Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель: Абдурахманов Ринат Абдулакимович. Глубинная психология понимается в 2-ух значениях



Скачать 295.32 Kb.
Дата14.05.2016
Размер295.32 Kb.
ТипЛекция




Глубинная психология
Лекция №1 18.02.08 г.
Преподаватель: Абдурахманов Ринат Абдулакимович.
Глубинная психология понимается в 2-ух значениях:

  1. Как учебная дисциплина, изучающая основные направления психологии и концепции, объясняющие бессознательную активность человека.

  2. Глубинная психология – это совокупность бессознательных явлений, влияющих на поведение человека.


2-а подхода к пониманию бессознательного:

  1. Бессознательное – это совокупность психических явлений, во влиянии которых на жизнедеятельность человека он не отдаёт себе отчёта.

  2. Бессознательное – это форма психического отражения, при котором воспринимаемая действительность не подлежит произвольному контролю. (Эриксоновский гипноз основан на 2-ом понимании).


Формы бессознательного:

  1. Установки.

  2. Сновидения (это ворота бессознательного).

  3. Автоматизированные действия.

  4. Механизмы навыков и привычек.

  5. Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы.

  6. Ошибочные действия (это описки, опечатки, очитки, оговорки, ослышки).

  7. Защитные механизмы личности.

  8. Забывание необходимых данных (напр., номеров телефонов, дат и т.д.).

  9. Механизмы неврозов, психозов и других психических расстройств.


Классификация бессознательных явлений по Юлии Борисовне Гиппенрейтер:

  1. Неосознавательные механизмы сознательных действий (Н.М.С.Д.).

Включают:

    1. Неосознаваемые автоматизмы – это действия или акты, которые совершаются сами собой без участия сознания. Их делят на:

      • Первичные. Носят врождённый характер (напр., хватательный рефлекс у ребёнка, моргание, отдёргивание руки от горячего и т.п.).

      • Вторичные. Сформировались в процессе жизни. Первоначально они осознавались, а потом перестали (напр., навык игры на фортепиано, навыки печатания на компьютере).

    2. Неосознаваемые установки – это неосознаваемая готовность человека к совершению определённых действий (интеллектуальных, перцептивных, моторных) в определённой ситуации при определённом воздействии стимула.

Виды установок:

      • Моторная установка – это готовность к определённым физическим действиям и реакциям в определённой ситуации.

      • Перцептивная установка – это готовность к определённому восприятию определённых явлений в определённой ситуации.

      • Интеллектуальная установка – проявляется в неосознавательной готовности к определённому способу мышления в определённой ситуации.

    1. Неознавательные сопровождения сознательных действий. Включают 3-и элемента:

      • Механизмы, подготавливающие сознательные действия (напр., идеомоторная подготовка у спортсменов).

      • Механизмы, реализующие сознательные действия (напр., пользование ручкой во время лекции – слушаем сознательно, а пишем подсознательно, автоматически).

      • Механизмы, сопровождающие сознательные действия (напр., почёсывание затылка, носа).




  1. Неосознавательные побудители сознательных действий (Н.П.С.Д.):

  1. Инстинкты.

  2. Потребности.

  3. Вытесненные желания.

  4. Последствия стрессов и психических травм.

  5. Интересы.

  6. Влечения.

  7. Защитные механизмы личности.




  1. «Надсознательный» процесс («над.п.») – это класс бессознательных явлений, которые обеспечивают такие процессы как интуиция, творческое озарение, высшее чувство.


Психоанализ и глубинная психология
З. Фрейд (1856 – 1938 г.г).
Основные положения психоанализа:

  1. Топографическая модель психики:








Сознание – это всё то, в чём человек отдаёт себе отчёт.
Предсознание – мост между сознанием и бессознательным. Там находится информация, которую мы не осознаём в данный момент, но можем извлечь при необходимости.
Бессознательное – включает инстинктивные побуждения, следы эмоциональных переживаний, энергию подавленных и вытесненных бессознательных желаний, следы стрессов и психических травм.


  1. Динамическая модель психики:











Superego формируется преимущественно в детстве и представляет собой совокупность, усвоенных человеком, норм и стандартов поведения. Superego формируется в процессе взаимодействия ребёнка с родителями и, прежде всего, матери. В дальнейшем, Superego обогащается социальными нормами.

Фрейд выделял 2-е подсистемы в Superego:

  • Совесть. Содержит моральные запреты и вызывает чувство вины человека.

  • Ego-идеал. Содержит требования, которым нужно соответствовать и к которым нужно стремиться.

Считается, что Superego сформировалось, когда родительский контроль заменяется самоконтролем (т.е. локус ответственность переходит извне внутрь).


Id тесно связана с биологическими побуждениями и наиболее энергетическая часть нашей личности. Но одновременно, Id характеризуется хаотичностью и подчиняется принципу удовольствия. Id нередко придаёт человеческому поведению импульсивную и иррациональную форму.

Фрейд был сторонником принципа гомеостаза (гомеостаз – стремление всех живых систем к сохранению равновесного состояния).

Неудовлетворение тех или иных потребностей человека или побуждений Id приводит к повышению внутреннего психологического напряжения системы.
Ego (Я) – компонент личности, ответственный за принятие решения и адаптацию личности в реальных социальных и физических условиях. Обеспечивает безопасность и самосохранение индивида и подчиняется принципу реальности.

Лекция №2.


  1. Экономическая модель организации психики. Психоанализ основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. При этом у каждого человека имеется определённое количество энергии, питающее его психическую активность.

Фрейд был сторонником концепции гомеостаза, согласно которой количество энергии живого организма отличается относительным постоянством, поэтому цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызванного излишним скоплением энергии в организме. По Фрейду, телесные потребности, вызванные в форме желаний называются инстинктами (некорректное использование термина).
Инстинкт – врождённая программа поведения, запускаемая в определённой ситуации ключевым раздражителем.
Фрейд выделял 2-е группы основных потребностей:

  1. Инстинкты жизни – эрос. Включают все системы, служащие цели поддержания жизненно-важных последствий и обеспечивающие размножение вида. При этом наибольшую значимость имеет энергия сексуальных инстинктов или либидо. Сексуальные инстинкты связаны с определённым участком тела или эрогенной зоной. Эрогенные зоны являются источниками напряжения, а манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения (напр., у шахтёра чешется рука – в данный момент она является эрогенной зоной).

  2. Инстинкты смерти – танатос. Инстинкты смерти лежат в основе жестокости, убийств, самоубийств. Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, т.е. стремлению живых организмов как сложных систем вернуться к состоянию неупорядоченности, из которого они вышли или упростить своё состояние (существование).

Энергия инстинктов может направляться как на объект, способный удовлетворить потребность, так и на объект, замещающий его. В последующем случае, Фрейд говорит о смещённой активности и многие социально-психологические феномены являются продуктом смещения сексуальной агрессивной энергии (культура, искусство, государство).


Основные психотехники психоанализа
Психоанализ направлен на то, чтобы помочь человеку осознать причины, имеющихся у человека психологических проблем и, через это, решить их. При этом много внимания уделяется укреплению Ego как инстанции, позволяющей человеку быть более самостоятельным и ответственным.

Причиной невроза является невротический конфликт между Id и Ego.


Основные психотехники психоанализа:


  1. Техника свободных ассоциаций. Клиент укладывается на кушетку, глаза открыты, чтобы эта процедура не напоминала гипнотическую. Психоаналитик сидит сзади, вне поля зрения клиента и активно слушает, используя нерефлексивное слушание (без реплик, разговоров, вопросов). Клиент начинает говорить о явлениях, которые ему приходят в голову, не скрывая постыдных и неприятных подробностей (по его мнению), об этом его заранее предупреждают. В результате получается ассоциативно-связанный рассказ (без особой логики). С точки зрения психоанализа, клиенту приходит в голову то, что его волнует и связано с его психологическими проблемами. Однако, в процессе этой процедуры можно столкнуться с сопротивлением клиента. Сопротивление будет встречаться как раз в тех местах, которые наиболее волнуют клиента.




  1. Анализ переноса или трансфер. В процессе психотерапии возникают особые отношения между психотерапевтом и клиентом: клиент, нередко бессознательно, переносит отношения со значимыми для него людьми из реальной жизни на психотерапевта. Напр., если психотерапевт бессознательно для клиента ассоциируется с отцом, то характер отношений с отцом бессознательно переносится на отношения с психотерапевтом. Перенос может быть позитивным (сопровождается чувством симпатии) или негативным (сопровождается негативными чувствами). Сам характер переноса помогает психоаналитику понять источник психических проблем клиента.

Задачи психотерапевта:

    • Распознание содержания переноса. Напр., сексуальное влечение к психотерапевту может маскироваться враждебностью к нему.

    • Помочь клиенту осознать явление переноса.

    • Определить его источник. В случае возникновения переноса любви, психотерапевт должен отнестись к этому с пониманием. Однако, воздержаться от любых ответов на него, пока перенос любви исчезнет вместе с источником (вместе с клиентом).




  1. Анализ сопротивления. Сопротивление - это бессознательное стремление клиента защитить свой внутренний мир от вторжения психотерапевта.

Источник сопротивления – это переживание тревоги, страха, чувства вины и стыда.

Выделяют:



  • Ego-синтоничное сопротивление. Человек отрицает сам факт существования сопротивления и препятствует его психоанализу. Ego сопротивляется и человек сливается с ним, не понимая этого.

  • Сопротивление, чуждое Ego. Клиент ощущает неестественность сопротивления и готов к его анализу вместе с психотерапевтом. Человек чувствует, что что-то не так.

Задача психотерапевта перевести сопротивление из Ego-синтоничного в сопротивление, чуждое Ego.

Анализ сопротивления продвигается от его формы к содержанию, от сознательного к бессознательному, от поверхности к глубинному пониманию.



Техника анализа сопротивления включает следующие шаги:

  • Выявление в поведении клиента определённой формы проявления сопротивления (нежелание отвечать на вопрос, уход от ответа (более искусстно), опоздания и пропуски, раздражительность, интеллектуальное соперничество с психотерапевтом).

  • Демонстрация фактов сопротивления самому клиенту.

  • Определение характера переживаний клиента, сопровождающих его сопротивление.

  • Определение мотивов сопротивления.

  • Определение истоков сопротивления в прошлой жизни человека (напр., человек не любил математику, а психотерапевт напомнил ему математика).

Поспешность в анализе сопротивления может ранить человека или побудить его к интеллектуальному соревнованию с терапевтом. Только тогда, когда человек сам осознает, что он сопротивляется – он поймёт.


  1. Анализ сновидений. Сны в психоанализе рассматриваются как способ выполнения невыполненных желаний. При этом выделяется явное и скрытое содержание сна. Скрытое – это то, что обнаруживается при толковании сна. Явное – это то, что фактически составляет содержание сна.

В психоанализе также различаются работа сопротивлений и толкование сновидений.

Работа сновидений осуществляется в процессе сна – это перевод скрытого смысла сна в содержание сна.

Толкование сновидений осуществляется с помощью психотерапевта и идёт в обратном напряжении, т.е. от содержания сна к его скрытому смыслу. Толкование сновидений – это попытка добраться до скрытого смысла сновидений.

В работе сновидений существуют определённые закономерности. Наиболее значимые из них:



  • Сгущение сновидений. Под сгущением сновидений понимается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращённым переводом последнего (явное – вершина айсберга).

  • Смещение сновидений – это результат работы цензуры, т.е. замещение истинного смысла сновидений намёками, символами (бессознательного нас бережёт).

  • Регрессивное превращение мыслей в зрительные образы – иллюстрация мысли в формы представлений.



Лекция №3
При анализе сновидений предлагается соблюдать следующие правила:

  • Не придавать большого значения внешнему содержанию сновидения, так как оно часто не соответствует искомому бессознательному.

  • Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности.

  • Клиента просят объяснить элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т.е. применяется метод свободных ассоциаций.

  • При анализе сновидения исследователь должен набраться терпения, пока бессознательное не вернётся само.

  • Клиенту рекомендуется не замалчивать ни одной из пришедшей ему в голову мысли, даже если она кажется ему малозначительной, не соответствующей понятиям о здравом смысле и его понятиях о приличиях.

Задача психотерапевта – при помощи свободного ассоциирования клиента, с каждым элементом сновидения вызвать у него ряд других, заменяющих представлений, а затем попытаться расшифровать скрытый смысл сновидений.

При анализе сновидения психотерапевт, как правило, сталкивается с сопротивлением клиента. С точки зрения психоанализа, те мысли, которые клиент пытается подавить, оказываются наиболее важными. Ключом к расшифровке скрытого смысла сновидения, Фрейд считал символы, которые уходят корнями в мифологию, антропологию,

и в какой-то степени т.е. пригодны для расшифровки сновидений разных людей.

При этом Фрейд выделил, прежде всего, символы, имеющие сексуальное значение. Так, все вытянутые и торчащие предметы (свечи, деревья, столбы и т.д.) символизируют мужской половой орган. А полые предметы (сосуды, сумки, пещеры) – женский половой орган.



На начальной стадии большое внимание уделяется дневному остатку сновидения. Таким образом, психотерапевт доводит до сознания клиента тот факт, что сновидения связаны с опытом бодрствования, с опытом реальной жизни. Клиент узнаёт, что сновидения можно анализировать, и понимать их смысл. Такое первоначальное понимание подготавливает клиента для восприятия более глубоких, более бессознательных значений сна, в которых отражаются его страхи, конфликты и желания.


  1. Анализ ошибочных действий. Оговорки, обмолвки, описки, очитки, ослышки, опечатки. Забывание дат, имён, намерений, затеривание и запрятывание предметов.

Ошибки рассматривают не как случайные психические акты, а как имеющие смысл и намерения. Эти психические акты возникают в результате одновременного действия противоположных желаний. Одно желание осознаётся человеком, а другое нет. При этом в ошибочном действии отражается победа именно бессознательного желания, которое более приемлемо для человека, хотя он и не признаётся себе в этом. Клиент с помощью психоанализа осознаёт истинные причины своих ошибочных действий.


  1. Анализ фантазий. Клиент записывает все свои фантазии, а затем осуществляет их толкование, напоминающее толкование сновидений.




  1. Анализ контрпереноса. Контрперенос - это эмоциональная реакция терапевта на перенос клиента. Часто контрперенос определяется событиями, произошедшими в жизни психотерапевта. Контрперенос может быть как препятствием к психотерапии, так и условием повышения её эффективности. Второе возможно тогда, когда психоаналитик способен заметить конфликты клиента через наблюдение собственных эмоциональных реакций. Психотерапевт исследует свои чувства с помощью психоанализа и рассматривает их не только как вариантные отзвуки своего бессознательного, но и как реакцию на переживания клиента, как в область бессознательного клиента.

Выделяют 2-а вида контрреакций:

  • Согласующуюся. Психотерапевт переживает психоэмоциональное состояние клиента.

  • Дополнительную. Психотерапевт переживает эмоциональное состояние какой-то важной личности в жизни клиента.


Анализ контрпереноса подразумевает учёт следующих моментов:

  • Принимать во внимание психотерапевтом психологические проблемы своего прошлого и настоящего.

  • Не принимать на свой счёт чувств, выражаемых клиентом.

  • Сдерживать желания отреагировать контрпереносом.

  • Использовать содержание контрпереноса для анализа проблем клиента.

  • Стремиться к согласующемуся контрпереносу, когда в реальности переживается дополнительный.


Дополнительные психотехники психоанализа
Используются только в исключительных случаях, когда необходимо помочь клиенту быстрее погрузиться в процесс психоанализа.


  1. Отреагирование (катарсис, Аристотель). Ещё называют «очищением». Представляет собой специальный приём, побуждающий человека к разрядке эмоций, вытесненных ранее бессознательным и отражающих внутренний конфликт. Формы: плачь, активное проговаривание проблем, гнев, смех, агрессия и т.д. Катарсис приносит лишь временное чувство облегчения и не может заменить процесс психоанализа. Разновидностью катарсиса является гипнокатарсис, когда клиента погружают в глубокое гипносостояние и предлагают перенестись в прошлую ситуацию, которая могла служить источником психических проблем. У клиента в этом состоянии могут возникать мысли и чувства, воспоминания, до этого не осознаваемые. В результате человек заново переживает произошедшее и выходит из гипносостояния в связи с переживаемыми воспоминаниями. Так клиент сообщает психотерапевту содержание своих переживаний и подробности, которые он раньше не осознавал.

  2. Внушение – это процесс воздействия на психическую сферу человека в обход его критического и рационального мышления. Оно помогает человеку войти в психоаналитическую ситуацию. При этом следует учитывать следующие моменты:

    • Клиент может привыкнуть к внушению и начинает стремиться к нему как своеобразному протезу, избегая пластических психоаналитических процедур.

    • Если результаты внушения не осознаются клиентом в последующем и не становятся объектом совместного анализа, то это не только не облегчает психологическую помощь, но и может создать дополнительные трудности.


Лекция №4 26.04.08 г.


  1. Манипуляция. Манипуляция – это действие психотерапевта, позволяющее управлять процессом его переживаний. Цель манипуляции: способствует ускорению процесса психоанализа. Манипуляции могут выражаться в том, что психотерапевт сознательно поддерживает эмоциональную реакцию клиента на что-либо, способствуя его усилению. Психотерапевт также может использовать приказной тон, если это необходимо для клиента.

  2. Привило абстиненции. Абстиненция – это достижение апофеоза страданий клиента. Фрейд считал, что психоаналитик должен следить за тем, чтобы страдания клиента дошло до такой степени, когда оно стало эффективно при работе. Страдания клиента рассматриваются как союзник психотерапевта, потому что они мобилизуют внутренние силы человека.

  3. Аналитик как зеркало. Это психотерапевтический приём, заключающийся в том, что психотерапевт выбирает такую манеру поведения, при которой он остаётся «непроницаемым» для клиента. Это необходимо в тех ситуациях, когда клиент должен сам проявлять активность в ходе психоаналитической процедуры, когда реакция психотерапевта может снизить накал его переживаний. Напр., для усиления проявления переноса. Однако, этот приём не должен вызывать у клиента ощущения того, что психотерапевт проявляет бездушие и эмоциональную холодность.

В настоящее время в США получила распространение психодинамическая теория, которая использует основные техники психоанализа, но при этом больше уделяет внимания актуальным проблемам человека и в меньшей степени истории их возникновения. Поэтому психодинамическая терапия занимает меньше времени – от 2-ух недель до 2-ух месяцев. Психодинамическая терапия более активно использует методы других направлений психотерапий.



Аналитическая психология
Карл Юнг (1875 – 1961 г.г.).

В основе индивидуализации, по Юнгу, лежит всё большее освобождение человека от влияния своего бессознательного. Чем больше мы независимы от бессознательного, тем больше мы самостоятельны и ответственны (К. Юнг).

(Вера в приметы – одна из зависимостей от нашего бессознательного).

Психотехнические аспекты аналитической психотерапии
В процессе аналитической психотерапии выделяются 2-а этапа:


  1. Аналитический этап. Включает 2-а подэтапа:

    • Признание. В процессе признания клиент рассказывает о своей жизни, переживаниях, сновидениях, имеющихся проблемах, как он их понимает. При этом большое значение придаётся проявлению архетипов «Аниме» у мужчин и «Анимуса» у женщин.

    • Толкование. В процессе толкования осуществляется анализ психотерапевтом полученных данных, в том числе с учётом символов, которые были разработаны Юнгом (хотя и в этом случае это является сужением информации).

  2. Синтетический этап. Выделяют 2-а подэтапа:

  • Обучение. Направлено на формирование новых привычек и стереотипов поведения.

  • Трансформация. Переносит тяжесть обучения на самого клиента, т.е. запускается процесс самообучения и самосовершенствования.

В процессе диагностики проблем клиента Юнг использовал тест «Свободных ассоциаций»: Читается перечень из 100 хорошо знакомых слов, заранее составленных психотерапевтом. А тестируемый должен как можно быстрее отреагировать на каждое произнесённое слово другим словом, сразу пришедшем в голову. Скорость ответа фиксируется с помощью секундомера, а слова записываются помощником. Эксперимент повторяется дважды. Во второй раз испытуемый воспроизводит свои первые ответы.

Анализируются следующие моменты:

  • Любые ошибки фиксируются и анализируются

  • Когда происходит сбой в ответах – это значит, слово наткнулось на комплекс. Комплекс – это совокупность воспоминаний о каком-либо событии, объединённых общими эмоциональными переживаниями. Как правило, комплексы связаны со стрессами или психотравмирующими событиями в жизни человека.

  • Обращается внимание на преодоление времени реакции на какое-либо слово, по сравнению со средним временем реакции испытуемого.

  • Реакция более чем, одним словом.

  • Реакция не словом, а мимическая реакция.

  • Ассоциация не соответствует реальному значению стимулирующего слова.

  • Использование одних и тех же слов.

  • Использование иностранного языка.

  • Неправильное воспроизведение слов в повторно эксперименте.

  • Полное отсутствие реакций.

Вариант теста – «Семейный тест словесных ассоциаций»: помимо данных по каждому члену семьи этот тест показывает насколько идентичны члены семьи в ответах. Чем больше совпадений, тем больше семья общается и больше взаимопонимания.


Анализ сновидений (по Юнгу)
Анализируется группа снов (в отличие от Фрейда) и в них выделяются устойчивые информативные признаки. Анализируется само содержание сна, т.е. важен не сам комплекс, который кроется за содержанием сна, а то, что человек делает под влиянием этого комплекса. Восстанавливается пред- и после история сна, так как сон – лишь вспышка в цепи непрерывных взаимосвязанных событий. Получаемая информация о сне размещается в целостном контексте жизнедеятельности человека. В содержании сна большое значение уделяется Аниме, Анимусу, архетипам, а также инструментам, которые использует человек во сне. Инструмент является механизмом, который символизирует желание и способность его удовлетворить. При столкновении с трудностями Юнг использует метод амплификации, т.е. поиск параллели в содержании снов. Чтобы определить скрытый контекст сна используется принцип ассоциативного эксперимента и человеку задаётся вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают с тем или иным объектом сновидения?».

В процессе психотерапии Юнг уделял большое внимание явлениям переноса и проекции. Он считал опасным для человека связывать свои надежды с конкретной личностью и искать в ней опору, т.е человек должен надеется только на себя и если связывать свои надежды, то с высшими силами (с ними вы никогда не поссоритесь).

Считал, что основой переноса является ищущее выражение активное бессознательное человека. Юнг помогал клиенту осознать явление переноса, отделить в переносе личностные и архетипические содержания.
Психоаналитическая теория К. Юнга (из лекций по психологии личности)
Соз­да­ние уни­каль­ной ана­ли­ти­че­ской тео­рии лич­но­сти. Соз­да­ет соб­ст­вен­ный ана­ли­ти­че­ский ме­тод, ко­то­рый бу­дет от­ли­чать­ся от Фрей­да.

В струк­ту­ре Юн­га поя­ви­лось кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное.



Струк­ту­ра:

  1. Соз­на­ние. Пе­ре­жи­вае­мые чув­ст­ва хра­нят­ся в соз­на­нии.

  2. Бес­соз­на­тель­ное.

а. Кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное яв­ля­ет­ся дос­тоя­ни­ем куль­ту­ры все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Оно вро­ж­ден­ное, не хао­тич­ное. Кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное струк­ту­ри­ру­ет ар­хе­ти­пы.

Ар­хе­тип – пер­вич­ный об­раз. Воз­ник­но­ве­ние ар­хе­ти­пов Юнг от­но­сит к ран­ним про­яв­ле­ни­ем ду­ши (в фи­ло­ге­не­зе). Че­ло­век на­сле­ду­ет эти об­ра­зы из сво­его про­шло­го. Ар­хе­ти­пы мож­но срав­нить с су­хим рус­лом рек, фор­мы ко­то­рых оп­ре­де­лят ха­рак­те­ри­сти­ки ре­ки, ко­гда по не­му по­те­чет во­да.

Юнг на­зы­ва­ет ар­хе­ти­пы пер­вич­ны­ми об­раз­ами, так как они час­то со­от­вет­ст­ву­ют ми­фо­ло­ги­че­ским те­мам, ко­то­рые про­яв­ля­ют­ся в сказ­ках, ми­фах на­ро­дов в раз­ные вре­ме­на.

б. Лич­ное бес­соз­на­тель­ное.
Раз­ви­тие лич­но­сти по Юн­гу.

Ли­би­до по Юн­гу – это твор­че­ская энер­гия, та энер­гия, ко­то­рая дви­жет че­ло­ве­ком.

Раз­ви­тие лич­но­сти опи­сы­ва­ет че­рез тер­мин «ин­ди­ви­дуа­ция».

Ин­ди­ви­дуа­ция – это дос­ти­же­ние це­ло­ст­но­сти. Че­рез этот про­цесс раз­ви­ва­ет­ся лич­но­сти. Ко­неч­ная цель раз­ви­тия лич­но­сти – это не­про­ти­во­ре­чи­вая лич­ность, в ко­то­рой ин­тег­ри­ро­ва­ны все ее струк­ту­ры.

Ар­хе­тип «Са­мость». Суть «са­мо­сти» - це­ло­ст­ность. Дос­ти­же­ние са­мо­сти воз­мож­но че­рез ин­тег­ри­ро­ва­ние всех струк­тур лич­но­сти.

Струк­ту­ра лич­но­сти: Под­ра­зу­ме­ва­ют­ся, в ос­нов­ном, ар­хе­ти­пы.

Эта­пы ин­ди­ви­дуа­ции (ос­нов­ные ар­хе­ти­пы):


  1. Тень. При­ня­тие те­ни. Тень – ан­ти­под на­ше­го «я» (сказ­ка Швар­ца «Тень», Сти­вен­сон «Док­тор Дже­кил и мис­тер Хайд»). Тень – все то от­ри­ца­тель­ное, не­хо­ро­шее, что мы не при­зна­ем в се­бе. Тень про­яв­ля­ет­ся в про­ек­ции. Са­мое глав­ное – при­нять тень в се­бе и осоз­нать в се­бе свои от­ри­ца­тель­ные сто­ро­ны (символы: Сатана, Гитлер).

  2. Пер­со­на. Сис­те­ма ро­лей, ко­то­рая по­зво­ля­ет че­ло­ве­ку адап­ти­ро­вать­ся к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру и кон­ст­рук­тив­но об­щать­ся с людь­ми (пер­со­на – «не­кая мас­ка»). Она мо­жет быть слиш­ком силь­ной или слиш­ком сла­бой. Ес­ли слиш­ком сла­бая: че­ло­век не при­спо­соб­лен к жиз­ни в об­ще­ст­ве, до­ми­нан­та сво­его «я» (во сне мо­жет про­яв­лять­ся как че­ло­век без оде­ж­ды. Имен­но оде­ж­да оли­це­тво­ря­ет пер­со­ну). Слиш­ком силь­ная пер­со­на: слия­ние с об­ще­ст­вом и по­те­ря сво­его «я» (в сно­ви­де­нии про­яв­ля­ет­ся как слиш­ком ту­гая оде­ж­да или очень мно­го оде­ж­ды и т. д.). (символ: маска).

  3. Ани­ма и ани­мус. Пси­хи­че­ски че­ло­век би­сек­суа­лен, но в раз­ной про­пор­ции про­яв­ля­ют­ся муж­ские и жен­ские про­пор­ции. Есть так­же оп­ре­де­лен­ные сте­рео­ти­пы куль­ту­ры, ко­то­рые раз­ви­ва­ют че­ло­ве­ка од­но­сто­рон­не (жен­скую или муж­скую часть его ду­ши), а про­ти­во­по­лож­ные чер­ты вы­тес­ня­ют­ся как не при­ем­ле­мые об­ще­ст­вом.

Ани­ма – вы­тес­нен­ная жен­ская по­ло­ви­на в муж­чи­не (символы: женщина, Дева Мария, Мона Лиза).

Ани­мус – вы­тес­нен­ная муж­ская по­ло­ви­на в жен­щи­не (символы: мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан).

На­до слу­шать муд­рость во вто­рой час­ти (у жен­щин – ани­мус, у муж­чин – ани­ма), на­до раз­го­ва­ри­вать со вто­рой сво­ей ча­стью.



Сон – это то, ку­да на­до дви­гать­ся – он по­ка­зы­ва­ет ку­да (чер­ные пе­ще­ры и т. д. – «тень» по Юн­гу).

  1. Ар­хе­тип «муд­ре­ца». Дос­та­точ­но вы­со­кий уро­вень раз­ви­тия лич­но­сти. Яв­ля­ет­ся в об­ра­зе стар­ца, звез­до­че­та, пророка и т. п.

  2. Са­мость. Са­мость – центр пси­хи­че­ско­го. Яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ин­тег­ри­ро­ва­ния всех этих струк­тур. Идет про­цесс са­мо­реа­ли­за­ции (символ: мандала).

Помимо основных, в ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребёнок, герой, божество Солнца, плут, Бог и смерть.


Раз­ви­тие идет на про­тя­же­нии всей жиз­ни. Со­бы­тия дет­ст­ва у Юн­га не оп­ре­де­ля­ют всей жиз­ни, как у Фрей­да. У Юн­га дос­ти­же­ние са­мо­сти прак­ти­че­ски не­воз­мож­но, но на­до стре­мить­ся к это­му.

Два ти­па ори­ен­та­ции в ми­ре – это экс­т­ра­вер­сия и ин­тро­вер­сия.



Эксраверсия – базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связей человека с внешним миром. Экстраверсия характеризуется вовлечённостью и интересом к миру людей и вещей – внешнему по отношению к «Я».

Интроверсия – базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связей человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстранённостью от людей.
4 – е функ­ции соз­на­ния:

  1. Мыш­ле­ние.

  2. Чув­ст­ва.

  3. Ощу­ще­ния.

  4. Ин­туи­ция.

В ито­ге у Юн­га по­лу­ча­ет­ся 8 – ь ти­пов лич­но­сти.

Структура личности по Юнгу.


Сознательное

персона

Сознательное

EGO

Личное бессознательное

Тень

Личное бессознательное

Анима-Анимус

SELF




Коллективное бессознательное



Личное бессознательное несет в себе комплексы, опыт и немного анима-анимус.

Коллективное бессознательное это духовный опыт всего человечества, это энергетическая аура, в которую погружена личность. Этот коллективный опыт выражается в символических образах, общих сновидениях, мандалах (симметричный замкнутый орнамент или узор, символизирующий целостность и гармонию).

Персона – личина, маска, которую надевает на себя «ego» для представления внешнего мира. Сюда входят привычки, манера одеваться, социальный статус.

В сновидениях персона проявляется в атрибутах социального статуса или в символах дополнительной одежды.

«Еgo» - аналогично понятию «ego» у Фрейда, это знание о мире и о себе. «Еgo» наиболее уязвимо, так как претендует на роль «центра души». Выход «ego», его распространение на всю личность угрожает образованиям моноличности (это личность, уверенная в своей непогрешимости, не терпящая критики, жесткая в своих представлениях и соответствующим образом строящая свои отношения с другими).

«Тень» это то, что мы не принимаем в себе. В сновидениях «тень» является в образах угрожающих животных или людей.

«Анима-анимус» это мужское и женское начало в человеке. Человек по своей природе бисексуален, но есть культурные и социальные стереотипы, которые ориентируют на поведение по определенному типу. В сновидениях эта пара представляется персонажем противоположного пола.

Отрицание какой-либо структуры, в том числе, мужского и женского собственного начала нарушает целостность личности.

Центр душевного пространства это «self» или «самость». Она располагается в глубинах нашей психики, но это место, которым сглаживаются противоречия, гармонизируются отношения. Это знание о себе и о мире без отрицаний чего-либо, принятие действительности. Движение к «self» и есть индивидуация - поиск гармонии, смысла, самопознание.

В сновидениях «self» может быть представлено узором (мандала), цветком, в случае крайней удаленности – точкой. Чем дальше человек от гармонии, тем меньше его «self».



Защитные механизмы
В результате давления на «ego», «id» и «superego», человек вырабатывает некоторые стратегии для сохранения равновесия, они называются механизмами защиты:

1. положительным механизмом защиты считается сублимация – подавляемая энергия реализуется в творчестве.

2. отрицание это механизм, позволяющий отвергнуть какие-нибудь стороны неприятной ситуации.

3. вытеснение – когда нежелательный материал или переживания удаляются в область недоступного бессознательного, человек не способен воспроизвести ситуацию.

4. регрессия - это возврат на более ранний уровень развития.

5. рационализм - это снижение ценности чего-либо с помощью логических построений, вполне осознанно.

6. проекция – приписывание другим людям переживаний или черт характера, которые не замечают у себя. Может быть как положительная, так и отрицательная.

7. фиксация или застревание на какой-либо стадии развития.

8. расщепление. Позволяет перенести часть энергии на нейтральный объект (шизофрения, фетишизм).

9. идентификация – слияние с другим человеком, его мыслями, чувствами, в клинических случаях это жизнь за другого.

10. компенсация – энергия направляется в другую область деятельности.

11. агрессия - подавляемая энергия разряжается через причинение ущерба окружающей среде и людям.

12. конверсия – выражается в соматических проявлениях. Подавляемая энергия реализуется в заболеваниях или симптомах.

13. реактивное образование или сверхморальность – формирование устойчивых черт характера, противоположных подавляемой энергии, сильное преувеличение чего-либо.



Теория психосексуального развития.
1 стадия – Оральная. От рождения до 1,5 г. (грудное вскармливание).

2 стадия – Анальная. С 1,5 г. до 3 лет (приучение к горшку).

3 стадия – Фаллическая. С 3 до 6 лет. Период половой идентификации.

4 стадия – Латентная. До полового созревания. С 6 лет до 12 лет (формируются гомо- и гетеросексуальные отношения).

5 стадия – Генитальная. После полового созревания.


Оральная стадия.

В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путём сосания груди или рожка; в то же время сосательные движения доставляют удовольствие. Поэтому полость рта – включая губы, язык и связанные с ними структуры – становятся главным сосредоточением активности и интереса младенца.

В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объектами – источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое уменьшением напряжения, является рот. Главная задача, стоящая перед младенцем в течении этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Поскольку младенец изначально не способен отличать своё собственное тело от материнской груди, в процессе сосания он испытывает смешанное чувство насыщения и нежности. Это смешение объясняется эгоцентризмом младенца. Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена частью его собственного тела.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно психоаналитической теории, все младенцы испытывают определённые трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, т. е. чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребёнка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности – весёлый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.

В течение второй половины первого года начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. У младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванное отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Также таким людям свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.


Анальная стадия.

В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Они постепенно научаются усиливать удовольствие путём отсрочки опорожнения кишечника (т.е. допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера). С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходя­щие от родителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностя­ми). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Фрейд выделял две основные родительские тактики, наблюдаемые в процессе преодоления неизбежной фрустрации, связанной с приучением ребенка к туалету. Некоторые родители ведут себя в этих ситуациях негибко и требовательно, наста­ивая, чтобы их ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания «мамочки» и «папочки», и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, у ребенка может сформироваться анальио-удерживающий тип личности. Анально-удерживающий взрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределен­ность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленной роди­тельской строгостью в отношении туалета — это аналыю-выталкивающий тип. Черты данного типа личности включают склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в пер­вую очередь как объекты обладания.

Некоторые родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожне­нию кишечника и щедро хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.


Фаллическая стадия
Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвига­ются в новую эрогенную зону, в область гениталий. На протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями.Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил назва­ние комплекса Электры).

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в, отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его, черты). Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоян­но пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Один из путей достижения этой цели — безжалостное завоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют «кастрирующими». Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.



Латентный период

В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, — такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Снижение сексуальной потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично — к появлению в его личности структур эго и суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Фрейд уделял незначительное внимание процессам развития в латентном периоде. Это довольно странно, поскольку он занимает в жизни ребенка почти такой же временной промежуток, как все предшествующие стадии вместе взятые. Возможно, это была передышка не только для ребенка, но и для теоретика.
Генитальная стадия

С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса, усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта.



Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного иола, и начинается ухаживание. Увле­чения юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.
Генитальный характер — это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношени­ях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступа­ющими от половых органов; контроль сдерживает энергию инстинкта, и поэтому она достигает наивысшей точки в подлинном интересе к партнеру без каких-либо следов чувства вины или конфликтных переживаний.

Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт — в сущности, все формы удовлетворения легко давались, и ничего не требовалось взамен. Люди должны учиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и заботу, и прежде всего, брать на себя более активную роль в решении жизненных проблем. И наоборот, если в раннем детстве имели место разного рода травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо, адекватное вхождение в генитальную стадию становится трудным, если не невозможным.
Каталог: rosnou
rosnou -> Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «Психология характера»
rosnou -> Лекция Библиотерапия
rosnou -> Клиническая психология 3/03/07 (С. М. Валявко) Изменения личности при психических заболеваниях Сейчас существует 33 теории о личности.
rosnou -> Примерные темы курсовых работ для педагогов-психологов Специальность «психологическое консультирование»
rosnou -> Примерный перечень тем дипломных работ, рекомендуемых для выбора студентам
rosnou -> История Психологии 09. 06. Вильгельм Вундт
rosnou -> Литература: «Дифференциальная психология»
rosnou -> Экспериментальная психология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница