Курс лекций по имиджелогии учебное пособие для специалистов по связям с общественностью



страница1/7
Дата22.05.2016
Размер1.65 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В. Н. Черепанова

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО

ИМИДЖЕЛОГИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ



В двух частях


Часть 1

Тюмень 2002

УДК

Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии: Учебное пособие.-Тюмень: ТюмГНГУ, 2002.- с.
В учебном пособии представлено авторское понимание сущности, структуры и функций индивидуального имиджа специалиста по связям с общественностью и его роль в организации комфортной и эффективной среды общения. В качестве ключевой выделяется идея возможности формирования позитивного имиджа специалиста – интегрального, целостного, динамичного феномена. Позитивный имидж обусловлен соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, а также качеств, определяющих его профессиональное мастерство. Специалист, имеющий позитивный индивидуальный имидж, находится в гармоничном взаимодействии с природой, социумом, культурой и самим собой, что способствует повышению эффективности жизнедеятельности во всех ее проявлениях. Предлагаемый курс актуализирует интеграцию знаний по философии, психологии, социологии, имиджелогии для организации деятельности специалиста по связям с общественностью; развивает потребности к ролевому моделированию и прогнозированию этапов деятельности; формирует представление о позитивном индивидуальном имидже специалиста по связям с общественностью как средстве повышения эффективности жизнедеятельности; формирует этические профессиональные навыки.

Учебное пособие адресовано студентам и специалистам в области паблик рилейшнз.

Рис. 2, табл. 1, библ.53 назв.
Рецензенты: А.А. Макареня, д.х.н., д.п.н., профессор Тюменского государственного института развития регионального образования; Г.И. Герасимова, к.с.н., доцент Тюменского государственного нефтегазового университета
Государственное образовательное

Учреждение высшего

Профессионального образования

«Тюменский государственный

нефтегазовый университет», 20002

ТЕМА 1
Введение в имиджелогию
Основные проблемы темы:

1. Понятие имиджа.



2. Основные функции и задачи имиджа.

3. Менталитет и имидж.

4. Социум и имидж.

5. Имидж специалиста по связям с общественностью.

6. Динамическая модель индивидуального имиджа.
Термин «имидж» в последние годы очень широко используется, но следует отметить, что и на сегодняшний день однозначного толкования имиджа не существует. Иногда высказывают крайние точки зрения - от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего субъекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей. Более осторожные ученые считают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом и социумом.

Социологический энциклопедический словарь дает два толкования термину «имидж» (от англ. image - образ, представление):



  1. Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других.

  2. Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.

В России в семидесятых годах имидж рассматривали только как средство манипулирования массовым сознанием. В девяностых годах В.М.Шепелем была сформирована новая отрасль - имиджелогия, как наука о технологии личного обаяния, благодаря чему было преодолено стереотипное представление об имидже. Параллельно появились теоретические и практические работы, посвященные этой проблеме, таких авторов, как П.С.Гуревич, А.Н.Жмы-риков, Е.В.Егорова - Гантман.

Приведенное ранее определение имиджа указывает на то, что он призван оказывать регулирующее воздействие на людей, его воспринимающих. Имидж формируется в социальной среде, отражая социальные ожидания определенных групп людей, и это роднит его с таким понятием как «стереотип». Э.Дюркгейм (Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение /Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995) отмечает: «…некоторые из образов мыслей или действий приобретают вследствие повторения известную устойчивость. Коллективная привычка выражается раз и навсегда в какой-нибудь формуле, повторяющейся из уст в уста, передающейся воспитанием. Мы принимаем и усваиваем их, потому что они, как творение коллективное и вековое, обличены особым авторитетом, который мы вследствие воспитания привыкли уважать и признавать». Стереотипы играют большую роль в закреплении традиций и привычек, они способствуют самоутверждению личности в том или ином статусе и защищают его. В.Липпман (Lippman W. Public opinion. New - York: The Free Press, 1965) не без оснований утверждает, что стереотипы не только фиксируют старые образцы, но и влияют на формирование новых. Они наводняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти.

В этом плане стереотип и имидж имеют сходство: оба они стандартизированные, несущие эмоциональный оценочный заряд, основанный на психологическом механизме персонификации. Однако их сходство не исключает существования между ними определенного различия. Эта сторона вопроса анализируется О.А.Феофановым (Феофанов О.А. Стереотип и имидж в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. - №6. – 1980). Автор выделяет пять различий:


  1. различны их функции в восприятии индивидом социальной действительности;

  2. стереотип сводит явление к минимуму черт, упрощая их, имидж же наделяет явление дополнительными чертами;

  3. имидж несравненно оперативнее, гибче стереотипа, последний не поддается корректировке, подвижность же первого определена его задачей: пока он нужен, он поддерживается;

  4. стереотип не требует домысливания, он дает упрощенный, часто искаженный, но цельный образ, тогда как имидж задает индивиду определенное направление для домысливания;

  5. стереотип программирует ожидания личности, имидж же является отражением самой личности.

И.Нефедова и Е.Власова (Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. - М.: Яуза, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1997), определяя понятие «имидж», также подчеркивают, что «…имидж - проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей».

П.С.Гуревич (Гуревич П.С. Приключение имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. -М.: Искусство, 1991) считает, что имидж синонимичен персонификации, но более обобщен, поскольку в нем интегрированы естественные свойства личности и специально наработанные, созданные искусственно. Человек сам по себе, вне других, имеет весьма смутное представление о том, что он такое. Вне общества себе подобных человек и не подозревает, что красив, умен, талантлив. Обо всем этом он узнает через других. По мнению П.С.Гуревича, человек живет в мире противоречивых и напряженных мотивов, стремлений и ожиданий. Ему постоянно нужна опора. Ему необходимо соотносить свое поведение с персонифицированным образом. Данное положение созвучно позиции Ж.Тарда (Тард Ж. Законы подражания / Пер. с фр. – СПб, 1892), который еще в конце ХIХ века писал, что энергичный и авторитетный человек получает над слабыми натурами абсолютную власть, он дает им то, чего им не достает. Повиновение ему составляет не обязанность, а потребность. Таким образом, возникает всякая социальная связь.

Рассматривая имидж как социальный факт, можно считать актуальным утверждение Э.Дюркгейма о том, что социальные факты призваны прежде всего приводить в гармонию наши действия с окружающим нас миром. Для того, чтобы какая-нибудь идея вызвала действие, согласное с природой данной вещи, не нужно непременно, чтобы она верно воспроизводила эту природу, достаточно, если она даст нам почувствовать, что в этой вещи полезного или невыгодного, чем она может служить нам и чем повредить.

Индивидуальный имидж человека является интегральной целостностью к имиджа человека с менталитетом следует обратиться к существу понятия «менталитет». Понятие менталитет, определявшееся ранее как «качество ума, характеризующее индивида или класс индивидов», «способность или сила разума», «установки, настроение, содержание ума», «образ мыслей, направление или характер размышлений», «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических», благодаря обстоятельной статье И.Г. Дубова «Феномен менталитета: психологический анализ», приобрело в настоящее время более конкретный смысл. ( Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993, №5. С. 20-29.) Основываясь на анализе определений, содержащихся в работах российских и зарубежных авторов, И.Г. Дубов приводит следующую психологическую характеристику данного понятия: «Менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других».

Немыслимо говорить о менталитете в отрыве от сложившихся в определенных исторических периодах религиозных, культурологических, идеологических, образовательных парадигм, на которых произрастают индивидуальное и общественное мироощущение, установки, ценностные ориентации, национальные образы мира.

Рассматривая понятие имиджа в историческом контексте, можно достаточно четко проследить корреляцию между «идеалом красоты», или, можно сказать, позитивным имиджем, данной эпохи и общественным сознанием, идеологией, экономикой, политикой. У древних греков впервые появляются понятия культуры поведения для целенаправленного формирования личности по определенному образцу («культ» – латинское слово буквально означающее преклонение перед кем-то (чем-то), почитание кого-либо (чего-либо), то есть образец для подражания).

экономических условиях, возникших в России в пост перестроечное время.

Таким образом, формирование индивидуального имиджа человека зависит от того, в какой среде и культурно-исторической эпохе существует человек, а так же от его индивидных, личностных и индивидуальных свойств. На этом основании можно определить идеальный имидж субъекта так:



Индивидуальный имидж – целенаправленно сформированный интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой.

При сопоставлении с иными определениями видно, что такая позиция близка к позициям других исследователей, например, центра политического консультирования «Николло М», где имидж рассматривается как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью.

К настоящему времени определены три возможные подхода к имиджу:


  1. функциональный, при котором выделяются разные его типы, исходя из разного типа функционирования;

  2. контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации;

  3. сопоставительный, когда имеет место сравнение близких имиджей.

Современная наука выделяет несколько возможных вариантов имиджа, которые присущи функциональному подходу: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.

  1. Зеркальный. Это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа оказывается более привлекательным, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив по отношению к себе, а слабая сторона - минимальный учет мнения посторонних.

  2. Текущий. Этот вариант имиджа отражает оценку человека со стороны тех людей, которые имеют о нем информацию, как непосредственную, полученную при общении, так и опосредованную, полученную через другие источники информации. Слабой стороной такого варианта имиджа является, то, что при недостаточной или искаженной информации о реальных поступках человека могут возникнуть непонимание или предубеждение по отношению к личности, которые будут влиять на формирование имиджа.

  3. Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к какому образу, идеалу мы стремимся.

  4. Корпоративный. Это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы.

  5. Множественный. Это имидж, который образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. Активно укрепляется единый (а не множественный) имидж.

В этот список следует, вероятно, добавить и тип отрицательного имиджа, создаваемый оппонентом, соперником, врагом, то есть вариант сознательно конструируемый, а не возникающий спонтанно. При запуске такого отрицательного имиджа возникает проблема адекватного его опровержения.

Возможна классификация имиджа в контексте области применения (контекстный имидж), в которой он функционирует, например, имидж политика, бизнесмена, эстрадного певца и т.п. Третий возможный срез имиджа - сопоставительный. В этом случае сравниваются имиджевые характеристики, например, такие как искренность, компетентность, интеллигентность, хозяйственность, склонность к силовому решению и т.д.

Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу.

Имидж - многофакторный феномен. Он действительно является таковым, в этом можно согласиться с Г.Г.Почепцовым (Почепцов Г.Г. Имидж-мейкер: Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. – Киев: Рекламное агентство Губерникова, 1995), ибо, с одной стороны, воздействие на человека осуществляется по ряду каналов, а с другой – человек привык оперировать многослойными структурами, каждая из которых может и обрабатываться отдельно, и сосуществовать в человеческом восприятии на своей «полочке».

В.В.Бойко (Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996) также отмечает сложность структуры имиджа и предлагает рассматривать имидж как целостность, в которую входят следующие компоненты:


  1. Аудио-визуальная культура личности: насколько грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа и т.д. Но напомним, что внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей.

  2. Стиль поведения, т.е. разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический.

  3. Внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы.

  4. Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности - мебель в офисе, машина, домашние животные и т.п..

  5. Психогигиенический «Я-образ»: притягательный психогигиенический образ партнера, то есть человек внешне и внутренне спокоен, активен, в хорошем настроении, доброжелателен, оптимистичен, миролюбив.

Признаком эмоционального здоровья личности является то, что ее психогигиенический «Я-образ» меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникабельных диапазонах.

Следует отметить, что есть и другие подходы к вопросу о структуре имиджа, например, В.М.Шепель выделяет три группы качеств, определяющих индивидуальную часть имиджа:



  1. природные качества;

  2. качества, как следствие образования и воспитания личности;

  3. качества, связанные с жизненным и профессиональным опытом.

Эта точка зрения наиболее предпочтительна, поскольку она утверждает, с одной стороны, объективность основы имиджа, с другой - возможность ее дополнения в процессе самосовершенствования.

Рассматривая структуру имиджа, группа авторов (Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997) отмечает, что понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Авторы выделяют следующие слагаемые имиджа:



  1. 1. Профессионализм и компетентность.

2. Нравственная надежность.

Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и его идеал - вседозволенность.



  1. Гуманитарная образованность.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке.

  1. Компетентность в области психотехнологий.

Психотехнология рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой.

Исследователи Центра политического консультирования «Никколо М» (Имидж лидера / Отв. ред. Е.В. Егорова-Гантман. – М.: Общ-во «Знание» России, 1994) выделяют следующие составляющие имиджа:

1. Персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности.

2. Социальные характеристики: статус личности, который включает не только статус, связанный с занимаемой официальной позицией, но также и с происхождением, богатством.

Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения. Кроме того, они включают связь личности с различными социальными группами, с теми, интересы которых она представляет. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается личность.

3. Символические характеристики: связаны с идеологиями, которые не меняются в течение десятилетий, а также с еще более постоянными культурными архетипами.

С.Е.Ананьева (Ананьева С.Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе. Дисс. канд. социологич. наук,-М., 1996) отмечает, что «…при таком структурировании отсутствует четкое разделение характеристик имиджа по основаниям устойчивости к воздействию социальной среды и чувствительности к коррекции. Так, группа «персональные характеристики» включает в себя одновременно и естественно наследственные качества, и формирующиеся в процессе социализации, а «символические характеристики» (идеология, культура) выводятся в отдельную группу, в то время, как они являются объективными детерминантами в формировании социальных характеристик. Не учтены в данной группировке и такие качества, как характер и интеллект».

С.Е.Ананьевой предложена структура имиджеобразующих факторов по схеме, состоящей из четырех блоков. К первому относятся природные (биогенетические) характеристики, ко второму - личностные, к третьему - социально-эмпирические и к четвертому - символические (объективно влияющие на характеристики второго и третьего блоков).

В данной модели в основу составляющих имиджа положено понимание человека как биологического (природного) и социального существа, являющего собой сложную систему, представленную, с одной стороны, генотипом личности, с другой стороны - ее фенотипом.

Исходя из этого положения, имидж человека закладывается уже в наследственной структуре, а затем развивается и изменяется под действием социальной среды, под воздействием деятельности человека по изменению этой среды, а также социальных фактов, которые формируются в процессе жизнедеятельности конкретного общества.

Имидж - категория относительно постоянная. Существует так называемое ядро имиджа, черты личности, заложенные генетически и в раннем детстве. При искусственном конструировании имиджа, если не принимается во внимание это ядро, имидж не может быть устойчивым. Произойдет отчуждение человека от собственной индивидуальности, потеря подлинной идентификации с самим собой. Человек неизбежно вступает на путь ложной идентификации. В критической идентификации сущность человека останется той, которая была сформирована генетически и в ходе первичной социализации. Все ложное, наносное, не соответствующее личности проявится в любой момент.

Таким образом, анализ работ, посвященных изучению имиджа, показал многообразие подходов к пониманию его содержательной основы, структуры и функций. Но, тем не менее, возможно выделить некоторые общие положения:



  • имидж - целенаправленно сформированный образ;

  • имидж реализуется в процессе деятельности, в общении;

  • имидж оказывает активное воздействие на воспринимающих его людей и регулирует их поведение;

  • имидж - динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии субъекта - носителя имиджа со средой (социальной, природной, культурной);

  • имидж неоднороден, он состоит из относительно статичного ядра и мобильного, подвижного внешнего слоя, оперативно откликающегося на воздействие внешних или внутренних условий;

  • имидж не может быть сформирован раз и навсегда, так как зависит от многих переменных, как индивидных, личностных, индивидуальных, так и средовых;

  • основная функция имиджа - коммуникативная, так как имидж, сформированный по типу социально желательного образа, способен вызывать доверие партнеров по общению, делая его более комфортным.

Анализ специальной литературы показал, что имидж специалиста по связям с общественностью как интегративная характеристика внешнего и внутреннего содержания личности, существенно влияющая на эффективность деятельности, практически не рассматривается. Для того, что бы определить имидж специалиста, учитывая специфику его деятельности потребовалось обратиться к следующим областям знаний: философии; этике; эстетике; культурологии; этнографии; социологии; общей и социальной психологии; цветопсихологии; семиотике; валеологии и экологии; эргономике и дизайну; имиджелогии, определившей некоторые ориентиры в области формирования имиджа человека как социально желательного образа. На основании чего мы дали следующее определение имиджу ПР специалиста:

Индивидуальный позитивный имидж специалиста по связям с общественностью интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, а также качеств, определяющих его профессиональное мастерство, находящийся в гармоничном взаимодействии с природой, социумом, культурой и самим собой, способствующий повышению эффективности деятельности, основанной на демократических принципах.

Как следует из определения, имидж – это динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии с природой, социумом и культурой, которая зависит от уровня сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, способностей, ценностных ориентаций, установок, Я-концепции и т.д.). Состояние индивидуального имиджа может быть как позитивным, при его гармоничном взаимодействии с природной, социальной и культурной средой и при высоком уровне сбалансированности личностных образований, так и негативным - при негармоничном взаимодействии имиджа со средой, при низком уровне сбалансированности личностных образований или при наличии того и другого фактора.



Рассмотрение функций имиджа специалиста, которые мы выделили, анализируя работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, В.Н. Парфенова, посвященные классификации функций личности как субъекта общения, позволяет оценить значение и последствия состояния индивидуального имиджа ПР специалиста в его профессиональной деятельности. При этом мы исходили из положения, что имидж выступает неотъемлемой частью субъекта общения.

Коммуникативные функции имиджа специалиста. В процессе общения осуществляется взаимосвязь участников коммуникации. Передаваемая информация определяет характер образующейся взаимосвязи. Он либо укрепляет единство участников (происходит образование общности) если знаки, передаваемые специалистом, позитивны, что может быть обеспечено только позитивным индивидуальным имиджем, либо обособляет их друг от друга, разрывая групповое единство, в случае, если имидж негативен.

Информационные функции имиджа специалиста. Информационная функция в процессах общения осуществляется в единстве с коммуникативной. Обработка информации, полученной по каналам в виде знаков и их комплексов (знаки, представленные во внешнем виде специалиста, в его словах, жестах, мимике и т.д.) возможна за счет того, что за каждым знаком закреплены символы. Информационный аспект общения связан с проблемами семиотики и языка. Эффективность информационных функций зависит от того, насколько гармоничен индивидуальный имидж партнеров, так как эта гармония позволяет привести в соответствие систему «знак – значение», адекватная взаимозависимость которых в процессах передачи-приема информации обеспечивает уровень взаимопонимания между участниками коммуникативного процесса.

Когнитивные функции имиджа специалиста. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений. Когнитивные функции последовательно включаются вслед за коммуникативными и информационными и направлены на интерпретацию отношения «знак-значение» в целях определения смысла.

Эмотивные функции имиджа специалиста. В процессах общения переживание отношений находит вторичное отражение в различных видах отношений к специалисту (симпатии – антипатии, любви – ненависти, дружбе – вражде и др.). Позитивный индивидуальный имидж способствует возникновению положительных эмоциональных проявлений у реципиента, определяет психологический фон взаимодействия, стимулируя или ослабляя активность участников коммуникативного процесса в совместной деятельности, интегрируют или разрушают общность, создают настроение, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.

Конативные функции имиджа специалиста. В процессах общения конативные функции направлены на согласование и координацию взаимодействий участников коммуникативного процесса. Отношение к специалисту, сформированное на эмотивном уровне, при восприятии и осмыслении имиджа определяет поведение партнера, который либо корректирует свои позиции, принимает участие в выработке общих планов взаимодействия, новых взглядов на окружающую действительность, общественное поведение, либо уклоняется от содеятельности.

Креативные функции имиджа специалиста. Креативные функции позитивного индивидуального имиджа специалиста направлены на преобразование участников коммуникации в процессе общения, которое обеспечивается специальными механизмами психической деятельности, к которым относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение, благодаря им происходят изменения во взглядах, в поведении и качествах личности.

Имидж формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта. В связи с этим наше внимание привлекла диспозиционная модель личности (М. Рокич, В.А. Ядов). Личность рассматривается и структурируется в данной модели как субъект деятельности. Диспозиционная модель личности выявляет механизм внутренней регуляции социального поведения субъекта. Модель иерархическая, она состоит из диспозиций, отличающихся между собой как по уровню, так и по своим регулятивным возможностям.

В динамической модели индивидуального имиджа ПР специалиста мы учли следующие факты: имидж – явление средовое, он состоит из двух взаимосвязанных составляющих: ядра - сравнительно статичной, но способной к изменениям составляющей, которая и составляет основу, стержень имиджа человека (Я-концепция, ценности, установки, знания), и оболочки - переменной составляющей имиджа (аудиальный, визуальный, ольфакторный, кинестетический образы), которая достаточно оперативно изменяется в зависимости от условий среды. В связи с этим динамическую модель индивидуального имиджа специалиста можно представить в следующем виде (рис.1):


Макросреда

Внешняя составляющая имиджа

Микросреда (визуальный, аудиальный, ольфакторный,



кинестетический образы)


Ядро имиджа


Рис 1. Динамическая модель индивидуального имиджа ПР специалиста
В иерархическую структуру диспозиций, входящих в ядро имиджа мы включаем: поверхностный (низший) уровень диспозиций (знания, данные, представления о путях формирования имиджа); социальные фиксированные установки (аттитюды, складывающиеся на основе данных, знаний и в то же время существенно на них влияющие); систему ценностей (изменения в системе ценностей личности приводят к изменению набора его установок); «Я-концепцию».

«Я-концепция» - центральный элемент ядра имиджа - формируется через все три слоя, скрепляет их собой и тем самым замыкает структуру ядра имиджа. Ценности интегрируются в личность, если они не входят в противоречие с «Я-концепцией». Если человек изменяет образ самого себя, диспозиционная структура ядра имиджа трансформируется.


ТЕМА 2


РОЛЬ ИМИДЖА В КОММУНИКАЦИИ
Основные проблемы темы:


  1. Ситуация первого знакомства.

  2. Социальные стереотипы: этнические, национальные, «территориальные», по происхождению и др.

  3. Ошибки стереотипизации. «Эффект ореола»: ошибки превосходства, привлекательности, отношения к нам. Каузальная атрибуция.

  4. Социальный статус человека, его определение с помощью знаковой системы внешних атрибутов человека.

Имидж человека формируется, реализуется и развивается в процессе деятельности. Рассматривая имидж как экстериоризированные внутренние качества личности, можно сделать вывод, что имидж, формируясь в процессе коммуникативной деятельности, существенно на нее влияет. Удачно сформированный и реализованный индивидуальный имидж участвующих в общении людей может сделать этот процесс не только продуктивным, но и комфортным, счастливым.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга в общении, разработанный Дж.Брунером (Брунер Дж. Психология познания.- М.: Прогресс, 1997) , получил название имплицитная теория личности. Она основывается на представлении человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение.

Если имплицитная теория верна, то она способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствии достаточной информации о нем. Однако если эта теория неверна, это может привести к построению ошибочного образа другого человека, породить неправильное представление о нем. Поскольку все это происходит в основном на бессознательном уровне, то между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляемые антипатии. У каждого человека существуют категории, по которым он оценивает другого, такие как: «симпатичные мне люди», «люди, которых следует уважать», «люди, которые мне не нравятся» и многие другие. Когда человек встречается с партнером по общению, то актуализируются некоторые из этих категорий и происходит бессознательное принятие человека, отторжение или равнодушие - все что угодно, потому что в нашей имплицитной теории личности существует множество категорий, о которых даже иногда и не подозревает сам человек.

Следующим фактором является эффект первичности, который влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга.. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Этот феномен В.М.Шепель (Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997) назвал «самодвижущей силой имидж-эффекта».

Если, например, первое впечатление о другом человеке, в силу сложившихся обстоятельств, оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного человека. Это впечатление становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первой. В этом случае срабатывают законы когнитивного диссонанса: противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания побуждает его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Если, напротив, первое впечатление оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека люди главное внимание обращают на такие особенности его имиджевых характеристик, которые являются наиболее информативными с точки зрения психологических особенностей воспринимаемого.

На процесс восприятия человека человеком влияет как объект познания, так и воспринимающий субъект. Во-первых, воспринимающий обращает внимание на внешний физический облик человека. Во-вторых, отмечает особенности выразительного поведения. Можно выделить вербальные и невербальные компоненты имиджа человека. Невербальный язык имиджа, хотя и создает базу для чувственного восприятия другого человека, но при первом впечатлении не может быть понят в отрыве от вербального языка.

Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место».

На восприятие человека человеком определенное влияние оказывает групповой или социальный статус, положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, а также эмоциональное отношение, которое складывается в процессе развертывания взаимодействия, основанного на чувственном восприятии.

На основе первого впечатления о человеке и дальнейшего его осмысления происходит построение логической модели личности человека, которая может оказаться неполной или неадекватной, что зависит от многих причин. Следовательно, человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах, но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего.

В зависимости от конкретных условий, в которых человек формируется и живет, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значимыми, чем другие. Отсюда различия в восприятии и оценке других людей.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют различные типы восприятия и понимания человека человеком.

Аналитический тип. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы, и далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойственен художникам и врачам, которым по роду своей профессии приходится заниматься изучением внешнего облика человека.

Эмоциональный тип. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяется механизмами эффектов первичности и новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, подростков и женщин, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

Перцептивно-ассоциативный тип. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Имиджевые характеристики человека вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, похожего на воспринимаемого, ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности (представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение). Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у пожилых людей, у тех, кто располагает достаточно богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми.

Социально-ассоциативный тип. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т. е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге, воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Этот тип восприятия свойственен руководителям и политикам, философам и социологам.

Для того, чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более разносторонне раскрывает себя как личность. Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное явление казуальной атрибуции.

Казуальная атрибуция - это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Основными областями ее изучения является межличностное восприятие, самовосприятие и восприятие широкого спектра других социальных объектов.

Казуальная атрибуция исходит из следующих положений:

- люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

- поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

- причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Первое впечатление - не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. В любом случае главным регулятором в построении общения будет являться тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого, так как именно с этим образом и будет выстраиваться общение.

Одним из важных результатов психологических исследований формирования первого впечатления было обнаружение некоторых типовых схем, по которым строится образ другого и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может дать очень много для понимания того, как формируется первое впечатление о человеке.

Наиболее часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере - социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенства позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-либо параметру, существенному для них. Но эта схема начинает работать только при действительно важном, значимом неравенстве.

При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.

Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с «общей эстетической выразительностью человека», т.е. с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики. Этот тип ошибок очень напоминает предыдущий: здесь также под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора «привлекательности» - чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Следующая схема тоже хорошо известна. Те люди, которые нас любят (хорошо к нам относятся), кажутся нам значительно лучше тех, кто нас не любит (плохо к нам относится). Это проявление действия фактора «отношения к нам», который приводит к изменению оценки качеств людей в зависимости от знака этого отношения. Традиционно в исследованиях формирования первого впечатления все три вида ошибок, описанных выше, охватываются «эффектом ореола». Он проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление - к недооценке неизвестного человека.

Первое впечатление - это не самоцель. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно, эффективно в данной ситуации построить общение.

Выбор «техники» общения в каждом конкретном случае определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики партнера - это те, которые позволяют его отнести к какой-то категории или группе. Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно. В каждой ситуации в фокусе восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. А все остальные черты и особенности, оказавшиеся «не в фокусе», просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки. В дальнейшем достроенные части представления о данном человеке начинают тоже включаться в общение.

Таковы, в общих чертах, типичные схемы формирования первого впечатления. Однако важно знать не только саму схему восприятия, но также и те знаки во внешности другого человека, которые запускают восприятие по этой схеме, то есть факторы «превосходства», «привлекательности» или «отношения к нам».

Для того, чтобы подействовал фактор «превосходства» и мы применили соответствующую схему восприятия - переоценили какие-то характеристики человека, превосходящего нас (например, по социальному статусу) нам необходимо вначале это превосходство оценить. Исследования показывают, что для определения этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации:

1. Одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия (награды, звания), очки, оформление волос, в определенных случаях рассматривается даже такая «одежда», как машина, дом, дача т.д..

2. Манера поведения человека.

В одежде человека и в манере поведения всегда есть элементы, свидетельствующие о его месте в системе общественных отношений, что делает возможным определение принадлежности человека к той или иной социальной группе. Исследования А.А.Бодалева (Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982) показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить социальный статус человека. Как оказалось, и дети могут определить социальный статус, указать примерный род деятельности человека по его одежде. Десятилетним девочкам были предъявлены фотографии наборов женской одежды, по которым они определяли не только социальный статус той или иной девушки, носящей «такую» одежду, но и ее личностные характеристики, продемонстрировав при этом большую согласованность оценок.

Можно с уверенностью сказать, что и в наше время существует некоторая знаковая система внешних атрибутов человека, его одежды, кодирующая превосходство в той или иной сфере. Наиболее существенный знак - это стоимость одежды, ее цена, которая тесно связана с качеством, дефицитностью (частотой встречаемости данной модели) и модностью, по этим параметрам, как правило, и «вычисляется» цена одежды. Фактор превосходства здесь работает по схеме - чем выше цена одежды, тем выше социальный статус человека, ее носящего.

Исследования показывают, что кроме цены, на статус указывает выбор силуэта одежды. На высокий статус указывает строгая, официальная одежда, силуэт которой приближается к вытянутому прямоугольнику, на низкий - силуэт, приближающийся к шару.

Еще одним знаком, указывающим на статус человека, является цвет одежды. В России признаком высокого статуса является одежда ахроматических тонов, а чем ярче и насыщеннее цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус. Безусловно, что все эти признаки взаимосвязаны и, как правило, не рассматриваются обособленно. Замечено, что яркая, многоцветная, но дорогая одежда соотносится с финансовым превосходством, а дорогостоящая одежда неподходящего силуэта указывает на то, что ее владелец, вероятно, деятель искусства. Известно, что владельцы очков, как правило, переоцениваются по интеллектуальному уровню. Исследования, проведенные в Кембридже, показали, что мужчин с длинными волосами, если исключается версия социального протеста, считают более духовными, умными, интеллигентными, с более широким кругом интересов.

«Превосходство» в манере поведения проявляется в случаях, когда человек показывает, что собеседник ему неинтересен, подчеркивая свою независимость от партнера, которая выглядит как высокомерие, излишняя самоуверенность, или когда человек освобождает себя от норм общения, демонстрируя свое превосходство в ситуации и власть над партнером, или когда он не затрудняет себя анализом ситуации и как бы не замечает неудачно выбранного для общения момента или нежелательных свидетелей.

В опытах, описанных А.А.Бодалевым, группам взрослых людей предлагали описать человека по фотографии. Предъявляя один и тот же фотопортрет, в одной группе сказали, что это портрет героя, а в другой - преступника. Описания кардинально отличались друг от друга в зависимости от предложенного статуса человека.

П. Уилсон в работе «Регсерtual distortion of heigt as a function of ascriebed academic status» описывает эксперимент: студентам предложили определить рост мистера Инглэнда, причем в одной группе представили его лаборантом, в другой - преподавателем, в третьей - профессором. Рост мистера Инглэнда, как показал расчет, увеличивался по мере увеличения его социального статуса на 14 - 15 сантиметров.

Не менее важными являются ошибки, связанные с «общей эстетической выразительностью», то есть с тем, насколько нам нравится или не нравится внешность партнера. А.А.Леонтьев (Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979) описал эксперимент: учителям предложили одинаковые личные дела учащихся, но приложили к ним разные фотографии детей. К одним копиям приложили фотографии детей имеющих привлекательную внешность к другим - непривлекательную. Педагогам было необходимо определить интеллектуальные способностей учащихся, опираясь на данные личных дел. Привлекательным детям учителя приписали более высокий интеллектуальный показатель, намерения поступить в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием. Ошибка оценивания заключается в том, что если нам нравится внешность партнера по общению, то мы невольно приписываем ему многие позитивные качества, считаем его более умным, интересным, искренним, любезным, утонченным и т.п.

Проявление действия фактора «отношения к нам» заключается в том, что люди, которые к нам хорошо относятся, кажутся нам много лучше тех, которые к нам относятся плохо. В эксперименте Р.Нисбета и Т.Вильсона .

(Wilson P./ Регсерtual distortion of heigt as a function of ascriebed academic status // 1. Soc. Psychol., 1968) студентам было предложено оценить преподавателя после 30 минут общения с ним. В одной группе преподаватель играл роль доброжелательного собеседника, в другой был отстраненным. Оценки первой группы оказались значительно выше.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Однако дальше, по мере развития отношений, если они развиваются как межличностные, стереотип должен уйти в тень, так как механизмы восприятия на межличностном уровне общения совершенно другие. Однако, если стереотип слишком силен и продолжает оказывать свое действие, это может стать серьезной помехой в дальнейших контактах.



Контрольные вопросы:

  1. В чем состоит «имидж эффект» и каковы его последствия?

  2. Какие социальные стереотипы Вы знаете?

  3. Назовите основные ошибки стереотипизации.

  4. Каким образом определяется социальный статус человека при помощи знаковой системы внешних атрибутов?

ТЕМА 3

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ


Основные проблемы темы:


  1. Самопознание как шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

  2. Самосознание.

  3. Компоненты Я-концепции: когнитивная, эмоциональная, оценочно-волевая.

  4. Я-реальное, Я-идеальное, Я- глазами другого.

  5. Коррекция Я-концепции при имиджировании.

  6. Самооценка.

Основоположник имиджелогии В.М.Шепель считает, что решение проблемы имиджа возможно, если человек обладает некоторыми приоритетными качествами. В.М.Шепель выделяет три группы таких качеств.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют матрицу природных дарований, обозначенных обобщенным понятием «умение нравиться людям». Как подтверждает практика, обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую группу входят характеристики личности, представляющие результат ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий (межличностное общение, деловой спич, упреждение и преодоление конфликтных ситуаций).

К третьей группе качеств следует отнести те, которые связаны с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает человеку обострять свою интуицию в ситуации общения. Эта способность имеет колоссальное значение в имиджировании.

Конструирование индивидуального позитивного имиджа начинается с поиска ответов на следующие вопросы: Какие качества нужны ПР-специалисту для эффективной профессиональной деятельности? Какие есть и уже действуют? Какие есть, но они не проявляются? Каких нет, но они необходимы и их нужно выработать?



Каталог: assets -> files -> rpd
files -> Рабочая учебная программа дисциплины современные проблемы адаптивной физической культуры и ее видов по направлению подготовки
files -> Активизация мыслительной деятельности как средство повышения творческого потенциала студентов
files -> Проблемы активности личности в учебном процессе
rpd -> Дружба Ольга Владимировна
rpd -> Лекция Определение имиджа
rpd -> Рабочая программа дисциплины «Теория и практика аргументации» цикл фгос впо д. 04 входит в число дисциплин вариативной части
rpd -> Классификация методов психологического исследования
rpd -> Психолингвистика
rpd -> Рабочая программа дисциплины «Язык и общество» цикл фгос впо в. 06/1 входит в число обязательных дисциплин
rpd -> «томский политехнический униве рситет»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница