Методы триз, их применение в доу метод мозгового штурма



Скачать 333.83 Kb.
Дата17.05.2016
Размер333.83 Kb.
Методы ТРИЗ, их применение в ДОУ
Метод мозгового штурма


Метод мозгового штурма
(мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Тренинг мозгового штурма.

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу, наряду с красивым названием, еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен великих географических открытий, Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.)

К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

Осборн задумался - бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно? Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.



Методика мозгового штурма.

Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения "взрослых" задач, а потом его многоцелевое использование для детей. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.
2. Выдвижение идей.
3. Обсуждение идей.
4. Принятие решения.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело "тонкое". Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа: · генерирование идей без всякой критики; · осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:

Противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо.

Противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать "сырые" идеи к исполнению без критики неразумно. Как быть? Как вы поняли, Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены) дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

Итак, особенности этапа генерирования идей.

Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

В-третьих, строго запрещаются не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению.

Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций - приветствуются. Отметим, если современная аудитория эрудированная, поощряется пользование всеми приемами активизации мышления: ассоциациями, аналогией, инверсией, эмпатией, тризовскими приемами решения задач, эвристическими приемами... лишь бы больше выдвигалось идей. Хорошо, если сеанс генерирования проходит в темпе остроигровой хоккейной встречи, тогда за короткое время "выплескивается" много нестандартных идей.

Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20-60 мин, а количество идей может составлять много десятков.

В-четвертых, все идеи записываются.

Следующий этап - анализ идей и выработка решения.
Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.

Замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм. Можно вводить и совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения.

Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, о хорошем награждении за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он сам должен предложить фантастическую идею или предложить 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не должен допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.

Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно". Вы поняли, что мозговой штурм - это несколько усовершенствованный коллективный метод проб и ошибок. Теперь бы мы сказали, что Осборн использовал системный эффект от объединения усилий двух групп людей.

Достоинства метода мозгового штурма.

- Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). - Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

- Можно научить детей позитивной критике.

- Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Известно одно любопытное применение эффекта раскованности при изучении иностранных языков. На первом занятии создается совершенно раскованная, веселая обстановка. Все шутят, дурачатся, создается атмосфера, будто все уже умеют говорить на иностранном языке - и на третий-четвертый день действительно начинают говорить. Плохо, используя и иностранные, и русские слова, но говорить! Барьер - трудно начать говорить - пройден, потому что не ставился. А секрет прост: учащимся не надо опасаться критики, неудач и насмешек.



Недостатки метода мозгового штурма.

- Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач. Например, такой: "Свободен ли солдат от этических норм?" Это дискуссионный вопрос, ведь солдат принял присягу выполнять любые приказы. А если приказ безнравственный?

- Как и метод проб и ошибок, метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

- Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

- Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм. Половина успеха зависит от ведущего.

- Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.

Области применения метода мозгового штурма.

Методом мозгового штурма хорошо решать:


- организационные задачи, особенно если есть дефицит времени и информации;
- проблемы применения и улучшения продукции, проблемы менеджмента и маркетинга.

Обратный мозговой штурм.

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.



Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.

Мы рассмотрели методику в основном для взрослых, а как использовать идеи мозгового штурма при работе с детьми?

Сначала определим цели:

- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.


- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".
- Научить детей фантазировать.
- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.
- Оценить общую активность детей.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.

1. Разделить детей на две группы. Одна группа: "Генераторы идей", другая группа: "Проницательные аналитики" или "Эксперты".

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

3. Поставить обеим группам задачу.

4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "орание" надо неуклонно сокращать, через некоторое время дети научатся "орать" по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.

Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей - сказать: "Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте". Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует - дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь.

Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением), используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и т. д. Никогда не исключается здравый смысл и все приемы ТРИЗ, если они известны юным генераторам идей.

5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".

8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.

9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке..."

Научите детей задавать себе вопросы:
- Какие части участвуют в задаче?
- Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу?

Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.


Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:


- Добавить холодную воду, заварку или молоко.
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?". Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.



Темы мозгового штурма для детей.

Сначала приведем "классические" примеры. (В конце раздела приведены решения некоторых задач.)

Примеры.
1. Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю?
2. Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?
3. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
4. Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?
5. Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?

6. Как не ссориться с мамой?


7. Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?
8. Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?
9. Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
10. Чем можно рисовать на асфальте?

11. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?


12. Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес до 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)
13. Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?
14. Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет).
15. Что будет, если уничтожить всех волков?

16. Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?


17. Придумайте насекомое с необычными свойствами.
18. Как сделать разноцветную льдинку?
19. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
20. Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?

21. Как можно поприветствовать человека?


22. Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?
23. Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?
24. Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?
25. Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек.

26. Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?


27. Как достать сосульку с крыши?
28. Как украсить класс к Новому году?
29. Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?
30. Куда в комнате можно спрятать куклу?

31. Куда я спрятал конфету?


32. Как обеспечить 100%-ную посещаемость школы?
33. Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
34. Как найти самого умного человека в королевстве?
35. Чем полезен, а чем вреден комар?

Задачи.


1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?
3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?
4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?
5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?

Ответы на задачи.

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы.

Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете? Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков...




Метод каталога

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

наличие положительного и отрицательного героев;

зло, причинённое отрицательным героем;

борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

О ком сочиняем сказку?

Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

С кем он дружил?

Кто им мешал? Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

1. Жил-был…

2. И был он какой?.

3. Умел делать что?.

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

6. Она была…

7. Однажды между ними случилось…

8. Им помогла…

9. Сделала она это, чтобы… и т.д.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.

Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).


Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
     Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
     Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
     Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Метод морфологического анализа.

Появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан.

дерев. железн. стекл. пластм.

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т.д.).

Приведем пример применения метода с использованием "ящика", т.е. таблицы.

Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу

4. Возможные варианты характеристик по выделенным критериям








Возраст

Место жительства

Средство передвижения

Стиль одежды

Характер




Ребёнок

Дворец

Конь

Спортивный костюм

Добрый




Подросток

Многоэтажный дом

Автомобиль

Праздничный наряд

Вредный




Юноша

Лес

Ролики

Строгий костюм

Нытик




Старик

Детский сад

Лыжи

Шорты и майка

Весельчак




и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.






















Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д.

Метод обоснования новых идей "Золотая рыбка"
(Предложен Г.С.Альтшуллером)

Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Пример.
"...В третий раз закинул он невод -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой - золотою,
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
- Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь" .

Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального.


Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая.
Мог ли старик вытащить золотую рыбку? Нереально - в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно.
Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море. Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на неким судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море.
Имеем: старик действительно поймал золотую рыбку.
Говорит рыбка человечьим голосом... Говорят ли рыбы? Говорят - это реально. Но нереально, что человечьим голосом.
Как можно сделать, чтобы человек слышал и понимал "речь" рыбы? Необходим дешифратор и т.д.
Может возникнуть возражение: но ведь у деда не было дешифратора. Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)
     Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т.д.

Метод проб и ошибок.
Рассмотрение методов мы, конечно, начнем с метода проб и ошибок. Этот метод еще называют методом перебора вариантов. В шутку говорят: "Перебор вариантов еще не самое худшее, хуже, когда предлагается всего один вариант!" Для примера решим задачу. Анаграммами "дорогвон" и "невежа" зашифрованы названия двух известных городов. Что это за города? Проследите, что вы начали делать? Наверняка начали перебирать слоги и буквы. Это и есть МПиО. (Ответ: Новгород и Женева.)
Мышление методом проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит, слушает - накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. Затем, накопив некоторый опыт (на своих ошибках и победах) и знания, ребенок постепенно переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к более сложным видам: абстрактно-понятийному и логическому. Тогда полнее начинает работать "здравый смысл" - толковый, рассудительный, трезвый, "взрослый".
Здравый смысл - это наша логичность, умение анализировать. Здравому смыслу, мышлению по аналогии и по ассоциации посвящены специальные разделы книги.

Есть задачи, которые иначе как перебором вариантов не решить.


Например, такая: дано пять стаканов с бесцветной жидкостью, внешне совершенно одинаковых. Известно, что сливание двух каких-то жидкостей дает смесь красного цвета. Как найти эту пару жидкостей? Придется переливать наугад. В этой задаче нет творчества. Единственное, что можно сделать, это исключить повторные сливания: пронумеровав стаканы, определим общее число переливаний без повторов по формуле сочетаний (в данном случае из пяти по два находим, что число таких сочетаний равно десяти) и составим таблицу сочетаний. Может быть, конечно, повезет и понадобится менее десяти переливаний.
Или такая простенькая задачка: приведите примеры, когда количество букв в названии числа равно самому числу. Начали перебирать: один, два, ТРИ! - (годится), четыре... Найдите и другие совпадения.
Решите старинную задачу.

Представьте, что вам дали два кувшина сложной формы емкостью 9 л и 4 л и попросили из большой бочки отлить 6 л дорогого вина, не больше и не меньше. Других сосудов нет. А теперь последите за своим мышлением! Что вы начали делать? По всей вероятности, вы начали мысленно наполнять и переливать из кувшина в кувшин вино - это тоже МПиО. Получить 6 л, вылив в 9-литровый кувшин 4 л и еще 2 л, наполнив 4-литровый кувшин до половины, нельзя по условию задачи - кувшины сложной формы.


Если не решили методом пробных переливаний, воспользуемся здравым смыслом. Он говорит, что самый простой способ получить 6 л - это слить 3 л из наполненного 9-литрового кувшина. Но куда? А это уже другая задача. И более простая! Другого сосуда, кроме 4-литрового кувшина, у нас нет, значит, надо сделать так, чтобы в 4-литровом кувшине был 1 л вина. А это уж совсем простая задачка: надо наполнить 9-литровый кувшин и слить из него два раза по 4 л, а оставшийся литр вылить в 4-литровый кувшин (9-4-4 = 1). Когда в 4-литровом кувшине окажется 1 л, надо вторично наполнить 9-литровый кувшин и слить из него 3 л (9-3 = 6). Задача решена.
Решим еще несколько задачек, чтобы накопить кое-какой опыт, подвести итоги и сделать некоторые обобщения.
1. На столе стоят опрокинутыми пять одинаковых фарфоровых чашек. Известно, что под одной из них - орех. Определите, под какой чашкой орех? Ясно, чтобы надежно определить, под какой чашкой орех, надо поднять 4 чашки. Но, может, и повезет, и орех окажется под первой же поднятой чашкой.
2. Возьмите 12 спичек и выложите из них 4 одинаковых квадрата. Переложите спички так, чтобы получилось три таких же квадрата. Отметьте, с чего вы начали решать? Сразу начали перекладывать (МПиО) или сначала подумали (здравый смысл)? 3. А вот задачка, над которой без здравого смысла придется долго мучиться, перебирая варианты. Расставьте недостающие цифры в квадрате так, чтобы их сумма по всем направлениям была равна 9.
Используем цепное правило: "Операцию, которая приводит к однозначному ответу (без вариантов), надо делать сразу". Без вариантов заполняется второй столбец. В нижнюю строчку вписываем 0, в левый нижний угол 5. А потом? Придется подобрать цифры в оставшиеся четыре пустые клетки. Начать лучше с первой строки, так как вариантов тут меньше (3). 9-6 = 1+2.

Ставим в левый верхний угол 1, а в правый 2. Тогда в пустые клетки среднего ряда надо вписать две тройки. Задача решена. Кстати, она решается, если в левый верхний угол вписать 2.


4. В США имеются монеты достоинством 1, 5, 10, 25 и 50 центов. Как набрать 1 доллар из 13 монет? 1 доллар равен 100 центам. Для этой задачи известны, по крайней мере, три варианта решения. Найдите их.
Перечислим преимущества и недостатки МПиО и подведем некоторые итоги.
Достоинства МПиО:

1. Этому методу не надо учиться.

2. Методическая простота решения ("А что, если попробовать сделать так?...").

3. Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).

4. Учит упорству и терпению, учит не отчаиваться при неудачах.

5. Вообще говоря, с каждым новым решением человек "становится умнее". Не случайно говорят, что на ошибках учатся.


Мы знаем, что учиться надо и на ошибках, и на успехах, и на победах, и на поражениях, своих и чужих.
Перебрать 1000 вариантов решений невозможно, но не надо считать позорным перебор вариантов, если их не много: 4-5-6... до 10.
Недостатки метода проб и ошибок. Обратите особое внимание на приведенные ниже недостатки, далее мы будем рассматривать много методов мышления, и все они будут исключать или уменьшать эти недостатки.
1. Плохо решаются задачи средней сложности (более 20-30 проб и ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и ошибок). Согласитесь, трудно предложить даже более 10 разных решений.
Вспомните, был ли случай в вашей практике, когда, решая какую-нибудь, даже серьезную проблему, вы предложили более 20 различных вариантов решений? Тем более это трудно, если вы думали в одиночку.
Если не верите - предложите 20 способов передачи простейшего сообщения (да - нет) на расстояние в полкилометра.

Я начну: дым костра, трембита, барабан, шест с флагом, забраться на дерево, веревка длиной 0,5 км, выстрел из ружья, почтовый голубь, собака...


А вот дети, у которых специально развивали воображение, предлагали более 20 способов. Почему? Потому что они умели управлять своим мышлением и не боялись фантазировать!
2. Нет никаких помощников мышления - приемов решения задач.
3. Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Мы не знаем, как мы думаем. Мы не знаем, как нам в голову приходят новые варианты решений. Идет довольно хаотичный перебор вариантов.
4. Неизвестно, когда придет хорошая идея и придет ли вообще.
5. Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому не ясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?
6. Требуются большие волевые усилия и большие затраты времени при решении трудных задач.
7. МПиО часто дает усложненные, неоптимальные решения.

Считается, что для МПиО выполняется правило: "первое пришедшее в голову решение - слабое". Объясняют этот феномен тем, что человек старается поскорее освободиться от неопределенности и "брякает" то, что пришло в голову первым. МПиО сравнивают с ловлей мячика с закрытыми глазами или в темноте. Повезет - не повезет, придет хорошее решение - не придет хорошее решение. Чаще всего мы начинаем решать любые задачи, используя метод проб и ошибок. И только если решить с ходу не удается, мы обращаемся к другим методам, если, конечно, ими владеем. "Чем шкура красивей, тем охотник хитрей".


Вследствие своей врожденности, способ мышления методом проб и ошибок очень консервативен, трудно поддается изменению и переучиванию. Это последнее обстоятельство надо учитывать и сознательно прикладывать волевые усилия (и немалые!), заставляя себя осваивать другие, более эффективные методы мышления. Эффективность МПиО (число вариантов, быстроту и силу решений...) увеличивают использованием рассуждений на основании здравого смысла и напряжением мышления.
Напряжение мышления - это преодоление несоответствия между какой-либо потребностью, желательностью действия и ее удовлетворением, это недовольство ситуацией и желание исправить положение, что заставляет думать и действовать.
Можно составить своеобразную формулу нашего обычного мышления: Перебор вариантов + Здравый Смысл + Напряжение мышления.
Но основной недостаток МПиО заключается в том, что отсутствуют какие-либо более-менее надежные "помощники": приемы, методики или способы, помогающие решать задачи, помогающие "прорваться" в подкорку и извлечь оттуда сильное решение.

Здравый смысл.


Что такое здравый смысл и чем он отличается от логики? Как отмечалось, здравый смысл - это логические операции в повседневной жизни, интуитивные суждения, это умение делать правильные выводы на основе недостаточно формализованного практического опыта, в условиях нечетких значений слов.
Можно сказать, что здравый смысл - это рационализм, умение принимать обдуманные, рациональные решения, в отличие от иррационального мышления - нелогичного, непонятного, необъяснимого на разумной основе.
Чем отличается строгое научное мышление от обычного, житейского - здравого смысла? Если здравый смысл построен на принципе интуитивной очевидности (это каждому дураку ясно!), то строгое логичное мышление построено на полной доказательности каждого положения, каждого шага, каждого суждения и вывода. Поэтому его называют научным, логическим.
Житейские суждения могут основываться на доверии к человеку, на симпатиях, на догмах, на правдоподобных рассуждениях, на лукавой заинтересованности, на привычках и обычаях, даже на преднамеренной лжи - то есть на основаниях, весьма далеких от достаточных, чтобы быть логически верными.
Отсюда вытекает, так сказать, "совет здравому смыслу" - ищи строгий научный закон, на который можно было бы смело опереться. А это нечто иное, как законы формальной логики.
Поэтому здравый смысл может дать досадные осечки.
Одним из недостатков здравого смысла является то, что он ставит вне закона фантазию и вообще "дикое мышление".


Мышление по аналогии.

Умозаключение по аналогии - это получение знаний о малоизученном предмете путем переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным для данного рассмотрения признакам. Именно в таком понимании мы будем использовать термин умозаключение или мышление по аналогии.

Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Свеча по главной функции аналогична лучине. Туман по физическим свойствам аналогичен облакам (туман - это те же облака, только на земле).

На чем основано решение задач по аналогии.

На том факте, что при неограниченном разнообразии творческих задач число противоречий сравнительно невелико, а количество приемов их разрешения и самих решений еще меньше. Поэтому удачные решения можно использовать в аналогичных задачах из разных областей знания.

Мышление по аналогии - это использование старых решений в новых задачах, это использование нашего прошлого опыта или опыта других людей. Не случайно существуют целые институты по изучению опыта своей страны и других стран, например в области экономики.

Аналогии ищут путем сравнения признаков. Как говорят гомеопаты: "Подобное лечить подобным", так подобные задачи решаются подобными методами. А если задача нестандартная, совершенно новая? Такую по аналогии не решить, тут надо искать и методы нестандартные. А где взять эти нестандартные подходы? Их дает не метод аналогии, а ТРИЗ.

Вам не приходилось видеть, как работает опытный профессионал-изобретатель? Уяснив задачу, он сначала начинает вспоминать: "А не решал ли я подобной задачи раньше, что эта задача мне напоминает, нет ли аналогичной (подобной) задачи в моей картотеке?" Если решить задачу по аналогии не удалось, обращаются к методу проб и ошибок, если метод проб и ошибок не помог, обращаются к другим, более эффективным, но зато и более сложным, а потому и менее любимым способам решения задач. Можно сказать, что чем сложнее задача, тем все более и более алгоритмированные методы решения приходится использовать.

Профессионалы-изобретатели и просто разумные люди в картотеке или "в уме" имеют огромный фонд задач-аналогов, решенных самостоятельно или собранных по журналам и книгам в течение многих лет.



Чем отличаются задачи-аналоги от других задач?

- Типичностью условий, ситуаций, видов аналогий.
- Типичностью методов решений для задач своего класса.
- Большой силой решений.
- Разработанностью алгоритма решений.

Люди, всю жизнь собирающие решения типовых задач и хорошо их помнящие, способны быстро принять правильное решение как в условиях дефицита информации, так и в условиях дефицита времени. Таких людей называют мудрыми - умудренными опытом.

Практическим выходом для нас, желающих обучить детей методикам сильного мышления, окажутся базисные задачи - примеры для подражания. Базисные задачи для детей должны быть яркими, интересными, легко запоминающимися. Можно предложить сухое правило, а можно яркую базисную задачу. "А помнишь, мы решали подобную задачу о ..?" Очень полезно накапливать не только удачные решения, но и ошибочные. Бывают ситуации, когда неизвестно, что делать, но если известно, что не надо делать, это уже хорошо. ("Пробовал, но получилось плохо".) Учиться надо и на ошибках, и на победах.

Различают несколько видов аналогий.

- По свойствам. Все мягкое, жидкое, сладкое, круглое... Агротехника ржи и пшеницы во многом аналогична, но отличается от агротехники выращивания бананов, огурцов или хрена.

- По функциям. Печка - радиатор - электрогрелка. Нора - дом - улей - гнездо. Зуб - резец - нож.

- По отношениям разной природы: напор воды и электрическое напряжение, ток воды и движение электрических зарядов (электрический ток), переход тепла от горячего тела к холодному и перетекание жидкости из верхнего сосуда в нижний.

- По образам. Карлсон и вертолет. Стрекоза - ветреная девочка. Телевизор и кино.


Далекие аналогии широко используются в загадках, поговорках, пословицах.

Аналогии методов решения.

Например, по использованию приемов. В штормовки альпинистов и горнолыжников заранее вшивают магнит, чтобы было легче и быстрее отыскать тех, кто попадет в лавину. (Предварительное действие.) На кораблях заранее устанавливают поплавок на тросе с передатчиком, чтобы легче и быстрее было отыскать корабль, если он потонет. (Предварительное действие.) По аналогии в ручку спиннинга заранее заделывают поплавок на тонкой нити, чтобы можно было отыскать спиннинг, если он утонет.



Примеры решений по аналогии.
В последние годы стали коптить кур и сыр по аналогии с копченой рыбой и свининой.

Рассуждения по аналогии.

Сходство объектов по одному-двум-трем признакам дает некоторое основание считать, что возможны сходства и по другим признакам.

Например.


Пальто на вате хорошо сохраняет тепло человека. Шуба хорошо сохраняет тепло человека. Пальто на вате служит зимней одеждой человека. Следовательно, шуба тоже зимняя одежда человека.
Рассуждения по аналогии довольно сложны и специфичны, даже опасны при непрофессиональном проведении.

Прогноз по аналогии.

Перенесение на исследуемую систему истории развития других, аналогичных систем (биологических, технических, социальных...). Сначала этапы развития систем вывели для биологических систем, а потом перенесли на технические системы и на социальные. Очень важно выбрать правильный аналог, тогда и прогноз будет достоверным и быстрым.

Теперь отметим преимущества метода решения задач по аналогии:

1. Быстрое решение сходных задач.


2. Гарантированность решения.
3. Решение, как правило, сильное.
4. Решение задач без высоких степеней умственной деятельности.
5. На основании аналогии (сходства) одних признаков у двух разных объектов можно сделать верное заключение о сходстве и других признаков, так называемое "продолжение аналогии".
6. Возможны аналогии из другой науки.

Недостатки метода аналогий.

Недостатки метода мышления по аналогии заложены в самом нашем мышлении. Академик Ухтомский создал учение о доминанте, объясняющей это явление психики. Доминанта - это господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, который создает скрытую готовность к одному виду деятельности и подавляет другие. Иначе говоря, доминанта быстро "подсовывает" нам готовое решение. Это важно в типовых критических ситуациях. А если ситуация не типовая? Для этого мы и предлагаем много методов решения задач.

Итак, рассмотрим недостатки.

1. Теряется умение и желание искать новые нестандартные решения в новых нестандартных ситуациях, когда известны старые решения. Новые решения могут оказаться сильнее известных. Дело в том, что подсознание "подсовывает" старое решение, старую теорию. Иногда это хорошо, иногда плохо, но, как правило, это делает изобретение невозможным.

2. Можно пройти мимо нового сильного решения, "схватившись" за старое.

3. Аналогии между двумя объектами никогда не бывают полными, поэтому умозаключения по аналогии могут не дать безукоризненно достоверных знаний или сильных решений.

4. Наиболее трудным является поиск аналогий между людьми. Человек чрезвычайно сложная и трудно прогнозируемая "система". Один видит достоинства там, где другой видит одни недостатки.

5. Трудно найти существенные сходные признаки. Для разных целей анализа это могут быть разные признаки. Чем больше число сходных признаков у задач, тем, обычно, достовернее аналогия.

Жизнь каждый день нас чему-то учит, пополняет наш опыт, но ничто не может повториться абсолютно точно.


Неорганизованное мышление по аналогии напоминает поиск нужного раздела в тексте толстой книги без оглавления. При плохой памяти дело осложняется еще и тем, что достоверно неизвестно, есть ли нужные сведения в книге. Этот пример наглядно показывает, что в книге (голове) должно быть не только много знаний, но и большой порядок, классификация.

Хорошо решает задачи даже не тот, кто имеет много знаний, а тот, кто является их полноправным хозяином, знает, что и где лежит, и может быстро найти нужную информацию.

При решении задач надо акцентировать внимание не только на конкретных решениях, но и на методах решения, чтобы накапливались и методы решения, и граничные условия, при которых это решение является сильным.

Вообще говоря, первая ошибка в новой ситуации, при решении совершенно новой задачи, более-менее простительна: мол, человек не все учел, сказалась новизна, подвела интуиция... но вторая ошибка в решении подобной задачи, даже если прошло несколько лет, непростительна. А третья и последующие аналогичные ошибки просто позорны.


(Повторяющиеся житейские ошибки: простуды, "ключи забыл", кофе "убежал", объелся, носовой платок забыл, зубы не почистил...)

Как накапливать, хранить и обрабатывать задачи-аналоги и вообще нужную и интересную информацию? Собирать задачи, идеи, интересные решения надо везде и всегда: при чтении книг, журналов и газет, при просмотре телепередач и прослушивании радиопрограмм, в разговорах с умными людьми, в кино, в транспорте... Если вы записали себя в когорту творческих работников - не ждите покоя и конца работе, их просто нет. Но не пугайтесь, это скорее интересно, чем трудно, а главное - полезно.

Итак, самое простое - это собирать материалы в "тематических" папках на листах, одна идея - один лист, сначала "навалом", а когда материала накопится достаточно (папки толщиной по 5-6 см), надо провести классификацию. Появятся новые папки. На карточках. Одна задача - одна карточка. В таблицах.

Удобно и на компьютере, и в папках. Компьютер требует четкой предварительной классификации и четкого изложения мыслей, поэтому в компьютере удобно хранить обработанную информацию, а в папки собирать необработанную и периодически "перекачивать" ее в компьютер. Но зато обработанный для компьютера материал почти сразу становится пригодным для использования.

Чтобы не "утонуть" в обилии информации, ее надо периодически четко классифицировать. Например, по приемам решения задач, по темам, по назначению, по типу, по тематике задач, по возрасту детей...

Господствует воспитание по аналогии: дочь, как правило, воспитывает своих детей так же, как это делала ее мать. Это и хорошо и плохо. К несчастью, повторяются и ее ошибки.



Как развить у детей навыки мышления по аналогии.

Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. (Этому посвящены специальные разделы книги.)


Потом надо решать с детьми много задач, помочь им накопить собственный фонд решений - их личный жизненный опыт.
Убедить их, что это очень полезно.

Упражнения для развития мышления по аналогии.

1. Назовите вид аналогии.


1.1. Сердце - насос.
1.2. Солнце - горошина.
1.3. Бритва - коса.
1.4. Ветер - вентилятор.
1.5. Фотография - картина.
1.6. Дыхание и горение.
1.7. Вращение электронов вокруг ядра и вращение планет вокруг Солнца.
1.8. Трактор - лошадь.
1.9. Шкура - шуба.
1.10. Школа - обучение = Больница - лечение.
1.11. Нож - сталь + стол - дерево.
1.12. Паровоз - вагоны + конь - телега.
1.13. Бежать - стоять = кричать - молчать.
1.14. Простая задача. День - ночь = зима - лето.
1.15. Внимание , трудная задача! Утро - ночь, зима - осень.

2. Байка из книги о Ходже Насреддине, когда он расплатился звоном монеты за то, что держал кусок хлеба над паром котла с похлебкой.


Предприимчивые люди собирали деньги у людей, сидящих рядом с огороженным летним театром, за прослушивание концерта, слышного через ограждение. Один из отдыхающих показал деньги, но платить не стал, сославшись на идею Ходжи. Какой вид аналогии?

Ответы.


1.1. По функции.
1.2. По форме.
1.3. По функции.
1.4. По функции.
1.5. По образам.
1.6. По общим процессам связывания кислорода и выделения тепла.
1.7. По образам.
1.8. По функции.
1.9. По функции.
1.10. По функции.
1.11. По материалу.
1.12. По функции.
1.13. По антониму.
1.14. По аналогии фактов (утро-день-вечер-ночь; весна-лето-осень-зима).
1.15. По неочевидной аналогии фактов.

2. Аналогия по рассуждению.

3. Воспользуемся известным принципом отражения света от зеркала: угол падения равен углу отражения. Путнику надо идти к реке таким образом, чтобы угол между траекторией его пути к реке и берегом реки был бы равен углу между траекторией его пути от реки к точке Б.

4. В танках, самолетах, тепловозах. Это аналогия по способу решения.

5. Принципы навигации и локации.
Подъемная сила выпуклого крыла птиц и самолетов.
Убирающиеся ноги птиц при полете и шасси самолетов.
Принцип самозатачиваемости резцов и зубов грызунов.
Доильный аппарат имитирует сосательные движения теленка.
"Китообразная" форма носа кораблей для увеличения скорости.
Резиновые ласты имитируют ласты китообразных.

6. Акакий Акакиевич мечтал о новой шинели, старик мечтал поймать большую рыбу.


Ценой тяжелых лишений маленький чиновник стал обладателем шинели. Ценой тяжелой борьбы старый рыбак поймал большую рыбу. Шинель отобрали грабители, рыбу обглодали акулы.
Какие еще аналогии и различия вы найдете в этих повестях?
Типовые приемы фантазирования (ТПФ).

В основе – активизация мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.


Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Материалы с сайта http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/metody_triz/0-675


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница