Культурфилософский анализ музыки в картине мира казахов



страница1/5
Дата12.05.2016
Размер0.77 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Институт философии и политологии

УДК — 130.2+14 + 78:11 ( = 9.434.2) На правах рукописи



АЯЗБЕКОВА Сабина Шариповна
КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МУЗЫКИ В КАРТИНЕ МИРА КАЗАХОВ
Специальность 09.00.13 —

Философская антропология и философия культуры



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Республика Казахстан

Алматы

1999

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Изучение культуры казахов и анализ ее обусловленности различными типами общества, в рамках которых самореализуется казахский этнос, не только обозначает различие между традиционной и современной культурой, но и выявляет следующую фундаментальную закономерность - этническая идентификация культуры в любом типе общества определяется той картиной мира, которая сформирована данным этносом.

Проблема этнической идентификации - одна из важнейших проблем социально-культурного развития Республики Казахстан в условиях ее государственного суверенитета, поскольку подлинная и полноценная государственная самостоятельность возможна не только как экономическая и политическая независимость, но, прежде всего, как самобытность и уникальность духовной культуры. Картине мира этноса, как явлению, наиболее полно выражающему духовную «самость», способному формировать новые черты духовного самосознания казахов в преддверии XXI века, и, самое главное, определяющему вообще жизнесуществование казахской нации, мы придаем первостепенное значение.

Основные черты казахской картины мира кристаллизовались многие века и задолго до формирования самой нации. В процессе этом принимали участие многие племенные образования со своими особыми формами восприятия и осознания Мира. И все же Мир для них был един, поскольку определялся общими основаниями конно-кочевой цивилизации. Картина мира протоказахов имела достаточно ярко выраженный космоцентрический характер.

Рамки работы не позволяют проанализировать все составляющие картины мира казахов, в особенности, влияние различных религиозных воззрений, имевших место на протяжении всей обозримой истории мира кочевья, начиная с IX века до н.э. . При всей значимости зороастрийских, буддийских, христианских и, в особой мере, исламских и суфийских религиозных воззрений, оказавших влияние на мир кочевья, основополагающая роль в формировании космоцентрического типа картины мира принадлежит культу Тенгри (Небо).

Космоцентризм казахской картины мира многие века существовал, скорее всего, как некая нерефлексированная реальность. Осознание и осмысление Мира в целом в его космической устремленности, Человека и его границ зафиксированы лишь в демиургической деятельности первоотца казахской культуры - Коркут-ата, с именем которого связано

* Так, Толль Н.П. обнаружил достоверную китайскую хронологию (о кочевниках), которая начинается с IX века до Р.Х.


множество смыслов: космогонических, музыкальных, этногенетических, этических, гуманистических /1/. Мифологическое сознание не является прямым отражением реалий возникновения жизни, а воссоздает ее в мифологемах, воспроизводящих процесс рождения Вселенной. Эта космогоническая1 мифология рождения Вселенной, Времени и Пространства, связанная с именем Коркут-ата, является неким «кодом», распредмечивающим и раскрывающим реальное содержание и процессы формирования Универсума. И она заслуживает самого пристального внимания, поскольку в своих основоположениях соприкасается с современными научными представлениями о Вселенной, Времени и Пространстве в контексте многообразных связей Человека и Мира.

Анализ различных культуротворческих приоритетов казахской картины мира, типов творчества и практики, а также различных ценностей, закрепляющих данный тип картины мира во всем историческом периоде функционирования традиционной казахской культуры, обнаруживает достаточно стабильные связи с деятельностью именно Коркут-ата.

Феномен Миро-творчества Коркут-ата связан с основополагающей особенностью космоцентризма казахской картины мира, а именно: Гармонии Мира определяется Гармонией Музыки, где Музыка выступает в уникальной роли: как структурирующее ядро Культуры, ментальное ядро Социума, гармонизирующее ядро Универсума. Такая многофункциональность дает основание рассматривать Музыку не только как музыкальное сообщение в культуре, обладающее художественной ценностью и удовлетворяющей сугубо эстетические потребности этноса, но как ключевой миромоделирующий элемент, способный самостоятельно и существенным образом определять картину мира. Музыке отводилась главная роль не только в познании и осмыслении мира, но и сам Мир для казахов был явлением музыкально-оформленным и музыкально-структурированым. Более того, «именно Музыка (а точнее говоря, ее традиционные формы) явилась тем важнейшим элементом этнической памяти и этнической кодификации, в котором в гораздо большей степени - в отличие от других видов искусства и даже литературы прозаической или поэтической - сохранились и отразились... особенности этногенеза и этнопсихологии казахов и их этнической истории» /2/.

Поэтому, говоря о культуре казахов, мы вправе определить ее как «культура музыки» отличие от культуры музыкальной, как узкоспецифической). Связано это с тем, что Космос для казахов является универсальным совершенством, а Музыка, задавая этому Космосу гармонию, выступает в культуре казахов как феномен совершенного в своем роде, выражающий полноту бытия Универсума. Поэтому Музыка, с одной стороны, отражает объективное совершенство Космоса, а с другой — сама является устойчивой гармонической системой, адекватной Космосу и Человеку. При этом, схватывая «состояние мира» (Гегель), Музыка, углубляясь в мир «Художественного 51», порождает такой образ мира, который адекватен связям и отношениям Космоса, Социума и Личности.

Космоцентрический тип картины мира казахов, с музыкой как гармонизующим началом, в основных своих чертах просуществовал до крушения кочевого образа жизни, т.е. до начала XX века.

Однако «общественно-историческое движение, человеческая практика - пишет Ж.М.Абдильдин, - совершает свое восходящее движение и развитие в виде лишь ряда формообразований, относительно замыкающихся кругов. И в каждом таком формообразовании оно полностью воспроизводит и преобразовывает все свои составные элементы и структуры, которые в ходе формообразования общественного целого принимают два совершенно противоположных лика - предпосылки в начале и результата в конце» /3/ - (курсив наш). И таким новым формообразованием в XX веке, совпавшим с процессом становления новых политических, государственных и экономических отношений, становится принципиально иной, новый тип культуры - бикультура, которая является результатом взаимодействия и сосуществования двух типологически разных культур: традиционной казахской и западной, представленных в совокупности в форме социоцентризма марксисткого типа, с присущей ему материально-технократической и идеологизированной системой ценностей. В этой культуре музыка перестает осуществлять миромоделирующие функции и в большей мере выполняет теперь мирорепрезентирующие функции, которые зачастую сужаются до сферы идейно-социального содержания.

Анализ картины мира протоказахов «осевого периода» свидетельствует, что в музыке, как ни в каком другом виде искусства, заложена та информация сакрального плана, которая и формирует «этническую самость». Утеря же кодифицирующих свойств музыки и ее смыслообразующих качеств может привести к окончательному разрыву устоявшихся веками и тысячелетиями связей Человека и Мира.

Актуализирует исследования по культурфилософскому и социокультурному анализу музыки в картине мира казахов насущная необходимость формирования духовной самоидентичности казахов в измененном Мире, а также в измененных и духовно-направленных связях Человека с этим Миром, в которых Музыке должна быть возвращена изначально присущая, гармонизирующая роль.

Объектом исследования является картина мира этноса. Проблема картины мира для современной культурологии является одной из главных и целеопределяющих для изучения характерных особенностей различных культур. Это связано с пониманием Человеком Мира и своего места в нем, с процессом созидания культурных ценностей, их функционированием в обществе, воспроизводством, храпением и межпоколенной передачей культурного опыта, а также с анализом художественных произведений, их глубинных смыслов. Все эти и многие другие аспекты изучения культуры могут приобрести новый, а может быть, и истинный смысл тогда, когда в качестве организующего фундаментального контекста того или иного исследования выступает модель мира.

Предметом исследования выступает процесс изучения картины мира казахов в двух основных типах: космоцентрическом (традиционное общество) и социоцентрическом (современный период).

Целью исследования является культурфилософский анализ музыки, которая рассматривается как миромоделирующая и миропрезентирующая функция в картине мира казахов.

При всей очевидности такого разграничения, мы тем не менее исходим из общей тенденции развития музыкальной культуры казахов, стремясь выявить целостную картину, поскольку наше теоретическое членение не предполагает анализ отдельных частных моментов, которые должны рассматриваться в индивидуальном порядке.

В этой связи на конкретном материале казахской культуры представлены два взаимосвязанных и взаимообусловленных вопроса:


  1. Музыка в Картине мира казахов.

  2. Картина мира в Музыке.

Не рассматривая эти два вопроса в отдельности, поскольку они взаимоопределяемы, отметим лишь следующую концептуальную направленность работы. При анализе традиционной культуры в качестве главного мы все-таки выдвигаем вопрос о роли Музыки в формировании картины мира и ее основных категорий (жизни и смерти, времени и пространства), что, на наш взгляд, определяет уникальность как самой картины мира, так и музыки казахов. Связано это с тем, что в традиционном обществе музыка не столько репрезентирует картину мира, сколько присутствует в ней непосредственно, определяя ее особенности.

Современная же культура, будучи генетически неоднородной и существенно преобразованной в структурном и содержательном отношениях, изменила свои социофункциональные характеристики. Отныне она становится «представлением», «картиной», отображая и репрезентируя в себе Мир. В связи с этим анализируются причины перехода ее статуса из моделирующего в репрезентирующий. Теоретические положения, характеризующие современный тип культуры многих народов Востока, конкретизируются па анализе музыкальной культуры Казахстана. Особое внимание уделяется оперному творчеству Г.Жубановой, поскольку именно в творчестве этого выдающегося композитора наиболее ярко выражены контекстуальные связи с этническим сознанием казахов, с пространственными и временными категориями картины мира этноса. Более того, Г.Жубанова своим творчеством также оказала влияние на сложный и неоднозначный процесс формирования той картины мира казахов, которая адекватна сознанию Человека конца XX века, с его вписанностью во всеобщее мировое культурное пространство.

Степень изученности. Проблематика исследования картины мира этноса тесно соприкасается с более широкой проблемой «Мир и Человек». Данная проблематика, являясь одной из основных в истории философии, требует всесторонности изучения, сопряженной с высоким уровнем обобщения. Глубоко разработанная в истории философии Г1.А.Сорокиным, Х.Ортега-и-Гассетом, П.Тейяр де Шарденом, М.Хайдеггером, А.Шопенгауэром, О.Шпенглером, К.Ясперсом и продолженная Ж.М.Абдильдиным, В.Р.Арсеньевым, К.А.Абишевым, Г.С.Батищевым, Э.В.Ильенковым, В.В.Налимовым, А.Н.Нысанбаевым и другими, она обнаруживает многообразие подходов, их многоуровневость, а также многоаспектность исследований, что отражает, в конечном счете, многообразие Мира и связей Человека с ним.

Одним из связующих звеньев между Миром и Человеком в культуре казахов выступает Музыка как носитель и созидатель совершеннейшей гармонии Космоса. Этот ракурс определил обращение к философско- эстетическим исследованиям по общим проблемам культуры (Э.А.Баллер, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, А.А.Хамидов, Н.З.Чавчавадзе, Г.К.Шалабаева), искусства и, в частности, музыки (апь-Фараби, М.Э.Бахтин, Б.М.Бернштейн, Ф.Ницше, Г.Гегель, А.Белый, А.Ф.Лосев, А.Фарбштейн, Т.В.Чередниченко), гармонии (аль-Фараби, П.Шестаков, В.Т.Мещеряков, Е.Г.Яковлев), творчества, исполнения, восприятия (Е.Я.Басин, Н.А.Бердяев, Е.С.Громов, А.Я.Зись, О.А.Кравцун, Х.Раппопорт), семиотики искусства (Е.Я.Басин, Ю.М.Лотман, Б.Успенский).

На сегодняшний день в казахской философии, культурологии и музыкознании исследования взаимосвязи и взаимообусловленности Картины мира и Музыки носят фрагментарный характер. К ним можно отнести работы, изучающие репрезентативность картины мира в отдельных элементах музыкальной культуры: музыкальной терминологии, домбре, кюе /4/, кобызе /5/ и жанровой системе /6/. Проблема же музыки в картине мира казахов затрагивается лишь в работе Каракузовой Ж.К. и Хасанова М.Ш., где отмечается значение музыкального искусства в формировании гармонии Космоса /7/.

Мир кочевья - древний и самобытный, насчитывающий более чем трех тысячелетнюю историю - до недавнего времени был загадкой. И хотя самые ранние китайские письменные свидетельства о номадах относятся еще к IX веку до н.э., а также к эпохе античности (Геродот), лик его не только в научном, но и художественном, а тем более в обыденном сознании, обретал весьма фантастический, порой даже примитивно вульгарный облик. И только всесторонние этнографические и исторические исследования по культуре народов Центральной Азии Марко Поло, В.В.Радлова, Г.Н.Потанина, В.В.Бартольда, Н.Я.Бичурина, Ч.Ч.Валиханова, а также последующие труды Л.Н.Гумилева, С.Н.Акатаева, А.К.Акишева, М.О.Ауэзова, М.М.Ауэзова, С.И.Вайнштейна, С.З.Зиманова, С.А.Каскабасова, А.Х.Маргулана, Н.Э.Масанова, К.Ш.Нурлановой, А.Н.Нысанбаева, С.Е.Толыбекова и других приоткрыли завесу неизведанного. И мир кочевья распахнулся во всем своем духовном богатстве, интеллектуальной ценности, глубокой мудрости, художественном совершенстве и уникальном универсальном сочетании с окружающим Космосом.

Важную роль сыграли для нас и научные изыскания по традиционной и современной музыке казахов: П.В.Аравина, М.М.Ахметовой,

Е.Байгаскиной, Б.Б.Байкадамовой, Т.Бекхожиной, Г.Н.Бисеновой, Л.И.Гончаровой, Б.Г.Ерзаковича, А.К.Жубанова, Б.И.Каракулова, Н.С.Кетегеновой, С.А.Кузембаевой, Б.Ш.Сарыбаева, Л.Н.Узких др. Особенно выделим культурологическое направление казахского музыкознания, идейным лидером которого является А.И.Мухамбетова. Данное направление представлено именами Б.Ж.Аманова, С.Ш.Амановой, Б.Т.Аманжолова, С.А.Аязбекова, С.А.Елемановой, А.Б.Кунанбаевой, Г.Н.Омаровой, Б.Д.Кокумбаевой, С.И.Утегалиевой и др.

Большое влияние оказали работы музыковедов СНГ по проблемам теории музыкальной культуры, фольклора и социологии музыки, музыкального мышления и языка: М.Г.Арановского, И.М.Вызго- Ивановой, С.П.Галицкой, И.И.Земцовского, О.Р.Матякубова,

В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, Ю.Н.Плахова, А.Н.Сохора, Н.Г.Шахназаровой и др.



Источниковедческой базой исследования являются казахский эпос, обрядовый фольклор, «Книга отца нашего Коркута», сборники легенд, песен и кюев М.Ахметовой, К.Ахмедиярова и М.Кулкенова, Т.Бекхожиной, Б.Ерзаковича, З.Жанузаковой, М.Жаркинбекова, Б.Каракулова, А.Райымбергенова и С.Амановой. Тот факт, что в этногенезе казахской нации принимали участие множество родственных племен и народностей древнего Востока, а также исторические факты воздействий кочевого общества на оседлое, предопределили наше обращение не" только к собственно казахским, но и к древнетюркским, кыргызским, монгольским и другим источникам и исследованиям. Особый интерес представляют труды выдающихся мыслителей средневекого Востока: аль-Фараби, аль-Кинди, ибн-Сина, Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни и других.

Методология исследования опирается на комплексный междисциплинарный подход.

1.Одним из важнейших факторов, определяющих этнические свойства картины мира казахов, является уникальная гармония Человека и Космоса, Человека и Культуры, Человека и Общества. Поэтому правомерно обращение к культурфилософскому методу исследования.

2. Культура выражает господствующие представления об организации мира определенного этноса. Это потребовало апеллирования к этнографическим и фольклористическим методам и данным.

3. Музыкальная проблематика обусловила наше обращение кмузыковедческим, искусствоведческим и культурологическим методам исследования.

4.Одной из важнейших исследовательских задач является «погружение

в исторически далекую культуру, поэтому герменевтический метод становится средством познания «кода» культуры.

5.Основополагающим же явился компаративистский подход, основанный на методологии историко-философского познания культуры, поскольку в поле интереса входит не только философское осмысление феномена картины мира этноса, но и выявление ее особенностей на фоне различных временных и пространственных пластов мировой культуры. Во многом это обусловлено тем, что безоглядное использование методов и данных европейской культурфилософии при исследовании культур народов Востока чревато искажением исследуемой картины, приводящее в итоге к европоцентризму. Поэтому данный подход важен и для понимания процесса диалога культур, диалога, получившего особую актуальность в XX веке.

В этой связи важно, что музыкальная культура всегда является своеобразным отражением философско-этических, психологических, культурных, социально-политических и иных аспектов общественной организации и духовной жизни народа. Поэтому из множества исследовательских подходов выделяется на первый план комплексный междисциплинарный метод, ибо только он позволяет выявить множественность связей Человека и Мира, что и определяет суть процесса Миро-моделирования у различных народов.



Научная новизна диссертации.

  1. Проблема философии музыки казахов поставлена и разрабатывается впервые.

  2. Впервые предложено, а также теоретически обосновано и структурировано новое философское понятие «картина мира этноса» (вместо общепринятой «национальная картина мира»), рассмотрены

  3. онтологический, гносеологический и аксиологический уровни данной структуры

  4. На основе анализа различных культуротворческих приоритетов, рассматриваются различные типы картины мира в мировой культуре: космоцентрическая, теоцентрическая, экоцентрическая, социоцентрическая и антропоцентрическая. При этом исследуется значение и статус музыки в каждом из них.

  5. Впервые анализируется казахская культура как тип картины мира.

  6. 11рсдпринято исследование миромоделирующего, структурирующего и гармонизирующего значения Музыки как системной целостности в картине мира казахов.

  7. Впервые исследуются и сопоставляются проблемы: Музыка в Картине мира и Картина мира в Музыке.

  8. Введено и обосновано понятие «бикультура», рассмотрены его содержание, структура и связь с социоцентрическим типом картины мира.

  9. Анализируется понятие «традиция этноса», которое рассматривается как многоуровневая система (генетический, функциональный и семантически-речевой уровни), включенная в другую систему высшего порядка - бикультуру, которая, в свою очередь, входит в Мир как в онтологическую целостность.

  10. Культурфилософский анализ музыки в картине мира позволил впервые выявить историко-контактные связи между протоказахской, китайской и древнегреческой культурами.

Научно-практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования ее результатов в современной культурной политике Республики Казахстан и других стран Центральной Азии.

Научные положения диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок по различным актуальным проблемам философии, культурологии, музыкознания.

Выводы и обобщения, фактические материалы данной диссертации могут быть использованы для разработки лекционных спецкурсов и для составления методических и учебных пособий по философии, культурологии, истории казахской музыки. Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Культурфилософский анализ понятия «картина мира»; различные подходы и научные критерии в истории изучения данного явления. Вместо широко распространенного в научной среде понятия «национальная „картина мира» предлагается несколько иное терминологически-уточненное понятие - «картина мира этноса», в связи с чем раскрывается содержание этого понятия и его структура, а также рассматриваются различные типы картины мира в контексте культуротворческих приоритетов. Важным в этой части является сопоставления музыки в картине мира и картины мира в музыке.

2. На конкретном историко-культурном материале рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость музыки и картины мира казахов, выдвигается тезис о гармонизирующем значении музыки на онтологическом, гносеологическом, семантическом уровнях в традиционном обществе казахов.

3. Анализируется новый для Востока тип культуры - бикультура. Исходя из насущных задач суверенного государства, делаются выводы о необходимости корреляции современной картины мира казахов и духовной жизни этноса, в каковой музыке, исходя из традиции этноса, должна отводиться решающая роль.

4. В качестве ключевых фигур-творцов, наиболее показательных для каждого типа общества с его особенной картиной мира, рассматриваются две определяющие для каждой эпохи личности: Коркут-ата и Г.Жубанова'. При этом между ними протягиваются нити преемственности на уровне казахской картины мира, в частности, на уровне ее пространственно-временных закономерностей.

Апробация результатов исследования. Ряд теоретических и практических положений диссертации использовался при чтении лекций по культурологии и истории музыки в Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы.

Основное содержание диссертации, ее выводы и теоретические положения изложены на ряде международных и республиканских конференций и симпозиумов:



  • «Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность» (Международный симпозиум, посвященный 1400-летию основоположника классической системы таджикско-персидской профессиональной музыки Борбада. - Душанбе, 23-29 апреля 1990 года);

  • Восток-Запад: диалог культур (I Международный симпозиум-семинар. - Алма-Ата, 22-26 июня 1992 г.);

  • XIX Всемирный философский конгресс (Москва, 1993);

  • «Курмангазы и традиционная музыка на рубеже столетий» (Международная конференция, посвященная 175-летию Курмангазы. - Алматы, 9-11 ноября, 1998 г.);

  • «Идеи и реальность евразийства» (Материалы Валихановских чтений «Исторические корни и перспективы евразийства как социокультурного и соцнополитического феномена». - 11 декабря 1998 г., г. Астана).

  • «Шелковый путь и Казахстан». Материалы научно-практической конференции. Алматы, 2-3 сентября 1998 г. - Алматы: Жибек жолы, 1999.

Диссертация обсуждена на заседаниях отдела философии науки и культуры Института философии и политологии Министерства образования и пауки Республики Казахстан, а также на заседаниях кафедры философии и методологии наук АГУ им. Абая и рекомендована к защите.

Публикации результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 16 научных работ общим объемом 33,9 п/л, в том числе 2 монографии: «Мир музыки Г.Жубановой: время, культура, этнос». - Алматы, 1999, 11,4 п/л.; «Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов». - Алматы, 1999, 15 п/л.

Структура и логика исследования обусловлены постановкой теоретических проблем в изучении картины мира этноса. Специфика же казахской картины мира определяется единством индивидуума (Коркут- ата) и традиционной культуры в целом. Обобщенно-целостный подход к новому типу культуры (современный период) в контексте изменившейся картины мира, показанной на примере оперного творчества композиторов Казахстана, логически приводит к конкретизации вновь на уровне индивидуума (Г.Жубанова). Тем самым, по нашему мнению, достигается объемность и масштабность рассмотрения Картины мира и Музыки казахов в различные эпохи социального бытия.

Данная постановка проблемы и способы ее анализа и научной реализации предопределили структуру нашей работы, которая представлена введением, тремя частями, заключением и списком использованной литературы.


'Речь идет не о сопоставлении этих фигур (Коркут - не столько музыкант, сколько демиург, Г.Жубанова - композитор), а о картине мира этноса в контексте музыкального творчества.



Каталог: media -> publications -> books
publications -> Особенности введения вновь нанятого работника в организацию и в должность
publications -> Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа л. С. Выготского а. Р. Лурии
publications -> Философия марксизма и принцип единства сознания и деятельности в психологии
publications -> Московский городской
publications -> Детский образ как фактор рекламного воздействия
publications -> Маргарита Валерьевна Донцова
publications -> В. В. Политический анекдот периода перестройки как исторический источник
books -> Программа курса лекций «самооценка и притязания в норме и патологии»
books -> Исследование на изучение тонких индивидуально-типологических особенностей, самосозна­ния и механизмов их формирования
books -> Исследование по названным схемам: «Диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудачи»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница