Несознательное родительство?



Скачать 189.5 Kb.
Дата21.05.2016
Размер189.5 Kb.
НЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО?..

(культурологический ракурс проблемы определения понятий и направлений деятельности в помощь современной семье)


А.А.Абрамова,

кандидат культурологии,

РОО "Центр для детей и родителей "Рождество"",

г.Москва


Абрамова А.А. Несознательное родительство?.. (культурологический ракурс проблемы определения понятий и направлений деятельности в помощь современной семье). В статье рассматриваются основные тенденции, связанные с современными представлениями о "нормативном родительстве", даётся теоретическое понимание феномена «культура родительства» в макро- и микросистемном значении. Рассмотрение сущности и морфологии данного феномена позволяет выделить основные направления целенаправленного развития культуры родительства в современном обществе, может быть использовано при разработке семейной политики на муниципальном и региональном уровнях, при создании социально-значимых программ, представляет интерес для культурологов, социологов, психологов, педагогов, медиков, специализирующихся в области аналитики и сопровождения семьи и родительства.

Ключевые слова: родительство, кризис семьи и родительства, антикризисные стратегии, поддержка семьи, родительские сообщества, культура родительства, формирование культуры родительства.

asya-aaa@ya.ru

В последние годы возросло число федеральных, региональных, муниципальных целевых программ и проектов, предметом которых выступает процесс целенаправленного воздействия на пространство современной семьи для формирования «осознанного», «ответственного», «компетентного», «просвещенного» родительства. Это обуславливается тем, что в российском обществе констатируется целый ряд острых проблем, связанных с нарастающей девальвацией ценности семейного образа жизни, рождения и воспитания детей. Пристальное внимание исследователей различных областей науки – демографов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, философов, медиков привлечено сегодня как к анализу кризиса семьи и родительства, так и к выявлению антикризисных стратегий. Они необходимы для формирования продуманной семейной политики со стороны государства и продуктивной деятельности общественных организаций в этом направлении.

Для того, чтобы обозначить каким общество хочет видеть "настоящее", "правильное", нормативное родительство, в последнее время рождались самые разнообразные словосочетания. Вот наиболее устоявшиеся понятия, используемые в названиях разных программ и подходов:


  • «сознательное родительство»

  • «осознанное родительство»

  • «ответственное родительство»

  • «компетентное родительство»

  • «просвещенное родительство»

  • "естественное родительство".

На наш взгляд, эти составные конструкты - не просто игра слов. Они косвенно или прямо свидетельствуют об особенностях понимания:

- того, что из себя представляет современное родительство,

- каким оно должно быть

- и чего ему не хватает.

Как следствие - вокруг каких направлений деятельности может строиться сегодня процесс его целенаправленной поддержки.

И в родительской среде, и среди специалистов такие понятия как сознательное- осознанное - ответственное - естественное родительство и компетентное - просвещенное родительство оказываются близкими по вкладываемому в них смыслу.
Так, «осознанное родительство» в психологическом дискурсе понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве [9]. По Е.Г.Смирновой, осознанное родительство - интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания [20].

"Сознательное родительство", "ответственное родительство" характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. Противоположность "осознанному", "сознательному", "ответственному" родительству - пассивная или инфантильная родительская позиция: неосознанность отцом или матерью родительских установок, позиций и ценностей, спонтанность, неразборчивость в способах общения и приёмах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за последствия воспитательных воздействий. В рамках такого подхода помощь в формировании оптимального отношения к родительству может исходить как со стороны специалистов, так и от более опытных, сознательных, ответственных родителей.

Нельзя не отметить и вариативность смыслов, которые могут вкладываться в такие концепты как "ответственное" и "сознательное" родительство.

Так, понятие ответственности может быть сопряжено с политикой ограничения рождаемости под лозунгом «ребёнок должен быть здоровым и желанным» или "пусть один ребенок, но здоровый и желанный". Манипулирование понятием "ответственное родительство" со стороны различных служб планирования семьи рядоположно такой терминологии как «репродуктивные права» (понимаемые в этом контексте как право на контрацепцию, стерилизацию, аборт, пропаганду контрацептивов в школах под видом «полового воспитания», «основ здорового образа жизни» и т.п.), «безопасное материнство», "безопасный секс" и пр.

Понятие же «сознательное родительство» часто, на практике, интерпретируется в сопряжении с популярной псевдомистической философией «Нью-эйдж», как один из сегментов т.н. "естественного родительства", [см.далее], в профанной интерпретации - от «со – знание», т.е. приобщение к некому «высшему» знанию, понимаемому в оккультном контексте. Зачатие, беременность, роды мистифицируются и осмысляются в этом контексте как особые состояния, близкие к трансу, к "космическим потокам энергий", влиять на которые можно определёнными техниками. Рядоположными конструкту «сознательное родительство» оказываются такие употребляемые сегодня понятия как «сознательное зачатие», "изменённое сознание", "расширение сознания", «духовное акушерство» и т.п. Они маркированы принадлежностью к тем родительским движениям, которые во-многом пронизаны влияниями оккультно-эзотерического толка. Специфическое понимание «духовности» и «сознания» в русле данных течений делает восприятие данных конструктов крайне тенденциозным и неоднозначным.



"Компетентное" и "просвещенное" родительство обнаруживается в информированности взрослого о способах оптимального воздействия на развитие ребенка и взаимоотношения с ним, а также умении применять их на практике. Овладение всем комплексом видов и типов контакта по мере взросления ребенка от раннего возраста к школьному составляет основу родительской компетентности. Противоположность "компетентному", "просвещенному" родительству - низкая компетентность, неразборчивость в вопросах оздоровления, развития, воспитания. Стихийные педагогические знания рассматриваются как явно недостаточные для нынешнего поколения родителей, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, социального, экологического и иного характера, прежде не имевших места, совладать с которыми в контексте семейного воспитания непросто [5]. Агентами- трансляторами компетенций и просвещения для родителей в рамках такого подхода являются, прежде всего, специалисты [см., напр.14].

Между тем, нужно отметить, что в общественном сознании понятие «просвещённое родительство» стало вызывать серьёзные опасения после того, как А. Ф. Радченко, руководитель аппарата Общественной палаты России и один из разработчиков форсайт-проекта «Детство 2030», заявила: «Обучение родительству должно стать, по меньшей мере, доступным. Но в принципе, можно пойти дальше - оно должно стать обязательным. И при соответствующем реформировании органов опеки и социальных служб мы должны будем через какое-то время ставить вопрос об ограничении родителей в своих правах в случае, если не прошли это обучение». В данном контексте, манипулирование понятием "просвещённое родительство" сопряжено с возможностью введения его в юридическое поле. Резкая общественная реакция на это заявление демонстрирует опасение в том, что подобный взгляд на нормативное родительство чреват радикальными изменениями взаимоотношений между семьёй и государством, а именно - экспансией государственной идеологии и политики в приватное пространство семьи, установлением государственного контроля над методами семейного воспитания через лицензирование родителей [см. напр.19].



"Естественное родительство" - наиболее популярный подход в материнских и отцовских практиках периода младенчества, избираемых современными родителями, ими же популяризируемый в различных сообществах, интернет-порталах и блогах. Он часто, в практиках различных родительских сообществ, оказывается рядоположен, частично или полностью отождествляем с "сознательным", "осознанным" родительством, а в России восьмидесятых-девяностых годов XX века подход к новорожденным в контексте "Natural Parenting" называли не иначе как «сознательное родительство». Этот подход объединяет тех отцов и матерей, для которых ведущим признаком сознательного - осознанного - ответственного - компетентного родительства является стремление к естественности, понимаемой как природосообразность и альтернатива стандартизированным подходам к рождению и воспитанию. "Естественные роды" (то есть физиологичные, без "акушерской агрессии", понимаемой как неоправданное медицинское вмешательство в ход родов), "естественное вскармливание" (т.е. продолжительное кормление ребёнка материнским грудным молоком), естественная гигиена новорожденного (т.е. отказ от подгузников, раннее "высаживание" малыша для отправления нужд и пр.) - основные составляющие практик естественного родительства. Транслировать такие практики могут как сами опытные родители, так и разделяющие подобные взгляды специалисты.

Естественное родительство - одна из устойчивых общественных инициатив сегодняшнего дня. Как социокультурное явление оно аккумулирует настроения нового поколения родителей. Здесь хорошо просматриваются такие его особенности как деавтономизация пространства детей и родителей с одной стороны и, с другой, определённые протестные настроения - стремление обособиться от "экспертократии", стандартов, диктуемых официальными институциями, в ведении которых находятся вопросы охраны здоровья, материнства, детства. Сторонники естественного родительства больше склонны полагаться на родительскую интуицию, способность быстро накапливать опыт и необходимые знания, самостоятельно или консультируясь со специалистами-единомышленниками отбирая из широкого круга источников всё нужное для того, чтобы нормально заботиться о своих детях. В многочисленных родительских сообществах - примечательном явлении сегодняшнего дня - формируются собственные, вариативные, представления о нормативном родительстве. Современные активные родители больше не доверяют общественным практикам воспитания, они склонны самостоятельно выстраивать и отстаивать воспитательные маршруты, ориентируясь на собственные ресурсы, представления о должном и недолжном для каждого конкретного ребёнка, на ценности своей семьи.



Таким образом, вариативность приведённых понятий демонстрирует четыре ведущие тенденции в отношении современного понимания нормативного родительства.

Первую тенденцию отличает небесспорное убеждение: для того, чтобы сегодня стать полноценным родителем недостаточно просто родить ребёнка. Нужно расширять материнские и отцовские компетенции, просвещаясь у специалистов или более опытных родителей. Этим обуславливается «знаниевый подход» в программах различных проектов для родителей, в последнее время удерживающий свои позиции в различных просветительских и образовательных областях наряду с «компетентностным подходом».

Вторая тенденция отражает отношение к родительству как к важному, социально-ответственному делу, эффективность которого зависит от того, в какой мере мать и отец сознают и принимают эту ответственность.

Такие понятия, как "осознанное", "сознательное", "ответственное" родительство вошли в отечественный научный дискурс и прикладные практики сравнительно недавно, с конца 90х годов ХХ века. Нам они представляются не вполне удачными и корректными в силу того, что эти понятия больше характеризуют степень активности/ пассивности принятия родительского статуса и реализации родительской роли. Это сужает решение проблемы формирования культуры родительства, которая значительно многоаспектнее, нежели отношение к родительскому статусу.



Третья тенденция раскрывается в содержательном наполнении родительского всеобуча. Она обнаруживает тяготение к ограниченности либо психолого-педагогическими сферами детско-родительских отношений, либо - на этапе работы с беременными - вопросами культуры здоровья и перинатальной психологии.

При акцентуации на дородовой подготовке доминирует приобщение родителей к практикам крайне важного, но непродолжительного периода беременности, родов, младенчества. При таком же подходе, когда комплекс проблем сводится к коррекционному полю психолого-педагогических практик, родительство практически отождествляется с воспитанием, либо подменяется «педагогической культурой родителей».



Четвёртая тенденция демонстрирует активизацию родительской инициативы в сопротивлении каким бы то ни было внешним стандартам в отношении представлений о том, какие именно оздоровительные, воспитательные, образовательные практики можно считать нормативными. В условиях мировоззренческой палитры глобализирующегося мира, родителям сегодня оказывается важно сохранить автономное, преимущественное право самостоятельного выбора репродуктивных, оздоровительных, воспитательных, культурных тактик в соответствии со значимыми для семьи идеалами и ценностями. Отсюда - широкая вариативность мировоззренческих оснований родительских практик современности: от погружения в неоднозначные оздоровительные практики (напр., моделирование процесса родов с помощью дыхательных упражнений, "беби-йога" и пр.пр.) и образовательные эксперименты (например, раннее интеллектуальное развитие и т.п.) - до сознательной реконструкции и развития вполне традиционных подходов к рождению, воспитанию детей в сопряжении с реалиями современности.
Таким образом, понятия сознательное - осознанное - ответственное - естественное родительство и компетентное - просвещенное родительство затрагивают важные сферы представлений о нормативных чертах современного родительства. В то же время, на практике они оказываются сопряжены с неоднозначными тенденциями. В целом же, эти представления, в некоторой степени, тяготеют к ранним этапам становления родительства (беременность, роды, младенчество) или, в значительной степени, к психолого-педагогическим сферам, что не может отражать всей полноты данного феномена.

В самом деле, круг аспектов, организующих пространство культуры родительства, значительно шире, нежели сугубо воспитательные. Они касаются: выстраивания отношений между самими родителями, между старшим и младшим поколениями семьи, особенностей проявлений любви и заботы, организации домашнего быта, творческого преобразования домашней среды и уклада жизни дома, создания и консервации семейных традиций, обогащения культурного кругозора и форм совместного досуга, характера попечения о собственном здоровье и здоровье ребенка, начиная с периода подготовки к беременности и деторождению, выбора модели репродуктивного поведения, специфики взаимодействия с социальными институтами и их представителями и др.

По нашему мнению, осмысление феномена родительства целесообразно связать с более широким контекстом - рассматривая его как общественно значимое пространство национальной культуры. В этом случае можно говорить о «культуре родительства» и строить сегодня комплексные вариативные модели её целенаправленного формирования, интегрируя в этом процессе как современные научные знания, так и конструктивный опыт различных родительских сообществ.
Культура родительства – составная часть культуры семьи, с той разницей, что её локус строится вокруг сферы установок и практик, связанных с планированием семьи и её репродуктивной функцией, беременностью, деторождением, отношением к детям, самоидентификацией взрослых как родителей, воспитанием младшего поколения. Культура родительства может претерпевать качественные изменения на протяжении жизненного цикла семьи. Можно различать специфику родительства в однодетной, среднедетной, многодетной семье, в отношении несовершеннолетних детей и в отношении ко взрослым детям. В целом же, феномен культуры родительства следует рассматривать как макро- и микро-системное явление.

Под «культурой родительства» мы понимаем совокупность ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, сложившихся в этнонациональной культуре относительно вынашивания, рождения и воспитания детей в соответствии с принятыми в данном обществе образцами и нормативными представлениями о желаемых качествах человека (идеальный культурный облик, культурный образец). Подобным образом интерпретируется культура родительства на макросистемном уровне, обусловленном общечеловеческими, этнокультурными и конкретно-историческими влияниями.



На микросистемном уровне следует рассматривать приватную культуру родительства, в которой преломляется общее (общечеловеческие ценности и социальные нормы), особенное (этнокультурные черты) и индивидуальное (своеобразный стиль отношений, поведения и деятельности, свойственной отцу и матери в конкретной семье). Тогда культура родительства может трактоваться как совокупность преломленных в приватном пространстве семьи ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, характерных для этнонациональной культуры и конкретного исторического этапа, отобранных и присвоенных в соответствии со значимыми для родителей образцами и нормативными представлениями об идеальном культурном облике человека.

Такое понимание родительства имеет ряд преимуществ.

Культурологический подход позволяет интегрировать характеристики и проявления культуры родительства, зафиксированные в рамках различных научных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогике, этнологии, фольклористике, медицине и др., что ведет к целостному пониманию данного феномена. Синтез результатов различных дисциплин, изучающих семью и родительство, необходим и для оптимизации действий различных социальных структур, организаций, фирм, нацеленных на конструктивное сопровождение семьи.

Морфология культуры родительства, её базовые структурные комплексы, могут быть схематически представлены следующим образом. (см. схему ниже).


Этими морфологическими комплексами задаётся продолжительная динамика и этапность освоения культуры родительства:

от этапа подготовки к беременности и рождению малыша - к деторождению - сопровождению младенчества - воспитанию дошкольника и предшкольной подготовке - отрочеству и т.д. - до этапа обособления повзрослевших детей и освоения старшим поколением новых социальных ролей по отношению к молодым супругам и будущим внукам.

Помимо того, данная морфология позволяет выделить основные направления практической деятельности по целенаправленному формированию и поддержке культуры родительства - как комплексной модели, охватывающей взаимодополняющие сферы:

- культурное поле современной семьи

- семейная педагогика

- семейная психология

- культура здорового образа жизни

Эти сферы м.б. заполнены различными видами деятельности в помощь семье - семинарами, мастер-классами для родителей, совместными занятиями для родителей и детей, различными формами семейного отдыха и т.п. Наглядные преимущества подобной интегрированной модели формирования культуры родительства, демонстрирует 20-тилетняя практика РОО «Рождество» - Центра для детей и родителей (г.Москва) [27]. В поисках ответов на актуальные вопросы современных родителей, здесь постепенно рождалась программа формирования культуры семьи и родительства «Семейный лад». «Семейный лад» - программа-победитель Национального конкурса «Лучшие программы для семьи» в номинации «Школы/ клубы для родителей». Эта программа направлена на комплексное сопровождение семьи на разных этапах её становления и воспитания детей – от подготовки к рождению младенца до возраста старшей школы. Концептуально она ориентирована на традиционные культурно-исторические и духовные ценности.

В ней выделен ряд актуальных направлений деятельности в помощь современной семье:

-- подготовка к материнству и отцовству до и в период беременности (программы "Продолжение рода", «Навстречу малышу» и др.)

-- психолого-педагогическая и социо-культурная поддержка семьи с младенцем (клубный день общения «Потягушеньки», «Школа молодых родителей» и др.)

-- семинары и мастерские для родителей по семейной педагогике («Семейная педагогика» и др.)

- семинары по психологии семьи и детско-родительских отношений («Ребенок с характером», «Трудный возраст» и др.)

- семинары, практикумы и мастер-классы, связанные с обогащением культурного поля современной семьи («Родительское собрание по детскому чтению», «Ключи к русской сказке», «Кино на вырост», «Праздники в кругу семьи» и др.)

-- студийные занятия для родителей с детьми от года до 8 лет по авторской программе развития и воспитания «Введение в традицию»

-- подготовка к школьному обучению

-- познавательные тематические программы для школьников («Золотой век русского детства», «Культпоход в ХХ век», «Один день в истории» и др.)

-- семейный отдых, праздники и путешествия.

Опыт РОО "Центр для детей и родителей «Рождество»" свидетельствует о том, что взгляд на феномен родительства через культурологическую призму не только позволяет конструировать эффективную модель формирования культуры семьи и родительства, но приобретает сегодня особое значение для самих родителей - отражая, актуализируя и корректируя их ценности, интересы и потребности.

При этом, данный подход содействует актуализации ценностного (аксиологического) фактора в формировании культуры родительства. Духовный комплекс в её морфологии является системообразующим; им задаются ценностно-смысловые координаты в различных сферах жизни семьи: от мировоззренческих устоев до избираемых оздоровительных, воспитательных, культурных, досуговых, религиозных практик, от репродуктивных установок и стиля внутрисемейного общения, эстетики быта до отношений с окружающим миром. Духовно-нравственная культура представляет собой своеобразное ядро в аксиосфере культуры родительства, наполняющее смыслами её витальный и психолого-педагогический морфологические структурные комплексы.

При таком подходе, обнаруживаются возможности преодоления «знаниевого подхода» и моделирования целенаправленного формирования культуры родительства как интегрированной трехкомпонентной системы: «ценности – знания и опыт – способы их трансляции». Ею определяется решение актуальных вопросов, по-сути, детерминирующих специфику культуры родительства: ради чего и что именно транслировать?- что для этого необходимо на разных стадиях развития семейной системы? – какими способами транслируются ценности, знания, опыт от старших к младшим членам семьи? Различные ответы на вопрос целеполагания ("ради чего?") обуславливают вариативность избираемых родителями практик.

Значение ценностного фактора хорошо просматривается в неформальных родительских сообществах - школах, клубах, центрах для родителей. По-сути, родительские объединения являются активными ценностно-мотивированными социальными группами. Пока государство напряженно ищет пути выхода из демографического пике, здесь, по-сути, уже отрабатываются вариативные модели эффективного развития культуры семьи и родительства. Объединение родителей в различные сообщества - одно из устойчивых общественных явлений последних двух десятилетий [2,16]. Программы таких объединений достаточно разнообразны по содержанию, а, главное, различны по исходным мировоззренческим установкам. Где-то - это погруженность в усиленное "раннее интеллектуальное развитие", где-то - увлечение псевдомистическими, эзотерическими практиками рождения и воспитания "нью-эйджевсого", неоязыческого толка, а где-то - реконструкция ценностей и смыслов традиционных основ культуры семьи, этнокультурного и религиозного воспитания. Этим объясняется палитра предлагаемых здесь практик. Но при всех различиях, фактом остается то, что они оказались способны поддерживать и развивать культуру семьи и родительства в современном обществе. При комплексном подходе - на основе интеграции современных научных знаний и конструктивного прикладного инновационного опыта родительских объединений, возможно создание эффективной системы целенаправленной поддержки семьи и родительства.

В целом же, взгляд на современное родительство только через парадигму кризиса концентрирует внимание исследователей на девиантных тенденциях. Это, в свою очередь, обуславливает общественные представления о родительстве, как на само по себе неполноценном явлении, нуждающемся в оформлении специалистами. Конструктивные явления иного характера, вариативность спонтанно складывающихся моделей формирования культуры родительства в активных родительских сообществах, остаются, по большей части, вне аналитики. Это приводит к искаженной картине представлений о современном родительстве и его социокультурном потенциале.

При значимости же и актуальности целенаправленного подхода к формирования культуры родительства, необходимо подчеркнуть следующее. Было бы совершенно недопустимо пытаться сводить вариативность родительских практик конкретных семей к оценке сквозь призму стандартизированного подхода. В таком случае создаются условия для использования стандарта как инструмента социального давления и принуждения. Любые программы по целенаправленному формированию культуры родительства, обучению родителей должны быть сугубо добровольными и предполагать вариативность моделей. В противном случае, велики риски разделения родителей на «просвещенных/непросвещенных», «компетентных/некомпетентных», «сознательных/несознательных», «обученных/необученных», что может привести к дискриминации «непросвещенных родителей».



Литература и источники.

  1. Абрамова А.А. Культура родительства современности: основные противоречия и инновационные тенденции» / «Культура на рубеже эпох», выпуск 7 – Редакционно-издательский комплекс МГГУ им.М.Шолохова; М., 2011.

  2. Абрамова А.А. «Стратегии развития культуры родительства на пороге третьего тысячелетия: поиск оптимального подхода»/ Культура на рубеже эпох: Сборник научных трудов. Вып.2 – М.: МГГУ им. Шолохова, 2007.

  3. Абрамова А.А. Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа» / «Социально-гуманитарные знания», № 5, 2010.

  4. Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М.: ИС АН СССР, 1990. – 36 с.

  5. Арнаутова Е. П., К. Ю. Белая. Городская программа «Московская семья — компетентные родители» (2007). http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=34&r=17

  6. Бухалова И.М. Воспитание сознательного родительства. – Ярославль, 2004.

  7. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. – М.: Институт социологии РАН, 2008.

  8. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. – М.: Институт социологии РАН, 2003.

  9. Ермихина М.О. ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.- Казань 2004. http://osp.kgsu.ru/ermix.htm

  10. ЕСТЕСТВЕННОЕ РОЖДЕНИЕ. Сайт общественной организацией родителей, выступающих за естественные роды и сознательное родительство «РОЖДЕНИЕ» http://naturalbirth.ru

  11. Жаркин Н.А. Гуманизация ведения беременности и родов. Доклад на конференции «Акушерская агрессия. Причины. Последствия. Пути преодоления», Арзамас, 2009 г. http://www.naturalbirth.ru/public/zhar_arz.php

  12. Информационный портал для заботливых родителей «Раннее развитие детей» http://www.danilova.ru/

  13. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. — 2003. — № 1. — С. 76 — 79.

  14. Круглый стол «Подготовка просвещённых родителей: проблемы и перспективы» (11 мая 2011 года, Общественная Палата). http://www.vatanym.ru/?an=vs211_chhd3.

  15. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология/ Под общей ред. А.А.Белика. - М.: Смысл, 2001. – 555 с.

  16. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты//Pro et contra, 2010. http://www.polit.ru/research/2010/08/11/parents.html

  17. Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней. СПб: «Нева-Ладога-Онега», 1991.

  18. ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / http://otvetrod.narod.ru/

  19. Парфентьев П.А. Открытое письмо о проекте «Детство 2030» МОО "За права семьи" http://profamilia.livejournal.com/33080.html#_ftnref2

  20. Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье. http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-osoznannogo-roditelstva-v-molodoi-s-0

  21. Смирнова И.В., Деркунская Ю.С., Короткова М.Н. Гармоничная беременность и естественные роды как основа психического и физического здоровья человека. Конференция «Естественные роды - роды XXI века» (Ярославль, январь 2009) / http://www.naturalbirth.ru/public/kostroma1.php

  22. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Портал для думающих родителей. http://soznatelno.ru

  23. Соколова Н.А. Движение Нью Эйдж и контроль деторождения в России. Ж. «Демографические исследования», №10, 2010.

  24. Токарев Д.В. Трансперсональная психология: объединение науки и движения «Нью Эйдж». Духовная опасность трансперсональной психотерапии http://do.pstbi.ru/show_file/show_file.php?file=1184871387656801.rar&logic_name=.

  25. Шумилов В., Шумилова М. Введение в сознательное родительство. (Факультативный курс для старшеклассников). Вып. 1. – Ярославль, 1994. – 22 с.

  26. Щербакова С.Н. Основные направления развития и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей // Психолого-педагогическая помощь детям в условиях воздействия последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Сб. Научных статей. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 1998.

  27. Центр для детей и родителей "РОЖДЕСТВО". www.rojdestvo.ru



Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Система социальной помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей
2012 -> Коалиция организаций ветеранов боевых действий Дальневосточного Федерального округа «Боевое братство дв»
2012 -> Стерлитамакский филиал
2012 -> Питання про виникнення людини хвилює людство здавна. У XIX ст
2012 -> Методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения
2012 -> Тема опыта
2012 -> Вопросы к экзамену Планирование и организация работы кадровой службы Современные концепции управления персоналом
2012 -> Танцевально двигательная
2012 -> Современной


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница