О. Б. Акимова толерантность в педагогическом общении (к постановке проблемы) Академический доклад



Скачать 215.84 Kb.
Дата17.05.2016
Размер215.84 Kb.
Российская академия образования

Уральское отделение

Уральский научно-образовательный центр

О.Б.Акимова


ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

(к постановке проблемы)

Академический доклад, прочитанный на заседании Ученого совета Уральского научно-образовательного центра

Екатеринбург

2004

Толерантность в педагогическом общении



Проблема, вынесенная сегодня на обсуждение, актуальна и сложна не только для сегодняшней российской науки в целом, поскольку толерантностью занимаются ученые разных направлений и школ, но и особенно актуальна данная проблема для современной российской школы. Многие исследователи говорят, что в современной теории толерантности нет однозначных ответов (Б.М.Хомяков, А.В.Перцев и др.), отмечая при этом, что толерантность – одна из самых противоречивых ценностей современного общества, поэтому необходимо видеть актуальность толерантности в новом свете, говорить о необходимости движения к ментальной толерантности. Все сказанное в непосредственной степени относится и к педагогической науке. Вместе с тем педагогическая наука пока не обратила, на наш взгляд, должного внимания этой проблеме. Возможно, несколько отстраненное отношение педагогов к этой проблеме имеет объективные основания для существования и это пока явление временное; однако допускаем, что такое отношение к проблеме и закономерно, поскольку педагогика как наука о развитии, образовании и воспитании личности призвана по своей сути быть толерантной, а педагоги терпимыми и терпеливыми. Но прежде чем перейти к изложению нашего видения данной проблемы, мы вынуждены остановиться на некоторых вопросах, связанных с теоретическими и практическими проблемами педагогического общения, при этом основное внимание мы обратим на лингвокультурологический аспект педагогического общения. Толерантность как общий принцип межличностного, межгосударственного и межкультурного общения имеет непосредственное отношение и к разработке проблем культуры речи педагога, и к разработке проблем учебной речи учащегося, т.е. обоих участников процесса педагогического общения.

Известно, что общение необходимо человеку как воздух, оно необходимо для развития, воспитания, образования человека. В педагогической деятельности общение как форма взаимодействия, сотрудничества педагогов и учащихся рассматривается и как средство воспитания, формирования личности, обмена информацией, обучения, передачи знаний и сведений о мире и мн. другого, без чего педагогический процесс не сможет осуществиться.

Выделяют как минимум три аспекта общения:

- коммуникативный аспект общения, который связан с обменом информацией ради достижения каких-либо целей (в педагогике - образовательных, развивающих и воспитательных), для удовлетворения тех или иных потребностей участников процесса общения;

- интерактивный аспект, предполагающий взаимодействие людей друг с другом (и воздействия) в процессе межличностных и групповых отношений;

- перцептивный аспект, включающий процесс восприятия другого человека, формирования его образа.

Названные видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью, поэтому считаем правомерным говорить о специфике и особенностях политического, религиозного, экономического и других видах общения. При таком подходе педагогическое общение – один из видов профессионального общения (его иногда называют профессионально-педагогическим общением).

В отличие от других видов общения предметом педагогического общения является в первую очередь сфера образования, в которой осуществляется взаимодействие и воздействие в разных направлениях: а) учитель – ученик, б) учитель - учитель, в) учитель – родители, г) учитель – администрация, д) ученик – ученик. Сферой общения является в основном официально-деловая (все виды и формы урочной и внеурочной работы, направленные на формирование образовательного пространства личности, а также решение организационных вопросов, связанных с реализацией учебно-воспитательных задач) и неофициальная (связанная с решением личных и личностных проблем конкретного обучающегося).

Науке известен и другой подход к характеристике разновидностей общения, которого придерживается А.А.Леонтьев. Ученый исходит из того, что общение – это процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности (группы, коллектива, общества в целом). Эти процессы, по своей сути социальные, делятся, по мнению ученого, на три основные группы:

- социально-ориентированное общение, в котором лектор, учитель рассматривается как представитель общества и поэтому решает с аудиторией конкретные социальные задачи;

- групповое предметно-ориентированное общение, которое нацелено на решение социальных задач, связанных с организацией коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

- личностно-ориентированное общение, предполагающее взаимодействие одного человека с другим (отметим разные его подвиды: официально-деловое общение, личностное общение – групповое, межличностное; кратковременное или длительное общение; законченное или незаконченное общение; межкультурное; межэтническое и другие виды общения).

Нам представляется, что не будет никакого противоречия в том, если мы объединим две этих характеристики (или два этих подхода) к описанию видов педагогического общения, поскольку в своей практической деятельности педагог сталкивается с разными сторонами общения, с разными представлениями об общении, с разными проявлениями у педагогов и их учеников умения общаться, с разными представлениями о межкультурном и межэтническом общении, а это все вместе взятое и многое другое и составляет суть педагогического общения как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе.

Но при любом подходе к характеристике педагогического общения, при любом взгляде на суть профессионально-педагогического процесса с позиций толерантного поведения участников педагогического процесса мы должны иметь в виду, что для любого вида или типа общения присущи две взаимосвязанные стороны, которые в равной степени влияют на специфику этого общения: внешняя, или видимая, (система вербальных и невербальных действий человека) и внутренняя, или невидимая, (биологические и социальные потребности, чувства, мотивы, интересы и др. побудители взаимодействия людей). Знание некоторых теоретических основ общения, умение применять эти знания в практической деятельности и умение рационального применения этих знаний на практике необходимо любому преподавателю, решившему войти в аудиторию.

Наверное, педагог (школьный учитель, воспитатель дошкольного учреждения, воспитатель школы-интерната, воспитатель колонии, работник детского внешкольного учреждения, преподаватель системы начального, среднего и высшего профессионального образования) должен иметь представление о задачах, целях и сущности педагогического общения. Рассмотрим, как описываются в специальной литературе эти важные для нас понятия. Профессионально-педагогическое общение выполняет в первую очередь социальную задачу, поскольку это общение направлено на удовлетворение познавательных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей индивида; оно направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, на установление отношений с окружающими людьми и разными социальными группами, на решение задач обучения, воспитания и личностного роста индивида. Для учителя важна именно социальная суть педагогического общения.

Профессионально-педагогическое общение выполняет также следующие функции: информационную (передача определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского характера); воспитательную (способность приобщению ученика к сложившейся системе культурных и нравственных ценностей, к культуре общения с окружающими); функцию познания людьми друг друга; функцию организации и обслуживания той или иной предметной деятельности (учебной, производственной, научной, познавательной, игровой и др.); функцию общения; функцию приобщения ученика к опыту и ценностям инициатора общения (и наоборот).

Иногда выделяют некоторые узко педагогические функции профессионального общения, такие, как функция открытия ребенка на общение (особенно важна реализация этой функции в наше тяжелое время, вспомните детей Беслана); функция соучастия (или функция поддержки ученика-партнера в общении, действии); функция возвышения личности учащегося (А.А.Лобанов). Как нам представляется, именно узко педагогические функции профессионально-педагогического общения ориентированы на толерантность и открыты для ее проявления, если, конечно, педагог сам осознает необходимость этого проявления.

Как любое профессиональное общение, педагогическое имеет собственное содержание, то есть обладает информацией, которая в межиндивидуальных (межличностных) контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними (от педагога к ученику, от ученика к другому ученику).

Содержание педагогического общения может быть когнитивным (предусматривает обмен знаниями и выступает как фактор интеллектуального развития партнеров); кондиционным (предполагает своеобразный обмен психическим и физиологическим состоянием общающихся); мотивационным (воздействие на цели, интересы, мотивы и потребности субъекта); деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями и навыками), материальным (обмен продуктами или предметами деятельности). И возникает закономерный вопрос: где именно, при реализации какого содержания педагогического общения должна (возможна-невозможна, необходима) толерантность? В первую очередь толерантность педагог проявляет через речевую деятельность.

Понятно, все виды педагогического общения сопровождаются речевыми действиями преподавателя. Речевая деятельность педагога - это речь, выступающая в виде целостного акта деятельности или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность, и всегда направленная на осуществление конкретной педагогической задачи. Характер поставленной задачи (развивающая, воспитательная, контрольная и др.) серьезным образом влияет на особенности профессиональной речевой деятельности педагога. Обычно отмечают, что речевая деятельность педагога в учебном процессе включает следующие этапы: ориентировки (предполагает осознание, конкретизацию замысла и целей речевой деятельности), планирования (осмысление и формулировка узловых вопросов, определение порядка их следования), реализации (продуцирование текста) и контроля (коррекция замысла по характеру создания устного текста или совершенствование написанного). На всех этапах речевой деятельности педагога наблюдается продумывание, осмысление не только содержания (информативной части общения), но и учительских фраз, стиля приготовленного текста и стиля общения, возможных вариантов ученических ответов и мн.др. Учитель занимается речевой деятельностью до 70 % учебного времени, до 20 % учебного времени речевой деятельностью занимается ученик, около 10 % учебного времени занимают разного вида паузы (пустые, хезитации, физиологические, смысловые), замешательства, просьбы повторить сказанное. Естественно, что учитель является коммуникативным лидером, лидером педагогического учебного общения и по содержанию речи, и по степени проявления коммуникативной инициативы, и по длительности речи, и, что для нас оказывается существенным, по толерантности; здесь важным оказываются ответы на вопросы: как учитель формулирует вопросы-задания, в какой форме и в каком тоне педагог это произносит, какие речевые формулы использует в общении на аудиторных занятиях, как оценивает ответы учеников, насколько терпелив, тактичен, корректен и мн.др. - по этим качествам наряду со многими другими можно судить и о профессиональном уровне педагога, и о его компетентности. Речевая деятельность учащихся хоть и занимает относительно небольшое количество аудиторного времени, однако выступает в различных модификациях: помогает активному восприятию учебного материала; является результатом собственных познавательных приобретений учащихся; выражает их интересы к обучению и учению; служит средством становления межсубъектных отношений на уроке; является основой общения во всех его проявлениях.

У педагога речевая деятельность на занятиях в зависимости от ее назначения выполняет следующие функции:

- информативно-познавательную (рассчитана на присвоение знаний, умений, навыков, на организацию познавательной деятельности учащихся);

- коммуникативную (осуществляет общение со школьниками, направленное на установление контактов, необходимых в общей учебно-познавательной деятельности, на формирование благоприятных отношений и связей);

- стимулирующую (способствует активности, самостоятельности учащихся, формированию их интересов, работоспособности, регулятивных механизмов).

Перечисленные функции речевой деятельности педагога в чем-то схожи, но есть между ними и различия: речевая деятельность часто спонтанна, ситуативна, это устная форма, поэтому в ней возможны ошибки, сбои, которые педагог должен уметь правильно и тактично исправить.

Речевая деятельность в профессионально-педагогическом общении занимает, как нам кажется, главное место и ей отводится основная роль в формировании и проявлении толерантности, или толерантного поведения.

Речевая деятельность, а особенно профессиональная речь педагога в учебном процессе – своеобразный показатель важнейших сторон деятельности педагога: его эрудиции и методического мастерства; личностных особенностей; характера и стиля общения с учащимися, раскрывающего проявление педагогического такта (это критерий профессиональной пригодности педагога); отношений к учащемуся, контактов педагога с ними, понимания и желания видеть в учениках своих помощников, соратников, активных, самостоятельных деятелей учебного процесса и мн. др.

Профессиональная деятельность педагога - вид постоянно выполняемой деятельности, специфика которой заключается в психолого-педагогическом воздействии на учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем в целенаправленном управлении процессом учения и развития личности. Психолого-педагогическое воздействие может по-разному проявляться через речевую деятельность учителя, все это внешняя, формальная сторона понятия « педагогическое общение». Мы считаем, что все это приобретать «толерантную» оболочку, то есть общение со стороны педагога должно быть тактичным, отношение к собеседникам неравнодушным и т.д., что должно вызывать ответную позитивную реакцию учеников.

Профессиональная речь педагога – главное средство обучения и воспитания. Умение общаться с учащимися, владеть содержанием профессионального образования и обладать развитыми способностями к профессиональной коммуникации (общению) необходимо любому преподавателю, мастеру производственного обучения, учителю. Это не приносит сиюминутного «дохода», вероятно, поэтому мы часто забываем о средствах создания выразительности речи педагога. Речевое общение – базовое понятие культуры речи педагога. Речевое общение, являясь формой взаимодействия людей, может быть различным в зависимости от задач и условий взаимодействия (фатическое и информационное, вербальное и невербальное, контактное и дистантное, непосредственное и опосредованное, устное и письменное, групповое и межличностное, официальное и неофициальное, монологическое и диалогическое). С учетом сказанного некоторые ученые можно предлагают следующую характеристику понятия «педагогическое общение». Педагогическое общение – преимущественно информационное общение, но правила фатического (общение, в процессе которого собеседники устанавливают, поддерживают или прерывают контакт) в нем обязательны; общение может быть и личностным, и межличностным, и групповым, и массовым; в нем сочетаются элементы официального и неофициального общения; это сочетание монологической и диалогической речи (в том числе диалогизированный монолог), по форме использования графической системы речь педагога может быть представлена в устной и письменной форме. Специфика педагогического общения проявляется не столько в видах общения, сколько в текстах, которые мы, преподаватели, пишем, а потом произносим, и в устной речи также должна проявляться речевая толерантность. В процессе речевой деятельности участники общения не только продуцируют, но и воспринимают тексты, поэтому в специальной литературы обычно выделяют и описывают продуктивные (письмо и говорение) и рецептивные (чтение и слушание) виды речевой деятельности. Владение каждым видом речевой деятельности – необходимое условие профессионального мастерства педагога.

Для устной речи педагога характерны: большое число повторов, переформулировки отдельных положений научно-учебных высказываний с функцией напоминания, разъяснения, справки, комментарии, что может сопровождаться незапланированными репликами педагога, связанные с неожиданной реакцией учеников. Наиболее типичными спонтанными высказываниями в научно-учебном общении являются фразы (высказывания): справочные, комментирующие, дивертивные.

Многие ученые, рассматривая основные профессиональные характеристики педагога, относят к ним: интерес и любовь к своей профессии, предмету, учащимся; ответственность; увлеченность; творческие способности; уравновешенность; требовательность; справедливость; чувство такта и юмора; общительность; самостоятельность; человечность; доброжелательность; ясность и критичность ума; изобретательность; развитие воображение; готовность памяти; хорошая дикция; наблюдательность; новаторство в работе с учащимися; мудрое терпение; близость к ученикам; отзывчивость; требовательная доброта; отсутствие фальши во взаимодействии в общении и др. Нам кажется, что в перечне этих основных свойств есть «мостик» к понятию толерантность.

В современном мире слово толерантность стало не просто широкоупотребительным и модным, его активизация отражает актуальность самой проблемы межличностного и социального взаимодействия членов социума.

Общеизвестно, что понятие (и термин) толерантность привлекает внимание многих исследователей в различных областях знаний – философии, логики, психологии, лингвистики. И только, пожалуй, педагогика пока остается безучастной к данному понятию. Как мы уже отмечали, это понятно: педагогика как наука (по определению) должна быть толерантной, да и педагоги (по призванию и по должности) обязаны быть терпеливыми, толерантными и терпимыми. Но возникает вопрос: толерантными по отношению к кому (или к чему)? Поскольку ответа на этот сложный вопрос до сих пор нет и дать его трудно, мы и выбрали для начала разговора педагогическое общение и возможность проявления в нем толерантности.

Проблема формирования в обществе установок толерантного сознания предполагает решение ряда теоретических задач: 1) формулирование определения толерантности, которое могло бы удовлетворить российское; 2) разработка методики формирования толерантного сознания и поведения. Под толерантностью иногда понимают положительное нравственное качество человека, заключающееся в ценностной ментальной установке на терпимость к мнениям, убеждениям и формам поведения другого человека. Основой повседневной толерантности, как считают некоторые лингвисты (И.А.Стернин), и мы с ним согласны, является толерантность в общении (коммуникативная толерантность), в том числе и в педагогическом общении, Возможно, коммуникативную толерантность необходимо рассматривать в качестве основы профессионально-педагогического общения.. Толерантность поведения и общения людей обусловлена наличием в их сознании толерантной установки, правил толерантного поведения и общения. Можно сказать, что сам термин «толерантность» обладает несколькими когнитивными слоями и включает: повседневную терпимость (терпимость к поведению и высказываниям окружающих людей, умение прощать им слабости и отклонения от норм поведения); религиозную терпимость (уважительное отношение к представителям других конфессий, признание их равными себе); этническую терпимость (уважительное, невраждебное отношение к представителям других этнических групп, находящихся в контакте с «моей» этнической группой); интеллектуальную терпимость (признание плюрализма мнений по любому политическому, общественному или научному вопросу, отсутствие враждебности к чужому мнению). Возникает закономерный вопрос: как эти разновидности толерантности относятся к педагогическому общению, Нам кажется, что необходимо выделять педагогическую толерантность (в широком смысле этого слова): со стороны родителей, родственников по отношению к собственным детям = это собственно педагогическая толерантность; со стороны педагогов, воспитателей, мастеров по отношению к обучающимся = профессионально—педагогическая толерантность, именно этой профессиональной толерантности и надо обучать будущих педагогов, в настоящем студентов.

По данным некоторых исследований русского коммуникативного идеала (И.А.Стернин), проведенный эксперимент оказал, что налицо толерантность как ведущая черта русского коммуникативного идеала. Русское коммуникативное сознание ищет идеал в толерантном собеседнике, в таком, который выполнял бы роль внимательного, вежливого слушателя. Это обусловлено такими качествами коммуникативного поведения русского человека, как высокая общительность, высокая коммуникативная активность, бескомпромиссность в споре, эмоциональность и искренность, стремление увеличить своей речевой вклад в общение, завладеть коммуникативным вниманием, коммуникативный центризм. Что из этого педагог отражает, чему его учат.

Пока толерантность адекватно воспринимается незначительной частью образованного населения, большинство носителей языка относится к нему (этому понятию) негативно или отождествляет его с терпением.

Заканчивая свою книгу «Язык и межкультурная коммуникация», С.Г.Тер-Минасова пишет: «Три Т – Терпение, Терпимость, Толерантность – вот формула межкультурной коммуникации» (2000: 260). Эти же требования можно отнести и к внутрикультурному общению, в том числе и к педагогическому. По мнению автора, эти три «Т» существенно различаются эти три «Т». Сравним определения : Терпение – качество терпеливости, внутренней силы и упорства. Терпимость - социально-психологическое отношение уважительности и доброжелательности к убеждениям другого и подавление неприятия необычного в чужом. Толерантность - физиологическая и психологическая способность ослаблено реагировать на какой-либо неблагоприятный фактор («другой», «иной», «чужой – «отличающийся от привычного»). Мы считаем, все эти отвлеченные понятия субъективны, все названные качества можно сформировать, вырастить в себе самостоятельно или при помощи других людей. Наверное, в современной жизни происходит переосмысление этого понятия (и термина): оно наполняется новым содержанием, обогащается.

В России толерантное поведение - пока декларируемая норма, которая в официальной обстановке еще более или менее соблюдается (хотя тоже не всегда – см. материалы по корпоративной культуре и очагам напряженности в ней; формы вербализации тревоги), а в межличностных отношениях, при инициативном общении, очень часто нарушается. Многие ученые бьют тревогу: отсутствует педагогическая толерантность в семье (хотя, конечно же, бывают счастливые исключения), но при этом никто не говорит об отсутствии педагогической толерантности в учебных заведениях.

Для современного российского мышления в целом установки толерантности ослаблены, российское мышление более привычно к бескомпромиссности, непримиримости, спору, столкновению взглядов. Это нередко ведет к открытым конфликтам и скандалам, неумению пойти на компромисс, достичь сотрудничества, что ведет к расколу в обществе (политической нетолерантности), убийствам. И все это на фоне высокой общительности, коммуникативной контактности и душевности русского человека! Но беды российского общества находят отражение и в учебных заведениях.

У большинства цивилизованных народов толерантное поведение – обязательная коммуникативная норма, предъявляемая обществом, и не соблюдающие ее подвергаются осуждению. В российском сознании категория толерантности только начинает формироваться, и необходимы специальные меры учебного, пропагандистского, культурно-образовательного характера. Это представляется важной задачей для современной России, поскольку принцип толерантности является одним из основополагающих ментальных принципов цивилизованного демократического общества. Необходима целенаправленная работа по формированию толерантности в российском обществе, и в педагогическом общении в частности. Наверное, в будущем возможны специальные программы, тренинги по подготовке учителей, составление специальных словарей не только по речевому этикету педагога (чего пока нет), но и по педагогическим ситуациям и соответствующим им толерантным формам общения, задания, рекомендации – что может использовать педагог, что – нет, то есть своеобразное разрешение на употребление слов или табу.

Толерантность детей в значительной степени формируется толерантным поведением взрослых. Вот почему мы и решили поговорить о толерантности в педагогическом общении.

В первую очередь, показывают лингвистические исследования, условием появления установок толерантного сознания является формирование коммуникативной толерантности, через которую можно выйти на поведенческую толерантность и сформировать собственно ментальную категорию толерантности.

Необходима разработка методик и обучающих программ по практическому формированию повседневной толерантности в дошкольных, средних, высших учебных заведениях; в системе подготовки и переподготовки кадров. Это вполне реальная задача, связанная с формированием вежливости, навыков речевого этикета и культуры общения.

Вроде бы тема известная – культура речи педагога – и немного поднадоевшая. Однако мы люди лингвоинтенсивной профессии; мы не просто воспроизводим речь, мы творим ее. С другой стороны, наши ученики – люди тоже говорящие. Вопросы культурно-речевого образования как никогда актуальны для России. Современная культурно-речевая ситуация, современная речевая культура не выдерживают никакой критики; состояние речевой культуры оценивается как кризисное; на нашу страну опустился «матовый» сленг, расползающийся в разных социальных сферах; речь изобилует словами-паразитами, перегружена терминами иноязычного происхождения; для устной речи характерно обилие ничем не обоснованных пауз. Все это и многое другое мешает эффективному, гармоничному общению людей в разных сферах жизни. Изменилось отношение к русскому языку в странах СНГ и Балтии. Некритичное отношение к собственной речи характерно, к сожалению, не только для молодых людей, но и для людей взрослых, призванных выполнять определенную воспитательную роль в обществе и порой облеченных высокой властью. Это замечание относится и к речи преподавателей.

Культура речи – необходимое условие существования человека в обществе, возможность утвердить социальный статус, средство удовлетворения личных потребностей человека, приобщение к группе лиц, необходимое условие передачи информации, обмена сведениями, знаниями, средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. Культура речи – принципиальная характеристика общей культуры человека, но культура речи преподавателя – характеристика общей культуры, состояния и социальных перспектив нашей жизни. Мы не должны забывать, что преподаватель – коммуникативный лидер (в классе, во время внеурочных мероприятий), поэтому преподаватель должен иметь представление о качествах хорошей речи, о культуре речи, о педагогической риторике. О нас, к сожалению, говорят, что на фоне так наз. демократизации общественной жизни манера общения на занятиях стала восприниматься как «эстетически ущербной и архаичной».

Итак, разговор на заданную тему показал, что проблема актуальна, не решена и рано или поздно ее надо решать. Начало разговору и обсуждению мы положили: постарались очертить круг проблемных вопросов, связанных с понятием толерантность; говорили о толерантности в педагогическом общении, о толерантном поведении педагогов. За рамками доклада остались серьезные вопросы: в каких педагогических ситуациях не может быть толерантности и может ли такое быть (например, к проявлению детской агрессии, к плохим словам и поступкам детей, лжи, к систематической неподготовленности к урокам, к безграмотности и мн.др.).

Толерантность в педагогическом общении – комплексное понятие, которое, с одной стороны, затрагивает философские, этические, эстетические проблемы, с другой стороны – охватывает черты, основные свойства учителя в высоком смысле слова, Толерантность в педагогическом общении - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие. Совокупность всех этих свойств, их разумное и спокойное использование и будет тем, что называем толерантностью в педагогическом общении.

Использованная литература

1. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная монография / Отв. ред. Н.А.Купина и М.Б.Хомяков. Екатеринбург, 2003

2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., 1990

3. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1981

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979

ПОСЛЕСЛОВИЕ

З.И.Гузненко, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики обучения истории Уральского государственного педагогического университета.

Вынесенная на обсуждение тема более чем актуальна. Без толерантности в общении невозможна социальная перцепция, то есть восприятие и понимание человека человеком.

Толерантность в педагогическом общении является одним из важнейших факторов психического и нравственного развития ребенка (личности). Именно в общении с педагогом дети должны постигать, усваивать нормы высококультурного поведения ( в том числе и нормы культуры речи), уважения и терпимости в отношениях между людьми. К сожалению, не столь уж редко педагоги переходят грань педагогического такта, получая в результате негативную реакцию со стороны учащихся. То, что в педагогическом общении есть много проблем, не подлежит сомнению, И эти проблемы надо разрешать общими усилиями.

Т.М.Резер, кандидат педагогических наук, директор Ревдинского медицинского колледжа.

Понятие «толерантность» широко используется в медицине и в биологии. В медицине под толерантностью понимается выносливость организма к какому-либо воздействию, например к боли, устойчивость организма к инфекции и т.д. Другое значение толерантности в медицине заключается в отсутствии или ослаблении способности организма к ответу на воздействие какого-либо неблагоприятного фактора в результате снижения его чувствительности, например, к аллергенам или инфекционным патологиям.

Общеизвестно, что люди с принадлежностью к европеоидной расе значительно легче переносят боль и связанные с ней страдания, чем люди, принадлежащие к восточным расам. Данное положение убедительно доказывает поведение женщин во время родов обеих рас, когда восточная женщина более бурно и эмоционально сопровождает процесс рождения ребенка, чем европейская женщина.

Если рассмотреть отношения, возникающие между медицинскими работниками (врачи, медицинские сестры и др.) и пациентами, то в этих отношениях просматривается высокий уровень терпения, то есть высокая толерантность, со стороны медицинского работника, а именно: несмотря на возраст и клиническое состояние больного, его социальное положение, инфекционные симптомы заболевания и даже на нецензурную брань, врач и медицинская сестра будут действовать при оказании медицинской помощи в соответствии с алгоритмом профессиональных действий, не проявляя своего личного отношения к больному.

Введение понятия «толерантность» в педагогическую науку и практику говорит о том, что в коммуникациях субъектов образовательного процесса появились негативные явления, которые в дальнейшем смогут сформировать негативную социальную норму в системе отношений ученик – учитель. Из педагогической практики известно, что конфликты возникают чаще всего между молодым учителем и старшеклассниками в силу небольшой возрастной разницы. Молодой педагог позволяет втянуть себя в конфликтную ситуацию, не контролируя свое поведение как специалиста, не умеющего создавать в своих профессиональных действиях конфликты с учениками. В то же время молодой врач подобных ситуаций с больными практически не допускает. Следовательно, можно сделать вывод, что медицинский работник профессионально более готов к толерантному отношению к больному, чем начинающий педагог в своем отношении к ученику. Другая причина возникновения конфликтов между учеником и учителем связана с психологическими особенностями педагогов и проблемой профессиональных деформаций, обусловленных воздействием педагогической деятельности.

Заслушав доклад и его обсуждение, напрашивается еще один вывод: если заговорили о толерантности в межличностных отношениях в педагогической практике, то действительно обществу становится все больнее и больнее от межличностных коммуникаций. И конечно, в такой ситуации на педагога возлагаются большие надежды и ответственность за формирование в будущем толерантного общества.

Акимова Ольга Борисовна – доктор филологических наук, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Родилась и выросла на Урале, окончила факультет русского языка и литературы свердловского государственного педагогического института. Научные интересы связаны с проблемами грамматики современного русского языка (функциональная, коммуникативная, валентностная грамматика), а также с вопросами культурно-речевого и риторического образования взрослых.

Руководит аспирантами и соискателями, активно участвует в пропаганде современных риторических, культурно-речевых и педагогических знаний среди учителей и преподавателей системы начального, среднего и высшего профессионального образования.

Авторские курсы: «Современные концепции грамматики», «Функциональная и коммуникативная грамматика», «Профессиональная речь преподавателя», «Основы педагогической риторики».



Автор более 120 работ.
Каталог: filedirectory
filedirectory -> Психология сегодня Материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции 23 – 24 апреля 2008 г Екатеринбург
filedirectory -> 19–21 октября 2013 г., Екатеринбург ψ г. Екатеринбург
filedirectory -> Актуальные вопросы организации работы с молодежью
filedirectory -> Теоретические основы воспитания и развития духовности и субъектности личности
filedirectory -> Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям
filedirectory -> Сборник научных трудов Выпуск 3 Екатеринбург 2010
filedirectory -> Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности
filedirectory -> «Физическая культура и спорт: анализ социальных процессов» 24-27 сентября 2008 г
filedirectory -> К вопросу об использовании элементов ролевых игр
filedirectory -> Общетеоретические и практические проблемы языкознания и лингводидактики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница