Министерство экономического



Дата14.05.2016
Размер66.5 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Министерство экономического


развития и торговли

Российской Федерации




Министерство

образования и науки

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики
Факультет философии

Отделение культурологии

«Кафедра наук о культуре»
Программа дисциплины

Современная массовая культура

для направления 030400.62 –

Культурология





Одобрено на заседании «Кафедры наук о культуре»

отделения культурологи философского факультета

Зав. кафедрой

В.А. Куренной

“____” _________ 2009_ г

Автор: Куренной В.А.

МОСКВА

2009
Современная массовая культура


Аннотация

Курс предназначен для бакалавров культурологии, обучающихся на 3 куре. Предполагает, что студенты уже имеют основательную подготовку по истории современной культуры, владеют базовыми навыками социокультурного анализа. Основная цель курса — сформировать у студентов разностороннее понимание феномена массовой культуры, а также выработать навык анализа массовой культуры с использованием современных концепутальных и теоретических инструментов. Курс построен на сочетании исторического и систематического принципа – специфика и особенности современной массовой культуры раскрываются через последовательное изучение основных концепций массовой и популярной культуры.

По завершении курса студенты должны знать основные теории массовой и популярной культуры, владеть концептуальным аппаратом анализа массовой культуры, понимать социальные и политические последствия массовизации отдельных сегментов культуры, знать историю массовизации отдельных отраслей культуры, уметь формировать исследовательские вопросы относительно различных аспектов массовой культуры, разбираться в механизме функционирования отдельных отраслей современной массовой культуры.

Тема итогового контроля – зачет. Формы промежуточного контроля: реферат, эссе, работа на семинарах.


Тематический расчет часов


N

Тема

Всего часов

Аудиторные часы

Часы на самостоятельную работу

Лекции

Семинары

1.

Массовизация и демократизация культуры — основные тренды модернового общества. Визуальная и дискурсивная культура в досовременных общества. Интеллектуальные, политические, экономические и социальные предпосылки массовизации современной культуры. Социология интеллектуальных групп в традиционном и современном обществе. Революция Гуттенберга. Идеология Просвещения. «Толпа» (на примере А.С. Пушкина). Интеллектуалы и изобретение национальной культуры. Пресса: цензура или свобода слова?




4

4

11

2.

Ранние теории массовой культуры. Алексис Токвиль и идея культуры демократического большинства. Густав Лебон и социально-психологическая теория «толпы». Массовая война и массовая пропаганда. Авангард и манифесты авангардистов. Хосе Ортега-и-Гассет и его критика «масс».




4

4

11

3.

Зигфрид Кракауэр – «орнамент массы». Вальтер Беньямин – искусство в эпоху «технической воспроизводимости».




2

2

10

4.

Франкфуртская школа и теория «индустрии культуры». Культура в контексте капиталистической системы. Специфика марксистской трактовки культуры. Критика «общества спектакля» Ги Дебора.




4

2

10

5.

Семиотический анализ «массовой» культуры. Формализм, структурализм, семиология. Понятие структуры и функции у Владимира Проппа. Структурная антропология и бинарные оппозиции. Анализ знака у Ролана Барта.




4

4

12

6.

«Cultural Studies» и их концептуальные истоки. Концепция гегемонии Антонио Грамши. Михаил Бахтин — диалог и карнавальная культура.

Актуальные дискуссии о массовой культуре.






4

4

12







42

22

20

66



Тема 1.
Массовизация и демократизация культуры — основные тренды модернового общества. Визуальная и дискурсивная культура в досовременных общества. Интеллектуальные, политические, экономические и социальные предпосылки массовизации современной культуры. Социология интеллектуальных групп в традиционном и современном обществе. Революция Гуттенберга. Идеология Просвещения. «Толпа» (на примере А.С. Пушкина). Интеллектуалы и изобретение национальной культуры. Пресса: цензура или свобода слова?
Литература:

Основная



Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001

Милль Дж. Ст. О свободе.

Мильтон Д. Ареопагитика // История печати. Антология: Т. I. М.: Аспект-Пресс, 2001.



Манхейм К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

Эко Умберто. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст [http://www.philosophy.ru/library/eco/internet.html]
Дополнительная

Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

Куренной В. Медиа: средства в поисках целей // Отечественные записки, 2003 4. С. 8-30.

Тема 2.
Ранние теории массовой культуры. Алексис Токвиль и идея культуры демократического большинства. Густав Лебон и социально-психологическая теория «толпы». Массовая война и массовая пропаганда. Авангард и манифесты авангардистов. Хосе Ортега-и-Гассет и его критика «масс».
Литература:

Основная


Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992.

Ортега-и-Гассер Х. Восстание масс. [http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt]
Дополнительная

Родс Энтони. Пропаганда. М.: Эксмо, 2008.

Куренной В. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. 1 (5). С. 276-312.

Cohen Aaron J. Imaging the Unimaginable: World War, Modern Art, and the Politics of Public Culture in Russia, 1914 –1917. University of Nebraska Press, 2008.

Тема 3.
Зигфрид Кракауэр – «орнамент массы». Вальтер Беньямин – искусство в эпоху «технической воспроизводимости».

Литература:

Основная


Кракауэр З. Орнамент массы. // Новое литературное обозрение. 2008. № 92 [http://magazines.russ.ru/nlo/2008/92/k6.html]

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.
Дополнительная

Taylor Paul A., Harris Jan LI. Critical Theories of Mass Media: Then and Now. Open University Press: 2008. P. 17-61.

Хансен Мириам. Децентрированные ракурсы: кино и массовая культура в ранних работах Кракауэра // Новое литературное обозрение. 2008. № 92 [http://magazines.russ.ru/nlo/2008/92/ha5.html]

Тема 4.

Франкфуртская школа и теория «индустрии культуры». Культура в контексте капиталистической системы. Специфика марксистской трактовки культуры. Критика «общества спектакля» Ги Дебора.


Литература

Основная


Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. – СПб.: Медиум – Ювента, 1997. С. 149-210.

Adorno Theodor W. The Culture Industry: Selected essays on mass culture. London - New York: Routledge, 2005.

Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.
Дополнительная

Strinati Dominic. An Introduction to Theories of Popular Culture. 2nd ed. London - New York: Routledge, 2005. P. 46-78.

Taylor Paul A., Harris Jan LI. Critical Theories of Mass Media: Then and Now. Open University Press: 2008. P. 62-84.
Тема 5.
Семиотический анализ «массовой» культуры. Формализм, структурализм, семиология. Понятие структуры и функции у Владимира Проппа. Структурная антропология и бинарные оппозиции. Анализ знака у Ролана Барта.
Литература

Основная
Пропп Владимир. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт 1998. [http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt]



Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКCМО-ПРЕСС, 2001[http://yanko.lib.ru/books/cultur/stross_struktur_antrop.htm]

Барт Р. Мифологии. М.,1996.
Тема 6.
«Cultural Studies» и их концептуальные истоки. Концепция гегемонии Антонио Грамши. Михаил Бахтин — диалог и карнавальная культура.

Актуальные дискуссии о массовой культуре.


Литература

Основная
Storey John. The Study of Popular Culture within Cultural Studies // Cultural Theory and Popular Culture. A Reader. Ed. by J. Storey. Harvester Wheatsheaf, 1994.



Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990.

Дмитриев Т. А. Антонио Грамши // История и теория интеллигенции и интеллектуалов. (Мыслящая Россия.) М.: Фонд Наследие Евразии, 2009.

Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002

Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003

Темы эссе:




  1. Концепции «массы» в западной философии

  2. Политическая пропаганда и массовая культура

  3. Цензура СМИ: pro et contra

  4. Массовая культура и кризис культурных иерархий

  5. Массовое творчество: творческое освобождение или торжество посредственности?

  6. Проблема индивидуации в массовой культуре

  7. Роль Celebrities в массовой культуре

  8. Критика массовой культуры – основные стратегии

  9. Идеологический анализ произведения массовой культуры (на выбор).

  10. Семиотический анализ произведения массовой культуры (на выбор).

Каталог: data -> 2009
2009 -> Программа дисциплины «Рефлексия личности»
2009 -> Психология индивидуальности
2009 -> Программа дисциплины «Основы психологического консультирования»
2009 -> Поддьяков А. Н. Кросс-культурные исследования интеллекта и творчества: проблемы тестовой диагностики // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы. Материалы международной конференции
2009 -> Хачатурова М. Р. Проявление склонности личности к конфликтному поведению // «Психология сегодня: теория, образование и практика» / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, А. В. Карпова. М
2009 -> Программа научно-исследовательского семинара
2009 -> Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов
2009 -> Литература по физиологии высшей нервной деятельности
2009 -> Программа по курсу «Обществознание»
2009 -> Сорвин К. В., Сусоколов А. А. Человек в обществе Система социологических понятий в кратком изложении Для учащихся старших классов и студентов младших курсов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница