Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой



Дата21.05.2016
Размер44.5 Kb.
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Ишутова Наталья Николаевна, воспитатель

МБУ детский сад № 92 «Лебёдушка» г.о. Тольятти
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях введения федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, которые строятся на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитания. Одним из направлений дошкольного образования является воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина с чётко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Одной из составляющих данного процесса является нравственно-эстетическое воспитание дошкольников. Проблемами нравственного воспитания в аспекте приобщения детей к традиционной культуре и литературе как важнейшей её составляющей посвящены исследования В.А. Рыбина, И.С.Сушковой, Е.П.Шевченко. Работы Н.А.Ветлугиной посвящены анализу возможностей сочетания задач эстетического и нравственного воспитания детей. По мнению И.И.Чесноковой, чувства, передаваемые автором через произведения искусства, разворачиваются в творческую работу воображения, дополняются и присваиваются созерцателю. Обобщение опыта современных педагогов свидетельствует о том, что эстетическое и нравственное воспитание дошкольников неразрывны. Реализация нравственно-эстетического воспитания, по мнению многих авторов, должна быть направлена на вызов эмоционального отклика у детей на явления социальной жизни; на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль и потребности в совместных действиях с целью усовершенствования мира. Реализация задач данного направления воспитания эффективно осуществляется в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Художественная литература как важнейший компонент культуры, по мнению О.Н.Ларионовой, призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями. В соответствии с новыми требованиями, педагогу важно уметь находить такие формы и виды деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект и основывались на интеграции образовательных областей. В нашей работе интегрируются образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество» и образовательная область «Чтение художественной литературы». Виктория Викторовна Зябкина обосновала предпосылки и технологические основы реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Она определила цель нравственно-эстетического воспитания: воспитание человека чувствующего и ценящего доброе и прекрасное ( в слове, образе, поступке, отношениях и др. ); охрана и укрепление его духовного, физического и психического здоровья; выявление, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка. По мнению В.В.Зябкиной содержание нравственно-эстетического воспитания базируется на следующих ключевых компетенциях: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые. Реализация процесса нравственно-эстетического воспитания дошкольников в ходе ознакомления с художественной литературой имеет свою специфику: применение групповых форм работы, которые должны наиболее полно использовать возможности интеграции образовательных областей и затрагивать интересы каждого дошкольника, а сюжетный способ организации ознакомления дошкольников с художественной литературой позволяет выделить игру как основной методический приём создания проблемной нравственно-эстетической ситуации. Проанализировав вышесказанное, мы столкнулись с проблемой: как необходимо организовать процесс ознакомления с художественной литературой, чтобы обеспечить более глубокое осознание детьми нравственно-эстетических основ произведений художественной литературы. Решение данной проблемы составляет цель нашей работы: сформировать нравственно-эстетические ценности в процессе чтения художественной литературы. Для достижения данной цели мы решали следующие задачи: сформировать представление о нравственно-эстетических ценностях; воспитывать стремление поступать в соответствии с нравственно-эстетическими нормами и уважение к людям, которые являются их носителями; сформировать умение поступать в соответствии с нравственно-эстетическими нормами. Наиболее эффективной формой ознакомления детей с литературными произведениями и приобщения дошкольников к миру искусства на наш взгляд является литературная гостиная. Она позволяет с одной стороны воспитывать интерес и расширять представления о творчестве поэтов и писателей, закреплять навыки декламации, развивать театральные и художественные способности детей и др., с другой стороны – формирует нравственно-эстетические ценности и уважение к людям, которые являются их носителями, развивает аналитические умения. В своей работе мы использовали различные модели построения литературных гостиных: тематический вечер одного автора; встреча, посвящённая одной нравственной норме; тематический вечер по произведениям одного литературного жанра; творческий отчёт. Многообразие существующих программ, методик, методических пособий ведёт за собой проблему выбора произведений художественной литературы. И, по мнению В.В.Зябкиной, ни одна программа не является самодостаточной, полноценной и не может существовать, не будучи дополненной другими, с учётом личного опыта детей. В то же время мы часто слышим, выясняя характер или оценку поступка героя, такие ответы: - Он хороший. А тот плохой. Весь мир чёрно-белый, упрощённый, незыблемо постоянный. Почему? Почему ребёнок не замечает конкретные черты характера, их оттенки? Почему не обращает внимания на противоречивые поступки героев? Почему не углубляется в причины этих поступков, не даёт им оценки с разных точек зрения? Мы предлагаем отступить от так называемого традиционного направления работы с художественным произведением и подойти к его изучению нетрадиционно, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ Татьяны Александровны Сидарчук и Аллы Александровны Нестеренко. Нетрадиционно – это значит научить детей по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать. Принцип таков: мы не просто читаем и анализируем произведение, мы его «достраиваем» - допридумываем, досказываем, дописываем. Другими словами – читаем творчески. Вся работа строилась в три этапа. Подготовительный. Задачи: сформировать умение выделять героя как носителя нравственных качеств; сформировать механизм анализа характера героев, умение выделять основные нравственные нормы. Особенности: небольшие по объёму произведения (короткие стихи, сказки, небольшие рассказы, басни, вредные советы); яркое, полярное проявление нравственных качеств, не предполагающее неоднозначной трактовки; близость к опыту и интересам детей. Наиболее значимым результатом этого этапа можно выделить сформированный алгоритм анализа характера героя. Давайте посмотрим вместе на любую народную сказку. Для неё характерна развитая сюжетная линия, но в тексте не содержатся богатые описания героев, а тем более суждения об их мотивах, характерах, морали. Получается, что ребёнок сам должен всё это определить, используя только описанные в сказке события. Ведь это очень сложная задача. Чтобы помочь в её решении, А.А.Нестеренко предлагает установить определённый порядок анализа. В нём мы используем для каждого героя пять взаимосвязанных вопросов. Именно взаимосвязанность позволяет использовать ответы на один вопрос для следующих суждений. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестаёт быть трудной. Так сначала мы задаём вопрос о действии героя, затем о целях этого действия и характере героя, а в заключение – о достигнутом результате и морали. Основной. Задачи: развивать мыслительные способности, стимулировать проявления желания иметь свою точку зрения, формулировать и отстаивать её, аргументируя и обосновывая её; свободно оперировать нравственно-эстетическими понятиями, улавливать их нюансы и грани, многослойность и неоднозначность трактовки (добро с кулаками, ложь во спасение, унижающая жалость и др.); сопоставлять нравственные уроки, усвоенные в процессе изучения образцов художественной литературы, и поступки героев из разных произведений; анализировать язык произведений, осознавать эстетическую значимость всех нюансов, оттенков, граней, гаммы, колорита в процессе работы со словом. Особенности: содержание произведения не позволяет дать однозначной оценки («хорошо», «плохо» ); наличие в произведении процессов внутреннего борения героя с самим собой, с обстоятельствами, в которые он попал, с несправедливостью окружающей действительности, явного или скрытого конфликта; возможность перенесения нравственных уроков, полученных в результате работы над художественным произведением, в реальную жизненную ситуацию. Творческий. Задачи: развивать воображение, речевое творчество, активизировать проявления личностной и гражданской позиции; находить созвучность художественного произведения с музыкой, драматическим искусством, художественным творчеством; смешивать жанры, сюжеты, героев, их поступки, композиции, язык. Особенности: новые произведения создаются самими детьми путём творческого преобразования освоенного литературного материала; строятся оригинальные произведения по принципу коллажа, когда каждый участник процесса является творцом и соавтором; все сформулированные литературные произведения обретают реальную форму через различные средства художественного творчества и находятся в свободном доступе для всех желающих. В качестве основных показателей нравственно-эстетической воспитанности ребёнка мы выделяли следующие критерии: представления, отношения и суждения, поведение в соответствие с нравственно-эстетическими нормами. (Шулева Е.И.) В результате мы наблюдали следующую динамику в 2011-2012 г.г.: представление о нормах выросло на 20%; уровень сформированности суждений и отношение к нормам достиг 65% по сравнению с 48% ; поведение в соответствии с нормами качественно изменилось с 28% до 45%. Что свидетельствует об эффективности проделанной работы.
Каталог: images
images -> Элективный курс по английскому языку с естественно-научной направленностью young scientists
images -> Калимуллиной Ирины Назимовны 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
images -> Программы
images -> Наркотики и дети. Часть 1
images -> Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми
images -> Агрессивное поведение дошкольников и его преодоление
images -> Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя
images -> Особенности детей младшего школьного возраста с недостатками в интеллектуальном развитии
images -> Проблемы современного школьника


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница