Контрольные вопрос



страница1/31
Дата15.05.2016
Размер1.8 Mb.
#12510
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31




Б.В. Марков. 2

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. 2

ВВЕДЕНИЕ. Идея человека в науке, философии и религии 2

Биология и антропология 3

Этнография и культурология 9

Онтология и антропология 12

Рука и орудие 14

Человек и техника 16

Человек как медиум коммуникативных систем 20

ЧАСТЬ 1. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ СВОЕЙ МЫСЛИ 21

Забота о себе в античной философии 22

Человек как политическое животное (Афины и Рим) 27

Политический театр 32

Ад, Чистилище и Рай в католической теологии 34

Дух и плоть в протестантской антропологии 39

Душа и сердце в русской религиозной философии 46

Учение о сердце как месте примирения духа и тела. 55

Рассудок и разум в философии Нового времени 63

Душа и тело в философии Декарта и Спинозы 65

Человек как родовое существо и гражданин мира у Канта 70

Прагматическая антропология Канта 72

Свобода и опыт признания у Гегеля 81

Свобода и право 87

Метафизика любви 90

Теономная антропология (Соловьев и Шелер) 96

Сверхчеловек Ницше 103

Антропологический поворот в философии ХХ века 107

Бытие и человек (онтологическая антропология М. Хайдеггера) 110

Сознание и бессознательное 114

Я и другой (коммуникативная антропология) 120

Герменевтика Другого 122

Автор и герой 124

Слово, образ и звук 126

Критическая антропология М. Фуко 128

Реквием сексуальности 134

Контрольные вопросы. 139

ЧАСТЬ 2. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ПОСЛЕ «СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА». 140

Дуальность природы человека 140

Человек и животное 141

Тело 145


Человек как половое существо 148

Психосоциогенез сознания 151

Культура стыда и чести 157

Искусство любви 162

Антропология межличностной коммуникации 175

Лицо 176


Клиповое лицо 181

Совместная еда как форма близости 182

Слух и зрение 186

Восприятие жизни и смерти в истории культуры 189

Здоровье и болезнь 189

История различия живого и мертвого 193

Пространство смерти 196

Призраки смерти 200

Семья как дисциплинарное пространство культуры 203

Пастырство плоти 206

Мужское и женское в современном обществе 210

Государство и человек 216

Национальное и национализм 225

Моральный порядок 227

Заключение. Основные этапы глобализации 235

Контрольные вопросы. 245





Б.В. Марков.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.




ВВЕДЕНИЕ. Идея человека в науке, философии и религии


Вопрос «Что такое человек?» не имеет однозначного ответа, потому что в каждую эпоху ставится по-разному. Греки понимали человека через борьбу титанического и олимпийского начал. Они не возвеличивали его, но сумели найти достойный выход из тупика смерти, на которую он был обречен. Отчасти разум, отчасти жесткая самодисциплина и телесные практики закаливания и спорта сумели выковать из слабого, ленивого, падкого на удовольствия существа нечто достойное. В конце концов, греки имели полное право гордиться собой. Их нарциссизм имел прочные культурные основания.

Наоборот, идеализация человека в христианстве имела компенсаторный, фантазматический характер. Она пустила столь прочные корни, что и сегодня, после смерти Бога, наш дискурс о человеке остается по-прежнему христианским. Теология вывела человека из-под власти бытия и определила его как креатуру Бога, как его образ и подобие. Она славила его как продукт последнего дня творения, как господина над всеми тварями, которыми Бог населил Землю. Но, решив вопрос, откуда возник человек, теология оказалась перед новой трудностью: если он создан Богом, то последний либо имел некий план, образ человека, либо сам стал человеком, если создал его похожим на себя. Таким образом, идея человека остается предпосылкой теологии, и можно, вслед за Фейербахом, говорить об антропологическом понимании религии, согласно которому не человек создан по образу и подобию Бога, а наоборот, боги соответствуют тому или иному культурно-историческому типу человека.

Если же человек является таким продуктом, который не имеет творца, если отсутствует какой-либо сознательный план его развития и совершенствования, то это означает его абсолютную открытость, или экстатичность. Именно так и определялся человек в философской антропологии ХХ в. Он перестал считаться креатурой Бога, был изъят из под действия законов эволюции, но попал под пресс культуры. Осуществляя себя в труде, в научном и техническом творчестве, он стал медиумом технологических и коммуникативных структур.

Антропология и религия всегда доставляли особое беспокойство философии. Теоцентризм и антропоцентризм составляли конкуренцию онтологизму и гносеологизму. Антропоцентризм открыто и прямо заявляет, что поскольку мы –– люди, то смотрим на мир с человеческой, даже «слишком человеческой» точки зрения. Антропология проникала и в космологию: человек существует как высший продукт мирового процесса, и уже на самых ранних его ступенях закладывались предпосылки и условия возможности его появления. Антропный принцип в физике приводит к утверждению о том, что на уровне формирования так называемых углеродных решеток развитие имело направленный на человека характер. Естественнонаучный поход центрирован на человека, а так называемый объективизм есть не что иное, как замаскированный под объективизм антропологизм.

Размышляя о противоположности человека и животного, духа и тела, природы и культуры, нельзя ограничиться абстрактными философско-теологическими и социобиологическими дихотомиями. В современном знании о человеке произошли существенные сдвиги, изменившие традиционные границы. Так биология, занимающаяся описанием жизни популяций животных, установила наличие у них кооперации, дифференциации, коммуникации, а также практического интеллекта, которые прежде приписывались только человеку. Наоборот, историки и культурологи отмечают важную роль биологических факторов даже в современном обществе. Не менее ошеломляющими являются открытия микробиологии и генной инженерии, в корне изменившие традиционные представления о сохранении рода и воспроизводстве человека. Раньше полагали, что здоровый ребенок рождается у физически здоровых родителей. Однако наблюдения за цепью поколений обнаруживают непрерывные мутации и раскрывают еще одного невидимого участника процесса зарождения – микроба. Человек привык бороться с природой и рассматривает микроорганизмы и вирусы по аналогии с крупными хищниками. Они вызывают у него столь же сильный страх. Но человек выжил благодаря не только уничтожению, но и одомашниванию животных. Так и сегодня одной из важнейших задач цивилизации является превращение неуправляемых микроорганизмов в своих союзников.


Каталог: userfiles -> anthrop -> markov
userfiles -> За январь-сентябрь 2013 года
userfiles -> Темы курсовых работ, утвержденных Советом программы
userfiles -> Темы курсовых работ, утвержденных Советом программы
userfiles -> «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Воспитатель Антипова Г. А
userfiles -> «Психологические аспекты адаптации персонала во время испытательного срока»
markov -> Программа учебной дисциплины опд. "Философская антропология"
anthrop -> Программа учебной дисциплины гендерная антропология для студентов дневного отделения философского факультета, специальность
anthrop -> Программа учебной дисциплины душа человека – введение в философию психоанализа
anthrop -> " структуры повседневности и моральное сознание" специальность – прикладная этика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31




База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

    Главная страница