Общие положения о семье и типах семьи



Скачать 249.87 Kb.
Дата22.05.2016
Размер249.87 Kb.
ТипРеферат




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…3

1. Общие положения о семье и типах семьи………………………………...……4

2. Демографические особенности семьи в России…………………………...…..5

3. Характеристика «новых» типов семей …………………………………….….6

3.1. Гражданский брак как форма современной российской семьи………6

3.2. Полигамные и моногамные семьи………………………………………8

3.3. Однополые семьи………………………………………………………11

3.4. Нуклеарная семья………………………………………………………..12

4. Тенденции развития современных семей……………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….22


ВВЕДЕНИЕ

В работе исследуется тема: современные типы семей и особенности их развития в России.



Актуальность темы. Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья - самый распространенный вид социальной организации.

Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.



Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в семьях разного типа.

Предметом исследования являются различные типы современных семей.

Цель исследования заключается в комплексном анализе различных типов семей.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач: раскрыть общие положения о семье и типах семьи; выделить демографические особенности семьи в России; дать характеристику «новых» (нетипичных) типов семей; выявить тенденции развития современных семей.



1. Общие положения о семье и типах семьи
Семья – группа лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет. В зависимости от аспекта, в котором исследуется население, надо различать несколько разных понятий семьи:

  1. Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически – общим расходным бюджетом.

  2. Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

  3. Биологическая: состоит из родителей и детей.

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.

В зависимости от форм брака:

  1. моногамная семья – 1 мужчина, 1 женщина (официально признанная в развитых странах)

  2. полигамная семья – один из супругов имеет несколько брачных партнеров.

В зависимости от числа поколений в семье:

1) сложные – в них совместно проживает несколько поколений родственников.

2) простые – однопоколенные семьи, прежде всего – супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.

Полная семья – семья с обоими супругами; неполная – если отсутствует один из супругов.

Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц (включая детей).



По отношениям между членами семьи:

Эгалитарная семья – семья основанная на равенстве супругов.

Авторитарная – базируется на экономическом господстве мужа.
2. Демографические особенности семьи в России
Выделим демографические особенности семьи в России


  1. преобладание нуклеарных семей, примерно 2/3 этих семей имеют детей., а остальные либо молодые супруги, либо пожилые пары.

  2. растет число семей с одним родителем, «материнская семья»

  3. Семей сложного состава немного. В 2004 г. – 7% от общего числа. В основном это супружеская пара с детьми, один из которых состоит в браке. Домохозяйства с тремя и более супружескими парами составили в 2004 г. – 0,1 % от всех семей.

  4. Существуют различия между городскими и сельскими семьями. В сельской местности больше доля пожилых супружеских пар, дети которых живут отдельно. В городе выше доля семей, имеющих только одного родителя.

  5. Сокращается среднее число детей в семье (=1,63). Несмотря на политику государства в области увеличения рождаемости, снижается число многодетных семей.







Статистика рождаемости и смертности в России 1970-2006 гг.




На протяжении нескольких последних лет распределение по социально-демографическим типам существенно не менялось. Не смотря на «тяжелые времена» в России сформировалась устойчивая структура населения.

3. Характеристика «новых» типов семей
3.1. Гражданский брак как форма современной российской семьи
В настоящее время существенно возрастает количество незарегистрированных (гражданских) браков.

Кто-то считает гражданский брак перспективной формой семьи. Кто-то, напротив, считает, что с распространением гражданского брака деградирует общество и теряет актуальность сам институт брака.

Гражданский брак, можно рассматривать в юридическом и социально-этическом аспекте.

С юридической точки зрения, гражданский брак- это не семья. Одним из основных принципов действующего семейного законодательства Российской Федерации является признание лишь брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния (п.2 ст.1, п.2 ст.10 СК РФ).

По общему правилу только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает те права и обязанности, в том числе в отношении имущества, которые предусмотрены законом для супругов.

Вместе с тем, всегда существовали так называемые фактические брачные отношения - подобный брачному союз мужчины и женщины, обладающий, за исключением оформления его в установленном порядке, всеми признаками брака: физическое сожительство на постоянной основе, совместное проживание и ведение совместного хозяйства. 1

В истории российского семейного законодательства был период, когда фактические брачные отношения порождали правовые последствия, аналогичные последствиям законного брака. Этого требовала ситуация, сложившаяся в обществе после революции.

Сейчас законодательство оперирует понятием «фактические брачные отношения».

Таким образом, с юридической точки зрения, гражданский брак- форма организации семьи, не урегулированная правом. В данном случае, фактические супруги не могу рассчитывать на закон в прямом и полном смысле этого слова.

Гражданский брак, семья ли это?

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.

Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т. д.2

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи.

Семейные роли в гражданском праве, на мой взгляд, определены слабо.

Совместно проживающие люди, кто они? Супруги, сожители, соседи? Например, мужчина, состоящий в гражданском браке, считает свою «сожительницу» не женой, а «девушкой». Какую социальную роль он выполняет?

Я считаю, что гражданский брак не реализует брачных отношений.

Мне кажется удачным термин «фактические». То есть они вроде как есть, но их, в то же время, нет.

По данным последней переписи населения, в гражданском браке живет более шести с половиной миллионов российских граждан. То есть каждый десятый союз - это союз незарегистрированный. Причем среди тех, кому нет еще тридцати, это уже не каждый десятый, а каждый шестой союз.

Еще пятнадцать лет назад явление это было принципиально маргинальным, сегодня же практически всякий имеет знакомых, живущих вместе, но не расписанных. Причем живут давно, расходятся, сходятся, меняют партнеров.

На мой взгляд, гражданский брак разрушает ценности семьи. Он рушит взгляды на социальные роли. Отношения в гражданском браке существенно упрощают и сводят к минимуму обязанности (в том числе и моральные) супругов, сеют лень и хаотичность.

Гражданский брак ломает исторически сложившиеся устойчивые формы организации семьи.

На основании изложенного, я считаю, что гражданский брак – это деградация общества, а не перспективная форма семьи.


3.2. Полигамные и моногамные семьи
Моногамия, или моногамное супружество, - это брак одного мужчины с одной женщиной.

Полигамия, или полигамное супружество, - это брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния, или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия, или многомужество). Вопреки широко распространенному мнению, специальные историко-этнографические исследования показали, что полигамия (полигиния) в истории имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия: по данным американского социолога Дж. Мэрдока, число культур с преобладанием полигамии почти в 4 раз превышает число тех культур, где преобладала моногамия. При этом наиболее распространенной формой полигамии является полигиния, до сих пор широко практикующаяся в странах, население которых исповедует ислам.

Что касается полиандрии, или многомужества, то распространенность этой формы брака крайне незначительна. Она существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде т.н. фратернальной полиандрии, т.е. брака одной женщины с несколькими братьями.

Исторический опыт многоженства без дополнительного материального обеспечения в России имеется. После Великой отечественной войны власти сквозь пальцы смотрели на то, что фронтовики привезли с фронта по второй жене и родили новых детей, забыв о прежних семьях. Официальное многоженство было введено в Германии после Столетней войны.

В России началась очередная мощная «пиар-кампания» многоженства. Центральные каналы телевидения получили заказы на создание фильмов о том, что многоженство - это спасение бедственной демографической ситуации в России. Первая подобная пиаровская кампания проходила в 2003 году. Тогда политологи, близкие к президентской администрации, получили заказ на разработку «общей религии» соединяющей основы православия и ислама. Задача была - приучить немусульманское население России к терпимости в отношении многоженства и смешанных браков русских женщин с мусульманами. Сюжеты о том, как русские девушки выходят замуж за мусульман и надевают хиджаб, шли по всем федеральным каналам телевидения.

Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский назвал абсолютно правильной позицию первого чеченского вице-премьера Рамзана Кадырова, который высказался за введение в Чечне многоженства.

"Это надо приветствовать и распространить на всю Россию, так как у нас 10 миллионов одиноких женщин", - заявил лидер ЛДПР. Жириновский полагает, что в России следует "снять ограничения на регистрацию брака, разрешить регистрацию второго и третьего брака, не расторгая первый".

«Обязательно внесем соответствующую поправку в семейный кодекс и Конституцию РФ на весенней сессии», - пообещал Жириновский. Его слова приводит ИТАР-ТАСС. 3

«…Любой человек решает, как ему жить. Он хозяин, в его личную жизнь не будем вмешиваться…»4, считает В.В. Жириновский.

Первый вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Любовь Слиска считает, что многоженство должно быть уравнено многомужеством, а вице-спикер от фракции ЛДПР Владимир Жириновский обещает этим летом взять себе вторую и третью жену.

«..Почему говорят только о многоженстве - раз у нас в стране равноправие, пусть будет и многомужество..», - говорит Л.Слиска.5

В проекте В.В. Жириновского отсутствовала экономическая проработка. Если в сегодняшней обуржуазившейся России государство собирается либерализовать многоженство, то государству придется вводить и новые законы в области распределения национального продукта. Если же нет, то неизбежно увеличится число бедняков и детей-сирот, брошенных родителями, неспособными их прокормить.

Многоженство официально принято только в арабских странах. Неофициально оно имеется на территории РФ в Ингушетии, Чечне и Дагестане. Демографическая особенность этих стран - превышение численности новорожденных женского пола над мужским в четыре-шесть раз..

Неоднократные призывы политиков ввести многоженство стали поводом для социологического исследования, проведенного службой ФОМ. Согласно опросу, большинство россиян не поддерживают идею полигамных браков: две трети опрошенных (62%) восприняли бы легализацию многоженства в России отрицательно.

Опрос показал, что российские граждане против многоженства. Большинство из 1500 тысяч опрошенных ссылаются на мораль и традиции страны: 10% говорят, что любовь и брак – это дело только двоих. 8% утверждают, что многоженство противоречит нашему менталитету и воспитанию, столько же считают, что это недопустимо по религиозным соображениям. Интересно, что 8% респондентов апеллировали к практической стороне вопроса: с их точки зрения, российские мужчины не справятся с материальным обеспечением нескольких жен. Как правило, участники опроса склонялись к мнению, что, будучи разрешенным, многоженство не принесло бы выгоды ни мужчинам, ни женщинам, – об этом говорили 38% опрошенных.6

Антpопологам известны общества, где pазpешены абсолютно все типы бpака, но большинство людей предпочитают моногамию. Ученые полагают, что это предпочтение объясняется экономическими сообpажениями.

Во многих отсталых племен и доныне сохранился групповой брак. Некоторые ученые видят в нем сочетание всеобщего многоженства и многомужества в двух взаимобpачных группах. В подобной ситуации отношения двух супругов не становятся чем-то уникальным, особенным. Жена может вступать в сексуальные отношения с любым мужчиной из дугой половины племени либо оказывать ему некоторые хозяйственные услуги. (У аборигенов Австралии мужья пользовались продуктами собирательства своих жен, а жены - охотничьей добычей мужей).

В современном понимании это, конечно, не семья. Но если групповой брак pассматpивать как пpавообязанности двух групп поставлять фактических супругов, совместная жизнь которых была уже достаточно продолжительной, то мы усмотрим в нем зачаточную форму настоящей семьи. Супруги все-таки уже выделяли друг друга из общей массы, оказывая взаимное предпочтение.

Этнографам хорошо известны факты, когда супруги селились врозь. Они продолжали жить в своих группах, эпизодически встречаясь в лесу, в поле, на охоте, в общественных местах. Подобный брак называется дислокальным. Он обозначает раздельное проживание супругов. Дислокальный брак сохранился до сих поp только у примитивных племен.

Россия- развитое общество.

Возращение к групповым бракам, на мой взгляд, было бы большим шагом назад.

Таким образом, я не считаю полигамный брак (многоженство) перспективной формой семьи.
3.3. Однополые семьи
В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, имеет место понятие «сексуальные меньшинства». Все чаще и чаще по телевидению и радио, а также в печатных изданиях можно услышать, увидеть, прочитать «откровения» из уст известных людей о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

В отдельных Европейских странах разрешена регистрация однополых браков – в Швеции, Дании и Норвегии.

В соответствии со шведским законом, принятым в 1994 г. и действующим с 1 января 1995 г., в стране введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, подобная регистрации брака и влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения брака. Вместе с тем законом установлено, что такие "зарегистрированные" однополые пары не могут иметь в совместном воспитании ребенка, не могут ни вместе, ни порознь усыновить ребенка и не имеют доступа к медицинским процедурам по искусственному оплодотворению.7

Несмотря на то, что однополые браки признаются только в трех странах, да и то – со значительными ограничениями, можно сказать, что это одно и тенденциозных направлений института заключения брака.

Такой вопрос возникает и России.

Депутат Э.Мурзин довел свою многолетнюю борьбу за права гомосексуалистов до высшей судебной инстанции России – Конституционного суда. В уведомлении КС РФ говорится о том, что направленный в июне 2005 года запрос Мурзина принят к рассмотрению и станет темой пленарного заседания КС РФ.

Суду предстоит дать ответ на вопрос, соответствует ли российской Конституции статья Семейного кодекса страны, определяющая брак как "добровольное согласие мужчины и женщины". По мнению депутата, данная статья неконституционна и противоречит положениям 17-19 Основного закона, который гарантирует права и свободы граждан, независимо от их половой принадлежности.

Статика показывает, что российские граждане не готовы признать однополые браки.

Таким образом, однополую семьи вряд ли можно признать перспективной формой современной семьи.
3.4. Нуклеарная семья
Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины и их детей, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование "функционального соответствия" между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья свободна от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную свободу посредством неограниченности выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, семейная структура в современном обществе состоит как бы из относительно изолированных нуклеарных семейных домов, хотя при этом допускается существование значительных социальных различий. Однако согласно исследованиям последнего времени:

1) не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи;

2) собственно процесс индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи;

3) в настоящее время имеются данные о том, что для семейных структур индустриальных обществ не характерно наличие изолированных супружеских домов.

Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между не обязательно совместно проживающими родственниками поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важная роль может принадлежать и тем, кто не состоит в родственной связи с данной семьей, что приводит к возникновению модифицированной первичной группы вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд других структур дома. В Британии в последние два десятилетия наблюдалась тенденция к уменьшению размеров домов, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вне брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества внебрачных детей.

Такие изменения в структуре домов в какой-то мере ставят под сомнение функциональные теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Представители функционализма считали, что семья является универсальным социальным институтом, поскольку она выполняет в обществе ключевые функции социализации, заботы о детях и воспроизводства населения. Однако в современных обществах число семей такого типа уменьшается.

Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные сложности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и характеризоваться дисфункцией. Например, некоторые современные исследователи говорят об угнетенном положении женщины в рамках современной семьи, что наносит психологический ущерб также и другим индивидам.

Современная (объяснительная) демография использует две противоположные парадигмы в рамках которых ставятся и решаются основные проблемы, связанные с тенденциями демографических процессов. Теория демографического перехода в своей содержательной части представляет собой разновидность теории социального развития (эволюционизма, девелопментализма и т.п.), т.е. той теории, которая сопряжена с идеей социального прогресса и которая описывает феномены модернизации со знаком плюс. Другая теория - демографических изменений - сосредоточена на динамических аспектах социальной реальности, рассматриваемой в качестве "поля" взаимодействия, а не в качестве "объекта", подверженного "фундаментальным", "необратимым " и т.п. "сдвигам". В социологии изменений нет поиска "перводвигателя", нет выбора из факторов - главных причин наблюдаемого хода событий. Человеческая деятельность является источником причин и следствий, история есть продукт человеческой деятельности. В рамках этих двух подходов обычно рассматриваются все трансформации семьи.

В теории развития анализируется переход от "традиционной" семьи к "современной", к альтернативным семейности формам организации человеческих отношений. Из факта изменения семейных структур выводится неизбежность этих изменений, легко переходящая в фаталистическую интерпретацию наблюдаемых феноменов, как якобы независящих от человеческих действий, совершаемых помимо воли людей и ведущих к предопределенному финалу, как правило, оцениваемому позитивно. В парадигме прогрессистского развития все нынешнее многообразие форм семейной жизни оценивается по степени приближения их к идеалу современной семьи.

В концепции исторического отмирания многодетной семьи утверждается, что социальные действия, направленные на самосохранение существующих поколений, а не на воспроизводство их, ведут к сокращению рождаемости вплоть до однодетности, т.к. в социуме нет регуляционного механизма защищающего от этого поворота событий.

Огосударствление семейной жизни сужает суверенитет семьи и сферу частной жизни, поскольку ограничивает первичность, интимность семейных отношений. Современное государство становится терапевтическим и превращает полную семью (и ее осколочные формы) в клиента государственных служб. В связи с неэффективностью семьи как института (невыполнение специфических функций, элиминирование автономности семьи, снижение привлекательности брака и семьи для личности) возникает задача приватизации семейной жизни. Активная семейная политика по укреплению полной семьи с несколькими детьми предполагает такое устранение кризиса семьи, при котором ограничиваются регламентированные воздействия государства на разъединение семейных поколений, на сведение семейности к супружеству и к семейным диадам типа "мать-ребенок", "взрослый - иждивенец" и др.
3.5. Гостевые семьи
В современной России появляются новые формы семьи, не имеющие места ранее. К таким формам можно отнести гостевой брак. Суть его сводится к тому, что двое партнеров, регистрируя свои отношения или нет (это не имеет принципиального значения) регулярно встречаются для совместного времяпровождения, не живя при этом вместе, не ведя общего хозяйства и не имея, как правило, общих детей. При этом, партнеры как бы обязуются соблюдать моногамию и с другими лицами не встречаться.

Последователи данного «изобретения» называют достоинства своей модели. «….Смотрите, как удобно: во-первых, в кои-то веки женщина полностью свободна от скучной домашней возни! Она имеет все преимущества семейной жизни, т.е. регулярные интимные отношения, и никаких ее минусов. Во-вторых, партнеры не надоедают друг другу, не привыкают друг к другу, и отношения надолго сохраняют свой яркий, праздничный характер. В-третьих, такая семья экономит массу времени для других дел, например, для карьеры. И так далее. При желании можно перечислить еще десяток преимуществ, причем все они будут действительно иметь место.  Проблема не в том, перекрывают ли плюсы минусы. ..»8.

Главная проблема гостевого брака, по мнению М.В. Голубева, (как и всех прочих «новаторских вариантов») состоит в том, что эта модель работает исключительно в благоприятных социальных и экономических условиях. Иными словами, все эти «союзы двух свободных людей» рассчитаны на физически здоровых, материально обеспеченных и социально успешных людей. Но как только жизнь ставит перед таким союзом определенное серьезное испытание, к примеру, не очень тяжелую, но длительную болезнь одного из партнеров, «гостевой брак» заканчивается. И винить в этом второго партнера даже неловко. Отношения, основанные на взаимной свободе автоматически прекращаются в случае исчезновения или даже ухудшения качества этой свободы. «..Так что большого греха в том, чтобы бросить партнера, потерявшего товарный вид или скатившегося по социальной лестнице, для морали эгоистов нет. А как же иначе? Ведь никто никому ничего не должен…»9.

Подобный подход в корне противоречит христианскому, традиционному принципу брака: «в болезни и в здравии, в богатстве и в бедности…», когда двух людей, помимо простой жажды физического удовольствия, соединяют тысячи незримых нитей – от чувства долга до жалости, от общих жизненных целей до ответственности перед ближними и дальними. И не стоит иронизировать, что и в «законном» браке муж не так уж редко бросает заболевшую жену, а жена – разорившегося мужа. Как всякая сложная структура традиционный брак весьма уязвим. Мы знаем, как можно испортить сложную машину, всего лишь нажав не на ту кнопку. Такие «кнопки» есть и в традиционном браке, но в нем есть и то, чего нет в иных моделях. Снова прибегая к сравнению из мира техники, М.В. Голубев говорит, что «…что традиционный брак – это «машина», созданная для работы в любых, даже самых неблагоприятных условиях. И это машина, обладающая колоссальной способностью к саморегуляции и самовосстановлению. Да, как и любая техника, эта машина не совершенна – она дает сбои, она может сломаться в самый неподходящий момент. Но она – реальность, она работает уже две тысячи лет. И она позволяет реализовать самые разные потребности человека: от потребности в хлебе насущном – в широком смысле слова – до потребности в вечном…»10.

   А что же гостевой брак? Он дает лишь иллюзию союза, иллюзию отношений, иллюзию того, что «у меня кто-то есть». По сути - это игра в брак, одна из тех многочисленных игр для взрослых, которые так детально описал в свое время Берн. Взрослый человек вправе тратить свое время на игры – в конце концов, это его выбор. Главное, не впадать в крайности, считает М.В. Голубев.

Чаще всего люди расстаются из-за работы. В так называемом гостевом браке – иной раз не видя друг друга месяцами – вынуждены жить творческие личности (постоянно гастролирующие артисты, например) или менеджеры – региональные представители иностранных и российских компаний, а также гастарбайтеры, которых нужда гонит в большие города на заработки. Несмотря на разницу в доходах и статусе, их объединяет одно: отсутствие рядом близких людей, а значит, моральной поддержки, тыла. Того, что мы подразумеваем, имея в виду сплоченную семью. Поэтому общая задача «гостевых» супругов – постараться все-таки сохранить эмоциональную связь.

М.В. Голубев провел опрос граждан об их отношении к гостевому браку.

Было опрошено 50 человек. Опрос показал, что:

31 человек ни разу не слышал о термине «гостевой брак». Это может говорить о том, что к настоящему времени гостевой брак не получил распространения.

Из 50 опрошенных, лишь 4 человека могли бы жить в подобном браке. Автору работы думается, что такая форма брака предназначена скорее, для творческих людей (например, певец В. Леонтьев более 20 лет живет со своей супругой в разных городах). Для обычного круга россиян подобный брак, в настоящее время, не приемлем.


4. Тенденции развития современных семей
Говоря о тенденциях современных семей, следует отметить, что по статистике, 70% браков, заключенных органами Загса в последние десять лет, - распадаются. В дореволюционной России эта цифра была значительно меньше, 2-4%. Это свидетельствует о том, что в настоящее время, лица, вступающие в брак, оказываются не готовы к такому шагу, не продумывают всех последствий вступления в брак. Отчасти это обусловлено низкой правовой и социальной грамотностью людей и расширением рамок дозволенного в межличностных отношениях.

Молодые люди, выбрав спутника жизни, не стремятся сейчас быстрее зарегистрировать свои отношения, как это было раньше. Они стали более раскрепощены в отношениях. Да и общество реагирует на свободные отношения совсем не там, как двадцать- тридцать лет назад. Оно признало, что все больше молодых людей предпочитают сегодня сводный гражданский брак.

Еще одна проблема современного брака – отсутствие доверия молодых супругов друг к другу. Раньше, вступая в брак, супруги не думали о том, как они будут делить свое имущество при разводе. Сегодня, все больше пар, предпочитают оформить отношения своей настоящей и будущей собственности еще до того, как начнут брачные отношения.

В настоящее время никого не пугают однополые семьи, семьи полигамные, семьи, где отношения не зарегистрированы в установленном законом порядке. Еще 15-20 лет назад это казалось недопустимым. Таким образом, взгляды на семью существенно меняются.

В настоящее время институт семьи претерпевает значительные изменения по следующим направлениям:

-переход от традиционной патриархальной модели к различным типам и формам семейных отношений;

-изменение физических параметров семьи как по численности (до 3-4 чел.), так и по составу;

-изменение биографии семьи как по возрасту организации семейного союза, так и по продолжительности жизнеспособности данного союза;

-распространение нуклеарной малодетной модели семьи как основной формы семейного союза.

Однако ценность семьи и семейных отношений сохранялась для индивида как одна из самых значимых.

Эти противоречивые тенденции и сегодня определяют не только положение и условия проживания личности в семье, но и здоровье общества, государства, нации в целом. Все это зависит от нескольких специфических особенностей семейного союза, а именно: постоянная взаимозависимость входящих в нее членов, в результате которой любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных; семейная структура ограничивает себя определенными пределами, позволяющими ей наиболее оптимально приспосабливаться к социуму, а также выполнять определенные задачи как по удовлетворению личных потребностей семьи так и внешние функции.

Очевидно, что нарушение в любом из звеньев семейной структуры, включает цепь приспособительных механизмов, значительным образом влияющих общественные, социокультурные процессы в обществе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав основные типы семей, можно сделать вывод, семья может быть: моногамная и полигамная; простая и сложная; полная и неполная; эгалитарная семья и авторитарная. В настоящее время возникают новые (или повторяются существовавшие давно) типы семей: гражданский брак, однополые семьи, моногамные семьи и т.д.

На мой взгляд, это разрушение традиционной семьи. А разрушение института семьи и семейных отношений, вероятнее всего, ведут к разрушению моральных и нравственных критериев в обществе, что далее может привести к разрушению общества как такового.

На современном этапе исторического развития общества личностно - формирующая деятельность современной семьи является главной и определена тесной связью семьи и государства.

В настоящее время наблюдается переход от «традиционной» семьи к «современной», к альтернативным семейности формам организации человеческих отношений.

Плохо сказывается вмешательство государства в семью. Например, активно декларирующаяся сейчас необходимость повышения рождаемости не приносит ожидаемого эффекта. Огосударствление семейной жизни сужает суверенитет семьи и сферу частной жизни, поскольку ограничивает первичность, интимность семейных отношений. Современное государство становится терапевтическим и превращает полную семью (и ее осколочные формы) в клиента государственных служб

Сегодня можно отметить следующие демографические характеристики семьи:

- преобладание нуклеарных семей;

- растет число семей с одним родителем (неполные семьи);

- семей сложного состава немного;

- сокращается среднее число детей в семье;

- выделяются нетипичные формы семей.

В 21 веке развитие семьи протекает и будет протекать под влиянием крупных экономических, политических, национальных событий.



Видится, что именно семья как социальный институт общества способна сыграть в данной ситуации своеобразную роль связующего звена между прошлым, настоящим и будущим. Именно в семье еще сохранен ресурс для осуществления преемственности поколений, для сохранения культурного и исторического наследия. Кроме того, в семье возможна значительное возрождение нравственно-этических, общечеловеческих ценностей, ибо именно в семье они востребованны в максимальной степени, как обеспечивающие жизненную стойкость и ценностную значимость семейного союза для личности. Именно инертность и особое положение в обществе позволят семье не только сохранить имеющиеся в ее активе ресурсы, но и переработать и поставить себе на службу все положительное и важное, что способно укрепить ее позиции. Однако это процессы значительно растянутые во времени, не видимые зрительно и проходящие сложными путями. То же, что происходит с семьей и семейными отношениями сейчас, будет заметно отражаться на состоянии общества, как в ближайшее время, так и в отдаленном будущем.

Список использованных источников и литературы


  1. Астапенко В.С. Жириновский хочет ввести в России многоженство // Жизнь. – 2005. - № 122. – С.6-8.

  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

  3. Голубев М.В. Гостевой брак // Собеседник. – 2008. - № 18. – С.5-6.

  4. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: ТОО ТК Перополис, 1998.- 344с.

  5. Демидов Н.С. Роль и значение гражданского брака в современной России  // Новые лица. – 2004. - № 6. – С.10-11.

  6. Жегалов А. Конституционный суд решит судьбу однополых браков в России // Новости России. – 2006. - № 117. -18 апреля 2006г.

  7. Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Российская семья на европейском  фоне (по материалам международного социологического исследования).– М.: Эдиторал, 1998. – 176 с.

  8. Иванова Т. Многоженство невыгодно. Большинство россиян против института полигамных браков // Независимая газета. – 2006. - № 133.- С.12-13.

  9. Какой быть российской семье? // Жизнь. – 2008. - №4.- С.16.

  10. Кислицин А.Д. Современные нравы // Московский Комсомолец. – 2008.- №.119.- С.7-8.

  11. Кочетов И.А. Начала семейной жизни. – М., 2002.- 339с.

  12. Ложбанов В.Р. Семья как основная ячейка общества. – Ярославль, 2001.- 339с.

  13. Седок С.В. Жириновский предложил ввести многоженство по всей России и сказал, что готов взять в жены двух чеченских девушек // Религия. – 2005. - № 11. – С.4-5.

  14. Савинов Л.И. Семьеведение: Учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2009.- 340с.

  15. Современная семья: проблемы и перспективы развития: Матер. Всерос. науч. заоч. конф. / Твер. отд-ние Рос. о-ва социологов, Твер. гос. техн. ун-т; Редкол.: Майкова Э.Ю. (отв. ред.) и др. - Тверь, 2001.- С.54.

  16. Черенга К.А. Правовые аспекты легализации "нетрадиционной семьи" в России // Гражданин и право– 2008. – №4. – С. 16.

  17. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 412с.




1 Демидов Н.С. Роль и значение гражданского брака в современной России  // Новые лица. – 2008. - № 6. – С.10-11.

2 Современная семья: проблемы и перспективы развития: Матер. Всерос. науч. заоч. конф. / Твер. отд-ние Рос. о-ва социологов, Твер. гос. техн. ун-т; Редкол.: Майкова Э.Ю. (отв. ред.) и др. - Тверь, 2001.- С.54.

3 Астапенко В.С. Жириновский хочет ввести в России многоженство // Жизнь. – 2005. - № 122. – С.6-8.

4 Астапенко В.С. Жириновский хочет ввести в России многоженство // Жизнь. – 2005. - № 122. – С.6-8.

5 Седок С.В. Жириновский предложил ввести многоженство по всей России и сказал, что готов взять в жены двух чеченских девушек // Религия. – 2005. - № 11. – С.4-5.


6 Иванова Т. Многоженство невыгодно. Большинство россиян против института полигамных браков // Независимая газета. – 2006. - № 133.- С.12-13.


7 Черенга К.А. Правовые аспекты легализации "нетрадиционной семьи" в России // Гражданин и право– 2008. – №4. – С. 16.


8 Голубев М.В. Гостевой брак // Собеседник. – 2008. - № 18. – С.5-6.

9 Голубев М.В. Гостевой брак // Собеседник. – 2008. - № 18. – С.5-6.


10 Голубев М.В. Гостевой брак // Собеседник. – 2008. - № 18. – С.5-6.

.


Каталог: files
files -> Рабочая программа дисциплины «Введение в профессию»
files -> Рабочая программа по курсу «Введение в паблик рилейшнз»
files -> Основы теории и практики связей с общественностью
files -> Коммуникативно ориентированное обучение иностранным языкам в Дистанционном образовании
files -> Варианты контрольной работы №2 По дисциплине «Иностранный (англ.) язык в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030900. 68 Магистратура
files -> Контрольная работа №2 Вариант №1 Text №1 Use of Non-Police Negotiators in a Hostage Incident
files -> Классификация основных человеческих потребностей по А. Маслоу Пирами́да потре́бностей
files -> Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная журналистика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница