Ментальные основания поведения русской интеллигенции «серебряного века»



Скачать 263.21 Kb.
Дата20.05.2016
Размер263.21 Kb.
ТипАвтореферат

На правах рукописи








БАСКАКОВА Наталья Ивановна

МЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Специальность 09.00.13 – религиоведение,

философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Омск – 2009

Работа выполнена на кафедре философии

ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»



Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Денисов Сергей Федорович
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Дмитриева Лариса Михайловна
кандидат философских наук, доцент

Ефимова Светлана Владимировна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Защита состоится 25 июня 2009г. в 14 часов на заседании совета Д 212.177.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан 25 мая 2009 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета Максименко Л.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время, как и сто лет назад, в период культурного перелома, включающего в себя кризис гуманистических ценностей, возрастает роль философии как рефлексии над основанием поведения людей. Особенную значимость приобретает философское осмысление целей и перспектив развития общества, анализ идеалов и способов их практической реализации. Опыт русской интеллигенции, несомненно, может помочь в формировании новых ориентиров будущего и их осуществлений. Русская философия, будучи не только сферой сугубо теоретической деятельности и интеллектуальной рефлексии, но и сферой практических преобразований, влияла на социально-политические, культурные, духовные процессы. Русская интеллигенция, непосредственно связанная с философствованием («любомудрием») как духовной общественной деятельностью, сохраняет и несет в другие социальные группы ценности и достижения мировой культуры, идеи и идеалы, определяет духовно-нравственное развитие общества. В связи с этим представляется чрезвычайно актуальным исследование ментальности поведения русской интеллигенции.

Ментальность русской интеллигенции во многом определяется наличием идеала. Проблема идеала является традиционно актуальной в исследовании ментальных оснований поведения, что проявляется и в настоящее время, определяемое как переходный период к новому типу общества. Многие идеалы, претендовавшие на глобальное, универсальное значение, обнаружили свою несостоятельность, так, например, критическому осмыслению подвергался идеал марксизма – коммунистический идеал бесклассового общества. Альтернативой этому идеалу выступают новые модели, отражающие реалии современной действительности, однако и они подвергаются критике за искажение принципов гуманизма и подавление личности в условиях техногенной, глобальной цивилизации. Крах политической идеологии коммунизма (которая в течение многих десятилетий составляла ценностно-смысловое ядро тоталитарной системы), образовал вакуум – культурный, идеологический, куда немедленно «хлынули» различные мистические и эзотерические учения, различного рода организации (кришнаитское движение, Свидетели Иеговы, Белое братство и т.д.), не связанные с православной традицией и не соответствующие особенностям русского менталитета. В современной ситуации подобный мировоззренческий кризис представляет большие опасности для духовного и нравственного развития общества.

Поиск идеала в российской действительности в основном предполагает либо заимствование и критическую переработку существующих западноевропейских моделей поведения, либо обращение к философскому наследию прошлого. Обращение к философскому наследию прошлого, изучение философско-антропологических теорий русских философов, создававших концепции в критическое время для России и для всего мира – в конце XIX-начале XX вв., является наиболее адекватным для русской действительности, основано на традициях и органически соответствует особенностям российского менталитета.

Изучение ментальности русской интеллигенции вызывает острую необходимость, так как именно она, несмотря на количественное меньшинство, является самой мыслящей частью русского народа, умственным «цветом» нации, формирует и транслирует ценности и идеалы, которые впоследствии влияют на дальнейший ход истории.

Так, в эпоху «серебряного века», в конце XIX- начале XX вв., формируется как новая концепция личности, так и новая концепция культуры, связанная с многосторонними и глубинными изменениями в истории России. В качестве ядра культуры все чаще рассматривается самостоятельная личность, критически мыслящая, формирующая общественное сознание, систему межличностных отношений и культурных традиций на основе идеалов и ценностей, выработанных в процессе освоения культурного наследия. В связи с этим становится актуальной выработка новых подходов к изучению феномена русской интеллигенции.

Для выявления ментальной специфики поведенческих стратегий русской интеллигенции целесообразно обратиться к истории общественной мысли «серебряного века». Именно в этот период выявились основные противоречия общественной жизни, которые были зафиксированы в текстах отечественной публицистики, осмыслены в сочинениях русских мыслителей, ставшие интериорным уровнем поведенческих стратегий русской интеллигенции.

Исследование ментальности русской интеллигенции представляет теоретический интерес, поскольку дает возможность вскрыть функции и роль русской интеллигенции в социокультурной сфере. В то же время такое знание имеет и несомненную практическую ценность, позволяя использовать значительный исторический опыт поиска и реализации идеала посредством поведенческих стратегий русской интеллигенции «серебряного века» в современной практике.
Степень научной разработанности проблемы. Каждая из областей гуманитарного знания предлагает свой «образ» ментальности, читаемый в проблемном контексте данной науки. Он складывается на основе авторских концепций, интерпретирующих феномен менталитета в философском, социальном, историческом, психологическом и т.д. ключе.

Научная постановка темы национального менталитета впервые наблюдается в философии и науке Нового времени (реакция на процесс образования европейских наций в эпоху капитализма), т.к. в античное время и в средние века изучение этноментальных различий носило по преимуществу описательный характер. Объектом рассмотрения становятся такие понятия, как «душа народа», «национальный характер», «дух народа» (Ф. Бэкон, Г. Гегель, И.Г. Гердер, Ш. Монтескье, Д. Юм). Особая заслуга в изучении и введении в научный обиход понятия «менталитет» принадлежит представителям французской историко-антропологической школы «Анналов» - М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Дюби, Р. Мандру, Л. Февр. Отечественные последователи - Ю.Н.Афанасьев, Ю.Л.Бессмертный, А.Я Гуревич - продолжили традицию французской школы, но, как и «Анналы», акцентировали внимание только на повседневных структурах истории европейского народа.

С точки зрения психологии менталитет – это подсознательные, устойчивые ментальные акты (Ю.Б. Смирнов, З. Фрейд, А.С. Шаров, К.Г. Юнг), выработанные предшествующими поколениями и закрепленные в национальном или социальном (Э. Фромм) характере людей. Жизненный уклад, структуры повседневности, способы поведения и самовыражения в разных сообществах людей имеют своеобразие (Э. Эриксон) и раскрываются в типичных проявлениях, свойственных тому или иному народу. Представители школ структурной антропологии Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс и социолог Г. Лебон акцентировали внимание только на структуре коллективного сознания, исследовании структурных законов бессознательного. Мыслители рассматривали одну из составляющих менталитета, а именно психологический аспект.

Воздействие природных особенностей на менталитет русского народа раскрывается в произведениях известных русских мыслителей: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.О. Ключевского, Н.О. Лосского, С.М. Соловьева, современных исследователей Г.Д. Гачева, В.К.Трофимова.

Русские мыслители Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, А. Мень, В.С. Соловьев, С.М Соловьев, Ф. Степун, Л. Шестов, современные исследователи Р.Г. Абдулатипов, А.С. Ахиезер, В.Н. Захаров, Е.С. Троицкий, П.Д. Юркевич говорили о внелогическом, внерациональном, особенном русском пути познания через интуицию, саморефлексию, богооткровение, мистику, любовь, искусство, о превосходстве духовного начала над материальным.

Многообразие исследовательских позиций в отношении к менталитету ставит задачу обобщения исследуемого материала и создания целостной концепции менталитета.

Понятие идеала как общественного ориентира раскрывается в произведениях Р.Г. Апресяна, Н.А.Бердяева, А.Г. Власкина, А.А. Гусейнова, В.И. Даля, В.Е. Давидовича, О.Г. Дробницкого, А.В. Иванова, И.А. Ильина, М.Н. Росенко, В.В. Розанова, П.С. Шкуринова, М.М. Щербатова, исследуется такими зарубежными учеными, как Г.В.Ф. Гегель, Э. Дюркгейм, Х. Ортега-и-Гассет, А.Уайтхед.

Нравственная система есть один из основных способов нормативной регуляции действий и поступков человека в конкретной социальной общности (Л.Н.Антилогова). Нравственная составляющая идеала рассмотрена в работах А.Г. Власкина, Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, О.Г. Дробницкого, М.А. Кисселя, П.Л. Лаврова, В.С. Соловьева, П.Б.Струве, Б.Н.Тарасова, С.Л.Франка.

В отечественной интеллектуальной мысли идеал находит свое концентрированное выражение в категории Правды. Тема двух правд, идущая от мысли Н.К. Михайловского о соединении правды-истины и правды-справедливости, проходит через творчество многих русских философов, таких как К. Аксаков, Н.А. Бердяев, И.А.Ильин, А.И. Клибанов, Н.О. Лосский, Н.К.Михайловский, В.С.Соловьев, С. Франк, которые считали, что русский народ пошел путем «внутренней правды». Современные исследователи С.Ф. Денисов, С.В.Ефимова, В.В. Знаков, А.П. Трубицын, анализируя феномен правды, раскрывают ее значимость для духовного самосовершенствования человека. Но мыслителями не рассматривалась категория Правды, стремление к подлинному бытию как глубинное основание русского менталитета.

В целом, мыслители рассматривали категории нравственности, идеала, Правды как этические дифференцированно, а не в совокупности составляющих русского менталитета. При этом идеал не рассматривался как системно-образующее основание русского менталитета.

Наибольшим потенциалом репрезентации национального менталитета обладает интеллигенция. Об интеллигенции как об особой социально-этической группе, сохраняющей и транслирующей ценности и идеалы, формирующей самосознание общества в целом, писали А.И.Арнольдов, Н.А. Бердяев, М.О.Гершензон, Р.В. Иванов-Разумник, Д.С.Мережковский, Г.П.Федотов, С.Л. Франк, современные авторы Л.М.Гаспаров, Вяч. Вс. Иванов, И.В. Кондаков, В. Кормер, В.М.Петров, Т.А. Сабурова, К.Б.Соколов, Ю.С. Степанов, С.О.Шмидт.

Главным содержанием сознания русской интеллигенции является антимещанство, стремление к подлинному бытию, Правде. Русские мыслители А.И. Герцен, Р.В. Иванов-Разумник, А.Ф. Лосев, современный исследователь Ю.С. Степанов и зарубежный философ С. Кьеркегор выделяют следующие признаки мещанства: трафаретность, быть как все, посредственность, тип личности без личности.

В трудах мыслителей о феномене русской интеллигенции обращение к ментальности тесно связано с русским национальным характером, специфичность которого виделась в доминировании нравственного начала и претворении его в действительность. Однако сама идея единства нравственного начала, претворения его в жизнь как основной признак ментальности русской интеллигенции не нашла развернутого описания и объяснения.

Несмотря на то, что попытки осмысления феномена русской интеллигенции предпринимались учеными неоднократно, ее ментальные характеристики, лежащие в основе поведенческих стратегий, не были изучены. В современных философских исследованиях обычно речь идет о двух типах поведения субъектов истории: революционном и эволюционном. Однако русская интеллигенция со всем свойственным ей максимализмом выбрала только революционный путь, который предполагает два типа поведения, а именно «прометеевский», нацеленный на насильственное преобразование действительности, и «мессианский», нацеленный на гармонизацию всего общества посредством самосовершенствования личности.

О насильственном пути достижения идеала русской интеллигенцией писали А.С. Ахиезер, Г.Д. Алексеева, Н.А.Бердяев, Ф.И.Гиренок, К.В. Гусев, А.Ф. Жуков, Р.В.Иванов-Разумник, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, В.А. Полушкина, Д.Б. Павлов, А.Н. Радищев, С.М.Степняк-Кравчинский, Г.П.Федотов, В.Шубарт.

О нравственном самосовершенствовании размышляли русские мыслители А.И.Арнольдов, С.Н.Булгаков, Ф.М. Достоевский, А. Мень, Д.С.Мережковский, П.Б.Струве, Л.Н.Толстой, С.Л.Франк, Г.П.Федотов, В. Шубарт, которые выступали против насильственных преобразований.

Об отдельных чертах, характеризующих русскую интеллигенцию, говорили многие мыслители, но не была осмыслена ментальность как совокупность всех особенных черт, качеств, отличающих интеллигенцию от других социальных групп. Также не было дано обоснование ведущих стратегий поведения русской интеллигенции.
Основная проблема исследования «Ментальные основания поведения русской интеллигенции «серебряного века»» определяется необходимостью сформировать целостное представление о ментальных основаниях поведения русской интеллигенции. Эта проблема может быть изложена в следующих вопросах: что обусловливает целостность менталитета? Как определяет ментальность реальное поведение русской интеллигенции в критически сложной ситуации?
Цель диссертации – исследовать ментальность как глубинное сущностное основание поведения русской интеллигенции. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть специфику русского менталитета и менталитета русской интеллигенции;

- исследовать идеал как системно-образующее основание русского менталитета;

- раскрыть, каким образом ментальность русской интеллигенции оказывает влияние на выработку поведенческих стратегий в кризисный период общества.


Методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных философов. Диалектический метод используется при выявлении различных точек зрения на феномен русской интеллигенции, что позволяет шаг за шагом переходить от простого к сложному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. В диссертационном исследовании применялся и компаративистский метод, помогающий сопоставить позиции философов в отношении роли и места интеллигенции в российской действительности периода «серебряного века», выделить общее и особенное в их теориях. Также был использован историко-антропологический метод при изучении мотивов и стратегий социального поведения русской интеллигенции. Основными понятиями и категориями в рамках историко-антропологического метода выступают «ментальность», «картина мира», «ценностные ориентации». Данный метод позволяет раздвинуть границы предметного поля диссертационного исследования посредством междисциплинарного синтеза, с помощью которого возможно более объемное видение взаимосвязей интеллигенции и общества, влияния ментальных структур на поведенческие стратегии русской интеллигенции. Применялся идеографический метод – важнейший метод «наук о культуре», описывающий уникальные и индивидуальные особенности явлений культуры, исторических событий, исторических личностей. Были использованы общенаучные методы синтеза, анализа, индукции, дедукции.
Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту:

- представлена концепция менталитета как целостного феномена культуры, в содержании которого отражаются социально-психологическое и духовное состояние субъекта истории, которое складывается в результате длительного и устойчивого воздействия естественно-географических, религиозных и культурных условий его проживания, проявляется в различных видах деятельности, отношении к действительности и лежит в основе его поведения;

- объяснено явление противоречивости русского менталитета как заложенное изначально в его психологических структурах, заключающееся в доброте и бескорыстии и в то же время склонности к насилию; пассивности и экстремизме, максимализме; обостренном сознании личности и коллективизме, соборности; стремлении к свободе и смирению; удали, безудержной лихости и покорности; великом трудолюбии, склонности к творчеству и лени, пассивности; рабстве и бунте, следовании традиции и нигилизме, искании Бога и воинствую­щем безбожии. Также русскому менталитету свойственна поляризация всего многообразия окружающего мира на добро и зло, правду и кривду, «своих» и «чужих»;

- выявлено, что основанием менталитета, задающим его целостность, является идеал, который приобретает форму Правды, подлинного бытия. Идеал укоренен в ментальных структурах психики русского народа и находит свое выражение в отрицательном отношении к неподлинному бытию и устремленности к бытию подлинному;

- развернута идея единства конструирования идеала и претворение его в жизнь. Ощущение неподлинности бытия приводит либо к бегству от действительности, либо к преобразованию действительности на основе идеала Правды, подлинного бытия, со свойственным русскому народу максимализмом. Антимещанство русской интеллигенции есть также отрицание неподлинного бытия;

- выявлено, что русская интеллигенция со свойственным ей максимализмом выбрала лишь революционный путь (в современных философских исследованиях обычно речь идет о революционном и эволюционном) преобразования мира на основе идеала Правды, который предполагает два типа поведения: «прометеевский» и «мессианский»;

- показано, как ментальная специфика раскрывается в поведенческих стратегиях русской интеллигенции «серебряного века», а именно: «прометеевский» тип – практика поспешного и насильственного осуществления проектов переустройства социальной жизни; «мессианский» тип – концентрация внимания личности на собственной экзистенции, ориентации на высокие ценности, гармонизирующие в конечном итоге все общество.
Теоретическая и практическая значимость. Основные материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для теоретического осмысления проблем, связанных с понятиями менталитета, идеала, с пониманием роли и функций русской интеллигенции в социокультурной сфере.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания основных разделов дисциплин «Философия», «Философская антропология», «Этика», «Философия культуры». Содержание диссертационного исследования может быть представлено и как самостоятельный спецкурс.


Апробация диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на международной научной конференции русистов в Прешовском университете «В поисках эквивалентности II» (Прешов, 2004); на международной научной конференции в Омской академии МВД России «Право и политика: история и современность» (Омск, 2006); на научно-практической конференции филиала ОмГПУ в г.Таре «Социально-экономическое и культурное развитие Сибири» (Тара, 2006); на научно-практической конференции филиала ОмГПУ в г.Таре «Социально-экономическое и культурное развитие России» (Тара, 2008) и отражены в 10 публикациях.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 163 наименования. Работа изложена на 135 страницах компьютерной верстки.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень теоретической разработанности проблемы, описываются методологические основания диссертации, формулируются цели и задачи, определяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Особенности русского национального менталитета и ментальность русской интеллигенции» дается характеристика понятию менталитета, определяются основные признаки русского национального менталитета и ментальности русской интеллигенции.

В первом параграфе «Специфика русского национального менталитета» дается определение понятию менталитет как философско-антропологической категории, в содержании которой отражаются социально-психологическое и духовное состояние субъекта истории (этноса, нации, народа, народности), которое складывается в результате длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, религиозных и культурных условий его проживания и проявляется в различных видах деятельности.

Территориальная необъятность и климатические особенности России становятся отправной точкой формирования многих противоречивых черт менталитета русского народа, таких как безграничность, широта души, леность и пассивность, экстремизм, максимализм. Русская природа рождает образы, символы русской национальной культуры, сюжеты искусства (составляющих менталитета).

Архетип необъятного пространства, отсутствие границ и пределов детерминируют целый ряд положительных и отрицательных свойств русского менталитета: величие, гордость и отсутствие достоинства; доброта, бескорыстие и индивидуализм, склонность к насилию; сила воли, стремление к свободе и смирению; удаль, безудержная лихость и покорность; великое трудолюбие, склонность к творчеству и леность; обостренное сознание личности, амбициозность и безличный коллективизм, рабство и бунт, следование традиции и нигилизм, искание Бога и воинствую­ще безбожие; поляризация действительности на добро и зло, правду и кривду, «своих» и «чужих».

В свою очередь русская культура раскрывает особенный русский путь познания и творения через интуицию, саморефлексию, богооткровение, мистику, любовь. В противоположность западноевропейским народам, несущим в себе начала индивидуализма и эгоизма, рационализма, раскрывается альтруизм и соборность, иррациональность русского народа. С соборностью генетически связана женственность как параллельная константа русской культуры, аналогичным образом образующая на протяжении веков смысловые парадигмы, которые формируют менталитет русского народа. Женственность наделяется такими характеристиками: диониссийское, пассивное, природное, родовое, созидающее, чувственное, милосердное, иррациональное; мужественность - аполлоновское, активное, рациональное, личностное начало. Также оппозиция «сердце – рассудок» (эмоциональность – рациональность) часто трактуется как женское – мужское начала. Именно сердце, а не рассудок является в русской культуре основным средством познания. Если рассудок осуществляет логический синтез, то сердце творит синтез аксиологический, который порождает не понятия, а ценности. Решающее влияние на формирование духовной составляющей русского менталитета оказывает специфика православной религии. Отсюда такие качества русского человека, как безграничное терпение, покорность, аскетичность, приоритет духовного над материальным, направленность на нравственные ориентиры бытия. Эти мировоззренческие установки определяют духовно-синкретичное отношение русского человека к жизни и миру, обусловленное нерасчлененностью, недифференцированностью сознания, опирающегося на духовный синтез и «движение сердца» православного мировосприятия. Все вышесказанное способствовало развитию в русском менталитете феномена духовности, представляющего собой многогранное явление и включающего в себя человеколюбие, стремление к социальной справедливости, направленность на нравственные ориентиры бытия, стремление к подлинному, настоящему бытию.

Наибольшим потенциалом репрезентации русского менталитета обладает интеллигенция, будучи самой духовной и интеллектуально развитой частью общества, являясь генератором, транслятором ценностей, идеалов и убеждений.

Во втором параграфе «Ментальность русской интеллигенции» рассматриваются черты и особенности ментальности русской интеллигенции, которые заключаются в том, что интеллигенция это:

- специфически русское явление, формирующее «картину мира» русского народа, создающая и транслирующая духовные ценности, установки и идеалы, отсюда и повышенная моральная ответственность интеллигенции за происходящее;

- самосознающая и рефлексирующая общественная группа, отличающаяся занятием профессионального умственного труда, высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности;

- по определенным признакам отличающаяся от западных интеллектуалов, а именно: само формирование этой группы происходило иным путем – оно происходило «сверху», а не «снизу», и в Европе представители профессионального умственного труда «среднего класса» не выделялись в особую социальную группу, оставаясь в том же классе; была «разночинной» по своему составу; характеризовалась нравственно-этическим качеством - интеллигентностью; кроме того, она элитарна и в тоже время ориентирована на массы, тесно связана с властью и одновременно отчуждена от нее, т.е. русская интеллигенция проявляет себя не в отношениях с природой и не в отношениях с равным, а в отношениях с высшим и низшим – с властью и народом;

- общественная группа, сформировавшаяся в теснейшей связи с философствованием («любомудрием») как духовной общественной деятельностью, сохраняющая и несущая в другие социальные группы ценности и достижения мировой культуры, определяя духовно-нравственное развитие общества;

- определяющим признаком интеллигенции как социальной группы является ее отношение к ценностям, выражающееся в поиске их альтернативных систем, что связано с особенностями ее духовного склада и мировоззрения;

-  конституирующая свое идеологическое сознание в борьбе с мещанством, главные признаки которого – трафаретность, узость форм, посредственность, быть как все. В данном случае мещанство есть неподлинное бытие, «царство Кривды»; этически антимещанская общественная группа, характеризующаяся специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами (интеллигентностью; интеллигентность – это мозаичный синтез совокупности знаний, убеждений, поступков, ядром которого выступает мировоззрение (Абрамов Ю.Ф., Логунова Г.В.);

- общественная группа, политическая и гражданская позиция которой определяется на основе мировоззрен­ческих, религиозно-духовных, этико-психологических установок, или «идейности»;

- общественная группа, которая по своему типу поведения имела отличительные черты «сектантства», «монашеского ордена», «донкихотства», характеризовалась нетерпимостью, готовностью на жертвы ради идей и идеалов; Речь идет не о принадлежности к различным группировкам – РСДРП, к эсерам или кадетам. В данном случае речь идет о негласном своде законов, которым она следовала, нравственном идеале, моральном кодексе чести. Из этой интеллигенции вышли и народники, и народовольцы, и нечаевцы, и марксисты, и анархисты – не суть важно, кто из них более, а кто – менее в своих воззрениях прав. Все были убеждены в своей единственной правоте и нетерпимы друг к другу;

- основным признаком этой общественной группы является выражение доминантной установки национального самосознания – служение идеалу, идеалу в форме Правды, соответствующему подлинному бытию, и претворение его в действительность.



В третьем параграфе «Идеал как основание русского менталитета» дается определение понятию идеала как представлению о должном совершенстве, который развивается в направлении изменения окружающей действительности. Идеал служит эталоном, выступая как совершенство и желательная норма как образа жизни людей вообще, так и личностного поведения. К эмпирической действительности идеал относится достаточно критически, а так как он содержит в себе некую заданность, то требуется постоянное улучшение и совершенствование этой действительности, чтобы она приближалась неуклонно к образцу. Поэтому идеал выступает и как цель, и как схема, конструкция для построения иной действительности. Отсюда многочисленные концепции построения нового общества на основе преодоления имеющегося зла, реального неравенства, в том числе имущественного и установления общественной собственности. Искание справедливости в земной жизни есть результат стремления к совершенному добру при утрате религии и сознании неправды грешной земной жизни.

История показала, что именно в момент социальных кризисов в обществе содержатся импульсы, стимулирующие возникновение и распространение идеалов, а сложившиеся идеалы, в свою очередь, оказывают большое влияние на дальнейший ход событий. Идеал возникает всегда как результат активно-творческого отражения действительности. Личность не может создать представление о совершенном обществе из ничего.

Идеал укоренен в структурах русского менталитета. В русской общественной мысли идеал реализовывался в представлениях о справедливом обществе. Это и легенды о граде Китеже, где рассказывалось об обществе изобилия, социальной справедливости и всеобщего равенства. Это идеи староверов о справедливом обществе, где люди живут в равенстве на основе Закона по праву «нестесненной веры», зажиточно, счастливо и праведно; о «Земле Офирской», расположенной на Востоке у Белых Вод, на Белой горе; о «Беловодье», что находится в далеких странах за великими озерами, за горами высокими, где живет Высшая мудрость, способная помочь людям претворить в жизнь надежду на спасение всего человечества. Искание «подлинного царства», потерянного народом при расколе, в результате реформ Никона, трансформировалось в идеале русской интеллигенции о справедливом обществе, царстве Правды, где процветают Благо, Добро.

Справедливость выступает как цель и способ ее осуществления, как ценность и идеал, она стимулирует социальную деятельность, выступает важным средством формирования самих людей и изменения окружающего мира. С помощью идеала подлинного, справедливого бытия русская интеллигенция осуществляла попытки преобразования сущего с позиции должного, где основным критерием выступало благо народа. Русской общественной мысли присуще слияние добра, блага, справедливости, стремление к реализации абсолютного добра и полной справедливости. Добро и зло – категории в русской идеалистической философии необходимо связанные с волей бога, с признанием абсолюта, духовного первоисточника бытия. Стремление к добру предполагает борьбу со злом как его антиподом во внутреннем мире человека и во внешней общественной жизни. В связи с этим встает вопрос о справедливости целей, методов и средств такой борьбы. Реальный мир требует оправдания, преобразования, конструирования, при котором осуществится общее благо, реализуется добро как результат общего дела.



Во второй главе «Стратегии  поведения русской интеллигенции» исследуется сущность ведущих поведенческих стратегий русской интеллигенции («прометеевская» и «мессианская») и их практическая реализация.

В первом параграфе ««Прометеевская» стратегия поведения русской интеллигенции и ее практическая реализация» раскрывается стратегия поспешного и насильственного переустройства действительности. Согласно древнегреческому мифу, Прометей похитил огонь с Олимпа и принес его людям, чем разгневал богов. Действия Прометея характеризуются оппозицией к власти, а выражение «прометеев огонь» обозначает стремление к достижению высоких целей. Героический человек видит в мире хаос, который именно он должен упорядочить своей преобразующей силой. Насильственный путь преобразования действительности «прометеевской» личности связан с непреодолимым желанием увидеть воплощение своего идеала на практике и, в определенной степени, стремлением доказать свою правоту в видении мира.

Практическая реализация поведения русской интеллигенции «серебряного века» имеет свои корни в XVIII в., где передовая общественная мысль России представлялась синтезом идей Запада и осмысления русской действительности. Декабристы в своих действиях руководствовались западноевропейскими политическими и социальными идеалами. Допустив в качестве возможности реализацию цареубийства, они внесли насильственный способ преобразования действительности в русское общественное сознание, который стал формой проектов общественных преобразований на различных мировоззренческих основаниях. Так создается возможность практической (прометеевской) реализации нравственного идеала. И будущие революционеры, и демократы, и либералы, и анархисты, и террористы черпают отсюда нравственное оправдание насильственного преобразования действительности.

Поведенческий уровень в выражении (реализации) нравственного идеала русской интеллигенции заключается в ее глубоких ментальных структурах. Русскому интеллигенту всегда было свойственно бескорыстное служение народу или идее. «С аскетической суровостью к себе и другим, с фанатической ненавистью к врагам и инакомыслящим, с сектантским изуверством и с безграничным деспотизмом, питаемым сознанием своей непогрешимости, этот монашеский орден трудится над удовлетворением земных, слишком «человеческих» забот о «едином хлебе»... Кучка чуждых миру и пре­зирающих мир монахов объявила миру войну, чтобы насильственно облагодетельствовать его и удовлетворить его земные материальные нужды» (Франк С.Л.).

Русская интеллигенция, выступившая под знаменем народного блага и построения «земного рая», превратилась в разрушителя и сеятеля насилия. Причина таких гиперболизированных метаморфоз заключалась в следующем: интеллигентское миросозерцание вобрало в себя все главные течения европейской мысли, но сделало это со свойственным русской натуре максимализмом. В данном случае максимализм выражается в том, что доводит до крайности любые, самые теоретичные выводы, пытается заземлить духовное, опустить идеал на землю. А попытки реализации идеала приводят к катастрофе: социальный монизм интеллигентского сознания, его зафиксированность только на одной идее («благо народа», «всеобщее равенство» и т. п.) не мог породить ничего иного, кроме утопии, воплощение которой возможно лишь с помощью насилия. «Проклятье прометеевской культуры в том, что человек в ней от героя деградирует до обывателя <…> Начало ее – риск и воля к власти, конец – безжизненная механика, обмельчание до банального» (В. Шубарт).

Использовались разнообразные средства для достижения нравственного идеала русской интеллигенции, в том числе и такие, как стачки, вооруженные восстания, огромной популярностью пользовался политический террор. Таким парадоксальным образом альтруистический аскетизм интеллигенции создает основу психологии и политики грубой силы, террора и уголовщины.

Во втором параграфе ««Мессианская» стратегия поведения русской интеллигенции и ее практическая реализация» раскрывается стратегия нравственного самосовершенствования, концентрации внимания личности на собственной экзистенции, ориентации на высокие ценности, гармонизирующие в конечном итоге все общество. Преображение мира предполагает две принципиально отличные возможности, каждая из которых имеет глубокие основания метафизического порядка: действие может быть направлено вовне («прометеевский» тип) и направленное вовнутрь («мессианский» тип), к духовной стороне жизни и изменяющее мир через изменение отношения к миру. Если «прометеевский» тип олицетворяет собой личность, действия которой направлены на насильственное преобразование действительности, то «мессианский» тип – на внутреннее самосовершенствование, самосозидание, саморазвитие, творчество и, таким образом, спасение, создание на земле высшего божественного порядка, гармонии. Мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, его одухотворяет не жажда власти, но настроение к примирению противоречий и любви. «Мессия», или, правильнее, «машиах» (по-гречески «христос»), означает «по­мазанник», то есть человек, посвященный Духом Господним на служение. Мессия-Христос есть высший нравственный идеал. Важнейшими из событий жизни Христа являются Его Рождение и Воскрешение. Если в западной традиции можно усмотреть акцент на Рождество, то в традиции Восточной Церкви празднование Воскресения остается главным праздником не только в конфессиональном, но и в общекультурном плане. Отсюда вывод о наличии особого архетипа Спасения, Возрождения в русском менталитете. Для русского народа Пасха - это, прежде всего, чудо Воскресения Христа, это светлый и радостный праздник, который дарует возможность каждому человеку иметь жизнь вечную, иметь возможность к Возрождению.

На рубеже XIX – XX вв. вследствие революции 1905г. происходит переоценка ценностей, которая явилась результатом осознания глубокого разрыва между должным и сущим, пониманием человеческого достоинства и реальными социальными условиями. Русская интеллигенция призывает к пересмотру нравственных и философских ориентиров на пути к справедливому обществу. Главное, по ее мнению, сойти с ложного пути, по которому шла леворадикальная часть интеллигенции, и отказаться от ложных идей. Размышления о пути России, о нравственной цели прогресса, об ответственности перед национальной культурой начинают понемногу теснить идеи насильственного преобразования действительности. Ренессанс русской духовной культуры первой половины XX в. был связан в первую очередь с «новым религиозным сознанием» – многие художественные, философские и бо­гословские достижения творцов «серебряного века» противостояли духу деградации, ограниченности и «бесовской одержимости» времени. Фактически русская интеллигенция противопоставила индивидуализму буржуазии и классовому сознанию пролетариата общечеловеческий гуманистический идеал. Основой концепций здесь являлась гармония личности с другими людьми, с природой, с космосом, с высшим смыслом бытия. Характерным для этого периода в истории российской интеллигенции было искреннее желание, потребность не только в религиозном мировоззрении, но именно в религиозной вере, не связанной официальной церковностью и не ограниченной жесткими рамками христианской догматики. Так рождается «новое религиозное сознание» либеральной интеллигенции, которое противостоит, с одной стороны, официальному православию, с другой – марксизму. Взгляды русской интеллигенции были объединены, в первую очередь, гуманизмом и ценност­ным подходом и отношением к человеку как цели, а не средству и не ставили во главу угла внешнее переустрой­ство, так как основным для них было переустройство внутрен­нее.



В заключении излагаются выводы проведенного исследования. В данном диссертационном исследовании были рассмотрены и зафиксированы основные черты и особенности русского национального менталитета и ментальности русской интеллигенции; исследован идеал как системно-образующее основание русского менталитета; раскрыто, как ментальность определяет реальное поведение русской интеллигенции в кризисный период общества.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Статьи, опубликованные в научных изданиях, входящих в перечень для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук:

1. Баскакова, Н.И. (Ривера, Н.И.) Интериорный уровень нравственного идеала русской интеллигенции на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / Н.И.Баскакова (Н.И. Ривера) // Омский научный вестник. 2006. №5 (40), август. – С.15 – 16.



Статьи, доклады, тезисы в других научных сборниках и журналах:

2. Баскакова, Н.И. (Ривера, Н.И.) Культурно-исторический тип русского национального самосознания [Текст] / Н.И.Баскакова (Н.И. Ривера) // В поисках эквивалентности. II. – Прешов, 2004. – С.473 – 478.

3. Баскакова, Н.И. (Ривера, Н.И.) Нравственная рефлексия как своеобразие русской интеллигенции [Текст] / Н.И.Баскакова (Н.И. Ривера) // Вестник Омского юридического института. Вып. 4. - Омск, 2006. – С.85 – 86.

4. Баскакова, Н.И. (Ривера, Н.И.) Ментальное своеобразие русской интеллигенции [[Текст] / Н.И.Баскакова (Н.И. Ривера) // Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых. – Тара, 2006. – С.89 – 93.

5. Баскакова, Н.И. (Ривера, Н.И.) Ментальные особенности русской интеллигенции [Текст] / Н.И.Баскакова (Н.И. Ривера) // Социально- экономическое развитие Сибири. – Тара, 2006. –С. 60 – 67.

6. Баскакова, Н.И. (Ривера, Н.И.) Диалектика правды-истины в категории справедливость в трудах отечественных мыслителей конца XIX – начала XX вв. [Текст] / Н.И.Баскакова (Н.И. Ривера) // Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых. – Тара, 2006. – С. 93 – 97.

7. Баскакова, Н.И. (Ривера, Н.И.) Деонтологический аспект нравственного идеала русской интеллигенции конца XIX – начала XX вв. [Текст] / Н.И.Баскакова (Н.И. Ривера) // Вопросы методологии и истории в работах молодых ученых. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – С.108 – 113.

8. Баскакова, Н.И. (Ривера, Н.И.) Справедливость как нравственный идеал русской интеллигенции XIX – XX вв. [Текст] / Н.И.Баскакова (Н.И. Ривера) // Право и политика: История и современность. – Омск, 2006. – С.123 – 127.

9. Баскакова, Н.И. (Ривера, Н.И.) «Сектантство» как отличительная черта ментальности русской интеллигенции рубежа XIX-XXвв. [Текст] / Н.И.Баскакова (Н.И. Ривера) // Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых. – Тара: Полиграфический центр КАН, 2007. – С.101 – 103.

10. Баскакова, Н.И. (Ривера, Н.И.) Интеллигентность как отличительная черта ментальности русской интеллигенции рубежа XIX – XX вв. [Текст] / Н.И.Баскакова (Н.И. Ривера) // Социально-экономическое и культурное развитие России. – Тара: Полиграфический центр КАН, 2008. – С.127 – 130.




Каталог: sites -> default -> files -> files -> dissert
dissert -> Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе
dissert -> Антиномичность городской культуры
dissert -> Антропная катастрофа: сущность, причины, генезис
dissert -> Общая характеристика работы актуальность исследования
dissert -> Граничное биокультурное начало в природе человека
dissert -> Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению
dissert -> Креативное содержание рекламы
dissert -> Становление гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста участников детских общественных объединений 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
dissert -> Феномен рекламного стиля мышления в совремЕнной культуре
dissert -> Рекламный образ как инвариант художественного в современной культуре


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница