К психолог или к религиовед, если к психолог, то какая из областей — индивидуаль



страница1/4
Дата16.05.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2   3   4
1). Место психологии религии (ПР)в системе наук.
Этот вопрос тесно связан с междисципл природ психолог религ (ПР) и закл в том, следует ли относи ее к психолог или к религиовед, если к психолог, то какая из областей — индивидуаль или социаль — должна быть преимущ представл в исследован. Вопрос усложн еще тем, что до появлен научн психолог (формаль дату ее возникн связ с основан В. Вундтом в 1879г. первой эксперимент психол лаборатор в Лейпциге) проблемы ПР оказ гл образом в лоне филос или теолог. Однако уже перв попытки систем изучен психолог проблем религ двигались в направл эмпиризма и закл в себе стремл приблиз к эталонам, выработ естествен-научн знан. Филос методолог базой больш исследоват был позитивизм или стихий материал, уже в ранних работах обнаруж тенденц разгранич задач психолог и филос религ. Однако институциональ ПР практич не была представлена в психолог исследоват центрах и на факульт психол; специалист по ПР чаще наход себе применен в рамках религиоведч, философ или теологич учрежд.
Отнесен ПР к психол социаль (ПС) или психол индивидуаль (ПИ)осложн трудностью проведе строгой границы между этими областями. На первый взгляд очевидно, что, будучи явлен социаль, религ более естеств вписалась бы в контекст социаль-психол исследов; и, действит, на ранних этапах импульс со стороны ПС был весьма значит. Тем не менее как показало позднейш развит, большин концепц в ПР обязано своим происхож ПИ: психол бессознат, психол поведен и т. д. При этом, как правило, известные общетеорет положен о природе индивид психики экстраполир на проблемы религ. Лишь относит недавно последние вновь оказались в сфере внимания ПС. ПР может строиться на базе не только естест-научн рационализ, но и религиоз мировоззр. В этом случае говорят о конфессион, или конфессион ориентир ПР. Последняя иногда сущ в институц рамках некотор религиоз организ, а иногда развив вне и независ от таков, так, христиан конфессион ПР можно подраздел на церков и внецерковн. Довольно заметное место заним психолог в теорет исследов, ведущихся под

эгидой катол церкви, протестант церкв Запада.


2). Объект и предмет психологии религии.
Уже на ранних этапах развит ПР сформир подход, предполаг огранич объекта исследов искл субъект сторон религ. У. Джемс в “Многообраз религ опыта” определ различ между внутрен и внешн сторонами религ следующ образ: “С первого шага мы встречаем погранич линию, проходящ через всю область религ. По одной стороне ее наход религ как учрежден, по другой — как личн переживан. Если бы мы сосредот свое вниман только на внешн культ, жертвопринош, теолог системы, церков организ, то должны были бы дать религии определ как некоему внешн действию, имеющ целью привлеч к себе милости богов. Наоборот, в религ личн характера центр составл внутр пережив челов, его совесть, его одиночес, его беспомощ и несовершен. Человек сам для себя определ свой долг, и церк организ с ее священнослуж, обрядами и друг посредник между личностью и божеством — все это отступ на второй план.

Устанавл непосред общен сердца с сердцем, души с душою, челов с Творцом”.


Такое понимание никак нельзя признать универсаль — представит, наприм, бихевиорист направл в психолог занял бы прямо противопол позиц, заявив, что настоящ предмет исслед может состав только религиоз поведен в его соотнош со средой, в котор оно формир. Такую точку зрения раздел бы послед И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, Мак-Даугалла, структуралисты. Тем не менее, для значит части исследоват, именно подход, сформулир Джемсом, остав главенств на протяж долгого времени. В поле зрения ПР в перв очередь попадали явлен субъект мира челов: переживан, эмоции, восприятия и их переработка, мотивация, намерения, волев усилия, акты мышлен, наконец, память и все ее сознат и бессознат содерж. При этом объектом рассмотр могла стать и психология безрелигиоз индивида, изучаемая под соответст углом зрения.
Но при ближайш рассмотр станов очевидн, что задача различ в религ внутрен и внешн сторон сложнее, чем может показаться. Сущ значит пласт религ явлен интерсубъек характера, к ним относятся, в первую очередь, вероучен и система религиоз социализац (воспитан и обучен). Так, вероучен объективно, т.к сущ вне и независ от воли и сознан приверженцев той или иной религ, зафиксир в текстах или устной традиц и сохраня (или развивается) усилиями религ организац. Однако в то же время оно субъективно, т. е. интериоризировано, известно верующим и воспринято ими как система своих, внутрен ценностей, составл фундамент их внутрен религиоз. Аналогич образ система религиоз социализац (включ все историч формы трансляц религиозн из поколен в поколен). Она, в конечном итоге, приводит к тому, чтовырабат стереотипы внутр религиозн индивид — религиоз переживан, мышлен, направлен волев акта.
Однако и внешняя сторона религ — религиоз организац, культ и его материаль атрибуты, религиоз поведен— также стала объектом вниман психологов. Здесь присутству аспекты, котор находят объяснен не столько в обстоят социолог или историч порядка, сколько в особенностях человеч психики.

3). Методы психологии религии.
Выбор методов определ теоретич позицией и мировоззрен ориентац исследоват. В области теорет работы преоблад интерпретир методы — эмпирич материал толковался на базе психоаналитич, бихевиористск, медицин-психолог или какого-то иного подхода. Эти методы могут быть классифицир в зависим от статуса интерпретир теории. Так, например, В. Пелль выделил 4 дедуктив метода (назыв им также априорными): 1) психологич дедуктив, 2) метафизич дедуктив, 3) трансценденталь дедуктивн, 4) феноменологич. и т. п. Что касается сбора эмпирич материала, тут ПР идет в русле общей традиц эмпирич рационалистич знан о челов — она пользуется методами, широко применя в общей и медицин психолог, социолог, этнограф и т. п. В качестве наиболее распростран использу: 1) Интроспекцию (самонаблюден, дневники и жития святых), 2)наблюден (религиозн поведен как индивидов, так и в группе), 3) эксперимент , Он сост в том, что испытуемому предлаг текст религиоз содержан и просили зафиксир эмоции и мысли, спровоциров чтением. Впоследствии этот метод был модифицир В. Грюном,

котор оперировал уже не целым текстом, а отдельной фразой. Особую известн получ эксперименты с применен фармакологич средств, поставленные С. Грофом, который использ наркотич вещества в психоаналит лечении.


4) изучен личных документ (автобиографии, дневники, изображен,художест произвед), 5) изучен клиническ случаев (психоанализ Фрейд Юнг Фромм). Ближайшей его целью явл рассмотрен истории жизни, а также истории болезни челов для постановки диагноза и выработки наиболее

эффект стратег лечен, что, в конечном итоге, дает материал для разработки общей психологич теории. 6) анкетирование, интервью, опросы (соц. исслед. Старбэк и Леуба). Можно упомянуть также тестирование, составлен психологич шкал, метод семантическ дифференциала и др. Во многих исследован использ сложные, многосоставн методы, наприм, когда вопросы ПГ рассматриваются в контексте медицин психолог, психоанализа и т. п. .
4). "Биологические" подходы в психологии религии.
Биологич концеп ищут основу в биологич или биопсихич процессах челов. С этой точки зрения основу религ составл религиоз инстинкт; религиоз чувство, котор примыкает к инстинкту сохранен индивидуума или группы» и выступает как «оружие в борьбе за жизнь»; «ген религиозности». Религия — это «психофизиолог функц организма»; представл «кульминац основн тенденц организма реагировать особым образом на те или иные положен, в котор его ставит жизнь», «как и сексуальность, часть челов природы», пробуждающ «глубокие страстные чувства», и т.д. Чаще преувелич значение биологич факторам придается в ходе психологич анализа, в соответствии с пониман природы психики.
Т. Флурнуа (1854-1920) перв провозгл возник нового направл в ПР, котор называл “биологическим” (к которому принадлеж и Джеймс и С. Гроф). Имелся в виду ряд исследован, появивш на рубеже, XIX-XX вв., и упомин прежде всего американ авторыДж. Леуба, Э. Старбэк, У. Джемс. Это течение противопоставл прежней, исключит описательн ПР, в качестве представит котор Флурнуа назыв Форбродта, Коха, Сабатье и других. “Биологическим” новое направлен стало потому, что такая ПР объявлял преимущ “физиологич”, “генетич”, “сравнитель”, “динамичес”. Как физиологич она выступает постольку, поскольку стремится “отыскать все органич условия религиозн явлен, как более или менее отдаленные: возраст, пол, раса, темперамент, здоровье или болезни и т. п., так и условия непосредственные, т. е. их мозговые коррелятивы”. Как генетическая - потому что “рассматр религиозн жизнь и ее зависим от внешн и внутрен факторов, котор могут иметь влияние на ее развит”. Как сравнитель — вследствие распростр круга своих исследован на возможно широкое число лиц различн среды, чтобы показать сходство и различ их внутрен опыта”.
Наконец, как динамич — из-за стремлен “не ограничиваться изложен содержан религиозн чувства, как чего” то созданного раз навсегда, неподвижн, устойчив, но изучать личную религию, как весьма сложный и зависящ от разнообразн факторов процесс, котор переходит через различн фазисы и открыв ряд живых глубоко скрытых сил”. Флурнуа подчеркив, что одной из централь задач этой психолог явля систематичность и выявлен закономерностей: исследователи стремятся “путем анкеты, сравнений, статистики подняться выше уровня голых или чисто индивидуаль фактов, дать общую картину и установить какую-либо классификац или законы”, что должно приблизить психолог к эталонам естественнонаучн знан.

Здесь религия рассматрив функциональ, в общем контексте сущ челов, как одно из несводимых с биологич точки зрения проявлен челов организма. Представлен о религ как приспособитель функции организма придержив также И. П. Павлов — он видел в религии безусловн рефлекс, предрасположен неравн системы. В направлен понимаем таким образом биологизма развив и теория В. Мак-Даугалла, в основу котор было положено понятие инстинкта.


5). Психологическая природа религии в теории социальных инстинктов У. Мак Дауголла.
В направлен биологизма развив и теория В. Мак-Даугалла, в основу котор было полож понятие инстинкта. Челов дух, считал Мак Даугалл, облад некотор врожден или унаследов склонностя, являющ главн источн или мотивами всякой мысли и действия. Действие инстинкта — это психофизич процесс, обнимающ собой как психич, так и физич изменен. Подобно всякому душевн процессу, он имеет 3 аспекта: 1) познаватель, 2) аффективный и 3) волевой. Другими словами, каждый инстинктив акт заклю в себе сознан существ какого-нибудь предмета или объекта, эмоциональ отнош к последнему и стремлен к нему или уклонен от него. Инстинктив импульсы определ цель всякой деятельн и доставляют ту движущ силу, котор поддержив душевн активн. Весь сложный интеллект аппарат сколь угодно развит челов ума служит только средством к достижен такой цели, с помощью котор эти импульсы ищут своей реализац.
Мак-Даугалл выдел набор элементарн инстинкт (первич), каждому из котор сопутствует некотор эмоция: 1)инстинкт борьбы (сопутствующая эмоция — страх), 2) инстинкт бегства (чувство самосохран), 3)инстинкт воспроизвед рода (ревность, женская робость), 4) инстинкт приобретен (чувство собственности), 5) инстинкт строительства (чувство созидан), 6) стадный инстинкт (чувство принадлежности). Сущ также сложные инстинкты, возникающ как комбинац исходн. Это, например, инстинкт смирения (эмоция — смирение, покорность), инстинкт тщеслав (самолюбован), инстинкт самоутвержд (положитель самочувст), инстинкт любопытства (удивление).
Религия, подобно всем другим челов проявлен, есть результ совокупн деятельн инстинкт, образующ в своем соедин сложн мозаику. Поскольку между инстинктами и эмоциями существует взаимнооднознач соответст эту картину можно представить и как мозаику эмоций. Эмоции играющ главн роль в религиоз жизни: 1) восхищен (соединен удивлен и отрицатель самочувст), 2) благоговен (смесь восхищен и страха) и 3) почтение(благоговен, соедин с нежностью). На ранних этапах сущ религии решающ роль играл страх. Религиоз благоговен оказал результат тройн соедин: страха, удивлен и отрицатель самочувст.

Главная тенденц истор развит религ проявл в том, что страх все более уступает место инстинкту любопытства, котор, в свою очередь, ведет за пределы религ и способст развит научн мировоззр.


6). Американская школа психологии религии. (Дж.Леуба, Э.Б.Стэрбак, У.Джеймс).
В это же время ПР активно развив и в США. Основат ПР в Америке, да и вообще психолог счит Стенли Холл (1844-1924), преподав в университ Кларка. К этой школе относ — Эдвин Старбэк и Джеймс Леуба, они впервые начали исслед явлен религ жизни посредством опросов и статистич анализа. Начало ПР обычно связ с появлен исследован, опиравш на эмпирич базу. Первой психолог работой, данного направл назыв «Исследован по психолог религиоз феноменов» Джеймса Леуба (1868–1946). Леуба как психолог, придающ больш значен эмоциональ сфере, полагал, что исторически религии предшест магия. Магия и религия имели независ происхожд, роль магии в возникнов религии была незначит. Согласно Леуба, первонач и глав феномен религии была вера в личного бога, сначала еще смутная и неоформл. По Леуба первобытные образы высш существ порожд не откровен, они проистекают из присущ челов уму стремле понять, как произошло все то, что он видит вокруг себя.
Принципиаль другой подход представл Джеймсом (1842— 1910). В отлич от представ школы Кларка, Джеймс предпочит исследовать редкие и необычн случаи проявлен религиозн. Ценность его ставшей классич работы «Многообраз религиоз опыта» (1902) определ подчеркнуто эмпирич подходом к индивидуаль религиоз переживан. Джеймс разгранич религию на институциональ и личную, причем его интересов исключ последняя. Принципиаль отрицан различ между нормой и патологией религиозн чувства, выражен в труде Джеймса, не могло не вызвать критики.
7). В.Вундт о месте психологии религии в системе научного знания.
ПР как наука была заложена трудами Вундта и его современ – Уильяма Джеймса (1842-1910) и Джеймса Леуба (1868-1946). Джеймс, в отлич от Вундта, концентр вниман на религио жизни личности, на психол веры отдель челов. Вундт применяет эмпирич методы в психолог. Так для него душа, такой же естествен феномен, как и феномены природ мира. Душа есть актуаль связь наших переживан (воплощающ в определен переживаниях, психич реакциях). Психич жизнь челов на уровне простейш проявлен, может быть исследована эмпирич путем. Вундт его широко использ в своей практики, именно поэтому он и стал широко известен прежде всего как создатель эксперименталь (физиологич) психолог. Вундт указыв, что психолог в своих исследован наряду с использо лаборатор данных, должен использ разнообраз материалы историч, этнографич и антропологич исследован. Поэтому вундтовская программа психолог явл столь же естественнонауч, сколь и гуманитарной.
Основн полож его концепц: Основ вниман уделял сознанию – предмет психолог. Рассматр сознан с точки зрения его структуры. Выделял 2 уровня сознан: 1)Низший сос из первоэлементов, мельчайш единиц, первоощущ и элементар рациональ чувствование – «строитель кирпичики» более сложных систем. Важней задача – систематизац этих первоэлемент (подобно системе Менделеева). 2) Первоэлементы по закону ассоциац соед в более сложные. Этим процессом управл апперцепция, носит волевой характер, определ движен соединен первоэлементов. (память, мышление).
Созданная им в 1879 первая в мире психолог лаборатор (преобраз позднее в институт) стала междунар центром, где формиров целое поколен первых психологов-экспериментал. В лаборатор изуч ощущен, время реакции, ассоциац, вниман, простейш чувства. В 10-томной «Психологии народов» (1900—20) В. предприн попытку психолог истолкован культур-историч явлен (мифа, религии, искусства и т.д.).

В лингвистич исследован В. определ основн языковедч категории преимущ с индивидуаль-психолог точки зрения, хотя и признаёт примат социаль начала в языке над индивидуаль. Язык для В. — одна из форм проявлен «коллективной воли» или «народ духа».


8). В.Вундт о психологии мифообразовання. Анимистическая теория Вундта
Принципиаль новый подход Вундта к проблеме происхожд религии открыв новую, очень противореч, страницу в ее изучен. Будучи психологом-волюнтаристом, В. полагал, что в основе челов психики наход не умственная, не рассудоч, а эмоциональ-волев деятельн. На ней строится и религия. Гл источник мифологич мышления (термин Вундта) явл не интеллект деятельн, не представлен, но аффекты, эмоции, прежде всего чувства страха и надежды, и вытекающ из них волевые акты. Это положение сближает Вундта с Мареттом и Фиркандтом. В то же время Вундт в основном принимал анимистич теорию, хотя и считал ее – в том виде, как она была сформулир Тэйлором, – односторон. Поэтому он стремился обогатить эту теорию новыми идеями и с этой целью ввел понятие "телесной души" как исходного, первичн представлен о душе. Телесная душа еще материальна и неотделима от тела. Идея эта – следствие прочной ассоциации в первобыт сознан тела и его жизнедеятельн. Позднее возник представлен о душе-психе, блуждающей и не связанной с телом, родственной дыханию, тени, сновидению.
Одна из гл идей Вундта – понятие мифотворч апперцепции, выражающ в наглядном, оживляющем характере первобыт мышлен. Благодаря этой его особенности чувства и волевые процессы проецируются на объект, как бы становясь его свойст. Вера в души в форме представл о телесной душе и душе-психе образ самую раннюю ступень культа душ. Ее сменяет ступень анимализма и манизма – культа животн и культа предков. Вундт отождествл эту ступень с тотемизмом, отмечая в то же время тесную связь тотемизма о социаль организац. Третья и последняя ступень эволюц культа душ – культ демонов, сверхъест существ, способн помогать или вредить людям. Культы животных, предков и демонов, через мифологизац явлен природы, приводят к культам богов, но это происход лишь на высших ступенях развит первобыт общества. Среди различ форм культа централь место, по мнению В., заним культы плодород, направл на удовлетворение жизнен потребностей.

10). У.Джеймс о предмете и методе исследования психологии религии.
Американ филос и психол У. Джемс, — в философ являвш представит прагматизма, — сконцентр свое внимание на изучении религиоз опыта. Он был одним из первых, кто связал психологич исследов с понятием бессознатель. Общие представлен Д. о природе религии развив в русле уже распростр тогда воззрен, что субъектив сторона религ, ядро котор образует религиоз опыт, генетич и функциональ первична по отнош к внешней стороне — оформлен в догматах вероуч, устоявш культу, прочной религ организац. Т.к в многообраз религ опыта мистич опыту отводится централь место, то “все корни религиоз жизни, как и центр ее, мы должны искать в мистич сост сознания”, — считал Д. Повышен вниман к внутрен религиоз логически влечет за собой пренебрежит отнош к тем ее проявлен, котор обусловл традицией, социаль требован, привычкой, послушан и т. п. — в этом случае Д. говорил о “вульгарном” типе верующего и отказыв рассматрив религ, “добытую из вторых рук”.
Не просто личный религиоз опыт, но его экстремаль, наиболее яркие, впечатляющ проявлен станов предметом его изучен. Д. интересов “те субъект явлен, котор наблюд только на самых высоких ступенях религиоз развит. По словам Д. “самыми важными документ для нас будут свидетель людей, глубже других ушедших в религиоз жизнь и способных дать себе сознательн отчет в своих идеях и побужден”.
В то же время в неявной полемике с преобладавшей в XIX в. традиц пониман религ опыта Д. категорич возражал против сущест специфич религиоз чувств, котор имели бы сущ отлич от прочих челов эмоций. “ религиоз любовь — это лишь общее всем людям чувство любви, обращен на религиоз объект. Религиоз страх — это обычный трепет челов сердца, но связанный с идеей божеств кары. Религ чувство возвышенного — это то особое содрогание, какое мы испытываем в ночную пору в лесу; только в данном случае оно порождается мыслью о присутст сверхъестественного”. В религиоз опыте происход оптимизац обычных психич процессов и явлен внутр жизни субъе. Религиозное чувство расшир внутр жизнь субъек и дает ему новую сферу проявлен сил.
Под религией Джеймс понимал «совокупность чувств, действий и опыта отдель личности, поскольку их содержан устанавл отнош к тому, что она почитает божеством», также предполож, что религ — это «полное реагиров челов на жизнь». Видимый мир явл лишь частью духов мира, в котор он черпает свой гл смысл, а истинной целью жизни челов явл гармония с этим высш миром.
12). Прагматический метод как философская методология исследования религиозного

опыта У. Джеймс
Прагматизм представл собой филос направл, именно эмпирич направл, но в более радикаль форме. Прагматист решительно, раз и навсегда, отворачив от целой кучи застарелых привычек, от абстракц и недоступн вещей, от априорн аргумент, от твердых, неизмен принципов, от замкнут систем, от мнимых абсолютов и начал. Он обращается к конкретному, к доступному, к фактам, к действию, к власти. Это означает искренний отказ от рационал метод, а также от определен специаль выводов. Он только метод.
Понятия метафиз и религ ("Бог", "Материя", "Разум", "Абсолютное", "Энергия") для прагматиста сост не ответ на вопрос о основе, структуре, принципах мира, бытия, они для него выполня, прежде всего практическ ценность. Они рассматрив не столько как решение, сколько как программа для дальнейш работы, в частности, как указан на те методы, с помощью которых может быть изменена данная действитель. Прагматизм делает все теории менее статичными, он продает им гибкость, вариативность, придаёт им функцион характ .
Тем более с точки зрен прагматиста, т.к метафизич (схоластич) религиозн понятия (догматика, учен о сущн и атрибут Бога) не несут конкретн практич пользы для челов, то такие понятия явл совершен ненужной выдумкой схоластич умов. По словам Д. послекантов идеализм в корне отверг их значен, доказать их реально челов в силу уровня своего интелект развит не в состоян. «…книга Иова, пишет Д. раз навсегда и решитель отвергла все такие доказат. Рассудок может проложить только поверхност и призрачн путь к Богу, он дает темное и обманчив знание, тогда как чувство доставля уверен в истине, – таково положен религиоз челов, искренно относящ к себе самому и к фактам. Наоборот, так назыв мораль атрибуты имеют в прагматич отношен иной характер. Они вызыв в нас страх или надежду и явл основан для праведной жизни.
13). У.Джеймс о психологической природе религиозного обращения.
По определ Джеймса, обычные изменен нашего душевн состоян, происходящ в нас всякий раз, когда одно наше стремлен сменяется другим, мы не признаем "обращением". Но когда какое-нибудь одно стремление прочно овладеет душой и приобрет такую силу, что окончат изгоняет из нее иные, то мы уже фиксир это как "обращен". Здесь происход разделен личности, какое не может произойти в тех случаях, когда в душе одновремен живут две или более группы стремлен. В нормаль жизни челов происход постоянная смена целей и последоват различн систем идей от центра сознан к его периферии и обратно.
В сфере эмоциональ стремлен возмож больш колебания: вершина нашего сознан может перемещаться подобно блуждающ огню. Но фокус, или центр возбужден, точка зрения, из котор исходят стремления, может на долгое время установиться внутри определ системы идей; такую внутрен перемену, если она приним религиоз характ, и в особенности, если она происходит внезапно, в форме кризиса, по словам Д., назыв обращением. Выражен "челов пережил обращение" означ, что религиоз мысли, котор до того наход на периферии его сознан, заняли централь место, что религиоз стремлен образов постоянный центр его энергии(ПЦЭ). Под ПЦЭ, Джеймс понимает группу идей, котор господст в челов и направля его волю.
На вопрос как перемещается центр возбужден в душе челов, и почему определ стремления в известный момент станов централь, психология может дать лишь общее описание, но не в состоян выяснить в каждом данном случае, какие именно силы вызвали этот процесс. Душа представляет собою систему представлен, из котор каждое обладает способн вызыв специфич возбужден и закл в себе импульсивные и задерживающ силы, которые укрепл или ослабляют друг друга. Возраст, в котор происход душевные переломы приходит обыкнов на период между 14 и 17 годами. Симптомы: сознан своего несовершенст, угнетен состоян духа, болезнен самоанализ, чувство греха, неуверен в своем будущем. Результаты тоже похожи: душа обретает счастлив мир и уверенность в себе, благодаря приспособлен духовн способност к новому мировоззрен.
По словам Д. психолог и религия согласно признают, что сущ силы, вне нашего сознательного Я, приносящ челов спасение. Но психолог, назыв эти силы "подсознательными", подчеркив, что они лежат в границах челов личности, тогда как христиан утвержд, что эти силы чудесн путем исход от Божьей воли.

14). У.Джеймс о психологии святости и психологии мистицизма.
Высш ступени милосердия, благочест, терпения были достигнуты стремлен к религиоз идеалам. Жизнен путь людей, о котор говор как о святых, по словам Д. в сильн степени отлич от обычных путей, по стандарт меркам. Причина такого различ лежит в нашей "неодинак эмоциональ восприимч" и в различ побуждающ и задерживающ моментов. Вообще то, что мы представл из себя в любой данный момент в области нравств и практич жизни, всегда явл результ борьбы двух сил внутри нас: побуждения толкают нас вперед, а препятств и запрещен удержив. Во время исключит господства какого-нибудь одного ощущен, вещи, в обычное время невозмож, становятся естественными, потому что в этот момент сила всех запретов парализована. Одной из важней черт энергического характера, явл наличность чувства, обладающ способностью разрушит действов на "запреты". По словам Д. в своих низших проявлен это носит назван раздражительности, вспыльчивости, а в более утончен формах выраж нетерпением, настойчивостью и суровостью. В настойчивости всегда кроется намерение жить с наибольшей затратой энергии, хотя бы это причиняло только страдания.
Челов, котор живет религиоз чувством(а значит его можно охарактериз как святой), образующ центр его личной энергии, и руковод в своих поступках велен духа, резко отлич от своего прежнего плотск "я". Новое пламя, пылающ в его груди, сжигает те низкие "нет!", котор прежде владели им, и не дает ему подпасть под влиян низменной части его природы. Сущ известный, общий для всех религий тип святого, отличит черты котор след: 1) Ощущен более широкой жизни, чем полная мелких интересов, себялюбивая жизнm, убежден в сущ Верхов Силы, достигн не только усилиями разума, но и чувства. 2) Чувство интимной связи между верхов силой и нашею жизнью и доброволь подчинен этой силе. 3) Безгранич подъем и ощущ свободы, соответствующ исчезновен границ личной жизни. 4) Перемещен центра эмоциональ жизни по направл к чувствам, исполнен любви и гармонии. Из этих основн условий внутрен жизни вытекают след душев состоян: а) Аскетизм, б) Сила души. Чувство расширен границ жизни может сделаться в такой мере захватывающим, что все личные побуждения и преграды, окажутся незначительными, в)Чистота души, г) Милосердие.
Центральное место в работ Д. отводил опыту мистич, котор он пытался не только представ в различ модификац, но и выстроить подобие иерархии мистич состоян; еe открыва внезапн озарения, схватывающ новый смысл и высшую значимость некотор давно известн высказыван или образов, а завершает систематич культивир мистицизм, иллюстрируем примерами из суфийской и христиан религиоз практики. Значит вниман уделялось феномену “изменен состоян сознан” — видениям мистич характ, имевшим место в состоян наркоза. Мистич опыту присущи, по Д, 4 гл признака: 1) неизреченность — невозмож передать его содержан в обычных понятиях, словах; 2) интуитивность — субъект восприят его, как приобщен к некотор высшему, сверхзнач знанию; 3) кратковременность — от получаса до двух часов; 4) бездеятель воли (пребывание субъекта в состоя полной пассивности даже в тех редких случаях, когда мистич экстаз вызван намерен волевым усилием, отключ воли внутри этого состоян).
15). У.Джеймс о типах "единожды рожденных" и «дважды рожденных» и их отношении к религии.
Джемс рассматрив феномены религиозн опыта скорее в многообразии, чем в системе. Существен для его концепц явл различ двух религиозн типов — “единожды рожденных” и “дважды рожденных” (их отличает тяготение преимущ к оптимистическому либо пессимистическому миросозерцан), с выдел специфич характеристик опыта для каждого типа. Для сознания первого типа характер прямолиней и естествен развитие– без всяких душевных кризисов. Для него Бог не строгий Судия, а Дух, оживляющ мир, дающий ему гармонию и красоту, Дух исполненный доброты, милосерд и ясности. Такие люди обыкнов не имеют склонности к метафизике и не смотрят в глубину своего я. Они не страдают от своих недостатков, но не от самоуверенности, а потому, что они совсем не думают о себе. Благодаря их детской простоте религ переживан всегда радостны для них. Для них Бог олицетвор Добра и Красоты. Они выводят представлен о Нем не из грехов челов мира, а из прекрасной гармонии природы. Они почти не знают греха в собственном сердце и очень мало видят его в мире; страдан человеч будят в них только нежное участие.

Склонность принимать, как добро, все, что ни случится, Джеймс характер как душевн здоровье, и различ два пути, ведущие к этому состоян: один, имеющ характер несколько непроизвольный, другой –сознательный. Сознательное принятие оптимистич мировоззрен, поддержив не только инстинктив стремлен челов к счастью, но и природн его склон искать самозащиты в неведении.


Полным контрастом по отнош к этому душевно-здоровому мировоззрен, явл противополож, преувелич значен и силу зла. Оно коренит в убежд, что зло сост самую сущн нашей жизни, и что смысл мироздан будет нам понятнее, если мы будем принимать близко к сердцу все проявлен зла. При таких воззрен Бог не явл необходимо ответст за сущ зла; но при монистич и пантеистич мировоззр, зло, как и все вообще в мире, имеет свое основан в Боге; и вся трудность закл в вопросе, как это возможно, если Бог абсолютно добр. Есть люди, для котор зло явл не одним только отношен личности к отдель внешним вещам; оно представл им чем-то коренным и всеобщим; такой челов свою жизнь счит сплошной неудачей. Все эти настроен зависят оттого, насколько чувствит душа к дисгармонии жизни. Зачатки пессимизма лежат в корне всякой чисто позитивной, агностич или натуралистич философ. Если челов убежден, что жизнь его протекает среди леденящего холода и ужасов всеобщей борьбы, что она лишена вечного смысла, как это утвержд чистый натурализм и популяр-научн эволюционизм нашего времени, – то жизнь для него теряет всякую цену.

17). У.Джеймс о переживании «реальности невидимого».
Вся совокупн данных, по словам Д., приводит к след выводу: есть, по-видимому, в сознан челов чувство реальности, ощущ объектив бытия, представл о том, что существу нечто. Это чувство более глубокое и более общее, чем всякое другое "чувство", согласно с выводами психолог должно бы считаться непосред источник откровений. И если это так, все наши чувства должны прежде всего пробуждать в нас это чувство реальности. Но если какое-нибудь посторон влиян (например идеи) повысит это чувство, оно легко может приобрести для нас ту реальность, какая составл привилегию нормальных чувст восприят. Т.к религ представл способны пробудить в нас это чувство реального, мы верим в них вопреки здрав смыслу, даже в том случае, если они настолько смутны, что не могут стать образами нашего воображен. Наиболее любопыт доказат сущ такого первичн чувства реальности доставл нам некоторые "галлюцинац".
Это позвол установить сущ в нашей психике чувства, восприним реальность более неопределенно и обще, чем наши специаль чувства. Естественно было бы отнести его к мускульному чувству, к тому ощущ, какое мы испытыв, когда нервная энергия проявл в нас в виде действия. Все, что возбуждает в нас нашу активность, или что вызыв невольный трепет ужаса, явилось бы для нас реальным, хотя бы это была лишь абстрактная ид ее.
Чувству реального, как всякому другому положит состоян сознан, соответ состоян отрицат: чувство ирреального. Можно таким образом установ, что в специфич области религ опыта для многих людей предмет их веры явл не в форме отвлечен понятия, котор разум признает истинным, а в форме реальности, постиг непосредственно в почти чувст восприят. Такова сила воображен, которое можно назвать онтологич; такова убедительность порождаем им образов. Существа, котор невозмож конкретно представ себе, рациональ охарактириз, оно надел свойст реальности и делает это с силой, почти равной силе галлюцинац.

18). Общая характеристика религиоведческого наследия З.Фрейда.
Фрейд известен как основополож психоанализа — концепции, в котор ключев явл понятие бессознатель («Б»). В 1900 г. он опублик свой труд “Толкован сновиден”, ставший на долгие годы “библией психоанализа”. Изнач психоанализ был лишь техникой проникнов в «Б» челов. Ядром содержан «Б» Фрейд считал сексуальн. Он ыделил в системе психики три структур элемента: 1) “Оно” (или “Ид” — бессознатель), 2) “Я” (или “Эго” — сознание) и, 3) “Сверх-Я” (“Супер-Эго” — внутрен цензор, нравств сознание, совесть, идеалы). Психоанализ рассматр душевн жизнь челов как арену постоян борьбы этих находящ в противодей сил, и многие психич явлен трактует как преобладани бессознат иррациональ начал над сознат установками — рациональн и социально адекватн.

Девиз Фрейда “где было “Оно” — должно стать “Я” (осознан бессознат (по большей части сексуальных) содержаний) говорит о желательности главенства сознан, но отнюдь не о его фактич главенстве.


Религия - возможно, наиболее удобный объект для психоаналит, т.к принципиаль иррациональн значит части содержан религиоз сознан заставляет задуматься об их бессознат истоках. Фрейд посвятил проблемам религ целый ряд работ: статью “Навязчивые действия и религиоз обряды, в котор сопоставл культовое поведение верующ и навязчив действия невротиков; Воспоминан Леонардо да Винчи о раннем детстве” где выдвиг идея связи религии с инфантиль комплексами и высказ мысль о том, что индивидуаль психологич образ Бога у верующих в монотеист религиях формир на основан образа собствен отца, с перенесен на него всех сохранивш в «Б» ассоциаций, комплексов, переживаний. Апогеем фрейдовского религиовед следует считать исследован “Тотем и табу”. В нем Фрейд излагает свою концепц возникн первобыт верован, прежде всего тотемизма, как способности челов опредмечивать свои переживан.
В основан концепц религ Ф. лежат два тезиса: 1) религия — коллективный невроз; 2) религия — коллективно вырабатыв средство защиты от невроза. Религия аналогична неврозу в трех отношениях: 1) по причин возникновен, 2) по механиз формирован, 3) по формам проявлен. Общей конечной причиной, порождающ и религии и неврозы, т. е. явл по Ф., культура в целом, социальность челов. Но ее болезнетворное воздействие было бы гораздо более ощутимым, не будь в обществе религии, и в этом смысле религия защищ челов от худших неврозов, чем она сама.


19). Религия как коллективный невроз. Фрейдовское понимание механизмов невроза.
В основе теории невроза лежит динамич модель психики, т. е. представл о психич процессе как о противоборст разнонаправл сил (сознан и бессознат, “Оно” и “Сверх-Я”), котор создает постоян напряжен. Именно это напряжен, превышая допустим “пороговую величину”, ведет к нарушен в работе психич механиз; Ф. именовал это “психич травмой”. Событие, ставшее ее причиной, психич перерабатывается, чтобы избыть связан с ним болезнен ощущ; оно вытесня в бессознат, иначе говоря, забывается. В основе психич травмы, считал он, всегда лежит неудовлетвор влечен, неудовлетв потребн в любви.
Самая пагубная, по мнен Ф., сторона невротич заболевотстранён от реальн действите. Внешн мир несет с собой угрозу, нагрузку, напряжен, необходим сопротивл и бороться - на все это у невротика нет ни сил, ни желан. Слишком рано проявившееся вытеснен искл возможн сублимации. Невротик отстраняется от действитель, уходит в свой фантастич мир, где ищет удовлетвор. Реальн мир и его рационал выявляемые взаимосвязи значимы лишь на периферии жизни и лишь до тех пор, пока не вступили в противореч с принципами веры. Истины вероучен, котор образу для верующ “предмет аффективн представлен”, наклад свой отпечаток на картину мира, задают алгоритм для

формир оценок. Религиозность имеет те же источники, что и невроз: ее образы и идеи суть допущен в сознание символы, замещающ некотор первичные бессознат содержан, доступ которых в сознание прегражден силами сопротивлен.
В основе религ веры лежит действие тех же психич механиз, котор ведут к образован невроза, а именно: 1) вытеснение травмирующ, содержан, сопротивл его проникновен в сознан; 2) замещение вытеснен содержан символическим; 3)перенесение на него эмоций и значимости, которые были связаны с исходным содержан; 4) формир симптомов, т. e. форм религ поведения, напр, культовы действий, котор дают выражен негативному эмоциональ переживан, и обеспеч иллюзорное удовлетвореннеудовлетворён влечен. Наконец, религиозн идентична неврозу по своим результат: 1) деградация принципа реальности, 2) отказ от рацион сужден и оценок, 3) преоблад аффектив оценки, 4) уход от внешнего мира, формир фантаст действитель, 5) склонность к невротическим (рациональ не мотивирован) запретам и навязчивым (имеющим символич смысл) действиям.
Но есть одно важное обстоят, котор отличает религию от невроза: это ее социаль, коллектив характер. Если невроз ведет к изоляц индивид, то религия, напротив, явл мощным импульсом и гарантом интеграц в обществе. Объясняется это тем, что именуемый религией невроз имеет коллект характер, котор проявл двояко:1) и в том, что религиоз представл раздел больш группами людей, и в том, что 2) исходная травма представл собой некотор реальность, к которой причастны те же самые группы.

20). Концепция возникновения тотемизма З.Фрейда.
Фрейд обращал вниман на то, что два гл запрета тотемизма — на убийство тотемного животн и экзогамия (невозможн брака с женщинами своего племени), - совпадают с двумя преступлен царя Эдипа, котор женился на своей матери и убил своего отца. Это дало Ф. основан предполож, что скрытые психолог пружины первобыт религиоз во многом сходны с процессами в психике современ челов. Так, психологич смысл первобытн табу связан с боязнью инцеста; в анимизме, магии заложено представлен о всемогущ мысли. Ядро книги составл гипотеза возникн системы тотемистич верован и ритуалов, которая известна как гипотеза “первобыт отцеубийства”. Фрейд называл три ее источника: 1) анализ первобытного жертвопринош, данный У. Робертсоном-Смитом, 2) психоаналит исследован детских фобий и 3) дарвинов гипотеза первобытной орды.
Согласно Ч. Дарвину, изначаль челов орда была организ подобно львиному прайду (или волчьей стае): сильнейш самец станов обладател гарема самок, изгоняя или уничтож всех соперников; собствен сыновья, подрастая, становились его потенциаль соперниками; их сексуаль влечен неизбежно направл на самок той же орды и встречало жесточай сопротивл со стороны отца. Он, т. обр., препятствовал удовлетвор влечен и одноврем угрожал наказан за удовлетвор желан, что способст фррмир двойств отнош к отцу: 1) его боялись и ненавид, но 2) им же восхища и подража ему, стремясь занять его место. “...В один прекрасный день, — писал Ф, — изгнан братья объединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Тотемистич трапеза, может быть, первое празднество челов, была повторен и воспоминан этого преступного деяния, от которого многое взяло свое начало: социаль организ, нравст огранич и религ”.
21). З.Фрейд о психологической природе религии: последствия первобытного отцеубийства

и основные этапы развития религии.
Ключом к пониман этих процессов для Фрейда послужила и миров мифолог, в первую очередь — древнегреч миф о царе Эдипе, убившем отца и женивш на матери. По мнен Ф., “первобыт отцеубий” имело далеко идущие следст, котор можно подразде на психологич, социаль и религиоз. 1) Психологич следствия были обусловл тем, что убийство отца стало для сыновей психич травмой. Реализовав агрессив компоненту своего отнош к отцу, они оказ во власти позитивн компоненты, включ восхищение, покорность, желани подражать, уважен и страх; Фрейд интерпрет это как чувство вины. Первой психологич задачей, котор требовала решен, была переработка травмир воспомина, вытеснен из сознат памяти рокового событ вместе с сопутству ему комплексом негативн эмоций. Однако, как это бывает с невротиками, вытеснен прошло неудачно, и вытеснен образ послал в сознан своего заместителя, свой символ — тотемный зверь стал представител отца (тотемный зверь — древней первопредок племени). Вместе с ним вернулись проблемы амбивалент отношен, чувства вины. Возник следующ психолог задача: умилостив оскорблен отца. То, чему отец прежде мешал своим сущест, они сами запретили себе — объявили недопусти убийство отца и наложили запрет на сексуаль контакты с женщин, ставшими теперь свободн.
Тотем позволял дать выход раскаян, осуще примирение с отцом. Тотемистич система была своего рода договором: отец обещал детям защиту, заботу и снисходительность, взамен они брали на себя обязательство печься о его жизни, т. е. Не повторять того, что случил однажды. Однако и агрессивн полюс амбивалент отноше наход в тотемизме свое удовлетвор. Тотемист трапезавоспоминан о преступном деянии, повторение его, возобновл триумфа над отцом. Жесток праотец был, несомненно образцом, котор завидовал и жаждал подражать каждый из братьев. В акте поедания они отождествл с родителем, каждый из них усваив
Каталог: system -> files
files -> Дипломная работа Психолого-педагогическая профилактика алкогольной зависимости военнослужащих
files -> I. Модель психологического сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования
files -> Литература 199 Реквизиты книги 200 Глава I предмет, задачи и методы спортивной психологии
files -> Международная конференция «конкурентная разведка и управление знаниями»
files -> Программа: «Стратегический менеджмент»
files -> Рабочая программа дисциплины «Деловые коммуникации» Направление подготовки: 080200 Менеджмент
files -> Психология и педагогика
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» Направление подготовки дипломированного специалиста
files -> Практикум по спортивной психологии Под редакцией И. П. Волкова Серия «Практикум по психологии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница