Концепция современного образовательного учреждения «гимназия поликультурного пространства»



страница1/4
Дата21.05.2016
Размер306 Kb.
  1   2   3   4
КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ГИМНАЗИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА»


Введение
Создание новой современной модели образовательного учреждения продиктовано участившимся в последнее время в мире проявлением нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществе, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражение убеждений. Этот факт представляет собой угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и является препятствием на пути социального развития.

Обращая особое внимание на обязанность государств развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, бороться с проявлениями нетерпимости, Генеральная конференция ЮНЕСКО, преисполненная решимости сделать всё необходимое для утверждения идеалов толерантности в обществе, 16 ноября 1995 года приняла Декларацию принципов толерантности, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость общения и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабной миграции населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

Толерантность – это способность индивида воспринимать характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов, отличающиеся от его собственного мнения и образа жизни, без возражений и противодействия. Это является доминантой жизни и доминантой отказа от агрессии.

Толерантность и интолерантность – одни из наиболее существенных явлений и поведенческих характеристик индивидов в общественных отношениях. Надо учитывать, что число причин для проявления толерантности, а еще более – интолерантности в современном мире неуклонно возрастает. В связи с этим «активная жизненная позиция», «гражданственность», «патриотизм», непосредственно связанные с небезразличием человека к окружающему, с его заинтересованным, пристрастным отношением должны воспитываться таким образом, чтобы они не оборачивались конфликтами, враждой, кровопролитиями. Следовательно, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности – одна из актуальнейших общественных задач.

Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общества. В школе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

В декларации подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценности, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.

Настоящая Концепция разработана с учетом основных положений «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.), Закона РФ «Об образовании» (1996 г.), «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», международной Декларации принципов толерантности (1995 г.), федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» (2001 г.), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г. школа призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннее развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

- формирование целостного миропонимания современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование трудовой мотивации, активной жизненной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- многообразие и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

- преемственность ступеней образования;

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными учащимися, участие педагогических работников в научной деятельности;

- подготовку высокообразованных людей, готовых к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- противодействие негативным социальным процессам;

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Школа формирует личность – человека культуры. Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, обладающая качествами гражданина. Человек культуры – это личность гуманная, духовная, творческая, эрудированная, эстетически развитая, практичная.

Концепция является методологической основой построения новой современной образовательной модели «Гимназии поликультурного пространства». На её основе организуется практическая деятельность коллектива гимназии в сфере воспитания подрастающего поколения в условиях поликультурной среды.


  1. Основные подходы и принципы построения образовательного процесса в «Гимназии поликультурного пространства»

Основными подходами к построению образовательного процесса в гимназии являются:



- аксиологический подход

Толерантность рассматривается в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп, что обусловливается национально-региональными факторами (Чувашия – национальный и поликультурный регион). Именно второе понимание толерантности легло в основу настоящей концепции.

Толерантность как ценностное отношение человека к людям выражается в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознания его права быть иным. Принятие – это положительное отношение к его инакости. Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения. При этом к культурным группам относятся группы, объединенные этническими, конфессиональными, гендерными, возрастными, имущественными признаками, особенностями физического или интеллектуального развития и т.п.

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. В школе очень важно создать такое пространство, где толерантность была бы нормой жизни, общения, поведения и межличностного взаимодействия.



- герменевтический подход

Педагогическая герменевтика изучает проблему понимания, истолкования и выявления глубинных смыслов образовательной деятельности в целом и воспитательной практики в частности. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Применение герменевтического подхода обеспечивает культуру толерантности как норму жизни, в основе которой лежит эмпатия, направленная на создание нового образа ребенка. Целостное видение приближает педагога к пониманию уникальности ребенка. Информация о ребенке рассматривается не как законченная, а как постоянно развивающаяся, вновь создаваемая, она не воспроизводится по раз и навсегда заданному образцу. Овладение герменевтическим методом означает для педагога повышение культуры своего профессионального мышления, развитие собственной культуры толерантности.



- лингвокультурологический подход

Создание эффективной модели формирования толерантной личности школьника невозможно в отрыве от языковой личности, без учета её многоуровневой организации, принципов формирования и структуры. В процессе усвоения родного языка происходит первичное познание мира, развитие мышления ребенка, становление его как личности, приобщение к духовным ценностям нации. Знание родного языка – элемент высокой образованности и культуры.

Изучение чувашского языка как государственного расширяет коммуникативные и познавательные возможности учащихся, обеспечивая общение с представителями чувашского народа и одновременное вхождение в его культуру.

Знание иностранных языков приобщает учащихся к мировой цивилизации, общечеловеческому опыту, шедеврам мировой литературы и имеет прагматическое значение в условиях усиливающихся экономических контактов республики с зарубежными странами.

В процессе формирования толерантной языковой личности необходимо учитывать, что структура языковой личности складывается из трех взаимосвязанных уровней: вербально-семантического, лингвокогнитивного, мотивационного.

При таком подходе важное значение приобретает стимулирование и использование коммуникативных потребностей обучаемых, их развитие, связанное с общественной необходимостью и индивидуальной заинтересованностью в изучаемом языке.

Основными принципами и целевыми установками лингвистического образования являются:


  1. Высокий уровень лингвистической образованности и компетентности, предполагающий: формирование интеллектуальной, высоконравственной языковой личности на основе родного (русского) языка и культуры; формирование и развитие билингвальной языковой личности в процессе изучения русского языка и русской культуры и чувашского языка и культуры; обогащение языковой личности знанием иностранных языков и культур народов - их носителей.

  2. Взаимосвязанное обучение языкам, использование элементов сопоставительно-типологического изучения языков как средства развития лингвистических способностей учащихся, выработки у них языкового чутья, способности осознавать общие и национально-специфические свойства языков.

  3. Культурологическая направленность обучения языкам. Взаимосвязанное изучение языков и культур (диалог языков - диалог культур): отражение в языках общечеловеческой и национальных культур.

  4. Формирование языковой, коммуникативной и культурологической компетенции учащихся. В зависимости от конкретных целей изучения родного (русского), чувашского и иностранных языков разное соотношение и глубина усвоения языков в их основных функциях: средства общения (коммуникативная функция), средства мышления (дискурсивная функция), средства воздействия (воспитательная функция).

  5. Усвоение русского, чувашского и иностранных языков должно базироваться на психолого-педагогической основе деятельностно-развивающего обучения, на принципах функциональной и коммуникативной лингвистики, теории речевой деятельности, психолингвистической теории текста, теории развития личности, лингвокультурологической теории обучения языкам.

  6. В качестве одного из основополагающих принципов методики преподавания языков может выдвигаться принцип межпредметных связей. Развитие языковой личности, являясь основой развития личности в целом, должно обеспечиваться общими усилиями всего педагогического коллектива школы, а цикл лингвистических дисциплин должен быть центральным в системе личностно ориентированного обучения.

Таким образом, основной целью обучения языкам в «Гимназии толерантности» должно явиться формирование толерантной языковой личности.

- этнопедагогический подход

В процессе воспитания толерантной личности важную роль играет народная педагогика. Обращение к педагогической практике народа способствует сохранению своеобразия национальной системы воспитания, ментальности личности от неоправданного разрушения и позволяет избежать ошибок современного воспитания.

Сила народной педагогики в естественности, преемственности, духовности, коллективном и творческом характере, природосообразности. Она всегда способствует развитию у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, отвага и стойкость, патриотизм, а также требует уважения к человеку, честности, правдивости, скромности, стремления словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности. В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, осознанию ею своего общественного значения и права на уважение среди окружающих. Тот, кто не уважает личность в самом себе, не уважает её большей частью и в других людях.

Ценность народной педагогики заключается в отношении к ребенку как к самобытной и самоценной личности, которая имеет право на самостоятельность, собственный выбор и даже ошибки. Живя среди людей, постоянно общаясь с ними, ребенок учится преодолевать трудности, убеждается в том, что терпение и настойчивость – это путь к успеху. Народная педагогика не дает готовых рецептов воспитания, она предоставляет простор творческой деятельности взрослых в работе с детьми.

В основе народной педагогики лежат ценности толерантности; интеграция их в учебно-воспитательный процесс гимназии обусловливает его этнопедагогизацию.

Основными принципами построения образовательного процесса «Гимназии поликультурного пространства » являются:



  • принцип поликультурного взаимодействия – организация встреч с иными куль­турами в специально подготовленной, педагогизированной среде, привлекательной и ценной для школьника. Педагог как бы «перемещает» контакты школьника с другой культурой из стихийной социальной среды в некое ограниченное педагогическими рамками пространство, внутри которого можно произвольно и целенаправленно создавать необхо­димые условия для успешного, в плане воспитания, протекания этих встреч: выбирать «собеседника» и предмет взаимодействия; регулировать их продолжительность и интенсивность; организо­вывать специальную работу - дискуссии, рефлексию. В организации встреч школьников с иными культурами возможно

  • использование в педагогической практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур (во время экскурсий, туристско-краеведческих экспедиций). Это позволяет пе­дагогу организовать встречу школьника с различными, непохо­жими на него и его привычное окружение, людьми ценностями культур в естествен­ных условиях, «лицом к лицу», что в пределах школы сделать очень сложно. Именно личные встречи способствуют пре­одолению многих стереотипов ребенка в отношении представи­телей других культур. Перенесение процесса воспитания из школьной сре­ды в естественную, природную, более привлекательную для школьника, позволяет педагогу преодо­левать многие трудности, связанные с воспитанием тех ребят, которые характеризуются повышенной конфликтностью, агрес­сивностью, пренебрежительным отношением к школе, отсутстви­ем позитивных контактов с педагогами. Использование в воспи­тании разнообразных форм организации жизнедеятельности детей способствует конструктивному разрешению противоречий, воз­никающих в процессе их социализации. Таким образом решается проблема воспитания толерантности у так называемых проблем­ных учащихся, которые в школе часто оказываются вне педа­гогических событий;

  • проведение встреч школьников с иными культурами, смоделированных педагогом в специальных игровых ситуациях. Учащиеся берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую куль­турную позицию (что, конечно, требует от них основательной подготовки к игре), вступают в предусмотренный игровым сце­нарием «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам. Подобные игровые ситуации можно организовать в рамках обычных школьных занятий. Большим потенциалом в этом обладают уроки, а также факультативы, клубы, кружки гуманитарной направленности и классные часы. В выборе тем игровых занятий и времени их проведения педагог может опираться на учебные программы по школьным предметам, тем самым встраивая данные занятия в учебный процесс. Это позволит ученику подойти к разыгры­ваемой встрече с некоторым полученным на уроках запасом знаний о той или иной культуре; педагогам - использовать данные занятия и в учебных целях (стимулирование познавательной активности учащихся, рас­ширение полученных ими на обычных уроках знаний, выполнение функций закрепления пройденного материала по соответству­ющей теме); избежать перегрузки учебных программ дополнительными спецкурсами, факультативами по толерантности.

    • принцип проблематизации межкультурного взаимодействия, основанный на искусственно создаваемых для учащихся проблемных ситуациях, направленных на выявление возможных неприятий, противоречий в отношении к иным культурам, что позволяет обнаруживать и преодолевать собственные стереотипы, пред­рассудки, ранее не осознаваемые. Цель проблематизации - вызвать сомнение в, казалось бы, очевидном: часто учащимися высказываются кажущиеся им вполне безобидными мнения, которые могут но­сить дискриминационный характер, даются оценки или характе­ристики иным людям, которые могут оказаться унизительными и оскорбительными для них. Сложность самостоятельного обна­ружения подобных нравственных проблем связана с тем, что ситуации, оцениваемые культурным меньшинством как социально несправедливые, многими учащимися – представителями доминирующей культуры – оцениваются как вполне нормальные и само собой разумеющиеся, так как нали­чие этой несправедливости не проблематизировано в сознании учащегося. Нередко наблюдаемое противоречие между декларируемой учеником приверженностью гуманис­тическим принципам и его реальными установками часто со­держит элементы интолерантности. От педагога при организации работы по про­блематизации толерантных установок требуется осо­бое внимание и чуткость.

    • принцип активизации критического мышления учащихся

Организация проблемных дискуссий по той или иной проблеме поли­культурного общества позволяет учащемуся соотнести соб­ственное отношение к иным культурам со взглядами и мнения­ми сверстников, способствует коррекции этих отноше­ний, так как мнение сверстников может стать источником изменения их соб­ственных взглядов. Педагогу необходимо создать в группе атмосферу взаимо­принятия, уважения точек зрения всех участников дискуссий. Подобная атмосфера толерантности задает своеобразный об­разец поведения школьника в ситуации разнообразия взглядов, которого он может придерживаться и за пределами школы. В ходе дискуссий учащимся приобретается опыт учета иных точек зрения и координации их со своей собственной. Формирующаяся позиция учащегося в отношении представителей иных культур должна быть осмыслена им. Рефлексия позволяет оформить свою собствен­ную позицию в сфере межкультурных отношений. Это в свою очередь открывает перед ним перспективу сделать данную позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования самого себя. Перед педагогом стоит задача активизировать рефлек­сию, организуя ее в благоприятных условиях и в удобных для проведения формах: устные - инициируемые вопросами педагога свободные высказывания учащихся, отражающие их впечатления, переживания, мнения или выс­тупления по предложенному педагогом шаблону; письменные – предполагают большую ис­кренность учащихся в написании сочинений-размышлений, выступающих в качестве подведения итогов тех или иных педагогических событий. Активизация процесса рефлексии предполагает проблемную ситуацию, мотивирующую выбор учащимися толерантных позиций. Для оказания помощи учащимся в ов­ладении умением критически мыслить, вести диа­лог, анализировать свою и чужие точки зрения организуются специальные тренинги, способствующие разви­тию навыков толерантного поведения. Це­лесообразность оказания такой помощи зависит от конкретной ситуации, степени сформированности соответствующих умений.

    • принцип этноспецифического детерминизма педагогических воздействий, предполагающий, что обучение и воспитание должны всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны их объекту, соответствовали бы исторически сложившимся традициям, привычкам конкретного народа и которые учитывали бы влияние на этот процесс его национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития.

    • принцип единства национального сознания и национально-своеобразной педагогической действительности, предусматривающий, что активность педагога может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития.

    • принцип педагогического воздействия в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, предполагающий осуществление всего комплекса педагогических мероприятий именно в процессе национально-специфической жизни и труда, развивающихся в соответствии с законами, национальными традициями, свойственными конкретным этносам.

    • принцип развития национальных адаптационных возможностей к педагогическим воздействиям, с одной стороны, предполагающий наличие определенных трудностей в восприятии педагогических воздействий (особенно если педагог является представителем другой национальности), а с другой – оставляющий перспективы для приспособления к ним, так как сам педагог и объекты воздействия со временем могут улучшать свои взаимодействие и общение. Особая роль в воспитании культуры человека принадлежит традициям.



  1. Цели и приоритетные задачи образовательного процесса в «Гимназии поликультурного пространства »

Цели: актуализация ценностей толерантности, формирование установок толерантного сознания и поведения учащихся, ориентированного на признание, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира.

Задачи:


    • формирование жизненных ценностей и культуры развивающейся личности гимназиста: способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными учениками, так и между коллективами (классами, параллелями); формирование у учащихся навыков свободного мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях; поощрение стремления к защите прав других;

    • обучение толерантности: осознание учащимися общих прав, свобод и возможностей их реализации; изучение мировых культур, искусства, литературы, мировых религий, национальных традиций и обычаев;

    • разработка и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде гимназии;

    • вовлечение гимназистов в движение «На пути к культуре мира»: воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными методами.




  1. Каталог: HOME
    HOME -> Чувашской Республики «Расмотрено»
    HOME -> Ассоциации социальных педагогов и педагогов-психологов Мариинско-Посадского района на 2015-2016 учебный год
    HOME -> Адаптация первоклассника
    HOME -> Особенности адаптации первоклассников к школе «Школьная адаптация»
    HOME -> «Из детского сада в школу»
    HOME -> На уроках изобразительного искусства с помощью интеграции педагогических технологий
    HOME -> Средства аддикций подразделяются на следующие типы
    HOME -> Клинические и организационно-методологические аспекты военно-врачебной экспертизы граждан, страдающих психическими


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница