Изучение особенностей влияния отечественных и зарубежных мультфильмов на агрессивность подростков



Дата13.05.2016
Размер335 Kb.



Руднева Анастасия Евгеньевна,

практический психолог психологической службы МДЦ «Артек» (д.л. «Морской»)




ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Постановка проблемы.

Средства массовой информации сегодня - это мощный фактор влияния на психическое состояние людей, за последнее десятилетие было проведено множество исследований по данному вопросу в различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама, интернет). Культ жестокости, насилия, пропагандируемый в СМИ, ведет, к неосознаваемому порой, желанию у подростков и молодежи, подражать этому культу. Он способствует закреплению стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень нравственных ограничений и правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям.

Начиная с середины 80-х гг. ослабевает, а затем полностью прекращается государственный контроль над средствами массовой информации. «Свобода слова показала свою обратную сторону - информационная война, в прямом смысле, пропаганда насилия, вражды, пороков, преступного и бесчестного образа жизни, самодовлеющего культа потребления» [1,301].

Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. До сих пор идет дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, отрицательное воздействие на детей. Так статистика сообщает, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Поэтому даже «ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей»[2, 104-108, 117].

Эмоционально – волевая сфера подростков находится на стадии формирования и созревания. «Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. На фоне ускоренного физического развития – недостаточный уровень сформированности волевых процессов становится особенно очевиден» [4, 18].

В рамках теории социального научения, существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечения, а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение опирается на экспериментальные данные о том, что «наблюдатель (особенно если это ребенок) проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. Простое ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было, в частности, установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео со сценами насилия, в то время как мало агрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах насилия»[2, 139].

Существуют подтверждённые экспериментально данные о том, что дети из семей, использующих различные способы социального подкрепления и воспитания, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. «Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач, они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию»[2, 38].

«Мне кажется, - писал К. Бюттер, - совсем непонятной вера многих представителей профессиональных кругов в то, что влияние военных игрушек, видеоигр и телевидения вообще можно считать единственной причиной агрессивного и насильственного поведения. Ведь перед лицом обострения жизненных проблем (безработица, нет социальной поддержки, одиночество) более убедительным мне кажется прямо противоположный вывод, что внутренняя агрессивность является следствием возрастающей агрессивности внешних, реальных отношений здесь и теперь. Кроме того, многие просто игнорируют индивидуальную историю жизни ребенка, играющего в военные игры, смотрящего телевизор: как будто до этого он никогда не сталкивался с реальным насилием, как будто он такой податливый человек, что достаточно лишь раз подвергнуть его соответствующим раздражителям с экрана, чтобы превратить в чудовище!»[3, 56]. Мультфильм зачастую выполняет воспитательную функцию современной сказки, способствует формированию самоидентификации подростка, оказывает влияние на формирования сознания.

Вредоносное воздействие зарубежных мультфильмов на психику подростков очевидно и пока сложно предположить, какие именно плоды оно принесёт в будущем. Лучше предупредить и вовремя осведомить человечество о бомбе замедленного действия, заложенной в СМИ. Актуальность проблемы влияния СМИ на психику подростков – очевидна.

Поэтому мы решили провести экспериментальное исследование особенностей влияния просмотренных мультфильмов на динамику агрессивности подростков.

Гипотезой нашего исследования было предположение о том, что после просмотра американских культовых мультипликационных фильмов повышается уровень агрессивности у подростков.

Во время подготовки к экспериментальному исследованию, нами была составлена авторская анкета для преподавателей психологии, разработанная с целью выявления тех мультфильмов, которые, по их мнению, могли бы способствовать повышению уровня агрессивности у подростков. В анкете преподавателям была предложена следующая инструкция: «Перечислите, пожалуйста, зарубежные мультфильмы, которые, на ваш взгляд, способны вызвать агрессию у подростков». Всего в экспертной оценке анкеты поучаствовало 7 преподавателей психологии – все преподаватели кандидаты психологических наук. В ходе обработки анкеты нами были выделены основные мультфильмы, необходимые для проведения экспериментальной части исследования. Наиболее часто встречающиеся варианты ответов - это американские культовые мультфильмы «Шрек» и «Симпсоны», которые и были приняты за основные в нашем экспериментальном исследовании.

Базой исследования был МДЦ «Артек», д/л «Морской», март 2011 года, 3 смена. В исследовании принимало участие 29 человек (15 девушек и 14 юношей), возрастная категория 14-15 лет.

Вначале исследования подросткам предлагалось заполнить бланк методики «опросника Басса-Дарки», позволяющего определить уровень агрессивности и враждебности. После заполнения бланка-опросника, испытуемым предлагалось нарисовать несуществующее животное, по одноименной методике, автором которой, является М.3. Друкаревич.

Для интерпретации проективной методики «несуществующее животное» М.З. Друкаревича нами были использованы симптомокомплексы агрессивности, составленные И.А. Фурмановым. Так был определён первоначальный уровень агрессивности подростков.

Во второй день исследования, испытуемым предлагалось заполнить специальные бланки модифицированного восьмицветного теста Люшера (адаптация Л.Н. Собчик). Цель применения этой методики: выявление особенностей эмоционального состояния подростков до просмотра мультипликационного фильма. После просмотра мультфильма «Шрек» испытуемым снова было предложено заполнить специальные бланки модифицированного восьмицветового теста Люшера (адаптация Л.Н. Собчик). Следующей методикой, которую мы применяли для изучения агрессивности был «опросник Басса-Дарки» и «Несуществующее животное», М.3. Друкаревича. После этого испытуемым предлагалось заполнить авторскую анкету, целью которой являлось выявления психологического отношения подростков к просмотренному мультфильму и его персонажам.

Такие же условия и этапы эксперимента проводились в третий и четвёртый день исследования, подростки просматривали мультфильмы «Простоквашино» и «Симпсоны».

Для интерпретации методики «Несуществующее животное» М.З. Друкаревича, нами были использованы симптомокомплексы агрессивности, составленные И.А. Фурмановым. Мы вычислили общегрупповое среднее значение уровня агрессивности подростков до и после просмотра различных мультфильмов (см. рис. 2.1). Таким образом, анализируя полученные результат, мы сделали выводы о том, что после просмотра мультфильмов «Шрек» и «Симпсоны» средний показатель общегруппового значения агрессивности подростков увеличился. После просмотра «Простоквашино» - не выявлено динамики роста уровня агрессивности.



Качественный анализ особенностей рисунков несуществующего животного: - после просмотра «Простоквашино» несуществующие животные изображались улыбчивыми (18 улыбающихся существ из 29), отсутствовали острые клыки, когти, зубы (только у некоторых существ они есть). Это свидетельствует о положительных эмоциях, которые испытывали подростки во время рисования, отсутствии тревожности, агрессивности, страхов. Практически все рисунки выполнены плавными линиями. Плавность и мягкость прорисовки линий и штриховки свидетельствует о стабильном, гармоничном состоянии, спокойствии авторов рисунков. Также, мы зафиксировали наличие в рисунках большого количества детских, красочных аксессуаров одежды (банты, косички, галстуки, цветы, разрисованные носки и т.п.). Наличие аксессуаров является показателем приподнятого, игривого настроения, и обусловлено возрастными особенностями подростков – стремлению нравиться окружающим и производить впечатление. Подростками, в основном, изображались существа, занимающие открытую, дружелюбную позу на рисунке; - после просмотра мультфильмов «Шрек» и «Симпсоны», рисунки отличались следующими качественными характеристиками и особенностями: многие существа изображены в виде монстров (присутствует сходство с главными героями мультфильма, которые, в свою очередь, не сильно отличаются по внешним характеристикам от монстров), характерно наличие клыков, колючек, острых конечностей, механических образований, устрашающих поз и лиц существ. Это показатель актуализации агрессивности и тревожности у авторов рисунков.



Рисунок 2.1. Результаты вычисления общегруппового уровня агрессивности до и после просмотра мультфильмов

( в результате анализа проективной методики «Несуществующее животное» М.З. Друкаревича, интерпретация симптомокомплексов агрессивности, составленных Фурмановым И.А.).
Для интерпретации методики «опросника Басса-Дарки» (авторы А. Басс и А. Дарки) нами был вычислен индекс агрессивности (состоящий из среднего значения шкал «физическая агрессия», «вербальная агрессия» и «косвенная агрессия») и индекс враждебности (состоящий из среднего значения шкал «подозрительность» и «обида»). Мы вычислили общегрупповое среднее значение индекса агрессивности и индекса враждебности до и после просмотра различных мультфильмов. Результаты сравнения представлены в виде диаграммы, в процентном соотношении результатов подсчёта (см. рис. 2.2., 2.3). Результатами опросника уровня агрессивности «Басса-Дарки» являются повышение индексов агрессивности и враждебности после просмотра американских культовых мультфильмов. Различия подтверждены с помощью методов математической статистики t-критерия Стьюдента и сравнения средних общегрупповых показателей этих индексов. До и после просмотра мультфильма «Шрек» различия индексов агрессивности достоверны, при t=15,52, p=0,000002. До и после просмотра мультфильма «Простоквашино» различия достоверны, при t=13,23, p=0,0004. До и после просмотра мультфильма «Симпсоны», различия достоверны, при t=17,92, p=0,0002. До и после просмотра мультфильма «Шрек» различия индексов враждебности достоверны, при t=12,22, p=0,00003. Уровень враждебности у подростков повысился после просмотра этого мультфильма. Результаты подтверждаются сравнением среднего общегруппового значения индекса враждебности. До и после просмотра мультфильма Простоквашино» различия достоверны, при t=13,33, p=0,0002. До и после просмотра мультфильма «Симпсоны», различия достоверны, при t=16,42, p=0,0004. Уровень враждебности повысился, это подтвердилось сравнениями средних общегрупповых индексов враждебности.



Рисунок 2.2. «Сравнительная диаграмма среднего общегруппового индекса агрессивности по результатам методики «опросник Басса-Дарки» (в %)».
Таким образом, после психологического анализа использованных в экспериментальном исследовании методик мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтверждена. После просмотра американских культовых мультфильмов повышается уровень агрессивности у подростков.



Рисунок 2.3. «Сравнительная диаграмма среднего общегруппового индекса враждебности по результатам методики Басса-Дарки» (в %).
По результатам методики модифицированного восьмицветного теста Люшера (адаптация Л.Н. Собчик) нами было выявлено, что эмоциональное состояние подростков после просмотра мультфильмов «Шрек» и «Симпсоны» ухудшилось. У испытуемых повысился уровень агрессивности, тревожности, раздражения и обиды. Также М. Люшер выделил некоторые парные сочетания цветов, свидетельствующие о крайне негативных эмоциональных состояниях. Например, после просмотра подростками м/ф «Симпсоны» выявлен следующий общегрупповой цветовой выбор: зелёный – желтый – фиолетовый – коричневый – серый – синий – черный - красный. Чёрный и красный цвета на последних позициях, являются именно такими цветами, которые описывают крайние пограничные негативные состояния психики, а значит, мультфильм актуализировал негативные эмоциональные состояния у подростков. После просмотра м/ф «Шрек» нами выявлен следующий общегрупповой цветовой выбор: желтый – черный – синий – фиолетовый – серый – зелёный – коричневый - красный. Этот цветовой выбор отражает следующие эмоциональные состояния у группы: весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, мало адекватным решениям, состояние, близкое к стрессу, сложность во взаимоотношениях, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость. Опасным парным сочетанием цветов по М. Люшеру, в данном случае, являются коричневый и красный цвета, занимающие последнюю позицию в паре. Этот цветовой ряд подтверждает нашу гипотезу о том, что американские культовые мультфильмы способствуют повышению агрессии и негативно сказываются на эмоциональном состоянии подростков и их психике в целом.

Хотелось бы подчеркнуть особенности результатов, полученных после просмотра мультфильма «Простоквашино». До просмотра м/ф «Простоквашино» выявлен следующий общегрупповой цветовой выбор: зелёный – желтый – синий – красный – коричневый – фиолетовый – черный - серый. Этот цветовой выбор отражает следующие эмоциональные состояния у группы: небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание ярких впечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки, сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из данной эмоциональной ситуации. После просмотра подростками м/ф «Простоквашино» выявлен следующий общегрупповой цветовой выбор: зелёный – красный – черный – синий – желтый – фиолетовый – серый - коричневый. Этот цветовой ряд соответствует следующие эмоциональные состояния группы: активное стремлению к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.

Интерпретация авторской анкеты, разработанной с целью выявления психологического отношения подростков к просмотренному мультфильму и его персонажам, предоставлена ниже в виде сравнительного анализа по каждому из вопросов.

На вопрос: «Какие эмоции у тебя вызвал просмотренный мультфильм?», а именно «Шрек» и «Симпсоны» - подростки давали схожие ответы: смех, радость, не понравился, глупый мультфильм, прикольный, никаких. Сравнивая с ответами на этот вопрос о мультфильме «Простоквашино» (радость, удовольствие, смех, улыбка, добро, воспоминания детства, воспоминания дома) - сразу хотелось бы отметить, тенденцию, что мультфильмы американского культового производства в меньшей степени вызывают у подростков эмоционально тёплые воспоминания, ассоциации и эмоции, также присутствовали среди ответов на этот вопрос негативные отзывы о мультфильмах.

На вопрос «Понравился ли тебе мультфильм» подростки отвечали:

-после просмотра м/ф «Простоквашино» 90% «да», 10% «не очень»;

-после просмотра м/ф «Шрек» 70% «да», 30% «нет»;

-после просмотра м/ф «Симпсоны» 80% «да», 20% «нет».

Такие результаты свидетельствуют о тенденции к предпочтению подростками мультфильмов отечественного содержания.

«Опишите главного героя» - на этот вопрос подростки отвечали следующее. М/ф «Шрек»: смешной, глупый, приколист, агрессивный, крутой, толстый, ленивый, не воспитанный, грубый, тупой. М/ф «Простоквашино»: справедливый, умеет дружить, смелый, радостный, ласковый, милый, детский, весёлый, творческий, выдумщик, смешной, искренний, честный. М/ф «Симпсоны»: смешной, глупый, резкий, грубый, не воспитанный, ленивый, не целеустремлённый, добрый внутри, хитрый, меркантильный. Описания качеств героя отечественного мультфильма Дяди Фёдора начинаются сразу с его положительных качеств характера, ни одной негативной характеристики в ответах и описаниях не встретилось. Они и не возникают у подростков, ведь герой ведёт себя искренне, культурно и дружелюбно, он - образец честного и приятного во всех отношениях ребёнка. Характеристика качеств главного героя Шрека, также, как и Симпсона начинается с описания схожих негативных и легкомысленных качеств. В американских мультфильмах герои похожи между собой - массовое сознание, массовая культура. Подростки описывали их реальные качества – глупость, невоспитанность, тупость, хитрость, меркантильность и т.д.

«Чему учит детей этот мультфильм?». На этот вопрос подростки ответили следующим образом. О м/ф «Простоквашино» они написали, что он учит добру, любви к животным, заботе, дружбе, уважению, творчеству. О м/ф «Шрек» и «Симпсоны» ребята писали, что они учат хитрости, приколам, не учат ни чему. Подростки на удивление правильно и осознанно оценили обучающие качества мультфильмов.

На вопрос о том «Мог ли просмотренный мультфильм вызвать агрессию и злость у детей после просмотра?». После м/ф «Простоквашино» 100% ребят ответили «нет». После просмотра м/ф «Шрек» 70% ответили «да», после просмотра м/ф «Симпсоны» 60% ответили «да». Таким образом, мы можем отметить, что подростки догадываются и чувствуют то, какой негативный подтекст несут культовые американские мультфильмы и каким образом влияют на эмоциональное состояние.



Таким образом, мы эмпирически и статистически подтвердили различия в актуализации агрессивности у подростков после просмотра американских и отечественных мультфильмов. Выявленные нами отличия в восприятии отечественных и американских мультфильмов подростками могут послужить толчком к более подробному изучению влияния мультфильмов на психику детей и подростков.
Литература

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.

  2. Бэрон Р. Агрессия./ Бэрон Р., Ричардсон Д. – СПб.: Питер, 1997. – 336 с.

  3. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми./ Бюттер К.– М.: Просвещение, 1997. –122 с.

  4. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. / Фурманов И.А.– Минск.:Литера., 1996. – 296 с.

Каталог: information -> Artek%20-%20CO-EXISTENCE%20e-magazine
Artek%20-%20CO-EXISTENCE%20e-magazine -> Артек – со-бытие,2014, №3 (10)
information -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Нижний Новгород 2014
information -> Влияние информации на деградацию общества
information -> Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков (на примере индивидуальных и групповых видов спорта) 19. 00. 07 педагогическая психология
information -> Семья это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей
Artek%20-%20CO-EXISTENCE%20e-magazine -> Мищенко Вера Викторовна
Artek%20-%20CO-EXISTENCE%20e-magazine -> Колывушко Лидия Михайловна
Artek%20-%20CO-EXISTENCE%20e-magazine -> Артек – со-бытие,2014, №3 (10)
Artek%20-%20CO-EXISTENCE%20e-magazine -> Сценарий интеллектуально-познавательной игры «занимательная психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница