Комитет по науке и высшей школе



Скачать 356.99 Kb.
Дата21.05.2016
Размер356.99 Kb.
ТипКонтрольная работа

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж»

Заочное отделение


Специальность 030912 Право и организация

Социального обеспечения

(номер) (название)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА1

по дисциплине



Основы социологии и политологии

(название)

студента группы 32701

зачетная книжка № 13-7-035

ФИО студента Богданова Екатерина Александровна

Адрес Ланское шоссе д.22 кр.5 кв.20

E-mail: shustrik11032012@bk.ru

телефон: 89046352547

2013г

Содержание.



1.Введение.

2. .Социальный статус и социальная роль. Виды статусов и ролей, усвоение ролей, ролевой конфликт.

3.Политическая элита, ее происхождение и роль в обществе.

4.Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная жизнь человека начинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его реалий, выработки установок и претворения их на практике с учетом тех объективных условий глобального и конкретного характера, в которых функционируют сознание и поведение людей. Кроме того, человек при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни развивается как родовое, общественное существо. Поэтому социология, исследуя общественные процессы и явления, ставит в центр своего внимания человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института.

С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие. Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций и осваивает определенные статусы.

Для раскрытия таких социологических понятий как статус и роли личности необходимо рассмотреть процесс социализации личности.

2.СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности - это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, - с другой. Становление и развитие личности, как процесс приобретения социального опыта и его наращивания, приумножения, могут быть представлены двумя условными этапами. Первый, этап общей социализации личности, состоит в формировании и закреплении ,основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и т.д. Второй, этап профессиональной социализации личности, осуществляется в процессе освоения человеком той или иной профессии, специальности.

Усвоение социального опыта всегда субъективно. В процессе социализации личность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности, обрести свою индивидуальность. Но чаще всего это происходит сложным и противоречивым образом. Социализация не завершается, когда человек становится взрослым, она не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Первичная стадия социализации (по Фрейду) включает в себя:

- оральную (от рождения до двух лет), во время которой мир ребенка сосредоточен вокруг рта;

- анальную (от двух до трех лет), на протяжении которой ребенку прививают навыки туалета;

- фаллическую (от четырех до пяти лет), когда у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями.

Решающее значение на этой стадии имеют процессы познания ребенком социальных ролей и овладения ими в игровой деятельности, упражнения его в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формирует первичная социализация.

На первичной стадии социализации важнейшая роль принадлежит семье, так как именно здесь человек получает первые элементарные сведения, закладывающие основы сознания и поведения. Уничижение роли семьи и перекладывание ответственности за воспитание будущего гражданина на детское дошкольное учреждение, школу может в последствии обернуться как потерями нравственного порядка, так и крупными издержками в трудовой и общественной жизни человека.

Второй этап, маргинальная социализация, социализация подростка, связан как с физическими особенностями переходного возраста, так и с переходом от детскости к взрослости, который, главным образом, выражается в самоутверждении личности, групповой идентичности. На данном этапе мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Третий этап, устойчивая социализация, совпадает с освоением личностью определенных статусов, широкого спектра социальных ролей, которые подробно будут рассмотрены далее в реферате. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обществе или в какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей, что может быть связано с выходом человека на пенсию, утратой близких, смысла жизни, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Все отрицательное этого периода во многом компенсируется любовью к внукам, которая придает жизни смысл, создает ощущение полезности, повторения прожитого.

Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что главным критерием социализированности личности выступает уровень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности и инициативности. Главной целью адаптации личности является самореализация, развитие способностей личности для успешного превращения в самодостаточный социальной организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку "Я". Таким образом, социализация во многом обеспечивает приобщение личности к обществу, позволяет ей накапливать опыт социального поведения, играть определенные роли и занимать определенные статусы.


СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Статус социальный - позиция личности в социальной системе, связанная с принадлежностью к социальной группе. Термин "статус", позаимствованный из правоведения, в социологический оборот ввел английский социолог Г.Д. Мейн.

Человек в социальной системе занимает, как правило, несколько позиций одновременно. В социологии различают статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически - по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи, то есть вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигнутый статус ,приобретается усилиями самого человека, с помощью тех или иных социальных групп - семьи, бригады, партии и т.д. (писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат). Совокупность всех статусов называют статусным набором. Главный статус, определяющий положение личности в обществе, называется интегральным.

Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции - вид работы определяет такие "статусные ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть. Иерархия социального статуса фиксируется понятием социального престижа. Престиж отражает значимость той или иной позиции в обществе и социальной общности, группе (престижными могут быть профессии, должности, виды деятельности). Престиж выступает возбудителем желаний, намерений, действий человека. Престиж оценки - регулятором поведения людей, что определяет профессиональную занятость, социальные перемещения, структуру потребления и т.п.

Многие социологи, анализируя развитие общества, заключают, что в современных условиях возрастает престиж коммерческой деятельности, тогда как престиж профессии инженера, врача, учителя несколько снижается, падает и престиж высшего образования, что может в будущем пагубно отразиться на развитии общества. В России в 1990-е годы в число ведущего статуса также стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность "красиво жить". Значительная часть молодежи стала рассматривать получение специальности как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка.

В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим пути закрыты с самого рождения.

Весь социальный статус личности, которым обладает конкретный человек, существенный образом влияет на его личный статус, характеризует положение человека в первичной ячейке общества в зависимости от того, как оценивается человек. Тем не менее, в личном статусе находится отражение и сугубо личных черт конкретного человека, его авторитета, т.е. степени признания общностью людей личных и деловых качеств. В границах любого социального статуса человек может себя реализовать: например, проявить себя с положительной стороны в любой социальной деятельности (дворника, инженера, педагога и т.п.), в то же время с отрицательной стороны в негативной деятельности.

Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода выбора иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон, манеры), так и во внутренней позиции личности (установки, ценностные ориентации, мотивы). Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей или их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. По Ф. Знанецкому социолог должен брать человеческого индивида не только так, как о "действительно есть" органически и психологически, но как он "сделан" другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни. С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологически особенности индивида есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность.
РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие "социальная роль"

Социальная роль - соответствие принятым нормам способов поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Термин "роль" впервые был введен в 1934 году Дж. Мидом как результат творческого исследовательского процесса взаимодействия. Не соглашаясь с идеей восприятия ролей как результата и характерных форм взаимодействия. Р. Линтон толкует роль как распоряжения, характерных для определенных позиций. При таком подходе понятие "роль" становится синонимом понятия "культура", "норма".

Понятие "социальная роль" является центральной категорией теории структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). Структура социальной роли включает, во-первых, объективную основу роли (социальное содержание, каркас и типовые формы ролевого поведения), а во-вторых, субъективный стиль исполнения роли (ее образ, ролевой идеал, ролевой автопортрет, отношение к себе как к исполнителю).

Объективная основа роли имеет два сущностных измерения - функциональный (права и обязанности, уровень ответственности) и целевой (направление, конечная цель и задание ролевого действия, что составляет ролевой сюжет).

Личное отношение к роли может быть ясным или противоречивым, варьировать от одобрения до осуждения, от полной самоидентификации личности с ролью до полного отчуждения от нее. Кроме позитивной или негативной направленности, личное отношение к роли характеризуется интенсивностью, своеобразной напряженностью мотивации, что побуждает личность к нескольким ролям. Именно через стиль исполнения роли ее объективная основа проектируется в плоскость реального поведения.


Освоение ролей как составляющая социализации личности

Освоение социальных ролей - это важное составляющая процесса социализации личности, обязательное условие врастания в общество людей себе подобных. Осваивая социальные роли, человек осваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор.

В раннем детстве человек выполняет одну роль - ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к ней добавляется роль воспитанника детского сада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий (общественных организаций), члена различных групп по интересам.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт - несовпадение ролей - сопровождает жизнь взрослого человека. Роль семьянина требует согласования его поведения с ролью гражданина, с ролью работника конкретной производственной организации.

Социальные роли личности

Социальная роль - это совокупность требований общества к людям, которые занимают определенные социальные позиции. Это требование в виде указаний, желаний, ожиданий определенного поведения, что регламентируется в конкретных социальных нормах. Социальная роль определяется, главным образом, существующими ожиданиями других людей относительно позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности.

Социальная роль может не одобряться обществом (например, роль преступника). При этом одобряется или не одобряется не конкретная личность, а вид специальной деятельности. Следовательно, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицирует его с группой.

Как член общества, разнообразных групп, организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя присущие этим позициям функции, индивид тем самым воплощает социальные роли отца, ученого, депутата, предпринимателя и т.д. Социальные роли выступают теми единицами, на основе которых строятся различные социальные институты.

Различают социальные роли, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений:

- роли, четко ограниченные в пространстве и времени (школьник, студент и т.д.);

- роли, размытые и неопределенные (членство в общественных организациях, в группах по интересам и т.д.);

- роли, длительные по времени действия (отцовство, материнство, работник на протяжении всей трудовой жизни и т.д.);

- роли, требующие соблюдения строго установленных правил (солдат, член производственной организации и т.д.);

- роли, с произвольно установленными требованиями (член музыкального клуба и т.д.);

- роли, ориентированные на получение личной выгоды (владелец частной собственности и т.д.);

- роли, ориентированные на общественные и социальные интересы (член политической партии, член кооператива и т.д.);

- роли активные, выполняемые в данный момент;

- роли латентные, не проявляющиеся в данной ситуации.

Отдельно перечислим специфические роли членов малой группы, способствующие повышению или снижению эффективности группы. Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы:

- роли, обеспечивающие решение поставленной задачи, ("сообщающие информацию", "воспринимающие информацию" или точку зрения, "аналитики");

- поддерживающие роли ("сторонник", "снимающий напряжение", "гармонизатор", "переводчик");

- процедурные роли ("диспетчер", "протоколист", "хранитель");

- эгоцентрические роли ("агрессор", "шутник", "отсутствующий", "монополист").



Межличностные роли

Как общество не существует в виде самостоятельного "лица" вне составляющих его личностей, так и взаимодействие и психологические отношения не могут проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними.

Психологические отношения, как результат непосредственных контактов между конкретными людьми, которые наделены определенными особенностями, способны выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их, насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами. Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика зависят от конкретных людей, между которыми они возникают, наполняются и определяются ими.

Рассмотрим межличностные роли, определяющиеся местом индивида в системе межличностных отношений на примере малой группы. Как правило, в группе выделяют:

- социометрических "звезд", которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;

- высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных индивидов;

- изолированных членов группы;

- членов группы, которыми пренебрегают;

- отверженных членов группы ("изгоев").

Социометрический статус члена группы - величина устойчивая, имеет тенденцию не только сохраняться в данной конкретной группе, но и переходить с человеком в другую группу. Человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы, жесты и прочие невербальные реакции тоже "подстраиваются" под определенную роль.

Вместе с тем сточки зрения развития личности человеку целесообразно периодически "менять" свой статус, что позволяет приобретать большую социальную гибкость, тем самым, вырабатывая более приспособленные к реальности межличностных отношений и более разнообразные формы социального поведения, что обеспечивает меньшую степень его конфликтности в малой группе.

Руководитель всегда выступает официальным лицом, реализующим функции управления в малой группе. Для него свойственно:

- формально-правовой аспект его власти в группе;

- ряд психологических фактов, определяющих меру его авторитетности (организаторский и мотивационный потенциал, ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы, стиль управления).

Лидер - лицо, завоевавшее авторитет и право влиять на других членов группы. Он является порождением структуры взаимоотношений данной конкретной общности. Эта структура определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней функционирующими. В результате выдвигается конкретный лидер. Он как бы олицетворяет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей, выступает их непосредственным проводником в жизнь. За ним признается право вести за собой других членов, быть последней инстанцией в оценке различных новых ситуаций и обстоятельств. Лидеры мастерски умеют выслушивать группу, они настраиваются на то, что нужно группе в данное время. Основываясь на услышанном, лидеры приспосабливают свое поведение к ситуации и влияют на поведение группы, чтобы она вела себя так, чтобы это способствовало выполнению задачи. Вот несколько существенных лидерских качеств:

- активное участие в дискуссиях;

- владение информацией, подготовленность;

- внимательность к идеям и взглядам других;

- избегание чрезмерно жесткого настаивания на своих взглядах;

- активное влияние на понимание проблемы.

Идеальную модель лидерского поведения представляют собой политические лидеры: у них высокая мотивация лидерства, потребности в достижении цели. Большинство из них обладают четко выраженными психологическими качествами лидеров. Более того, конкретные группы людей выразили свое согласие признать их лидерами. Они коммуникабельны, стремятся к разнообразным контактам. Они создают себе определенный имидж, известны широким массам. Ссылки на их опыт вызывают живые и впечатляющие ассоциации.

Актив - наиболее предпочитаемые и высокостатусные члены группы. Они являются проводниками политики, ценностей и задач группы, выступают опорой руководителей и лидеров, отличаются большой продуктивностью межличностного общения и большой сплоченностью.

Пассивные члены - изолированные индивиды, кем пренебрегают, отверженные, которые находятся на совершенно особом положении и которых все воспринимают безразлично или же, наоборот, проявляют особую антипатию.

РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

Ролевой конфликт — столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду, вызванное множественностью ,одновременно выполняемых им социальных ролей в современной социологии рассматривается как столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей. Социологи выделяют два типа ролевых конфликтов: конфликты между социальными ролями; конфликты в пределах одной социальной роли.



Межролевые конфликты возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания (требования). Например, женщина хорошо исполняет свою роль на производстве, но дома ей не удаются роли жены и матери. В ситуации, когда родителям мужа не нравится жена, его сыновний долг вступает в противоречие с обязанностями мужа.

Внутриролевые конфликты возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Внутри многих социальных ролей существуют конфликты «интересов», например требование быть честным к людям входит в конфликт со стремлением «делать деньги».

Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Освоение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок в игре как бы «прикидывает» на себя роль «мамы», «учительницы», «командира». В социологии эта фаза социального развития получила название социализации. В дальнейшем в процессе социализации человек действует как носитель собственных ролей и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится, выполнять роль ,хозяйки и матери. Слушаясь родителей в роли сына, ребенок готовится, выполнять роль ,ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

В современной социологии выделяют три способа разрешения ролевых конфликтов: о рационализация — способ решения ролевого конфликта путем сознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли. Например, девушка, не вышедшая замуж,

объясняет свое положение грубостью и ограниченностью, современных мужчин; о разделение ролей — способ решения ролевого конфликта, который ,заключается во временном исключении из жизни одной из социальной ролей. Например, моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс; о регулирование ролей — способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других. Например, привычка «умывать руки», благодаря которой индивид постоянно освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной социальной роли, перекладывая ответственность на окружающих, объективные обстоятельства, «превратности судьбы».

С помощью таких способов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур индивид может избежать опасных последствий ролевых конфликтов. «Ситуационно-ролевой конфликт», описанный К. Томасом, возникает в ситуациях, когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может адекватно на них реагировать, потому что еще находится в старой роли и не готов к выполнению новой. Например, в Индии долгое время существовал обычай очень рано выдавать девочек замуж; когда у юной жены рождался ребенок, она еще была не готова взять на себя роль матери. В рассказе Рабиндраната Тагора у такой девочки-матери утонул ребенок, оставленный ею без присмотра, когда она отошла поиграть с подругами в куклы.

У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие привычки и обычаи называют ролевыми атрибутами. Нормативное ядро роли обычно окружено рядом ненормативных атрибутов, которые тоже участвуют в формировании поведенческих ожиданий.

Выполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек действует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Одни роли настолько регламентированы извне, что предписывают почти каждое движение (например, рабочий на конвейере); их исполнение часто вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением. Другие профессиональные роли допускают большую степень свободы, а третьи даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций, например, роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения — требованиям, предъявляемым ролью. В таком случае не возникает или почти не возникает отчуждения входе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью. Можно сказать, что ролевое поведение представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями.

Однако не следует считать, что наличие социальной роли ограничивает свободу личности (так это понимает Р. Дарендорф). Процесс социализации длится много лет, в сущности , всю жизнь. Это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек, играя свои роли, постоянно сталкивается с чужими ролями, которые ему пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о наличии в человеческой личности социального аспекта (Я глазами Другого), куда входит совокупность интериоризованных ролей, и собственно личностного аспекта (Я-центр), не заполненного социальными ролями и способного дистанцироваться от них.

Дж. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое Я развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.
Принятие определенной социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, несовместимых с этой ролью, которые скрыто присутствуют во внутреннем Я человека. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естествен ному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием. Муж должен отказаться от абсолютной свободы внебрачных связей.

Иногда человек сталкивается с такими ролевыми требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, т.е. которые он не может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди становятся больными из-за определенных ролевых требований. В то же время необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение. Например, в деспотических обществах Древнего Востока массы людей в течение долгих лет переносили такие жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые совершенно невыносимы и даже непредставимы в современном индивидуалистическом обществе. Формирование ролевого конфликта

Общество (страна, область, город, район, деревня) представляет собой систему ,социальных общностей, институтов, организаций. Оно может нормально функционировать, если люди постоянно выполняют огромное количество ролей, соответствующих их статусам. Это относится к социальным общностям, также имеющим социальный статус и роль. Например, одна учебная группа в вузе обладает высоким учебным статусом, а другая группа — низким. Та же сильная учебная группа может плохо играть в футбол, а слабая — хорошо.

Характеристикой человека является внутриличностный ролевой конфликт. Он представляет собой конфликт между разными легитимированными ролевыми ожиданиями в данной ситуации. Подчеркивание легитимированных ролевых ожиданий означает, что выбор происходит не между легитимными и девиантными ролевыми ожиданиями. Примером может быть конфликт между ролью спортсмена и ролью студента. У человека возникает состояние напряженности, дискомфорта, депрессии, поскольку для него важны обе роли и соответствующие им наборы ценностей. Разрешение такого конфликта в пользу одной из ролей и ценностей либо компромисса между ними связано с распределением времени и сил.

Ролевой конфликт затрагивает и связи с другими людьми. Это означает, что он из внутриличностного становится межличностным. В качестве студента и спортсмена личность входит в определенные социальные связи и системы (учебную, спортивную), которые имеют по отношению к нему тоже ролевые ожидания. Приходится считаться с ролевыми ожиданиями других, оказывающими на человека влияние. В этой связи человек, более мотивированный учебой, может выбрать роль спортсмена, если в спортивной команде хороший тренер и друзья. Это ведет к перераспределению времени и сил в пользу роли спортсмена. Межличностным является и конфликт, в котором люди играют разные роли: например, роли начальника и подчиненного, прагматика и романтика, интернационалиста и националиста и т. д.

Ролевой конфликт возникает, когда люди, социальные группы, институты, организации не осуществляют намеченный план статусно-ролевого возвышения. Например, человек, заинтересованный в защите докторской диссертации, остается кандидатом наук; компания, нацелившаяся выйти на международный рынок, остается в рамках рынка национального и т. п. Такое состояние может быть обусловлено многими причинами: противоречием между потребностями и ролями; ролевым конфликтом; несоответствием способностей и ролей и другими. В этом случае возникает конфликт между несостоявшейся ролью и другими ролями человека, а также ролями социальной группы, института, организации. Его можно разрешить или реализацией роли, или сменой ценностей-ролей, или смирившись с внешними обстоятельствами.

Несоответствие характера человека и его ролей является естественным на этапе становления роли. Важно выбирать роли, соответствующие нашему характеру, или, наоборот, адаптировать характер к социальным ролям. В первом случае человек должен выбирать профессию, жену, общество и т. д. в зависимости от своих потребностей, темперамента, ментальности, образа жизни. Например, человек с отсутствием музыкальных способностей не должен идти в музыканты и т. п. Во втором случае человеку приходится «привыкать» к новой роли: студента, военнослужащего, женатого и т. п. Обычно оба процесса идут одновременно, но с разной интенсивностью.

Нередко возникает конфликт между способностями субъекта и требованиями новой роли: студента, работника, мужа, отца, гражданина и т. д. Его результатом является плохое исполнение своей роли. Например, на первом курсе студент учится удовлетворительно, хотя в школе учился отлично. Перед ним стоит задача развить свои способности и характер, применительно к новым условиям и ролям, что требует времени и сил. Это относится и к социальным общностям, институтам, организациям: например, перед многими социальными институтами СССР при переходе к постсоветскому обществу.

Ролевой конфликт возникает при переходе от одной ведущей роли к другой, например, от роли работника к роли пенсионера. Преодоление такого конфликта (смены и понижения ролей) требует психической подготовки, времени и усилий, воли. Такой конфликт присущ и социальным группам, институтам, организациям. Например, превращение бывших советских рабочих из номинального «гегемона» в фактически бесправный класс или ученых из относительно благополучного слоя в бедных стало очень тяжелой и болезненной трансформацией.

Ролевой конфликт играет большую роль при формировании девиантного поведения и мотивации. Возникающая вместе с ним психологическая напряженность и фрустрация мешают гармонической интеграции личности в социальную связь и систему, усвоению ею конформных ценностей и мотиваций. Парсонс выделил в структуре человека механизмы социализации (обучения), защиты и адаптации (к ситуации, среде). Механизм социализации представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые мотивационные (потребностные, познавательные, оценочные) ориентации, новые ценностные ориентации, новые предметы, новые интересы. Механизм защиты — это процессы преодоления внутреннего конфликта между разными потребностями, мотивациями, ценностными ориентациями, ролями-статусами. Механизмы адаптации - это процессы, посредством которых человек преодолевает напряженность и конфликтность в своих отношениях с ситуацией действия. При этом механизмы зашиты и адаптации после реализации растворяются в механизме социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества. По Э.Фромму: "Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром… И как со всяким товаром рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств…". Вот почему деятельность следует рассматривать с социальных позиций, проявляющихся в стремлении человека реализовать себя как личность как в соответствии с ее социальным статусом, так и с социальной ролью.

Однако наряду с созидательной деятельностью человека в его социализации огромную роль занимает и его духовная составляющая. Какие бы человек ни имел статусы и ни выполнял бы социальные роли, его возвышают лишь уровень культуры, богатство и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.
3.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА,ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

Осмысление феномена политической элиты настолько же давнее, как и само это общественное явление. Однако такое осмысление и в обыденном сознании, и в научной мысли носило фрагментарный и несистематический характер. Впервые политическая элита как специальный предмет научного изучения стала привлекать к себе внимание только в ХIХ столетии.

В советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рассматривалась как псевдонаучная, антидемократическая и буржуазно-тенденциозная. Сам термин «элита» заменялся всевозможными синонимами: «власть имущие», «влиятельные слои общества», «сливки нации» и др.

Политическое развитие современного общества диктует необходимость теоретического осмысления роли правящих элит.


1. Понятие теории элит

«Элита» в переводе с французского , означает лучшее, отборное, избранное. Существуют значительные разночтения в интерпретации термина «элита» как в классической, так и в современной политической науке.

Однако, по мнению Гаман-Голутвиной О. В., сколь существенно ни расходились бы дефиниции этого феномена, общим знаменателем практически всех определений является представление об избранности обозначаемой этой категорией лиц—отличны лишь представления об идеальных принципах рекрутирования элиты, а также смысл и оттенок аксиологического акцента: одни исследователи полагают, что подлинность элиты обусловлена знатностью происхождения, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи—наиболее одаренных: вхождение в элиту есть функция личных заслуг и достоинств. В контексте современных политологических исследований ,операциональной является интерпретация элиты как категории лиц, обладающих властью (вне зависимости от того, какие факторы обусловили вхождение во власть – происхождение, состояние или заслуги.

Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска и Вильфремо Парето и немецкого политолога Роберта Михельса.

Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит В. Парето и в концепции политического класса Г. Моска.

Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп – правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» (Г. Моска) или «правящей элиты» (В. Парето).

Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия:
· Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска – на постепенном проникновении в элиту «лучших» представителей масс.
· Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.
· Для Моски элита – политический класс, у Парето понимание элиты шире, оно антропологично.
Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности, вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты – активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть «массам», а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.

Политическую элиту общества можно рассматривать как особую социальную группу, являющуюся субъектом политического руководства в обществе. Именно в ее руках концентрируется наибольшая часть властных ресурсов и именно в ее среде разворачивается процесс принятия наиболее важных политических решений. Другие элитные группы и массовые движения также влияют на разработку и принятие различных политических решений, однако, это влияние всегда играет меньшую роль, чем деятельность такого, сравнительно небольшого в численном плане, организованного меньшинства, как политическая элита.

Как правило, политическую элиту образуют люди, наделенные особенными личностными качествами и, прежде всего, волей к власти. В то же время теоретики элитизма всегда подчеркивали, что правящая элита – это не просто совокупность людей, занимающих высокие государственные посты, это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков. Их объединяют общие интересы, связанные с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, отсечь и не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а, следовательно, и позиции каждого ее члена. Правящую элиту как группу сплачивают особые ценности, в иерархии которых власть на первом месте; ей присущи свои нормы, регулирующие отношения между ее членами и секторами, предписывающие поведение ее представителям, поддерживающие целостность элиты, ее существование в качестве группы.

Устойчивость как качество политической элиты подтверждается историческим опытом, который свидетельствует, что никогда, даже при самых радикальных изменениях политического режима, не происходит полной замены элиты. При относительно стабильном развитии общества ее устойчивость еще более очевидна. При различных политических режимах возможны различные степени открытости и способы рекрутирования новых членов, однако ядро элиты остается неизменным. Эта устойчивость достигается благодаря социальной сплоченности группы, действует закон первичной социальной группы – как бы ни была сильна конкуренция внутри группы, общий интерес ставится превыше всего.


Характерными чертами политической элиты являются следующие:
· это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
· высокий социальный статус;
· значительный объем государственной и информационной власти;
· непосредственное участие в осуществлении власти;
· организаторские способности и талант.
Итак, политическая элита – относительно небольшая группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов в жизнь.
Другими словами, элита – это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.
2. Рекрутирование и классификация политических элит
Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что, в конечном счете, наносило ущерб всему народу.

Видимо, устранить политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.

Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты – рекрутирование элит.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.


Для системы гильдий ,характерны:
· Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.
· Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т. п.)
· Небольшой, относительно закрытый круг электората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.
· Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.
Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:
· Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.
· Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.
· Широкий круг электората. Им могут выступать даже все избиратели.
. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.
· Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).
В. Парето выделял два главных типа элит: «львы» и «лисы». Для «львов» характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита «львов», обычно застойно. «Лисы» - мастера обмана, политических комбинаций. Элита «лис» динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.

Современные политические элиты, как правило, имеют сложную структуру и заметно различаются в разных странах. По этой причине существуют разнообразные классификации политической элиты.

Элита, непосредственно обладающая государственной властью, называется правящей. Ей противостоит оппозиционная или контрэлита. В зависимости от характера рекрутирования элиту подразделяют на открытую и закрытую. Открытая элита может пополняться представителями разных слоев населения. В закрытую элиту доступ не возможен для представителей других социальных групп.

П. Шаран выделил традиционную и современную элиту. В традиционную элиту входят религиозные элиты, аристократия, военное руководство развивающихся стран. Современную элиту он характеризует как рациональную. Она состоит из четырех групп.

Высшая элита принимает все важнейшие в обществе решения. В её состав ходит высшее руководство страны и их ближайшее окружение. Принято считать, что в западных странах на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты.

В среднюю элиту включают лиц, характеризующихся тремя признаками – уровнем дохода, профессиональным статусом, образованием. Эта часть элиты составляет примерно 5% взрослого населения. Группы, у которых отсутствует один из трех показателей, образуют маргинальную элиту.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэли­той», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации полити­ческих решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в про­цессе принятия политических решений, примыкает элита адми­нистративная, предназначенная для исполнительской деятельнос­ти, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Одной из достаточно содержательных классификаций полити­ческой элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикаль­ных (социальная представительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных ти­пов: стабильной демократической («этаблированной») элиты – высокая представительность и высокая групповая интеграция; плюралистической – высокая представительность и низкая груп­повая интеграция; властной – низкая представительность и вы­сокая групповая интеграция и дезинтегрированной – низкие оба показателя.
3. Функции и роль политической элиты в обществе
Итак, известно, что элиты представляют собою объективно существующий и необходимый элемент общественной жизни, как на уровне всего общества в целом, так и на уровне отдельных достаточно больших социальных групп. Появление и развитие любой общности закономерно приводит к выделению элитного ядра этой общности, которое начинает объединять в себе наиболее продуктивных индивидов, по диапазону наиболее важных для данной общности функций. Однако, среди широкого диапазона таких функций есть доминирующая, которая присуща любой общности, где есть функция управления деятельностью этой социальной группы.

На уровне общества в целом, государства такую роль выполняет группа, которую называют элитой политической. Вместе с нею в обществе существуют и другие разновидности тесно связанных с нею элит.


Политическая элита выполняет следующие функции:
· изучение и анализ интересов различных социальных групп;
· субординация интересов различных социальных общностей;
· отражение интересов в политических установках;
· выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т. п.);
· создание механизма воплощения политических замыслов;
· назначение кадрового аппарата органов управления;
· создание и коррекция институтов политической системы;
· выдвижение политических лидеров.
Политическая воля элит не является однородным образованием – она слагается из политических лидеров и политических исполнителей. Политическая воля элит, ее идеи и решения реализуются главным образом через бюрократический аппарат, который постоянно занимается государственными делами. Элита определяет основные цели и магистральные линии деятельности государства, а бюрократический аппарат их реализовывает. Однако, эффективное взаимодействие элиты и чиновников не возникает сама по себе. Бюрократия достаточно легко склонна выходить из-под политического контроля элиты и работать на собственные интересы, а не на руководящую элиту, не говоря уже о народных массах и других слоях населения. В истории уже бывало не раз, когда бюрократия саботировала исполнение решений политической элиты. Более того, бюрократия может навязывать свою волю, частично перевоплощаясь в политическую элиту.
В мировой истории есть немало доказательств того, что эффективность государств зависит не столько от их географического положения и их ресурсов, сколько от качественных характеристик правящей элиты. В строгом понимании в обществе может быть только одна разновидность кризиса – кризиса управленческого. Все остальные кризисы (финансовые, энергетические, экономические) являются производными от него.

Стегний В. Н. отмечает, что политическая элита – это реальность не только прошлого, настоящего, но и будущего этапа человеческой цивилизации. Ее существование обусловлено действием следующих факторов:


· социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
· законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом;
· высокой общественной значимостью управленческого труда;
· широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий;
· практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
· политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.
Таким образом, важнейшими условиями эффективного политического руководства обществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс. А в целом эти факторы являются залогом успешного функционирования политической системы и общества в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Сегодня существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности.

Существование политической элиты объясняется целым рядом факторов: психологическим и социальным неравенством людей, законом разделения труда, политической пассивностью значительной части населения и т. д.

Элита выполняет различные функции: осуществляет стратегическое руководство страной ,(классом, социальной группой и т. д.); формирует политические цели, программные документы движения, общества и т. д.; регулирует и координирует взаимоотношения социальных групп, слоев, классов, а также отношения с другими государствами; является основным резервом руководящих кадров, центром расстановки руководителей в политическом и государственном управлении. Элита для выполнения функции управления использует прежде всего бюрократический аппарат.

Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Конечно, она может исчезнуть с установлением общественного самоуправления, но пока это нереально. Для демократического государства главное – не борьба с элитарностью, а формирование профессиональной, полезной для общества элиты, не отчужденной от народа, не превращенной в привилегированный слой, а подконтрольной обществу. Иными словами, в центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты.

4.Список литературы.
1. Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России. – М., 2003

2. Дремин М. А., Захаров Н. Н. Учебное пособие по политологии. – М., 2004

3. Зосименко И. А., Куклев В. А. и др. Политология: Курс лекций. – М., 2003

4. История политических и правовых учений/ Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА-М, 1998



Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Конечно, она может исчезнуть с установлением общественного самоуправления, но пока это нереально. Для демократического государства главное – не борьба с элитарностью, а формирование профессиональной, полезной для общества элиты, не отчужденной от народа, не превращенной в привилегированный слой, а подконтрольной обществу. Иными словами, в центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты.


Каталог: new cite -> rus -> works -> arhiv -> 32701
arhiv -> Комитет по науке и высшей школе
arhiv -> Комитет по науке и высшей школе
32701 -> Контрольная работа №1 по дисциплине Социология и политология студента группы 32701 зачетная книжка №13-7-043
works -> Контрольная работа Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста Студент гр. 02701 спец. №030504. 51
arhiv -> Контрольная работа студента заочного отделения по специальности 030912 группы 12701 Упрыкина Семёна Аркадьевича Санкт-Петербург
arhiv -> Контрольная работа по дисциплине Менеджмент (название) студента группы 12201 зачетная книжка №11-2-080
arhiv -> Контрольная работа по дисциплине Менеджмент студента группы 12701 зачетная книжка №11-5-006


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница