы структуры личности, так и типологии этой структуры.

Этот переход успешно осуществлен Ш. А. Надирашвили. Он дополнил данную Д.Н.Узнадзе двухуровневую характеристику психической активности человека введением третьего уровня. На первом уровне физическая ситуация (конкретные чувственные данные предмета) связывается с жизненными потребностями; формируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи - практическое поведение.

На втором уровне осуществляется объективация социально целесообразного поведения. Возникает потребность познания. Создается система интеллектуальных операций, моральных рассуждений, проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатом поведения второго уровня является выбор приемлемого решения — теоретическая деятельность.

На третьем уровне ситуацию характеризует социальная действительность в широком смысле слова. В сферу потребностей включаются — социальные потребности, социальные аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, приемлемое поведение, автопортрет. Процесс принятия решения на основе этих психологических образований приводит к формированию установки социального поведения. Заключительным звеном реализации психической активности на этом уровне является социальное поведение. Принцип социальности проявляется во всех элементах реализации активности на третьем уровне. Синтетическим выражением потребностной составляющей поведения на этом уровне являются потребности «Я» или личностные потребности человека как социального существа. В их состав включаются мотивационно ориентированные психические образования - ценности, социальные и моральные ориентации, социальные оценки, ценность социального поведения. Центральное место в социально-психологической концепции Надирашвили занимает анализ социальной установки. «Установка, определяющая социальное поведение и представляющая собой его психологическую основу, является социальной установкой, так как в ее формировании наряду с другими факторами участвуют и факторы социальные. Социальная установка создается на третьем уровне, а осуществляемое на ее основе поведение дает личности возможность действовать в социальной среде в качестве члена социальных взаимоотношений» (Надирашвили, 1974, с. 68).

Осуществляемое личностью социальное поведение характеризуется более сложной структурой по сравнению с теоретическим и практическим поведением. Оно осуществляется только в социальных условиях, соответствует интересам других людей, общественным требованиям и представляет собой результат активности человека как социального существа.

Разработанные в школе Узнадзе идеи послужили отправными моментами в создании диспозиционной концепции регуляции поведения личности В.А. Ядова. В качестве системообразующего признака или отношения в системе внутренней регуляции социального поседения человека Ядов выделил диспозиционно-установочные явления. При­няв за основу положение Узнадзе о том, что установка представляет собой целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации для удовлетворения определенной потребности, Ядов проанализировал все составные части этой системы. В триаде Узнадзе «ситуация—потребность—установка» Ядов заменил понятие установки на понятие диспозиции. Все 3 составляющие этой системы представляют собой иерархические образования.  Иерархическая структура условий деятельности, ситуации выстраивается по разным параметрам, главным из которых явля­ется длительность существования во времени. По этому парамет­ру определяется устойчивость – изменчивость предметной среды, скорость ее изменения. Эти параметры применимы для характе­ристики не только предметных, но и социальных условий деятель­ности в разных сферах жизни – труде, досуге, семейной жизни, в разных видах общественных отношений.

Иерархия потребностей выстраивается по разным основани­ям: по сферам жизнедеятельности, по объекту, по их функцио­нальной роли, по субъекту. Важным для социальной психологии представляется положение Ядова о том, что целесообразно струк­турировать потребности по уровням включения личности в раз­личные сферы социального общения, социальной деятельности.



Диспозиции, по мнению Ядова, представляют собой различ­ные состояния предрасположенности или предуготовленности человека к восприятию условий деятельности (ситуаций), его по­веденческих готовностей, направляющих его деятельность.   Характеристика иерархической системы диспозиции занимает центральное место в концепции Ядова. Он выделил 4 уровня этой иерархии. Эти уровни друг от друга отличаются разным составом в них условий деятельности, потребностей и установок и различным соотношением в них этих элементов.

Так, на первом, нижнем уровне ситуации (условия деятельности) — простейшие Потребности — эле­ментарные, жизненно необходимые (витальные потребности). В этих условиях формируется система фиксированных установок (по Узнад­зе) На этом уровне нет еще ни ситуации, ни потребностей. Поведен­ческая готовность к действию закреплена предшествующим опытом. 

На втором уровне диспозиционной системы возникают соци­альные установки. Они содержат в себе 3 компонента: эмоциональ­ный, или оценочный, когнитивный, или рассудочный, поведенческий. Потребности этого уровня — социальные. Это, прежде всего, потребность во включении человека в контактные группы. Ситуации поведе­ния — социальные. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов и отдельных социальных ситуаций.  

Третий диспозиционный уровень — общая направленность личности в ту или иную сферу социальной активности. По мнению Ядова, возникают базовые социальные установки. Социальные по­требности становятся более сложными. Например, возникает по­требность в приобщении человека к определенной сфере деятель­ности и превращении ее в основную, доминирующую (сферы про­фессиональной деятельности, досуга, семьи). Социальные установ­ки содержат в себе, так же как на втором уровне, три компонента — эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Но все эти компо­ненты более сложные, чем на предшествующем уровне.

Высший, четвертый уровень диспозиционной иерархии образу­ют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Для этого уровня характерны высшие со­циальные потребности. Основной из них является потребность включения в социальную среду в широком смысле слова. Условия деятельности (ситуации) расширяются до общесоциальных. Соци­альные установки направлены на реализацию определенных соци­альных надындивидуальных целей. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты диспозиций ярко выражены.

Поведение как третий элемент диспозиционной системы имеет ряд уровней развития. Выделяются:  

1) Специфическая реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, реакции на специфи­ческие и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Это — поведенческие акты.

2) Поступок или привычное действие, ко­торое как бы компонуется из целого ряда поведенческих актов. «По­ступок есть элементарная социально значимая «единица» поведения, и его цель - установление соответствия между простейшей социаль­ной ситуацией и социальной потребностью (или потребностями) субъекта» (Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения лич­ности // Методологические проблемы социальной психологии.- М: Наука, 2007,с.97). 

3) Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспечивается системой поступков (там же).  

4) Целостность поведения в различных сферах и есть собственно деятельность во всем ее объеме.

В итоге диспозиционная система личности функционирует как целостное образование, в котором представлены разные элементы этой системы (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и раз­ные ее уровни от фиксированных установок до ценностных ориента­ции. Она регулирует целесообразное целостное поведение личности. Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Прежде всего, этот круг вопросов обсуждался И.Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности - субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» (Мясищев, 1960. с. 150), объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.

В специфической теоретической схеме эти процессы анализируются и в работах Л.И. Божович (Л.И.Божович, 1969). При исследовании формирования личности в детском возрасте ею было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, что и представляет возможность определенным образом прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции - предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Такая интерпретация направленности личности позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки.

С этим понятием можно связать и идеи А.Н. Леонтьева о личностном смысле. Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных знаний внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос также о направлении ожидаемого поведения (или деятельности личности) в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности.

Традиция изучения социально-психологических установок сложилась и в западной социальной психологии и социологии (Дэвис, 1972, с. 54). Отличие этой линии исследований заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд». В истории исследований аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода: 1) от введения этого термина в 1918 г. до второй мировой войны (характерная черта этого периода - бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней); 2) 40-50-е гг. (характерная черта - упадок исследований по данной проблематике в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций); 3) 50-60-е гг. (характерная черта возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований); 4) 70-е гг. (характерная черта - явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов) (Шихирев, 1979. С. 87-89).

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так.

Аттитюд понимался всеми как:

а) определенное состояние сознания и нервной системы,

б) выражающее готовность к реакции,

в) организованное,

г) на основе предшествующего опыта,

д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Очевидно, что аттитюд служит удовлетворению важных потребностей субъекта. Были выделены четыре функции аттитюдов: 1) приспособительная (иногда называемая утилитарная, адаптивная) - аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания - аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) - аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать.

Таким образом, социальная установка может выступать как функциональная система и имеет следующие функции:



Таблица 1.Функции и содержание социальной установки.



Функция установки

Источник возникновения установки

Смысл установки

1.

Функция приспособления

 


Связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде.

Положительные установки - к благоприятным стимулам. Отрицательные – к источникам неприятных стимулов.

2.

Энергозащитная

Связана с необходимостью поддерживать внутреннюю устойчивость личности.

Отрицательные установки к тем лицам, действия которых могут послужить источником опасности для целостности личности. Источником отрицательной установки может служить негативное отношение к нам.

3.

Ценностно-выразительная

Связана с потребностями в личностной устойчивости.

Положительные установки вырабатываются, как правило, к представителям нашего личностного типа.

4.

Организации мировоззрения

Вырабатываются по отношению к знаниям о мире. Научные представления+обыденные.

Система установок – это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях.


Скачать 368.78 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

    Главная страница