Отчет по курсу: «Психологизм антипсихологизм как логико-культурная доминанта эпохи» Гордеев Павел Сергеевич



Скачать 202.36 Kb.
Дата13.05.2016
Размер202.36 Kb.
ТипОтчет
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Философский факультет

Образовательная программа: «Философия»

Аналитический отчет по курсу:



«Психологизм - антипсихологизм как логико-культурная доминанта эпохи»

Гордеев Павел Сергеевич

4 курс (403 группа)

Руководитель курса:

Сорина Галина Вениаминовна, д.ф.н., профессор

Москва


2012г.

Глава 1-2

Эдмунд Гуссерль (1859- 1938). Учился в Лейпцигском университете, где начал изучать астрономию, математику, физику и философию, в 1878 году перешёл в Берлинский университет. В 1882 году защитил в Венском университете диссертацию «К теории вариационного исчисления». Вскоре  Гуссерль вместе с невестой принимают протестантское вероисповедание и оформляют брак, после чего Гуссерль устраивается преподавать в университете в Галле.Его первые публикации были посвящены проблемам основания математики («Философия арифметики», 1891) и логике («Логические исследования» I, 1900. II, 1901). «Логические исследования» становятся первой книгой нового направления философии, открытого Гуссерлем — феноменологии.Начиная с 1901 года он встречае в Геттингене и Мюнхене доброжелательную атмосферу и своих первых единомышленников (РайнахШелерПфендер). Именно в этот период он публикует программную статью в «Логосе» — «Философия как строгая наука» (1911) и первый том «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913).В 1916 году он получает кафедру во Фрайбургском университете. Мартин Хайдеггер, самый способный ученик Гуссерля, редактирует его «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» (1928). Затем последовательно выходят в свет «Формальная и трансцендентальная логика» (1929), «Картезианские размышления» (1931), части I и II работы «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936).После прихода в власти нацистов Гуссерль был на некоторое время уволен, как еврей, согласно земельному закону Бадена.окончательно он был освобождён с должности только после принятия «Нюрнбергских законов», лишивших евреев гражданства. Хайдеггер весной 1933 года был избран ректором университета, вопрос о его личной причастности к травле Гуссерля и об их взаимоотношениях в этот период вызывает много споров. Гуссерлю было запрещено участвовать в философских конгрессах 1933 и 1937 годов как официально, так и частным образом.его старые книги не изымались из библиотек, но издание новых было невозможно. Несмотря на враждебность, которой окружил его нацистский режим, Гуссерль не эмигрировал (его дети выехали в США). Он умер во Фрайбурге в 1938 году от плеврита почти в полном одиночестве. Бельгийский монах-францисканец, аспирант Высшего института философии Германн Лео Ван Бреда, опасаясь гитлеровского антисемитизма, перевез в Лувен библиотеку и неизданные работы Гуссерля, а также помог выехать из Германии вдове и ученикам философа.

Основные понятия

Вопросы к тексту

Комментарии

Связь с курсовой работой

теоретическое несовершенство наук
метафизика
наукоучение
знание
истина
очевидность
систематика
теория
нормирующий закон
форма научных оснований
суррогаты обоснований

нормативная дисциплина


техническое учение
практический характер логики
теоретическая дисциплина
нормативное суждение
предикат ценности
основная норма
идея нормативной дисциплины


Необходимо ли ученому постигать основы своей деятельности?

Почему ученый, как художник, не способен дать надлежащие сведения о принципах своего искусства.

Имеет ли метафизика какие либо задачи по отношению к наукам?

Что должна фиксировать метафизика?

Является ли наука направленной в каком либо направлении?

Какое место занимает истина, как объект правильного суждения.

Что мы можем считать непосредственно очевидным?

Насколько очевидно, что известное фактическое отношение обладает той или иной степенью вероятности?

Что такое знание в широком смысле?

Принадлежит ли единству связи обоснований, систематическое единство, в которое сведены не только отдельные знания, но и сами обоснования?

Что такое теория?

Какова цель науки?

Почему значительна независимость формы от области знания?

Назовите важнейшие особенности обоснований?

Что создает возможность существования наук?

Что является целью наукоучения?

Характер какой науки проявляет логика?

Что есть нормативная дисциплина?

Что она (нормативная наука) нам дает?

Что есть техническое учение и какова его задача?

Каким образом из нормативной дисциплины образуется техническое учение?

Как соотносятся между собой техническое учение и нормативная дисциплина?

Была ли в появлении логики, какая либо историческая необходимость?

Существование каких точек зрения выделяют характер логики как технического учения?

В каком соотношении, по Гуссерлю, находится понятия нормативная, практическая и теоретическая дисциплина?

О чем говорят законы нормативной и теоретической дисциплин?

Что Гуссерль подразумевает под понятием нормативное суждение?

Что предполагает каждое нормативное суждение?

Что такое основная норма?

Является ли основная норма нормативным суждением?

Чтобы произошло с научной дисциплиной если бы не существовало ее теоретических основ?


В начале данной работы мы наблюдаем как Гуссерль вводит для нас важные понятия необходимые для того чтобы разобраться с проблемой, которая вырисовывается в последующем. Это создает определенный фундамент для дальнейшей работы с проблемой интерпретации логики. В этой работе Гуссерль рассматривает два абсолютно противоположных друг - другу течения мысли, таких как психологизм и антипсихологизм и их трактовку логики. Автор последователен в своей критике психологизма, и, несмотря на то, что аргументы антипсихологизма не являются идеальными Гуссерль придерживается этой точки зрения, утверждая, что психологизм основывается на ложном смешении понятий. Рассуждения Гуссерля на мой взгляд очень убедительны и последовательны поэтому читая его работу невозможно не согласиться с точкой зрения автора. Однако, не стоит забывать что Гуссерль в последствии изменил свое мнение, и перешел на позиции анти-антипсихологизма, которая мне кажется более основательной.

Тема моей курсовой работы называлась «Инфосфера как социальный феномен». В частности я рассматривал такой феномен как медиа сфера, а так же причины и сущность возникающих в ней медиа вирусов. Для появления самой проблемы медиа сферы важным является победа антипсихологизма в споре с психологизмом. Так как логика призналась дисциплиной независящей от психологии и субъекта, стал развиваться ее формальный язык, который способствовал развитию современного языка программирования, что дало возможность укрепиться современной кибернетике. Таким образом проблема психологизм антипсихологизм априори лежит в самом основании моей работы, но не явным образом.

Однако, сама медиа сфера, это не просто компьютеризированный организм, или совокупность машин, медиа сфера эволюционирует и находит отражение в умах людей, тем самым создавая новый, ментальный мир, непосредственно связанный с субъектом.Следовательно мы частично восстанавливаем точку зрения психологистов, и таким образом выходим на новый виток развития этой проблематики.



Глава 3-4

психологизм
психология
психическая деятельность
нормативный характер логики
мышление
причинно-следственные связи
идеальные связи
естественные связи
приблизительные правила
точные законы
индукция
истинность
вероятность
идеализирующие фикции
реальный закон
идеальный закон



По мнению психологистов откуда берет свои основы наукоучение?
Основной аргумент психологистов?
С помощью каких доводов антипсихологисты пытаются обосновать раздельность логики и психологии?
Является ли, по мнению психологистов, мышление, каким оно должно быть, отличным от мышления как оно есть?
В чем сходство психологии и логики?
В чем различие задач психологии и логики?
Можно ли, по мнению психологистов, искать идеальные связи не исследуя естественные?
Когда наука становится наукой, по мнению противников психологистов?

Каков ответ сторонников психологизма на аргумент «порочного круга»?


На чьей стороне находится Гуссерль?
Имеет ли, по мнению Гусссерля, психология настоящие и точные законы?
Каково первое эмпирическое следствие психологизма, по мнению Гуссерля?
Каков путь обоснования естественных законов?
Обосновывает ли индукция истинность?
Каково второе эмпирическое следствие психологизма, по мнению Гуссерля?
Каково третье эмпирическое следствие психологизма, по мнению Гуссерля?
Предполагает ли логический закон существование явлений познавания?
Что, по мнению Гуссерля, будет законом в подлинном смысле?
Каков аргумент Гуссреля против тезиса о том, что не всякий закон, относящийся к фактам, возникает из опыта и индукции?
Какое различие является решающим для спора между психологической и чистой логики?







Глава 5-6
Джон Стюарт Милль (1806 - 1873). Английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель.Под руководством отца получил всестороннее образование. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В 1865 - 1868 член палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы. Главный логико-методологический труд Милля - «Система логики» (1843) содержит психологистическую трактовку логики как общей методологии наук. В ней Милль излагает учение об именах и предложениях, о дедуктивном (силлогистическом) умозаключении, об индукции и методах индуктивного исследования причинной зависимости. Подходя к логике с эмпирико-психологической точки зрения, Милль придавал большое значение связям логики и языка, изучая с логической точки зрения имена и предложения. Именно благодаря ему эта проблема начинает переходить в разные пласты культуры.
Герберт Спенсер (1820 - 1903). Английский философ, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма. Отказался от предложения получить образование в Кембридже(впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, инженером, журналистом. Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (laissezfaire) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени.

психологистическое толкование логических законов
prinsipiumcontradictions
факт

контрадикторные суждения


абсолютно постоянный закон
тавтология
исключающие суждения
противоположные суждения
верование
посредственное познание
порочный круг
бесконечный регресс
первичные принцип
формулы умозаключений

химические формулы


законы умозаключений
ошибочное умозаключение
естественный закон мышления
закон логического
упорядочивания мышления


Можно ли, по мнению Гуссерля, последовательно проводить линию психологизма?
Как Милль трактует prinsipiumcontradictions?
Что Спенсер подставляет на место логического принципа противоречия?
Что является формулировкой абсолютно постоянного закона?
Выдвигает ли Гуссерлькакой либо аргумент против такого прочтения исследуемого логического принципа?
Являются ли исключающие друг друга суждения, противоречащими друг другу?
Каков психологистический принцип Милля?
Является ли, по мнению Гуссерля, принцип Милля законом?
Возможно ли у различных личностей сосуществование противоположных суждений?
Что утверждает нормативная формулировка исследуемого закона?

Каковы следствия крайнего эмпиризма, по мнению Гуссерля?


К чему приводит необходимость обоснования принципов обоснования?
Каков источник заблуждений эмпиризма?
Состоятелен ли, по мнению Гуссерля, умеренный эмпиризм Юма?
Каков аргумент Гуссерля против Юма?
Закон исключенного третьего?

Возможно ли противоречащие положения считать сосуществующими?


Какова двусторонность принципа противоречия?
Что представляет собой, по мнению Гусселя «естественный закон противоречия»?
Полагает ли Зигвард,что принцип противоречия выступает как нормативный закон в том же самом смысле, в каком он был естественным законом?
Что, по мнению Гуссерля, имеет ввиду Зигвард под принципом противоречия?
Можно ли свести к основным принципам законы противоречия?
Что дает аргумент против возможности психологистического толкования аксиом?

Почему, по мнению Гейманса, возможность обнаружить ошибочное умозаключение является подтверждением психологического взгляда?


Каковы аргументы Гуссерля против Гейманса?
С чем сравнивает Гейманс формулы умозаключений?

В чем, по мнению Гуссерля, различие формул умозаключений и химических формул?











Глава 7-8


Вильгельм Максимилиан Вундт (1832 - 1920). Немецкий врач, физиолог, психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
Мейнонг(1853 - 1920).Австрийский философ-идеалист и психолог. С 1882 профессор университета в Граце, в 1894 создал там же первую в Австрии экспериментально-психологическую лабораторию.

Исходя из философии Д. Юма и своего учителя Ф. Брентано, развил идеалистическую "теорию предметности", понимая под «предметом» не материальный объект, а данность объекта в переживании. При этом, по его мнению, безразлично, какова природа этого объекта: реальная ли это вещь или идеальное отношение, например понятия сходства и различия. Объект становится «предметом» только в акте познавания. Это положение было потом развито в теории интенциональности немецкого философа Э. Гуссерля. Но в отличие от феноменологии Гуссерля, Мейнонг признаёт логический примат за «предметами», а не за актами сознания. Он разрабатывал также общую теорию ценностей. Идеи Мейнонга оказали влияние на развитие неопозитивизма и, в частности, на ранние работы Б. Рассела.




скептический релятивизм
условия возможности
скептицизм
релятивизм
субъективизм
индивидуальный релятивизм
специфический релятивизм (антропологизм)
организация вида
релятивизм в широком смысле
функциональная форма
логическая невозможность
психологическая невозможность
выводы

аргументы


психологистические предрассудки
теоретический закон
практическое правило
собственное содержание положений
функция положений
логические положения
методологические положения
идеальное
реальное
положения арифметическойномологии
первичные единичности
арифметически-сингулярные положения
всеобщие понятия
фактические единичности
родовые понятия
идеальные единичности – виды
регулирующие нормы
вспомогательные приемы
чистая математика
абстракция
естественный закон
нормативный закон
идеальный закон
рефлективный круг
связь переживаний
связь вещей
логическая связь
теория очевидности
условия очевидности


О невозможности какого противоречия в отношении теории говорит Гуссерль?

В каких смыслах, мы можем говорить об очевидных «условиях возможности» теории вообще?

Что Гуссерль подразумевает под субъективным смыслом условий возможности всякой теории вообще?

Что Гуссерль подразумевает под объективным смыслом условий возможности всякой теории вообще?

Каково, по мнению Гуссерля, понимание настоящего гносеологического скептицизма?

Какую форму скептицизма смешивают с настоящим гносеологическим скептицизмом?

Как определяет ненастоящий метафизический скептицизм Гуссерль?

Являются ли синонимичными для Гуссерля понятия субъективизм и релятивизм?

Каким из них лучше пользоваться?

Какие формы релятивизма различает Гуссерль?

Как Гуссерль определяет индивидуальный релятивизм?

Как Гуссерль определяет специфический релятивизм?

Являются ли эти формы релятивизма скептическими?

Каков основной аргумент критики индивидуального релятивизма Гуссерлем?

Каково основное противоречие в критике специфического релятивизма?

Какова первая частность проявления этого противоречия?

Какова вторая частность проявления этого противоречия?

Можно ли, по мнению Гуссерля, основывать истину на организации вида и почему?

Существовала ли бы истина, по мнению Гуссерля, если бы не существовала организация вида и почему?

Какая бы противоречивая истина могла бы возникнуть в силу организации какого-либо вида согласно релятивизму?

Что, по мнению Гуссерля, влечет за собой относительность истины?

В каком отношении находится релятивизм с очевидностью непосредственно наглядно данного бытия и почему?

В какое понятие объединены обе формы релятивизма?

Что у Гуссерля понимается под релятивизмом в широком смысле?

Почему, по мнению Гуссерля, нельзя выводить логические законы из фактов?

К какому виду релятивизма принадлежит психологизм?

Какую роль играет психологизм в рассуждениях Зигварда?

Каким образом, по мнению Зигварда, могут быть познаваемы нормы логики?

Каким образом Зигвардрелятивизирует понятие истины?

Какие еще понятия релятивизирует Зигвард?

Какое существенное разграничение, вследствие психологистического направления мышления не проводит Зигвард?

Что следует, по мнению Эрдмана, из невозможности мыслить противоречащие суждения?

Какие аргументы выдвигает логический абсолютист против этого утверждения?

Почему, по мнению Гуссерля, опасно называть основные логические законы, законами мышления?


Какое смешение осуществляет Эрдман, когда говорит о невозможности отрицания законов мышления?

Какой пример можно привести в поддержку последнего тезиса?

При каком условии логическиеосновоположения общеобязательны, по мнению Эрдмана?

При каком условии, по мнению Гусерля, не возникли бы столь нелепые учения?

Может ли быть признана возможность, что другие существа могут иметь совершенно другие основоположения?

Какой методологический переворот в восьмой главе производит Гуссерль в своей критике психологизма?

Что, по мнению Гуссерля, представляют собой эти аргументы?

Какова первая мнимая самоочевидность или первый предрассудок психологизма?

Какой аргумент выдвигает Гуссерль против этого предположения?

Каким заблуждением антипсихологисты помогали развитию этого психологистического предрассудка?

Какое основное различие в связи с этим психологистическим предрассудком, по мнению Гуссерля, упустили из виду психологисты?

В чем, по мнению Гуссерля, заключаются основные различия между логическими и методологическими положениями?

Зачем нам нужны общие и выходящие за пределы всех определенных наук нормы?

Могут ли, по мнению Гуссерля, такие истины вместе с тем принадлежать к области какой-то отдельной науки, например, психологии?

Какой особенностью должна обладать такая особая наука, абсолютно не зависимая от других научных дисциплин?

На какие два класса распадаются нормы и какими отличительными чертами они обладают?

Какую позицию по его же словам занимает Гуссерль в споре о психологистическом или объективном обосновании логики?

Что, по мнению автора текста, является действительной противоположностью естественного закона и почему?

Есть ли все-таки, по мнению Гуссерля, в психологистическом основании логики круг и если да, то в чем он состоит?

Каков второй психологистический предрассудок выделяет автор?

Каким сравнением пользуется Гуссерль для критики этого аргумента?

Что представляют собой и из чего состоят положения арифметической номологии?

Что представляют собой первичные единичности и что к ним относят?

Как получаются арифметически-сингулярные положения?

Что определяет отличие психологистического способа рассмотрения таких терминов от идеального?

Каково первое решающее различие приводит Гуссерль?

Между чем проводит Гуссерль второе решающее различие?

На каком примере можно прояснить предыдущее различение?

Как Гуссерль определяет «логическую связь»?

Каков третий, выделяемый Гуссерлем, психологистический предрассудок?

Каких авторов Гуссерль относит к представителям этой теории очевидности?

Какова, с их точки зрения, в данной связи роль логики?

Определение каких понятий предполагает понимание различения реальной и идеальной «теории очевидности»?

Почему психологистические определения понятий очевидности и истины не удовлетворяют Гуссерля?



Как определяет и связывает эти понятия сам автор?








Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Справочник практического психолога «И. Г. Малкина -пых Техники гештальта и когнитивной терапии»
2014 -> Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998, 389 с. Фундаментальная монография
2014 -> Г. А. Ананьева. Семья: химическая зависимость и созависимость. Работа с созависимостью
2014 -> Фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую начелены методы исследования данной науки
2014 -> Толерантность. Профилактика ксенофобии и экстремизма Список новых публикаций
2014 -> Тамбовское областное государственное бюджетное
2014 -> Легкая атлетика и материнство: тренировка, беременность и рождение ребенка Бег на средние и длинные дистанции и его влияние на женские гормоны и плотность костей Кармен Леон
2014 -> Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г. Казани республики татарстан казанской епархии русской православной церкви


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница