Ключевые понятия и имена



Скачать 322.16 Kb.
Дата21.05.2016
Размер322.16 Kb.
Понятие личности. Основные подходы к изучению личности.
Индивидом рождаются.

Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают.

А.Г.Асмолов
Ключевые понятия и имена: личность; У.Джеймс, Г.Олпорт, З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Берн, Дж.Келли, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл, А.Н.Леонтьев.

Источники: лекции Е.Е.Насиновской по истории и теории личности; лекции С.А.Капустина по общей психологии (раздел психология личности); хрестоматия по общей психологии в трех томах (под ред.В.В.Петухова).
Единого определения личности нет. Их много. Различные в разных подходах, основные из которых рассмотрены ниже.
Общее о личности: личность – явление многоаспектное, рассматриваем личность как системный объект. Наряду с целостностью, устойчивостью, идентичностью (равностью самой себе) можем говорить о ее многоаспектности. Качества, которые личность приобретает, образуются внутри разных систем (например, внутри определенной социальной группы).По А.Г.Асмолову, личность элемент разнопорядковых систем – активный элемент, включенный в различные системы. Подробнее: целостность, интегрированность, идентичность в некоторых концепциях выдвигаются как идеал (Юнг) или как неотъемлемое качество личности. Но наряду с целостностью существует и многоплановость, многообразие ее проявлений. Множественность «я» в личности это нормально ( отличать от феномена «множественной личности» в патологии! Диссоциативное расстройство идентичности в DSM-IV ) – по Джеймсу, социальные я многоаспектны. В норме роли сменяются (концепция Берна, например), но это можно поставить под контроль, за этим стоит личность: у нее есть возможность осознать роли и сознательно использовать их репертуар. (В патологии другая личность не осознается и каждая живет своей жизнью). Усвоение ролей – механизм социализации. Но А.Н.Леонтьев, например, выступал против определения личности как совокупности социальных ролей: «Роль – это не личность, это изображение, за которым скрывается личность». Помимо социального индивида есть еще человек как субъект собственной жизни. Субъект принятия решений, своей деятельности. Личность как индивидуальность, то есть свободный человек, который осуществляет выбор на основе универсальных, общечеловеческих ценностей. Множественность, вариативность личности в персоногенезе (наиболее высокий уровень, связанный со становлением индивидуальности личности, автономии) как провление свободы: выбор группы, убеждений и тп.

В каждом психологическом направлении свой образ человека, понятие о личности.
Основные ориентации в исследовании личности:


  1. Биогенетическая ориентация. В центре внимания проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, возраст, пол, потребности, побуждения и тп), которые проходят определенные стадии созревания. Эти проблемы изучаются дифференциальной психофизиологией, нейропсихологией, сексологией, геронтологией и тп.

  2. Социогенетическая ориентация. Изучаются процессы социализации человека. Присвоение и освоение им социальных норм и ролей, формирование социального и национального характеров, как типичного члена той или иной общности. Проблемы изучаются социологией, социальной психологией, этнопсихологией.

  3. Персоногенетическая ориентация. Проблемы активности, самосознания и творчества человеческой личности. Взаимоотношения между человеком как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир могут быть переданы формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».


Пример: Юнг тоже говорит о биогенетическом (архетипы они врожденны, наследуемы). Но одновременно говорит об индивидуации, интеграции – человек идет к самости. Путь к гармонии с собой и миром = имеет отношение и к персоногенезу. – Подходы могут сосуществовать в рамках одной теории!

Психология сознания. У.Джеймс (первая крупная теория личности). Свои представления о личности Джеймс начинает строить отталкиваясь от описания одного из 4ех основных свойств сознания. Это свойство в его учебнике по психологии идет первым по счету: «Каждое состояние сознания есть часть личного сознания». Этим он хочет подчеркнуть тот факт, что все состояния сознания, данные человеку в его самонаблюдении, сознаются им как принадлежащие ему самому или принадлежащие его «Я». Это МОИ состояния сознания, воспринимаются как принадлежащие мне. Что же собой представляет вот это самое Я, которому принадлежат все сознаваемые мною собственные состояния сознания? Самый первый ответ Джеймса состоит в следующем. Я человека предстает перед ним в его сознании, конечно, если он способен к самонаблюдению. Я сознается нами как субъект сознания, который обладает способностью к акту сознавания. Джеймс обозначает это Я - как просто Я или чистое Я. Анализируя своих предшественников, он говорит, что в философии это обозначается как дух, душа или трансцендентное Я. Во-вторых, Я сознается человеком как объект сознания, который является результатом его же собственного акта сознавания. То есть уже другое Я, которое есть результат сознавания, дано непосредственно в результате акта сознавания вот этому чистому Я человека. Это уже другое Я, которое рассматривается как объект сознания, Джеймс предлагает обозначить - эмпирическое Я.

В целом феномен «Я человека», представленного таким двояким образом, Джеймс и обозначает словом личность. При этом делает замечание, что личностью как предметом научного исследования может быть только эмпирическое Я. Так как мы можем изучать только те объекты, которые можем делать объектами наблюдения. Чистое я – всего лишь условие наблюдения за эмпирическим Я, кроме того, что это Я существует и является условием для сознавания эмпирического Я – мы больше ничего сказать о чистом Я не можем, это уже дело философов, например. Поскольку чистое Я не может быть предметом исследования в дальнейшем речь будет об эмпирическом Я.

Схематично: Есть феномен человеческого Я, который каждый может обнаружить – это и есть личность. Представлено двояким образом – субъект сознания – чистое Я, и Я как объект сознания – это уже эмпирическое Я. Эмпирическое Я и есть – область научного исследования. После этого разделения, Джеймс уже дает определение личности только как эмпирическому Я.


Определение У.Джеймса. Личность это то, что человек может назвать своим.

Он разделяет все компоненты, которые может человек назвать своими на 3 класса. В соответствии в ними он выделяет в личности человека три основные части, которые характеризуют строение личности человека, обозначает их – 1.материальное Я, 2.социальное Я, 3.духовное Я.



Материальное Я - включает в себя материальные компоненты и Джеймс дает примерный перечень материальных компонентов, которые чаще всего являются неотъемлемыми компонентами человеческого Я. Во-первых, это тело человека. К моему Я относится и мое тело. Многим людям далеко не безразлично, какое у них телосложение, степень развития мышечной тканей. Насколько здоровым является организм. Есть те, для кого тело является предметом повышенной заботы и внимания – отдельная категория спортсменов, артисты балета, культуристы. Во-вторых, одежда. Для многих людей одежда даже еще больший предмет заботы и внимания, чем их тело. В-третьих, семья. Сюда включаются наши родители, супруги, дети. Степень благополучия или неблагополучия членов семьи также моментально отражается как-то на нашей самооценке. Если у детей успехи или неудачи, то часто воспринимаем их как свои. В-четвертых, это дом. Место, в котором проходит значительная часть жизни и поэтому домашняя атмосфера, традиции – все это дорого человеку, как правило. Зачастую критика дома воспринимается достаточно болезненно. В-пятых, материальные продукты личного труда человека, которые он также склонен называть своими – построенный своими руками дом, собранная коллекция и т.д.

Социальное Я – это то, чем признают данного человека окружающие его люди, мнением которых он дорожит. К компонентам этого Я относятся прежде всего все те особенности личности человека, правила и нормы его поведения, которые сформировались у него главным образом под влиянием социального окружения – родителей, друзей, учителей и т.п. Все эти компоненты социального Я человек признает своими только лишь потому, что ему дорого мнение о себе других людей, которые считают эти компоненты ценными качествами человека. Потребность в положительном отношении человека со стороны других людей, о которой писал Роджерс, и потребность в признании, о которой говорил Маслоу, как раз они являются теми базовыми потребностями, опираясь на которые, у человека можно сформировать определенные качества, являющиеся ценными для других людей. Будучи сформированными, эти качества становятся столь же ценными и для самого человека. Они могут признаваться человеком своими, несмотря на то, что имеют внешнее происхождение. У человека может быть несколько социальных Я – говорит Джеймс. Человек подстраивается под свое социальное окружение, пытается играть какие-то роли.

Духовное Я – к духовному я относится все значимые для человека продукты его духовной деятельности, включающие мысли, чувства, образы, желания, намерения, убеждения, нравственные ценности и др. В создании которых самое активное, деятельное участие принимает сам человек или используя терминологию Джеймса – его чистое Я. Это продукты его чистого Я. Яркие примеры компонентов этого я могут служить продукты его творчества, которые как раз и рождаются в результате его собственной внутренней активности. К таким традиционным творческим продуктам можно отнести, например, новые научные теории, инженерные решения, произведения искусства. Творчество по определению – результат собственной духовной активности.
Диспозициональное направление. Г.Олпорт. Личность – динамическая организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерные для него поведение и мышление.

Объяснение некоторых понятий из определения:


Динамическая организация – центральная проблема психологии – психическая организация (формирование паттернов, или иерархии идей и привычек, динамически направляющих деятельность). Интеграция и другие организационные процессы необходимы для объяснения развития и структуры личности. Поэтому «организация» должна появиться в определении. Это понятие подразумевает также реципрокный процесс – дезорганизацию, особенно у тех аномальных личностей, которые отмечены прогрессирующим распадом.
Психофизические - это понятие напоминает нам о том, что личность не является ни исключительно ментальным, ни исключительно физическим феноменом. Она организует функционирование и «психики», и «тела» в некотором сложном единстве.
Системы – это привычки, чувства, черты, представления, стили поведения.
В определении Олпорта просматривается целостный взгляд, системное видение, он подчеркивает индивидуальность, уникальность личности.
Г.Олпорт о своем определении личности: «Я даю личности «эссенциалистское» определение. Личность – это то, чем человек «реально является» вне зависимости от того, как другие люди воспринимают его качества и какими методами мы их исследуем. Наше восприятие и наши методы могут быть ошибочны так же, как астроном может потерпеть неудачу в изучении состава звезд. Но звезда находится все там же и по-прежнему интригует исследователя. Мое определение, конечно, не отрицает, что человек изменчив и его поведение может меняться от ситуации к ситуации. Оно просто гласит, что у человека есть внутренняя структура и диапазон характеристик (конечно, изменчивых, но поддающихся установлению), и мы надеемся изучить именно эту структуру».


Психоанализ. З.Фрейд. Личность, по Фрейду, состоит из 3ех основных структурных областей или инстанций. 1.Сверх-Я. 2.Оно. 3.Я.

Сверх-Я – представляет собой систему моральных и эстетических ценностей, которыми человек руководствуется в своей жизни. Более детально раскрывает содержание инстанции через 3 основных функции – 1.функция идеала. 2.самонаблюдения.3. совести. Сверх-я выполняет функцию идеала в том смысле, что имеющаяся у человека система морально-эстетических ценностей предписывает ему некие образцы, с которыми он должен соотносить свои чувства, мысли, поступки и которым он должен стремиться соответствовать. Сверх-Я также «наблюдает» за тем, насколько поведение человека соответствует этим идеальным образцам. Функция совести заключается в том, что сверх-я оценивает вот эти чувства, мысли и поступки человека с точки зрения их соответствия этим идеальным образцам и реагирует на степень соответствия или несоответствия. Фрейд усматривает природу переживаний в том, что у нас есть эта инстанция сверх-я. Эта инстанция не является врожденной структурой личности, она образуется у ребенка в раннем детстве при самом непосредственном участии в ее формировании родителей и других близких людей. Первоначально до возникновения в личности этой самой инстанции ее место замещают как правило сверх-я его родителей.

Оно – инстинктивные влечения, но не в коем случае никак у животных. Они связаны с биологической природой человека, они побуждают человека к поведению, которое направлено на удовлетворение этих влечений (чувство голода - объективное) и в конечном счете на достижение сопутствующей субъективной цели – удовлетворение чувства удовольствия. Поэтому основной принцип, которым руководствуются влечения «оно» по Фрейду – принцип достижения удовольствия. Среди множества влечений особо выделил сексуальное удовольствие. Двоякий принцип – с одной стороны. самое сильное влечение, а с другой – его практика показывает, что оно имеет самое непосредственное отношение к проблеме нормальной и аномальной личности.

Я – часть личности, которая обращена к внешнему миру, находится с ним в непосредственном контакте с ним и в этой инстанции представлено прежде всего рациональное, разумное начало в человеке. Ведущими психическими способностями «Я», по Фрейду, являются восприятие и сознание. «Я» выполняет в жизни человека по меньшей мере 2 основные функции: 1.познавательная. Состоит в том, что благодаря способности к восприятию и сознанию, человек может строить образ окружающего мира, который соответствует его объективным свойствам, адекватный этим свойствам. 2. регулирующая. Состоит в с одной стороны приспособлении требований влечений оно, с другой морально-эстетических требований Сверх-я к реальным условиям жизни в окружающем мире. «Поговорка предостерегает от служения двум господам, бедному «я» еще тяжелее оно служит трем господинам…. Неудивительно, что Я часто не справляется…Внешний мир, сверх-Я и оно ». Принцип реальности – основной принцип, которым руководствуется Я. Нужно как-то приладить требования к окружающему миру.
Важнейшая характеристика личности – наличие мотивационного конфликта между Сверх-Я и Оно. Вот этот конфликт обозначается Фрейдом в самом общем виде как конфликт между природным и культурным началами в человеке, а в более узком смысле между инстинктивными сексуальными влечениями и морально-эстетическими ограничениями на объекты влечений и способы их удовлетворения.

Аналитическая психология. К.Г.Юнг. Юнг выделяет в личности 5 основных структур и обозначает их так
1.Эго или Я. Эго – уже хорошо известная нам реальность, данная человеку непосредственно в его самонаблюдении. Эго – центр сознания, так как оно связано со всеми его содержаниями. Обозначает в целом ту же самую реальность, что и Джеймс – это и субъект и объект сознания. Но Юнг не сводит личность, в отличие от Джеймса, к Эго. Подобно Фрейду и всем др. психоаналитикам он считает, что эго – только часть личности, которая представлена человеку в его сознании, а другая ее часть не осознается человеком. Хочет этим сказать, что человек плохо знает самого себя и какие-то характеристики собственной личности он может и не осознавать или отмахиваться от них – «нет это не я». В этом и ценность и Юнга и всех психоаналитиков, что человек часто не осознает присущие его личности какие-то характеристики. Эту другую неосознаваемую часть он и обозначает термином Тень.

2.Тень. Тень включает в себя все объективно присущие человеку психологические качества личности, которые им не осознаются в виду их противоположности сознательным представлениям человека о самом себе, то есть о своем Эго. Тень представляет собой противоположность Эго. Из этого следует, что Тень выполняет по отношению к Эго компенсаторную функцию. Пример, противоположных характеристик эго и тени основные типические установки человека – экстраверсия и интроверсия, которые, по мнению Юнга, свойственны одновременно каждому человеку, но одна из них – всегда сознательная, связанная с Эго, другая неосознаваемая, связанная с Тенью.

3.Персона. Персона в переводе с лат. – маска. Личность происходит от слова «маска». Хотя обычно пытаемся вложить в это слово что-то другое. Актерская маска в соответствии с той ролью, которую актер должен был играть. Эти структуры (личность) – представляют собой совокупность определенных качеств, которыми человек предстает перед другими людьми – либо стремясь соответствовать их требованиям или с тем, чтобы произвести оподленное впечатление – как скажет Фромм, описывая рыночный характер, – продать себя подороже. У человека, как правило, наблюдается несколько таких масок, которые меняются в зависимости от социального окружения. Понятие персоны по содержанию очень сходно с понятием «социальное Я» Джеймса. При характеристике персоны важно отметить, что в ее состав, как правило, входят те психологические особенности человека, которые свойственны его полу. Эти особенности персоны очень будут тесно связаны с другими аспектами – анимой или анимусом.

4.Анима –Анимус. Анима (лат)- душа. Анимус(лат) – дух. Анима – неосознаваемая часть личности мужчины, а анимус – неосознаваемая часть личности женщины. По своим характеристикам анима и анимус противоположны «персоне», поэтому как можно убедиться в этих противоположных качествах? Можно понаблюдать за человеком в домашней обстановке, когда он может снять свою маску – можно увидеть эти противоположные качества, которые под этой маской скрываются. «Социально сильный мужчина в частной жизни чаще всего дитя в отношении собственных чувств…». Из этого общего правила также следует, если в состав персоны мужчины входят мужские качества, то в его аниме – женские. Если в персоне женщине – женские, то анимус характеризуется мужскими качествами. «Это объясняет, почему очень мужественные мужчины подвержены характерным женским слабостям..». Двойственность.

5.Самость. Это понятие тесно связано с представлениями Юнга о личности нормальной. У аномальной личности самость отсутствует.

По Юнгу, аномальная личность характеризуется прежде всего высокой степенью разобщенности сознательной и бессознательной психики человека, это означает, что человек с аномальной личностью руководствуется в своей жизни только сознанием, не понимая, что у него также есть и бессознательная психика, реакции которой следует учитывать при принятии тех или иных решений. Такого рода разобщенность психики - распространенное явление, это характерная черта, по Юнгу, современного человека. Одно из проклятий современного человека состоит в том, что он страдает от расщепления собственной личности, не только у невротиков правая рука не знает, что делает левая. Другой отличительной особенностью аномальной личности является достаточно высокая степень односторонности сознательных установок человека. Следствием этой чрезмерной односторонности является активация его бессознательного, которое стремится скомпенсировать вот эту односторонность сознательных установок, но поскольку аномальная личность ничего не знает о своем бессознательном и не понимает его реакций, никакой реальной компенсации быть не может. «отличительная черта человека ненормального именно и состоит в том, что он не признает компенсирующего влияния бессознательного…». В отличие от аномальной личности, нормальной личности напротив присуща высокая степень интегрированности сознания и бессознательного - равноправное участие обеих этих структур в организации жизни человека. Это феномен интегрированности сознания и бессознательного Юнг и обозначает термином самость. Самость – обозначает целостный спектр психических явлений у человека, она выражает единство личности как целого.



Что такое единство личности как целого – хорошими наглядными иллюстрациями могут быть образы-символы, идея единства противоположностей. Идея образа-символа самости – понятие Дао, один из аспектов которого и есть указание на принцип противоположностей. (две половинки - черная с белая кружочком и наоборот) →. Идея единства и проникновения противоположностей. Как можно обрести самость? Юнг проповедует идею, идущую от Фрейда, идею рационального самопознания. Самость можно обрести только в результате самопознания. В чем путь обретения самости? Только лишь посредством кардинального изменения к своему бессознательному, это значит, что нужно признать бессознательное существующим у себя и начать рассматривать свое собственное бессознательное как полноценный источник опыта, мудрости, которым следует руководствоваться в своей жизни с необходимостью. Человек начинает изучать бессознательное, научается понимать его символические реакции, и значит, если он понимает реакции своего бессознательного, может осуществлять своевременную компенсацию своих односторонних сознательных установок. То, что человек считал добром, там начинает видеть зло наоборот – но это очень грубо.

Если сознательные установки становятся не такими односторонними, это более соответствует сущностной природе человеческой жизни, заданной как единство противоположностей.

Это изменение отношения человека к своему бессознательному Юнг описывает как изменение центра местонахождения личности. (это символическое описание). Когда начинаем познавать свое бессознательное, Я – уже не есть центр сознания. «Если сопоставить сознание и Я как его центр с бессознательным и если кроме того иметь виду процесс ассимиляции , (освоения) бессознательного, то эту ассимиляцию можно мыслить как своего рода сближение сознания и бессознательного. Центр целостной личности уже не совпадает с Я, а выступает как точка посредине между сознанием и бессознательностью, это видимо точка нового равновесия новая центровка целостной личности, может быть, виртуальный центр, обеспечивающий личности в силу своего центрального положения между сознательным и бессознательным новую и прочную опору.». Местонахождение личности смещается. Личность становится хозяином не только сознательных психических функций, но и бессознательного тоже. По Юнгу, это есть некий общечеловеческий идеал., к которому должен стремится каждый человек. Если он к этому не стремится, возникает разлад человека с самим собой, расщепление человека. В результате этого разобщения сознательного и бессознательного, могут возникать расстройства психики и поведения.


Э. Берн. Транзактный анализ. Его представление о личности основывается на результатах его наблюдений и анализа процесса общения людей друг с другом, преимущественно над пациентами, нездоровыми психически людьми, главным образом, невротиками. С точки зрения Берна, в процессе общения мы всегда можем отчетливо видеть, что общающиеся люди могут пребывать в разных состояниях. Он их называет «состояниями Я», всего таких состояний 3. Обозначает терминами «родитель», «ребенок», «взрослый». На языке психологии состояние Я можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность. Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я:

Родитель – в этом состоянии человек ведет себя во многом подобно своим родителям: позы, жесты, интонации, содержание реплик, манера общении, способы реагирования на определенные ситуации. Помимо специфически характеристики, которые свойственны родителям конкретного человека, есть и какие-то универсальные характеристики – категоричность суждений, манера разговаривать свысока, назидательно-поучительный тон.

«Ребенок» - в этом состоянии человек ведет себя, как когда-то в детстве, характерные для ребенка качества эмоциональность, спонтанность, импульсивность безответственность, протест. У взрослых людей эти качества тоже могут проявляться.

«Взрослый» - в этом состоянии человек ведет себя реалистично и разумно в соответствии с какими-то объективными законами, наблюдается инстанция Я, как сказал бы Фрейд. При этом человек опирается на собственный разум и на какой-то эмпирический опыт, накопленный в течении жизни. Взрослого можно опознать по таким характеристикам высказываний, в которых видна обоснованность суждений, апелляция к опыту, к логике.

Процесс общения между людьми он описывает как серии так называемых транзакций, отсюда и название транзактного анализа. Что такое транзакция? Это единица общения, которую можно описать знакомой нам схемой стимул →реакция. Стимул – это реплика одного человека, побуждающая другого человека к общению и вот эта реплика может исходить из какого-то состояния его Я и адресоваться в какое-то состояние Я другого человека.


Джордж Келли. Теория личностных конструктов.

Может быть обозначена как когнитивная теория, когнитивный подход к личности. Делается попытка объяснения такой важной характеристики личности как индивидуальные особенности мировосприятия человека. Эта теория представляет собой попытку объяснения широко распространенного и важного практически феномена: люди могут иметь разные точки зрения на одни и те же объективно существующие реальности окружающего мира, при это нельзя сказать, что какие-то из этих точек зрения являются более или менее истинными, так как все они соотносятся с реальностью. Этот феномен он обозначает как конструктивный альтернативизм. Он хочет подчеркнуть этим словосочетанием, что каждым человеком может быть построена собственная субъективная конструкция мира, отличная от других людей, альтернативная им. Люди воспринимают по-разному объективную реальность, так как смотрят на нее с разных позиций. Каждый видит что-то свое, чего не видят другие. Это такое житейское объяснение и заинтересовало Келли. Во главу угла его теории поставлен вопрос: а что это значит, смотреть на одну и ту же реальность с разных позиций? В ответ предложил теорию личностных конструктов. Согласно которой смотреть на одну и ту же реальность с разных позиций означает смотреть на нее сквозь призму личностно разных, специфичных для каждого человека и потому – персональных, конструктов. Конструкт – любая характеристика в виде дихотомии, с помощью которой человек может истолковывать какие-то реальности как сходные и одновременно противоположные другим.



Конструкты, по Келли, выполняют в жизни человека определенную функцию: они являются средством истолкования или интерпретации объективно существующей реальности. Их можно эмпирическим путем выявлять.

Келли проводит прямую параллель между конструктами и основными понятиями научных теорий, с помощью которых ученые строят свои теоретические представления об исследуемой ими реальности. Любого обыденного человека можно рассматривать как ученого – вывод. У каждого человека в процессе жизни формируются определенные конструкты как некие аналоги научных понятий, которые обусловливают его субъективное представление о различных аспектах объективно существующего мира, и эти субъективные представления можно рассматривать как личные теории мира. Во-вторых, личные теории мира в процессе взаимодействия людей с реальным миром подвергаются опытной проверке на их истинность или ложность. То же свойственно и всем научным теориям. Обычный человек подобно ученым получает возможность объяснять и предсказывать события. Если не подкрепляется, то система личностных конструктов изменяется (как научная гипотеза), если это не происходит, возникают проблемы с реальностью – проблемы адаптации.

С помощью методик можно определить когнитивную сложность человека, это показатель, который характеризует степень дифференцированности мировосприятия человека в отношении определенных реальностей. Наше мировосприятие разных реальностей может быть более или менее дифф-ое. Когнитивная сложность – это и есть показатель, которые характеризует диффер-ть восприятия. Чем определяется эта сложность? С одной стороны, количеством, а с другой, разнообразием конструктов, используемых человеком для истолкования человеком определенного круга реальностей. Чем больше у человека конструктов, тем больше они различаются при характеристике разных объектов, тем больше будет его когнитивная сложность. От этого будет зависеть степень дифференцированности его мировосприятия. Когнитивно простой человек – человек с малым количеством конструктов, который подходит к характеристике разных объектов с одной и той же меркой. Если сцепить понятие когнитивной сложности с вопросом о чертах личности, человек который смотрит на другого сковзь призму одного опросника, увидит какие-то черты, а какие-то инд-ые черты окажутся за пределами его восприятия. Чтобы воспринимать какие-то нюансы инд-ых черт нужны определенная когнитивная сложность, которая позволяет это увидеть, увидеть тонкости, а не просто делить на экстра и интровертов.

Личность в гуманистической психологии.
В теории личности Карла Роджерса – ключевое понятие – самоактуализация.

Самоактуализация – актуализация врожденной человеку тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе в возможности. Аналогия с растением – тенденция к личностному и развитию в виде некоей потенциальной возможности, которая при определенных возможностях может реализовываться. Если человеку создать надлежащие условия, то его личность будет расти и развиваться в соответствии с тем, какой она должна стать по своей природе. И человек будет становиться полноценно функционирующим человеком. Более детально о самоактуализирующейся личности. У нее появляются определенные черты. Основные 4, которые неизменно во всех текстах Роджерса. Эти характеристики свойственны так наз.идеальному типу самоактуализирующейся личности, который в реальной жизни едва ли можно встретить.

1.открытость опыту. Это основополагающая хар-ка, условие для всех остальных хар-ик. Эта открытость характеризует общую установку человека на осознание воспринимаемого им жизненного опыта, касающегося прежде всего его представлений о самом себе в соответствии с тем объективным содержанием, которое в этом присутствует. Человек в процессе жизни накапливает определенный жизненный опыт, на основе которого формируются его представления о самом себе, этот опыт имеет определенное объективное содержание, которое свидетельствует о том, каким реально человек является. Быть открытым опыту - уметь воспринимать себя объективно, тем самым относится к себе более реалистично и адекватно. Эта открытость опыту является следствием безусловного положительного и безоценочного отношения к себе, которое возникает в условиях клиентцентрированной терапии, благодаря этому устраняется субъективизм и пристрастность самовосприятия, и в результате представлений человека о самом себе, он обозначает термином «Я» или «Я-концепция». Становится более реалистичным и соответствующими действительности.

2.вера в свой организм. При решении различного рода жизненных проблем человек склонен более прислушиваться к себе, к тому, что подсказывает ему его собственный жизненный опыт. Отсюда и «вера в свой организм». «Целостное организимическое чувствование ситуации» – слова Роджерса (=жизненный опыт, свои чувства).

3.Внутренний локус. Указывает не то, что самоактуализирующейся личности свойственно жить самостоятельно и независимо, полагаясь на себя и возлагая на себя всю ответственность за выбор того, как жить и для чего жить. Эта хар-ка непосредственно вытекает из предыдущей, так как если человек испытывает доверие к своему организму, то он проявит склонность полагаться на самого себя, а не на какие-то иные, внешние к нему влияния.

4.Желание существовать в процессе. Это значит избегать любых стереотипных и шаблонных подходов к самому себе и к своей жизни, понимая, что жизненные ситуации, в которых оказывается человек, достаточно уникальны. И это значит также постоянно учиться жить, опираясь прежде всего на свой жизненный опыт, тем самым постоянно углубляя и обновляя свои представления о самом себе.

Аномальная личность (в идеальном варианте) - полностью несамоактуализириующаяся личность, личность, у которой процесс самоактуализации заблокирован и он существует лишь потенциально, в возможности. Этот процесс не происходит, так как причина этого коренится в самом человеке, это система его так называемых условных ценностей (определяют ценностное отношение человека к другим людям и к самому себе) – это преграда для процесса самоактуализации. Условное ценностное отношение в отличие от безусловного подчеркивает тот факт, что человек относится к другим или самому себе положительно только при определенном условии.
Теория А.Маслоу. Основа личности – базовые потребности, 7 потребностей. Образуют иерархию. 1 группа – физиологические потребности. Они тесно связаны с физиологическими процессами, происходящими в теле человека, переживаются человеком как телесные нужды в чем-то. Примеры: голод, жажда, потребность в сне, движении, отдыхе и т.п.

2 группа – потребность в безопасности.

3 – потребность в принадлежности и любви. 4 – потребность в признании. 5 – потребность в познании и понимании. 6 – эстетические потребности. 7 – Потребность в самоактуализации. Потребность в самоактуализации (самоактуализация), по Маслоу, непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов как совершения своей миссии, призвания или судьбы, как более полное познание и стало быть принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству и интеграции.

Основное внимание уделяет специфической потребности – потребности к самоактуализации. Самоактуализация – врожденная тенденция человека к максимально полной реализации в своей жизни всех заложенных в его природе потенциальных способностей и возможностей. (есть перекличка с Роджерсом, но боелее широкое определение). Упор на реализацию потенциала вообще. У Роджерса потенциал соотносится с личностным ростом. Потребность в самоактуализации может быть обнаружена у человека в явном виде, когда у человека уже удовлетворены базовые потребности более низших уровней.



Если сравним 2 определения самоактуализации – то можем говорить об отличиях, но в большей степени они похожи, похожи в главном – наличие у человека врожденной тенденции к реализации заложенного в его природе определенного потенциала. Реализация этого потенциала - условие полноценно развивающегося человека. Отсюда эти понятия у Роджерса полноценно функционирующего человека, у Маслоу – полноценно развивающегося человека.
Представления Маслоу о самоактуализирующейся личности. Это некий идеал. Описание самоактуализирующейся личности. Описывает как человека, у которого наблюдаются 15 личностных черт. Это универсальные черты, которые свойственны этим личностям. Это описание – результат проведенного Маслоу одного эмпирического исследования. Самоактуализирующиеся личности среди взрослых тоже очень редки, примерно - менее 1% взрослого населения американцев.

Черты самоактуализирующейся личности.

1.эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней. Это умение четко отличать объективные факты от их интерпретации, поэтому мировосприятие этих людей мало подвержено влиянию различного рода субъективных факторов. Благодаря этой черте эти личности способны более объективно, более адекватно воспринимать других людей, себя и происходящие в своей жизни события. 2.принятие себя, других природы. Эти люди принимают свою и других природу такой, какая она есть, со всеми присущими ей изъянами и недостатками. Умеют уживаться с этими недостатками без чрезмерных угрызений совести и самообвинений. Также относятся терпимо к недостатками и других людей. 3.спонтанность, простота и естественность. Эти качества – прямое следствие того, что эти люди мало обеспокоены тем, как их поведение будет выглядеть в глазах окружающих и оцениваться ими. Это идет еще от Фрейда – когда человек ориентирован на социальные нормы, он скован, ему стыдно предстать перед людьми в неподобающем свете. Поясняется, что о них нельзя сказать, что в своем поведении они никак не учитывают мнение и оценки других людей, напротив, они сознают, что в обществе существуют определенные нормы и правила поведения, которые необходимо уважать и поэтому подчиняться им. Но внешне подчиняя свое поведение этим правилам, эти люди внутренне остаются свободными от них. 4.служение. проявляется в том, что все они посвящают свою жизнь решению так называемых внешних проблем. Считают долгом заниматься их решением. В этом смысле их меньше беспокоят свои внутренние проблемы. Внешние проблемы – какое-то внешнее дело, которому они служат. В большей степени эти люди заботятся о благе других людей, их больше интересуют общечеловеческие проблемы. 5.отстраненность, потребность в уединении. Ведут в большей степени внутренне обособленный образ жизни и эта внутренняя обособленность и потребность в уединении является обратной стороной их стремления жить, опираясь прежде всего на самих себя. Каждый их них сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и отвечает за них, сам прокладывает свою дорогу в жизнь. 6.Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность. Эта черта очень тесно связана с предыдущими. Маслоу хочет подчеркнуть, что прямым следствием этих людей жить, опираясь на самих себя, является их относительная независимость от влияния культуры и среды. 7.свежий взгляд на вещи или чувство новизны. Этих людей не престают поражать. Удивлять достаточно привычные события, люди, ситуации – в связи с этим ярко выраженная способность радоваться жизни. 8.Мистические или высшие (пиковые) переживания. Часто испытывают специфические переживания, которые известны в литературе как мистические. Наличие этих переживаний очень специфично для таких людей. Можно использовать как критерий для определения такой личности. Критерий хороший. Да переживания не понятны. Это какие-то уникальные, необычные переживания. Маслоу говорит об этом: бескрайние горизонты, открывающиеся взору, ощущение всемогущества и одновременно полной ничтожности, чувство экстаза, благоговения, пронзительное ощущения важности происходящего, личностной трансформации…Чтобы понять о чем это, надо иметь опыт мистических переживаний.9.Чувство общности. Эти люди ощущают себя частью человеческого рода и их отношение к другим людям Маслоу характеризует как братские. А не как превосходные (у Адлера). 10.особые межличностные отношения. Могут по-настоящему сближаться только с подобными им по личностному складу людьми и поэтому в виду такой разборчивости у них достаточно мало друзей, но тем не менее есть отдельные люди, с которыми у них завязываются более глубокие отношения. 11. Демократичность. Проявляется в том, что они с одинаковым отношениям относятся ко всем людям и готовы с ними общаться, независимо от различий – национальных, статусных, убежденческих. И т.п. У Роджерса – безусловное принятие другого. 12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Эти люди всегда четко различают, что в их жизни – цели, а что только средства достижения – высокий уровень рефлексии. Есть четкие моральные принципы, которые не позволяют им совершать дурных поступков. Представление о добре и зле у них отличается от других людей, но чем отличается – Маслоу не говорит. 13.философское чувство юмора. Шутки этих людей никогда не бывают злобными, обидными,пошлыми, в них всегда есть глубокий подтекст. Эти шутки могут вызывать улыбку, но не хохот. 14. Креативность. Не только в профессиональной деятельности людей. Проявляется во всех сферах жизни – по Теплову, это так называемая общая черта. Креативность, по Маслоу, – это особый способ мировосприятия. Особый способ взаимодействия с реальностью. 15.Сопротивление культурным нормам. Упоминали описывая 3юю черту. Эти люди стремятся вести себя в соответствии с общепринятыми культурными нормами и правилами, в этом внешне они не отличаются, а внутренне они относительно независимы от этих культурных влияний.

Личность в экзистенциальной психологии. Виктор Франкл
Базовое положение о человеке – ему свойственно многообразие разнородных форм бытия, которые сосуществуют в его жизни в неразрывном единстве. .

3 измерения человека, бытия – биологическое, социальное и духовное бытие. Человек существует одновременно в трех мирах. У каждой из форм свои особенности. Биологическое – жизнь живого организма Предмет исследования – биологии и психологии. Социальная форма характеризует его жизнь в обществе и изучается социологией. По Франклу, эти три науки имеют определенное сходство. Они изучают человека с естественнонаучной позиции, то есть они рассматривают человека как существо естественнозаданное. (Жизнь человека полностью обусловлена и предопределена естественными законами). С точки зрения Франкла, естественнонаучная позиция, которая занята к человеку, не вполне адекватна, так как она односторонняя. Из поля внимания ускользает самое важное измерение человека, которое характеризует именно его сущность. 3 сущностные характеристики – духовность, свобода и ответственность. Духовность – конституирующая особенность.

Духовность – это повседневный феномен. О ней свидетельствуют прежде всего такие эмпирические феномены, как упрямство человеческого духа. Человек способен противостоять собственной естественной заданости, заняв определенную позицию по отношению к своей жизни и поступать в соответствии с ней, вопреки давлению со стороны социальных обcтоятельств, вопреки своим влечениям, наследственным детерминантам и другим внешним влияниям, которыми переполнена жизнь человека. Человек способен сказать «нет» всем естественным влечениям, которые есть в нем. Это и есть проявления духовности, чего нет в животном мире. Психическое и духовное – различает понятия. (Франкл обвиняет психологию в бездуховности). Психика – свойство человека, но помимо психики, способности отражать, есть также и духовность. И она – в способности противостоять естественным детерминантам. Психика это одно. А дух – это другое, говорит Франкл. Для человека специфично наличие духовного измерения. Дух – это уже не свойство, а субстанция. Он считает, что психология должна заниматься духом, а занимается, по сути, чем то вроде биологии. Человек, обладающий духовностью, это существо свободное, (способное к самоопределению). Свобода – 2 ее аспекта – негативный и позитивный. Негативный – свобода от чего-то. Позитивный – Человек свободен для чего-то.

Негативный аспект характеризует человека как относительно независимого от его же собственной естественной заданости: жизненный путь человека не определяется полностью какими то биологическими, социальными или психологическими детерминантами - человек может принимать сам активное участие в осуществлении собственной судьбы. И в этом он в чем-то солидарен с Фроммом, который настаивал, что жизнь никем и ничем не задана. Это положение о незаданости (до конца) человеческой жизни и свободе человека в его самоопределении (определении своей жизни) как раз и является базовым положением экзистенциальной философии. Отсюда и название экзистенциальная психология, к которой и примыкает Франкл. Но независимость относительна, она может быть только в каком-то диапазоне, которые предоставлены обстоятельствами жизни – это не всемогущество.

«В концлагере я не встречал ни одного невротика» - Франкл. Там нельзя расслабляться. Лагерь многому научил Франкла, впервые столкнулся с проявлениями силы духа человека, о чем никогда ранее не подозревал.



Позитивный аспект – тесно связан с третьей сущностной характеристикой, с его ответственностью. Это свобода для чего-то. За что человек несет ответственность? Духовное бытие человека – это всегда осмысленное бытие, и ответственность человека как раз и состоит в нахождении и установлении им самим для себя смысла своей жизни как в целом, так и в конкретной жизненной ситуации. Человек как существо духовное полностью ответственен за смысл своего существования. Смысл существованию придают ценности, которые человек должен сам найти в своей жизни и тогда - позитивная свобода как раз и заключается в выборе ценностей, определяющих смысл его жизни.

Специфика духовного бытия – всегда осмысленное существование человека, за которое он сам несет ответственность и которое является результатом его свободного самоопределения в ценностях своей жизни – это все отделяет человека от животных.



Нормальность и аномальность личности у Франкла определяется особенностями жизненной позиции человека, которую он занимает по отношению к своим же собственным сущностным характеристикам.
Позиция аномальной личности обозначается им как фаталистическая, и она характеризуется тем, что человек относится к себе как к существу естественнозаданному, то есть не рассматривает себя как ответственного за самоопределение в ценностях своего существования и, значит, он не рассматривает себя как активного участника своей жизни.

В этом представлении он сближается с Фроммом, который описывал аномальную личность как личность, управляемую извне.



Наиболее радикальная форма фаталистической позиции – у больных шизофренией. «Его личность переживает себя как объект, объект воздействия… нормальная личность переживает себя мыслящей, воздействующей, думающей и т.п….». Пассифизация психических функций у больных шизофренией. Человек отказывается от самоопределения в ценностях существования и захватывается внешними влияниями.

Франкл считает, что когда у человека существуетэта фаталистическая позиция, это приводит его к возникновению у него состояния «экзистенциального вакуума».



Позиция нормальной личности – ориентация на духовное бытие, которое предполагает осознанное отношение человека к своей жизни, осмысленность жизни. Активная позиция по отношению к собственной жизни. Жизнь меж тем все же детерминирована, но речь идет о попытке вырваться из навязанного. «Человек отталкивается от ограничений для реализации своей свободы…свободы предполагает ограничения». Осмысленная позиция должна формироваться исключительно самостоятельно.
Из статьи В.Франкла «Поиск смысла жизни и логотерапия» (логос – смысл): Поиск каждым человеком смысла жизни является главной силой его жизни, это основная движущая сила. Стремление к смыслу – в противовес принципу удовольствия, на котором сконцентрирован фрейдовский психоанализ и в противовес стремлению к власти, выделяемому адлеровской психологией. Логотерапия счтает своей задачей помощь пациенту в поиске смысла своей жизни. Человек не обусловлен и не детерминирован полностью обстоятельствами, он сам определяет, стать ли над ними. Другими словами, человек – самодетерминирован. Человека всегда сам решает, каким будет его существование. Человек преодолевает самого себя, он – самотрансцендирующее существо. Человек нечто большее, чем психика. И он, индивидуальная личность, - остается полностью непредсказуемой. Человек не есть еще одна вещь среди вещей, вещи определяют друг друга, но человек , в конце концов, сам себя определяет. ).
Деятельностный подход, А.Н.Леонтьев.
С точки зрения Леонтьева, необходимо сделать различение 2ух понятий – личность и индивид. Индивид – отдельный живой материальный субъект, рассматриваемый как природное существо, которому присущи определенные индивидуальные особенности. Понятие индивида применимо к любому отдельному материальному субъекту, и к человеку и к животному. Под индивидуальными особенностями мы понимаем те особенности, которые ему присущи как природному существу, возникли как в результате генного наследования, так и приспособления к естественной среде обитания (естественная среда, а не общество или культура). Это такие особенности, как, например, физическая конституция, темперамент, цвет глаз.

Понятие личности по Леонтьеву, в отличие от индивида применимо только к человеку и не от рождения (примерно до 2ух лет у ребенка личности нет). Личностью не рождаются, а становятся. При каких условиях? Личность человека как и его сознание, поведение имеют социальную природу, возникают только в обществе, личность начинает складываться когда ребенок начинает включаться в отношения с другими людьми, в общественные отношения. У ребенка формируются культурные формы поведения, психика его становится другой. Акцент Леонтьева на том, как под влиянием жизни в культурной среде , в результате вступления в общественные отношения, изменяется его мотивация – у ребенка возникает много новых социальных мотивов – возникают в связи с требованиями, которые предъявляются к ребенку обществом. (требования учителей и т.п.). Множество новых мотивов образуют иерархию – какие-то мотивы становятся наиболее, какие-то наименее значимыми . Леонтьев связывает возникновение личности с феноменом определенной устойчивой иерархии мотивов. Эта иерархия появляется уже в возрасте 3-4 лет. Леонтьев иллюстрирует на примере эксперимента, свидетелем которого он был. «феномен горькой конфеты». Ребенку предлагали выполнить заведомо невыполнимую задачу, достать удаленный предмет, не вставая с места. За это емубыла обещана конфета. Экспериментатор выходит из комнаты, провоцируя ребенка нарушить правила и встать. Экспериментатор заходит обратно, хвалит ребенка и дает конфету, но ребенок отказывается, начинает плакать.

Мотивационный конфликт – быть честным по отношению к экспериментатору и получение награды. Главным мотивом оказался – быть честным. (Личность как устойчивая индивидуальность с устойчивой иерархией мотивов).

Развитие личности.

По Леонтьеву, можно выделить по крайней мере 2 крупных этапа. Личность у человека возникает дважды. Первый раз – когда у ребенка появляется полимотивированность и соподчиненность его действий. 2ой – когда возникает его сознательная личность. Первый период – от момента возникновения в младшем дошкольном возрасте до подросткового возраста. Здесь возникает и складывается в большей степени стихийно, без сознательного участия. Иерархия формируется под влиянием объективных обстоятельств м ближайшего окружения. 2 ой – начинается, как правило, в подростковом возрасте в связи с тем, что у ребенка уже хорошо развито самосознание, он способен осознавать себя как личность. Подросток может уже осознанно задумываться о мотивах собственной жизни. Сам человек может принимать непосредственное участие в развитии собственной личности – делать это целенаправленно и осознанно. Окончание этого у этапа – у всех по-разному. Есть такие случаи, когда личность так и не возникает.


А.Н.Леонтьев: «Как и сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности…Внутреннее (субъект)действует через внешнее и этим само себя изменяет.

...В ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения…развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих главнейших, подчиняющих себе другие».


*Можно еще добавить к подходам культурно-историческую теорию
Личность, по Выготскому, есть понятие социальное. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного развития. Развитие той или иной функции зависит от развития в целом. Личность интегрирует функции.
Х-ки ФПФ:


  1. социальные

  2. опосредствованы культурными знаками

  3. произвольные

  4. системные

Каталог: olderfiles
olderfiles -> Учебно-методическое пособие по аспекту «Устная речь» для студентов III курса факультета английского языка
olderfiles -> Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников
olderfiles -> Гольдфарб Ольга Сергеевна канд психол наук, доцент
olderfiles -> Консультация для родителей «Идем в детский сад»
olderfiles -> Адаптация студентов первого курса технического вуза к обучению высшей математике. Анна Юрьевна Панарад
olderfiles -> Познавательная активность учащихся
olderfiles -> Влияние индивидуальных психологических особенностей на профессиональный выбор
olderfiles -> Семинар психологов, социальных педагогов и зам по вр. «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»
olderfiles -> Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
olderfiles -> Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница