Конспект урока по истории в 10 классе по теме: «Преобразования Петра I. Петр Великий чудо или чудовище?»



Скачать 215.88 Kb.
Дата21.05.2016
Размер215.88 Kb.
ТипКонспект урока
ПЛАН:
Введение

  1. Содержание понятия «творческое мышление» и проблема его развития.

  2. Условия, способы и методы развития творческого мышления на уроках истории.

  3. Конспект урока по истории в 10 классе по теме: «Преобразования Петра I. Петр Великий – чудо или чудовище?»

Заключение
Введение
На современном этапе развития общества возникла потребность в творчески развитой личности. В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению человека. Необходимо, чтобы каждый человек, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т.е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения и т.д. Одним из способов достижения этой цели является формирование творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности.

Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории.

В процессе обучения учащихся истории учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать у учащихся умения осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию. Решение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения опыта ведения диалога и дискуссии. Поэтому арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала.
1. Содержание понятия «творческое мышление» и проблема его развития
С психологической точки зрения мышление – это наименее изученный психический объект исследования многих психологов и педагогов.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е. П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:


  • беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

  • гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

  • оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

  • любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

  • способность к разработке гипотезы;

  • ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

  • фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

  • способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д.

Е.П.Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

  • легкость – быстрота выполнения текстовых заданий;

  • гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

  • оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

  • точность выполнения заданий [5, с.122-123].

В отечественной психологии также широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И. Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту: учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность [6, с.23].

По В. Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее) [3, с.112].

Суть творческого мышления сводится, по мнению Я. А Пономарева, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности [8, с.10].

Я А. Пономарев, В. Н. Дружинин, В. Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак творческого мышления – спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело – оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и т.д.

Итак, творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Показателями, характеризующими творческое мышление являются: беглость, гибкость, оригинальность мысли.

Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики.

Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей [9, с.23].

Существующая система образования, основанная (за редким исключением) на традиционной дидактике, считающей обучение процессом объективно детерминированного развития, обеспечиваемого лишь передачей обучаемым уже известного знания, вполне удовлетворительно производит хороших специалистов лишь для репродуктивной деятельности. Известный принцип «сначала научи ремеслу, а потом пусть обучаемый творит так, как ему хочется» основывается имплицитно или эксплицитно на четырехуровневом членении знаний [1, с.29].

В соответствии с этой концепцией выделяются четыре уровня знаний:


  • знания-знакомства, позволяющие осознать определенную информацию, различить явления;

  • знания-копии, при помощи которых можно репродуцировать усвоенную учебную информацию;

  • знания-умения, позволяющие применять полученную информацию в
    практической деятельности;

  • знания-трансформации, через которые полученные ранее знания
    переносятся на решение новых задач, новых проблем (это уже уровень
    творчества).

Алейников А.Г. утверждает, что творчеству можно и нужно учить с детства. Следует отметить довольно распространенное мнение, что способность к творчеству - «божий дар» и поэтому обучить творчеству невозможно. Однако изучение истории техники и изобретений, творческой жизни выдающихся ученых, изобретателей показывает, что все они обладали наряду с высоким (для своего времени) уровнем фундаментальных знаний еще и особым складом или алгоритмом мышления, а также особыми знаниями, представляющими эвристические методы и приемы. Причем последние нередко сами и разрабатывали [1, с.32].

Успех в обучении и воспитании творческой личности зависит не только от добротного усвоения уже известных фактических знаний и их объема. Творчество предполагает свободное развитие личности, и в этом развитии школа занимает одно из центральных мест. Но такая школа должна быть построена на нетрадиционных принципах организации учебно-воспитательного процесса. Творчество и нестандартный подход в построении школьного обучения тесно взаимосвязаны.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся [10, с.11].

Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми.

Творческая деятельность – продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Е. А. Яковлева выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:



  • паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

  • доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

  • сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

  • ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

  • неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

  • формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

  • стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

  • высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

  • индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

  • проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций  [12, с.102-103].

Соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников. Решение любой исследовательской задачи предполагает выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой может выступать методологический подход к исследованию. Проблема развития креативных способностей в настоящее время решается с позиций системно-функционального, комплексного, личностно-ориентированного, индивидуально-творческого и других подходов.

2. Условия, способы и методы развития творческого мышления на уроках истории
Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности.

Достичь этого возможно при использовании современных методов обучения истории, которые предполагают не только репродуктивность, но способствуют развитию активного и интерактивного освоения знаний.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся  в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:


  • стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

  • раскрыть свои способности;

  • приобрести уверенность в себе;

  • совершенствовать свои коммуникативные навыки;

  • возможность формировать у учащихся творческое мышление [2, с.14].

В процессе обучения учащихся истории и обществознания учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать умения учащихся осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию.

Рассмотрим некоторые возможные методы и средства обучения истории, направленные на развитие творческого мышления учащихся.

Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения.

Развивающее обучение – это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников, обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Учитель организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями.

Дидактическая структура знаний по истории: факты, представления, понятия, причинно – следственные связи, закономерности и мировоззренческие идеи. Успешное овладение структурой знаний по истории возможно, если ученик владеет общеучебными умениями и навыками.

Метод развивающего обучения – метод постановки учебных задач. Различие между вопросом как методом проверки знаний в традиционной системе обучения и учебной задачей в развивающем обучении: вопрос предполагает ответ по тексту учебника: кто, что, когда, зачем и т.д. Задача предполагает поиск информации, перенос усвоенных знаний и умений: установите, объясните, определите, найдите и т.д.

Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки:



  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • необычные условия работы;

  • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях [4, с.12].

     Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, сказки, загадки, «расследования»).

Показатели развивающего обучения личности:



  • уровень сформированности понятийного мышления,

  • самостоятельное нахождение учащимися логических связей, закономерностей,

  • деятельностный подход учащихся к усвоению знаний [7, с.11].

Таким образом, развивающая система – это знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий. В итоге, учащиеся должны уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, должны знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, знать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание.

Мозговой штурм. Учитель формулирует учебную проблему, определяет правила и условия коллективной работы. Образует группы по 3 – 5 человек и экспертную группу (хорошо подготовленные учащиеся, которые умеют аргументировать своё мнение). Затем учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к проблеме, которую надо быстро решить. Штурм поставленной проблемы во всех группах одновременно – 10–15 минут. Эксперты фиксируют идеи, оценивают работу каждого ученика, соблюдение правил. Затем эксперты обсуждают, отбирают и оценивают лучшие идеи, сообщают о результатах работы, публично защищают наилучшие идеи.

Технология метода проекта при обучении истории.

Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определённых личностных качеств. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность [11, с.3].

Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением. Учебно–познавательный проект – это поиск решения проблемы учащимися.



Модульная технология. При обучении учащихся в 10-11 классах учитель призван не только насыщать учащихся исторической информацией, но и учить учащихся самостоятельно добывать знания. Самообразование является условием развития интеллектуальной личности. Методика модульной технологии основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Модульная (блочная) организация подачи материала:



  • лекция (урок изучения нового материала),

  • семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков),

  • коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).

Существенные элементы модульной технологии:

  • блочное (модульное) построение учебного материала;

  • мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

  • преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории;

  • организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя [11, с.4-5].

Традиционные методики преподавания истории применяются в репродуктивной образовательной модели, модульная технология способствует формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности.

Информационные технологии используются для организации проектной и исследовательской деятельности учителей и учащихся. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути её решения, находят эффективные приёмы и средства самостоятельной работы. Необходимо отобрать текстовый, иллюстративный материал, сделать подборку документов, карт, схем, фото, видеофрагментов. Учащиеся следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с различными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал, составляют таблицы. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Информационные технологии развивают у учащихся информационную культуру. В результате обучения по информационной технологии учащиеся критически относятся к информации в сети Интернет, они умеют отделять правду от вымысла.

Использование интерактивных форм обучения. В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и востребовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае – следствие, продукт опыта переживаний. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Усвоение исторических реалий путем погружение в мир прошлого – вот что дают интерактивные формы обучения. Но главное – развить способности ученика, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения [11, с.6-8].

Таким образом, наряду с репродуктивным образованием, следует обучить учащихся таким мыслительным операциям и способам деятельности, как знание и запоминание, умения и навыки, коммуникацию и анализ. Использование интерактивных форм обучения, информационные технологии, модульная технология и технология метода проекта при обучении истории, мозговой штурм, развивающие технологии обучения истории – вот небольшой перечень нетрадиционных возможных методов и средств развития творческого мышления учащихся на уроках истории в настоящее время.

3. Конспект урока по истории в 10 классе по теме: «Преобразования Петра I. Петр Великий – чудо или чудовище?»
Цель урока:


  • обобщить и углубить знания учащихся по теме «Преобразования Петра I», в ходе дискуссии и работы в группах, используя различные оценки деятельности Петра I, определить итоги и значение его реформ;

  • развивать умения учащихся работать в малых группах, правильно вести дискуссию, анализировать, делать выводы, обобщать;

  • воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма.


Оборудование:

  • карта «Россия в первой половине XVIII века»,

  • выставка художественной и научной литературы об эпохе Петра I,

  • иллюстрации «Сражение у Гангута», «Полтава».


Понятийный минимум: регулярная армия, коллегии, Сенат, Синод, империя,

протекционизм, меркантилизм, абсолютизм, приписные

крестьяне, посессионные крестьяне, губерния.
Ход урока:


  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Постановка проблемного задания (2 мин.)

  3. Информационно-поисковый этап (30 мин.)

  4. Решение проблемного задания. Подведение итогов (5 мин.)

  5. Рефлексивный момент (5 мин.)

  6. Задание на дом (1 мин.)

I. Объявление темы.

Определение целей урока.
II. Первый император России, Петр подается литераторами, исследователями то как величайший деятель, мудрый преобразователь, то как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином.

В статье «Грядущий храм» Д. Мережковский в 1905 г. выдвинул вопрос:

«Что такое Петр? Чудо или чудовище?» Ваша задача – решить для себя этот вопрос в течение урока.

Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.

А. И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: «Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом».
Итак, проблема: Как же нужно оценивать деятельность Петра I?

III. 1) Для решения этой проблемы разделимся на 2 группы:

l-я – приводит факты и примеры положительной оценки реформ.

2-я – оппоненты, то есть находят недостатки реформ.


Вопросы для дискуссии:

а) экономические реформы,

б) социальная политика,

в) внешняя политика (отрывок из «Полтавы»),

г) культура.
Учащиеся обсуждают, доказывают свою точку зрения. В течение урока каждый работает на индивидуальных листах. В заключение первого этапа дискуссии каждый подводит итоги на листах в виде сравнительной таблицы: + и - (2')
2) Выполняют задание на доске по вариантам:

Соотнесите событие и дату. Из полученных букв составьте слово и объясните его значение.

I вариант

1. Основание Санкт-Петербурга

2. Начало Северной войны

3. Прутский поход

4. Учреждение Синода

5. Указ о единонаследии


1711 г. – Н

1721 г. – А

1703 г. – С

1714 г. – Т

1709 г – Е


II вариант

1. Провозглашение России империей

2. “Табель о рангах”

3. Гангутское сражение

4. Учреждение Сената

5. Первый Азовский поход

6. Указ о создании российского флота

7. Ништадтский мирный договор

8. Начало городской реформы



1714 г.- Л

1711 г.- Л

1721 г.- К

1722 г.- О

1699 г.- Я

1695 г.- Е

1696 г.- Г

1721 г.- И




Записывают, 2 человека работают у доски, остальные - на месте.

О какой реформе идет речь? (Отвечают)

Продолжим нашу дискуссию. Ваши аргументы «за» и «против».
3) Задания по группам (по 4 человека) – анализ документов:

№ 1.


«…Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1.1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать...

1.2. А с сего указа кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье... и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымыслом (обманом) для укрепления не продавати...»

1. О каком документе идет речь?

2. Когда он был принят?

3. В чем его значение?


№ 2

«…Наше же Российское государство... преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат …

Между тем мы за благо усмотрели... сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.

1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы...

2. Кто новые металлы и минералы обрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать…»

1. Чему посвящен этот документ?

2. В чем его значение?

3. Соответствует ли он политике протекционизма?


№ 3

«...Ныне по нашим указам... к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы... Того ради позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того тех деревень особо без заводов отнюдь не продавать и не закладывать»

1. О какой категории работников идет речь в документе?

2. Зачем понадобился этот указ?


№ 4

«Понеже его царское величество... всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих поданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур... ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, ... и надлежащие Государственные... учредить».

1. О создании чего идет речь в документах?

2. Как этот документ называется?

3. В чем его значение?
№ 5

«Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».

1. Когда были сказаны эти слова Петром?

2. В чем значение этого события?


№ 6

«В 27 день по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и тогож утра приближася к неприятелю... Когда господин адмирал... учредя флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою щвецкою эксвадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда ... господин адмирал дал сигнал авангарду атаковать, которая атака началась в третьем часу и продолжалась до пятого часа... Воистину нельзя описать мужества наших, ... а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито и ранено, тому при сем реестр».

1. О чем идет речь в документе?

2. В чем значение этого события?


  IV. Итак, подведем итоги. Как же можно оценивать реформы Петра I? Ваша позиция: + и - . (Отвечают).
V. Рефлексивный момент.

Попробуйте составить свою программу или дополнения к реформам Петра I так, чтобы было как можно больше положительных результатов и были устранены недостатки.



Работают на листах. В конце урока сдают работы, учитель оценивает всех учащихся, учитывая устные и письменные ответы.
VI. Д/з: Подготовить сообщения о главных действующих лицах периода дворцовых переворотов (опережающее задание).  Повторить §§ 41-44.

Заключение
Итак, существует несколько подходов к пониманию сущности «творческое мышление». Самым распространенным из них является следующий: творческое мысшление – это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Итогом творческого мышления является нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта. Единых показателей и критериев для оценки творческого мышления нет. Каждый исследователь, занимающийся этой проблемой выдвигает собственные. Среди них можно указать следующие: оригинальность мысли, продуктивность и вариативность предлагаемых решений, степень новизны, быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей, восприимчивость к проблеме и т.д.

Опыт показывает, что обучение, построенное на деятельностном подходе, основанном на решении творческих задач, с одной стороны активно развивает творческий потенциал обучаемых, с другой стороны является самой действенной мотивацией к обучению.

В современных условиях учитель истории должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объёмом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях.



Поэтому наряду с репродуктивным образованием следует обучать учащихся таким мыслительным операциям и способам деятельности, как знание и запоминание, умения и навыки, коммуникацию и анализ. Использование интерактивных форм обучения, информационные технологии, модульная технология и технология метода проекта при обучении истории, мозговой штурм, развивающие технологии обучения истории – вот небольшой перечень нетрадиционных возможных методов и средств развития творческого мышления учащихся на уроках истории в настоящее время.

Литература:


  1. Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. - № 12. – С.29-34.

  2. Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.

  3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 1999. – 368 с.

  4. Дьяченко, В. К. Новая дидактика. – М. : Народное образование, 2001. – 210 с.

  5. Козырев, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырев. – Пенза : НМЦ ПГОО, 1994. – 344 с.

  6. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. – М. : Знание, 1974. – 64с.

  7. Мельникова, Е. А. О современных методах преподавания истории / Е. А. Мельникова // Преподавание истории в школе. - 2004. - № 1. – С.10-16

  8. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. – М.: Академия пед. наук, 1960. – 260 с.

  9. Сысун, О.И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству / О. И. Сысун // Пачатковая школа. – 2006. - № 11. – С.23-29.

  10. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Терехова. – Екатеринбург, 2002. – 110 с.

  11. Шевченко, Н. И. Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе / Н. И. Шевченко // Преподавание истории в школе. – 2002. - № 9. – С.2-8.

  12. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности школьника. – М. : Фланта, 1997. – 264 с.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница