Б.В. Марков. 2
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. 2
ВВЕДЕНИЕ. Идея человека в науке, философии и религии 2
Биология и антропология 3
Этнография и культурология 9
Онтология и антропология 12
Рука и орудие 14
Человек и техника 16
Человек как медиум коммуникативных систем 20
ЧАСТЬ 1. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ СВОЕЙ МЫСЛИ 21
Забота о себе в античной философии 22
Человек как политическое животное (Афины и Рим) 27
Политический театр 32
Ад, Чистилище и Рай в католической теологии 34
Дух и плоть в протестантской антропологии 39
Душа и сердце в русской религиозной философии 46
Учение о сердце как месте примирения духа и тела. 55
Рассудок и разум в философии Нового времени 63
Душа и тело в философии Декарта и Спинозы 65
Человек как родовое существо и гражданин мира у Канта 70
Прагматическая антропология Канта 72
Свобода и опыт признания у Гегеля 81
Свобода и право 87
Метафизика любви 90
Теономная антропология (Соловьев и Шелер) 96
Сверхчеловек Ницше 103
Антропологический поворот в философии ХХ века 107
Бытие и человек (онтологическая антропология М. Хайдеггера) 110
Сознание и бессознательное 114
Я и другой (коммуникативная антропология) 120
Герменевтика Другого 122
Автор и герой 124
Слово, образ и звук 126
Критическая антропология М. Фуко 128
Реквием сексуальности 134
Контрольные вопросы. 139
ЧАСТЬ 2. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ПОСЛЕ «СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА». 140
Дуальность природы человека 140
Человек и животное 141
Тело 145
Человек как половое существо 148
Психосоциогенез сознания 151
Культура стыда и чести 157
Искусство любви 162
Антропология межличностной коммуникации 175
Лицо 176
Клиповое лицо 181
Совместная еда как форма близости 182
Слух и зрение 186
Восприятие жизни и смерти в истории культуры 189
Здоровье и болезнь 189
История различия живого и мертвого 193
Пространство смерти 196
Призраки смерти 200
Семья как дисциплинарное пространство культуры 203
Пастырство плоти 206
Мужское и женское в современном обществе 210
Государство и человек 216
Национальное и национализм 225
Моральный порядок 227
Заключение. Основные этапы глобализации 235
Контрольные вопросы. 245
Б.В. Марков. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
ВВЕДЕНИЕ. Идея человека в науке, философии и религии
Вопрос «Что такое человек?» не имеет однозначного ответа, потому что в каждую эпоху ставится по-разному. Греки понимали человека через борьбу титанического и олимпийского начал. Они не возвеличивали его, но сумели найти достойный выход из тупика смерти, на которую он был обречен. Отчасти разум, отчасти жесткая самодисциплина и телесные практики закаливания и спорта сумели выковать из слабого, ленивого, падкого на удовольствия существа нечто достойное. В конце концов, греки имели полное право гордиться собой. Их нарциссизм имел прочные культурные основания.
Наоборот, идеализация человека в христианстве имела компенсаторный, фантазматический характер. Она пустила столь прочные корни, что и сегодня, после смерти Бога, наш дискурс о человеке остается по-прежнему христианским. Теология вывела человека из-под власти бытия и определила его как креатуру Бога, как его образ и подобие. Она славила его как продукт последнего дня творения, как господина над всеми тварями, которыми Бог населил Землю. Но, решив вопрос, откуда возник человек, теология оказалась перед новой трудностью: если он создан Богом, то последний либо имел некий план, образ человека, либо сам стал человеком, если создал его похожим на себя. Таким образом, идея человека остается предпосылкой теологии, и можно, вслед за Фейербахом, говорить об антропологическом понимании религии, согласно которому не человек создан по образу и подобию Бога, а наоборот, боги соответствуют тому или иному культурно-историческому типу человека.
Если же человек является таким продуктом, который не имеет творца, если отсутствует какой-либо сознательный план его развития и совершенствования, то это означает его абсолютную открытость, или экстатичность. Именно так и определялся человек в философской антропологии ХХ в. Он перестал считаться креатурой Бога, был изъят из под действия законов эволюции, но попал под пресс культуры. Осуществляя себя в труде, в научном и техническом творчестве, он стал медиумом технологических и коммуникативных структур.
Антропология и религия всегда доставляли особое беспокойство философии. Теоцентризм и антропоцентризм составляли конкуренцию онтологизму и гносеологизму. Антропоцентризм открыто и прямо заявляет, что поскольку мы –– люди, то смотрим на мир с человеческой, даже «слишком человеческой» точки зрения. Антропология проникала и в космологию: человек существует как высший продукт мирового процесса, и уже на самых ранних его ступенях закладывались предпосылки и условия возможности его появления. Антропный принцип в физике приводит к утверждению о том, что на уровне формирования так называемых углеродных решеток развитие имело направленный на человека характер. Естественнонаучный поход центрирован на человека, а так называемый объективизм есть не что иное, как замаскированный под объективизм антропологизм.
Размышляя о противоположности человека и животного, духа и тела, природы и культуры, нельзя ограничиться абстрактными философско-теологическими и социобиологическими дихотомиями. В современном знании о человеке произошли существенные сдвиги, изменившие традиционные границы. Так биология, занимающаяся описанием жизни популяций животных, установила наличие у них кооперации, дифференциации, коммуникации, а также практического интеллекта, которые прежде приписывались только человеку. Наоборот, историки и культурологи отмечают важную роль биологических факторов даже в современном обществе. Не менее ошеломляющими являются открытия микробиологии и генной инженерии, в корне изменившие традиционные представления о сохранении рода и воспроизводстве человека. Раньше полагали, что здоровый ребенок рождается у физически здоровых родителей. Однако наблюдения за цепью поколений обнаруживают непрерывные мутации и раскрывают еще одного невидимого участника процесса зарождения – микроба. Человек привык бороться с природой и рассматривает микроорганизмы и вирусы по аналогии с крупными хищниками. Они вызывают у него столь же сильный страх. Но человек выжил благодаря не только уничтожению, но и одомашниванию животных. Так и сегодня одной из важнейших задач цивилизации является превращение неуправляемых микроорганизмов в своих союзников.
Поделитесь с Вашими друзьями: |