Издательский дом «территория будущего»



страница1/8
Дата14.05.2016
Размер1.26 Mb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8
У Н И В Е Р С И Т Е Т С К А Я

Б И Б Л И О Т Е К А

А Л Е К С А Н Д Р А

П О Г О Р Е Л Ь С К О Г О

Vlasova.indb 1 08.02.2010 15:36:37

С Е Р И Я

Ф И Л О С О Ф И Я

Vlasova.indb 2 08.02.2010 15:36:39

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

«ТЕРРИТОРИЯ БУДУЩЕГО»

МОСКВА 2010

ОЛЬГА ВЛАСОВА

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ

ПСИХИАТРИЯ

И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ


ИСТОРИЯ, МЫСЛИТЕЛИ,

ПРОБЛЕМЫ


Vlasova.indb 3 08.02.2010 15:36:39

_________ _ ____:

В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский

______ _____:

В. Л. Глазычев, Г. М. Дерлугьян, Л. Г. Ионин,

В. А. Куренной, Р. З. Хестанов

______ ______:

А. С. Колесников

Работа выполнена в рамках проекта

___ ___ _____ _ ________ ________ _________

_ ___________ ____ ___ ___

при поддержке Гранта Президента Российской Федерации для молодых

кандидатов наук (__ — 1760.2008.6).

ББК 87.3


В 58

c Издательский дом .Территория будущего., 2010

В _____ Ольга

Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История,

мыслители, проблемы. М.: Издательский дом .Территория будущего., 2010. (Серия

.Университетская библиотека Александра Погорельского.). — 640 с.

Монография представляет собой первое русскоязычное исследование экзистенци-

ально-феноменологической традиции в психиатрии. Анализируя, с опорой на ори-

гинальные тексты и биографические материалы, основные идеи представителей

феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа (К. Ясперса,

Э. Минковски, В. Э. фон Гебзаттеля, Э. Штрауса, Л. Бинсвангера, М. Босса и др.)

и выстраивая панораму их формирования и развития, автор включает рассматри-

ваемую традицию в философский контекст xx века.

isbn 978 – 5 – 91129 – 069 – 6

В 58

Vlasova.indb 4 08.02.2010 15:36:39



СОДЕРЖАНИЕ

Введение · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

____ i. ________ _______) ________)

_ ___________ ____ ___ __ ___ __ ____ ___ _______)

Глава 1. Методологические основания

§ . Философия и психиатрия: возможности концептуального

сближения · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Философско-клиническое пространство: специфика,

методология, стратегии исследования · · · · · · · · · 

Глава 2. Исследовательский базис

§ . Споры о границах, чертах, дисциплинарном статусе · · · 

§ . Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный

анализ как исследовательское пространство: степень

изученности· · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

____ ii. __ ___ _______:

_______ __, _ _)__), ___________

Глава 1. Философские влияния

§ . Методологические споры: естествознание, философия,

науки о духе · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Интуитивизм Анри Бергсона · · · · · · · · · · · · 

§ . Феноменология Эдмунда Гуссерля · · · · · · · · · · 

§ . Феноменологическая психология, мюнхенская

феноменология и Макс Шелер · · · · · · · · · · · · 

§ . Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера · · · · 

Глава 2. Клиническое пространство: предпосылки

и предвестники

§ . Немецкая интеллектуальная традиция: философия

и психиатрия · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Поиски альтернативы в интеллектуальной психиатрии

начала xx века · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

Vlasova.indb 5 08.02.2010 15:36:39

§ . Феноменология в клинике, Гейдельбергская школа

и .Журнал патопсихологии. · · · · · · · · · · · · 

____ iii. ________ _______) ________)

Глава 1. Философия и психопатология в творчестве

Карла Ясперса

§ . На пути к психопатологии · · · · · · · · · · · · · 

§ . В поисках целостности: философская психопатология · · · 

§ . Проблема познания: философия и психиатрия · · · · · 

§ . Феноменология и понимающая психология · · · · · · · 

§ . Аномальные феномены человеческого существования · · · 

§ . Психопатология Ясперса и философия · · · · · · · · 

Глава 2. Феноменологически-структурный анализ

Эжена Минковски

§ . Интеллектуальные влияния и проект

феноменологически-структурного анализа · · · · · · · 

§ . Исследования проживаемого времени и проживаемого

пространства · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Утрата контакта с реальностью и болезненный

рационализм · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

Глава 3. Медицинская антропология Эрвина Штрауса

§ . От психиатрии к философии · · · · · · · · · · · · 

§ . Эстезиология — наука о сенсорном опыте· · · · · · · · 

§ . Аномальные модусы бытия в мире · · · · · · · · · · 

§ . Антропология и историология· · · · · · · · · · · · 

Глава 4. Мир психически больного в работах

Виктора Эмиля фон Гебзаттеля

§ . Основные вехи и темы творчества · · · · · · · · · · 

§ . Темпоральность в неврозах и психозах· · · · · · · · · 

§ . Деперсонализация и переживание пустоты · · · · · · · 

§ . Мир компульсивного · · · · · · · · · · · · · · · 

____ iv. ___________ ____ ___ __

Глава 1. Экзистенциальная антропология Людвига Бинсвангера

§ . .Потомственный психиатр.: жизнь и творчество · · · · · 

§ . Критика психоанализа · · · · · · · · · · · · · · · 

Vlasova.indb 6 08.02.2010 15:36:39

§ . Обращение к Гуссерлю и психопатологическая

феноменология · · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Экзистенциальный анализ: онтология и антропология· · · 

§ . Кантианство и неокантианство: экзистенциальные a priori и

трансценденция · · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Бытие-за-пределами-мира и любовь · · · · · · · · · · 

§ . П .а .т .к . э .з .с .е .ц .а .ь .о .оа .а .и .а н .р .аип .т .л .г .я

ф .л .с .ф .яип .и .и .т .и .· · · · · · · · · · · · · · 

§ . С .р .к .у .ыо .ы .а п .з .н .йБ .н .в .н .е . · · · · · · · · 

Глава 2. Dasein-анализ Медарда Босса

§ . В окружении мэтров: жизненный путь · · · · · · · · · 

§ . Босс и Хайдеггер: вопрос двойного авторства · · · · · · 

§ . Dasein-анализ: опорные пункты · · · · · · · · · · · 

§ . Теория и практика психоанализа и Dasein-анализ.

Фрейд как Dasein-аналитик · · · · · · · · · · · · · 

§ . Dasein-аналитическое истолкование психической патологии 

§ . Босс и Бинсвангер · · · · · · · · · · · · · · · · 

____ vi. _________ ____ __________,

____________ _ _______ _ _)___

Глава 1. Развитие экзистенциально-феноменологической

психиатрии: география и трансформации

§ . Швейцария и Германия · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Франция и Бельгия · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Голландия · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Испания · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Великобритания · · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Америка · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

Глава 2. Феноменологическая клиника в философии xx века

§ . Экзистенциальный психоанализ Жана-Поля Сартра

и проблема патологического опыта · · · · · · · · · · 

§ . .Неврофилософия. Мориса Мерло-Понти · · · · · · · 

§ . Цолликонские семинары Мартина Хайдеггера · · · · · · 

§ . Смысл болезни и исторические a priori у раннего

Мишеля Фуко · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

Глава 3. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный

анализ в контекстуализированном исследованиии

§ . Сущность проекта: онтологическая деструкция · · · · · 

§ . Основание проекта: метаонтика · · · · · · · · · · · 

Vlasova.indb 7 08.02.2010 15:36:39

§ . Исследовательский подход: герменевтика

и структурный анализ · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Центральная проблематика: патологический опыт

и априоризм · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

§ . Изнанка инаковости: патологические трансформации

темпоральности и пространственности · · · · · · · · 

§ . Место и роль проекта в философии xx века · · · · · · 

Заключение · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 

Библиография

Феноменологическая психиатрия · · · · · · · · · · 

Экзистенциальный анализ · · · · · · · · · · · · · 

Vlasova.indb 8 08.02.2010 15:36:40

9

ВВЕДЕНИЕ



История философии, как и история человечества, наполнена случай-

ностями и многочисленными .если бы….. Имя Германа Лео Ван Бреда,

францисканского священника, известно далеко за пределами феноме-

нологии — это именно он вывез архив Эдмунда Гуссерля в Лувен и сохра-

нил наследие философа. Но поговаривают, что перед этим была другая

попытка. Тогда рукописи и стенограммы в трех чемоданах переправля-

ли в Швейцарию, в Кройцлинген, в психиатрический санаторий родо-

начальника экзистенциального анализа психиатра Людвига Бинсванге-

ра. Но тому не посчастливилось войти в историю феноменологии: по-

граничная проверка оказалась слишком строга.

В истории философии и психиатрии xx в. было множество и дру-

гих теоретических пересечений и личных контактов. Психиатрический

санаторий Бинсвангера .Бельвью. посещали Э. Гуссерль, М. Хайдеггер,

М. Шелер, М. Вебер, А. Пфендер, Э. Кассирер. На основании исследо-

ваний невролога К. Гольдшейна, психиатров Э. Минковски, Э. Штрау-

са, Л. Бинсвангера, В. Э. фон Гебзаттеля строил свою .Феноменологию

восприятия. М. Мерло-Понти. А. Пфендер в течение нескольких лет по-

сещал заседания Боденского психиатрического общества. Ж.-П. Сартр

вместе с П. Низаном редактировал французский перевод .Общей пси-

хопатологии. К. Ясперса, а затем уже в 1960-е писал предисловие к кни-

ге антипсихиатров Р. Д. Лэйнга и Д. Г. Купера, посвященной его собствен-

ному творчеству. В. Э. фон Гебзаттель в своем санатории .Баденвейлер.

принимал опального М. Хайдеггера и привил ему почтение и интерес

к психиатрии. Впоследствии в доме другого психиатра — М. Босса — Хай-

деггер вел свои знаменитые Цолликонские семинары. Еще молодой

М. Фуко гостил в Кройцлингене у Л. Бинсвангера и в Мюнстерлингене

у его доброго друга Р. Куна, и именно эти посещения, а также работа над

трудами психиатров стали решающими в формировании центрального

для мыслителя пространства проблематизации — безумия.

Этому множеству пересечений не хватило последнего — случайности.

Если бы архив Гуссерля все-таки удалось вывести в .Бельвью., возмож-

но, экзистенциально-феноменологическая психиатрия заняла бы более

почетное место в истории философии, а имена ее представителей были

известны не только узким специалистам.

Vlasova.indb 9 08.02.2010 15:36:40

10

Z[\]^ _[^`Z_^



Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ вызре-

вают в философско-клиническом пространстве xx в., когда философия

и психиатрия в поисках ответа на кантовский вопрос.Что такое чело-

век?. обращаются друг к другу. Представители этих направлений — К. Яс-

перс, Э. Минковски, В. Э. фон Гебзаттель, Э. Штраус, Л. Бинсвангер,

М. Босс и др. — стремятся философски осмыслить почти не знакомое

философии пространство — область психической патологии. Двигаясь

наощупь, перебирая концепции и идеи, радуясь совпадениям и отбра-

сывая непонятное и непригодившееся, они формируют яркое и свое-

образное теоретически-практическое поле, которое не смогло бы сфор-

мироваться в исключительно философском пространстве.

Вызревшая в результате единая экзистенциально-феноменологиче-

ская традиция представляет ярчайший пример взаимодействия и столк-

новения философской теории с практикой, с реальностью и конкрет-

ным человеком. Она возникает под влиянием феноменологии Э. Гус-

серля, М. Шелера, Т. Липпса, М. Гайгера, А. Райнаха, интуитивизма

А. Бергсона, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, описательной

психологии В. Дильтея, понимающей социологии М. Вебера, неоканти-

анства П. Наторпа и др. При адаптации философских идей к методоло-

гическим установкам и клинической практике психиатрии основные по-

ложения философских теорий и направлений корректируются и допол-

няются. Поэтому это традиция со своими акцентами и приоритетами,

со своими гипотезами и законами. В ее теоретическом пространстве фи-

лософское мышление разрывается практическими примерами, уходит

последовательность, а на месте четких схем оказываются лишь много-

численные .почему. и недоработки.

Многообразная проблематика феноменологической психиатрии и эк-

зистенциального анализа охватывает проблемы онтологии и гносеоло-

гии, антропологии и этики. В пространстве взаимодействие философии

и психиатрии по-иному и с особой остротой начинают ставиться тради-

ционные философские проблемы: проблема онтологических оснований

бытия, критериев истинности опыта, экзистенциалов человеческого су-

ществования, процедур и методов познания человека, пределов и границ

понимания другого и т. д. Являясь чрезвычайно сложным и многоаспект-

ным философско-клиническим явлением, эта традиция открывает для ис-

тории философии проблему междисциплинарныхзаимствований, влия-

ний и механизмов. Раскрывая перед нами малоизвестные страницы ис-

тории философии xx в., в череде взаимовлияний и взаимопересечений

она позволяет дополнить и переосмыслить важные моменты ее развития.

Философия — это не столько философское пространство, сколько само

философское мышление, способное к проблематизации. Эту проблема-

тизацию и представляет нам традиция экзистенциально-феноменоло-

Vlasova.indb 10 08.02.2010 15:36:40

__dfdghd


гической психиатрии. Не только продолжая и дополняя идеи филосо-

фов, но и формируя собственное онтологически-онтическое поле реф-

лексиии: маргинальность предметной области отходит на второй план

перед поднимаемой философской проблематикой.

Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ, рас-

колов как философскую теорию, так и клиническую практику, в ка-

кой-то мере до сих пор остаются маргинальными по отношению как

к первой, так и ко второй — мало работ, еще меньше авторских интер-

претаций, мало конструктивных переосмыслений и контекстных иссле-

дований. Все это сопровождается языковыми и междисциплинарными

барьерами. Пограничье, о котором так любит говорить современная

философия, для этих направлений пока только .крест.: даже в своих

основных представителях артикулируясь сразу на трех языках (немец-

ком, французском и английском) и в двух дисциплинарных плоскостях,

они несут многообразие, которое можно .схватить., но осмыслить про-

блематично.

Эта книга — попытка такого авторского осмысления, равно как и по-

пытка рассказать о практически не представленной на русском языке

традиции.

Vlasova.indb 11 08.02.2010 15:36:40

Vlasova.indb 12 08.02.2010 15:36:40

ЧАСТЬ I


ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный ана-

лиз включены в историко-философский процесс XX в. не толь-

ко потому, что вызревают как развитие идей кантианства

и неокантианства, феноменологии и экзистенциальной ана-

литики, и даже не столько потому, что прилагают эти идеи

к неведомому философии пространству клиники, но главным

образом поскольку в пространстве клинической практи-

ки они вырабатывают оригинальный философский взгляд

на психическоезаболевание, на человека и окружающий его

мир. Эти два направления (течения, движения — об этом

далее) возникают в философско-клиническом пространстве,

где клиники всегда ничуть не меньше философии, а филосо-

фия никогда не затмевает клинику. Для того чтобы пред-

ставить их в контексте философии XX в., необходимо сна-

чала разъяснить, что обусловливает их специфику, способ-

ствует постановке особой проблематики и подразумевает

необходимость разработки (или хотя бы использования)

иного подхода к их исследованию.

Vlasova.indb 13 08.02.2010 15:36:40

Vlasova.indb 14 08.02.2010 15:36:40

15

][^_^ 1



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

§ 1. jh[Z`Zjhk h l`hmh^qthk:

_ZuvZwgZ`qh xZgydlqz^[\gZ]Z `{[hwdghk

В основе формирования и развития феноменологической психиатрии

и экзистенциального анализа лежит взаимодействие философии с кли-

никой. Именно такая трактовка позволяет обойти не вполне правомер-

ное понимание зарождения этой традиции как результата прикладного

использования феноменологии.

Для начала определимся с терминами. Подчеркнем, что в настоя-

щей работе мы ведем речь о взаимодействии философии с психиатри-



ей. По неведомым нам причинам, возможно, в силу отсутствия знаком-

ства с этой традицией или по причине определенного созвучия, часто

при описании философских идей рассматриваемых нами фигур гово-

рят о .психологии. или о .психоанализе.. Феноменологическая психи-

атрия, экзистенциальный анализ (с определенными оговорками в отно-

шении самого термина) и не рассматриваемая нами здесь антипсихи-

атрия вызревают в пространстве философии и клинической практики

психиатрии. Именно психиатрии, и ни психоанализом, ни психологией

психиатрию заменять нельзя, эта стратегия будет в корне ошибочной.

Психология и рассматриваемая ею проблематика (особенностей психи-

ческих процессов больного), несомненно, в идеях феноменологических

психиатров и экзистенциальных аналитиков присутствует, но она не иг-

рает определяющей и, тем более, конституирующей роли. Разумеется,

работы о психологических идеях представителей рассматриваемых

нами направлений важны и нужны, безусловно, они имеют право на су-

ществование, но психология как наука (при всей спорности этой фор-

мулировки) никакой роли в становлении этих направлений не играет.

Что касается психоанализа, который в настоящее время в философ-

ских кругах России уже отвоевал себе определенное место, то в силу того,

что сам процесс его проникновения в медицинскую среду был достаточ-

но медленным, во время возникновения феноменологической психиат-

рии (первое — второе десятилетия xx в.) определяющей роли для нее он

играть не может. За небольшими исключениями в работах феноменоло-

Vlasova.indb 15 08.02.2010 15:36:40

16

|^`q\ i


гических психиатров, даже имевших личные контакты с самим Фрейдом

и психоаналитическим кругом, ссылки на психоанализ отсутствуют. Они

появляются лишь в плане его критики, которая идет в общей канве ана-

лиза позитивистских и редукционистских биологических подходов. Та-

кое же место занимает психоанализ и в экзистенциальном анализе. По-

этому еще раз подчеркнем, что в отношении рассматриваемых нами на-

правлений речь может вестись только и исключительно о психиатрии

как медицинской теории и клинической практике.

Следует также отметить, что термины .клиника. и .клинический.

употребляются нами практически синонимично терминам .психиат-

рия. и .психиатрический. и обозначают в большинстве случаев цело-

стный опыт, который формируется .у постели. психически больного че-

ловека и включает в себя принятую в психиатрии систему толкования

психического заболевания, а также все используемые в ней методы диа-

гностики и лечения. Философия психиатрии в этом случае включается

в пространство прикладной или практической философии1.

Конкретизации требует также и центральное для настоящей рабо-

ты понятие метаонтики. Метаонтика понимается нами как онтологи-

чески-онтическая теоретическая система, исследовательское поле кото-

рой образуют поиски онтологических оснований человеческого бытия.

Данный термин мы заимствуем из работы Джекоба Нидлмана .Крити-

ческое введение в экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвангера., где

автор употребляет по отношению к Dasein-анализу понятие .мета-онти-

ческий.. Он пишет: .Любая дисциплина, которая занимается трансцен-

дентально априорными неотъемлемыми структурами и возможностями

конкретного человеческого существования, не является, строго говоря,

ни онтологической, ни онтической, а скорее лежит где-то между ними.2.

Человек понимается при этом, скорее в хайдеггерианской традиции

как .медиум бытия., стоящий в его просвете, или, следуя М. Шелеру, как

существо, проблематизирующее собственное бытие, свое .положение

в.. Б. В. Марков предлагает называть проект Хайдеггера антропологи-

ческой онтологией или онтологической антропологией3, В. Д. Губин

и Е. Н. Некрасова характеризуют подобную особенность философско-

антропологических систем М. Шелера, Х. Плеснера и А. Гелена как мета-

1 .Психиатрия была включена в прикладную область философии достаточно

недавно., — отмечает К. Фулфорд (Fulford K. W. M. Introduction: Just Getting

Started . Philosophy, Psychology and Psychiatry / Ed. A. P. Griffi ths. Cambridge:

Cambridge University Press, 1996. P. 1).

2 Нидлман Дж. Критическое введение в экзистенциональный психоанализ

Л. Бинсвангера / Пер. с англ. Е. Сурпиной . Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.;

__б: ___+, Ювента, 1999. С. 32.

3 Марков Б. В. Философская антропология. __б.: Питер, 2008. С. 22.

Vlasova.indb 16 08.02.2010 15:36:40

17

][^_^ 1. vdqZfZ[Z]h|d`xhd Z`gZ_^ghk



физическую антропологию⁴. Для обозначения подобной черты теорети-

ческой системы феноменологической психиатрии и экзистенциального

анализа в настоящей работе мы, подчеркивая направленность поисков

(онтику), а не дисциплинарную соотнесенность (антропологию), опи-

сываем это промежуточное пространство как метаонтику.

Взаимодействие философии и психиатрии стало возможным в силу

целого ряда причин и предпосылок, среди которых, на наш взгляд, мож-

но выделить две группы: 1) коренящиеся в самой природе философского

и психиатрического знания, в специфике философии и психиатрии как

таковых, безотносительно к особенностям и динамике их историческо-

го развития; 2) определяющиеся спецификой развития этих наук в исто-

рии, динамикой их проблем, а также характеристиками того социально-

исторического климата, который их обусловливает.

Специфика философии и психиатрии, их характеристики и особен-

ности во все времена содержали потенциал сближения. Наметим неко-

торые из них:



Со стороны психиатрии:

• Являясь позитивной наукой, психиатрия несет за своими постула-

тами о сущности и природе психического заболевания уровень фи-

лософской (позитивистской) методологии и поэтому так или иначе

связана с философией в самой своей основе. Необходимость изме-


Каталог: attachments -> article
article -> Агрессивное поведение у детей
article -> Это необходимо знать
article -> Архангельск, Суворова, 2, 163045
article -> Выступление на педсовете педагога-психолога Корниловой Е. А. Адаптация учащихся 1го, 5го и 10го классов к школе
article -> «Сталкер» и «Экватор» Л. А. Илатовская, педагог-психолог боу во «Великоустюгский центр ппсс»
article -> Профилактика наркозависимости подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации План
article -> Профессиональная ориентация школьников
article -> Тема Предмет, задачи и методы психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница