Министерство высшего и среднего специального образования



страница1/5
Дата13.05.2016
Размер0.68 Mb.
#5908
ТипРеферат
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ НИЗАМИ

Факультет «Педагогика и психология»

«Допустить к защите»

Декан факультета

___________Бекмуратов Н.Ш.

2013 год «_____» __________
Направление бакалавриата «Дошкольное образование и детский спорт»

403 академическая группа

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА

Тема: Формирование образности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными сказками

Выполнила: Хрaмушинa A
Научный руководитель: к.п.н.,

__________доцент Г.Э.Джанпеисова


«Рекомендовать к защите»

Зав.кафедрой

«Докольное образование»

К.п.н., и.о.доцента_________

Ш.А.Садыкова «____»_____2013г

Рецензент:_______________

Рецензент:_______________



Ташкент-2013


Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольником средствами народной сказки

1.1 Психолого-педагогические исследования в области развития образной речи старших дошкольников средствами народной сказки

1.2 Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте

1.3 Народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе I

Глава II. Методические основы формирования образности речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с народной сказкой.

2.1 Методика формирования образности речи у детей.

2.2 Предполагаемый результат и рекомендации формирования образности речи в процессе ознакомления с народной сказкой.

Выводы по главе II

Глава III. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы по проблеме развития образной речи старших дошкольников средствами народной сказки

3.1 Выявление исходного уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

3.2 Формирующий этап работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

Выводы по главе III

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Из работ нашего президента И.А. Каримова, можно отметить, что наше государство твердо стало на путь цивилизованного развития. В связи с этим одной из первоочередных задач является повышение культуры и образования общества. Формирование духовно богатой, нравственно цельной, гармонически развитой личности является приоритетным направлением государственной политики Республики Узбекистан. В своём выступлении президент республики И.А.Каримов отмечает: «Формирование всесторонне развитых, нравственно здоровых личностей с независимым мировоззрением, самостоятельным мышлением является одним из главных направлений в реализации идеологии Национальной Независимости Республики Узбекистан» [1,с.411].

Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению приёмами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. Необходимость умственного развития и совершенствования познавательных способностей, воспитание рационального мышления (чёткость, точность, ясность и др.) обусловлена теми огромными научно – техническими сдвигами, которые происходят в жизни современного общества. В нынешний век – век информации, обществу нужны люди грамотные, высокообразованные, самостоятельно мыслящие. Именно поэтому приоритетным направлением не только всей образовательной сферы республики, но и политики государства является важность готовности молодого поколения к сознательной жизни в развитом обществе с учётом необходимости усвоения ими основ системы современных научных знаний.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития образной речи детей.

Актуальность нашего исследования определяется той огромной ролью, которую играет сказка в развитии образности речи ребенка. Она имеет важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

В ходе экспериментальной работы в ДОУ нами были выявлены противоречия:

1)         между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ;

2)         между тем, что народная сказка является эффективным средством развития образной речи и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДОУ.

В связи с этим возникает проблема: каковы возможности использования народной сказки как средства развития образной речи детей.

Исходя из проблемы, целью нашего исследования явилось выявление возможностей народной сказки как средства развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: народная сказка, как средство развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что система занятий с использованием народной сказки будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:

- отбора образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта;

- элементарного осознания детьми роли образных слов и выражений высказывании;

- активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.



Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1) Изучить теоретические основы использования сказки в формировании образности речи детей старшего дошкольного возраста;

2) выявить особенности развития образной речи на основе народной сказки;

3) разработать и апробировать систему занятий с использованием народной сказки в развитии образности речи старшего дошкольного возраста;

4) проследить динамику изменения уровня развития образной речи детей в процессе экспериментальной работы.

В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- наблюдение;

- беседы с воспитателем;

- анализ календарных планов воспитателей;

-педагогический эксперимент.

Методологической основой нашего исследования является: учения о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, отражающих педагогическую действительность. Она состоит из выявления закономерностей и тенденций развития педагогической науки и ее связи с практикой.

Методологическими источниками являются: труды Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова – «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», «Юксак маънавият – енгилмас куч», а также труды, касающиеся вопросов образования; государственные и нормативные документы, касающиеся вопросов, цели и содержания дошкольного образования («Закон об образовании» Республики Узбекистан, Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан, государственные стандарты, государственные требования к содержанию дошкольного образования, «Концепция дошкольного воспитания Республики Узбекистан и др.)

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что формирование образности речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с народными сказками составит основу для новых научных представлений о возможностях умственного, интеллектуального и психического развития ребёнка. Результаты исследования позволят на теоретической основе определять практические критерии сформированности образности речи.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений.

База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 300 в старшей группе детского сада.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав (восьми параграфов),выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольником средствами народной сказки

1.1      Психолого-педагогические исследования в области развития образной речи старших дошкольников средствами народной сказки

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность [45;146].

На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие ученые, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.В. Гавриш и др.

Идеи К.Д. Ушинского являются основополагающими в педагогике, если говорить о значении родного слова для введения детей в сознательное обладание сокровищами родного языка. Он говорил, что «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в тоже время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений… Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, по большей части, в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке»[49;13].

Е.И. Тихеева стала продолжателем педагогических идей К.Д. Ушинского, и тоже в своих работах поддерживала его мысли о необходимости и важности обучения детей родному языку. Она писала, что «Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Языковое творчество народа – основа культуры речи детей». Тихеева отмечает, что необходимо работать над выразительностью речи [42;93].

Также проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца. Эти вопросы находятся также в центре внимания многих современных исследователей детской речи (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкина и др.).

Их исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.

О.С. Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматривает развитие «хорошей речи». Это понятие характеризуется богатством словаря, точного и выразительного. «Хорошая речь» отличается разнообразием использования языковых средств, уместным их употреблением. Ушакова одной из важнейших задач речевого развития дошкольников считает воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений [46].

В теории русского языка образность речи принято понимать выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).

Р. Стаценко считает, что образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении [38].

М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Н.В. Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим она прослеживает связь каждой речевой задачи с развитием образности речи [48].

Е.В. Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. Говоря об образной речи, она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. По ее мнению, образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений.

Ученые называют разные средства развития образной речи.

С.В. Савушкина исследовала развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного творчества. Казакова среди эффективных средств развития выразительности речи называла речевые игры и упражнения, игровые ситуации [33].

Танина предлагала развивать образность речи на основе художественной деятельности дошкольников [53].

C.C. Бухвостова придавала большое значение в развитии выразительности речи старших дошкольников малым формам фольклора [9].

Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Т.Б. Филичева и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом. [15, 5, 53]

Л.Б Фесюкова предлагает использовать для развития образной речи приемы ТРИЗ [41].

Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников, исследователи [15,22,28,43,56,58] признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – народной сказки.

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития – к слову образному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.И. Никифорова, Н.В. Гавриш и др.) [11,13,15,48].

Исследования О.М. Дьяченко показали, что образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами [16;131].

Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.

Л.Б. Берегова, В.И. Логинова указывают на то, что у старших дошкольников возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте [15;7].

З.А. Гриценко отмечает, что к старшему дошкольному возрасту начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Дети способны понять переносный смысл слова, фразеологический оборот [14;21].

Исследователи отмечают, что старшие дошкольники правильно применяют выражения, особенно лаконичные, меткие выражения из народных сказок. Н.С. Карпинская приводит такой пример. Во время игры в «Кошки-мышки» мальчик, которому не удалось поймать ловко увернувшуюся от него «мышку», разводит руками и говорит: «Глядь, а девочки-то нет» (из сказки «Медведь и девочка») [18;139]. Тот факт, что ребенок употребил указанное выражение в иной ситуации, чем это было в сказке, свидетельствует о том, что оно понятно ребенку и применяется им как образная форма выражения его мысли и чувства.

Поэтому в старшем дошкольном возрасте появляется возможность использовать народные сказки как средство развития образности речи.

Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует [42;182].

Е.Н. Водовозова в своей фундаментальной научной работе пишет о важном воспитательном значении сказки в речевом развитии детей: «Есть и в высшей степени дельные народные сказки, где фантазия служит покровом, под которым скрывается житейская истина, разумная мысль, или живое, поэтическое изображение природы и быта людей». Она пишет также, что «хорошо владеть родным языком невозможно без знания народной речи» [10;74].

Указания на необходимость работы над образными средствами языка содержатся в трудах Е.А. Флериной. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» она говорит о важности художественного слова для приобщения ребенка к народному творчеству: «Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и языка. В этом сила и значение художественного слова, литературы для ребенка, для его развития и воспитания. Значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить» [52;198].

Э.П. Короткова, рассматривая художественную литературу, как средство обогащения языка ребенка образными словами и выражениями, говорила об эффективности в этом смысле народных сказок, и для полноценного усвоения материала произведений, рекомендовала двукратное чтение коротких рассказов, сказок, включающее в вопросах слова из текста, указания к припоминанию пропущенных ребенком слов, конкретного образного значения словосочетаний с опорой на контекст, выборочное чтение отрывков из рассказов [20].

В 90-е гг. в НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой был выполнен ряд работ (Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова и др.), показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано с формированием образности речи. Исследования были проведены на материале разных жанров фольклора – народных сказок, пословиц, поговорок, а также произведений художественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, при которых речь ребенка обогащается различными средствами художественной выразительности.

Н.В. Гавриш в работе над своей диссертацией доказала, что развитие образности речи, основывающееся на фразеологизмах, используемых народных сказках, должно происходить в единстве с решением задач словарной работы, формированием грамматического строя речи, звукового строя речи [53].

Исследования И.Н. Митькиной показали, что слушая сказки, ребенок, естественно, усваивает их языковое оформление настолько, что не только может воспроизвести трафаретные формулы в сказочном контексте, но и использовать их в обобщенном целостном значении как соответствующие фразеологические единицы. Например, высказывание девочки 5л. и 3 мес.: «Я такую дырищу в шарике прососала, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Использование приставки на- вместо о- (написать) создает более привычный для ребенка глагол из повседневного употребления [26].

Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя [52].

Таким образом, ученые указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей в старшем дошкольном возрасте. Народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.

Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

Для того, чтобы выявить возможности народной сказки как средства развития образности речи, нам необходимо выяснить особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте.

1.2      Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте

Образная речь является составной частью культуры речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно [47,48,7]. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается.

Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются так называемые тропы - приемы изменения основного значения слова. Они помогают автору по-новому показать самые обычные предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е. комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию старших дошкольников.

Исследования психологов Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методистов (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. К.И. Чуковский называл это особым «языковым чутьем» [55;112].

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

Согласно исследованиям А.А.Леонтьева, А.А Люблинской, Д.Б, Эльконина, А.Н. Гвоздева мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности [21,23,57,13].

С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность [32;495].

Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что для маленького ребенка выразительные моменты являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к так называемой сознательной выразительности. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы, в том числе народной сказки[32;518].

Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что как ни существенна для речи связность ее построения, "проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности,... так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли" [32;523].

Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания.

Исследования Л.М. Гурович, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, С.М. Чемортан, Р.П. Боша показали, что возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и в использовании этих средств в своей речи велики [15,27,47,54]. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.

Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий [45;94].

С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то "кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большей части «маловыразительной". Поэтому, по мнению С.Л. Рубинштейна, необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу [32].

Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания[52].

Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: "Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле". Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности [18;81].

О.С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т.е. основная задача - не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи [45;94].

О.С. Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Это умение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте [45].

Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц [48].

Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М.Дьяченко. раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – "опредмечивающий" и образ "включение". Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию [16;101].

Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.

Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте народной сказки, выявим возможности использования народной сказки как средства развития образной речи у старших дошкольников.



1.3   Народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.

В народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

Чтение народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса» [50;266].

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Именно в народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы [19].

В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Также богаты народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.

Таким образом, язык народной сказки полон образных слов и выражений.

Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует [42].

З.А. Гриценко, Л.М. Гурович, Е.И. Тихеева и др. утверждают, что богатейшая сокровищница родного языка – народная сказка – может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемые при чтении.

Задача педагога, по М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы интерес к произведению, его языку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям [5].

Е.И. Тихеева, Л.М. Гурович, А.М. Бородич, В.И. Яшина, В.И. Логинова, Л.Б. Береговая, Т.Б. Филичева, З.А. Гриценко указывают на необходимость проведения беседы о прочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.

По мнению Л.Б. Фесюковой, которого придерживаемся и мы, работа со сказкой ограничена только фантазией воспитателя. При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым дети освоят, и начнут употреблять в собственной речи образные слова и выражения, фразеологизмы [51].

Так как создателем сказок является народ, то национальные сказки каждого народа своеобразны, неповторны и уникальны. Народность сказки выявляется в своеобразии художественного изображения героев, подборе языковых средств (гипербол, литот, метафор, эпитетов). Приведем примеры указанных языковых средств:

– гипербола: черепашья скорость; нет ни крошки хлеба, собралось полтора человека – очень мало людей и др.

– литота: мальчик – с пальчик мизинчик;

– метафора: золотой перстень – золотое солнце; медведь – животное и медведь – неповоротливый человек; ягодка – плод растения и девушка – ягодка.

– эпитет: зайка длинноухий, пушистый, беззащитный, маленький, быстрый; лиса – рыжая, лукавая, хитрая; волк – злой, жадный, хищный.

Также богаты народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами. Таким образом, язык народной сказки полон образных слов и выражений.

Сказки имеют устоявшиеся десятилетиями традиционные зачины и концовки. Зачины сразу же настраивают слушателя на сказочный лад, сосредотачивают его внимание, например: жили – были; был – не был, да говорят люди; это было когда-то давно и др. Концовки же, как бы «подводят итоговую черту» – завершают повествование, например: кто не верит, – пусть проверит; стали жить поживать и добра наживать; и я там был, мед – пиво пил, по бороде текло, а в рот не попадало и др.

Составными элементами народных сказок являются многочисленные поговорки, загадки, поверья, скороговорки, считалки, небылицы, которые придают народной речи образность и красочность.

Таким образом, народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

Выводы по главе I

Ученые [5,6,11,21,24,30,30,50,57] указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей в старшем дошкольном возрасте.

Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.

Народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.

2.        Методические основы формирования образности речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с народной сказкой.

2.1 Методика формирования образности речи детей старшего дошкольного возраста.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития – к слову образному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.И. Никифорова, Н.В. Гавриш и др.).

Образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами.

Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.

Образная речь является составной частью культуры речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Несмотря на ряд исследований посвященных анализу выбранной нами проблемы, специальных исследований по особенностям образной речи детей 5–6 очень мало, что так же свидетельствует об актуальности данной проблемы, но, несмотря на это в процессе анализа ряда исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности образной речи детей 5–6 лет, среди которых:

– наличие представлений у детей о средствах выразительности;

– понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

– понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

– способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

– использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

– владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

– умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

– использование в речи синонимов и антонимов.

При работе с народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М. Бородич, условно разделим их на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки [34].

Приемы первой группы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.11

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.) .22

В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.

Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее) ?»

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны—сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» и др.

Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя [50;211].

М.М. Алексеева, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, Е.М. Струнина, Т.Б. Филичева, В.И. Яшина и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты [37].

Л.Б. Фесюкова, используя творческое наследие Дж. Родари, а также приемы ТРИЗ и собственный опыт предлагает методическую схему работы со сказкой. На решение задач развития образной речи направлен третий раздел схемы – «Речевая зарядка». Важную роль автор отводит конструированию слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

- придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок);

- срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям;

- составить достаточно длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д. Также после прочтения сказки Л.Б. Фесюкова предлагает давать детям пословицы, поговорки, фразеологизмы, выяснять, когда так говорят, что это значит, к каким героям сказки ее можно было бы отнести с полным основанием [49].

Также для развития образной речи автором предлагаются следующие приемы работы с народной сказкой:

- Подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету);

- Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- Сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая»);

- Разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

- Объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);

- Придумать похожие слова (синонимы);

- Придумать сказку от фразеологизма



2.2 Предполагаемый результат и рекомендации формирования образности речи в процессе ознакомления с народной сказкой.

Работа со сказкой включала в себя 2 основных направления нашей работы.

1.   Знакомство со сказкой.

2.   Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.

Эти направления включали в себя следующие виды работы:

а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;

б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.

в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

Процесс формирования образной речи не самое легкое занятие для дошколят. Он требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Зачастую, это довольно скучно и нудно. Чтобы повысить интерес детей к занятиям, в своей работе мы использовали инновационные методы, такие как метод моделирования сказок, проведение викторины (Приложение 1).

В старшей группе используется пространственная модель построения сказки. Для построения пространственной модели дети должны хорошо знать сказку, чтобы четко выделить основные ее эпизоды. Основных элементов может быть не более 8–10, т. к. любая сказка подчиняется следующей логике: пропажа, потеря объекта, герой отправляется в путь, появление добрых помощников, герой проходит испытания, как правило, на границе двуцарствия и, наконец, находит объект. Пример тому: сказка «Царевна – лягушка», которую разделили на следующие эпизоды:

1.   Задания царя сыновьям с тремя стрелами.

2.   Задания царя невестам (1,2,3).

3.   Иван – царевич идет искать Царевну – лягушку.

4.   Встречи Ивана – царевича в пути.

5.   Победа над злыми силами Кощея, Царевна – лягушка освобождена.

Подчинялась вышеуказанной логике, мы строили соответствующую модель к нужной сказке, детально проанализировав до занятия основные компоненты сказки: герой, место действия, волшебный предмет, их соотношения и др. В ходе занятия помогали детям найти, открыть основные эпизоды сказки, обозначить персонажей и построить соответствующую модель. Мы предлагали детям сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели, являющимися наглядными схематическими планами, которые можно наполнить любым содержанием.

В группе особое внимание уделялось сюжетной связанности нескольких занятий, объединяемых общей сказочной ситуацией, которая может задаваться использованием постоянных сказочных персонажей (Баба Яга, Василиса прекрасная) и сказочных предметов (волшебная шкатулка и т.д.).

В своей работе по формированию образности речи мы учили детей определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное).

Например, на занятии по сказке «Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывала сказку, а затем беседовала с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается? Кто запомнил разговор Хаврошечки с коровушкой и может повторить его? Какие слова вам особенно запомнились? Какими словами автор характеризует Хаврошечку и её поступки?».

Эти вопросы помогали детям глубже понять основное содержание сказки, определить характер её героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

Знакомство со сказкой «Морозко» мы начали с беседы. «Кто из вас любит зиму? Почему? Как вы зимой спасаетесь от мороза? А сейчас я вам прочитаю сказку «Морозко». Затем педагог завал детям следующие вопросы: «Что я вам прочитала сказку или рассказ? А как вы узнали, что это сказка? Кто вам понравился в сказке? Почему? Какой был Морозко? Почему его так назвали?».

Мы предлагали детям придумать определение к словам зима, снег.

Большое внимание уделяли оформлению книжного уголка. Всегда привлекали к этому детей. Советовались с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Давали задание на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.

Мы понимали, что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Поэтому на первом же родительском собрании мы провели консультацию на тему: «Приемы обучения детей рассказыванию» (Приложение 2), затем были проведены консультации «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах» (Приложение 3) и «Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию» (Приложение 4).

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на образность речи детей. Обогатились представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. В своей речи дети стали больше использовать образных, красочных выражений. Улучшилось качество интонационной выразительности речи. Сократилось количество пауз и повторо

Выводы по главе II

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребёнка.

Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя её главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ проживания и присвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания. Итак, в сказках главное – понимание их смысла, проникновение в их содержание.

Волшебная сказка – самая традиционная и самая популярная разновидность народной сказки, в ней во всей полноте раскрываются возможности этого жанра, создаётся целостный художественный мир. Не удивительно, что говоря «сказка» мы чаще всего имеем в виду именно волшебную сказку, и именно она остаётся с маленьким читателем на протяжении многих лет.




Каталог: uploads -> books -> 47828
47828 -> 1. Геронтология в системе наук о человеке. В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительн
books -> Министерство высшего и среднего образования республики узбекистан
books -> * Нитразепам
books -> Ю. Ю. Елисеев. Психосоматические заболевания
books -> Магистерская диссертация на тему: «Исследование вопросов профессионально важных характеристик диспетчера увд и взаимодействие со службами аэродрома обеспечивающими полёты». по
books -> Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности»
books -> Управление стрессом в организации
books -> Лекция 28 февраля 2001 года


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

    Главная страница