Методическая разработка «Технология воздействия цвета»



Скачать 352.5 Kb.
страница1/9
Дата21.05.2016
Размер352.5 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро- Судженского городского округа

«Детский сад компенсирующего вида №12»

Методическая разработка

2013г.

Автор – составитель: Мариампольская Л.В., педагог – психолог МБДОУ ДСКВ №12, I квалификационная категория

«Технология воздействия цвета»: Методическая разработка, Анжеро – Судженск, 2013, стр. 57.

Данная методическая разработка «Технология воздействия цвета» представляет собой обобщённый опыт теоретической психолого – педагогической литературы, а также комплекс  занятий с дидактическим материалом для развития восприятия цвета.

Методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений. Может быть использована для работы с детьми дошкольного возраста.

Содержание


Введение…………………………………………………………………3-5

  1. Особенности восприятия цвета детьми

дошкольного возраста………………………………………………………6-9

  1. Этапы формирования общих представлений о цвете

у дошкольников разных возрастных групп……………………………….10

  1. Заключение…………………………………………………………………..11

  2. Список литературы …………………………………………………………12

  3. Приложение…………………………………………………………………13


«Цвета есть раздражающие

и успокаивающие, кричащие,

спорящие друг с другом и

 живущие ласково один



возле другого. В их борьбе

или согласии и есть воздействие

цвета на человека через

чувство зрения» — цитата из урока

информатики «Графический

редактор Paint глазами художника».

Введение
Глаз человека способен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но и разнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полный цвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения – тепла иди холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т.п. Например, люди быстро приходят в бодрое состояние при неповторимой игре цветовых оттенков, создаваемой пробившимся сквозь толщу свинцовых осенних туч солнечным лучом. Основы понимания цвета должны закладываться у людей с детства, если рассматривать значение цвета, как явление духовной культуры и потребности его применения в самых разнообразных областях и отраслях науки и материального производства.

Цвет начал психологически воздействовать уже на наших далёких предков. Применение яркой раскраски предметов, культовых сооружений, одежды и лиц носило определенный духовный смысл. В античном мире императоры носили пурпурные одежды, и этот цвет был только их привилегией. Позднее люди продолжали придавать цвету различные характеристики. Например, в Европе белый цвет считался чистым, радостным, разумным, а желтый был цветом омраченной радости, внимания, синий – густая тень, строгость, возмужалость, а черный – горечь, старость, неизвестность. Красный виделся европейцам цветом чувствительности, молодости и человечности.

Чтобы знать, какими цветами и как пользоваться каждому человеку в обиходе, в воспитании детей, – надо понять, каким образом цвет влияет на состояние человека. По данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при восприятии через зрение, так и при освещении им частей человеческого тела. Человек неосознанно часто использует цвет как средство психической саморегуляции. Люди с разными характерами и в разных психических состояниях видят мир буквально в разном цвете, причём уравновешенные люди воспринимают мир более ярким и красочным.

Сейчас в каждой стране существуют дизайнеры и психологи по цвету, цветотерапевты и цветоархитекторы. Колористика – наука о цветовосприятии. Её основатель – великий немецкий поэт И.В. Гёте. Он написал фундаментальный труд «Учение о цветах».

Основная идея колористики заключается в том, что цвет влияет на человека психологически и психофизиологически. Посмотрев пристально на какой-нибудь цвет несколько минут, человек может почувствовать не только изменение своего самочувствия и настроения; может измениться температура тела, частота дыхания и ритмика сердца. Но каждый человек реагирует на один и тот же цвет по-своему. Для изучения характера и эмоциональных состояний человека М. Люшер и Х. Фриллинг в середине прошлого столетия изобретают цветовые тесты. Макс Люшер создаёт цветовой метод диагностики состояния человека, так называемый «тест Люшера». 23 цвета были выбраны им из 4500 цветов, а критерием отбора явилась максимальная приближённость к природным цветам. Этот тест выявляет проблемы с 6 – 7 летнего возраста. При этом ребёнок просто выбирает наиболее понравившиеся или наиболее неприятные цвета из предлагаемых.

Таким образом определяя влияние того или иного цвета либо композиции цветов на самочувствие и состояние человека, психологи пришли к следующему заключению: если человек выбирает красный цвет – это характеризует возбудимость, импульсивность, страстность, тогда как разные оттенки зелёного цвета успокаивают, настраивают на деловой, рабочий лад. Синий, голубой цвета так же являются «холодными», то есть уравновешивающими, направляющими к размышлениям, а не переживаниям.

Используя такие знания, мы можем сознательно подойти к формированию цветовой гаммы, окружающей наших детей. В наше нелёгкое время мы можем окружить детей гармонией цвета в одежде, в игрушках, в оформлении детской комнаты. Если убрать из обихода все грязные, неестественно яркие, кроваво-красные, коричневые, чёрные и серые краски, это уже будет способствовать охранению детей, развитию в них равновесия, спокойствия, вдумчивости, устремлять их к красоте.

Особенности восприятия цвета детьми на каждом возрастном этапе дошкольного детства

Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.

Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с развитием и особенностями мышления, воображения и др.

Знакомство с цветом для маленьких детей – это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет?

Прежде всего, надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый – это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый – грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.

Еще одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: «зеленая трава», «голубое небо», «синее море». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», или «сенсорные эталоны», выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими «сенсорными эталонами». С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует.

Очевидно, что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4–6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.

Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика – все это пути и способы исследования окружающего мира.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития.

Различные исследования показывают, что точность цветоразличия повышается с возрастом. К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета.

К 3-4 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу и правильно воспринимать основные качества цветов.

Воздействие ярких цветов не раздражает малышей, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.

Дифференцирование цвета как при его восприятии, так и в словесном обозначении вначале образуется по отношению к четырем цветам: красный, желтый, синий и зеленый, а затем ко всем остальным. В младшем дошкольном возрасте существуют предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали. Однако без специального обучения этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном возрасте не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая) - своеобразных шаблонов.

Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый, желтый и т. д. Названия цветов - серый, голубой, розовый - устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.

Имея представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному - красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому - и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета - ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый. Усложнение продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые и новые цвета.

Дети в возрасте 3-4 лет знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), но не применяют такие обозначения цвета как светло-красный или темно-красный. Дети часто дают цветам разные названия. В то же время они иногда и отказываются от названия цветов. Они могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют слова, обозначающие названия цветов. Что же касается детей данного возраста, то у них встречаются и такие способы выражения цветовых ощущений, как поиск предметного обозначения цвета, применения названий переходных цветов.

Дети младшего дошкольного возраста выбирают пары цветов по принципу контраста. Но они сами не видят оттенков, надо направлять восприятие ребенка на различные оттенки цвета. Одна трудность - отражение реального цвета объекта, другая - произвольное использование цвета, где последний выступает в роли средства, выражающего отношение для украшения. Эта тенденция является связующим звеном между чувством цвета, представлениями о цвете - с одной стороны, и творческим мышлением, воображением, системой оценок - с другой.

Экспериментальными работами по цветовым предпочтениям детей занимались следующие зарубежные авторы: У.Ю.Уффельман, У.А.Бине М.Шинн, У.А.Габбини, Р.Мардсен, Ч.Майерс, Е.Вули, В.П.Бражас В.Прейер ,К.Валентайн, Р.Степлз, Базыма Б.А., Бардин К.В, Мухина В.С.

Р.Франсе в «Психологии эстетики», а также М.Сент – Джордж и В.Уолтон [58,39] делают вывод о «врожденности цветовых предпочтений детей». По данным зарубежных исследователей, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путем проб и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу.

     


Этапы формирования общих представлений о цвете у дошкольников разных возрастных групп

 Ознакомление детей с цветом строится в несколько этапов. Первые дидактические игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету — доминантному признаку. Понятие цвета дается на примере двух-трех контрастных цветов.


      Следующий этап работы — задания, основанные на зрительном сближении, т. е. примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада (резкого или близкого) между двумя цветами. Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, потом названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный, и лишь в последующем названия дополнительных цветов и оттенков.
      Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии; вырабатывается понятие о том, что цвет — одно из свойств предмета. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый, земля черная, помидор красный и т. д.).
      В процессе выполнения практических заданий у детей формируется понятие эталона — образца основных цветов, с которыми они начинают сопоставлять цвет окружающих предметов.
      Формирование цветовых мысленных образов (в уме) и оперирование ими в повседневной жизни подчеркивают факт усвоения данного сенсорного эталона.

      Итак, от практических действий цветоразличения к познанию эталонов и к умственным действиям на восприятие цвета — вот основной путь ознакомления с цветом.

      Последним этапом развития цветового восприятия у детей является формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания и, что очень важно, создавать их по собственному замыслу. Навыки цветоразличения развиваются у детей в процессе многочисленных игр и упражнений, которые имеют творческий характер и направлены на формирование эстетического восприятия.
Полученные детьми общие знания о цвете способствует сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.
Заключение

Маленький Человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже имеет мощную систему, готовую к воспри­ятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познанию окру­жающего мира и себя в нем. Главным средством удовлет­ворения этой потребности и является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных воспри­ятий и наглядных представлений.

Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнооб­разием красок, форм и других свойств предметов, поэто­му сенсорное воспитание на занятиях и является основой развития чувственного опыта детей.
Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Каждый педагог — творец, и ему решать, в каком виде предлагать детям занятия по цвету. Нет двух похожих педагогов, как и нет двух одинаковых коллективов детей. Поэтому не следует забывать, что для проявления каждым ребенком своей индивидуальности важно создать для него атмосферу радости, удовольствия, открытости, доброжелательности, доверительности, отзывчивости, уважения к труду, эмоциональным проявлениям каждого.

Постоянное внимание, помощь со стороны взрослого сделают ребёнка любознательным, пытливым, наблюдательным. А знания, заложенные в раннем возрасте, будут с успехом применяться в дошкольном, а затем и школьном возрасте.

Список литературы


1.  Аверченко Л.К.; Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. – Новосибирск. 2001. -360с.

2.  Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. – СПб.: Речь, 2005. – 205 с.

3.  Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека// Сенсомоторные процессы. М., 1972.С.224 – 264.

4.  Венгер Н.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада /Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.: ил.

5.  Димо Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.:Апрель Пресс, Изд – во Эксмо, 2002 – 272 с.(серия «Психологический практикум: тесты».

6.  Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М.. 1965. 183 с.

7.  Дубровская Н.В Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005 – 48 с.

8.  Егорова Е. ПроЦВЕТание по Максу Люшеру. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.

9.  Зеньковский В.В. Психология детства./ отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. –М. Школа – пресс, 1996 – 336 с.

10.  Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета./ Пер. с англ., под ред.Д.А.Шкловера. – М., 1964.

11.  Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М., 1989. 195 с.

12.  Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

13.  Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М. – 1975

14.  Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин – тов. М., «Просвещение», 1971.

15.  Миронова Л.Н. Цветоведенье. Минск.,1984. 286с.

16.  Погасова Н.И. Цветовой игротренинг. – СПб., 2003.

17.  Приходько Е.Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов. – Краснодар, 1993.

18.  Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб., Изд – во «Речь», 2001. – 112 стр.



19.  Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений – 5 –е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». 2001 – 336с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры и упражнения

(комплекс занятий с дидактическим материалом)



Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Работа педагога-психолога по снижению уровня агрессивности детей с умственной отсталостью
article -> Развитие личностного потенциала ребенка в системе гуманистических отношений школьного сообщества
article -> Литература Приложение
article -> Ранняя юность определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
article -> Комплексный проект
article -> «Использование различных форм работы для развития воображения у детей 6-7 лет»
article -> Сюжетно ролевая игра в гендерном воспитании детей среднего дошкольного возраста
article -> «Стресс + сессия = депрессия»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница