Курсовой проект «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»



Дата20.05.2016
Размер183 Kb.
ТипКурсовой проект


Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Кафедра технологического образования и искусства


Курсовой проект
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках

изобразительного искусства»


Выполнила

Васильева Ирина Вячеславовна

учитель изобразительного искусства

МБОУ«Начальная школа –

детский сад» города Чебоксары

Чувашской Республики



Чебоксары – 2014



Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Научно-теоретические основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства……………………………….

1. Характеристика творческих способностей младших школьников…………

2. Методика развития творческих способностей младших школьников на

уроках ИЗО…………………………………………………………………………

2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО…………

2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в

начальной школе…………………………………………………………………...

2.3. Нестандартные формы уроков развития творческих способностей

детей в начальной школе…………………………………………………………..

3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей………………….
Глава 2. Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………..

Приложения………………………………………………………………………...




3
4

4
9


9
13
17

20
22


27

28

29




Введение

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей.

Термин “способный” или “способность” значит:

1) природная одарённость;

2) умение, а значит возможность производить какие-нибудь действия

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д..

Актуальность - необходимость нестандартно и творчески мыслить в современном обществе.

Проблема - раскрыть особенности формирования творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО.

Цель – развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Задачи:

1. Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

2. Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;

3. Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности.

Гипотеза исследования: одним из факторов, влияющих на развитие творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, является программа преподавания ИЗО, как одного из предметов направленных на развитие творческого потенциала учащихся.

Объект исследования – творческая свобода младших школьников.

Предмет — педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой свободы младших школьников на уроке ИЗО.
Глава 1. Научно-теоретические основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

1. Характеристика творческих способностей младших школьников.

Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание могут быть самыми различными у разных детей.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации занятия активизирует детей. Рисование – самый доступный способ совместить приятное с полезным: ребенок воспринимает рисование как игру, при чем более увлекательную, чем серьезнее к ней относится учитель. Поэтому создание игровых ситуаций на уроке, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности. В творческом развитии проявляется общее и особенное.

Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

Основной задачей уроков изобразительного искусства и является развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив.

Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.

Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.

Развитие творческих способностей в школе осуществляется на уроках ИЗО. Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа дает представления о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.

Творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.

В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более - фантазия.

Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Гилфорда и по содержанию очень близкие к ней.

В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:

быстрота и легкость проявляются путем подсчета количества ответов, идеи или решения задачи за отведенный промежуток времени,

гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другие,

оригинальность оценивания по частоте данного ответа в однородной группе (школьники одного класса).

Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета. Научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков - все это процессы, в которых много приятных ощущений.

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.


2. Методика развития творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО.

2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО.

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.

Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.

В I классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В III-IV классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. Занятия по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.

В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками.

Давая учащимся, возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.

По разделу «Живопись» детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

В содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение набросков.

Занятия на уроках изобразительного искусства раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: гармоничности цветовой окраски, соразмерности и пропорциональности строения форм.

Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись - это стержневые основы художественного отображения действительности.

Программа по развитию творческой личности на уроках ИЗО предусматривает работу различными изобразительными материалами, что способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию школьников. Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам.

Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению. При всей предлагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную цельность программы, основные цели и задачи каждого года и четверти. Решение проблемы формирования «зоркости души» ребёнка, которая является для учителей основной целью.

В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что помогает школьникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.

Урок изобразительного искусства обычно содержит несколько стадий, каждая из которых отличается своим содержанием и характером взаимодействия с детьми.

Стадия подготовки материала к замыслу. Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя: активизацию накопленного жизненного и культурного опыта, освоение способов построения художественной формы.

Материал первого рода – это все, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта – истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) – это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Дети знакомятся на практике с разными технологиями в изобразительной деятельности. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно нестандартных).

Стадия постановки замысла-задачи. Основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, то есть построение образа будущего рисунка в начале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями детей. Задача – замысел опережает и определяет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел – задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Поэтому важно особо оценить оригинальность замысла в готовой работе.

Стадия творчества. Эта стадия требует особого состояния сосредоточенности и полной отдаче работе. В процессе творчества ребенок как бы «отдает» накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребенок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдет совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя – внушить ребенку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что программа по развитию творческой личности на уроках ИЗО предусматривает работу различными изобразительными материалами, что способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию школьников. Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам.

Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению.
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в начальной школе.

Для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:



Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.

Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои способности, можно использовать на уроках технику «акватипия», «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», «монотипия», работать по манке и т.д. В выполнении заданий можно предлагать учащимся использовать различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером; рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.

Для успешного решения задач творческая деятельность организуется по правилам: диалог в сотворчестве; свобода выбора, действий; равенство всех участников;«благоустройство» пространства; право на ошибку.

Все занятия должны быть построены по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка. Можно использовать и нетрадиционные уроки, такие как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-праздники.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности.

Задания на уроках развития творческих способностей можно классифицировать на 3 вида:

- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.

- творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий



Тренировочные задания. В качестве наиболее подходящей формы изобразительного творчества подходит дорисовка фрагмента сказки, истории. Каждый ребенок чувствует себя соучастником автора: сочиненный продукт - это его продукт, а это многократно увеличивает активность детей. Например:

1) Детям предлагается по данному фрагменту сказки придумать и дорисовать картину.

При закреплении изученных росписей предлагается по стилю узнать узор, к какому виду росписи относится:

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золотому фону затейлевой змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка

А где-то кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.

(Хохломская роспись).



Частично-поисковые задания. Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:

Проводится игра: «В гостях у народных мастеров».

Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.

Игра: «Подбери пару».

На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.

Творческие задания. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.

2) При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например: нарисовать 2х различных Матрешек, которые между собой чем-то похожи.

Таким образом, стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.


2.3. Нестандартные формы уроков развития творческих способностей

детей в начальной школе.

Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.

Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков:

Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.

Уроки-знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, металлопластика, аппликация, аэрография, граттография, витраж и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.

5. Урок-игра – это подведение итогов, полученных по определенной теме.

Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся начальных классов. Игра приносит наивысшую радость, так как включает в активную творческую работу, дает выплеск всех эмоций и знаний, полученных на уроков при изучении определенной темы. Здесь ребенок выступает как соавтор при проведении игры. Он художник-декоратор, чтобы создать атмосферу определенного периода, будь то египетский, китайский, греческий и т.д. Он дизайнер, он модельер (изготовление костюмов, посуды, атрибутов, оружия и прочее). Он создает атмосферу праздника. Готовясь к празднику, следует выполнять декорации, костюмы. Каждый выбирает себе роль. На период игры ученик становится актером.

Психологи считают, что ролевая игра возможна, благодаря способности человека представить себя на месте другого, при этом сопереживая или сочувствуя ему.

Игра – это праздник, самое древнее коллективное участие, где можно играть, петь, танцевать, украшать себя. Дети с удовольствием выбирают себе роль на этом празднике.

На уроках ИЗО для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер.

Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Изучая жанры живописи, и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином используется компьютер. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником.

Особенно важно применение компьютеров после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов.

Включение игровых предметов может быть использовано и для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы.

Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органично включение в ход занятия компьютеров, отдельные приемы работы в различной технике создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Общее знакомство с компьютерами, одной из первой самостоятельной творческой работы для детей является рисование на экране дисплея. Знакомство с графическим редактором – это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, а также развитие пространственного и конструкторского мышления.

Уже на начальном этапе обучения можно проводить работу, имеющую практическую значимость.

Творческое задание “Нарисуй самое красивое и самое некрасивое” позволяет выявить понимание детьми красоты. Задания типа “Чей узор лучше?”, “Что такое лето” способствует не только художественному развитию детей, но и умственному.

Дети любят все, что сделано собственными руками. В процессе работы с графическим редактором можно прочесть с детьми их любимые книжки и подготовить к ним иллюстрации. Можно сделать книжку, состоящую из изображений животных или цветов. Важным моментом сравнения своих работ чужими является “выставка”. Здесь утверждается право каждого на индивидуальность и никто не подвергается критике.

С большим желанием дети работают на занятиях по созданию аппликации. Симметрия, ритм вызывает у них желание воспроизвести увиденное. Но даже на самом начальном этапе надо ставить перед ребенком условия выполнения задания не копированием образца, а его видоизменением. На занятиях изготовления аппликации дети учатся планировать свою работу, намечать последовательность выполнения операций, общаться друг с другом, что стимулирует развитие творчества ребят.

Примером коллективной работы может стать проектирование на компьютере строительства из кубиков детского городка. На занятии дети разбиваются на группы, в каждую из которых входят архитекторы (проектирующие город на компьютере), строители (собирающие город из кубиков).

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои возможности.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом. Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков.


3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самым различными методами.

Например: на уроках декоративного рисования надо предварительно показать детям серию цветных иллюстраций, изображающих формы природы и сочетания цветов в реальной действительности узоры ветвей деревьев; теплые оттенки почвы земли ранней весной и холодные тени на оставшемся снегу; орнаментальные рисунки на крыльях бабочек; а на уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок чтобы активизировать работу учащихся читают отрывки из сказок.

Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в классе, так и дома.

Задания на уроках и дома должны быть самыми разнообразными по характеру, по самому типу работы в соответствии с требованиями программы: то это рисование с натуры карандашом, то работа над натюрмортом акварельными красками, то декоративное рисование.

Повышая активность учеников надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи.

Развивая, творческое воображение на уроках учитель, должен учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Композиция картины помогает ученикам не только яснее раскрывать сюжетно и выразить своё отношение к данному событию или явлению.

К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает, их всему классу разъясняя, в чём их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему.
Глава 2. Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках изобразительного искусства

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над:

развитием способностей, склонностей и интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;

приемами осознанного решения различных творческих задач;

направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.



Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой. Поэтому мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с коллегами: учителями - предметниками: Борисенок А.И.(учитель музыки), Казыкиной М.Л. (учителя ИЗО), Нестериной И.Ю. (педагог дополнительного образования), Поповой М.А. (педагог-психолог) и учителями начальных классов. Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют районные и областные методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д.

На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках я использую следующие художественные техники:

- рисование (в различных видах и жанрах),

- аппликация и коллаж),

- лепка,

- бумагопластика,

- роспись самостоятельно выполненных изделий,

-рисование пальцем, торцевание, граттаж, монотипия и др.

Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг, роспись по стеклу и керамике.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

· чудо-зверь ;

· сказочные птицы, птицы-фантазии;

· город будущего (город-фантазия);

· фантазийное царство;

· необычная игрушка из необычного материала;

· сочинение орнаментов на определенную тему;

интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.

Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Цветочная поляна», «Чудо-дерево», «Планета детства», «Переменка», «Все выше и выше» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты. На уроках также применяю метод ИКТ.



Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением (показ открыток, игрушки из пластилина, бумаги, куклы)



Результаты моей деятельности:

1) Участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок)

2) Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 88-90%

3) Участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на районных, городских, республиканских и Всероссийских конкурсах (

Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
Заключение
Уже прошла эпоха чистых исполнителей, людей – автоматов. Конечно, сохраняется еще немало ситуаций, когда вполне возможно стандартное, много раз опробованное действие. Однако их число быстро сокращается.

Использование инновационных педагогических технологий и потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроках изобразительного искусства действительно способствует развитию самостоятельности, вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний.

В результате исследования я подтвердила правильность выдвинутой мной гипотезы: повысился уровень самостоятельности и уровень творческих способностей у обучающихся. В итоге возрос движущий стимул самореализации личности младших школьников на уроке изобразительного искусства.

Повысился уровень познавательного интереса к изобразительной деятельности; практически уменьшилась группа учащихся, проявляющих ситуативный интерес к предмету; повысились практические умения и навыки; качество знаний по ИЗО искусству стабильно не ниже 90%.

Считаю опыт своей работы «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства» перспективным, так как он позволяет обеспечить рост качественного, высокопроизводительного обучения в образовательном процессе, учит ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.

Список использованной литературы


  1. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994. - №11. – С.22 – 24.

  2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

  3. Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6. – С.52-54.

  4. Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. – С. 45-48.

  5. Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7.

  6. Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8.

  7. Мелик – Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1995.

  8. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: Прогресс, 1991.

  9. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Творческая мастерская». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.

  10. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.

  11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.

  12. Ин-ет-ресурсы www.nsportal.ru, www.informio.ru, www.shkolyar1.ucoz.ru, www.festival.1september.ru.




Каталог: Menu
Menu -> Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии Психологические особенности спортивного соревнования
Menu -> Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии Мотивы личности в спорте
Menu -> Двигательные навыки
Menu -> Е. М. Хекалов неблагоприятные психические состояния спортсменов их диагностика и регуляция учебное пособие
Menu -> Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии Методы спортивной психологии
Menu -> Программа предпрофессионального дополнительного образования по виду спорта «волейбол» Срок реализации Программы: 8 лет
Menu -> Высшее профессиональное образование
Menu -> Программа обучения учащихся 10-11 классов Профиль: Медицинский Младшая сестра милосердия
Menu -> Половые различия и женщина-спортсменка 7 в недалеком прошлом девочкам, как правило
Menu -> Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии Основные направления психологической подготовки в спорте


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница